В современном мире, насыщенном разнообразными техническими и технологическими новинками, наблюдается всё большая гиподинамия, все меньше школьников посвящают свое свободное время подвижным играм, занятиям спортом и физической культурой. Это неблагоприятно сказывается на их здоровье. Интенсивность и качество газообмена напрямую связаны с состоянием органов дыхания. Влияет ли спортивная подготовка на состояние внешнего дыхания школьников? Изучению этой проблемы посвящено данное исследование.
Веществами, обеспечивающими функцию внешнего дыхания, являются кислород, углекислый газ, гемоглобин. Все энергетические превращения в организме осуществляются при участии кислорода. Газообмен в легких осуществляется в результате диффузии кислорода из альвеолярного воздуха в кровь (около 500 л в сутки) и углекислого газа из крови в альвеолярный воздух (около 430 л в сутки).
Гемоглобин – дыхательный фермент - является основной составной частью эритроцитов и обеспечивает дыхательную функцию крови. Гемоглобин, присоединивший кислород, превращается в оксигемоглобин. В скелетных мышцах и миокарде находится мышечный гемоглобин – миоглобин, который обеспечивает кислородом работающие мышцы, связывая до 14% кислорода в организме.
На функциональное состояние человека оказывает влияние гипоксия (кислородное голодание) - патологическое состояние, характеризующееся пониженным напряжением кислорода в клетках и тканях организма. Гипоксию может вызвать снижение парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе, недостаточная активация механизмов транспорта кислорода или повышение кислородного запроса тканей.
Ведущим звеном патогенеза гипоксического состояния становится дефицит энергии, связанный с переходом обмена на менее энергетически выгодный анаэробный путь. Ограничивая ресинтез АТФ в митохондриях, гипоксия вызывает депрессию функций систем организма.
В интенсивно работающих органах идет усиленный распад гликогена, возникают дистрофические явления, нарастает «кислородный долг» организма. Возникающие изменения еще более усиливаются под влиянием недоокисленных продуктов метаболизма.
Со стороны ЦНС наблюдаются изменения высших психических функций: повышается эмоциональная возбудимость, снижается критическое мышление, замедляются тонко координированные реакции. Кроме того страдает печень и миокард, повышается легочное артериальное давление.
Поэтому физическая работа даже небольшой интенсивности в условиях гипоксии оценивается организмом как работа субмаксимальной или максимальной мощности, а, следовательно, быстро приводить к утомлению и истощению резервных возможностей организма.
В первую очередь на дефицит кислорода реагируют системы дыхания и кровообращения. Показатели легочной вентиляции подразделяются на анатомические величины (легочные объемы) и на функциональные величины. Они зависят от пола, веса, роста. Правильная оценка функционального состояния аппарата внешнего дыхания возможна при сопоставлении абсолютных показателей с так называемыми должными величинами – соответствующими величинами у здорового человека того же возраста, веса, пола, роста.
Длительность задержки дыхания на вдохе и выдохе уменьшается при заболеваниях сердечнососудистой и дыхательной системы, и зависит от возбудимости дыхательного центра, интенсивности тканевого обмена, волевых качеств, дисциплинированности ребенка и др.
В исследованиях принимали участие школьники, не занимающиеся спортом и школьники-спортсмены в возрасте 15-16 лет. Общее количество обследованных – 10 человек. Для определения показателей внешнего дыхания у обследуемых измерялась частота дыхания, дыхательный объем, жизненная емкость легких. Рассчитывались должная жизненная емкость легких и должная общая жизненная емкость легких. Для оценки функционального состояния дыхательной и сердечнососудистой системы проводились функциональные пробы Штанге, Генча, Серкина. В качестве физической нагрузки использовались глубокие приседания. Функция внешнего дыхания изучалась закрытым способом - с помощью спирографа.
Как следует из полученных данных, показатели внешнего дыхания имеют наиболее высокие значения у школьников, занимающихся спортом. Так, дыхательный объем у спортсменов выше на 32%, а жизненная емкость легких на 28%. Время от момента окончания глубокого вдоха до возобновления дыхания достоверно выше у школьников-спортсменов на 51%. Такая же картина наблюдается при рассмотрении результатов, полученных при проведении пробы Генча. Время от окончания выдоха до возобновления дыхания достоверно выше на 37%.
По результатам исследований можно сделать следующие выводы:
1. Исследования дыхательных параметров (объема и частоты дыхания) позволяет объективно оценивать характер легочной вентиляции. Глубокое и редкое дыхание создает лучшие условия для легочного газообмена.
2. Показатели внешнего дыхания у школьников-спортсменов значительно выше, чем у их сверстников, не занимающихся спортом.
МКОУ «БОГУЧАРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
по химии
НА ТЕМУ: «Изучение химической природы веществ, обеспечивающих функцию внешнего дыхания школьников»
Выполнил:
ученик 10 «социально-гуманитарного» класса
МКОУ БСОШ №2 Лапшинов Александр
Преподаватель: Хаустова Ольга Анатольевна
2013 год
План
Стр.
I. Введение. 1
II. Основная часть. 2
1. Химическая природа кислорода и углекислого газа. 2
организме человека 5
2.1 Парциальное давление кислорода и углекислого газа. 5
2.2. Гемоглобин 6
2.3. Разновидности гемоглобина у человека. 7
Влияние гипоксии на функциональное состояние человека.
5. Функциональные пробы. 15
Изучение состояния внешнего дыхания у школьников
с различной степенью физической подготовки.
III. Заключительная часть. 18
IV. Литература 19
V. Приложения
№1 20
№2 21
№3 22
№4 23
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире, насыщенном разнообразными техническими и технологическими новинками, в условиях быстро меняющейся действительности, наблюдается всё большая гиподинамия, все меньше школьников посвящают свое свободное время подвижным играм, занятиям спортом и физической культурой. Колоссальный прирост информации приводит к тому, что учащиеся все больше времени проводят за компьютером, а не в спортивном или тренажерном зале, не на спортивных площадках, и даже просто не на свежем воздухе. Это, в свою очередь, неблагоприятно сказывается на их здоровье. Недаром говорят: «В здоровом теле – здоровый дух». Жизнедеятельность человеческого организма, в том числе и работа мозга (в первую очередь), неразрывно связана с процессами, происходящими в нем с участием кислорода, с происходящим в организме газообменом. Интенсивность и качество газообмена напрямую связана с состоянием органов дыхания. При недостатке кислорода в организме развивается гипоксия, что отрицательно сказывается на деятельности мозга и всего организма в целом. Влияет ли спортивная подготовка на состояние внешнего дыхания школьников? Изучению этой проблемы посвящено данное исследование.
