Творческая работа посвящена рассмотрению возникновения натуральных чисел и «тайн», которые вокруг них оставили люди. С рождения человек постоянно пользуется числами, даже не задумываясь об их происхождении. Стало очень интересно: « Кто первый придумал числа, знаки записи чисел, которыми мы пользуемся?». Чтобы ответить на этот вопрос, было проведено небольшое исследование истории возникновения натуральных чисел, связанной с необходимостью выражения всех чисел знаками, а так же «тайны», которые возникли вокруг них. ,Цель: изучить историю учения чисел, познакомиться с секретами мудрецов и тайнами, которые возникли вокруг некоторых чисел.Актуальность работы Понятие натурального числа столь привычно и просто, что даже не возникает потребности в его определении в терминах. Но без знания прошлого нельзя понять настоящее. Данная цель обусловила конкретные задачи исследовательской работы:1)найти интересные факты, связанные с числами (определение возникновения слова «математика», изучение приемов счета первобытных людей, рассмотрение условных знаков – цифры разных народов);
2) познакомиться с секретами мудрецов и тайнами, которые возникли вокруг некоторых чисел; 3) выявить магическое, философское значение некоторых чисел; 4) познакомиться с магическими числами 7 и 13; 5) пробудить интерес к самоанализу черт своего характера и влияние на него чисел (провести социологический опрос обучающихся и их родителей).
Вложение | Размер |
---|---|
makarov.docx | 991.78 КБ |
IV окружная научно-практическая конференция учащихся
«КИНЕЛЬСКИЙ ВЕКТОР»
Секция: МАТЕМАТИКА
«ЧИСЛА ПРАВЯТ МИРОМ»
Автор: Макаров Александр,
обучающийся 5 класса
школы-интерната № 9 ОАО «РЖД».
Научный руководитель: Степанова Ольга
Алексеевна, учитель математики
высшей категории.
Кинель, 2014 г.
Содержание
3.1. Появление цифр……………………… 7
3.2. Римская нумерация…………………… 9
3.3. Цифры русского народа………………… 9
4) Мистические свойства некоторых чисел… 10
4.1.Мир числа 7 …………………………… 13
4.2 Мир числа 13 ………………………… 19
3. Исследования и наблюдения. …………………… 21
4. Заключение………………………………………… 22
5. Список использованной литературы……..…….… 24
6. Печатное информационное издание………………. 25
7. Приложение………………………………………… 25
«Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным». Блез Паскаль
АННОТАЦИЯ
Работа посвящена рассмотрению возникновения натуральных чисел и «тайн», которые вокруг них оставили люди. С рождения человек постоянно пользуется числами, даже не задумываясь об их происхождении. Стало очень интересно: « Кто первый придумал числа, знаки записи чисел, которыми мы пользуемся?». Чтобы ответить на этот вопрос, было проведено небольшое исследование истории возникновения натуральных чисел, связанной с необходимостью выражения всех чисел знаками, а так же «тайны», которые возникли вокруг них.
Цель: изучить историю учения чисел, познакомиться с секретами мудрецов и тайнами, которые возникли вокруг некоторых чисел.
Актуальность работы Понятие натурального числа столь привычно и просто, что даже не возникает потребности в его определении в терминах. Но без знания прошлого нельзя понять настоящее.
Данная цель обусловила конкретные задачи исследовательской работы:
1)найти интересные факты, связанные с числами (определение возникновения слова «математика», изучение приемов счета первобытных людей, рассмотрение условных знаков – цифры разных народов);
2) познакомиться с секретами мудрецов и тайнами, которые возникли вокруг некоторых чисел;
3) выявить магическое, философское значение некоторых чисел;
4) познакомиться с магическими числами 7 и 13;
5) пробудить интерес к самоанализу черт своего характера и влияние на него чисел (провести социологический опрос обучающихся и их родителей).
Объект исследования – числа.
