Актуальность настоящей работы вытекает из следующего. Мой прадед - участник Великой Отечественной войны, служил в зенитном артиллерийском дивизионе базировавшейся на о. Ягры Архангельской области. Мой дед в послевоенные годы нес службу в дивизионе гвардейских реактивных миномётов – «катюш». Дивизион базировался недалеко от норвежской границы (Норвегия была членом НАТО) в посёлке Луостари возле города Печенги Мурманской области. Меня заинтересовало название и история создания боевых машин «катюша».
Вложение | Размер |
---|---|
iz_istorii_boevoy_mashiny_reaktivnoy_artillerii_bm_-_13_katyusha.docx | 62.64 КБ |
prilozhenie_1.docx | 152.67 КБ |
prilozhenie_2.docx | 1.16 МБ |
prilozhenie_3.docx | 2.78 МБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ненецкого автономного округа «Средняя школа пос. Искателей»
Из истории боевой машины реактивной артиллерии БМ-13 «катюша»
Выполнил: Рудницкий Виталий,
ученик 7 класса ГБОУ НАО
«СШ пос. Искателей»
Руководитель: Христолюбова
Татьяна Григорьевна,
учитель физики ГБОУ НАО
«СШ пос. Искателей»
п. Искателей
2015
Содержание
Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
Глава I. История боевой машины «катюша»
1.1. Происхождение названия боевой машины------------------------------5
1.2. История создания боевой машины----------------------------------------6
Глава II. Вклад боевой машины в исход ВОВ
2.1.Значимые исторические моменты боевых дней «катюши»-----------10
2.2.Оборона северных рубежей СССР------------------------------------------11
Глава III. Модели и потомки «катюши»
3.1. Модели «катюши» и их сравнительные характеристики--------------14
3.2. Потомки «катюши»: БМ-21 «Град», БМ-27 «Ураган»,
БМ-30 «Смерч»----------------------------------------------------------------------------- 15
Заключение-------------------------------------------------------------------------------------17
Список литературы---------------------------------------------------------------------------18
Приложение
Введение
2015 год – год знаменательный. Человечество отмечает 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Для нашей страны эта дата наполнена особым смыслом. Это – священная память о погибших на полях сражений. Это – наша история, наша боль, наша надежда…
Основной долг всех последующих поколений нашей страны - долг перед поколением победителей - сохранить историческую память о Великой Отечественной войне, не оставить в забвении ни одного погибшего солдата, отдать дань благодарности за героический подвиг в Великой Отечественной войне живым ветеранам войны и трудового фронта.
Решающую роль в приближении Победы русского народа над фашизмом сыграла реактивная артиллерия.
Артиллерия — бог войны», — так сказал И. В. Сталин, определяя значение артиллерии в современной войне и подчеркивая могущество артиллерийского огня.
На поля сражений Великой Отечественной войны советская артиллерия вышла могучей и многочисленной. Она сразу же получила перевес над артиллерией гитлеровской армии и удерживала свое превосходство до конца войны.
Артиллерия прокладывала путь сквозь вражеские укрепления нашим танкам и пехоте в наступательных боях. Артиллерия обеспечила Советской Армии разгром фашистских войск в боях под Москвой и Ленинградом, под Сталинградом и Курском, под Харьковом и Киевом, под Витебском и Минском, под Варшавой и Сандомиром, в Восточной Пруссии и Силезии, в Будапеште и в Берлине и во многих других сражениях.
Актуальность настоящей работы вытекает из следующего. Мой прадед - участник Великой Отечественной войны, служил в зенитном артиллерийском дивизионе базировавшейся на о. Ягры Архангельской области. Мой дед в послевоенные годы нес службу в дивизионе гвардейских реактивных миномётов – «катюш». Дивизион базировался недалеко от норвежской границы (Норвегия была членом НАТО) в посёлке Луостари возле города Печенги Мурманской области. Меня заинтересовало название и история создания боевых машин «катюша».
Поэтому целью данного исследования является изучение истории создания и роль боевой машины реактивной артиллерии БМ – 13 в годы войны и послевоенное время.
Задачи исследования:
Объектом исследования являются реактивные установки БМ-13 и их модификации периода Великой Отечественной войны и послевоенного времени.
