В данной творческой работе изучаются психологические аспекты алкоголизации подростков , связь биопсихосоциальных причин этой патологической зависимости и предлагаются возможные механизмы превенции.
Вложение | Размер |
---|---|
podrostkovyy_alkogolizm.docx | 622.88 КБ |
Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и новых технологий «Царицыно»
Социальный проект
Некоторые аспекты профилактики подросткового алкоголизма
в рамках воспитательного процесса.
Исполнитель: Трокин Денис, группа ТЭ3-1
Руководитель: Руденко С.Н.
Структура личности подростка:
В ней нет ничего устойчивого,
окончательного и неподвижного,
Все в ней – переходит, все течет.
Сложность такой темы, как подростковый алкоголизм, трудно переоценить. В последние годы тема подросткового алкоголизма достаточно широко освещается в средствах массовой информации. Специалисты здравоохранения и образования подчеркивают многоплановость и многоаспектность этой проблемы, и усилия научного сообщества в изучении причин, перспектив и методов совладания с этим явлениям представляются впечатляющими и глобальными. Интернет насыщен антирекламными видеороликами. В профилактических планах сотрудников образовательных учреждений алкоголизм занимает прочное место, планируются и проводятся лекции, конкурсы плакатов, и различные мероприятия, направленные на расширение кругозора подростков в области аддиктивного (зависимого) поведения. Правительство РФ предпринимает ограничительные меры в таком прибыльном и тотально коррумпированном бизнесе, как торговля алкоголем. Мы являемся свидетелями запретов продажи алкогольной продукции несовершеннолетним. Запрет распития алкогольных напитков в общественном месте закреплен законодательно.Чрезвычайно прибыльная реклама алкогольных напитков по общественному телевидению также запрещена. КДН и ЗП, ОДН напряженно работают по выявлению алкоголизированных неблагополучных семей. Однако статистические данные научных исследований и отчетовпо употреблению алкоголя подростками продолжают поражать своей масштабностью.
Так, последние социологические исследования и данные официальной медицинской статистики показывают, что употребление алкоголя достаточно широко распространено в молодежной среде. С той или иной частотой потребляют алкогольные напитки, согласно личному признанию, около 82% людей в возрасте 12-22 лет.
Средний возраст, в котором молодежь начинает потреблять алкоголь, составляет 14 лет. Пьют алкогольные напитки (включая пиво) ежедневно или через день 33.1% юношей и 20.1% девушек. Пиво - наиболее любимый молодежью напиток: его предпочитают большинство подростков. Каждый третий подросток в возрасте 12 лет употребляет пиво, а в возрасте 13 лет - двое из каждых трех. Доля злоупотребляющих спиртными напитками в школах составляет 15.7%, в ПТУ - 24.4%, в техникумах и колледжах - 33.7%, в вузах - 32.4%.
Данные в области официальной статистики зафиксировали, что за период с 1991 по 2000 годы число впервые диагностированных подростков, больных алкоголизмом выросло в 1.5 раза и составило 10.5 на 100 тыс. подростков. Число подростков, состоящих на учете у наркологов, также выросло в 1.5 раза и по данным официальной статистики на 2000 г. составило 819.8 человек на 100 000 населения. О явно неблагополучной ситуации в отношении алкоголя свидетельствует и существенный рост алкогольных психозов среди подростков - в 8 раз - за последнее 10-тилетие ХХ века.
Это прогностически неблагополучный показатель, т.к. алкогольный психоз у подростка - в принципе случай достаточно редкий. Для его возникновения хронический алкоголизм должен длиться минимум 2-3 года.
Остановимся на отличительных признаках подросткового алкоголизма в научных источниках.
