В работе изложен материал по теме "Звуковые и электромагнитные волны" Описаны все этапы проектирования. Поставлена цель, задачи проектной рабоы и мероприятия в ходе которых реализуются задачи. Продуктом проектной работы является создание радиопередатчика "Радионяня"
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dasha.docx | 1.35 МБ |
dasha.pptx | 1.57 МБ |
detali_po_sborke.docx | 13.7 КБ |
rekomendatsii_dlya_sborki_radioperedatchika.docx | 778.65 КБ |
tehnika_bezopasnosti.docx | 14.13 КБ |
Слайд 1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Кировская гимназия имени героя Советского Союза Султана Баймагамбетова » Учебно-исследовательский проект: «Звуковые и электромагнитные волны» Работу выполнила: Голубева Дарья Руководитель проекта: Уранова Н.В. Кировск 2016г.Слайд 2
Актуальность темы Звуковые и электромагнитные волны дают человеку огромное количество информации об окружающем мире. Этот механизм очень сложен, поэтому у меня появилось желание расширить свои знания о звуковых и электромагнитных волнах и найти им применение. Мне хотелось бы внести свою лепту в это направление физики и создать своими руками устройство, которое позволило бы давать сигналы о поведении новорожденного ребенка в другом помещении квартиры: если ребенок заплачет, то мама его услышит, находясь, например, на кухне. Шум травы, ветра и неба... Их естественный резонанс складывается в прекрасную мелодию.
Слайд 3
Этапы работы над проектом Поисковый (октябрь - декабрь 2014) Во время подготовительного этапа определили проблему, цель проекта, задачи проекта, составили план работы. Аналитический (январь – май 2015) Подбор и изучение литературы по теме « Звуковые и электромагнитные волны », изучение схем, поиск нужных инструментов и элементов цепи. Практический (сентябрь – декабрь 2015 ) Сборка цепи, подробное описание работы. Подготовка презентации. Обобщающий (январь – февраль 2016) Проведение эксперимента: использование прибора в реальных условиях. Заключительный ( март 2016) Подготовка выступления и презентации к защите. Защита проекта. Анализ неудачных и незаконченных работ и выявление причин из-за которых они не были завершены.
Слайд 4
Цель проекта Систематизировать и обобщить материал по теме: «Звуковые и электромагнитные волны» и на основе этого создать устройство, позволяющее помочь контролировать поведение новорожденных детей в помещении, если родители отсутствуют.
Слайд 5
Задачи проекта, мероприятия, планируемый результат Задача Мероприятие Результат (продукт) 1.Подобрать и изучить литературу по теме «Электромагнитные и звуковые волны» Дать характеристику звуковым и электромагнитным волнам и рассмотреть их свойства. Банк литературы по теме «Звуковые и электромагнитные волны» 2. На основе изученного материала спроектировать устройство, в основе которого лежит принцип современной радиосвязи. Создать и описать назначение, устройство и принцип действия устройства, позволяющего контролировать поведение ребенка в отсутствии родителей. Схема и описание назначения, устройства и принципа действия устройства « Радионяня » 3. Собрать модель устройства «Радио няня» Сконструировать устройство « Радионяня » и показать принцип действия этого устройства. Модель устройства « Радионяня » Отзывы о работе устройства.
Слайд 6
Задача 1 Подобрать и изучить литературу по теме «Электромагнитные и звуковые волны » Собран б анк литературы по теме «Звуковые и электромагнитные волны»
Слайд 7
Что такое звук Звуковые волны – упругие волны в среде, вызывающие у человека слуховые ощущения. Звуковая волна в воздухе – продольная волна.
Слайд 8
Характеристики звуковых волн. Длина волны Частота звуковых колебаний Скорость волны Амплитуда звуковой волны Фаза
Слайд 9
Характеристики звука. Высота Высота Громкость Звуковой объект Уровень звука, дБ Слуховой порог 0 Шепот на расстоянии 1 м 20 Шум в квартире 40 Шепот на расстоянии 10 см 50 Тихий разговор на расстоянии 1 м 50 Аплодисменты 60 Игра на акустической гитаре пальцами; звук на расстоянии 40 см 70 Тихая игра на фортепиано 70 Игра на акустической гитаре медиатором; звук на расстоянии 40 см 80 Шум в метро во время движения 90 Громкий голос на расстоянии 15 см 100 Фортиссимо (максимально энергичный пассаж) оркестра 100 Реактивный самолет на расстоянии 5 м 120 Барабанный бой на расстоянии 3 см 140
Слайд 10
Стоячие волны и резонанс Резона́нс — явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний, которое наступает при совпадении частоты собственных колебаний с частотой колебаний вынуждающей силы . Стоя́чая волна́ — колебания в распределенных колебательных системах с характерным расположением чередующихся максимумов (пучностей) и минимумов (узлов) амплитуды.
