Человеческий характер является для нас чем-то закономерным именно потому, что, зная характер, мы можем предвидеть, как человек поступит в том или ином случае жизни, следовательно, можем что-то предугадать в его поведении, предупредить какие- то его поступки.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательский проект | 499 КБ |
Министерство образования Республики Мордовия
Региональный учебный округ
Конкурс исследовательских, проектных и поисковых работ учащихся
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ МОРДОВИИ»
Характер человека и его особенности
Автор работы: Паршина Алина
11 класс МОУ « Большеелховская СОШ»
Лямбирский муниципальный район
Руководитель: учитель биологии Паршина Людмила Михайловна
с. Большая Елховка
2015
Содержание
Введение 3
Глава 1. Психология характера 4
1.1. Определение и структура характера 4
1.2. Типология характеров 6
1.3. Формирование и изменение характера 17
1.4. Характер и любимый цвет 17
1.5. Характер и группа крови 18
Глава 2. Методика исследования особенностей характера 19
2.1. Результаты исследования 20
Выводы 25
Список использованной литературы 26
Терминологический словарь 27
Приложение
Введение
Всяк молодец на свой образец.
(Русская пословица)
Говорят, что поступками человека управляет ум, воля и характер. Об одних людях говорят, что у них сильный характер, про других – что у них слабый характер. Характер одного человека называют вредным, а другого – покладистым. Встречаются люди с добрым или злым характером. Палитра красок человеческих характеров не имеет границ. Есть люди храбрые и трусливые, умные и недалекие, веселые и угрюмые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые. Получается, что характер человека – это что-то главное в нем. Он определяет все его действия. Ученые считают, что характер – это различные качества, которые слились воедино и создали неповторимое сочетание.
Характер отражает отношение человека к окружающему миру. Черты характера свидетельствуют об отношении человека к другим людям, к коллективу и обществу; отношении человека к труду, к своему делу; отношении человека к самому себе, к вещам.
Характер является одновременно и устойчивым, и изменяющимся. С одной стороны, человек, имеющий определённую черту характера, в сходных ситуациях будет поступать одинаково; с другой – эта черта со временем может измениться, тогда изменится и поведение. Насчитывается множество наименований черт личности. Они могут быть и чертами характера, если отчётливо проявляются в деятельности человека.
Человеческий характер является для нас чем-то закономерным именно потому, что, зная характер, мы можем предвидеть, как человек поступит в том или ином случае жизни, следовательно, можем что-то предугадать в его поведении, предупредить какие- то его поступки. [13]
Целью данной работы является изучение особенностей характера учащихся 11 класса.
Мы поставили перед собой следующие задачи:
Гипотеза: мы считаем, что характер отражает отношение человека к окружающему миру.
Предмет исследования: характер человека.
Объект исследования: учащиеся 11 класса.
Методы исследования:
3.Практический эксперимент; 4.Выводы и обобщение результатов.
1. Психология характера
1.1. Определение и структура характера
Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к работе, к происходящим вокруг него событиям, а также его целенаправленные действия, называемые поступками. Характер проявляется в предметной деятельности и в общении человека с людьми и включает в себя то, что придаёт поведению человека специфический, характерный для него оттенок. Характер человека может обнаружиться в выборе видов деятельности, особенностях их выполнения, предпочтении общения с определённой категорией людей, стиле общения человека с людьми и во многих других отличительных особенностях его психики и поведения. [4]
В практике общения людей между собой их характер может проявляться в манере поведения, в способах реагирования человека на действия и поступки других людей. Манера общения может быть деликатной, тактичной или же грубой, бесцеремонной. Это также объясняется различиями в характерах людей. Человека с выраженным сильным или слабым характером всегда можно выделить среди остальных людей. Поступки человека с сильным характером отличаются настойчивостью, целенаправленностью, упорством, а поступки человека со слабым характером отличаются прямо противоположными свойствами: слабоволием, случайностью, непредсказуемостью и т. п.
Говоря о характере человека, мы обычно вкладываем в представление о нем способность человека вести себя последовательно, самостоятельно, независимо от складывающихся обстоятельств, настойчиво и целеустремленно.
В таком понимании характер тесным образом связывается с волей человека, хотя характер и воля – это разные психологические свойства личности. Объединение воли и характера было свойственно старой психологической литературе и до сих пор встречается в повседневном общении людей. Словосочетание «сильный характер» и противоположное ему – «слабый характер» также широко используются в непсихологической (ненаучной) литературе.
Вместе с тем по своим жизненным и поведенческим проявлениям характер человека очень похож на темперамент: он столь же устойчив, как и темперамент, и проявляется вместе с темпераментом в тех же самых действиях и поступках человека. В своем формировании и развитии, кроме того, характер человека тесным образом связан с его темпераментом. Однако между характером и темпераментом человека все же имеются существенные различия. Они заключаются в следующем:
- темперамент человека является врожденным, а характер – приобретенным;
- темперамент зависит от свойств нервной системы, а характер практически от них не зависит, за исключением тех черт характера, которые сами по себе тесным образом связаны с определенными свойствами темперамента;
- темперамент определяет лишь динамические особенности психики и поведения человека, которые не могут оцениваться как хорошие или плохие, нравственные или безнравственные безотносительно к виду деятельности, выполняемой человеком. Характер человека может также оцениваться по его поступками, причем независимо от того, в каких видах деятельности он проявляется;
- свойств темперамента у человека сравнительно мало, и они по своему составу одинаковые у всех людей. Кроме того, среди людей существует много таких, кто имеет и одинаковый тип темперамента. Черт характера у людей намного больше, чем свойств темперамента, и они практически у всех людей разные. Трудно отыскать даже двух совершенно одинаковых по своему характеру людей: у всех черты характера фактически разные и индивидуально своеобразны.
В связи со сложностью разделения личности и характера человека также непросто ответить на вопрос о том, сколько разных черт характера есть у людей. Если иметь в виду современную постановку и решение данного вопроса, связанные с применением строгих методов математики, то их насчитывается около 150. Если же подходить к решению данного вопроса нестрого и считать имеющимися у человека все черты характера, которые по-разному называются в языке, то тогда общее число черт характера превысит 500. Так или иначе, в связи с наличием у человека множества разных черт характера возникает задача их классификации или разделение на группы.
Так, например, чаще всего черты характера человека делят на три группы: волевые, деловые, и коммуникативные.
Волевыми называют черты характера, связанные с проявлениями воли человека. К ним можно отнести целеустремленность, упорство или противоположные им черты характера типа разбросанности, уступчивости и безволия.
Деловые – это черты характера, которые проявляются у человека в труде. В их число включаются, например, трудолюбие, аккуратность, ответственность, а также безответственность, лень, недобросовестность и ряд др. Коммуникативными называют черты характера, которые проявляются в общении человека с другими людьми. Это общительность, замкнутость, доброжелательность, злость, отзывчивость, внимание или невнимание к людям.
Существует также разделение черт характера человека на мотивационные и инструментальные.
Мотивационные черты характера – это такие, которые побуждают, направляют и поддерживают активность человека, т.е. выступают как мотивы его поведения (например, театральность, скромность, сдержанность).
В общем случае на классификацию черт характера можно распространить классификацию черт личности человека, поскольку между личностью и характером человека имеется много общего. Попробуем перечислить основные группы черт личности, которые одновременно относятся и к характеру человека, т.е. входят в его состав. Во-первых, это те свойства личности, которые определяют выбор и предпочтение человеком тех или иных видов и целей деятельности (например, более или менее трудных, малодоступных и легкодоступных). Здесь как определённые характерологические черты личности могут проявляться такие свойства, как рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуру характера включены черты личности, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей. Это настойчивость, целеустремленность, последовательность и др. В-третьих, в состав характера входят также черты личности, непосредственно связанные с темпераментом. Это экстраверсия – интроверсия, спокойность – тревожность, сдержанность – импульсивность, гибкость – ригидность и др.
Своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного и того же человека определяет тип его характера.
1.2 Типология характеров
Попытки построения научно обоснованных типологий характеров предпринимались в истории психологии неоднократно, и нередко авторами этих типологий становились не профессиональные психологи, а врачи-психиатры.
Оной из наиболее ранних и известных до сих пор популярных типологий характеров стала та, которая была предложена немецким врачом-психиатром Э. Кречмером еще в начале XX в. Несколько позднее аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон. После этого свои типологии характеров предложили также К. Леонгард, А. Личко и Э. Фромм и ряд других ученых.
