исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_derevev_na_prishkolnom_uchastke.doc | 359.5 КБ |
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
1. Значение деревьев на пришкольном участке..…………………………...5
1.1. Сколько кислорода дают нам растения…………………………………6
1.2. Как еще растения помогают нам улучшать воздух……………………7
1.3. А всегда ли растения выделяют кислород……………………………...8
2. Проект «Парк нашей школы»……………………………………………..9
Заключение…………………………………………………………………..10
Библиографический список…………………………………………………11
Приложение …………………………………………………………………12
Введение
Нас окружает мир растений, но мы не всегда с должным вниманием и благодарностью относимся к богатствам зелёного мира, без которых не возможна жизнь на планете.
Актуальность: Зелёные насаждения пришкольного участка очищают воздух, воспитывают в школьниках эстетические чувства, любовь к родной природе, к сельскохозяйственному труду. Школьный участок - место, где учащиеся приобретают основы экологических знаний, так как при создании любого парка или сада необходимо понимание того, как взаимодействуют растения между собой и с окружающей средой. Поэтому мы обратились к этой теме, в частности решили определить значение зелёных насаждений пришкольного участка для жителей школы.
Гипотеза: растения пришкольного участка выделяют достаточное количество кислорода для всей школы, кроме того очищают и увлажняют воздух.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нём определяется роль пришкольного участка для природы и человека.
Практическая значимость определяется возможностью применения, на уроках окружающего мира, биологии, на родительских собраниях, классных часах и других школьных мероприятиях, направленных на работу по охране окружающей среды.
Цель исследовательской работы - определение значения парковой зоны пришкольного участка для пополнения воздуха кислородом.
Цель работы обозначила ряд конкретных задач:
1)изучить литературу по данной проблеме;
2)определить количество и состав растений на пришкольном участке;
3)рассчитать потребность и обеспеченность кислородом учащихся с помощью растений пришкольного участка;
4)определить оздоровительную роль растений, как очистителей от пыли, бактерий и как увлажнителей воздуха.
5) выработать рекомендации по улучшению озеленения территории школы Методы работы: теоретический анализ литературы по проблеме, непосредственное наблюдение и математический расчет
Объект исследования – пришкольный участок СОШ №13 поселка Щербиновский.
Предмет исследования – растения пришкольного участка.
1. Значение растений на пришкольном участке
Растения играют важную роль в жизни человека. Они не только кормят и согревают нас — они веками обеспечивают постоянное содержание кислорода в воздухе, без чего невозможна жизнь на Земле.
Миллионы лет непрерывно происходит потребление кислорода.
Он в огромных количествах расходуется на медленное и быстрое окисление, на горение и взрыв, а состав воздуха остается неизменным, содержание кислорода в нем не уменьшается.
Растения, живущие на земле, не только выделяют кислород, но и поглощают его. Как и любой живой организм, растения дышат. Часть кислорода, которая образуется при питании растений, потребляется ими при дыхании.
Кислород в природе совершает непрерывный круг. При дыхании человека, животных и растений, при горении твердого и жидкого топлива кислород расходуется и образуется углекислый газ. Этот газ идет на питание растений, которые возвращают кислород обратно в воздух.
Мы живем в небольшом поселке Щербиновском Щербиновского района. Наш район находится в степной зоне Краснодарского края и поэтому количество деревьев не столь велико. В основном это лесопосадки. Но с другой стороны, где нет крупных производств, транспортных магистралей, поэтому отсутствуют негативные факторы, действующие на людей и растительность.
На нашем пришкольном участке растет множество разных растений. Нам стало интересно, а все ли растения одинаково возвращают кислород, очищают и увлажняют воздух. Чтобы это выяснить мы принялись за непосредственное наблюдение, изучение плана школы. Выявили, что площадь его составляет около 2 гектаров. Общая площадь зелёных насаждений по плану школы составляет примерно 1 гектар. На участке растут дикорастущие травянистые растения, выращиваются овощи и цветы, вокруг школы 7 клумб. Подсчитали количество деревьев и кустарников на участке школы, оно составляет - 25 деревьев и около 70 кустарников и составили перечень деревьев и кустарников на пришкольной территории.
Результаты представлены в таблице1.
№ | Название дерева или кустарника | количество |
1 | Тополь | 6 |
2 | Береза | 11 |
3 | Ясень | 1 |
4 | Каштан | 1 |
5 | Туя | 3 |
6 | Орех грецкий | 3 |
7 | Вишня | 3 |
8 | Яблоня | 9 |
9 | Арбикос | 2 |
10 | Сирень | 8 |
11 | Шиповник | 2 |
12 | Розы | 55 |
1.1. Сколько кислорода дают нам растения
Нам стало интересно, а могут ли наши растения выделить столько кислорода, чтобы хватило всем ученикам нашей школы. Были изучены литературные источники и взяты показатели количество поглощаемой углекислоты. Затем был произведен расчет применительно к площади нашего пришкольного участка. Для этого нам пришлось обратиться за помощью к учителю. Площадь нашего участка 800 кв.м. Из литературы мы узнали, что участок леса в 1 га поглощает за 1 час 8 л углекислого газа. Проведя вычисления, узнали, что наша парковая зона, площадью 800 кв. м поглощает за час 6 л углекислого газа. Можно определить, сколько поглощается за сутки – 6 л * 24 = 144 л. Известно, что 1,6 л углекислого газа выделяют 40 человек. Легко рассчитать, сколько выделяет за час 1 человек: 1,6 : 40 = 0,04 л Итак, 1 человек за 1 час выделяет 0,04 л углекислого газа. В школе 240 учащихся, которые в среднем проводят в школе 5 уроков. Можно рассчитать, сколько они выделяют углекислоты. За 5 уроков 1 человек выделяет 0,2 л (0.04 л * 5 часов = 0,2 л). 240 человек выделяют 48 л (0,2 л * 240 человек = 48 л)
Растения поглощают углекислый газ круглые сутки. Поэтому, если разделить количество поглощенного углекислого газа на количество выделенного всеми учащимися, можно понять какой вклад вносят растения нашей школьной территории.