В качестве предмета исследования выбрана история создания и роль реактивной артиллерии Красной Армии в ряде решающих битв и операций 1941-1945 годов и послевоенного времени
Глава I
История боевой машины «катюша»
«Катюша» — неофициальное собирательное название боевых машин реактивной артиллерии БМ-8 (82 мм), БМ-13 (132 мм) и БМ-31 (310 мм). Такие установки активно использовались в СССР во время Второй мировой войны. Почему «катюша? Нет единой версии, почему БМ-13 стали именоваться «катюшами». Существует несколько предположений. Наиболее распространёнными и обоснованными являются две версии происхождения прозвища, не исключающие друг друга:
Помимо двух основных, существует также множество других, менее известных версий происхождения прозвища — от весьма реалистичных и до имеющих чисто легендарный характер.
История ракет берёт своё начало в Древнем Китае. Там использовали специальные стрелы-ракеты. Позже придумали прообраз современных пусковых установок. ( рис. 1). (Приложение 1).
История создания «катюши» берёт своё начало ещё в допетровские времена. На Руси первые ракеты появились в XV веке. К концу XVI века в России хорошо знали устройство, способы изготовления и боевого применения ракет. Об этом убедительно свидетельствует «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки», написанный в 1607-1621 годах Онисимом Михайловым. С 1680 года в России существовало уже специальное Ракетное заведение. В XIX веке ракеты, предназначенные для поражения живой силы и материальной части противника, были созданы генерал-майором Александром Дмитриевичем Засядко. Работы по созданию ракет Засядко начал в 1815 году в инициативном порядке на собственные средства. К 1817 году ему удалось на базе осветительной ракеты создать боевую ракету фугасного и зажигательного действия. [8]. (рис.2).(Приложение1).
5 марта 1850 года командиром Ракетного заведения был назначен полковник Константин Иванович Константинов. В период его нахождения на этой должности на вооружение русской армии были приняты 2-, 2,5– и 4-дюймовые ракеты системы Константинова. Вес боевых ракет зависел от типа боевой части и характеризовался следующими данными: 2-дюймовая ракета весила от 2,9 до 5 кг; 2,5-дюймовая - от 6 до 14 кг и 4-дюймовая -от 18,4 до 32 кг. [8]. (рис. 3).(Приложение 1).
Дальности стрельбы ракет системы Константинова, созданных им в 1850-1853 годах, были весьма значительны для того времени. Так, 4-дюймовая ракета, снаряженная 10-фунтовыми (4,095 кг) гранатами, имела максимальную дальность стрельбы 4150 м, а 4-дюймовая зажигательная ракета — 4260 м. Мечтой Константинова было создание воздушной ракетной установки, стреляющей ракетами с воздушного шара. Проведённые опыты доказали большую дальность стрельбы ракетами с привязного аэростата. Однако добиться приемлемой кучности не удалось.
После смерти К. И. Константинова в 1871 году ракетное дело в русской армии пришло в упадок. Боевые ракеты эпизодически и в небольшом количестве применялись в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Более успешно ракеты применялись при покорении Средней Азии в 70-80-х годах XIX века. В последний раз ракеты Константинова применялись в Туркестане в 90-е годы XIX века. А в 1898 году боевые ракеты были официально сняты с вооружения русской армии.[8].
Новый импульс развитию ракетного оружия был дан во время первой мировой войны: в 1916 году профессор Иван Платонович Граве создал желатиновый порох, усовершенствовав бездымный порох французского изобретателя Поля Вьеля. В 1921 году разработчики Н. И. Тихомиров, В. А. Артемьев из газодинамической лаборатории приступили к разработке реактивных снарядов на основе этого пороха. [7]. (рис. 4,5,6).(Приложение 2).