Слайд 11
Реверберация помещения Реверберация — это процесс постепенного уменьшения интенсивности звука при его многократных отражениях. Иногда под реверберацией понимается имитация данного эффекта с помощью ревербераторов.
Слайд 12
Преобразование звуковых волн в электрический сигнал
Слайд 13
Принцип современной радиосвязи Радиосвязь - это разновидность беспроводной связи, у которой в качестве сигнала используются, распространяемые в пространстве, радиоволны.
Слайд 14
Задача 2 На основе изученного материала спроектировать устройство, в основе которого лежит принцип современной радиосвязи.
Слайд 15
Задача 3 Собрать модель устройства « Радионяня »
Слайд 16
1. Отполировать плату, а затем обработать ее ацетоном, чтобы обезжирить
Слайд 17
2. Проделать отверстия для элементов R 1, R 2, C 1 и припаять их
Слайд 18
3. Проделать такие же отверстия для конденсатора С3 и транзистора. Очертить плату и припаять элементы.
Слайд 19
4. Проделать ту же операцию, припаяв L 1, С2, С4 и R 3. Причем R 3 припаиваем к «-»
Слайд 20
5. Припаять микрофон, обращая внимание на то, что микрофон имеет полярность, плюс микрофона подключается сверху по схеме.
Слайд 21
6. Вырезать из тонкого листа лужёной стали две пластины. Припаять одну к «+» платы, другую к « - ». Припаять проволоку, которая будет антенной.
Слайд 22
7.Между пластин разместить батарейку, обмотав ее изолентой.
Слайд 23
8. Наладить передатчик. Наладка передатчика сводится к выставлению рабочей частоты.
Слайд 24
Основные трудности и условия эффективности сборки устройства « Радионяня »: Рекомендации по сборке устройства детали для сборки Детали по сборке. docx Подробное описание сборки устройства Рекомендации для сборки радиопередатчика. docx Техника безопасности при сборке Техника Безопасности. docx
Детали для сборки радиопередатчика
Все радиодетали распространенные и их необязательно покупать в радиомагазине.
1.Микрофон можно достать из китайского магнитофона. Обратите внимание, что микрофон имеет полярность, плюс микрофона подключается сверху по схеме.
2.Транзистор C3013 можно взять из того же магнитофона или приемника. Также можно применить его российский аналог КТ368.
3.Конденсаторы берем оттуда же.
4.Катушка L1 наматывается медным проводом покрытым лаком диаметром 0,3...0,5мм. Наматывается она на цилиндрическую оправку диаметром 3 мм, на нее необходимо намотать 10 витков. Для уменьшения размеров элемент лучше купить.
5.Антенна может быть изготовлена из того же провода, что и катушка. Длина антенны должна быть не менее 30 см. После сбора необходимых деталей можно приступать к их монтажу.
6. Для монтажа деталей используется двухсторонняя печатная плата 2х3 см. Для получения дорожек плату не обязательно травить, прорези можно сделать резцом.
Рекомендации для сборки радиопередатчика
Все радиодетали распространенные и их необязательно покупать в радиомагазине. 1.Микрофон можно достать из китайского магнитофона. Обратите внимание, что микрофон имеет полярность, плюс микрофона подключается сверху по схеме. 2.Транзистор C3013 можно взять из того же магнитофона или приемника. Также можно применить его российский аналог КТ368.
3.Конденсаторы берем оттуда же.
4.Катушка L1 наматывается медным проводом покрытым лаком диаметром 0,3...0,5мм. Наматывается она на цилиндрическую оправку диаметром 3 мм, на нее необходимо намотать 10 витков. Для уменьшения размеров элемент лучше купить. 5.Антенна может быть изготовлена из того же провода, что и катушка. Длина антенны должна быть не менее 30 см. После сбора необходимых деталей можно приступать к их монтажу.