1.1. Кислород
Кислород - самый распространенный элемент на Земле. В свободном состоянии молекулярный кислород входит в состав воздуха, где его содержание составляет 20,95% (по объему). Содержание в земной коре составляет 47,2% (по массе).
Кислород – важная часть углеводов, жиров, белков. Существует в виде двух аллотропных модификаций – молекулярной кислород (дикислород) и озон (трикислород). наиболее устойчивая молекула О2, обладающая парамагнитными свойствами.
В лабораторных условиях кислород можно получить следующими способами:
А) разложением бертолетовой соли
2KCLO3 = 2KCL + 3O2
Б) разложением перманганата калия
2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2
В) нагреванием нитратов щелочных металлов (NaNO3, KNO3); при этом выделяется в свободном состоянии лишь 1/3 содержащегося в них кислорода:
2NaNO3 = 2NaNO2 + O2
Основным источником промышленного получения кислорода является воздух, который сжигают и затем фракционируют. Вначале выделяется азот (tкип = -195,8 оC), а в жидком состоянии выделяется почти чистый кислород, так как его температура кипения выше (-183 оС).
Широко распространен способ получения кислорода, основанный на электролизе воды.
Физические свойства. При нормальных условиях кислород – бесцветный газ, без запаха и вкуса. Температура кипения - 183 оC, тяжелее воздуха, плотность 1,43 г/см3. В 1л воды нормальных условиях растворяется 0,04 г кислорода.
Химические свойства. Как элемент, занимающий место в правом верхнем углу периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, кислород обладает ярко выраженными неметаллическими свойствами. Имея на наружном энергетическом уровне шесть электронов, атом кислорода может перейти к предельно заполненной 8-й электронной оболочке (условие максимальной химической устойчивости), присоединив 2 электрона. Поэтому в реакциях с другими элементами (кроме фтора) кислород проявляет исключительно окислительные свойства.
Кислород образует соединения со всеми химическими элементами, кроме гелия, неона и аргона. С большинством элементов он взаимодействует непосредственно, кроме галогенов, золота и платины. Скорость реакции кислорода как с простыми, так и со сложными веществами, зависит от природы веществ, температуры и других условий.
Такой активный металл, как цезий, самовозгорается в кислороде воздуха уже при комнатной температуре.
С фосфором кислород активно реагирует при нагревании до 60 оС, с серой – до 250 оС, с водородом – более 300 оС, с углеродом ( в виде угля и графита) – при 700-800 оС:
4P + 5O2 = 2P2O5;
S + O2 = SO2
2H2 + O2 = 2H2O;
C + O2 = CO2
Горение водорода в кислороде протекает по цепному механизму. Эта реакция начинается с образованием активных нестабильных частиц – свободных радикалов - носителей неспаренных электронов.
H2 + O2 = •OH + •OH (зарождение цепи)
Радикалы •OH легко реагируют с молекулой H2
•OH + H2 = H2O + H•
Атом водорода реагирует далее с молекулой О2 с образованием вновь радикала •ОН и атома кислорода и т.д. Эти элементарные акты способствующих элементов:
2H2S + 3O2 = 2SO2 + 2H2O CH4 + 2O2 + CO2 + 2H2O
Сероводород Метан
C2H5OH + 3O2 = 2CO2 + 3H2O 4FeS2 + 11O2 = 2Fe2O3 + 8SO2
Этанол Колчедан
Рассмотренные реакции сопровождаются выделением, как теплоты, так и света. Такие процессы с участием кислорода называются горением.
Кроме указанного типа взаимодействия, имеют место и такие, которые сопровождаются выделением теплоты, а свет не выделяется. К ним, прежде всего, следует отнести процесс дыхания.
1.2 Роль кислорода в природе и его применение в технике
При участии кислорода совершается один из жизненно важных процессов – дыхание. Окисление кислородом углеводов, жиров и белков служит источником энергии живых организмов. В организме человека содержание кислорода составляет 61% от массы тела. В виде различных соединений он входит в состав всех органов, тканей, биологических жидкостей. Человек вдыхает в сутки 20-30 м3 воздуха.
Кислород широко используется практически во всех отраслях химической промышленности:
- для получения азотной и серной кислот,
- в органическом синтезе,
- в процессах обжига руд.
Процесс производства стали невозможен без кислорода, металлургия использует более 60% всего промышленного кислорода.
Горение водорода в кислороде сопровождается выделением значительной энергии – почти 286 кДЖ/моль. Эта реакция используется для сварки и резки металлов.
Жидкий кислород применяется для изготовления взрывчатых смесей.
Огромная потребность в кислороде ставит перед человеком серьезную экологическую проблему сохранения его запасов в атмосфере. До настоящего времени единственным источником, пополняющим атмосферу кислородом, является жизнедеятельность зеленых растений. Поэтому особо важно следить за тем, чтобы их количество на Земле не уменьшалось.
1.3. Оксид углерода (IV)
Оксид углерода (IV) - CO2 - углекислый газ имеет линейную структуру. Связи в молекуле образованы за счет четырех электронных пар.
В молекуле оксида углерода (IV) имеет место sp-гибридизация. Две sp-гибридные орбитали углерода образуют две сигма-связи с атомами кислорода, а оставшиеся негибридизированные p-орбитали углерода дают с двумя p-орбиталями атомов кислорода пи-связи, которые располагаются в плоскостях, перпендикулярных друг другу. Изложенное объясняет линейное строение молекулы CO2.
Углекислый газ образуется при термическом разложении карбонатов. В промышленности его получают при обжиге известняка:
CaCO3 = CaO + CO2
В лаборатории оксид углерода (IV) можно получить действием разбавленных кислот на
карбонаты:
CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + CO2 + H2O
При обычных условиях CO2 – бесцветный газ, в 1,5 раза тяжелее воздуха. Растворим в воде (при 0 oC 1,7 л CO2 в 1 л H2O).
При повышении температуры растворимость CO2 сильно уменьшается и его избыток удаляется из раствора в виде пузырьков, образующих пену. Это свойство используют для изготовления шипучих напитков.
При сильном охлаждении CO2 кристаллизуется в виде белой снегообразной массы, которая в спрессованном виде исправляется очень медленно, понижая температуру окружающей среды. Этим и объясняется ее применение в качестве «сухого льда». Не поддерживает дыхания, но служит источником питания зеленых растений (фотосинтез).
Свойство CO2 не поддерживает горения используется в противопожарных устройствах.
При высоких температурных оксид углерода (IV) может реагировать с металлами, сродство которых к кислороду выше, чем у самого углерода ( например, с магнием):
CO2 + 2Mg = 2MgO + C
При растворении CO2 в воде происходит их частичное взаимодействие, ведущее к образованию угольной кислоты H2CO3.
