В современных условиях наблюдается формирование качественно нового социально-политического феномена – постсоветской государственности. В рамках данного явления наблюдается, с одной стороны, стремление к восприятию зарубежного опыта полученного в странах западной демократии, а с другой - тенденция возврата к, по сути, социалистическим методам управления в политической системе. Подобная парадоксальность обуславливает наличие достаточно противоречивых взглядов на проблему взаимодействия государства и общества. С одной стороны государство рассматривается в качестве политической организации общества и, таким образом выступает в качестве одного из сегментов социума. С другой стороны, государство, как аппарат публичной политической власти, возвышается над обществом и, в определенном смысле дистанцируется от него. В рамках первого из выделенных подходов гражданин выступает в качестве первичного элемента социально-политической системы, при этом и государство и общество рассматриваются как некие организационные формы межличностных объединений. В свою очередь второй подход предполагает взгляд на государство и общество как на две относительно обособленных системы, одна из которых олицетворяет собой власть, а другая – подчинение.
Для современных общественных отношений характерно отсутствие стабильно функционирующей системы взаимодействия органов власти и общественных образований, неразвитость институтов гражданского общества в целом. В этой связи проблема взаимопонимания власти и социума в процессе становления гражданского общества становится одной из самых насущных. Для нашей страны долгое время традиционным являлся стиль «преобразований сверху. Для всестороннего обновления современного российского общества необходимо активное участие гражданского общества. Только развитое гражданское общество может стать прочной базой демократии, без которой невозможно сломать преграды в модернизации России. Основная задача гражданского общества состоит в обеспечении условий для наиболее полного удовлетворения многообразных интересов и потребностей членов общества в процессе их свободной самодеятельности и самоорганизации. Государство и гражданское общество неразрывно связаны друг с другом, составляют две части единого социального организма. Для развития гражданского общества требуется постоянный диалог государства и общества. Актуальность исследования связана и с тем, что среди объективных причин отсутствия взаимодействия между властью и гражданским обществом немалую роль играет несовершенство законодательства.
Гипотеза - при укреплении в России основ правового государства и развития социальной сферы будет расширяться влияние институтов гражданского общества как субъектов политики, это потребует развития тесных взаимоотношений органов власти и институтов гражданского общества.
Объект исследования – гражданское общество в современной России.
Предмет исследования - формы взаимодействия институтов власти и гражданского общества.
Цель – поиск наиболее удачных форм взаимодействия власти и общества на базе развитого гражданского общества и правового государства.
Задачи - анализ литературы и нормативных правовых актов; обобщение выявленных проблем гражданского общества и органов власти; нахождение соответствия между гражданским обществом и государством, как следствие выявление общей среды для создания гражданского общества.
Новизна исследования и темы в целом заключается в авторской точке зрения на составляющие данной проблемы, в представлении личной позиции на сложившуюся общественную ситуацию, представление авторской формы взаимодействия государства и гражданского общества.
Вложение | Размер |
---|---|
raboty_uchenikov.docx | 226.78 КБ |
«Проблемы взаимодействия власти и гражданского общества»
Автор: Шапошникова Алёна Владиславовна учащаяся 10 «Б» класса ГБОУ СОШ № 2 г. Сызрани |
Научный руководитель:
учитель истории и обществознания
Солтанова Е. Ф.
Сызрань 2013 год
Оглавление:
I раздел Введение
В современных условиях наблюдается формирование качественно нового социально-политического феномена – постсоветской государственности. В рамках данного явления наблюдается, с одной стороны, стремление к восприятию зарубежного опыта полученного в странах западной демократии, а с другой - тенденция возврата к, по сути, социалистическим методам управления в политической системе. Подобная парадоксальность обуславливает наличие достаточно противоречивых взглядов на проблему взаимодействия государства и общества. С одной стороны государство рассматривается в качестве политической организации общества и, таким образом выступает в качестве одного из сегментов социума. С другой стороны, государство, как аппарат публичной политической власти, возвышается над обществом и, в определенном смысле дистанцируется от него. В рамках первого из выделенных подходов гражданин выступает в качестве первичного элемента социально-политической системы, при этом и государство и общество рассматриваются как некие организационные формы межличностных объединений. В свою очередь второй подход предполагает взгляд на государство и общество как на две относительно обособленных системы, одна из которых олицетворяет собой власть, а другая – подчинение.