Все типологии характеров строились на основе ряда общих идей. Основные из них следующие:
Э. Кречмер пришел к идее о построении типологии характеров на основе наблюдений за изменениями в характерах больных людей в клинике. Он обнаружил, что при разных заболеваниях, таких, например, как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и паранойя, наблюдаются типичные изменения в характерах больных. Кроме того, им было установлено, что люди, обладающие разными типами строения тела, имеют выраженную склонность к тем или иным заболеваниям. Отсюда у Кречмера возникла мысль напрямую связать между собой строение тела и характер человека, что он и сделал в своей известной книге.
Кречмер выделил и описал четыре наиболее часто встречающихся типа строения тела: астенический, пикнический, атлетический и диспластический. По наблюдениям Кречмера, среди больных шизофренией чаще других встречаются люди астенического и атлетического типа строения тела; среди больных маниакально-депрессивным психозом – пикники, а атлетики и диспластики, кроме того, доминируют среди больных паранойей.
Заболевания, включая наблюдаемые при них патологические изменения характера человека, представляют собой, говоря словами Кречера, «карикатуры определенных нормальных типов личности». Тот тип нормальных людей, который по своим психологическим особенностям напоминает шизофреников, Кречмер назвал шизоидным; тех, кто по своему характеру похож на больных маниакально-депрессивным психозом - циклотимиками. Наконец, тех, кто по особенностям характера похож на больных паранойей - параноиками.
Шизотимики – это замкнутые, малообщительные, эмоционально холодные люди со странностями поведения и мышления. Типичным для них является аутистическое мышление, чрезмерно выраженная интроверсия, отсутствие интереса к людям и к событиям, происходящим вокруг. Кроме того, нормальные люди данного типа отличаются, по Кречмеру, аристократичностью манер, избирательным кругом общения, аналитическим складом ума, склонностями к таким видам деятельности, как философия, религия, наука и политика.
Циклотимики – это общительные, веселые, оптимистически настроенные люди, склонные к лени, праздности и развлечениям. У них часто наблюдаются глубокие, непредсказуемые перепады настроения – от ничем не обоснованной эйфории до беспричинной депрессии. Нормальные циклотимики – это также такие люди, которые обладают склонностями и способностями к искусствам и литературе.
Паранойики – это мрачные, злобно и подозрительно настроенные люди. Они повышенно агрессивны, ревнивы и неуравновешенны.
У. Шелдон, продолживший исследования Кречмера, так же, но на более строгой основе (путем соответствующих достаточно точных измерений частей тела многих людей специально подготовленными экспертами по девяти разным параметрам) выделил четыре типа конституции: эндоморфный, эктоморфный, мезоморфный и смешанный. Типы конституций по Шелдону получили свои названия по наименованиям трех зародышевых листков, из которых впоследствии, по мере развития тела человека образуется соответствующие ткани организма.
В отличие от Кречмера, Шелдон более строго оценивал не только тип строения тела, но также и черты характера своих испытуемых. Для этого им были использованы соответствующие психологические тесты. Наконец, связь между строением тела и характером человека им определялась не на умозрительной основе, а на базе применения методов статистического анализа.
В целом результаты, полученные Шелдоном, фактически подтвердили выводы Кречмера о наличии связи между строением тела и характером, а также о типичных сочетаниях черт характера у людей с разными типами конституции.
Выводы Кречмера и Шелдона неоднократно проверялись впоследствии. Однако они не получили полного подтверждения в независимо проведенных исследованиях. Оказалось, в частности, что когда исследования проводились в клинике на больных людях, типичные сочетания черт характера действительно наблюдались у людей с различными типами строения тела. Но в тех случаях, когда объектом исследования становились нормальные, вполне здоровые люди, связь между строением тела и характером человека на статистически значимом уровне не подтверждалась. Тем не менее, идея построения типологии характеров нормальных людей на основе изучения изменений в характерах больных получила продолжение и нашла отражение в двух типологиях характеров, предложенных соответственно немецким врачом-психиатром К. Леонгардом и русским врачом-психиатром А. Личко.
Клинические наблюдения, сделанные впоследствии, показали, что типичные изменения характера можно наблюдать не только у больных душевными заболеваниями, но и у больных неврозами. У них изменения в характере не являются столь выраженными, как у душевнобольных людей, поэтому соответствующие изменения стали называть не патологиями характера, а акцентуациями характера. Они представляют собой обычные черты характера, которые встречаются не только у невротиков, но и у здоровых людей, а также чрезмерно сильно развитые, явно выраженные черты характера человека. К. Леонгард первым описал акцентуированные черты характера, встречающиеся у больных различными видами неврозов, и на их основе построил свою типологию характеров. Она была основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляла двенадцать разных типов характера. Эти типы являются следующими.
1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность эмоций и чувств в жестах, мимике, пантомимике. У такого человека нередко возникают эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за недостаточно серьезного и ответственного отношения к своим служебным и семейным обязанностям. Люди подобного типа нередко сами выступают в качестве инициаторов конфликтов, но огорчаются, если окружающие по этому поводу делают им замечания. Из положительных черт характера, привлекательных для партнеров по общению, людей данного типа характеризуют энергичность, жажда деятельности, инициативность и оптимизм. Вместе с тем они обладают и некоторыми отталкивающими чертами, такими, например, как легкомыслие, склонность к аморальным поступкам, повышенная раздражительность, прожектерство. Они, кроме того, трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.
2. Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди обычно являются домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиняться. Они располагают следующими чертами характера, привлекательными для партнеров по общению: серьёзность, добросовестность, обостренное чувство справедливости. Есть у них и отталкивающие черты характера. Это пассивность, замедленность мышления, неповоротливость и индивидуализм.
3. Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые, периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется манера их общения с окружающими. В периоды повышенного настроения эти люди являются общительными, а в периоды подавленного настроения – замкнутыми. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гепертимной акцентуацией характера, а в период спада – как люди с дистимной акцентуацией характера.
4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко эти люди занудливы и угрюмы, склонны к хамству, брани, конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные и аккуратные, любят маленьких детей и животных. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свои эмоции и поведение.
5. Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах такие люди обычно выступают их инициаторами, активной стороной. Стремятся добиваться высоких показателей в любом деле, за которое берутся. Особенно чувствительны к социальной справедливости, но вместе с тем обидчивы, подозрительны и мстительны. Иногда чрезмерно самонадеянны, честолюбивы, ревнивы, предъявляют непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.
6. Педантичный тип. В конфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Вместе с тем с охотой уступает лидерство другим людям. Иногда изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность, серьезность, надежность в делах, а отталкивающие – формализм, занудливость, брюзжание.
7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, причем в конфликтных ситуациях обычно ищут поддержки и опоры. Нередко располагают следующими привлекательными чертами характера: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности также нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.
8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми у них устанавливаются хорошие контакты и которых они понимают «с полуслова». Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, не выплескивая наружу. Привлекательные черты характера: доброта, сострадательность, сорадование чужим успехам, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты: слезливость и чрезмерная чувствительность (эмоциональность).
9. Демонстративный тип. Этот тип людей характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости общения). Такие люди раздражают окружающих своей самоуверенностью и высокими притязаниями на статус и внимание к себе, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Обладают следующими чертами характера, привлекательными для партнеров: обходительность, артистичность, способность увлечь других, неординарность мышления и поступков. Их отталкивающие черты характера следующие: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.
10. Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят. В конфликтных ситуациях они могут быть как активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем они привязаны и внимательны к друзьям и близким. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, обладают хорошим вкусом, проявляют яркие и искренние чувства. Их отталкивающие черты характера: подверженность сиюминутным настроениям и паникерство.
11. Экстравертированный тип. Отличается высокой контактностью. У таких людей масса друзей, знакомых, они весьма словоохотливы, до болтливости, открыты для любой информации. Они редко вступают в конфликты с окружающими людьми и обычно играют в них пассивную роль. В общении с друзьями, на работе и в семье люди этого типа часто уступают лидерство другим, предпочитают не конфликтовать, а подчиняться, находиться в тени. Они располагают такими привлекательными чертами характера, как готовность доброжелательно и внимательно выслушать другого человека, сделать то, о чем их просят, исполнительны. Их отталкивающие черты характера: подверженность влияниям со стороны людей, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении слухов и сплетен.
