В данной работе было проведено исследование зависимости обучающихся школы от компьютера, влияние компьютера на здоровье школьника и к каким изменениям в организме может привести это влияние.
Вложение | Размер |
---|---|
Влияние компьютера на здоровье человека | 819.73 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №257
Пушкинского района Санкт-Петербурга
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
по теме
«Влияние компьютера на здоровье человека»
Выполнила: Калинина Дарья Алексеевна, 5б
Научный руководитель: Румянцев Евгений Валентинович
Учитель информатики и ИКТ, 1 квалификационная категория
2016
Содержание
Оглавление
Факторы, влияющие на состояние здоровья пользователей компьютерной техники
Уровни электромагнитных полей (ЭМП).
Концентрация вредных веществ в воздухе.
Визуальные показатели монитора.
Список использованной литературы
Развитие общества, науки и техники ставит систему образования перед необходимостью использовать новые средства обучения. К таким средствам обучения относятся информационные технологии. Новые информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся. Технология проведения уроков с использованием современных технических средств и новых информационных технологий тренирует и активизирует память, наблюдательность, сообразительность, концентрирует внимание учащихся, заставляет их по-другому оценить предлагаемую информацию. Компьютер на уроке значительно расширяет возможности представления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды. Это позволяет усилить мотивацию школьников к учебе.
Многие исследователи полагают, что современные ИТ обладают необходимым потенциалом, способствующим психофизиологическому развитию ребенка, отмечая их положительное влияние (и, в частности, компьютерных игр) на показатели внимания зрительно-пространственного восприятия .
В то же время существует и противоположная точка зрения. Так, Кордес и Миллер в своем отчете «Критический взгляд на использование компьютеров детьми» высказывают предположение, что технология физически, социально и интеллектуально вредна для детей, а компьютеры вызывают социальную изоляцию. Некоторые исследователи полагают, что воздействие видео- и компьютерных игр тормозит развитие внимания и может привести к синдрому дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Кроме того, есть авторы, которые высказывают предположение, что видео- и компьютерные игры («стратегии») могут способствовать развитию навыков управляющего контроля [1].
Несмотря на все преимущества, которые предоставляет компьютерная техника, она является источником целого ряда неблагоприятных физических факторов воздействия на функциональное состояние и здоровье школьников. При неправильной эксплуатации компьютер изменяет условия и характер труда иногда не в лучшую сторону. При работе на компьютере мы забываем о том, что получаем от него не только пользу в виде знаний, но и вред для нашего здоровья [4].
И поэтому я решила исследовать зависимость обучающихся школы от компьютера, влияние компьютера на здоровье школьника и к каким изменениям в организме может привести это влияние.
Цель моей исследовательской работы определить количество времени, проведенного обучающимися за компьютером и зависимость их здоровья от этого фактора.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
В ходе написания исследовательской работы, были применены следующие методы:
Данная работа проводилась в три этапа:
1 этап: анкетирование и анализ анкет.
Объект исследования: ученики ГБОУ СОШ №257 Пушкинского района Санкт-Петербурга (5-8 классы) – 20 человек.
Предмет исследования: обеспеченность школьников компьютерами, время работы за компьютерами и интернет – зависимость.
Методическая процедура исследования: данный социологический опрос имеет не сплошной, а выборочный характер. Имеет смысл опросить по несколько человек из различных классов, чтобы получить общее развернутое представление по исследуемому вопросу.
Инструментарий опроса: анкета (Приложение 1).
2 этап: исследование остроты зрения у группы школьников до и после работы на компьютере с помощью таблицы Сивцова. Время работы на ПК – 2 часа.
Объект исследования: ученики ГБОУ СОШ №257 Пушкинского района Санкт-Петербурга (5 класс) – 3 человека.
Предмет исследования: проверка остроты зрения школьников до и после работы на ПК.
Оборудование и материалы: таблица Сивцова (приложение 2), рулетка 5 м.
3 этап: исследование изменения концентрации внимания у группы школьников до и после работы на компьютере при помощи таблиц Шульте [2]. Время работы на ПК – 2 часа.
Объект исследования: ученики ГБОУ СОШ №257 Пушкинского района Санкт-Петербурга (5 класс) – 3 человека.
Предмет исследования: внимание обучающихся до работы на компьютере, после двух часов работы на компьютере.
Оборудование и материалы: таблицы Шульте (приложение 3), секундомер.
Основные факторы, оказывающие влияние на здоровье человека при работе за компьютером согласно СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 [5]:
Электромагнитное излучение идет от системного блока и от мониторов старых моделей. Процессор генерирует СВЧ-излучение, которое распространяется в пространстве в виде электромагнитных волн, часто неся дезинформацию, электромагнитному полю человека.
При общем обследовании людей, работающих в условиях контакта с ЭМП, выявлены такие расстройства нервной системы, как астенический синдром, нейроциркуляарная дистония; нередко появляются жалобы на повышенную утомляемость, головную боль, головокружения, расстройства памяти, сна; имеют место раздражительность, иногда плаксивость, вялость, подавленность, тремор пальцев вытянутых рук, снижение аппетита и т.д. [3].
Шум – совокупность звуков различной силы и высоты, беспорядочно изменяющихся во времени. Различают следующие формы специфического воздействия шума: шумовая травма, утомление слуха и профессиональная тугоухость. Утомление слуха объясняется перераздражением нервных клеток и выражается ослаблением слуховой чувствительности к концу рабочего дня. При каждодневном повторении это может служить постепенным развитием его полной потери.