Для современных общественных отношений характерно отсутствие стабильно функционирующей системы взаимодействия органов власти и общественных образований, неразвитость институтов гражданского общества в целом. В этой связи проблема взаимопонимания власти и социума в процессе становления гражданского общества становится одной из самых насущных. Для нашей страны долгое время традиционным являлся стиль «преобразований сверху. Для всестороннего обновления современного российского общества необходимо активное участие гражданского общества. Только развитое гражданское общество может стать прочной базой демократии, без которой невозможно сломать преграды в модернизации России. Основная задача гражданского общества состоит в обеспечении условий для наиболее полного удовлетворения многообразных интересов и потребностей членов общества в процессе их свободной самодеятельности и самоорганизации. Государство и гражданское общество неразрывно связаны друг с другом, составляют две части единого социального организма. Для развития гражданского общества требуется постоянный диалог государства и общества. Актуальность исследования связана и с тем, что среди объективных причин отсутствия взаимодействия между властью и гражданским обществом немалую роль играет несовершенство законодательства.
Гипотеза - при укреплении в России основ правового государства и развития социальной сферы будет расширяться влияние институтов гражданского общества как субъектов политики, это потребует развития тесных взаимоотношений органов власти и институтов гражданского общества.
Объект исследования – гражданское общество в современной России.
Предмет исследования - формы взаимодействия институтов власти и гражданского общества.
Цель – поиск наиболее удачных форм взаимодействия власти и общества на базе развитого гражданского общества и правового государства.
Задачи - анализ литературы и нормативных правовых актов; обобщение выявленных проблем гражданского общества и органов власти; нахождение соответствия между гражданским обществом и государством, как следствие выявление общей среды для создания гражданского общества.
Методы -
Материалы работы могут найти применение в деятельности Общественного Молодежного парламента г. о. Сызрань при координации их взаимодействия с властью на местном уровне.
Новизна исследования и темы в целом заключается в авторской точке зрения на составляющие данной проблемы, в представлении личной позиции на сложившуюся общественную ситуацию, представление авторской формы взаимодействия государства и гражданского общества.
II раздел Основная часть
Данная тема освещена достаточно широко. Исторически идея гражданского общества восходит к Древней Греции и Античному Риму, в частности, к творчеству Цицерона, когда сложилось представление о гражданстве и гражданине и возникло понятие общества как совокупности граждан. В середине XVII века Т. Гоббс в двух трудах - "О гражданине" (1642) и "Левиафан" (1651) изложил принципиально новую концепцию гражданского общества, возникающего при переходе от природного естественного состояния всеобщей вражды и страха к упорядоченному культурному обществу, граждане которого дисциплинированы властью государства. О проблемах взаимодействия гражданского общества с органами политической власти говориться в работах многих зарубежных исследователей, таких, как Э. Арато, Дж. Коэн, Дж. Кин, Э. Гидденс, А. Улин, Ю. Хабермас, Э. Геллнер, Д. Грин, К. Шмитт.
В российской политической науке интерес к изучению проблем формирования гражданского общества в России возник сравнительно недавно. Несмотря на это, следует отметить, что для России эта тема является весьма актуальной, доказательством чего служат многочисленные публикации и монографии, посвященные проблематике гражданского общества. Процесс взаимодействия власти и общественных организаций исследуется в работах: Т.Е.Ворожейкиной
«Гражданское общество: экономический и политический подходы», Моск. Центр Карнеги: Рабочие материалы. Вып.2. 2005.; Перегудова С.П., Лапиной Н.Ю., Семененко И.С. «Группы интересов и российское государство»,М., Эдиториал УРСС, 1999; Галкина А. А. «Индивид и гражданское общество: российская специфика», Власть. 1999. № 8; Агеева М. «Гражданское общество и его ценности», Социс. 2003. №7; Галкина А., Красина Ю. «Проблемы формирования гражданского общества», Институт социологии Российской академии наук,– М., 2000 и других.
Гражданское общество – это сфера спонтанного самопроявления свободных индивидов и добровольных ассоциаций и организаций, ограждённая законом от прямого вмешательства и произвольной регламентации и деятельности со стороны органов государственной власти. Гражданское общество включает всю совокупность отношений в обществе, а именно: экономические, социальные, семейные, духовные, религиозные, национальные и другие. Данное понятие употребляется в двух значениях: в широком смысле - гражданское общество - это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений; в более узком смысле - гражданское общество представляет собой цивилизованное состояние общества, характерной чертой которого является равноправие личности, сообщества граждан и государства.