На первых порах у газодинамической лаборатории, где создавалось ракетное оружие, трудностей и неудач было больше, чем успехов. Однако энтузиасты – инженеры Н. И. Тихомиров, В. А. Артемьев, а затем и Г. Э. Лангемак и Б. С. Петропавловский упорно совершенствовали свое «детище», твердо веря в успех дела. (рис.7,8). (Приложение 3). Потребовались обширные теоретические разработки и бесчисленные эксперименты, которые в итоге привели к созданию в конце 1927 года 82-мм осколочного реактивного снаряда с пороховым двигателем, а вслед за ним и более мощного, калибром 132 мм. Испытательные стрельбы, проведенные под Ленинградом в марте 1928 года, обнадеживали – дальность составляла уже 5-6 км, хотя рассеивание по-прежнему было большим. Долгие годы его не удавалось значительно снизить: изначальная концепция предполагала снаряд с оперением, не выходящим за его калибр. Ведь направляющей для него служила труба – простая, легкая, удобная для монтажа. [8].
В 1933 году инженер И. Т. Клейменов предложил делать более развитое оперение, более чем в два раза превышающее по своему размаху калибр снаряда. (рис. 9).(Приложение 3). Кучность стрельбы повысилась, увеличилась и дальность полета, но пришлось конструировать новые открытые – в частности, рельсовые – направляющие для снарядов. [8].
К 1938 году основные трудности в создании мобильной реактивной артиллерии были преодолены. Сотрудники московского РНИИ Ю. А. Победоносцев, Ф. Н. Пойда, Л. Э. Шварц и другие разработали 82-мм осколочные, осколочно-фугасные и термитные снаряды (PC) с твердотопливным (пороховым) двигателем, который запускался дистанционным элекрозапалом. [7]. (рис.10,11,12,13). (Приложение 3,4,5).
Боевое крещение РС-82, смонтированные на самолетах-истребителях И-16 и И-153, прошли 20 августа 1939 года на реке Халхин-Гол. В то же время для стрельбы по наземным целям конструкторы предложили несколько вариантов мобильных многозарядных пусковых установок залпового огня (по площадям). В их создании под руководством А. Г. Костикова принимали участие инженеры В. Н. Галковский, И. И. Гвай, А.П. Павленко, А.С.Попов. [7]. (рис. 14,15,16,17,18). (Приложение 5,6).
Установка состояла из восьми открытых направляющих рельсов, связанных между собой в единое целое трубчатыми сварными лонжеронами. 16 реактивных 132-мм снарядов массой по 42,5 кг фиксировались с помощью Т-образных штифтов сверху и снизу направляющих попарно. В конструкции была предусмотрена возможность менять угол возвышения и разворота по азимуту. Наводка на цель производилась через прицел вращением рукояток подъемного и поворотного механизмов. Установку монтировали на шасси грузового автомобиля ЗИС-5, причем в первом варианте сравнительно короткие направляющие располагались поперек машины, получившей общее название МУ-1 (механизированная установка). Это решение было неудачным – при стрельбе машина раскачивалась, что существенно уменьшало кучность боя.[7].(рис. 19). (Приложение 7).
В сентябре 1939 года была создана реактивная система МУ-2 на более подходящем для этой цели трехосном грузовике ЗИС-6. Автомобиль представлял собой грузовик повышенной проходимости с двухскатной ошиновкой задних мостов. Длина его при 4980-миллиметровой колёсной базе составляла 6600 миллиметров, а ширина равнялась 2235 мм. На автомобиле был установлен тот же рядный шестицилиндровый с карбюраторный двигатель водяным охлаждением, что устанавливался и на ЗИС-5. [7]. (рис.20). (Приложение 7).
В этом варианте удлиненные направляющие устанавливались вдоль автомобиля, задняя часть которого перед стрельбой дополнительно вывешивалась на домкратах. Масса машины с экипажем (5-7 человек) и полным боекомплектом составляла 8,33 т, дальность стрельбы достигала 8470 м. Только за один залп продолжительностью 8-10 секунд боевая машина выстреливала на позиции врага 16 снарядов, содержащих 78,4 кг высокоэффективного взрывчатого вещества. Трехосный ЗИС-6 обеспечивал МУ-2 вполне удовлетворительную подвижность на местности, позволял ей быстро совершать марш-маневр и смену позиции. А для перевода машины из походного положения в боевое было достаточно 2-3 минут. Однако при этом установка приобрела другой недостаток– невозможность стрельбы прямой наводкой и, как следствие, большое мёртвое пространство. Тем не менее, наши артиллеристы научились впоследствии его преодолевать и даже стали применять «катюши» против танков.