Предмет исследования – история математики, «тайны» чисел.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
Материал данной работы можно рекомендовать к использованию на уроках математики, во внеклассной работе или на занятиях школьного математического кружка в качестве дополнительного материала с целью появления заинтересованности к учебному предмету и пробуждения желания к изучению математики у учеников, а также для расширения кругозора.
Ключевые слова: математика, история, числа, жизнь, развитие, тайна.
1) Возникновение слова «математика»
Слово «математика» возникло в Древней Греции примерно в V веке до нашей эры. Происходит оно от слова «матема» - «учение», «знания, полученные через размышления» (3, стр. 10). Древние греки знали четыре «матемы»:
В древнегреческой науке существовало два направления. Одни, возглавляемые Пифагором, считали знания – «предназначенными» только для посвященных. Никто не имел права делиться своими открытиями с посторонними. Другие, напротив, считали, что математика доступна всем, кто способен к размышлениям. Они называли себя математиками. Победило второе направление.
2. На заре появления цифр.
Давно, очень давно это было. Человек сидел у водопоя, спрятавшись в кустах, и ждал зверя. К воде подошел олень с большими ветвистыми рогами. Охотник загнул на руке палец. Затем к водопою вышел безрогий олень. Охотник загнул еще один палец. Всю ночь просидел в засаде охотник, но больше ни одного зверя не увидел. Утром он рассказывал старшему соплеменнику о своих наблюдениях:
— Сижу, смотрю, вышел к водопою рогатый олень (охотник для подтверждения положил на ладонь угловатый камешек), а затем вышел безрогий олень (положил рядом с первым овальный камешек). Больше зверей не было до утра.
— Так к водопою сначала подошел один олень, а затем еще один? — переспросил родич и поднял два пальца.
— Да, — ответил охотник.
К следующей ночи старший собрал большую группу мужчин с копьями. Он тщательно продумал, куда посадить одного охотника, куда — двух, а куда и трех. Все были размещены у водопоя так, чтобы подошедший олень попал в окружение. Охота была удачной. Этот случай показывает, что уже на заре развития человеческого общества люди замечали, что различные группы предметов — звери, охотники, камни — могут иметь одно и то же число: два пальца, два зверя, два камня и т. д. В наши дни об этом знает любой первоклассник
Постепенное совершенствование жизненного уклада первобытных людей способствовало возникновению у них потребности считать, но прошли десятки столетий, прежде чем люди приобрели это умение. Вначале человек научился выделять единичные предметы. Например, из стаи волков, стада оленей он выделял одного вожака, из выводка птенцов — одного птенца. Научившись выделять один предмет из множества других, говорили: «один», а если их было больше — «много». Даже для названия числа «один» часто пользовались словом, которым обозначался единичный предмет, например: «луна», «солнце». Такое совпадение названия предмета и числа сохранилось в языке некоторых народов до наших дней.
В некоторых племенах Австралии долгое время пользовались только числами «один» и «два», а все другие называли, повторяя эти числа или говоря «много».
В одном из австралийских племен считали иначе. Один называли «мал», два - «булан», три - «гулиба», т. е. названия имели только три первых числа, а другие числа, например 4, называли «булан-булан» и т. д. Эти исторические факты показывают как люди учились считать. Так как в далекие времена общение между разными народами было затруднено, то способы счета и названия чисел в разных местах одной страны были неодинаковы. [№2, cтр. 11-13]
Следующей ступенью в развитии наименования чисел является появление описательных выражений совокупности нескольких единиц. Например, вместо наименования числа, выражающего два предмета, употреблялась фраза "столько, сколько у меня рук", наименование четыре передавалось фразой: "столько, сколько ног у животного". Итак, словесными выражениями нескольких предметов явилось преимущественно части тела человека и животного.
В дальнейшем эти описания выражения у многих народов заменились наименованием соответствующих слов, и таким образом эти наименования закрепились за числами. Так, число два стало выражаться словами, обозначающими "уши", "руки", "крылья"; четыре- "нога страуса" (четырехпалая) и пр.