Сам по себе ранний (или подростковый) алкоголизм формируется в возрасте от 13 до 18 лет и подразумевает развитие хотя бы продромальной стадии(прием алкоголя по случаю, с контролем количества выпитого, праздники не представляются без алкоголя). Диагноз раннего алкоголизма (I стадия) ставится на основании следующих критериев: утрачивается контроль над количеством выпитого до мнестических нарушений по типу палимпсестов ( частичная потеря памяти на события в алкогольном опьянении), появляется терпимость и оправдание алкоголизма.Далее в силу стремительности развития алкогольной зависимости, подростки часто сразу переходят на 3 стадию алкоголизма.
Тем не менее при строго последовательном прогредиентном развитии этого заболевания на 2 стадии отмечается развитие толерантности к алкоголю (употребляются крепкие напитки и в большом количестве, причем пьют до крайней степени опьянения, не могут остановиться, появляется эмоциональная неустойчивость и агрессивность, абстинентный синдром и запои, признаки деменции (утрата приобретенных навыков и знаний). В 3 стадиизаболевания толерантность резко падает, для достижения сильного алкогольного опьянения уже не нужны большие дозы спиртного, подросток почти постоянно находится в состоянии алкогольного опьянения. Испытывает постоянное желание выпить. Деградация личности становится очевидной. Со стороны внутренних органов и ЦНС развиваются необратимые патологические процессы. Можно говорить о развитии хронического алкоголизма. Опасность подросткового алкоголизма заключается в крайне быстром переходе в хроническую стадию заболевания. Следующее выздоровление можно рассматривать только как стадию ремиссии(временное улучшение).
Тем не менее алкоголизм у подростков встречается не очень часто, поскольку алкоголизм как заболевание развивается в течение определенного промежутка времени и зачастую не успевает сформироваться к совершеннолетию.
В силу возрастных особенностей физиологии и психического склада поростковый алкоголизм отличается специфическими моментами , поэтому нам необходимо подробнее рассмотреть картину этого явления, опираясь на научные источники.
Сам факт употребления спиртного в подростковом возрасте - уже патология, независимо от количества принятого алкоголя. Прием доз, даже невысоких для взрослого человека, является чрезмерным для подростка и приводит к алкогольному отравлению. Лечение алкоголизма у подростков чрезвычайно затруднено, в связи с тем, что подростка труднее, чем взрослого, убедить в том, что он злоупотребляет алкоголем. Поэтому, во многих случаях, при обнаружении признаков заболевания, необходимо принудительное лечение алкоголизма.
Наиболее эффективное лечение алкоголизма у подростков, да и у взрослых людей, осуществляется на ранней стадии алкоголизма, чем позднее начато лечение, тем больше снижается эффективность лечения. Вне зависимости от стадии алкоголизма, при лечении подростков от алкогольной зависимости, могут использоваться практически те же методы, что и в случае со взрослыми, например, такое как кодирование от алкоголизма. В то же время, в отличие от взрослых, для подростков самым эффективным методом, как и всегда является профилактика, поскольку распознать стадию, обычно пивного алкоголизма, когда лечение уже необходимо, у подростков довольно просто.
Если взрослые вначале проходят этап умеренного потребления алкоголя, а затем наступает злоупотребление (бытовое пьянство), то несовершеннолетние уже с самых первых этапов начинают злоупотреблять спиртным; у многих из них регулярно бывает тяжелая алкогольная интоксикация с рвотой и потерей сознания.
Стремясь избежать насмешек других членов группы, подростки начинают «тренировать» себя спиртным. При появлении тошноты и позыва к рвоте они убегают подальше, чтобы их не увидели, и после прекращения рвоты снова присоединяются к сверстникам и продолжают пить с ними. Некоторые ребята заранее уходят и вызывают рвоту искусственно, чтобы иметь возможность пить дальше.
Тяжелые степени опьянения часто сопровождаются нарушением сознания. Это состояния, требующие медицинской помощи, и нередко такие подростки попадают в токсикологические отделения больниц с алкогольным отравлением. Без медицинской помощи возможен смертельный исход.