Сегодня нет единого мнения насчет исторических предпосылок образования в России гражданского общества. Некоторые исследователи связывают его зарождение с периодом Великих реформ XIX в., регламентирующих принципы организации, структуру и полномочия земств, другие же полагают, что о зарождении гражданского общества можно говорить лишь с момента распада СССР.
Основным законом, регулирующим основы гражданского общества в современной России, является Конституция Российской Федерации 1993 г., но в ней нет раздела о гражданском обществе, хотя во многих странах говориться о гражданском обществе, среди которых Испания, Португалия, Греция, Мексика.
Во всех сферах жизнедеятельности гражданское общество воплощается в трёх основных формах:
в свободной деятельности граждан;
в добровольных объединениях граждан в разнообразные негосударственные организации;
в развитии негосударственных общественных отношений (семейных, экономических, политических, духовных, культурных и другие). Все они направлены на обеспечение условий для наиболее полного удовлетворения многообразных интересов и потребностей членов общества.
Из разнообразия принципов формирования гражданского общества, попробую выделить главные:
основополагающим началом является неотъемлемое право конкретного человека, индивида на личную свободу, самореализацию;
принцип достаточности при определении общества как гражданского; суть его состоит в существовании правового механизма взаимодействия структур гражданского общества и государственных структур, развитой политической системы.
Таким образом, в современной политологии гражданское общество рассматривается как сложная, многоуровневая система невластных связей и структур. Оно включает в себя всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и вмешательства государства.
Среди уровней межличностных отношений выделяют:
-первый уровень, связанный с употреблением базовых (первичных) потребностей, обеспечивающий жизнедеятельность индивидов; потребности удовлетворяются благодаря производственным отношениям;
-второй уровень связан с потребностями в продолжение жизни, поддержании здоровья, воспитании детей и так далее. Потребности образуют комплекс социокультурных отношений, включающий религиозные, этнические и иные формы взаимодействия. Потребности данного уровня реализуются через семью, церковь, СМИ, учреждения культуры и так далее;
- третий уровень (высший) связан с индивидуальным выбором на основе политических предпочтений ценностных ориентаций. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Реализация происходит с помощью политических партий, движений, групп интересов и так далее.
Рассматривая структуру гражданского общества, выделяют три основное сферы:
экономическую, включающую в себя все формы и виды предприятий и организаций, созданные гражданами в области хозяйственно-экономической деятельности на основе добровольного объединения, по собственной инициативе, без участия государства. Исключение составляют государственные унитарные предприятия. В данной сфере отношения конкуренции, баланса и интеграции интересов устанавливаются на основе действия законов свободной рыночной экономики. Данную сферу представляют индивидуальные формы экономической активности, коллективные хозяйства, кооперативы, частные предприятия и акционерные общества, отраслевые союзы и ассоциации;
социально-политическую, реализующую функции формирования и выражения собственного мнения, выработка общепринятых норм и ценностей, разрешение социальных конфликтов без вмешательства государства, самоорганизации социальных отношений, оказание взаимопомощи на основе солидарности граждан. В представленной сфере действуют различные формы общественно – политической активности граждан, общественные политические организации и движения, органы общественного самоуправления, негосударственные СМИ. Традиционными элементами являются: семья, социальные группы и общности;
духовную, непосредственно связанную с нравственно – духовным развитием людей, их творчеством, культурой. К этой сфере следует отнести такие важные права и свободы, как свобода совести и слова. Эта сфера включает в себя деятельность самостоятельных и независимых от политической власти и чрезмерного контроля со стороны государственных органов творческих, научных, духовных, образовательных и других организаций, объединений, союзов, ассоциаций, сообществ.
Однако необходимо обратить внимание ещё на два важных обстоятельства, которые тесно связны друг с другом. Во-первых, хотя структура гражданского общества несёт на себе отпечаток основных сфер деятельности людей и существующего социально – классового делений общества, сама по себе она складывается в результате взаимодействия свободных субъектов гражданского общества. Гражданское общество основано на балансе их интересов, поэтому первостепенное значение при характеристике его структуры принадлежит функциональному анализу, который позволяет раскрыть указанный характер объединения людей в сообщества, характер их членства в такой специфической человеческой общности как гражданское общество.
С этим связано второе важное обстоятельство. Структура гражданского общества имеет преимущественно горизонтальный характер. В отличие от государства, в нём преобладают не вертикальные связи, а горизонтальные. В гражданском обществе складываются отношения между свободными и юридически равноправными партнёрами. Организации гражданского общества возникают в результате свободного волеизъявления и добровольного согласия равных субъектов, являются самоорганизующимися и самоуправляемыми. Вертикальные связи при этом не исключаются, но горизонтальные связи являются основополагающими и, безусловно, доминируют.