Пальцевой счет постепенно приводил к упорядочению счета, и человек стихийно приходил к упрощению словесного выражения чисел. Так, например, выражение, которое должно соответствовать числу 11 - "десять пальцев на обеих руках и один палец на одной ноге" - упрощалось в "палец на ноге". Подобного рода сокращения в то же время приводили как бы к выделению единиц из высшего разряда.
С появлением городов и каменных сооружений все больше людей стали заниматься письменностью и началами математики. Самые сведущие придумали специальные знаки для записи чисел. Эти знаки, выполняющие роль цифр, были удобны для чтения, но для их записи требовалось довольно много времени.
Первый способ обозначения чисел, приходящий на ум, - палочками. Что может быть легче? Одна палочка значит один, две – два и так далее.
3). Цифры у разных народов
3.1. Появление цифр
Цифры - условные знаки для обозначения чисел. Первыми записями чисел можно считать зарубки на деревянных бирках или костях, а позднее - черточки. Но большие числа изображать, таким образом, неудобно, поэтому стали применять особые знаки (цифры).
Первыми придумали запись чисел древние шумеры. Они пользовались всего двумя цифрами. Вертикальная чёрточка обозначала одну единицу, а угол из двух лежачих чёрточек – десять. Вот так выглядели эти дощечки.
После счета по зарубкам люди изобрели особые символы, названные цифрами. Они стали применяться для обозначения различных количеств каких-либо предметов. Разные цивилизации создавали свои собственные цифры (4, стр. 12). Так, например, в древней египетской нумерации, зародившейся более 5000 лет назад, существовали особые знаки (иероглифы) для записи чисел 1, 10, 100, 1000, …:
В Древней Греции сначала числа 5, 10, 100, 1000, 10000 обозначали буквами Г, Н, Х, М, а число 1 – черточкой /.
Древние индийцы изобрели для каждой цифры свой знак. Вот как они выглядели (4, стр. 18).
Однако Индия была оторвана от других стран, - на пути лежали тысячи километров расстояния и высокие горы. Арабы были первыми «чужими», которые заимствовали цифры у индийцев и привезли их в Европу. Чуть позже арабы упростили эти значки, они стали выглядеть вот так Они похожи на многие наши цифры. Слово «цифра» тоже досталось нам от арабов по наследству. Арабы нуль, или «пусто», называли «сифра». С тех пор и появилось слово «цифра». Правда, сейчас цифрами называются все десять значков для записи чисел, которыми мы пользуемся: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Современные цифры 1,2,3,…,9,0, которыми пользуется большинство народов мира, являются ценнейшим вкладом народов Индии в сокровищницу математических знаний. У индусов цифры заимствовали арабы, от них же эти цифры распространились в X – XIII вв. в Европе, а затем и во всём мире. Европейцы называли их арабскими. Это название цифр сохранилось до наших дней. То, что одна и та же цифра может обозначать число единиц, десятков, сотен или тысяч, в зависимости от того, какое место (какую позицию) в записи числа она занимает, было, великим открытием. Оно поражает своей простотой. Такая система нумерации называется позиционной.
3.2. Римская нумерация
В основе римской нумерации использованы принципы сложения (например, VI = V + I) и вычитания (например, IX = X -1). Римская система нумерации десятичная, но непозиционная. Римские цифры произошли не от букв. Первоначально они обозначались, как и у многих народов, «палочками» (I - один, X - 10 - перечеркнутая палочка, V - 5 - половина от десяти, сто - кружочек с черточкой внутри, пятьдесят — половина этого знака и т. д.).
Со временем некоторые знаки изменились: С - сто, L - пятьдесят, М - тысяча, D - пятьсот. Например: XL - 40, LXXX - 80, ХС - 90, CDLIX - 459, CCCLXXXII - 382, CMXCI - 991, MCMXCVIII - 1998, MMI – 2001 (4, стр. 13).