2. УЧАСТИЕ КИСЛОРОДА И УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА В ОБМЕНЕ ГАЗОВ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА
2.1. Парциальное давление кислорода и углекислого газа
Альвеолы легких представляют собой полушаровидные впячивания стенок альвеолярных ходов и дыхательных бронхиол. Диаметр альвеол – 150-300 мкм. Количество альвеол в одном легком человека в среднем 400 млн (со значительными индивидуальными вариациями). Большая часть наружной поверхности альвеол соприкасается с капиллярами малого круга кровообращения. Суммарная площадь этих контактов велика – около 90 м2.
От альвеолярного воздуха кровь отделяет так называемая легочная мембрана, состоящая из эндотелиальных клеток, двух основных мембран, плоского альвеолярного эпителия, слоя сурфактанта. Толщина легочной мембраны всего 0,4-1,5 мкм.
Газообмен в легких осуществляется в результате диффузии кислорода из альвеолярного воздуха в кровь (около 500 л в сутки) и углекислого газа из крови в альвеолярный воздух (около 430 л в сутки).
Диффузия происходит вследствие разности давления этих газов в альвеолярном воздухе и их напряжением в крови.
Парциальное давление газа в газовой смеси пропорционально процентному содержанию газа и общему давлению смеси. Оно не зависит от природы газа. Так, при давлении сухого воздуха 760 мм рт.. ст. парциальное давление кислорода примерно 21%, то есть 159 мм. рт. ст.
При расчете парциального давления в альвеолярном воздухе следует учитывать, что он насыщен водяными парами, парциальное давление которых при температуре тела равно 47. мм. рт.ст. Поэтому на долю парциального давления приходится 760 – 47 = 713 мм.рт.ст.
При содержании кислорода в альвеолярном воздухе 14% парциальное давление его будет 99,8% мм.рт.ст. (около 100 мм.рт.ст.).
При содержании диоксида углерода 5,5% парциальное давление соответствует 39,2 мм.рт.ст. (около 40 мм.рт.ст.).
Парциальное давление кислорода и диоксида углерода в альвеолярном воздухе является той силой, которой молекулы этих газов стремятся проникнуть через альвеолярную мембрану в кровь.
В крови газы находятся в растворенном (свободном) и химически связанном состоянии. В диффузии участвуют только молекулы растворенного газа. Количество газа, растворяющегося в жидкости, зависит от:
Чем выше давление данного газа и чем ниже температура, тем больше газа растворяется в жидкости. При давлении 760 мм.рт.ст. и температуре 38 оС в 1 мл крови растворяется 2,2% кислорода и 5,1% диоксида углерода.
Растворение газа в жидкости продолжается до наступления динамического равновесия между количеством растворяющихся и выходящих в газовую среду молекул газа.
Сила, с которой молекулы растворенного газа стремятся выйти в газовую среду, называются напряжением газа в жидкости.
Таким образом, в состоянии равновесия напряжения газа равно парциальному давлению газа над жидкостью. Если парциальное давление газа будет выше его напряжения, газ будет растворяться. Если парциальное давление газа будет ниже его напряжения, то газ будет выходить из раствора в газовую среду.
Проницаемость легочной мембраны для газа выражают величиной диффузионной способностью легких. Это- количество газа проникающего через легочную мембрану за 1 мин на 1 мм.рт.ст градиента давления. Диффузионная способность легких пропорциональна толщине мембраны. В норме диффузионная способность легких для кислорода около 25 мл/мин мм.рт.ст. Для диоксида углерода вследствие высокой растворимости этого газа в легочной мембране диффузионная способность в 24 раза выше. Парциальное давление и напряжение кислорода и диоксида углерода в легких приведены в таблице 1 (Приложение 1).
Диффузия кислорода обеспечивается разностью парциальных давлений, равной около 60 мм.рт.ст., а диоксида углерода – всего лишь около 6 мм.рт.ст. Время протекания крови через капилляры малого круга (в среднем 0,7с) достаточно для практически полного выравнивания парциального давления и напряжения. Газов: кислород растворяется в крови, а диоксид углерода переходит в альвеолярный воздух. Переход диоксида углерода в альвеолярный воздух при относительно небольшой разнице давлений объясняется высокой диффузионной способностью легких для этого газа.
2.2. Гемоглобин
Гемоглобин является основной составной частью эритроцитов и обеспечивает дыхательную функцию крови, являясь дыхательным ферментом. Он находится внутри эритроцитов, а не в плазме крови, что :
А) Обеспечивает уменьшение вязкости крови (растворение такого же количества вещества гемоглобина в плазме повысило бы вязкость крови в несколько раз и резко затруднило бы работу сердца и кровообращения);
Б) Уменьшает онкотическое давление плазмы, предотвращая обезвоживание тканей.
В) Предупреждает потерю организмом гемоглобина вследствие его фильтрации в клубочках почек и выделения мочой.
По химической структуре гемоглобин представляет собой хромопротеид. Он состоит из белка глобина и простетической группы гемма. В молекуле гемоглобина содержится одна молекула глобина и 4 молекулы гема. Гем имеет в своем составе атом железа, способный присоединять и отдавать молекулу O2. При этом валентность железа не изменяется, то есть оно остается двухвалентным.
Железо входит в состав всех дыхательных ферментов тканей. Такая важная роль железа в дыхании определяется строением его атома - большим числом свободных электронов, способностью окисления – восстановления.
В крови здоровых мужчин содержится в среднем гемоглобина 145 г/л с колебаниями от 130 до 160 г/л. В крови женщин находится около 130 г/л с колебаниями от 120 до 140 г/л.
В клинике часто определяют цветовой показатель – относительное насыщение эритроцитов гемоглобином. В норме он составляет 0,8-1. Эритроциты, имеющие такой показатель, называются гиперхромными, а если меньше 0,8 – гипохромными.
Гемоглобин синтезируется эритробластами и нормабластами костного мозга. При разрушении эритроцитов гемоглобин после отщепления гема превращается в желчный пигмент билирубин. Последний с желчью поступает в кишечник, где превращается в стеркобилин и уробилин, выводимые с калом и мочой. За сутки разрушается и превращается в желчные пигменты около 8 г гемоглобина, то есть около 1% гемоглобина, находящегося в крови.