В сложное переходное время, в новой для себя ситуации, общество стоит перед альтернативой – пассивно наблюдать и без сопротивления принимать формирование нового господствующего сословия (класса) или использовать этот период для оформления силы, способной к защите своих интересов и выражению своей политической воли, созданию формальных и неформальных институтов представительства своих интересов, последовательно трудиться над расширением гражданского общества.
Основными признаками гражданского общества являются:
общество социального рыночного хозяйства, в котором обеспечены свобода экономической деятельности, предпринимательства, труда, разнообразие и равноправие всех форм собственности и равная их защита, общественная польза и добросовестная конкуренция;
общество, которое обеспечивает социальную защищенность граждан, достойную жизнь и развитие человека;
общество подлинной свободы и демократии, в котором признается приоритет прав человека;
общество, построенное на основе принципов самоуправления и саморегулиро-
вания, свободной инициативы граждан и их коллективов;
«открытость» гражданского общества».
Следовательно, наиболее важными элементами структуры гражданского общества являются:
добровольно сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся общности людей (семья, различные ассоциации, корпорации, общественные объединения);
совокупность негосударственных (неполитических) общественных отношений;
производственная и частная жизнь людей, их обычаи, нравы и традиции;
сфера самоуправления свободных индивидов и их организаций, защищенная от вмешательства государственной власти.
Вышеназванные элементы иногда рассматриваются как общественно - политические категории, а иногда как институты, закрепляющие существенные черты и признаки гражданского общества. Среди них можно выделить следующие институты:основы экономических отношений; основы социальных отношений; основы духовно - культурных отношений; основы политических отношений.
Таким образом, современное гражданское общество неотделимо от правового государства, точно так же, как правовое государство неотделимо от гражданского общества.
3. Проблемы взаимодействия гражданского общества и власти
В любом обществе и любом государстве, безусловно, существуют проблемы взаимодействия общества и власти, иначе быть не может, особенно в современном мире образованных и амбициозных людей, когда каждый считает, что может изменить свою жизнь, жизнь общества, страны и мира в целом к лучшему, и это, конечно, важно, ведь каждый человек личность и гражданин своего государства, наделённый правами и свободами, среди которых есть право голоса, выбора и объединений любыми не противоречащими закону способами. Такие камни преткновения способствуют развитию, и как бы это странно ни звучало, гармонии в обществе и государстве в целом. Ведь правильная внутренняя политика, а исходя из неё и вешняя, может быть только там, где помимо сильной законодательной «верхушки», есть не менее сильное и активное гражданское общество, цель которого, это создание и поддержание достойного уровня жизни людей. Поэтому, я, как и многие другие жители нашей страны считаю, что обеспечить достойную жизнь в государстве можно только путём взаимодействия политических органов и гражданского общества. И важно не просто проводить активную внешнюю и внутреннюю политику, а проводить её в согласии с народом, который как никто лучше знает, какие реформы нужны обществу на определённом этапе его существования.
Предпосылки авторитарии или ограниченной демократии существуют в любом государстве, не является исключением и Россия. Что же является этими самыми предпосылками? Безусловно, это бюрократия, которая пронизывает все сферы общественной жизни, начиная с самых примитивных и заканчивая государственными масштабами. Ярким примеров бюрократизма любого уровня, безусловно, является огромное количество различной порой ненужной документации, постоянная замена одних документов на другие, абсолютно ничего не меняющие. Итогом этой бумажной волокиты становится потеря личности в погоне за непонятным результатом.
Следующей предпосылкой или составляющей авторитарного режима, является коррупция, а точнее небывало высокий уровень. Коррупция, так же как и бюрократия существует абсолютно во всех сферах жизни людей. «Если хочешь получить более качественный продукт, более квалифицированные услуги, быстрый результат - заплати взятку». Примеров коррупции очень много. Предлагаю рассмотреть самый яркий за последнее время. Совсем недавно из СМИ стало известно о баснословных взятках в Министерстве Обороны России, министром и главным взяточником был А. Э. Сердюков. Так же говоря о коррупции, следует вспомнить, о детских садах. И шагом к борьбе с коррупцией в этой области стала передача садов на баланс управлений образования.