3.3 Цифры русского народа
Арабские числа в России стали применять, в основном, с XVIII века. До того наши предки использовали славянскую нумерацию. Над буквами ставились титлы (черточки), и тогда буквы обозначали числа (4, стр. 15).
В одной из русских рукописей XVIII века написано: «... Знай же то, что есть сто и что есть тысяща, и что есть тьма, и что есть легион, и что есть леодр...; сто есть десятью десять, а тысяща есть десять сот, а тма десять тысящ, а легион есть десять тем, а леодр есть десять легионов...» (4, стр. 15). Сотни миллионов назывались «колодами».
«Колода» имела специальное обозначение: над буквой и под буквой ставили квадратные скобки.
Числа от 11 до 19 обозначались так:
В приведенной системе обозначения чисел не шли дальше тысяч миллионов.
4). Мистические свойства некоторых чисел
Вера в счастливые и несчастливые числа восходят к временам, когда только возникал счет. Люди не имели общих чисел для всех предметов, а существовали разные обозначения для каждого числа в зависимости оттого, что считали: один счет был для камней, другой для рыб. Лишь постепенно люди сделались способными отвлекать числовые понятия от конкретных вещей. Это привело к тому, что числу приписывали магическое значение, оно представлялось в виде какого-то таинственного духа, который может приносить счастье или несчастье. Магические свойства чисел волновали людей еще в глубокой древности. Хотим мы этого или нет, но где-то глубоко в нас сидит какая-то симпатия к одним числам и осторожность , а порой и совсем неприятные чувства к другим. Особым почитанием окружены были числа в Древней Греции. Философ и математик Пифагор утверждал, что «числа правят миром». Он создал школу единомышленников, которые верили в магию чисел и думали, что за каждым предметом стоит какое-то число. Числа, считали они, несут с собой добро и зло, счастье и несчастье.
Положения Пифагорейцев:
- «Все есть число»;
- «Число - это закон и связь мира, сила, царящая над богами и смертными »;
- «Сущность вещей есть число».
Число 0.
Это символ абсолюта, бесконечности. Это начало всех вещей, это сон или смерть. Графически изображается как кольцо или круг.
Число 1.
Пифагор и его единомышленники ставили единицу выше всех других чисел, считая, что именно она – начало всех начал, что именно от нее пошел весь мир. Без единицы не состоялось бы самое простое счисление. Графически изображается как вертикальная линия.
Число 2.
Это число является символом любви, непостоянства и равновесия.
Число 2 – это мягкость и тактичность, стремление сгладить острые углы. Оно
находится между добром и злом, теплом и холодом, светом и мраком, богатством и нищетой.
Число 3.
У многих народов весьма продолжительное время пределом счета было число 3. Его считали символом полноты, совершенства. Так, у древних греков это число считалось счастливым, а в Древнем Вавилоне стали поклоняться трем божествам: Солнцу, Луне и Венере. Число три стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках. Еще его магия заключалась в том, что оно складывалось из суммы предыдущих чисел (3=1+2), символизировалось треугольником, который представляет прошлое, настоящее и будущее.
Число 4.
Древние считали это число символом устойчивости и прочности. Ведь оно представлено квадратом, четыре стороны которого означают четыре стороны света, четыре времени года, четыре стихии - Огонь, Земля, Воздух и Воду. Геометрическая правильность: квадрат или ромб; в славянской символике - символ Земли. Тоже очень знаменательное число, как и три. В японо-китайском мире 4-роковое число.
Числу 5
Пифагор отводил особое место, считая его самым счастливым из всех чисел. Древние же считали число «пять» символом риска, приписывали ему непредсказуемость, энергичность и независимость. Числовая правильность: 5-простое число; 5 пальцев - пятеричная система счисление; 5- конечная звезда; 5 чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, равновесие), 5 главных признаков в православие. 5 заветов буддизма; мусульманин молится 5 раз в день.
Число 6.