12. Интровертированный тип. Его, в отличие от предыдущего типа, характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество, редко вступают в конфликты с окружающими, делают это только при попытках бесцеремонного вмешательства других людей в их личную жизнь. Они часто являются эмоционально холодными идеалистами, относительно слабо привязанными к другим людям. Обладают такими привлекательными чертами характера, как сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Есть у них и отталкивающие черты характера – это упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей. Они на все имеют собственную точку зрения, которая может оказаться ошибочной. Тем не менее они склонны ее упорно отстаивать.
Психоаналитик К. Юнг предложил типологию характеров людей, разделив их на два основных типа: экстравертов и интровертов.
Экстраверсия и интроверсия как черты характера соответствуют открытости или замкнутости человека по отношению к миру, к другим людям. В случае экстраверта мы имеем дело с общительным человеком, проявляющим всегда и везде особый интерес к тому, что происходит вокруг него. В случае интроверта, наоборот, мы замечаем, что все внимание такого человека направляется на себя, и он становится центром собственных интересов. Интровертированная личность ставит себя и свой индивидуальный, внутренний мир выше того, что происходит вокруг нее; экстраверт же, наоборот, внешний мир ставит выше своих внутренних, субъективных переживаний.
С экстраверсией связаны определенные акцентуации характера, такие, например, как экзальтированность, демонстративность, возбудимость, гипертимность и сензитивность. Все эти черты характера вместе взятые образуют единый комплекс и вместе нередко встречаются у одного и того же человека. Того, кто обладает таким комплексом характерологических черт, отличает повышенная активность и внимание к тому, что происходит вокруг него. Он живо откликается на соответствующие события и живет ими. Интроверсия коррелирует с иной совокупностью личностных черт, в первую очередь с тревожностью и психастеничностью. Люди, имеющие такой комплекс характерологических особенностей, отличаются отстраненностью от происходящего вокруг них, отчужденностью и независимостью.
В заключение приведем еще одну интересную попытку построения типологии характеров, предпринятую психоаналитиком и философом Э. Фроммом. В основе этой типологии в отличие от уже рассмотренных нами типологий, отражающих отклонения от нормы в характерах людей под влиянием различных заболеваний, лежит отношение человека к обществу, в свою очередь, порождено тем влиянием, которое общество оказывает на личность. Э. Фромм вывел данную типологию на основе наблюдений, сделанных им во время жизни в двух разных обществах: в Германии накануне начала Второй мировой войны (там он жил до эмиграции, до прихода фашистов к власти) и в США (сюда он эмигрировал в конце 1930-х гг.)
Свою типологию характеров Фромм обозначил как типологию социальных характеров людей, противопоставив ее уже рассмотренным нами клинико-психологическим типологиям. Социальный характер определяет мышление, эмоции и социальные действия людей, принадлежащих данному обществу.
Различные классы и группы людей, существующие в обществе, обладают своим социальным характером. На его основе развиваются и приобретают силу определенные социальные, национальные и культурные идеи. Однако эти идеи сами по себе пассивны и могут стать реальными силами, влияющими на происходящие в обществе процессы, лишь тогда, когда отвечают особым человеческим потребностям.
Обобщив данные наблюдений за социальным поведением различных людей в двух странах, соотнеся их с практикой работы в клинике, автор рассматриваемой типологии вывел следующие основные типы социальных характеров людей:
1. Мазохист-садист. Это тип человека, который склонен видеть причины своих жизненных успехов и неудач, а также причины наблюдаемых им социальных событий не в обстоятельствах, складывающихся объективно и независимо от людей, а в самих людях. Стремясь исправить свое неудовлетворительное положение в обществе, оказать влияние на эти причины, данный тип людей поступает следующим образом. Если причины своих неудач он видит в людях, то направляет свою агрессию против них; если причины своих неудач он усматривает в самом себе, то направляет свое недовольство против самого себя. В первом случае он по отношению к другим людям ведет себя как садист; во втором случае по отношению к самому себе выступает как мазохист. Садомазохистские склонности, по мнению Фромма, и есть то сочетание черт характера, которое позволяет людям такого типа жить и нормально существовать в современном обществе. Садистские черты характера позволяют активно бороться против других людей, применяя всевозможные, в том числе противозаконные и аморальные, методы. Мазохистские черты характера заставляют человека «совершенствовать» самого себя, изнурять себя непосильным трудом, т.е. своеобразным образом издеваться над самим собой. Такой человек своими настойчивыми действиями, непомерными требованиями и притязаниями может доводить до состояния изнеможения себя и окружающих. Особенно опасным для окружающих человека с таким типом характера становится тогда, когда он получает над ними неограниченную власть. Он начинает терроризировать людей, исходя из так называемых «благих намерений».
2. Разрушитель. Этот социальный тип людей характеризуется выраженной агрессивностью и стремлением к физическому устранению, уничтожению объекта, вызвавшего его фрустрацию. «Разрушительность, - пишет Фромм, - это средство избавления от невыносимого чувства бессилия». К разрушительности как к средству разрешения своих жизненных проблем обычно обращаются люди, которые испытывают чувство тревоги и бессилия, ограничены в реализации своих интеллектуальных и эмоциональных возможностей. В период больших социальных потрясений, революции и переворотов они выступают в качестве основной силы, разрушают старое.
3. Конформист-автомат. Такой человек, столкнувшись с трудноразрешимыми личными и социальными проблемами, перестаёт быть самим собой. Он беспрекословно подчиняется складывающимся обстоятельствам, обществу любого типа, требованиям социальной группы, к которой принадлежит. Он легко и быстро усваивает тот тип мышления и способ поведения, который свойствен большинству людей в сложившейся социальной ситуации. У такого человека почти никогда нет собственного мнения, выраженной социальной позиции: он является сознательным или бессознательным конформистом, приспособленцем, готовым из конъюнктурных соображений принять любую, выгодную для него точку зрения. Он фактически утрачивает собственное «Я», свою индивидуальность и «настолько привыкает испытывать именно те чувства, какие от него ожидаются в определенных ситуациях, что лишь в порядке исключения мог бы заметить в своих чувствах нечто «чужое»». Такой человек всегда готов подчиниться любой новой власти, быстро и без особых нравственных переживаний и угрызений совести меняет свои убеждения, не задумываясь над моральной стороной такого поведения.
1.3 Формирование и изменение характера
Характер человека, по крайней мере взрослого, в течение жизни остается более или менее стабильным. Однако это касается далеко не всех людей. Часто с возрастом у человека происходят радикальные, порой драматические изменения характера – такие, что, встретившись с ним через несколько лет, мы его не узнаем. Внешность человека при этом меняется мало, но сам он нам кажется совсем другим человеком, поскольку психология его за это время существенно меняется. Бывает и наоборот: по внешности мы человека не узнаем, а по характеру он с возрастом почти не меняется.
Некоторые черты характера в отчетливой форме обнаруживаются уже у детей раннего возраста, т.е. в период до трех лет. Это значит, что истоки характера человека нужно искать в самом начале психологического развития человека.
Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение и взаимоотношения с окружающими людьми. В своих поступках и действиях ребенок прежде всего подражает близким для него взрослым людям. При помощи прямого научения через подражание этим людям, через эмоциональное подкрепление с их стороны действий и реакций ребенка он усваивает формы поведения взрослых, которые затем, становясь для него привычными, формируют его собственный характер.
Сензитивным периодом становления характера человека можно считать возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети активно общаются как с окружающими их взрослыми, так и со своими сверстниками, открыты для воздействий со стороны и с готовностью их принимают, подражая окружающим. Взрослые люди в это время пользуются большим доверием детей, имеют возможность воздействовать на них словом и делом, это создает благоприятные условия для подкрепления у ребенка нужных форм поведения.
Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им свойства: эгоистичность, черствость или безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования соответствующих черт характера, связано с ранними годами жизни и определяется обращением матери с ребенком, особенно в течение первого года жизни. Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ обращения с ним самим весьма важен для становления характера ребенка. Особенно это относится к тому, как ведут себя мать и отец в отношении ребенка. Спустя много лет после этого стиль общения родителей ребенок обычно частично или полностью воспроизводит в собственном общении с другими людьми и со своими детьми. [4]
Те свойства характера, которые наиболее ярко появляются в труде – трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость и другие, - складываются несколько позднее, чем коммуникативные черты характера, проявляющиеся в общении. Они формируются и закрепляются в играх детей и в доступных им по возрасту других видах деятельности. Существенное влияние на их развитие оказывает стимулирование соответствующего «делового» поведения ребенка со стороны взрослых.