Заболевания органов дыхания, развивающиеся из-за долговременной работы с компьютером, имеют в основном аллергический характер. Это связанно с тем, что во время долгой работы компьютера корпус монитора и платы в системном блоке нагреваются и выделяют в воздух вредные вещества, особенно если компьютер новый. Создаваемое компьютером электростатическое поле деионизирует окружающую среду, и уменьшает влажность воздуха. Каждый из этих факторов пагубно влияет как на легкие, так и на весь организм в целом. Кожные заболевания связаны в основном с тем, что наэлектризованный экран дисплея притягивает частицы взвешенной в воздухе пыли, так что вблизи него "качество" воздуха ухудшается, и школьник вынужден работать в более запыленной атмосфере.
Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых программах, неправильное расположение экрана.
Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Суть работы на компьютере - ввести или прочитать текст, нарисовать или изучить детали чертежа. А это - огромная нагрузка на глаза, ведь изображение на экране дисплея складывается не из непрерывных линий, как на бумаге, а из отдельных точек, к тому же светящихся и мерцающих.
В результате работа на компьютере серьезно перегружает наши глаза. Если к тому же монитор невысокого качества и интерфейс используемых программ неудачный, то последствия не заставят себя ждать. У пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения... Это явление получило название "компьютерный зрительный синдром".
Согласно СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране монитора, на уроке не должна превышать:
Согласно плану исследовательской работы мною было проведено анонимное анкетирование «Влияние компьютера на здоровье человека». Всего было опрошено 20 учащихся 5-8 классов, в возрасте 11-16 лет (Приложение 1).
На вопрос «А вы часто проводите время в интернете?» 55% опрошенных рассказали, что они проводят за ПК от двух и более часов в день.
Следовательно, больше половины опрошенных школьников не придерживаются нормы, установленной врачами (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).
Исходя, из полученного результата о времени пребывания за ПК был проведен эксперимент о влиянии компьютера на здоровье и концентрацию внимания школьников.
Мною было организована проверка зрения школьников до и после работы на ПК. Исследование проводилось по таблице Сивцева (Приложение 2) на расстоянии 5 метров обоими глазами. Таблица была освещена одной люминесцентной лампой. Свет от лампы был направлен только на таблицу. Проверялась десятая строчка сверху. В результате исследовании остроты зрения у группы школьников 5 классов (3 учащихся, 11-12 лет) по таблице Сивцева было отмечено ухудшение зрения после 2 часов работы за ПК: количество ошибок при распознавании букв увеличилось в среднем в 2 раза.
Время нахождения за ПК было равномерно поделено на три части: игровая (Minecraft), поисковая (интернет) и работа в текстовом редакторе Microsoft Word.
Выводы:
Зрение школьников после непрерывного сеанса работы за ПК (2 часа) заметно ухудшилось.
Одновременно с проверкой зрения школьников я провела ещё один эксперимент на концентрацию внимания при помощи таблиц Шульте (Приложение 3).
Таблица Шульте представляет собой таблицу, в ячейках которой хаотичным образом размещена определенная информация (чаще всего последовательно идущие числа). Самый распространенный вид интерпретации таблицы Шульте (или Shultz tables) – это квадратная таблица, имеющая 5 столбцов и 5 строк, в которых в случайном порядке размещены числа от 1 до 25.
Школьникам поочередно предлагается две таблицы, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемые отыскивают, показывают и называют числа в порядке их возрастания. Одновременно с началом выполнения задания включается секундомер.
Методика эксперимента:
Основной показатель - время выполнения теста.
Определяется среднее время работы с одной таблицей. Для этого подсчитывается сумма времени, необходимого для двух таблиц, которая затем делится на 2. В результате получается средний показатель работы с одной таблицей.
1 этап – контрольный:
Среднее время работы – 43 сек.
2 этап – после двух часов работы за компьютером:
Среднее время работы – 54 сек.
Выводы:
Концентрация внимания школьников уменьшилась на 20% (время прохождения теста на внимание).
Можно с уверенностью сказать, что после долгого времени провождения за компьютером, состояние здоровья человека изменяется. Возможно за один раз эти изменения не такие явные, но с каждым разом результаты будут становиться всё более плачевными.
Состояние зрения меняется. Например, человек станет хуже видеть, нежели до пребывания за ПК.
Так же меняется и быстрота мышления человека. Ему приходиться дольше обдумывать решение той или иной проблемы, требуется больше времени на решение какой-либо задачи.
Изменяется состояние психики человека. Ему становиться неприятно, слышать громкие звуки, воспринимать какую-либо информацию, которая ему не интересна (а в этот момент ему интересен только процесс пребывания за компьютером).
Можно сказать, что работа за компьютером безопасна, если не превышать нормы времени, установленные врачами (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).
Следующим этапом моей исследовательской работы я планирую определить период безопасной работы за ПК и профилактические меры по предотвращению неблагоприятного воздействия компьютера на школьников.
Анкета для учащихся
При опросе 20 учеников нашей школы, им были заданы вопросы:
По итогам опроса:
Таблицы Шульте
Вокруг света за 80 дней
Что такое музыка?
Зимний дуб
Карты планет и спутников Солнечной системы
Две лягушки