Так же следует отметить политику лоббирования, как составляющую авторитарии. Лоббирование – это установление связей с должностным лицом и ведение закрытых переговоров от имени другой стороны с намерением повлиять на принятие выгодных официальных решений. Наиболее часто встречается в Государственной Думе. Лоббизм – это институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур (а так же представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций) в органах государственной власти с целью принятия выгодных для них политических решений.
На мой взгляд, одной из важнейших проблем на данном этапе является стремление госорганов в максимальном размере перейти к авторитарной политике. Этому способствует Конституция РФ, принятая в 1993 году, которая определяет широкий спектр полномочий президента, фактически их неограниченность. Как следствие зарождение авторитарных черт. Несмотря на то, что Россия является полупрезидентской страной, всё чаще употребляется определение России как президентской страны. Авторитарная власть означает полный захват властных полномочий, как следствие ведение внутренней политики во благо определённых социальных групп наиболее приближённых к власти или имеющих влияние на неё, как следствие антиобеспечение прав и свобод граждан. По данным опроса ВЦИОМ какие из нижеперечисленных проблем Вы считаете наиболее важными для страны в целом? - 33, 2% опрошенных ответили - Демократия и права человека;, безработица и коррупция ушли на 2 и 3 место.[1] (см. приложение)
Основным барьером для развития гражданского участия является несформированная мотивация людей к общественной активности. Отчуждение проявляется как на эмоциональном уровне (равнодушие, усталость), так и на содержательном: неверие в успех, несовпадение представлений об общем интересе. К этому добавляется отсутствие опыта совместных действий
Одной из проблем взаимодействия гражданского общества и власти является игнорирование механизма выборов. Может быть, и страх перед его использованием привели к тому, что нарастающий в стране после августа 1991 г. политический кризис разразился в сентябре-октябре 1993 г. жесткими антиконституционными мерами. Возникший политический узел во внутривластном и гражданском противостоянии пришлось преодолевать с помощью грубого и жестокого насилия.
Следующая проблема – это отказ от ведения «открытого диалога» власти и гражданского общества. Власть, сколько не пытается, не может донести до общества суть осуществляемых преобразований, объяснить, зачем они нужны рядовому гражданину, как отразятся на его повседневной жизни. А общество не может внятно объяснить власти, чего от нее хочет, в том числе и потому, что многие общественные институты так и не смогли занять достойное место в государстве. В целях вовлечения широких кругов общества в реализацию государственной политики Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 13 сентября 2004 г. на расширенном заседании Правительства РФ был предложен проект создания Общественной палаты. Она стала площадкой для широкого диалога и обсуждения гражданских инициатив, «местом проведения общественной экспертизы тех ключевых государственных решений и прежде всего законопроектов, которые касаются перспектив развития всей страны, которые имеют общенациональное значение».
Немаловажной проблемой является отсутствие взаимного доверия между обществом и властью, которая исходит из того, что граждане не понимают, где, как и почему рождаются те или иные государственные решения.
Так, по оценкам Левада-Центра, не доверяют никому из российских политиков в настоящее время 19% респондентов. В целом деятельность правительства одобряет менее половины россиян (45%), недовольных больше - 54%. При этом 41% опрошенных считают, что дела в стране идут сегодня в целом в правильном направлении, с ними не согласны почти столько же респондентов (42%).
Как показало исследование, в настоящее время число недовольных деятельностью Госдумы россиян почти вдвое больше тех, кто воспринимает ее положительно - 61% против 36%. Половина (51%) опрошенных социологами в 130 населенных пунктах 45 регионов страны россиян заявили также, что в целом довольны деятельностью своих непосредственных губернаторов , 47% - не одобряют, и таких респондентов за последний месяц стало больше на четыре пункта.[2]
Исходя из предыдущих проблем, следует отметить, что России необходима информационная открытость в работе государственных органов, а также гарантии предоставления информации для граждан. Данная проблема была признана актуальной Президентом Российской Федерации еще в 2002 г. в его послании Федеральному Собранию в качестве одного из приоритетных направлений законотворческой деятельности парламента. Президент особо отметил необходимость принятия специального федерального закона с закреплением в нем четкого перечня информации, которую государственные органы обязаны сделать публично доступной, что стимулирует, по мнению главы государства, развитие гражданского общества.
Способы взаимодействия гражданского общества и власти, считаю нужным рассмотреть на примере Самарской области как субъекта Федерации.
На территории Самарской области традиционными стали совместные собрания организаций гражданского общества с Самарской Губернской Думой и Городскими Думами по обсуждению наиболее волнующих общество вопросов.