2.3. Разновидности гемоглобина у человека
В первые 7-12 недель внутриутробного развития зародыша его красные кровяные тельца содержат примитивный гемоглобин. На 9-й недели в крови зародыша появляется фетальный гемоглобин, а перед рождением - гемоглобин взрослых. В течение первого года жизни фетальный гемоглобин почти полностью заменяется гемоглобином взрослых. Весьма существенно, что фетальный гемоглобин Hb обладает более высоким сродством к O2, чем гемоглобин взрослых, что позволяет ему насыщаться при более низком напряжении кислорода. Гем разных гемоглобинов одинаков, глобины же отличаются по своему аминокислотному составу и свойствам.
В норме гемоглобин содержится в виде 3 физиологических соединений.
Гемоглобин, присоединившийся кислород, превращается в оксигемоглобин – HbO2. Это соединение по цвету отличается от гемоглобина, поэтому артериальная кровь имеет ярко-алый цвет.
Оксигемоглобин, отдавший кислород, называется восстановленным или дезоксигемоглобин (Hb). Он находится в венозной крови, которая имеет более темный цвет, чем артериальная. Кроме того, в венозной крови содержится соединения гемоглобина с углекислым газом – карбгемоглоби, который транспортирует CO2 из тканей к легким.
Гемоглобин и оксигемоглобин неодинаково поглощают световые лучи длиной 620-680, что легло в основу метода оценки насыщения крови кислородом – оксигемоглобином. По этому методу ушную раковину или кювету с кровью просвечивают электрической лапочкой и с помощью фотоэлемента определяют ткань уха или кювету с кровью. По показаниям фотоэлемента определяют насыщение гемоглобина кислородом.
Гемоглобин обладает способностью образовывать и патологические соединения.
Одним из них является карбоксигемоглобин – соединение гемоглобина с угарным газом (HbCO). Сродство железа гемоглобина с CO превышает его родство к О2, поэтому даже 0,1 % СО в воздухе ведет к превращению 80% гемоглобина HbCO, который неспособен присоединять кислород, что является опасным для жизни.
Слабое отравление угарным газом – обратимый процесс. При дыхании свежим воздухом CO постепенно отщепляется. Вдыхание чистого кислорода увеличивается скорость расщепления HbCO в 20 раз.
Метгемоглобин Me(Hb) тоже патологическое соединение, является окисленным гемоглобином, в котором под влиянием сильных окислителей (феррицианид, перманганат калия, амил- и пропилнитрит, анилин, бертолетова соль, фенацетин) железо гема из двухвалентного превращается в трехвалентное. При накоплении в крови больших количеств метгемоглобина транспорт кислорода тканям нарушается и может наступить смерть.
Миоглобин. В скелетных мышцах и миокарде находится мышечный гемоглобин, называемый миоглобином. Его простетическая группа идентична гемоглобину крови, а белковая часть – глобин – обладает меньшей молекулярной массой.
Миоглобин человека связывает до 14% общего количества кислорода в организме. Это его свойство играет важную роль в снабжении работающих мышц. При сокращении мышц их кровеносные капилляры сдавливаются, и кровоток уменьшается либо прекращается. Однако благодаря наличию кислорода, связанного с миоглобином, в течение некоторого времени снабжение мышечных волокон кислородом сохраняется.
3. ГИППОКСИЯ. ВЛИЯНИЕ ГИППОКСИИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Гипоксия представляет собой патологическое состояние, характеризующееся пониженным напряжением кислорода в клетках и тканях организма. Причины, определяющие развитие кислородного голодания, различны, поэтому и сами гипоксические состояния по физиологическому механизму развития неоднородны. Это определило необходимость классификации гипоксии, среди которых выделяют четыре основных формы:
- гипоксическую,
- циркуляторную
- гемическую
- гистотоксическую
Снижение парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе приводит к развитию артериальной гипоксемии, которая является пусковым механизмом развития гипоксического состояния, вызываемая, по меньшей мере, три связанных между собой комплекса явлений.
Во-первых, под влиянием гипоксемии возникает рефлекторное увеличение напряжения функции систем, специфически ответственных за транспорт кислорода из окружающей среды и его распределения внутри организма, то есть гипервентиляция легких, увеличение минутного объема кровообращения, расширение сосудов мозга и сердца, сужение сосудов брюшной полости и мышц.
Во-вторых, развивается активация адренергической и гипофизарной-андреналовой систем, то есть стресс – реакция. Этот неспецифический компонент адаптации играет роль в мобилизации аппарата кровообращения и внешнего дыхания, но вместе с тем избыточно выраженная стресс-реакция за счет катаболического действия может приводить к срыву адаптивных процессов в организме.
При незначительном снижении парциального давления кислорода в альвеолярном воздухе мобилизация аппарата внешнего дыхания и кровообращения способна обеспечить адекватную физиологическим запросам доставку кислорода тканям. Однако в случае более интенсивного снижения парциального давления кислорода в альвеолярном воздухе, недостаточной активации механизмов транспорта кислорода или повышении кислородного запаса тканей, возникает третий комплекс явлений – тканевая гипоксия.
Ведущим звеном патогенеза гипоксического состояния становится дефицит энергии, связанный с переходом обмена на менее энергетически выгодный анаэробный путь и нарушение сопряжения процессов окисления и фосфорилирования. Нарушается процесс взаимного окисления – фосфорилирования переносчиков электронов в дыхательной цепи митохондрий.
Вслед за нарушением окислительно – восстановительного потенциала переносчиков электронов снижается окислительное фосфорилирование, энергообразование и процесс аккумуляции энергии в макроэргических связях АТФ и креатипфосфата. Ограничивая ресинтез АТФ в митохондриях, острая гипоксия вызывает прямую депрессию функций ряда систем организма, и прежде всего ЦНС, миокарда и печени.
В интенсивно работающих органах идет усиленный распад гликогена, возникают дистрофические явления, нарастает «кислородный долг» организма. Возникающие изменения еще более усиливаются под влиянием недоокисленных продуктов метаболизма.
Наблюдаемая картина гипоксической гипоксии зависит от снижения парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе. Начиная с высоты 1000 м, наблюдается увеличение легочной вентиляции, первоначально за счет увеличения глубины дыхания, а на высоте более 2000м гипервентиляция легких обусловлена и увеличением частоты дыхания. При этом глубина дыхания мышц и подъема диафрагмы, увеличения остаточного объема и снижения резервного объема выдоха, что субъективно оценивается как чувство вздутия грудкой клетки.
На высотах более 3000 м гипервентиляция приводит к гипокапнии, что может приводить к возникновению периодического дыхания и снижению выраженной гипервентиляции.
В результате прямого действия сниженного парциального давления кислорода на гладкую мускулатуру легочных сосудов и выброса биологически активных веществ повышается легочное артериальное давление. Повышение давления в легочной артерии является фактором, определяющим повышение кровотока через газообменные структуры легких. При этом сужение просвета мелких легочных сосудов определяются равномерное кровоснабжение различных участков легких и повышение их диффузионной способности.