Неужели и о нём можно что-то порассказать? Конечно. Пифагор считал его удивительным числом, так как оно обладает замечательным свойством: получается в результате сложения или перемножения всех чисел, на которые делится. Шестёрка делится на 1, 2, 3 и если сложить или перемножить эти числа, то вновь получиться 6 (1 + 2 + 3 = 1 х 2 х 3 = 6). Таким свойством не обладает ни одно другое число. 6 - «число творения», Бог создал мир за 6 дней.
Геометрическая правильность: правильная, плоская, выпуклая фигура –
правильный 6 - угольник. В славянской символике – символ солнца. Числовая правильность: 6 – совершенное число.6 – число предметов в чайных и столовых сервизах.
Число 7.
В египетской и вавилонской философии и астрономии оно рассматривалось как сумма двух «жизненных» чисел: три и четыре. Три человека –отец, мать, ребёнок составляют основу жизни; а четыре – это число стран света и направлений ветра, откуда приходит дождь, живительная влага которого делает землю плодоносящей. По утверждению Пифагора, сумма чисел 3 и 4, (символизирующих собой треугольник и квадрат) считалась проявлением законченности и совершенства. Поэтому-то число 7 воспринималось как священное. Семь считали магическим, возможно, ещё и потому, что человек воспринимает окружающий мир (свет, звуки, запахи, вкус) через семь «отверстий» в голове (два глаза, два уха, две ноздри, рот).
Число 8.
Древние считали воплощением надежности, доведенным до совершенства. Если его еще разделить, то части тоже будут равными (2, 2, 2,2).
Число 9.
Таинственную силу приписывали древние и числу 9, причем в одни времена добрую, в другие – злую. У древних римлян за этим числом установилась добрая слава. Монголы считали девятку совершенством. В японо-китайском мире 9 – несчастливое число; воспринимается как «болезнь».
Число 10.
Символом гармонии и полноты выступало число 10. Этим числом, выражающимся суммой 1+2+3+4, символизировался философский камень.
Число 11.
Наши предки относили к нехорошим числам, число 11. Как теперь установлено, изменения активности Солнца влияют на здоровье людей, а такие изменения совершаются периодически через каждые 11 лет. Но это совсем не значит, что число 11 имеет мистическое значение.
Число 12.
Очень почиталось число 12, «дюжина». 12 месяцев в году, 12 знаков Зодиака, 12 делений на циферблатах часов, сервизы на 12 персон. Число 12 замыкало свет, поэтому его считали символом полноты, богатства, счастливым числом. Число 12 имеет собственные делители 2, 3, 4, 6, что при низком уровне вычислений в древности давало большие преимущества.
Число 13.
А вот с числом 13 были одни неприятности. Оно простое и делится только на себя и единицу. Суеверия, связанные с числом 13, оказались наиболее устойчивыми и получили наибольшее распространение. Люди многих стран
(Англия, Франция, Польша и др.) считают это число несчастливым, испытывают перед ним панический страх и стараются избегать его. Но интересно заметить, что у наших предков – славян не было суеверий, связанных с числом 13.
4.1.Мир числа 7
Особенно большим почетом в древности была окружена семерка. Когда-то семерка была предельным числом, подтверждают пословицы «Лук от семи недуг », « Семеро одного не ждут », где « семь » употребляется в значении «все». Еще в древнем Вавилоне были известны семь планет, к которым тогда причисляли и Солнце и Луну. Все непонятные явления природы приписыва-
лись богам и постепенно представление о богах соединялись и с семью планетами. По ним стали считывать и время. Так родилась семидневная неделя.
Семь стало священным числом. Его считали магическим.
Многие поэты, так или иначе, в своих стихах упоминают число семь. .
С.Я. Маршак.
Седьмой рассказчик
Семь ночей и дней в неделе
Семь вещей у нас в портфеле:
Промокашка и тетрадь,
И перо, чтобы писать,
И резинка, чтобы пятна
Подчищала аккуратно,
И пенал, и карандаш,
И букварь - приятель ваш.
