Основной вопрос:
История возникновения математических знаков
Вопрос учебной темы:
Знакомство с источниками по данной теме
Учебные предметы: математика, история
Участники: учащиеся 6 класса.
Информационные ресурсы: различные словари, справочники, интернет – ресурсы.
Дидактические цели проекта:
· формирование интереса к обучению;
· развитие памяти, наблюдательности, познавательных интересов, творческих способностей, логического мышления;
· обучение сотрудничеству, формирование навыков взаимодействия, развитие коммуникативных качеств;
· приобретение навыков самостоятельной работы со справочной литературой, большими объемами информации;
· развитие познавательного интереса к предмету математики.
Методические задачи:
изучение истории возникновения математических знаков и символов;
исследование возможных способов использования математических знаков
Актуальность исследовательской работы заключается в том, что в развитии творческого воображения, происходит формирование творческой личности
Объект исследования — окружающий мир как творческий источник.
Предмет исследования — математические знаки и символы.
Цель исследования: изучение и использование источника — математических знаков и символов
Методы: изучение, анализ, ассоциация.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_znakov.ppt | 2.52 МБ |
proekt.doc | 38.5 КБ |
Слайд 1
История математических знаков Над проектом работали обучающиеся 6 класса Бокаева Анна,Царева Елена,Мартыненко Анастасия МКОУ СО ш с Красное . Учитель: Мулярчук Светлана МихайловнаСлайд 2
Сложение +++ Отдельные знаки для некоторых математических понятий появились ещё в древности. Однако до 15 века почти не было общепринятых арифметических знаков. ♦ В 15 – 16 веках для знака сложения использовали латинскую букву «P», начальную букву слова «плюс». ♦ Для сложения употреблялось также латинское слово « et », обозначающее «и». Так как слово « et » приходилось писать очень часто, то его стали сокращать: писали сначала одну букву « t » которая постепенно превратилось в знак «+». ♦ Древние египтяне обозначали сложение знаком – рисунком шагающих ног. ♦ Название «слагаемое» впервые встречается в работах математиков 13 века, а понятие «сумма» - в 15 веке. До этого времени суммой называли результат любого из четырёх арифметических действий. ♦ Впервые знаки «+» и «-» в печати появляются в книге «Быстрый и красивый счёт для всего купечества». Её написал чешский математик Ян Видман в 1489 году.
Слайд 3
Вычитание Существует мнение, что знаки «+» и «-» возникли в торговой практике. Виноторговец чёрточками отмечал, сколько мер вина он продал из бочки. Приливая в бочку новые запасы, он перечёркивал столько расходных чёрточек, сколько мер он восстановил. Так, якобы, произошли знаки сложения и вычитания в 15 веке. ♦ Для обозначения вычитания в 3 веке до нашей эры в Греции использовали перевёрнутую греческую букву пси Ψ. Итальянские математики пользовались для этого буквой m , начальной буквой в слове «минус». ♦ В 16 веке для обозначения действия вычитания стали применять знак «-», и чтобы отличать минус от тире, в 17 веке минус стали обозначать знаком ÷ . Этот знак встречается у русского математика Леонтия Магницкого в начале 18 века в его книге «Арифметика». ♦ В книге Л.Магницкого примеры на вычитание выглядели так: 6 ÷ 2 15 ÷ 12
Слайд 4
Деление На протяжении тысячелетий действие деления не обозначали знаками. Его просто называли и записывали словами. ♦ Индийские математики первыми стали обозначать деление начальной буквой из названия этого действия –Д. ♦ Арабы ввели для обозначения деления черту. Её перенял от арабов в 13 веке итальянский математик Фибоначчи. Он же впервые применил термин «частное». ♦ Знак двоеточия (:) для деления стали применять в конце 17 века. До этого применялся и такой знак ÷ ♦ В России названия «делимое», «делитель», «частное» впервые ввёл Леонтий Магницкий в начале 18 века.
Слайд 5
Леонтий Филиппович Магницкий (1669 -1739) Магницкий – выдающийся педагог-математик первой половины XVIII века, автор «Арифметики», одной из самых замечательных книг XVIII века, которую М. В. Ломоносов назвал «вратами учености»
Слайд 6
Процент % ♦ Это слово в переводе с латинского означает «за сотню». ♦ Проценты особенно были распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник за каждую сотню. Долгое время под процентами понимались прибыль или убыток на каждые сто рублей. Они применялись только в торговых и денежных сделках. Затем их стали использовать и в науке, и в технике. ♦ Существует два мнения по поводу знака процента. 1. Знак % происходит от итальянского слова « cento » (сто), которое писали сокращённо cto . В расчётах это слово писали очень быстро и постепенно буква t перешла в наклонную черту, произошёл символ для обозначения процента. 2. Знак процента произошёл благодаря опечатке. В 1685 году в Париже была напечатана книга по арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto набрал %. После этой ошибки многие математики стали использовать знак % для обозначения процентов. Постепенно этот знак получил всеобщее признание.
Слайд 7
Обыкновенная дробь Архимед (около 287 – -212 до н.э.) Первые дроби, с которыми нас знакомит история, это дроби вида: ½ ; 1/3 ; ¼ - единичные дроби. Эти дроби возникли 2000 лет тому назад. У Архимеда были другие дроби, числа. Мы их называем смешанные . ).