Такая практика считается важной и значимой для любого города и области в целом, так как способствует привлечению внимания чиновничьего аппарата к проблемам жителей области. К сожалению, такие заседания проводятся не часто.
Систематическое наблюдение за выборами является важным, в большинстве случаев действенным компонентом базовой демократии. Создание независимых наблюдательных организаций или привлечение организаций гражданского общества является важной приоритетной задачей в демократическом государстве.
Самыми значительными политическими организациями в Самарской области являются: Общественная палата Самарской области (2011-2012 годы, стала заменой действующей общественной палате в Самаре, создана при мэре города). Целью палаты является вовлечение граждан в деятельность органов местного самоуправления, обеспечение взаимодействия жителей города и некоммерческих организаций с органами местного самоуправления;
Ассоциация «Голос» (2000 год, в неё вошли 12 общественных организаций Самары) наиболее яркий представитель гражданского общества Самары, являлась наблюдателем на выборах в Самарскую Губернскую Думу, постоянный организатор митингов, шествий и прочих законных собраний, так же оказывает помощь в создании общественных организаций;
Сызранское общество защиты прав потребителей;
Объединение профсоюзов города Сызрань и другие организации.
В области проводится серьезная работа по ведению прямого диалога руководителей с населением.
На официальном сервере Правительства Самарской области в сети Интернет, на сайте Самарской губернской Думы действуют интерактивные страницы «Обращения граждан».
Так за 2012 год в Самарскую Губернскую Думу поступило 541 электронное обращение граждан, адресованных председателю Думы и депутатам. Это на 134 электронных обращения больше, чем в 2011 году.
Анализ поступивших обращений показывает, что граждане обращаются по самому широкому кругу вопросов, но наиболее многочисленными и острыми остаются вопросы коммунально-бытового обслуживания – 68, или 15% от общего количества обращений. Несмотря на уменьшение количества обращений по этой тематике (на 13) по сравнению с 2011 годом (81 обращение), проблема коммунально-бытового обслуживания остается самой актуальной. Это обращения по вопросам ремонта подъездов, кровли, отключения горячей воды, отсутствия центрального водоснабжения в поселках, жалобы на бездействие коммунальных служб, перерасход по оплате за коммунальные услуги. Граждане обращаются по вопросам улучшения жилищных условий, предоставления жилья, выделения субсидий на приобретение жилья, сноса ветхих и аварийных домов, переселения жильцов из них. Значительную часть обращений занимают вопросы социального обеспечения и социальной защиты населения – 39, или 8,6% от общего количества обращений. Анализ тематики таких обращений свидетельствует о том, что в большей части заявлений содержались вопросы получения и назначения ежемесячных пособий для детей в малообеспеченных семьях, получения льготных путевок на санаторно-курортное лечение, снятия с очереди на улучшение жилищных условий детей-инвалидов, о назначении и пересмотре размера пенсии, бедственного положения социальных работников. В 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилось количество обращений по вопросам образования – 29 обращений (в 2011 г. - 10). Этот рост обусловлен обсуждением во втором полугодии 2012 года законодательной инициативы о введении в школах должности завуча - духовного наставника школ. Родители высказывались против данной инициативы и просили не принимать такой закон.[3]
Из вышесказанного можно сделать вывод, что в Самарской области создана действенная система работы по взаимодействию с населением, подкрепленная необходимыми нормативными правовыми актами Самарской области. На основе мероприятий, предпринимаемых Администрацией Губернатора Самарской области, в целях повышения эффективности взаимодействия с населением, можно сделать вывод, что они, несомненно, способствуют увеличению уровня доверия населения Самарской области к местным органам власти. Поэтому в Самарской области отсутствует протестное движение, в отличие от других регионов России.
Считаю важным отметить, что, развивая систему «власть - гражданское общество», органы государственной власти повышают эффективность осуществления своих властных функций и, вместе с тем, способствуют реализации потенциала свободной личности, ее потребностей в социальном действии. Расширяются условия для удовлетворения разнообразных экономических, профессиональных, этнических, региональных, демографических, религиозных и иных интересов граждан. Складывается атмосфера доверия и сотрудничества между ними и системой государственной власти. В совокупности это обеспечивает высокую жизнестойкость государства и общества, усиливает стимулы саморазвития страны.
б) Пути решения данных проблем
В рамках своей инициативы по решению данной проблемы могу предложить следующее:
1. органы местного самоуправления, как наиболее приближенный к населению уровень власти, должны максимально активизировать свою работу по вовлечению граждан в осуществление местного самоуправления, преодолевать низкий уровень политической культуры и социальную пассивность населения.