Валентин Колумб.
Смотри, семицветная радуга встала,
Семь красок по полю она разметала,
Семь россыпей радужных, семь настроений:
То куст гиацинта, то – ветка сирени.
Наверно, в природе весенней, родной
Все краски живут,
Нет лишь черной одной!
В повседневной жизни число 7 часто встречается в пословицах, поговорках
( Приложение 1) .
Также число 7 встречается в названиях русских народных сказок:
-«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
-«Волк и семеро козлят»
-«Семь гномов»
Интересные «семиричные» особенности:
-«Семиричность» мира проявляется и в семи возрастах человеческой жизни:
7 * 1 = 7 лет – младенчество;
7 * 2 = 14 лет – отрочество;
7 * 3 = 21 год – юношество;
7 * 4 = 28 лет – молодость;
7 * 5 = 35 лет – зрелость и т. д.
- Человек воспринимает окружающий мир (свет, звуки, запах, вкус) через семь «отверстий» в голове.
Музыка:
-7 основных нот — до, ре, ми, фа, соль, ля, си
- музыкальный интервал, состоящий из 7 ступеней — септима
Число семь важно в музыке. Известно, что при изучении звуковых волн, была выделена гамма звуков: семь нот, применяемых музыкантами. Сочетая яркую мелодию, выразительные интонации, характерный ритм, гармонию. Композитор образным языком музыки выражает свое отношение к окружающему миру. Музыка — язык чувств. До, ре, ми, фа, соль, ля, си — всего семь нот. Сколько замечательных музыкальных произведений из них создали!
Литература:
1) Семь томов романа «Гарри Поттер», а в них — семь крестражей Волан-де-Морта. «Га́рри Поттер» (англ. «Harry Potter») — популярная серия романов английской писательницы Дж. К. Роулинг. Каждый из романов описывает один год из жизни главного героя — мальчика-волшебника по имени Гарри Поттер. Все семь частей стали бестселлерами и переведены на множество языков, в том числе на русский
2)«Семь подземных королей» книга А. Волкова.
3)Во «Властелине Колец» Толкина изначально 7 колец были подарены Сауроном гномам. «Властели́н коле́ц» (англ. The Lord of the Rings) — роман английского писателя Дж. Р. Р. Толкина, одно из самых популярных произведений в жанре фэнтези. Впервые роман был опубликован в 1954—1955 годах. Роман был опубликован в трех томах (Братство кольца / Две крепости / Возвращение Короля).
5) «Цветик-семицветик».
7 чудес света
Так называют прославленные в древности сооружения и статуи. Наверное,
Филон Александрийский, живший в IV веке до н. э., и не подозревал, что его имя сохранится в веках по столь забавному поводу. Он, математик, механик, геодезист, составил первый вариант «Семи чудес света». Почему он выбрал именно 7 объектов, точно историки не знают. Самое распространенное объяснение: «семерка» считалась числом магическим, которое в своих наблюдениях за окружающим миром отметили еще древние египтяне. Это и семь цветов радуги, и семь небесных тел в Солнечной системе, видимых невооруженным глазом… В свой труд «Семь чудес света» Филон Александрийский включил :
- древне - египетские пирамиды;
- храм Артемиды в Эфесе, около 550 лет до н. э.
- Мавзолей в Галикарнасе, середина 4 в. до н. э.
- висячие сады Семирамиды в Вавилоне, 7 в. до н. э.
- статуя Зевса в Олимпии, около 430 лет до н. э.
- статуя Гелиоса в Родосе (Колосс Родосский), около 292 – 280 до н. э.
-маяк в Александрии, около 280 лет до н. э.
До нас, к сожалению, дошло лишь одно из этих прекрасных творений человеческого разума и умелых человеческих рук – пирамиды – гробницы древних египетских царей – фараонов. ( Приложение 2).
Число 7 на карте нашей страны
Рассматривая карту страны, можно обнаружить немало названий, в основу которых легло число семь :
Число 7 на карте нашей области
В Самарской области — Семь ключей.