Параллельно с изменениями в систему внешнего дыхания отмечается увеличение минутного объема кровотока в основном за счет переходящей тахикардии, начиная с высоты 2510 м, а у лиц с расстройством кардиореспираторной системы – сниженной физической выносливостью с высоты 1500 м.
В генезе тахикардии пусковым механизмом являются рефлексы с хеморецепторов синокаротидной и артальной сосудистой области, к которым присоединяются адренергические влияния, связанные с фазой мобилизации стресс – реакции и реализующиеся через адренорецепторы миокарда.
Существенное влияние на клиническую картину гипоксической гипоксии оказывают более высокие приросты частоты пульса при выполнении даже легкой физической работы или при проведении ортостатической пробы.
Наиболее чувствительной к дефициту кислорода является ЦНС со стороны, которой наблюдаются следующие изменения высших психических функций:
- повышается уровень эмоциональной возбудимости,
- снижается критическое мышление,
- замедляются тонко координированные реакции.
На высотах 2000-4000 м отмечаются нарушения функции зрительного и слухового анализатора, падает психическая активность, нарушаются кратковременная и оперативная память.
На больших высотах к этим явлениям присоединяются тяжесть в голове, сонливость, головная боль, адинамия и тошнота. Развитию этих симптомов обычно предшествует эйфория.
Кратковременное воздействие умеренной гипоксии может оказывать стимулирующий эффект на физическую и умственную работоспособность, но пребывание более 30 мин в высотах 2500 - 3000 м уже может приводить к снижению функционировании кардиореспираторной системы. Так, уже в первые сутки пребывания на высоте 3000 м максимальная физическая работоспособность может снизится на 20-45% в зависимости от индивидуальной устойчивости к гипоксии. Поэтому физическая работа даже небольшой интенсивности в условиях гипоксии может оцениваться организмом как работа субмаксимальной или максимальной мощности, а следовательно, быстро приводить к утомлению и истощению резервных возможностей организма.
В сложной структуре компенсаторно-приспособительных процессов, развивающихся в организме человека на гипоксической воздействие, Меерсон Ф. З. выделил 4 уровня координированных между собой механизмов:
Если резервные возможности физиологических систем позволят поддерживать жизнедеятельность организма на должном уровне, то постепенно к механизмам мобилизации подключаются и другие механизмы, направленные на формирование долгосрочной устойчивой адаптации. Этап срочной реакции на гипоксию сменяется переходным.
В переходной стадии дефицит макроэргических соединений в клетках, осуществляющих увеличенную функцию и подвергающихся действию гипоксии, вызывает активацию синтеза нуклеиновых кислот и белков. Эта активация протеинсинтеза охватывает необычайно широкий круг органов и систем и приводит к формированию обширного системного структурного следа адаптации.
Так, активация синтеза нуклеиновых кислот и белков в костном мозге становится основой пролиферации клеток эритроидного ряда, в легочной ткани она приводит к гиперторфии ткани легких и увеличению их дыхательной поверхности. Активация адаптивного протеинсинтеза в миокарде приводит к увеличению мощности адренергической регуляции сердца, значительному увеличению концентрации миоглобина, пропускной мощности коронарного русла, а в целом – к увеличению мощности системы энергообеспечения сердца.
В переходной стадии начинают активно функционировать механизмы обеспечивающие повышение способности тканей и клеток утилизировать кислород из крови и образовывать АТФ, несмотря на его недостаток (увеличение окислительно-востановительного потенциала ферментов тканевого дыхания, увеличение количества митохондрий, степени окисления и фосфорилирования субстратов). Также происходит повышение интенсивности анаэробных процессов и процессов нейтрализации недоокисленных продуктов метаболизма, таких как гликолиз, глюконеогенез, шунтирование лимитирующих звеньев цикла трикарбоновых кислот.
Происходит формирование нового уровня гормональной регуляции физиологических систем организма, приводящего к снижению основного обмена и более экономному использованию кислорода тканями.
4. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ
Показатели легочной вентиляции подразделяются (условно) на анатомические величины – легочные объемы и на функциональные величины. Они зависят от пола, веса, роста.
Правильная оценка функционального состояния аппарата внешнего дыхания возможна лишь при сопоставлении абсолютных показателей с так называемыми должными величинами – соответствующими величинами у здорового человека того же возраста, веса, пола, роста.
Различают легочные объемы и емкости.
- дыхательный объем (глубина дыхания);
- резервный объем вдоха (дополнительный воздух);
- резервный объем выдоха ( резервный воздух);
- остаточный объем (остаточный воздух).
- жизненную емкость легких (сумма дыхательного объема, резервного объема вдоха и выдоха);
- общую емкость легких (сумма жизненной емкости легких и остаточного объема);
- функциональную остаточную емкость (сумма остаточного объема и резервного объема выдоха);
-емкость вдоха (сумма дыхательного и резервного объема вдоха).
Функция внешнего дыхания изучается с помощью аппаратов закрытого и открытого типа.
Закрытый способ
При закрытом способе исследования газообмена (спирография) используется отечественные спирографы Киевского и Казанского заводов медооборудования. В аппаратах закрытого типа исследуемый вдыхает воздух из аппарата и выдыхает его туда же, то есть дыхательные пути и аппарат составляют замкнутую систему.
На пути выдыхаемого воздуха имеется поглотитель углекислого газа. На движущейся бумажной ленте регистрируется кривая записи дыхания – спирограмма. По ней определяют частоту и глубину дыхания, минутный объем, жизненную емкость легких и ее фракции, поглощение кислорода в единицу времени рассчитывают дыхательные показатели и основной обмен.
Исследования можно проводить при дыхании как атмосферным воздухом, так и кислородом. Необходимым условием является предварительное ознакомление с характером исследования (тренировочное дыхание в спирограф, мешок Дугласа).
Результаты могут считаться достоверными в том случае, если подключение системы не изменяет естественного характера дыхания.
Открытый способ
Данный способ исследования газообмена (метод Дугласа и Холдена). В аппаратах открытого типа исследуемый вдыхает атмосферный воздух извне через клапанную коробку. Выдыхаемый воздух поступает в мешок Дугласа (пластмассовый или резиновый мешок емкостью 100-200 литров) или газовый счетчик, непрерывно определяющий объем выдыхаемого воздуха.
Подключение к системе производится одновременно с включением секундомера. Собранный воздух в мешке Дугласа перемешивается механическим путем и берется на анализ. Оставшийся воздух пропускают через газовые часы для определения объема выдохнутого воздуха. Последний, разделенный на число минут исследования, проводится по специальным таблицам к нормальным условиям( барометрическое давление 760 мм.рт.ст. и температура 0 oС) полученная цифра составляет величину минутного объема дыхания.