Целесообразность тесного взаимодействия органов власти с населением очевидна. С одной стороны, это способ своевременного и правильного доведения до сведения граждан информации о деятельности органов власти. С другой - такое взаимодействие создает условия для установления «обратной связи», через которую органы власти получают из «первоисточника» информацию о проблемах, потребностях населения, объективную оценку своей деятельности. Участие граждан в местном самоуправлении – это еще и общественный контроль над деятельностью органов местного самоуправления. Поэтому значение участия граждан в местном самоуправлении сложно переоценить.
2. Следует также учитывать, что невозможно добиться полноценного взаимодействия государственной власти и гражданского общества только путем принятия законодательных актов в субъектах Российской Федерации. Необходим контроль за исполнением таких законодательных актов в регионах. Основная роль здесь может принадлежать представительному органу государственной власти субъектов Российской Федерации, а также уполномоченному по правам человека в субъекте федерации.
3. Необходимо формировать общественное мнение по широкому спектру проблем, касающихся деятельности органов власти, развития экономики. В первую очередь, службы по связям с общественностью должны информировать общественность о результатах деятельности органов власти, принимаемых и принятых решениях. Но такая работа будет эффективной только при условии заинтересованности самих органов власти в активном взаимодействии с общественностью. В условиях современной российской действительности это остается серьёзной проблемой.
4. Необходима организация и поддержка программ гражданского образования по проведению конкурсов социальных проектов, гражданских инициатив.
5. Создание массовых молодежных организаций
6. Активизация деятельности на региональном уровне Молодежных парламентов в качестве новых общественно-политических институтов.
Ознакомившись с результатами работы молодёжного парламента Самарской области за 2010-2013 год, я пришла к выводу, что основной работой парламента является организация и участие в проведении совместно с различными районами и прикреплёнными территориями, праздников, игр, семинаров и так далее, основная направленность которых - культурно-массовая (развлекательная). На мой взгляд, молодёжному парламенту необходимо выступать в качестве платформы равновесия между властными организациями и гражданами. Ведь только активное взаимодействие такого мощного представителя гражданского общества, как молодёжный парламент, с властью будет способствовать выработке активной жизненной позиции и умению решать проблемы, возникающие в обществе.
7. Ужесточение законов, связанных с коррумпированной деятельностью, с мошенничеством в органах государственного управления. Например, предлагаю внести поправки в Уголовный Кодекс Российской Федерации. По статье 159 «Мошенничество», лицо совершившее мошенничество с использованием своего служебного положения наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до десяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового. Я предлагаю в рамках представленных статей, особенно Пункта 3 Статьи 159, ужесточить наказание и вменить обязательное лишение свободы на срок от двух до 8 лет с выплатой штрафов, указанных в данных статьях.
8. Принятие законов о лоббировании, которое в настоящее время в России считается цивилизованным принуждением.
9. Государство должно способствовать привлечению к обсуждению законопроектов обычных граждан, например работающих в сфере, которой непосредственно коснётся реформирование
10. Школы и другие учебные заведения должны выступать в качестве пропагандистов и «учителей» для граждан, разъяснять им их непосредственные права и свободы, особенно это касается политических прав.
III. Заключение
Становление и развитие гражданского общества является особым периодом в развитии государства, права и как следствие власти. Будущее демократии в России зависит именно от того, насколько помимо чисто формальных институтов появится общество, состоящее из ассоциаций сформированных вокруг реальных проблем сегодняшнего дня, созданных напрямую от создания некоммерческих гражданских организаций.
В современном мире всё большую роль обретает идея подчинению власти общества, нежелание большинства людей действовать и менять в первую очередь свою жизнь к лучшему. Не малое влияние оказывает внушение и навязывание людям определённых стандартов в политике и общественной жизни, решить эту проблему можно только путём взаимодействия государства и гражданского общества, тесной связью между ними. Ведь только сообща можно выстроить чёткий курс на демократизацию и реализацию всех прав и свобод граждан.
Безусловно, сегодня эта проблема является общегосударственной и чрезвычайно важной, остро стоящей во всех субъектах РФ и в мире в целом. В настоящий момент Россия находится на пути перехода от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу, и решение этой проблемы окажет влияние на переход к новому типу общества. Говоря о демократии, нужно заметить, что в государстве с нерешённой проблемой о взаимодействии общества и политики, она существенно ограничена. Также считаю невозможным обеспечение сбалансированной внутренней политики, направленной на достойную жизнь граждан и ведение активной социальной политики.