После передозировок с тяжелыми формами нарушения сознания возникают амнезии - подросток не может вспомнить произошедшего или помнит лишь самое начало выпивки. Раннее появление амнезий - плохой признак с точки зрения прогноза. Амнезия - это всегда следствие нарушения сознания и соответственно повреждения головного мозга. Даже однократная амнезия - грозный симптом, который свидетельствует о неблагополучии центральной нервной системы. А если это частое явление и амнезии бывают длительными, то тем более. Понятно, что такие тяжелые нарушения в столь юном возрасте неизбежно сказываются на его интеллекте и дальнейшем психическом развитии.
Пьющих подростков не пугают случаи передозировок с последующей амнезией, и это, как правило, не удерживает их от дальнейшего приема спиртного. На этом этапе влечения к алкоголю еще нет. Они регулярно напиваются «до рвоты» и тяжелого опьянения не из-за того, что сознательно хотят достичь именно этого эффекта, а из стремления не отставать от других членов группы, среди которых всегда есть более «опытные» и более выносливые.
Хотя подростков, как правило, не страшат тяжелое опьянение и его последствия, но не этого эффекта они ждут от алкоголя. Если бы это зависело от их собственной воли, а не от требований других членов группы, на этом этапе они вполне могли бы остановиться на той степени опьянения, которая вызывает у них веселье и активность. Обычно они не говорят, что им самим хотелось напиться до «полной отключки». Обычно они говорят: «Так получилось, я не знал, все пили, и я пил».
В результате регулярного потребления спиртного, утраты рвотного рефлекса и возрастания переносимости алкоголя начинает формироваться влечение к нему. У подростков формирование всех симптомов алкоголизма происходит очень быстро, и отрезки времени между появлением все новых симптомов непродолжительны. Многие симптомы возникают гораздо раньше, чем при типичном алкоголизме взрослых.
Влечение к алкоголю проявляется в том, что подростку начинает нравиться состояние опьянения как состояние веселья, интересных «приключений». Они редко сидят и напиваются, как взрослые алкоголики. Выпив, ребята становятся активными, их «тянет на подвиги», и именно это им особенно нравится.
Подростки и в трезвом состоянии не всегда способны контролировать свое поведение, а уж в состоянии опьянения - тем более. И здесь можно ожидать любых чрезвычайных происшествий. Драки, беспорядочные половые связи, изнасилования, кражи, грабежи и другие криминальные действия в состоянии опьянения несовершеннолетние совершают ничуть не реже (если не чаще), чем взрослые.
Статистика количества подростков, взятых на учет в КДН и ЗП и ОВД за делинквентное поведение в состоянии алкогольного опьянения
Делинквентное поведение практически всегда связано с употреблением спиртного. Учащиеся начинают прогуливать занятия, грубят учителям и родителям, задирают более слабых, зная, что за их спиной стоит их группа и ощущая себя сильными и непобедимыми, изыскивают всевозможные способы добывания денег на спиртное. А поскольку легальным способом они добыть их не могут, рано или поздно пьющие подростки решаются на криминальные действия. Совершив преступление и оставшись безнаказанными (как нередко бывает), они без всяких опасений вновь совершают противоправные поступки.
Многие родители «прозревают» и узнают о поведении сына или дочери только после задержания их работниками правоохранительных органов.
В целом проявления алкоголизма у подростков отличаются от алкоголизма взрослых - и ускоренным развитием, и атипичностью многих проявлений.
Психиатры считают, что между возрастом, когда начинается злоупотребление алкоголем, и тяжестью алкоголизма существует пропорциональная зависимость - чем раньше начинается потребление алкоголя, тем тяжелее протекает заболевание. Алкоголизм у несовершеннолетних формируется в 2-4 раза быстрее, чем у взрослых.