В начальных классах школы развитие характера продолжается, и в личности ребенка закрепляются черты характера, проявляются во взаимоотношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими. Уже в данном возрасте характер ребенка может начать развиваться по гармоничному или противоречивому варианту. Гармоничный вариант развития характера предполагает отсутствие противоречий в чертах характера ребенка между отдельными его особенностями, а противоречивый вариант развития характера связан с наличием таких противоречий. Если то, что ребенок как личность приобрел еще до поступления в школу, получает здесь поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и сохраняются в течение дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками, учителями и другими взрослыми людьми не подкрепляет, как правильные, те черты характера, которые сформировались до поступления в школу, то начинается так называемая ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка характера не всегда и не сразу приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место лишь частичное изменение черт характера, компромисс между тем, к чему приучали ребенка до школы, и тем, что от него требуется в школе. Особенно часто конфликтогенная ломка характера наблюдается у тех детей, которые до поступления в школу оставались дома, не посещали дошкольные учреждения. Практика показывает, что такие дети выигрывая в сравнении со своими сверстниками, посещающими детский сад, в общем уровне интеллектуального развития, явно проигрывают им в плане развития коммуникативных черт характера. Домашние дети труднее адаптируются в школьном коллективе, у них складывается непростые отношения с учителями и со своими ранее посещавшими детский сад сверстниками.
В подростковом возрасте активно развиваются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает в личности человека базовые нравственные и мировоззренческие основы характера.
Таким образом, каждый возраст вносит свой вклад в формирование характера человека, в развитие или закрепление в нем тех или иных характерологических особенностей. Ко времени окончания средней школы характер человека можно считать в основном сформированным, и то, что происходит с ним в дальнейшем, хотя и может изменить характер человека, но уже не делает его полностью неузнаваемым для тех, кто общался с соответствующим человеком в школьные годы.
Изменения в характерах людей могут происходить и после окончания школы, далеко за пределами возраста 16-17 лет. Эти изменения, однако, имеют индивидуально своеобразную форму, зависящую, во-первых, от того, каким стал характер ребенка к началу юности (16-17), во-вторых, от того, как складывается жизнь человека уже за пределами раннего юношеского возраста (после 20-25 лет). Характер человека может, причем, иногда довольно существенно, измениться и после 16-17 лет. Наибольшее влияние на изменения характера в течение дальнейшей жизни человека могут оказать следующие факторы:
1.4 Характер и любимый цвет
Цвет воздействует не только на зрение, но также на вкус, слух и осязание. Он может вызывать приятные эмоции или, наоборот, напомнить о страданиях. Есть цвета, которые нам приятны, а есть такие, которые раздражают. Ну а самое главное – по симпатии к цвету можно определить характер человека!
У любителей белого цвета прекрасно развито воображение. Часто они сочиняют себе красивую сказку, а потом в жизни волшебные образы. Такие люди ценят мир и покой в отношениях. Поклонники белизны могут от всей души сочувствовать вам в трудных ситуациях, но при этом оставаться отстраненными. «Белым», пожалуй, надо избавляться от зависимости к успехам других.
Голубой – это цвет артистов, причем не обязательно по профессии. Такие люди стремятся к признанию, любят играть в жизни красивые роли. Они общительны, имеют много друзей, много дают другим, но и взамен хотят получать столько же. Из тех немногих качеств, которые усложняют жизнь поклонниками голубого цвета, можно назвать боязнь одиночества.
Те, кто предпочитают темно-серый, умеют разрешать самые сложные проблемы. Такие люди любят порядок – как в доме, так и в мыслях. В сложной ситуации помогут всегда. Помимо всего прочего, это еще и творческие личности. В сексуальной жизни умеют достигать абсолютной раскрепощенности. А вот любители светло-серого цвета, напротив, больше всего на свете ненавидят трудности и стремятся избегать любые проблем.
Поклонники коричневого уравновешены и обстоятельны, шумной компании предпочитают тишину. Их отличают суровость в отношениях и бережливость. Такие люди редко производят блестящее впечатление, но в трудную минуту на них всегда можно положиться. Между прочим, «коричневые» очень активны в любви. Может быть, им не помешало бы поменьше упрямства в некоторых вопросах.
Поклонники красного страстны! Характер личности – от полусвятого до жестокого самодура-диктатора. Чаще всего являются лидерами. Им прекрасно удается руководить, если только они не впадают в амбиции. Эти люди редко страдают от угрызений совести и чаще всего добиваются исполнения всех своих желаний. Занятия и хобби «красных» обязательно связаны с риском – от охоты до автогонок. Таким людям необходимо научиться подавлять в себе склонность к вспышкам ярости. [6]
1.5 Характер и группа крови
Если у нас и во многих других странах спрашивают: «Какой у вас знак зодиака?», то в Японии: «Какая у вас группа крови?». По мнению японцев, группа крови в большей степени определяет характер и индивидуальные особенности каждого человека. Это подтверждают исследования японского ученого Пошитаке Номи, в котором принимало участие более миллиона японцев.
Вот в вкратце основные черты, которые Номи приписывает людям, имеющим соответствующую группу крови.
1 группа. Вы стремитесь быть лидером. Если поставите себе цель, будете бороться за нее, пока не достигнете. Умеете выбирать направление для движения вперед. Верите в свои силы, не лишены эмоциональности. Однако у вас есть и слабости: вы очень ревнивы и суетливы а, кроме того, болезненно амбициозны.
2 группа. Вы любите гармонию, спокойствие, порядок. Хорошо работаете с другими людьми, кроме того чувствительны, терпеливы и доброжелательны. Среди ваших слабостей упрямство и неспособность расслабиться.
3 группа. Вы сформировавшийся индивидуалист – явный, неприкрытый, склонный поступать так, как вам нравится. Легко приспосабливаетесь ко всему, гибки, не страдаете отсутствием воображения. Однако желание быть независимым иногда может быть излишним, превратиться в слабость.
4 группа. Вы спокойны и уравновешены, обычно люди вас любят и хорошо чувствуют себя с вами. Умеете развлекать их, одновременно тактичны и справедливы по отношению к окружающим. Однако иногда очень резки, а кроме того, иногда долго колеблетесь и с трудом принимаете решения.
Глава 2. Методика исследования особенностей характера человека
Объектом для наших исследований являлись учащиеся 11 класса (рис. 1 приложение). Для изучения индивидуальных особенностей характера мы использовали многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла, включающий 105 вопросов. (Приложение). Для того чтобы смогли определить свои личностные качества, нужно постараться ответить на них искренне и как можно точнее. На каждый вопрос учащиеся должны дать ответ, выбрав одну из трех альтернатив (а, Ь, с), которая в наибольшей степени соответствует их взглядам, их представлению о себе.
На проработку вопросов тестируемым отводилось 30 минут. Ответы вносились в специальный бланк (табл.1), в котором личностные факторы обозначены в колонке слева. Каждому из факторов соответствует определенная строка. Баллы подсчитывались по каждому из факторов суммированием подстрочных индексов 1 и 2 при тех ответах–альтернативах (а,b,с), которые были обведены испытуемыми.
Результат суммирования по каждому из факторов проставлялся в правой колонке (по каждому фактору – своя строка). Максимальное количество баллов по показателю МД (шкале искренности) – 14, максимальное количество баллов по фактору В (интеллект) – 8. Для всех остальных факторов максимальное количество баллов не превышает значения 12. Полученные в результате тестирования баллы по каждому из факторов переводились в стены, которые делятся на уровни: 1–3 стена – низкий уровень; 4–7 стен – средний уровень; 8–10 стен – высокий уровень. (Приложение).
В обобщённом виде интерпретация первичных факторов теста сводится к следующему:
Фактор А. Отрицательный полюс: озабоченность, замкнутость; положительный полюс: доброжелательность, сердечность.
Фактор B. Отрицательный полюс: низкий интеллект; положительный полюс: высокий интеллект.
Фактор C. Отрицательный полюс: эмоциональная неуравновешенность; положительный полюс: эмоциональная уравновешенность.
Фактор E. Отрицательный полюс: зависимость, покорность; положительный полюс: настойчивость.
Фактор F. Отрицательный полюс: озабоченность; положительный полюс: беспечность.