Легенда гласит, что в заводи, где теперь бьют семь ключей, жили семь русалок, которые смехом привлекали к себе молодых мужчин. Шел однажды мимо старец, наделенный вещим даром, услышал призывный смех русалок и проклял это место. Лег на заводь густой туман, сгинули русалки, а на этом месте забили семь водометов.
На Самарской Луке от Переволок к Усинскому кургану расположена группа холмов, названных Семь Братьев.
Легенда гласит: «Однажды жигулевская вольница выставила на сторожевом посту семь родных братьев. Сначала братья внимательно следили за окрестностями, но к утру, уставши от ратных дел, задремали. Только на миг закрыли глаза, а к вольному стану уже подкралась вражеская силы. Тяжелый был бой, много вольных людей погибли в этом бою. А семеро братьев от великого стыда, тяжелой вины перед товарищами окаменели. Так и стоят они в ряд, не смыка своих каменных век, и глядят вдаль на волжские просторы». Характерно, что цифра семь, связанная с топонимами, привязана к легендам. Это еще раз подчеркивает глубокий интерес народа к этой уникальной цифре.
4.2 Мир числа 13
Число "13" в нашем обиходе считается несчастливым. Оно даже имеет название "чертова дюжина". Так как число 13 на единицу больше 12, то оно находится за пределами завершенности и гармонии, а следовательно, - число плохое и злое. Ведь после великих свершений часто наступает хаос. Как бы там ни было, 13 пользуется дурной славой с античных времен. Число 13 очень неудобно в быту. И в первую очередь тем, что ни на что, кроме единицы да себя, не делится. Вся мистика была приписана потом. Существует даже специальный научный термин, который обозначает боязнь этого числа. Этот термин – трискаидекафобия
Давайте посмотрим, какие еще суеверия и традиции связаны с числом 13 в разных странах:
Забавно, кстати, что «чертова дюжина» в английском варианте изначально – «пекарская дюжина» и никакого зловещего смысла в себе не несет. Просто когда у пекаря покупали дюжину булочек, 13-ю он отдавал бесплатно.
"Мистики считают, что число 13 - это универсальная сила, которая может быть и доброй и злой. Число 13 состоит из цифр 10 и 3. 10 - число силы, действия, а 3 - наоборот, знак ограничения. Сочетаясь, эти цифры образуют гремучую смесь, когда предпринимаемые усилия (благодаря числу 10) терпят крах (из-за цифры 3). Однако крах - это не всегда поражение, не конец, а очередное начало после окончания предшествующего цикла. Поэтому символом и тайным образом числа 13 является не только смерть, но и рождение.
Новое сменяет устаревшее, отжившее. Но порой цифра 13 обозначает напротив, удачу. Как, например, у древних майя, где это число считалось священным и очень благоприятным. А во время Великой Отечественной войны знаменитый летчик А. И. Покрышкин воевал на "Аэрокобре" под № 13 и с позывным "13". Чтобы немного разбавить мрачные ассоциации с "несчастливым" числом, можно вспомнить, что в Советском Союзе существовала популярнейшая юмористическая телепередача под названием "Кабачок 13 стульев".
Шахматист Гарри Каспаров считает 13 своим счастливым числом: - В словах ГАРРИ КАСПАРОВ (вместе) – 13 букв. - Он родился 13 апреля. - Стал 13-м чемпионом мира в 1985 году.
- Он выиграл свой титул, победив Анатолия Карпова, и набрал при этом 13 очков.
И, наконец, число 13 очень таинственно представлено в стихотворении поэтессы Зинаиды Гиппиус. 1903год. (Приложение 3)
3. Исследования и наблюдения
1). Мы провели анкетирование среди учащихся 5 - 8 классов. Вопрос: Считаете ли Вы, что людям, родившимся 7, 16 (6+1) или 25 (2+5)числа любого месяца, присущи эти качества?