25 декабря 1939 года Артиллерийским управлением Красной Армии были одобрены 132-мм реактивный снаряд М-13 и пусковая установка, получившая название БМ-13. НИИ-З получил заказ на изготовление пяти таких установок и партии реактивных снарядов для проведения войсковых испытаний. Кроме того, артиллерийское управление Военно-Морского флота также заказало одну пусковую установку БМ-13 дня испытания ее в системе береговой обороны. В течение лета и осени 1940 года НИИ-3 изготовил шесть пусковых установок БМ-13. Осенью того же года пусковые установки БМ-13 и партия снарядов М-13 были готовы для испытаний. [4.С.39].
17 июня 1941 года на подмосковном полигоне во время осмотра образцов нового вооружения Красной Армии были произведены залповые пуски из боевых машин БМ-13. Нарком обороны Маршал Советского Союза Тимошенко, нарком вооружения Устинов и начальник Генерального штаба генерал армии Жуков, присутствовавшие на испытаниях, дали высокую оценку новому оружию. К показу были подготовлены два опытных образца боевой машины БМ-13. Одна из них была заряжена осколочно-фугасными реактивными снарядами, а вторая — осветительными реактивными снарядами. [7. С. 47].
21 июня 1941 года, буквально за несколько часов до начала войны, после осмотра образцов ракетного оружия Иосиф Виссарионович Сталин принял решение о развертывании серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковой установки БМ-13 и о начале формирования ракетных войсковых частей. Из-за угрозы надвигавшейся войны это решение было принято, несмотря на то, что пусковая установка БМ-13 еще не прошла войсковых испытаний и не была отработана до стадии, допускающей массовое промышленное изготовление. Производство установок было организовано на Воронежском заводе имени Коминтерна и на Московском заводе «Компрессор». Одним из основных предприятий по выпуску реактивных снарядов стал Московский завод имени Владимира Ильича. [7. С. 47].
Таким образом, понадобились века упорной работы многих поколений артиллеристов, прежде чем советская артиллерия стала таким грозным оружием. Наибольших успехов в своем развитии наша отечественная артиллерия достигла за последние три десятка лет — в годы Советской власти.
Глава II. Вклад боевой машины в исход ВОВ
Боевая машина внесла большой вклад в исход Великой Отечественной Войны, принимала участие во многих битвах, стала символом русской армии. Удельный вес реактивной артиллерии на фронтах Великой Отечественной войны постоянно возрастал. Если в ноябре 1941 года было сформировано 45 дивизионов «катюш», то и 1 января 1942 года их насчитывалось уже 87, в октябре 1942 года – 350, а в начале 1945-го – 519. К концу войны в Красной Армии насчитывалось 7 дивизий, 40 отдельных бригад, 105 полков и 40 отдельных дивизионов гвардейских минометов. Ни одна крупная артподготовка не проходила без «катюш».
В большинстве книг о войне – как научных, так и художественных – днём первого применения «катюши» названа среда, 16 июля 1941 года. В тот день батарея под командованием капитана Флерова нанесла удар по только что занятой противником железнодорожной станции Орша и уничтожила скопившиеся на ней эшелоны.[6.С.56-57].(рис.21)(Приложение8).
Однако на самом деле батарея Флёрова была впервые задействована на фронте двумя днями ранее: 14 июля 1941 года было осуществлено три залпа по городу Рудня Смоленской области. Этот городок с населением всего в 9 тысяч человек находится на Витебской возвышенности на реке Малая Березина в 68 км от Смоленска у самой границе России и Белоруссии. В тот день немцы захватили Рудню, и на базарной площади городка скопилось большое количество военной техники. В этот момент на высоком крутом западном берегу Малой Березины и появилась батарея капитана Ивана Андреевича Флёрова. С неожиданного для противника западного направления она ударила по базарной площади. Едва смолк звук последнего залпа, один из бойцов-артиллеристов по фамилии Каширин во весь голос запел популярную в те годы песню «Катюша», написанную в 1938 году Матвеем Блантером на слова Михаила Исаковского. [6.С.56-57]. (рис. 22). (Приложение 8).