Фактор G. Отрицательный полюс: недобросовестность; положительный полюс: высокая совестливость.
Фактор H. Отрицательный полюс: робость; положительный полюс: смелость, уверенность.
Фактор I. Отрицательный полюс: суровость, жестокость, положительный полюс: мягкосердечность, чувствительность.
Фактор L. Отрицательный полюс: доверчивость, уступчивость, положительный полюс: подозрительность.
Фактор M. Отрицательный полюс: практичность, твердость; положительный полюс: мечтательность.
Фактор N. Отрицательный полюс: непосредственность, наивность; положительный полюс: проницательность.
Фактор O. Отрицательный полюс: самоуверенность, безмятежность; положительный полюс: склонность к чувству вины, обязательность.
Фактор Q1. Отрицательный полюс: консерватизм; положительный полюс: гибкость.
Фактор Q2. Отрицательный полюс: зависимость от группы; положительный полюс: самодостаточность.
Фактор Q3. Отрицательный полюс: импульсивность, неуправляемость; положительный полюс: организованность, контроль над своим поведением.
Фактор Q4. Отрицательный полюс: расслабленность; положительный полюс: напряженность. [14]
2.1 Результаты исследования
Анализируя данные тестирования, мы получили определенные результаты по каждому из факторов опросника, приведенные в таблицах 3, 4. ( Приложение)
Показатель MD. Значения данного показателя (2 – 8) свидетельствуют о том, что все испытуемые более или менее искренне отвечали на тесты опросника.
Фактор А. Высокие значения фактора (8-10 стен) характерны для 53 % испытуемых. Для них характерны богатство и яркость эмоциональных проявлений, естественность, отзывчивость, непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткое, внимательное отношение к людям, доброта и мягкосердечие. Предпочитают работать с людьми, легко включаются в активные группы, щедры в личных отношениях. Не боятся критики, хорошо запоминают лица, события, фамилии, имена и отчества. Низкие значения фактора (1 -3 стен) не характерны для испытуемых.
Фактор В. Высокие оценки имеют 22 % тестируемых. Это лица с хорошим уровнем интеллектуального развития, абстрактного и логического мышления. Быстро схватывают новое, имеют высокий уровень обучаемости. Имеющие низкие оценки по фактору (38%) склонны к медленному обучению, с трудом усваивают новые понятия, все понимают буквально. Мышление конкретное, образное. Склонны к догадкам, стремятся к интуитивным, а не логически обоснованным решениям.
Фактор С. У 31 % испытуемых – высокие оценки. Они свойственны лицам эмоционально зрелым, смело смотрящим в лицо фактам, спокойным, уверенным в себе, постоянным в своих планах и привязанностях. Для них характерна высокая эмоциональная устойчивость. На вещи смотрят реалистично, хорошо осознают требования действительности. Не скрывают от себя собственные недостатки, не расстраиваются из-за пустяков. Способны следовать нормам и правилам поведения. Высокий уровень фактора позволяет адаптироваться даже при психологических расстройствах. Низкие оценки – у лиц, не способных контролировать эмоции, импульсивные влечения. У них снижен эмоциональный контроль, отсутствует чувство ответственности (7 % тестируемых).
Фактор Е. Высокие оценки по фактору (у 38 %) свидетельствует о властности, стремлении к доминантности, самостоятельности, независимости, игнорирования социальных условностей и авторитетов. Действуют смело и энергично. Отстаивают свои права на самостоятельность, требуют проявления самостоятельности от окружающих. Не признают над собой власти. В конфликтах обвиняют других. Низкие оценки не свойственны тестируемым старшеклассникам.
Фактор F. Высокая оценка по фактору характерна для 30 % испытуемых. Это бодрые, активные, беспечные, легко воспринимающие жизнь люди. Они верят в удачу и свою счастливую звезду. Подвижны, импульсивны. О будущем мало заботятся. Стремятся жить в центре больших городов. Любят путешествовать и перемены в жизни. В малых группах часто выбираются лидерами. Разговорчивы, склоны к поверхностной общительности. Низкие оценки отсутствуют.
Фактор G. Для высоких значений фактора характерны такие черты, как чувство ответственности и долга, стойкость моральных принципов. Люди, имеющие такие высокие значения фактора, точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, правил не нарушают, выполняют их буквально даже тогда, когда правила кажутся пустой формальностью. Это характерно для 7 % тестируемых. Низкие оценки по фактору отсутствуют.
Фактор Н. Высокие оценки (у 53 %) свидетельствуют о стрессовой устойчивости, невосприимчивости к угрозе, смелости, решительности, тяге к риску и острым ощущениям. Однако эти люди невнимательны к деталям, игнорируют сигналы опасности, тратят много времени на разговоры. Трудности в общении не испытывают. Склонны активно общаться, вступать в контакт с лицами противоположного пола. Не теряются при столкновении с неожиданными обстоятельствами. Быстро забывают о неудачах. Лиц с высокими показателями фактора часто выбирают лидерами в группах, где деятельность связана с соперничеством и риском. Личности с низкой оценкой по фактору характерна неустойчивость в поведении в стрессовых ситуациях. Имеют сверхчувствительную нервную систему, остро реагирует на любую угрозу. Такие индивиды считают себя крайне робкими, не уверенными в своих силах, терзаются необоснованным чувством собственной неполноценности. Медлительны, сдержанны в выражении своих чувств. Больших компаний избегают. Эти черты присущи 15 % тестируемых старшеклассников.
Фактор I. Высокие значения по фактору имеют 61 % тестируемых учащихся. Такая оценка является показателем чувствительности, мягкости, ментальности, утонченности, образцового, художественного восприятия мира. Эти люди не любят грубых людей и грубую работу. Обожают путешествия, обладают богатым воображением, эстетическим вкусом. Художественные произведения больше влияют на их жизнь, чем реальные события. В поведении проявляют черты театральности, иногда – тревожности. Высокие оценки по фактору имеют художники, артисты, музыканты. Низкие оценки не характерны для тестируемых школьников.
Фактор L. Лица с высокими оценками по фактору (46 % испытуемых) с самого начала ко всем людям подходят с предубеждениями, настороженно. Ищут везде подвоха. Никому не доверяют. Считают своих друзей способными на нечестность, с ними не откровенны. В коллективе держаться обособленно, завидуют успехам других людей. Считают, что их недооценивают. В отношении с людьми настойчивы, раздражительны. Не терпят конкуренции. У них завышена самооценка. Часто проявляют мнительность, подозрительность, осторожность. Чаще всего не заботятся о других. Низкие оценки не свойственны испытуемым.
Фактор М. Высокими оценками по фактору не один из испытуемых не обладает. 53 % тестируемых имеют низкие оценки. Им свойственны уравновешенность, здравомыслие. Они трезво оценивают обстоятельства и людей, следуют требованиям объективной реальности и общепризнанным нормам поведения. Добросовестны. Однако в неожиданных нестандартных ситуациях им часто не хватает воображения и находчивости.
Фактор N. Лица с высокими оценками по фактору (46 % тестируемых) характеризуются искусственностью, утонченностью, расчетливостью, принципиальностью. Не поддаются эмоциональным порывам. Ко всему подходят разумно. Хитро и умело строят свое поведение. Скептически относятся к лозунгам и призывам. Склоны к интригам. В общении мягки, вежливы, следят за речью и манерами. Низкие оценки отсутствуют у тестируемых учащихся.
Фактор О. Лица с высокими оценками по фактору (7 % испытуемых) неизменно чем-нибудь озабочены, всегда подавлены, тревожны, тяготятся дурными предчувствиями. Склонны к самоупрёкам, самообличению, недооценивают свои возможности. Принижают свою компетентность, звания и способности. В обществе чувствуют себя неуверенно и неуютно. Держатся излишне скромно, замкнуто и обособленно. Низкие оценки не характерны испытуемым.
Фактор Q1. Лица с высокими оценками по фактору имеют разнообразные интеллектуальные интересы, стремятся быть хорошо информированными по поводу научных и политических проблем, но никакую информацию они не принимают на веру. Радикальны. Ко всему относятся скептически, не доверяют авторитетам. Легко меняют свою точку зрения, спокойно воспринимают новые идеи и перемены. Отличаются критичностью мышления, терпимостью к неясностям. Эти черты присущи 15 % тестируемых старшеклассников. Низкие оценки (у 7 %) характерны для консервативных, ригидных людей, не любящих перемен. Это лица устоявшихся мнений, норм и правил. Все новое они встречают в штыки, потому что оно кажется им абсурдным и бессмысленным. Весь вред, по их мнению, происходит от людей, которые нарушают традиции и принципы.