6. Для монтажа деталей используется двухсторонняя печатная плата 2х3 см. Для получения дорожек плату не обязательно травить, прорези можно сделать резцом.
Монтаж передатчика
1. Отполировать плату, а затем обработать ее ацетоном, чтобы обезжирить
2.. Проделать отверстия для элементов R1,R2,C1 и припаять их (Рис 2 )
РИС.1
3. Проделать такие же отверстия для конденсатора С3 и транзистора. Отчертить платы и припаять элементы.
4. Проделать ту же операцию, припаяв L1, С2, С4 и R3. Причем R3 припаиваем к «-»
5. Припаять микрофон, обращая внимание на то, что микрофон имеет полярность, плюс микрофона подключается сверху по схеме.
6. Вырезать из тонкого листа лужёной стали две пластины. Припаять одну к
«+» платы, другую к « - ». Припаять проволоку, которая будет антенной.
7. Между пластин разместить батарейку, обмотав ее изолентой.
8. Наладить передатчик.
Наладка передатчика сводится к выставлению рабочей частоты.
Для начала прокручиваем радиоприемник в FM-диапазоне и пытаемся поймать свой голос. Если не получается, раздвигаем витки катушки и ловим снова. При раздвигании витков частота передатчика увеличивается. Если частота передатчика совпадает с частотой радиостанции, необходимо сдвинуть ее в большую или меньшую сторону.
Неаккуратность, невнимательность, недостаточное знакомство с приборами и незнание правил техники безопасности могут повлечь за собой несчастные случаи.
ДО НАЧАЛА РАБОТЫ
Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите ее описание, уясните ход ее выполнения.
ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
1. Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны, точно выполняйте указания учителя.
2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.
3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.
4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.
5. Производите сборку электрических цепей, переключения в них, монтаж и ремонт электрических устройств только при отключенном источнике питания.
6. Не включайте источники электропитания без разрешения учителя.
7. Проверяйте наличие напряжения на источнике питания или других частях электроустановки с помощью указателя напряжения.
8. Следите, чтобы изоляция проводов была исправна, а на концах проводов были наконечники, при сборке электрической цепи провода располагайте аккуратно, а наконечники плотно зажимайте клеммами. Выполняйте наблюдения и измерения, соблюдая осторожность, чтобы случайно не прикоснуться к оголенным проводам (токоведущим частям, находящимся под напряжением).
9. Не прикасайтесь к конденсаторам даже после отключения электрической цепи от источника электропитания: их сначала нужно разрядить.
ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ
* По окончании работы отключите источники электропитания, после чего разберите электрическую цепь.
* Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источни и электропитания и сообщите об этом учителю.
Техника электробезопасности в кабинете физики
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Приборы, используемые учащимися, должны иметь ограничивающие устройства, исключающие возможность поражения электротоком.
Корпуса приборов, где это необходимо, должны заземляться.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
* В качестве заземления использовать отопительные трубы.
* Оставлять без присмотра работающие электронагревательные приборы.
* Во время опытов держать на столе посторонние предметы.
ДО НАЧАЛА РАБОТЫ
* Необходимо тщательно ознакомиться с описанием приборов , и прежде чем включить прибор в цепь, проверить соответствует ли напряжение в сети тому, на которое рассчитан прибор.
* Используемые приборы должны быть исправны, отрегулированы, содержаться в чистоте и регулярно проверяться.
ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
* Приборы нельзя оставлять у края стола. Их необходимо располагать таким образом, чтобы было удобно вести измерения, не перегибаясь через них или соединительные провода.
* Для включения и выключения тока в цепи необходимо использовать выключатели и только ими прерывать ток. Все розетки, щитки, вилки не должны иметь трещин, сколов и т.д.
* Отвертки, кусачки, плоскогубцы должны иметь изолированные ручки.
* Наличие напряжения в цепи можно проверять только приборами.
* При опытах с сильными магнитными полями необходимо снять с руки часы.
ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ
* Немедленно выключить электроприборы.
Бабочка
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Лист Мёбиуса
Что есть на свете красота?
Цветок или сорняк?