Через два дня, 16 июля, в 15 часов 15 минут батарея Флёрова нанесла удар по станции Орша, а полтора часа спустя – по немецкой переправе через Оршу. В тот день к батарее Флёрова был прикомандирован сержант-связист Андрей Сапронов, обеспечивавший связь батареи с командованием. Едва лишь сержант услышал про то, как «Катюша» выходила на высокий берег, на крутой, он тут же вспомнил, как только что на такой же высокий и крутой берег входили пусковые установки реактивных снарядов. Докладывая в штаб, 217-го отдельного батальона связи 144-й стрелковой дивизии 20-й армии о выполнении Флёровым боевого задания, связист Сапронов сказал: «Катюша спела на отлично». [6.С.56-57].( (рис. 23). (Приложение 8).
2. 2. Оборона северных рубежей СССР
По результатам исследования было установлено, что боевые машины «катюши» не использовались на территории округа и Архангельской области. Как грозное оружие БМ-13 использовали в наступательных боях. По укреплению обороноспособности побережья Белого моря на острове Ягры Архангельской области в годы Великой Отечественной войны была сформирована зенитная артиллерия.
Охрану побережья Белого моря несли части 15 армии и несколько прикрывающих вход в горло Белого моря береговых батарей, которые входили в Беломорский укрепленный район Северного флота. [11.С.25-29]. (рис. 24). (Приложение 9).
На Яграх была сформирована 4-я батарея 318-го зенитного артиллерийского дивизиона. В боевом приказе № 1/ОП от 22.10.1941 года говорится о тяжелой морской батарее (34-я отдельная береговая артиллерийская батарея).
Эта стационарная береговая батарея была спешно построена на голом месте среди песчаных дюн за 2-3 месяца. Основным материалом служила аварийная древесина, выброшенная на Берег моря. Бывший старший политрук 34-й батареи А. М. Каркавцев вспоминал, что к ее строительству приступили в середине июля 1941 года. Дюны находились на расстоянии 150-200 м от берега моря, а с тыльной стороны был сплошной сосновый лес. [11.С.25-29].( (рис. 25). (Приложение 9).
Батарея должна была защитить остров от надводных и подводных кораблей противника в случае их прорыва в Белое море. Для этого на вооружении батареи было три 152-мм орудия системы КАНЭ. Сектор обстрела орудий составлял 145 градусов, дальность – 85 кабельтовых. Орудия установили на самых высоких дюнах. Матросы рыли котлованы, делали опалубку, бетонировали основания для орудий, строили и укрывали в землю склады для снарядов и продовольствия. Из досок делали лотки, по которым на тележках с помощью лебедок 40-килограммовые снаряды подавались к орудиям. На самой высокой дюне – примерно в 300 мотострелковых орудий был построен и укрыт в землю командный пункт, оснащенный средствами связи со всеми огневыми точками батареи. Также было сооружено две линии обороны батареи, состоявшие из рядов проволочных заграждений, вышек наблюдения, окопов и ходов сообщения в полный рост, блиндажей, долговременных огневых точек (зенитные и станковые пулеметы). [11.С.25-29].
В конце сентября – в начале октября 1941 года батарея была построена и произвела учебные стрельбы по морским и береговым целям. После инспекционной проверки командующего Северным флотом контр-адмирала А. Г. Головко и командующего Беломорской военной флотилией Г. А. Степанова 34-батарея встала на боевое дежурство.
В 1944-1945 г.г. боевое дежурство нес мой прадедушка Марков Игнатий Васильевич 1926 года рождения, ветеран Великой Отечественной войны, артиллерист. (рис. 26). (Приложение 10). На войну призван в 1944 году, шёл ему 19 год. Прадед сказал только, что воевал он на самоходной тяжёлой артиллерии, гаубицы 150 и 152 мм, снаряд весил 48 кг, его заряжали вдвоём. Прадедушка рассказал, что служил он в составе артполка на острове Ягры у Белого моря. «Наша задача – не пустить в дельту Северной Двины подлодки немцев и уничтожить морские десанты. Все время тренировались и были настороже. Стреляли точно – снаряд в снаряд. И вот как-то раз один наш лихач на подлодке заскочил в наши прицелы. Без заявок и предупреждений. Хорошо, что у нас служили кадровики – люди степенные и рассудительные. Позвонили, узнали и не взяли греха на душу. А ведь дело – дернуть шнур…». [10.С.155].