Фактор Q2. Лица с высокими оценками по данному фактору (15 % испытуемых) самостоятельны, независимы, предпочитают все делать сами. Для них характер самодостаточности. Сами принимают решения, добиваются их исполнения, сами несут ответственность. Они готовы пожертвовать любимыми удобствами, только бы сохранить свою независимость. В своих действиях и поступках не считаются с общественным мнением. Нельзя сказать, что они не любят людей, просто не нуждаются в их одобрении и поддержке. Низкие оценки (у 15 % тестируемых) свидетельствуют о несамостоятельности, зависимости, привязанности к группе. Эти люди ориентируются на групповое мнение, нуждаются в опоре, поддержке окружающих, в совете и одобрении. Нет инициативы и смелости в выборе собственной линии поведения.
Фактор Q3. Высокие оценки (у 53 % тестируемых) свидетельствуют об организованности, умении хорошо контролировать свои эмоции и поведение. Высокий самоконтроль основан на четко осознанных целях и мотивах поведения. Начатое дело доводят до конца. Хорошо осознают социальные требования и стараются их выполнить. Заботятся о своей репутации. Надежные руководители имеют высокие оценки по этому фактору. Низкие оценки по фактору не характерны для испытуемых.
Фактор Q4. Высокие оценки (у 7 % тестируемых) свидетельствуют о напряженности, возбуждении, неудовлетворенных стремлениях. Люди с такими показателями беспокойны, возбуждены, неусидчивы. Чувствуют себя разбитыми, усталыми, но не могут остаться без дела, даже в обстановке, благоприятной для отдыха. Для этого состояния характерны эмоциональная неустойчивость, пониженное настроение, раздражительность и нетерпимость. В групповой деятельности пренебрегают такими аспектами, как единство, порядок, лидерство. Низкие оценки (у 30 % тестируемых) говорят о слабости, отсутствии побуждений и желаний. Лица с такой оценкой фактора безразличны к своим удачам и неудачам. Невозмутимы, спокойны. К переменам и достижениям не стремятся. [14]
Выводы
Изучая особенности характера человека, мы пришли к следующим выводам:
1. Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, работе, к происходящим вокруг него событиям, а также его целенаправленные действия, т.е. поступки.
2. Создано несколько типологий характеров, нередко авторами которых являлись врачи-психиатры. Различные типы характера определяются своеобразным сочетанием различных черт характера.
3. Истоки характера следует искать в самом начале психологического развития человека, в первые годы его жизни. Основную роль в формировании и развитии характера ребёнка играют его общение, взаимоотношения с окружающим миром. Каждый возраст вносит свой вклад в формирование характера человека, в развитие или закрепление в нём тех или иных характерологических особенностей. Характер взрослого человека в течение жизни остаётся более или менее стабильным, но иногда с возрастом происходят радикальные изменения характера.
По мнению японцев, в большой степени характер каждого человека определяет группа крови.
4. Тестирование учащихся 11 класса показало, что черты характера у всех разные, индивидуальные. Оценки по различным факторам опросника варьируют от 2 до 10. Высокие оценки чаще встречаются по факторам A, H, I, Q3; средние - С, E, F, G, L, N, О, Q1, Q2, Q4; низкие – B, M. У учащихся этого класса отсутствуют высокие оценки по фактору М; низкие оценки – по факторам A, E, F, G, I, L, N, O, Q3.
По всем факторам, за исключением фактора М, класс, в общем, имеет средние оценки (4 – 7). Среднее значение фактора М (3) соответствует низкой оценке по данному фактору.
Обобщая результаты тестирования, можно сказать, что большинство учащихся класса обладают следующими чертами: доброжелательность, сердечность, смелость, уверенность, мягкосердечность, организованность, практичность, способность контролировать своё поведение.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 2. М., 1980.
2. Батаршев А.В. Темперамент и характер. Психологическая диагностика. М., 2001, С. 140 – 163.
3. Бодалев А.А. Психология о личности. М., Издательство: МГУ ISBN: 1988, С. 11-24.
4. Бороздина Л.В. Психология характера. М.: Изд-во МГУ, 1997.
5. Гоноболин Ф. Н. Воля, характер, деятельность. Минск, "Народная асвета"1996.
6. Кречмер Э. Строение тела и характер. М: Педагогика Пресс, стр. 219-227. 2001.
7. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М.: Наука, 1995.
8. Левитов Н.Д. Психология характера. М., Изд.3, испр. и доп. 1969
9. Леонгард К. Акцентуированные личности . Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000
10. Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. Изд. 2-е доп. и перераб., Л.: Медицина, 1983 С. 6-10.
11. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Пермь, 1990.
12. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера. Тбилиси: Мецниереба,1989
13.Носов Н.Н.Мишкина Каша: Рассказы.-М.:Издание И.П.Носова. Эксмо. 2008(с.402)
14.Интернет ресурсы: поисковая система yandex.ru
http://psylab.info
Терминологический словарь
Хара́ктер (греч. Χαρακτηρ — примета, отличительная черта, знак) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.
Темпера́мент (лат.temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.
Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.
Эрнст Кречмер (нем. Ernst Kretschmer) (8 октября 1888, Вюстенрот, близ Хайльбронна — 9 февраля 1964, Тюбинген) — немецкий психиатр и психолог, создатель типологии темпераментов на основе особенностей телосложения.
Уильям Шелдон (род. 19.11.1898) - американский врач и психолог. С 1936 г. профессор Чикагского университета, с 1938 г. - Гарвардского. Начальник лаборатории конституциональных различий Колумбийского университета. Предложил теорию основных типов человеческих темпераментов на основе соматических признаков.
Карл Леонгард (нем. Karl Leonhard, 1903—1988) — выдающийся немецкий психиатр. Автор понятия «акцентуированная личность» — одной из первых типологий личностей.
Андре́й Евге́ньевич Личко (1926—1996) — заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор медицинских наук, заместитель директора Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Опираясь на труды П. Ганнушкина и К. Леонгарда, создал собственную типологию личностей. Автор руководств «Подростковая психиатрия» и «Подростковая болезнь», а также нескольких монографий по психиатрии. Основные направления научных исследований — диагностика и лечение психических расстройств в подростковом возрасте и патохарактеризуемая диагностика.
Э́рих Зелигманн Фромм (нем. Erich Seligmann Fromm; 23 марта 1900, Франкфурт-на-Майне — 18 марта 1980, Локарно) — немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.
Джеймс Маккин Кэттелл (25.05.1860 — 20.01.1944) — американский психолог, один из первых специалистов по экспериментальной психологии в США, первый профессор психологии. В начале карьеры Джеймса Кэттелла психология рассматривалась учёными как незначительная область исследований или даже лженаука наподобие френологии. Возможно, Кэттелл более чем кто-либо из его современников способствовал становлению психологии как уважаемой науки. После его смерти Нью-Йорк Таймс назвала его «старейшиной американской науки».