Если у взрослых запои возникают обычно на второй, иногда на третьей стадии алкоголизма, то у подростков многодневное пьянство возможно уже в первой стадии. Регулярные передозировки с тяжелым опьянением тоже возникают уже на первой стадии. Похмельный синдром формируется быстро - через 1-3 года систематического пьянства. У взрослых алкоголиков похмельный синдром формируется в течение нескольких лет и вначале проявляется соматическими (телесными), а уже потом психическими нарушениями, а у подростков формирование абстинентного синдрома занимает несколько месяцев и с самого начала появляются психические нарушения - раздражительность, вспыльчивость, злобность, депрессия, мрачность, угрюмость, тревога, ночные кошмары и страхи, галлюцинации, судорожные припадки. Абстинентный синдром у них более длительный, чем у взрослых.
Гораздо быстрее, чем у взрослых, наступает и прогрессирует психическая деградация. Пьющие подростки тупеют, их интеллектуальное развитие значительно отстает от возрастных норм, они не способны концентрировать внимание и усваивать новый материал, быстро прогрессируют нарушения памяти. Подростки становятся апатичными, ко всему безразличными, кроме выпивки,
Таким образом, с точки зрения медико-биологических данных, подростковый алкоголизм ,являясь установленным диагнозом, носит катастрофический характер и требует преимущественно комплексной медико-психотерапевтической помощи.
В то же время ранняя алкоголизация рядом авторов рассматривается как нарушение поведения, требующее скорее психолого-педагогической, а не медицинской коррекции.
На этапе ранней алкоголизации при ее переходе в алкоголизм у подростков отмечается феномен групповой психической зависимости, когда тяга к спиртному возникает исключительно в "своей" компании . За пределами "своей" группы тяготения к алкоголю нет: с чужими и малознакомыми не пьют. Отрыв от группы прекращает алкоголизацию. Наличие групповой психической зависимости не свидетельствует о наличии хронического алкоголизма, а лишь угрожающим предвестником его.
С точки зрения А.Е. Личко групповая зависимость является проявлением аддиктивного(зависимого) поведения подростков.
С точки зрения А.Е. Личко, для подростков термин аддиктивное поведение представляется наиболее адекватным, поскольку указывает на то, что речь идет не о болезни, а о нарушениях поведения.
Разумеется, алкогольная симптоматика и неизбежность прогредиентной(поэтапное прогрессирование патологических нарушений) динамики известна подросткам. Устрашающие видео- ролики , лекции с участием мед.работников, добросовестно и в плановом порядке проводятся в образовательных учреждениях и повышают компетентность подростков. Следовательно, компонент знания в таком многоаспектном явлении , как подростковый алкоголизм, недостаточен для формирования устойчивой личностной убежденности в трезвости.
Такой феномен, как преморбидные (доболезненные) особенности личности (типы акцентуаций, заострений характера), также является еще одним причинным или предрасполагающим аспектом.
А.Е. Личко подчеркивал, что важную роль в развитии аддиктивного поведения играет преморбидные особенности личности, точнее особые типы акцентуации характера.
На примере ранней алкоголизации у подростков можно проследить, как та или иная акцентуация влияет на становление алкогольного варианта аддиктивного поведения. Подростки с акцентуациями неустойчивого, эпилептоидного, гипертимного и истероидного круга наиболее склонны к выпивкам. Алкоголизация у неустойчивых подростков - это результат их тяготения к легким развлечениям, способность легко попадать под дурное влияние. Побудительный мотив - получить веселое настроение. Это перекликается с мнением К. Леонгарда (1989), что общей характерологической особенностью, которая предрасполагает к алкоголизму, является сниженная способность к самоконтролю, тенденция действовать по минутному впечатлению. У неустойчивых чаще встречаются неглубокие степени опьянения. Сходный с неустойчивыми тип алкоголизации отмечается и у гипертимных подростков.