- Сильная интуиция - Богатая фантазия - Яркое воображение - Хорошее чувство юмора - Мудрость - Старательность - Аналитическое мышление
Причём 28% учащихся считают, что эти люди имеют богатую фантазию, 30% выделяют их яркое воображение, 15%- хорошее чувство юмора и столько же – старательность, 10% отмечают их аналитическое мышление и всего 2% - мудрость. ( Приложение 4)
Такой же вопрос мы адресовали учителям и работникам школы в возрасте от 30 до 65 лет. Всего анкетировали 24 человека. Теперь большинство опрошенных - 28% отметили мудрость, 20%- аналитическое мышление, 12%- старательность, 9% -хорошее чувство юмора, яркое воображение-10% 8%- богатую фантазию и 13% - сильную интуицию..
Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: люди, рожденные 7, 16 и 25 числа имеют развитую интуицию и особую таинственную привлекательность, которая сильно влияет на других, они артистические и романтические натуры и, тем самым подтверждая теорию влияния числа на качества человека.
2) Также было проведено интервьюирование на тему: «Вы верите в мистику числа 13?»
Согласно опросу, 16% опрошенных старшеклассников верят, что число 13 приносит удачу, верят, что приносит неудачу - 6%, 10% - верят, но не сталкивались с результатом, затрудняются ответить-24%, не верят-44%. Приведу примеры некоторых ответов. «К числу 13 отношусь нормально. Если выпадает такое место, то спокойно сажусь. Моя мама родилась 13 числа, в телефоне её есть число 13», «К числу 13 - отношусь ровно, оно не лучше и не хуже остальных чисел», «Никак не отношусь, скорее как к шутке, похихикать можно - типа ПЯТНИЦА ТРИНАДЦАТОЕ!», «Я люблю это число», «Не очень люблю почему-то, хотя ничего плохого не приключалось никогда. Но я его избегаю».
Из ответов видно, что большинство опрошенных не являются суеверными людьми. Старшеклассники не боятся числа 13. Никакой мистики в этом числе нет, абсолютно. Это ничем не подтверждается. И влияние это число оказывает только на тех, кто верит в его некую мистическую силу. По данным моих исследований, в повседневной жизни тринадцать ничем не выделяется из обычного числового ряда: тринадцатого числа происходит, как и в любой другой день, столько же хорошего, как и плохого. ( Приложение 5)
Не надо бояться числа ТРИНАДЦАТЬ, а надо верить в свои силы!
4. Заключение
Изучая данную тему, мы выяснили, что числа интересуют людей с древних времен и до наших дней.
Работа актуальна и интересна потому, что заставляет учащихся не только обратиться к истории числа и освоить простейшие навыки экспериментальной работы, но и использовать полученные знания при изучении других предметов. Буклеты о числах представляют собой наглядный материал, который можно использовать для расширения знаний о числах.
При работе над данной темой я узнал много нового и интересного о числах и подробнее о 7 и 13 и их значении в жизни человека. Человек всегда пытается связать плохое с чем–то сверхестесвенным. Число - 13 может быть магическим, волшебным, математическим, счастливым и несчастливым, число 7 – великолепно и многогранно.
Проведя исследования, я пришёл к выводу: если в далеком прошлом страх наших далеких предков перед «несчастливыми» числами оправдывался их слабыми познаниями, невежеством, непониманием причин окружающих явлений, то в наши дни подобные суеверия ничем оправдать нельзя.
Древние мудрецы говорили: «Ты есть то, во что веришь».
В процессе работы мы смогли убедиться, насколько интересны числа. Существуют ли «неинтересные» числа? Математики знают, что ответ на этот вопрос отрицателен.
5. Список литературы
Автор-составитель В. Балязин. – 848 с.
6. samosoverhenstvovanie.ru›self-development…13
7. Сайт : www.pravda. ru
Приложение 2
7 ЧУДЕС СВЕТА
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Почему Уран и Нептун разного цвета
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Шум и человек
Яблоко