Приложение
Рис. 1. 11 класс
MD | 1 a2 b1c | 18 a b1 c2 | 35 a b1 c2 | 52 a2 b1 c | 69 a b1 c2 | 86 a b1 c2 | 103 ab1c2
| |
A | 2 a b1c2 | 19 a b1 c | 36 a b 1c2 | 53a 2b1 c | 70 a 2b 1c | 87 a b 1c2 | 104 a1b c | |
B | 3 a b1c | 20 a b c | 37 a b 1c | 54 a b c1 | 71 a b 1c | 88 a b c 1 | 105 a b 1c | |
C | 4 a2 b1c | 21 a2 b1 c | 38 a b 1c2 | 55 a 2b 1c | 72 a b 1c2 | 89 a b1c2 | ||
E | 5 a b1c2 | 22 a b 1c2 | 39 a 2b 1c | 56 a 2b 1c | 73 a b 1c2 | 90 a 2b 1c | ||
F | 6 a b1c2 | 23 a 2b 1c | 40 a b 1c2 | 57 a 2b 1c | 74 a 2b 1c | 91 a b 1c2 | ||
G | 7 a2 b1c | 24 a b 1c2 | 41 a 2b 1c | 58 a b 1c2 | 75 a 2b 1c | 92 a b 1c2 | ||
H | 8 a2b1c | 25 a b 1c2 | 42 a b 1c2 | 59 a 2b 1c | 76 a 2b 1c | 93 a b 1c2 | ||
I | 9 a2b1c | 26 a 2b 1c | 43 a b 1c2 | 60 a 2b 1c | 77 a b 1c2 | 94 a b 1c2 | ||
L | 10 a2b1c | 27 a b 1c2 | 44 a b 1c2 | 61 a b 1c2 | 78 a 2b 1c | 95 a 2b 1c | ||
M | 11 ab1c2 | 28 a b 1c2 | 45 a 2b 1c | 62 a 2b 1c | 79 a 2b 1c | 96 a b 1c2 | ||
N | 12 ab1c2 | 29 a 2b 1c | 46 a 2b 1c | 63 a 2b 1c | 80 a b 1c2 | 97 a b 1c2 | ||
O | 13 ab1c2 | 30 a 2b 1c | 47 a b 1c2 | 64 a 2b 1c | 81 a b 1c2 | 98 a 2b 1c | ||
Q1 | 14 a2bc | 31 a 2b 1c | 48 a b 1c2 | 65 a b 1c2 | 82 a b 1c2 | 99 a 2b 1c | ||
Q2 | 15 a2b1c | 32 a b 1c2 | 49 a 2b 1c | 66 a 2b 1c | 83 a b 1c2 | 100 ab1c2 | ||
Q3 | 16 a2b1c | 33 a 2b 1c | 50 a 2b 1c | 67 a b 1c2 | 84 a b 1c2 | 101 ab1c2 | ||
Q4 | 17 a2b1c | 34 a b 1c2 | 51 a b 1c2 | 68 a2 b 1c | 85 a b 1c2 | 102 a2b1c |
Таблица 1
Бланк ответов
Таблица 2
Перевод «сырых» баллов в стены
МО | 0-2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10—11 | 12—14 | |||
Средний балл | А | 0-4 | 5 | 6 | 7 | 8 | — | 9 | 10 | 11 | 12 | ||
в | 0-2 | — | 3 | — | 4 | — | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
С | 0-3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |||
Е | 0-1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10-12 | |||
F | 0-2 | — | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10-12 | |||
G | 0-3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |||
Н | 0-3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |||
I | 0-3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |||
L | 0-1 | 2 | — | 3 | 4 | — | 5 | 6 | 7 | 8-12 | |||
м | 0-3 | — | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 — 12 | |||
N | 0-1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10-12 | |||
О | 0-1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10-12 | |||
Q1 | 0-4 | 5 | 6 | — | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |||
Q2 | 0-2 | 3 | — | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10-12 | |||
Qз | 0-2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 — 12 | |||
Q4 | 0-1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6-7 | 8 | 9 | 10 | 11 — 12 | |||
СТЕНЫ | Ко- личество баллов | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
Уровень | низкий | средний | высокий |
Таблица 3
Индивидуальные особенности характера
учащихся 11 класса
№ уч-ся | MD | А | В | C | E | F | G | H | I | L | M | N | O | Q1 | Q2 | Q3 | Q4 |
1. | 7 | 8 | 6 | 7 | 9 | 6 | 3 | 6 | 6 | 8 | 2 | 9 | 7 | 7 | 4 | 7 | 10 |
2. | 7 | 8 | 8 | 9 | 7 | 8 | 7 | 9 | 11 | 7 | 2 | 5 | 5 | 7 | 8 | 6 | 2 |
3. | 4 | 9 | 5 | 9 | 7 | 5 | 7 | 6 | 6 | 9 | 6 | 7 | 6 | 5 | 9 | 4 | 8 |
4. | 5 | 8 | 4 | 8 | 5 | 8 | 7 | 10 | 8 | 6 | 1 | 9 | 4 | 8 | 7 | 7 | 6 |
5. | 5 | 7 | 3 | 2 | 4 | 4 | 8 | 8 | 7 | 6 | 3 | 5 | 6 | 4 | 1 | 9 | 3 |
6. | 8 | 6 | 3 | 5 | 5 | 6 | 7 | 9 | 9 | 9 | 3 | 4 | 5 | 7 | 7 | 10 | 6 |
7. | 4 | 9 | 5 | 10 | 8 | 4 | 5 | 4 | 8 | 4 | 6 | 8 | 7 | 3 | 6 | 5 | 4 |
8. | 3 | 8 | 8 | 5 | 6 | 8 | 5 | 3 | 8 | 10 | 4 | 8 | 4 | 5 | 7 | 9 | 3 |
9. | 4 | 6 | 9 | 6 | 8 | 5 | 7 | 9 | 8 | 8 | 2 | 4 | 6 | 7 | 7 | 10 | 6 |
10. | 5 | 6 | 5 | 4 | 10 | 7 | 5 | 6 | 5 | 6 | 5 | 6 | 6 | 9 | 7 | 9 | 5 |
11. | 2 | 7 | 3 | 5 | 9 | 6 | 6 | 9 | 5 | 8 | 4 | 4 | 5 | 7 | 6 | 9 | 6 |
12. | 7 | 7 | 3 | 4 | 5 | 8 | 6 | 3 | 8 | 6 | 2 | 8 | 8 | 6 | 3 | 4 | 3 |
13. | 7 | 8 | 3 | 6 | 6 | 5 | 7 | 9 | 9 | 7 | 4 | 9 | 5 | 6 | 6 | 9 | 6 |
Ср. знач | 5 | 7 | 5 | 6 | 7 | 6 | 6 | 7 | 7 | 7 | 3 | 6 | 6 | 6 | 6 | 7 | 5 |
Таблица 4
Встречаемость различных значений по факторам опросника (в %)
Значения по факторам | А | В | C | E | F | G | H | I | L | M | N | O | Q1 | Q2 | Q3 | Q4 |
высокие (8 – 10) | 53 | 22 | 31 | 38 | 30 | 7 | 53 | 61 | 46 | - | 46 | 7 | 15 | 15 | 53 | 7 |
средние (4 – 7) | 47 | 32 | 62 | 62 | 70 | 93 | 32 | 39 | 54 | 47 | 54 | 93 | 78 | 70 | 46 | 63 |
низкие (1 – 3) | - | 38 | 7 | - | - | - | 15 | - | - | 53 | - | - | 7 | 15 | - | 30 |
Тест-опросник 16РР
1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше:
a) верно
b) трудно сказать
c) нет
2. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей:
a) да
b) иногда
c) нет
3. Если бы я сказал, что небо находится «внизу» и что зимой жарко, я должен был бы назвать преступника:
a) бандитом
b) святым
c) тучей
4. Когда я ложусь спать, я:
a) засыпаю быстро
b) нечто среднее
c) засыпаю с трудом
5. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы:
a) пропустить вперед большинство машин
b) не знаю
c) обогнать все идущие впереди машины
6. В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать всякие истории:
a) да
b) иногда
c) нет
7. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка:
a) верно
b) трудно сказать
c) неверно
8. Большинство людей, с которыми я бываю в компании, несомненно, рады видеть меня:
a) да
b) иногда
c) нет
9. Я бы скорее занимался:
a) фехтованием и танцами
b) затрудняюсь сказать
c) борьбой и баскетболом
10. Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не похоже на то, что они потом рассказывают об этом:
a) да
b) иногда
c) нет
11. Читая о каком-либо происшествии я интересуюсь всеми подробностями:
a) всегда
b) иногда
c) редко
12. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и не обижаюсь:
a) верно
b) не знаю
c) не верно
13. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом:
a) верно
b) не знаю
c) не верно
14. Мне больше нравится придумывать новые способы в выполнении какой-нибудь работы, чем придерживаться испытанных приемов:
a) верно
b) не знаю
c) не верно
15. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи:
a) верно
b) иногда
c) нет
16. Я думаю, что я менее чувствительный и легко возбуждаемый, чем большинство людей:
a) верно
b) затрудняюсь ответить
c) не верно
17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения:
a) верно
b) не знаю
c) не верно
18. Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникало чувство раздражения по отношению к моим родителям:
a) да
b) не знаю
c) нет
19. Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:
a) моим хорошим друзьям
b) не знаю
c) в своем дневнике
20. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу противоположности слова «неточный» — это:
a) небрежный
b) тщательный
c) приблизительный
21. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо:
a) да
b) трудно сказать
c) нет
22. Меня больше раздражают люди, которые:
a) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску
b) затрудняюсь ответить
c) создают неудобства для меня, опаздывая на условленную встречу
23. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их:
a) верно
b) не знаю
c) не верно
24. Я думаю, что:
a) не все надо делать одинаково тщательно
b) затрудняюсь сказать
c) любую работу следует выполнять тщательно, если вы за нее взялись.