У эпилептоидных подростков картина алкоголизации иная: короткая стадия эйфории, затем опьянение по дисфорическому типу - агрессия, аутоагрессия, может быть сексуальное насилие. Эпилептоиды напиваются до тяжелых степеней опьянения. Для них алкоголизация - это своеобразная "разрядка" накопившегося напряжения и раздражения. Истероиды и в алкоголизации остаются демостративными. Они , как правило, преувеличивают степень опьянения, с пафосом рассказывают сверстникам о большом количестве спиртного, которое они могут выпить. Иногда изображают алкогольных эстетов: рассказывают сверстникам, что они употребляют только элитные алкогольные напитки, причем определенного сорта.
А.Е. Личко подчеркивал, что именно акцентуанты неустойчивого круга наиболее подвержены риску развития аддиктивного поведения в целом, поскольку именно у них наиболее развита реакция группирования со сверстниками.
В связи с тем, что гипертимному и эпилептоидному типам свойственна акселерация в отношении физического и полового развития, а реакция эмансипации обостряет конфликты в системе взаимоотношений подросток - взрослый, то алкоголизация выступает как проявление реакции протеста.
В научной литературе давно обсуждается вопрос о злокачественности раннего алкоголизма. Сейчас можно утверждать, что проблема злокачественности раннего алкоголизма неоднозначна. Традиционным является представление, что ранняя алкоголизация в подростковом возрасте неминуемо ведет к злокачественному алкоголизму. В то же время, в последние десятилетия преобладает точка зрения, что злокачественное течение алкоголизма отмечается только у подростков с преморбидной отягощенностью.
Как правило, ранний алкоголизм свидетельствует об изначальной психопатичности (патология характера). Наиболее часто ранний алкоголизм формируется у неустойчивых и эпилептоидных психопатов. У неустойчивых формирование происходит медленно - как следствие регулярных выпивок, часто в асоциальных компаниях. Параллельно алкоголизации происходит нарастание делинквентности (нарушение социальных норм в поведении). При эпилептоидной психопатии путь иной: после тяжелых первых опьянений с агрессией и аутоагрессией может пробудиться компульсивное (навязчивое) влечение пить "до отключки". Это одно из проявлений нарушения влечений при эпилептоидной психопатии. Эпилептоидные психопаты легко переходят к алкоголизации в одиночку. Деньги при этом вымогают у близких и сверстников.
Следовательно, ввиду научно-обоснованной корреляции особенностей личности и риска развития алкогольной зависимости, представляется возможным говорить об индивидуализированном подходе к профилактике подросткового алкоголизма в образовательном учреждении.
Это означает необходимость проведения ранней психодиагностики и грамотное формирование подростков группы »риска». Эти мероприятия относятся к первичной профилактике и по научным данным являются на 60-70% эффективными. Также существенно с нашей точки зрения, что профилактические мероприятия не должны носить разового характера! Целесообразной представляется системная, долгосрочная профилактическая программа с «ведением» подростков через все годы обучения.
Некоторые авторы предлагают использование следующих комбинированных технологий в профилактической работе:
-индивидуализация превентивного воздействия(личностный подход);
-стимулирование субъектного включения подростков в профилактический процесс на основе формирования рефлексивной позиции.
В основе самоконтроля человека лежит личностный рефлексивный процесс (критическое переосмысление себя как субъекта деятельности).
Психологические механизмы рефлексии:
Анализ ситуации и результатов предшествующей деятельности.
Движение в рефлексивном плане имеет циклический характер и проходит многократные повторения.
В качестве профилактических технологий первичной профилактики алкоголизма авторы научных монографий выделяют : информационные технологии; мотивационные технологии; психотехнологии; технологию занятости; образовательные технологии; семейную профилактику.
С нашей точки зрения, психотехнология является основой любой программы социальной профилактики алкоголизма. Она осуществляется в нескольких формах и представляет собой комплексное профилактическое воздействие с помощью психологических средств на психику подростка, а через нее на весь его организм с целью изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде.
На этапе первичной профилактики следует помнить о некоторых чрезвычайно важных психологических моментах в восприятии подростками антиалкогольной пропаганды.