Анализ пробы выдыхаемого воздуха в газоанализаторе (аппарат Холдена) позволяет определить процент поглощения кислорода в выделения углекислого газа. Используя специальные таблицы, рассчитывают утилизацию кислорода в легких, выделение углекислого газа, дыхательный коэффициент, основной обмен.
К системам открытого типа относится и аппарат Белау, позволяющий непрерывно регистрировать содержание кислорода и углекислоты в выдыхаемом воздухе.
Пневмография.
Метод исследования дыхательных движений грудной клетки. Запись дыхательной кривой (пневмограммы) производится при помощи резиновой манжетки, которую накладывают на грудь и соединяют с капсулой Морея и пишущим устройством. Получили также распространение пьезодатчики, преобразующие механические движения грудной клетки в электрический ток. В этом случае пневмограмма регистрируется с помощью осциллографа.
Метод пневмографии позволяет определить частоту и ритм дыхания, изменения фаз дыхательного цикла. В норме соотношение длительности вдоха и выдоха 1: 1,2 и 1: 1,5. Рекомендуется проводить длительную запись пневмограммы по возможности при спокойном состоянии исследуемого. Метод пневмографии широко используется для исследования дыхания у детей раннего возраста, тогда как применение открытого и закрытого исследования газообмена в этом возрасте затруднительно.
Пневмотахометрия.
Метод измерения мощности форсированного выдоха и вдоха. Используется для суждения о сопротивлении дыхательных путей (бронхиальной проходимости). Датчик пневмотахометра представляет собой металлическую трубу с диафрагмой. Перепад давлений, возникающий при прохождении воздуха через отверстия диафрагмы, замеряется специальным манометром. Обследуемому предлагают взять наконечник трубки в рот и сделать предельно быстрый глубоких выдох. Затем после кратковременного отдыха и переключения крана производится быстрый вдох.
Стрелка шкалы прибора показывает мощность воздушного потока в литрах в секунду. Измерения производятся троекратно, учитывается наибольший результат.
Клиническое значение.
При заболеваниях, сопровождающихся нарушением бронхиальной проходимости (хроническая пневмония, бронхиальная астма), обычно наблюдается снижение мощности форсированного выдоха, и в меньшей степени, вдоха.
Дыхательный объем (ДО) - объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха при каждом дыхательном цикле.
Он определяется путем деления минутного объема дыхания на число дыханий в минуту. Величина ДО зависит от возраста, физического развития и жизненной емкости легких.
Исследования дыхательного объема и частоты дыхания позволяет объективно оценивать характер легочной вентиляции. Глубокое и редкое дыхание создает лучшие условия для легочного газообмена. Частое и поверхностное дыхание, наоборот, малоэффективное ввиду увеличения роли «вредного пространства» (воздуха, заполняющего дыхательные пути и не участвующего в газообмене) и неравномерности вентиляции разных легких.
В детском возрасте отмечается значительная лабильность показателей внешнего дыхания и, в первую очередь, частоты и глубины дыхания. Дыхание ребенка с раннего возраста частое и поверхностное.
С возрастом дыхание у детей становится реже (от 48 до 17 дыханий в 1 минуту) и нарастает дыхательный объем (от 30 мл в месячном возрасте до 275 мл в 15 лет – средние данные по Н.А. Шалкову).
Клиническое значение.
Практическую значимость имеет величина объема дыхания в сочетании с частотой дыхания. Так, при острых пневмониях и хронических заболеваниях органов дыхания (двусторонний диффузный пневмосклероз, пневмофиброз) дыхательный объем уменьшается, частота же дыхания увеличивается.
Уменьшение объема дыхания наблюдается у больных с тяжелой недостаточностью кровообращения, выраженном застое в легких, ригидности грудной клетки, при торможении дыхательного центра.
Резервный объем вдоха – максимальный объем воздуха, который можно вдохнуть после спокойного вдоха.
После спокойного выдоха испытуемому предлагают максимально выдохнуть в спирометр, или спирограф. Измеряется величина зубца и делается пересчет на миллилитры. В соответствии с масштабом шкалы спирографа производится перерасчет на миллилитры. У детей резервный объем колеблется в широких пределах 250-1500 мл.
Резервный объем выдоха – максимальный объем воздуха, который можно выдохнуть после спокойного выдоха.
После спокойного выдоха испытуемому предлагают максимально выдохнуть в спирометр или спирограф. Измеряется величина зубца максимального выдоха от уровня спокойного выдоха до вершины зубца и делается перерасчет на миллилитры.
Величина резервного объема выдоха у детей колеблется в пределах 300-1200 мл, составляя примерно 20-25% жизненной емкости легких.
Клиническое значение.
Значительное уменьшение резервного объемов вдоха и выдоха наблюдается при снижении эластичностью легочной ткани, бронхиальной астме, эмфиземе легких.
Практическая значимость резервного объема вдоха и выдоха в силу значительной индивидуальной вариабельности несущественна.
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – максимальное количество воздуха, которое можно выдохнуть после максимального вдоха.
Она измеряется с помощью спирометра или спирографа.
Величина ЖЕЛ нарастает с возрастом. По Н.А. Шалкову, средние данные в возрасте 4-6 лет составляют 1100-1200 мл, увеличиваясь к 13-15 годам до 2100-3200 мл.
У мальчиков ЖЕЛ больше, чем у девочек. Рекомендуется оценивать ЖЕЛ исследуемого лица путем сравнения с должно жизненной емкостью легких (ДЖЕЛ).
Предложены различные формулы определения должно жизненной емкости легких:
ДЖЕЛ = (27,63-0,112 * возраст) * рост стоя (для лиц мужского пола);
или
ДЖЕЛ = (21,78-0,101 * возраст) * рост стоя (для лиц женского пола)
По Антони:
ДЖЕЛ = должный основной обмен *2,3(для женщин) или 2,6 (для мужчин).
Полученную таким образом величину затем умножают на поправочный коэффициент 1,21.
Снижение ЖЕЛ ниже 80% должной величины расценивается как явление патологическое.
Клиническое значение.
Снижение ЖЕЛ наблюдается у детей при острых пневмониях и хронических заболеваниях органов дыхания. Оно прогрессирует по мере нарастания дыхательной недостаточности.
ЖЕЛ снижается при заболеваниях сердечнососудистой системы, при ограничении подвижности грудной клетки, диафрагмы. Существенное значение имеет повторного измерение ЖЕЛ, в динамике. У детей ЖЕЛ увеличивается при занятиях спортом.