143
25. Мне всегда приходится преодолевать смущение:
a) да
b) возможно
c) нет
26. Мои друзья чаще:
a) советуются со мной
b) делают то и другое поровну
c) дают мне советы
27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его:
a) да
b) иногда
c) нет
28. Мне нравится друг:
a) интересы которого имеют деловой и практический характер
b) не знаю
c) который отличается глубоко продуманными взглядами на жизнь
29. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю:
a) верно
b) затрудняюсь ответить
c) не верно
30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки:
a) да
b) не знаю
c) нет
31. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, то я бы предпочел:
a) играть в шахматы
b) трудно сказать
c) играть в городки
32. Мне нравятся общительные, компанейские люди:
a) да
b) не знаю
c) нет
33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми:
a) да
b) трудно сказать
c) нет
144
34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо:
a) да
b) иногда
c) нет
35. Мне бывает трудно признать, что я не прав:
a) да
b) иногда
c) нет
36. На предприятии мне было бы интереснее:
a) работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве
b) трудно сказать
c) беседовать с людьми, занимаясь общественной работой
37. Какое слово не связано с другими словами:
a) кошка
b) близко
c) солнце
38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:
a) раздражает меня
b) нечто среднее
c) не беспокоит совершенно
39. Если бы у меня было много денег, то я:
a) позаботился бы о том, чтобы не вызвать к себе зависти
b) не знаю
c) жил бы, не стесняя себя ни в чем
40. Худшее наказание для меня:
a) тяжелая работа
b) не знаю
c) быть запертым в одиночестве
41. Люди должны больше, чем они делают это сейчас, требовать соблюдения законов морали:
a) да
b) иногда
c) нет
42. Мне говорили, что ребенком я был:
a) спокойным и любил оставаться один
b) не знаю
c) живым и подвижным
43. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами:
a) да
b) не знаю
c) нет
44. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко для них:
a) да
b) трудно сказать
c) нет
45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, потому что они кажутся мне неосуществимыми:
a) верно
b) затрудняюсь ответить
c) не верно
46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей:
a) верно
b) не знаю
c) не верно
47. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать:
a) верно
b) не знаю
c) не верно
48. В музыке я наслаждаюсь:
a) маршами в исполнении военных оркестров
b) не знаю
c) скрипичным соло
49. Я бы скорее предпочел провести два летних месяца:
a) в деревне с одним или двумя друзьями
b) затрудняюсь сказать
c) возглавляя группу в туристическом лагере
50. Усилия, затраченные на составление планов:
a) никогда не лишни
b) трудно сказать
c) не стоят этого
51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня:
a) верно
b) не знаю
c) не верно
52. Когда мне все удается, я нахожу эти дела легкими:
a) всегда
b) иногда
c) редко
53. Я предпочел бы скорее работать:
a) в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них
b) затрудняюсь сказать
c) архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект
54. Дом так относится к комнате, как дерево:
a) к лесу
b) к растению
c) к листу
55. То, что я делаю, у меня не получается:
a) редко
b) иногда
c) часто
56. В большинстве дел я:
a) предпочитаю рискнуть
b) не знаю
c) предпочитаю действовать наверняка
57. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю:
a) скорее, это так
b) не знаю
c) думаю, что нет
58. Мне больше нравится человек:
a) большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен
b) трудно сказать
c) со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам
59. Я принимаю решения:
a) быстрее, чем многие люди
b) не знаю
c) медленнее, чем большинство людей
60. На меня большее впечатление производят:
a) мастерство и изящество
b) трудно сказать
c) сила и мощь
61. Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству:
a) да
b) нечто среднее
c) нет
62. Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными:
a) да
b) не знаю
c) нет
63. Я предпочитаю:
a) решать вопросы, касающиеся лично меня, сам
b) затрудняюсь ответить
c) советоваться с моими друзьями
64. Если человек не отвечает сразу же после того, как я что-нибудь сказал ему, я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость:
a) верно
b) не знаю
c) не верно
65. В школьные годы я больше всего получил знаний:
a) на уроках
b) трудно сказать
c) читая книги
66. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности:
a) верно
b) иногда
c) не верно
67. Когда вопрос, который надо решать, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:
a) заняться другим вопросом
b) затрудняюсь ответить
c) еще раз попытаться решить этот вопрос
68. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т. п., казалось бы, без определенной причины:
a) да
b) иногда
c) нет
69. Иногда я соображаю хуже, чем обычно:
a) верно
b) не знаю
c) не верно
70. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу на время, удобное для него, даже если это немного неудобно для меня:
a) да
b) иногда
c) нет
71. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд 1, 2, 3, 6, 5, будет:
a) 10
b) 5
c) 7
72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тоноты и головокружения без определенной причины:
a) да
b) не знаю
c) нет
73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту лишнее беспокойство:
a) да
b) иногда
c) нет
74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди:
a) верно
b) трудно сказать
c) не верно
75. На вечеринке мне нравится:
a) принимать участие в интересной беседе
b) затрудняюсь ответить
c) смотреть, как люди отдыхают, и просто отдыхать самому
76. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут услышать его:
a) да
b) иногда
c) нет
77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы больше всего хотел встретиться с:
a) Колумбом
b) не знаю
c) Пушкиным
78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела:
a) да
b) иногда
c) нет
79. Если люди плохо обо мне думают, то я не стараюсь переубедить их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным:
a) да
b) трудно сказать
c) нет
80. Работая в магазине, я предпочел бы:
a) оформлять витрины
b) не знаю
c) быть кассиром
81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:
a) сразу же думаю: «У него плохое настроение»
b) не знаю
c) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил
82. Все несчастья происходят из-за людей, которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения этих вопросов:
a) да
b) иногда
c) нет
83. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости:
a) да
b) иногда
c) нет
84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной:
a) верно
b) иногда
c) не верно
85. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большинство людей:
a) верно
b) не знаю
c) не верно
86. Мне легче не считаться с другими людьми, чем им со мной:
a) верно
b) иногда
c) не верно
87. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать:
a) часто
b) иногда
c) никогда
88. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 минут, отмеренные по точным часам, то эти часы:
a) отстают
b) идут правильно
c) спешат
89. Мне бывает скучно:
a) часто
b) иногда
c) редко
90. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом:
a) верно
b) иногда
c) не верно
91. Я считаю, что нужно избегать излишних волнений, потому что они утомляют:
a) да
b) не знаю
c) нет
92. Дома р свободное время я:
a) болтаю и отдыхаю
b) затрудняюсь ответить
c) занимаюсь интересующими меня делами
93. Я робко и осторожно отношусь к установлению дружеских отношений с новыми людьми:
a) да
b) иногда
c) нет
94. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно также выразить прозой:
a) да
b) иногда
c) нет
95. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной:
a) да, в большинстве случаев
b) иногда
c) нет
96. Я думаю, что даже самые драматические события через год уже не оставят в моей душе никаких следов:
a) да
b) иногда
c) нет
97. Я думаю, что было бы интересно быть:
a) натуралистом и работать с растениями
b) не знаю
c) страховым агентом
98. Я испытываю беспричинный страх и отвращение по отношению к некоторым вещам, к определенным животным, местам и т. п.:
a) да
b) иногда
c) нет
99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир:
a) да
b) трудно сказать
c) нет
100. Я предпочитаю игры:
a) где надо играть в команде или иметь партнера
b) не знаю
c) где каждый играет за себя
101. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны:
a) да
b) иногда
c) нет
102. Если я остаюсь дома один, то через некоторое время я ощущаю тревогу и страх:
a) да
b) иногда
c) нет
103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуждение, так как на самом деле они мне не нравятся:
a) да
b) иногда
c) нет
104. Какое слово менее связано с двумя другими:
a) думать
b) видеть
c) слышать
105. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?
a) двоюродным братом
b) племянником
c) дядей
Растрёпанный воробей
Сорняки
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Сказка "12 месяцев". История и современность
Кто чем богат, тот тем и делится!