Общество изначально было создано раньше, чем государство, значит, государство не может существовать без общества, то есть без людей, поэтому вопрос о создании гражданского общества в России, да и в других государствах является таким важным.
В настоящее время важнейшей проблемой российской власти является низкий уровень доверия граждан к деятельности государственных учреждений. К ряду проблем также относятся отчужденность власти от населения, социальная апатия населения, а также представление о том, что власть не добивается социально значимых результатов и манипулирует населением. Такие общественные настроения приводят к тому, что властные инициативы не находят должной поддержки у населения. В результате наблюдаются определенные сложности при реализации тех или иных решений органов государственной власти. Преодоление сложившейся ситуации возможно при условии роста профессионализма государственных служащих, их умения вести диалог с населением, взаимодействовать и устанавливать контакты с различными социальными группами. Так же указанные факторы свидетельствуют о необходимости формирования положительного имиджа органов государственной власти. При создании имиджа органов государственной власти необходимо учитывать ценностные ориентации, ожидания и интересы общественности, которые стимулируют население не только совершать действия, но и на более высоком уровне – вырабатывают устойчивое позитивное отношение к государству в целом. Своевременное информирование и реакция на обращения граждан, создание благоприятного мнения о действиях властных структур является основной задачей, для формирования положительного имиджа властных структур.
Доверие и понимание со стороны общества может быть достигнуто только в том случае, если власть сама будет стремиться в максимально допустимых пределах предоставлять обществу объективную информацию о своих решениях и действиях, о текущих событиях и положении в стране. И роль института обращений граждан в этой части огромна. Во-первых, обращения есть средство защиты прав граждан. Во-вторых, обращение гражданина - это форма реализации его конституционного права на участие в управлении государством, и, следовательно, одна из форм выражения народовластия. И в-третьих, обращения граждан - это средство обратной связи, выражения реакции народа на решения, принимаемые государственной властью. Отработанные механизмы обратной связи необходимы как воздух, притом в первую очередь самой власти. Кроме того, обращения граждан часто могут вскрыть некую ещё не замеченную проблему, возможно, указать пути её разрешения, и способствовать, таким образом, совершенствованию системы государственного управления, улучшению социальной действительности в целом.
Библиография
I. Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ (анализ полномочий президента)
2. Кодекс об административных правонарушениях (анализ представленных статей, связанных с работой государственных органов)
3. Уголовный Кодекс РФ (мошенничество, коррупция)
4. Устав Общественной палаты г. Самары
II. Научная литература
1. Агеев М. Гражданское общество и его ценности.// Социс. 2003. №7.
2. Бендзь А. Формирование гражданского общества в России. // Общественные науки и современность. 2003. № 3.
3. Ворожейкина Т. Е. «Государство и общество в России: исчерпание государствоцентричной матрицы развития». «Полис», 2002, №4
4. Галкин А., Красин Ю. Проблемы формирования гражданского общества. – Институт социологии Российской академии наук. – М., 2000.
5. Ефремов А.А. Институты гражданского общества и региональное информационное законодательство. // Вестник ВГУ. 2001. №2.
6. Кравченко И.И. Основы политологии. М., 2005.
7. Новгородцев П.И. Становление и развитие гражданского общества. М., 2005.
8. Рац М. Идея «открытого общества» в современной России. М., 2004.
9. Смольков В. Гражданское общество и пути его формирования , Обозреватель. 2002. № 20.
10. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 2000.
III. Интернет-источники
IV. Средства массовой информации
1. Мониторинг общественного мнения №1(107) январь-февраль 2012, стр.12
2. РИА «Новый Регион – Москва» 25.01.2013
Приложение
Таблица7. Какие из нижеперечисленных проблем Вы считаете наиболее важными для страны в целом? (в % от опрошенных, всероссийский репрезентативный опрос ВЦИОМ, апрель-декабрь 2011 г., n=1600)
МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ №1(107) январь-февраль 2012
[1] Мониторинг общественного мнения №1(107) январь-февраль 2012, стр.12
[2]РИА «Новый Регион – Москва» 25.01.2013
[3] http://samgd.ru/public_reception/initiations/107422/ Информация об электронных обращениях граждан, поступивших в приёмную граждан Самарской Губернской Думы за 2012 г.
Нас с братом в деревню отправили к деду...
На берегу Байкала
Четыре художника. Осень
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Будьте как солнце!