Дерево средней величины может обеспечить дыхание 3-х человек. У нас
взрослых деревьев 25. Значит, они обеспечивают кислородом 71 человек (25 * 3 = 75). А в школе 240 человек.
Если учесть и все кустарники пришкольного участка (а их около 70), выделяют кислород, то можно сказать, что все обитатели школы обеспечиваются кислородом, выделенным зелеными насаждениями нашей школы.
Тем более, что на территории школы растут 1 ясень. А одно дерево ясеня выделяет кислорода столько, сколько 3 березы. И 3 тополя, которые вообще чемпионы по очищению воздуха и обогащению его кислородом.
1.2. Как еще растения помогают нам улучшать воздух.
Во - первых, это очищение от сажи и пыли. Чемпионом по поглощению пыли и сажи является тополь. Одно тополиное дерево за сезон освобождает атмосферу от 20 до 30 кг пыли и сажи. У нас на участке 4 таких дерева.
Во - вторых, в выхлопных газах автомобилей находится свинец - очень вредный элемент для здоровья человека. Но он может поглощаться растениями. Особенно хорошо очищает береза. На школьной территории 10 берез. По дороге перед школой ездят легковые, грузовые автомобили их количество незначительное. Поэтому можно заключить, что березы справляются с очисткой выхлопных газов.
В -третьих, оздоровительная роль зеленых насаждений проявляется и в способности выделять фитонциды (вещества способные убивать микробы и бактерии). Известно, что летом воздух в парках содержит в 200 раз меньше бактерий, чем воздух улиц. На нашем пришкольном участке есть 10 берёз, которые находятся в списке 500 известных растений, которые обладают фитонцидными свойствами
Наличие деревьев на территории школы благотворно влияет на детей, отдыхающих в летнем школьном лагере. В период летней жары можно отдохнуть и тем, кто проходит практику на учебно-опытном участке.
Важным фактором, влияющим на микроклимат, является ветровой режим. Даже в зимнее время в классах, находящихся со стороны пришкольного участка, бывает теплее, так как холодные восточный и северо-восточный ветра задерживаются кронами деревьев. В классах в зимнее время сохраняется тепло с участием растений.
1.3. А всегда ли растения выделяют кислород
И тут появился вопрос: а что происходит с выделением кислорода зимой?
Зимой количество кислорода, выделяемого растениями, сокращается, но запасы его в атмосфере чрезвычайно велики. Его хватит на миллионы лет. кроме того кислород выделяется тропическими лесами и фитопланктоном Мирового океана круглый год и с потоками ветра разносится по всей планете.
2. Проект «Парк нашей школы»
Но надеяться, что кислород никогда не закончиться тоже нельзя. Необходимо делать все необходимое, чтобы увеличивать количество растений. Каждый год мы участвуем в акции «Цветущая школа» высаживаем рассаду однолетних и многолетних растений на клумбах нашей школы. В этом году рассаду петуньи планируем вырастить самостоятельно. Уже произвели посев семян. (Приложение 1).
Но у нас есть и более грандиозные планы. Мы предлагаем разработку ландшафтного дизайна с разбивкой нового парка на территории школы. Предлагаем высадить такие деревья как ясени и березы, так как именно эти деревья обладают наиболее лучшими показателями по производству кислорода и очищению от пыли, сажи и свинца. Схема разбивки парка представлена в приложении 2. Надеемся, что нашу идею поддержат ученики других классов, их родители и наши учителя. И тогда уже в не далеком будущем в нашей школе будет новый уголок тишины, прохлады и чистого воздуха.
Заключение
Проанализировав и обобщив все полученные данные, можно сделать вывод: роль зеленых насаждений для учащихся нашей школы значительна. Деревья и кустарники пришкольного участка:
Но для того, чтобы быть полностью уверенными, что кислорода хватает всем жителям школы необходимо реализовать проект «Парк нашей школы».
Таким образом, гипотеза исследования достигнута, задачи решены.
Библиографический список
1. Городинская B.C. Живое - живому. - М.: Знание, 1988 1.Бартенев О.С.
2. Энциклопедия. Я познаю мир. «Удивительные растения». Чита, «Астрель», 2001.
3. Быстров А.А. Школьный определитель растений. М., «Авента»,1998.
4. Дютийоль Э.А. Энциклопедия. Я познаю мир. «Природа». М., «Астрель», 2002.
5. Сотник С.Ф. Источник жизни и здоровья. Лес и человек - Ежегодник, 1986 - М.: Лесн. Пром-сть, 1985, с.32 Чельцова Е.В.
6. Деревья раскрывают секреты. Лес и человек Ежегодник, 1990-М: Лесн. Пром-сть, 1989, с. 126
Приложение1.
наша парковая зона
Проект «Цветущая школа»
Мы выращиваем рассаду цветов.
Приложение 2.
План проекта «Наш новый парк»
Условные обозначения:
Условные обозначения:
- береза
ясень
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Агния Барто. Сережа учит уроки
Волшебная фортепианная музыка
Золотая хохлома
Рисуем акварельное мороженое