- не следует переусердствовать! Когда трезвенное просвещение становится социальным давлением, то это вызывает протестные реакции у подростков, они восстают.
-при просмотре драматических видеороликов единодушное осуждение вызывает, как правило, не употребление алкоголя, а сам негативный персонаж, то есть попытка вызвать моральное осуждение процесса алкоголизации в этом случае является неудачной.
-следует избегать попыток запугивания последствиями алкоголизма. Наблюдается результат крайне низкий в связи с эффектом отчужденности от результата (это у него печень разваливается, не у меня же).
-следует избегать искажения и преувеличения негативных последствий употребления алкоголя.
-избегать ложной информации, сегодня подростки хорошо информированы.
-не упоминать о культурных предпосылках употребления алкогольных напитков.
-не давать оправданий употреблению алкогольных напитков.
-избегать разового характера профилактики, так как это не дает возможности развивать навыки противостояния алкогольному поведению.
Известно, что подростки склонны игнорировать и недооценивать долговременные последствия своего поведения в силу особенностей подросткового мышления. Ведь одни только негативные стимулы и только лишь мотивы избегания негативных последствий не могут длительно и эффективно определять сложное жизненное поведение и, следовательно, кроме негативных, необходимы позитивные элементы: перспективы, цели, мотивы, ради которых хочется говорить «нет» алкогольному поведению.
Наличие таких позитивных идеалов особенно важно подросткам, ведь для них такой стимул для убежденной трезвости, как здоровое функционирование печени на протяжении всей жизни выглядит как далекая абстракция. В противовес аргументу»Не делай этого», у каждого подростка возникает вопрос:»А что же мне тогда делать?» То есть, забирая такую форму поведения, как алкогольный стиль жизни, необходимо вооружить подростка альтернативным и обязательно привлекательным образом жизни.
В качестве профилактических мероприятий нам представляется возможным продумать следующее:
- техники повышения престижа спорта и спортивной внешности (слайды, бегущие в холле), конкурсы красоты и моды, приглашение спортсменов на Вечер вопросов-ответов.
- создание юношеской организации со своим Уставом, Кодексом поведения, некоторой «тайной», строгим отбором членом и наделением организации более высокими административными полномочиями.
- приобщение подростков к музыкальной культуре, создать клуб любителей музыки с семестровым абонементом и приглашением московских рок-групп и т.д.
- кинолекторий для родителей.
т.е. активная пропаганда популярности развитой, деятельной, спортивной личности.
-психологические тренинги с использованием интерактивных технологий - моделирование ситуаций, усвоение социальных навыков (коммуникативность, уверенность в себе, самоуважение.) Работа над внутренней мотивацией трезвого поведения, как наиболее самостостоятельной и автономной формой мотивации.
Такие подростки чувствуют себя причиной своего поведения и мало зависят от внешних обстоятельств, то есть способны выбирать формы поведения по собственной воле. В основе развития внутренней мотивации лежит естественная для подростка потребность в автономии, свободе выбора. Внутренне мотивированная активность – основа психологического благополучия.
Таким образом, представляется возможным заключить, что на образовательных учреждениях лежит ответственность за первичную и наиболее эффективную профилактику подросткового алкоголизма. В долгосрочных и системных программах по профилактике необходимо учитывать многоаспектность этого сложного явления и использовать в комплексе профилактические технологии и мероприятия.
Список используемой литературы.
3.Алкоголизация подростков. Центр «Доверие», 1998 г.; Иванец Н.Н. Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. М., Медицина. 1990.С.206.
9.Личко А.Е., Предупреждение подростковой и юношеской наркомании.2000.
10.Максимова Н.Л. Психологическая профилактика алкоголизма у
несовершеннолетних: Учеб. пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2
11.ЛичкоА.Е.,Подростковая психиатрия.
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Подарок
Два Мороза
Военная хитрость