Общая емкость легких (ОЕЛ) – количество воздуха, находящегося в легких после максимального вдоха.
Рассчитывается после определения остаточного объема и ЖЕЛ. Зависит от составляющих ее легочных объемов. ОЕЛ увеличивается с возрастом детей. Для определения должной жизненной емкости легких (ДОЖЕЛ) предложено исходить из величины должной ЖЕЛ.
По Антони: ДОЖЕЛ равна ДЖЕЛ, умноженной на 1,32. Допускается колебание от этих средних величин на +- 15-20%.
Клиническое значение.
Резкое снижение ОЕЛ отмечается при диффузном фиброзе легких, в меньшей степени оно выражено при пневмосклерозе и сердечной недостаточности. Под влиянием занятий спортом ОЕЛ у детей увеличивается.
Легочная вентиляция.
Минутный объем дыхания (МОД) – количество вентилируемого в легких воздуха в минуту. Он может быть измерен при дыхании в мешок Дугласа, на газовых часах или по спирограмме. На спирограмме определяется сумма дыхательных движений в течение 3-5 минут и затем рассчитывается средняя величина за минуту. МОД в условиях основного обмена (в состоянии покоя, лежа, натощак) является величиной относительно постоянной. Средняя величина МОД у здоровых детей увеличивается от 2000 мл в возрасте 1 года до 5000 мл в 15-летнем возрасте. МОД у детей в мл на м2 поверхности тела уменьшается с возрастом от 7800 мл в возрасте 1 года до 3750 в 15-летнем возрасте.
Для оценки соответствия МОД предложено вычислять дыхательный эквивалент (ДЭ), выражающий количество литров воздуха, которое необходимо провентилировать, чтобы использовать 100 мл кислорода. ДЭ равен фактическому МОД, деленному на должное поглощение кислорода, умноженному на 10. Чем больше ДЭ, тем интенсивнее легочная вентиляция и тем меньше эффективность дыхательной функции.
Большая частота и малая глубина дыхания у детей младшего возраста обуславливают меньшую эффективность дыхательной функции по сравнению с детьми старшего возраста. Это обуславливает постепенное уменьшение ДЭ с возрастом детей (в среднем от 3,8 в возрасте 5 месяцев до 2,4 к 15 годам).
Клиническое значение.
Увеличение МОД (гипервентиляция) наблюдается вследствие возбуждения дыхательного центра, повышения потребности организма в кислороде и ухудшении условий легочного газообмена: уменьшение дыхательной поверхности легких, затруднение дуффузии кислорода и т.п.
Уменьшение МОД (гипервентиляция) наблюдается вследствие угнетения дыхательного центра, уменьшения эластичности легочной ткани, ограничения подвижности легких (плевральный выпот, пневмоторакс и т.д.)
Большое значение для выявления ранних (скрытых) форм дыхательной недостаточности приобретает определение МОД при физической нагрузке. При дыхательной недостаточности переход с дыхания воздухом на дыхание кислородом нередко сопровождается уменьшением МОД, что не наблюдается у здоровых лиц.
Максимальная вентиляция легких (МВЛ) (предел дыхания, максимальный минутный объем, максимальная дыхательная емкость) – максимальное количество воздуха, которое может быть провентилировано в течение минуты.
МВЛ определяется при помощи галловых часов, мешка Дугласа, прямой спирографии.
В детском возрасте наиболее распространенным методом определения МВЛ является произвольное форсированное дыхание в течение 15 секунд (более длительная гипервентиляция ведет к повышенному выделению углекислоты из организма и гипокапнии).
По спирограмме вычисляется сумма величин зубцов (в миллиметрах) и в соответствии с масштабом шкалы спирографа осуществляется пересчет на миллилитры.
Измеренное количество выдыхаемого воздуха уменьшается на 4. МВЛ определяется в положении сидя, несколько раз, лучше в течение нескольких дней. При повторных исследованиях учитывают наибольшую величину. МВЛ у детей повышается с возрастом от 42 в 6-8 лет до 80 в 15-17 лет.
Клиническое значение.
Уменьшение МВЛ наблюдается при заболеваниях, сопровождающихся снижением растяжимости легких, нарушением бронхиальной проходимости, при сердечной недостаточности.
Легочный газообмен.
Поглощение кислорода (ПО2) – количество поглощаемого кислорода в минуту. Оно определяется при спирографическом методе изучения функции внешнего дыхания либо по уровню наклона спиграммы (в аппаратах без автоматической подачи кислорода), либо по кривой регистрации подачи кислорода (в аппаратах с автоматической подачей кислорода – запись спирограммы горизонтальная).учитывая масштаб шкалы спирографа и скорость движения бумаги, рассчитывают количество поглощенного кислорода в минуту.
Потребление кислорода с возрастом увеличивается. У детей в возрасте 1-го года оно в среднем составляет 60 мл, в 13-15 лет – 200 мл в минуту. Определением ПО2 проводится в условиях основного обмена. Делением должного основного обмена на 7,07 получают должную величину ПО2. Допустимо отклонение от средней должной величина на +-20%.
Клиническое значение.
Увеличение ПО2, отмечается при повышении окислительных процессов в организме, при увеличении легочной вентиляции. При физической нагрузке ПО2 увеличивается. Уменьшение ПО2 наблюдается при сердечной и легочной недостаточности, при значительном увеличении минутной вентиляции.
Коэффициент использования кислорода (КИ) – количество мл кислорода, поглощаемого из 1 л вентилируемого воздуха.
Рассчитывается путем деления количества поглощенного за минуту кислорода на величину МОД (в л.). Определение проводится по одной и той же спирограмме, на одном и том же отрезке времени. Пользуются фактическими величинами МОД и ПО2, определенных при комнатной температуре. Величина КИ увеличивается с возрастом детей от 20 мл на первом году жизни до 36 мл к 15 годам.
Клиническое значение.
Снижение КИ свидетельствует об ухудшении и снижении эффективности легочной вентиляции, нарушении процессов диффузии. Проведение пробы с дыханием кислородом сопровождается у некоторых больных увеличением КИ. Это обстоятельство в комплексе с другими симптомами можно рассматривать как проявление дыхательной недостаточности. Под влиянием физической нагрузки у здоровых детей КИ увеличивается, что является показателем хорошего использования вентилируемого воздуха. При скрытой дыхательной недостаточности отмечается уменьшение коэффициента использования кислорода уже при умеренной физической нагрузке, при явной – в покое.
5. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ
Пробы с задержкой дыхания при вдохе (Штанге) и на выдохе (Генча) просты и доступны. Широко применяются для оценки функционального состояния дыхательной и сердечно-сосудистой системы
Исследования проводится в положении сидя после отдыха течение 5-7 минут, желательно натощак.
Проба Штанге.
Ребенку предлагают сделать 3 глубоких вдоха и выдоха, на высоте четвертого вдоха задержать дыхание, зажав нос пальцами. На секундомере отмечают время от момента окончания глубокого вдоха до возобновления дыхания. Длительность задержки дыхания на вдохе у здоровых детей 6-18 лет колеблется в пределах 16-55 секунд.
Проба Генча.
Ребенку предлагают сделать 3 глубоких вдоха и выдоха и после третьего задержать дыхание, зажав нос пальцами. Секундомером регистрируется время от окончания третьего выдоха до возобновления дыхания. У здоровых людей школьного возраста это время равно 12-30 секундам.
Комбинированная проба с задержкой дыхания (проба А. Ф. Серкина):
1-я фаза. Определяется время, в течение которого обследуемый может задержать дыхание на вдохе в положении сидя.
2-я фаза. Определяется время задержки дыхания на фазе вдоха непосредственно после двадцати приседаний, выполненных в течении 30 секунд.
3-я фаза. Через минуту повторяется 1 фаза.
Клиническое значение.
Длительность задержки дыхания на вдохе и выдохе обычно уменьшается при заболеваниях сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Зависит от многих факторов: возбудимости дыхательного центра, интенсивности тканевого обмена, волевых качеств, дисциплинированности ребенка и др.
Реакция аппарата внешнего дыхания на физическую нагрузку.
Функциональные пробы с физической нагрузкой применяются с целью оценки резервных возможностей системы внешнего дыхания для выявления скрытой дыхательной недостаточности.
В качестве физической нагрузки применяют бег на месте, восхождение по лестнице, глубокие приседания, работу на велоэргометре и т. п. Широкое распространение в медицинской практике получила «дифференцированная функциональная проба». При благоприятной реакции на нагрузку минутный объем дыхания возрастает преимущественно за счет углубления дыхания. Жизненная емкость легких остается неизменной или несколько повышается.
Все показатели возвращаются к исходному уровню через 3-5 минут. При наличии у ребенка дыхательной недостаточности наблюдается неблагоприятная реакция: после физической нагрузки происходит увеличение минутного объема дыхания преимущественно за счет его учащения. Жизненная емкость легких нередко уменьшается. Длительный эквивалент возрастает. Восстановительный период обычно удлинен.
Системы внешнего дыхания и кровообращения выполняют в организме единую функцию – обеспечивают дыхание, что обуславливает их взаимосвязь и взаимозависимость. Поэтому исследования сердечно-сосудистой и дыхательной системы должно быть комплексным, особенно при проведении нагрузочных функциональных проб.
6. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
В исследованиях принимали участие школьники, не занимающиеся спортом и школьники-спортсмены в возрасте 15-16 лет. Общее количество обследованных – 10 человек. Для определения показателей внешнего дыхания у обследуемых измерялась частота дыхания, дыхательный объем, жизненная емкость легких. Проводились следующие функциональные пробы: пробы Штанге и Генча.
Результаты исследования показателей внешнего дыхания представлены в таблице №2 (Приложение 2).
Как следует из полученных данных, показатели внешнего дыхания имеют наиболее высокие значения у школьников, занимающихся спортом. Так, дыхательный объем у спортсменов выше на 33%, а жизненная емкость легких на 27%.
Результаты проведенных проб Штанге и Генча отображены на диаграмме 1 (Приложение 3).
Как следует из представленной диаграммы, время от момента окончания глубокого вдоха до возобновления дыхания достоверно выше у школьников-спортсменов почти на 50%. Такая же картина наблюдается при рассмотрении результатов, полученных при проведении пробы Генча. Время от окончания выдоха до возобновления дыхания достоверно выше на 38%.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Литература
Приложение №1
Таблица 1
Парциальное давление и напряжение кислорода
и углекислого газа в легких (мм.рт.ст.)
Газы | Венозная кровь | Альвеолярный воздух | Артериальная кровь |
O2 | 40 | 100 | 96 |
CO2 | 46 | 40 | 39 |
Приложение №2
Таблица 2
Результаты исследования показателей внешнего дыхания
Контингент обследуемых | Частота дыхания | Дыхательный объем, л | Жизненная емкость легких, л |
Школьники нетренированные | 15+-1,3 | 0,24+-0,19 | 2,2+-0,56 |
Школьники- спортсмены | 17+-0,98 | 0,32+-0,18 | 2,8+-0,46 |
Приложение 3
Таблица 3
Результаты исследований состояния внешнего дыхания у школьников с различной степенью физической подготовки
Фамилия | Спортсмен или нет | Возраст | Рост, см | Проба Штанге | Проба Генча | Проба Серкина | ЖЕЛ (в л) | ДЖЕЛ (в л) | ДОЖЕЛ |
Бахина Анастасия | нет | 16 | 165 | 16 сек | 25,8 сек | 26 сек 15 сек | 2 | 4,2 | 5,5 |
Стецюк Инна | нет | 16 | 167 | 23,5 сек | 23 сек | 48 сек 17 сек | 3 | 4,3 | 5,6 |
Меркулов Роман | да | 16 | 170 | 44,3 сек | 33 сек | 48 сек 15 сек | 3,9 | 4,4 | 5,6 |
Чвикалова Татьяна | нет | 16 | 158 | 18 сек | 25 сек | 27 сек 18 сек | 2,4 | 4 | 5,3 |
Айвазян Левон | да | 17 | 163 | 46,4 сек | 34 сек | 28 сек 15 сек | 2 | 4,2 | 5,5 |
Дубовиков Александр | да | 16 | 175 | 44 сек | 15 сек | 27 сек 14 сек | 3 | 4,5 | 5,7 |
Козловский Игорь | Нет | 16 | 182 | 40 сек | 40 сек | 45 сек 25 сек | 3,3 | 4,7 | 5,9 |
Гасанова Мадина | Да | 16 | 165 | 50 сек | 30 сек | 48 сек 24 сек | 2,9 | 4,2 | 5,5 |
Сидельников Вадим | да | 16 | 178 | 60 сек | 21 сек | 69 сек 19 сек | 3,4 | 4,6 | 5,8 |
Ермолина Диана | нет | 16 | 160 | 18 сек | 25 сек | 33 сек 11 сек | 2,3 | 4,1 | 5,6 |
Приложение №4
Диаграмма 1
Результаты проведенных проб Штанге и Генча
Сказки пластилинового ослика
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Акварель + трафарет = ?
Рисуем осенние листья
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?