В газете «Выбор НАО» за 16.05.2013 написаны воспоминания прадеда: «Зоркий глаз Игнатия в стереотрубу наблюдал за передвижениями фашистских субмарин, которые в агонии близкого конца могли решиться на безрассудный реванш. Видимость – 25 километров. Обнаружил объект – тут же передай его координаты в штаб. А артполк уж встретит «гостей» огоньком! Вот так артиллеристы держали под прицелом водные пути в Архангельск».
За весь период войны враг так и не смог прорваться к острову, поэтому батарее не пришлось сделать ни одного орудийного выстрела непосредственно по врагу. Однако, находясь в постоянной боевой готовности, задачу обеспечения безопасности прохождения союзных конвоев и охраны города со стороны моря личный состав батареи, безусловно, выполнил. В 1946 году 34-я отдельная береговая артиллерийская батарея была расформирована.
О событиях тех дней нам и напоминают сегодня три бетонных основания для орудий, сохранившиеся до наших дней на берегу Белого моря. Сегодня они стоят на самой береговой линии и наполовину засыпаны песком – море и время сделали свое дело.
«Военные моряки, морские летчики, воины береговой обороны при выполнении заданий командования в суровых условиях Арктики проявили величайшее упорство, мужество и героизм». [9. С.4 ].
Таким образом, советские артиллеристы с честью и достоинством выполнили свой, долг перед Родиной. Они пронесли свою боевую славу по полям сражений и завершили войну участием в исторической битве за Берлин.
Глава III. Модели и потомки «катюши»
3.1. Модели «катюши» и их сравнительные характеристики
В ходе войны были созданы различные варианты реактивного снаряда и пусковых установок:
БМ-13 - первая батарея полевых реактивных минометов "катюша" (рис. 27). (Приложение 10)
БМ-13Н - модификация гвардейских реактивных минометов типа «катюша». Индекс «Н» означает нормализованная. Выпускалась с 1943 года. Отличалась тем, что в роли шасси использовались американские трёхосные автомобили высокой проходимости грузовики Студебеккер US6, поставляемые в СССР по Ленд-лизу. (рис. 28). (Приложение 11)
На этой модели ездил мой дед в годы службы в рядах советской армии. Адольф Иванович Марков, 1936 года рождения, призван в армию в октябре 1957 года, тогда ему шёл 21 год. Вот, что рассказал мой дед. «Служить я попал на север Мурманской области в дивизион гвардейских реактивных миномётов – «катюш»…Дивизион базировался не далеко от норвежской границы (Норвегия была членом НАТО) в посёлке Луостари недалеко от города Печенги. Наша задача в военное время была остановить любую технику и пехотные части в случае военных действий. Дальность стрельбы была небольшая 5-7 км. Поэтому мы делали укрытия для установок «катюш» у самой границы. Вырыть укрытия была трудная работа, поскольку укрытия были в скальном грунте, приходилось работать ломом, киркой и лопатой в любую погоду. При службе участвовал в стрельбах, после того как снаряды были установлены на рельсах. Весь расчёт «катюши» укрывался в отдельных окопах. Стрельба после наводки производилась дистанционно, поскольку при стрельбе был шквал огня. Я был рядовым». (рис. 29). (Приложение 11).
После окончания войны в 1945 году установка БМ-13-СН прошла войсковые испытания. Были продемонстрированы хорошие результаты, однако, ввиду предстоящей модернизации реактивных снарядов типа М-13, установка не была принята на вооружение. После серии 1946 года она была снята с производства (Приказ НКОМ № 27 от 24.10.1946 года). Однако, в 1950 году выпускалось Краткое руководство по боевой машине БМ-13-СН. [7]. (рис. 30). (Приложение 11)
БМ-13НММ (2Б7Р) — третья и последняя модернизация системы залпового огня БМ-13 для пуска 16 снарядов калибра 132 мм. Принята на вооружение в 1966 году и базировалась на шасси ЗИЛ-131 с лебёдкой или без неё. Выпуском системы по-прежнему занимался завод «Компрессор». [7]. (рис. 31). (Приложение 12). Тактико-технические характеристики БМ-13 представлены в приложении 15.
3.2. Современные установки залпового огня
В послевоенное время были созданы следующие боевые установки:
Боевая машина 9П140 выполнена на шасси четырехосного автомобиля высокой проходимости ЗИЛ-135ЛМ (колесная формула 8х8). Артиллерийская часть включает пакет из шестнадцати трубчатых направляющих, поворотное основание с механизмами наведения и прицельными приспособлениями, а также электротехническую и гидравлическую аппаратуру. Подготовки к стрельбе от момента получения установок для стрельбы до открытия огня, 1,5-3 мин. Заряжание пусковой установки производится с помощью транспортно-заряжающей машины 9Т452, разработанной на таком же колесном шасси, что и боевая машина. Каждая ТЗМ 9Т452 перевозит 16 реактивных снарядов и обеспечивает заряжание и разряжение без специальной подготовки позиции в т.ч. с любой транспортной машины, с другой ТЗМ и с грунта. Грузоподъемность крана ТЗМ 300 кг. [7]. (рис.34, 35). (Приложение 13).
Таким образом, боевая машина «катюша» выросла в новый перспективный вид артиллерии, имеющий свою систему оружия, организацию, методы ведения огня и формы боевого применения.
Заключение
Таким образом, советская реактивная артиллерия, зародившаяся в начале Великой Отечественной войны, прошла славный боевой путь. Ни в одной из армий мира, принимавших участие во второй мировой войне, реактивная артиллерия не получила такого широкого развития.
Реактивная артиллерия получила всеобщее признание благодаря возможности тактического маневра заряженными боевыми машинами, высокой скорости передвижения их по дорогам (15 - 40 км/час), за быстрое развертывание на огневой позиции и переход из походного в боевое положение и наоборот. Реактивные установки БМ-13 воины нашей армии стали любовно называть "катюшами", а от командования фронтов стали поступать настойчивые требования об усилении реактивной артиллерией.
В ходе работы мною изучена литература по истории создания БМ-13 «катюша»; посетил Ненецкий краеведческий музей и центральную библиотеку им. А.И. Пичкова. За помощь в поиске информации о обороне северных рубежей СССР хотим поблагодарить работников библиотеки отдела «север»: Ивакилеву Зою Степановну и Талееву Надежду Николаевну.
70 лет Победы – это повод вспомнить тех, кто защищал свое Отечество. По материалам газетных статей, проведенным встречам с прадедом и дедом автор для себя воссоздал страничку истории своей семьи. До написания работы автор мало что знал о их жизни, о заслугах и наградах прадеда. Именно поэтому, предметом следующего исследования станет биография прадеда Маркова Игнатия Васильевича.
Список литературы
В работе использованы воспоминания и фотографии прадедушки Маркова Игнатия Васильевича и дедушки Маркова Адольфа Ивановича.
Приложение 1
рис. 1. Стрелы ракеты. Прообраз современных пусковых установок.
рис. 2. А. Д. Засядко, первый конструктор боевых ракет в России
рис. 3. Фото. К. И. Константинов ученый и изобретатель, заложивший научные основы ракетной техники в России
Приложение 2
рис. 4. Фото. Профессор Иван Платонович Граве
рис. 5. Фото. Н. И. Тихомиров
рис. 6.Фото. В. А. Артемьев
Приложение 3
рис. 7. Фото. Г. Э. Лангемак
рис. 8. Фото. Б. С. Петропавловский
рис. 9. Фото. И. Т. Клейменов
Приложение 4
рис. 10. Фото. Ю. А. Победоносцев
рис. 11. Фото. Ф. Н. Пойда
рис. 12. Фото. Л. Э. Шварц
Приложение 5
рис. 13. РС-82
рис. 14. Фото. А. Г. Костиков
рис.15 . Фото. В. Н. Галковский
Горячо - холодно
Рисуем акварельное мороженое
По морям вокруг Земли
Хитрость Дидоны
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?