Слайд 8
В русском языке слово «дробь» появилось в 8 веке, произошло оно от глагола «дробить» - ломать на части. В первых учебниках математики дроби назывались – «ломанные числа». Двухэтажная» запись обыкновенной дроби использовалась ещё древнегреческими математиками , хотя знаменатель у них записывался над числителем , а черты дроби не было. Индийские математики переместили числитель наверх; через арабов этот формат переняли в Европе. Дробную черту впервые в Европе ввёл Леонардо Пизанский (1202), но в обиход она вошла только при поддержке Иоганна Видмана (1489 )
Слайд 9
Современное обозначение дробей берёт свое начало в Древней Индии. Вначале в записи дробей не использовалась дробная черта. Черта дроби стала постоянно использоваться лишь около 300 лет назад. • В 1202 году итальянский купец Фибоначчи (1170 -1250 гг.) ввёл слово «дробь». • Названия «числитель» и «знаменатель» ввёл в 13 веке Максим Плануд – греческий монах, учёный, математик. . Симон Стевин (1548 -1620гг.) • В Западной Европе теорию обыкновенных дробей дал в 1585 году фламандский инженер Симон Стевин
Слайд 10
Равенство = Знак равенства обозначался в разные времена по – разному: и словами и символами. ♦ Очень понятный для нас знак «=« ввёл в 1557 году английский математик и врач Роберт Рекорд. Он так объяснил выбор знака. «Никакие два предмета не могут в большей степени быть равны между собой, как две параллельные прямые» ♦ Этот знак вошёл во всеобщее употребление только в 18 веке, благодаря немецкому математику Вильгельму Лейбницу Вильгельм Лёйбниц, немецкий математик. (1646 – 1716)
Слайд 11
Умножение ♦ Для обозначения действия умножения европейские математики 16 века употребляли букву М, которая была начальной в латинском слове, обозначавшем увеличение, умножение, - мультипликация. От этого слова произошло название «мультфильм». ♦ В 17 веке некоторые математики стали обозначать умножение косым крестиком , а другие употребляли для этого точку. В 16 – 17 веках единообразия в употреблении символов не было. Только в конце 18 века большинство математиков применяли для умножения точку. ♦ Вильям Оутред – английский математик –в 1631 году ввёл знак умножения крестиком. ♦ Точкой для обозначения умножения пользовался знаменитый немецкий математик 17 века Вильгельм Лёйбниц. ♦ В Европе долгое время произведение называли суммой умножения. Название «множитель» упоминается в работах 11 века, а «множимое» в 13 веке. ♦ В России впервые дал названия компонентам умножения Леонтий Магницкий в начале 18 века.
Слайд 12
Цифры Для обозначения цифр от 1 до 9 в Индии с VI века до н. э. использовалось написание «брахми», с отдельными знаками для каждой цифры. Несколько видоизменившись, эти значки стали современными цифрами, которые мы называем арабскими , а сами арабы — индийскими . В связи с изобретением десятичной позиционной системы записи чисел (около 500 г. н. э.), понадобился новый значок для нуля. Учёные расходятся во мнениях, откуда в Индию пришла эта идея — от греков, из Китая или индийцы изобрели этот важный символ самостоятельно. Первый код нуля обнаружен в записи от 876 года, он имеет вид привычного нам кружочка.
Слайд 13
Десятичная запятая Десятичная запятая, отделяющая дробную часть числа от целой, введена итальянским астрономом Маджини ( 1592 ) и Непером ( 1617 ). Ранее вместо запятой ставили иные символы — вертикальную черту: 3|62, или нуль в скобках: 3 (0) 62; некоторые авторы, следуя ал-Каши , употребляли чернила разного цвета. В Англии вместо запятой предпочли использовать точку, которую ставили посередине строки; эту традицию переняли в США, однако сдвинули точку вниз, чтобы не путать её со знаком умножения.
Слайд 14
ЛИТЕРАТУРА 1.Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов. Пер.Мишиной К., А Зыковой -М: Издательство ЭКСМО, 2007 2. Глейзер Г.И. История математики в школе VII-VIII кл. Пособие для учителей. М: Просвещение, 1982 3. Рыбников К.А. История математики. Издательство Московского Университета, 1974 4. Интернет. www математические символы.
Проект по математике
"История
математических знаков"
6 класс
МБОУ СОШ с Красное
Учитель: Мулярчук С.М.
Основной вопрос:
История возникновения математических знаков
Вопрос учебной темы:
Знакомство с источниками по данной теме
Учебные предметы: математика, история
Участники: учащиеся 6 класса.
Информационные ресурсы: различные словари, справочники, Интернет – ресурсы.
Дидактические цели проекта:
Методические задачи:
изучение истории возникновения математических знаков и символов;
исследование возможных способов использования математических знаков
Актуальность исследовательской работы заключается в том, что в развитии творческого воображения, происходит формирование творческой личности
Объект исследования — окружающий мир как творческий источник.
Предмет исследования — математические знаки и символы.
Цель исследования: изучение и использование источника — математических знаков и символов
Методы: изучение, анализ, ассоциация.
Ход проекта:
Проблемные вопросы:
Результаты представления исследований:
Этапы и сроки проведения проекта:
О проекте
Часто изучение терминологии по предмету превращается для ребенка в скучную зубрёжку, после которой эмоциональный настрой резко снижается, а «выученные» термины быстро забываются. Для того чтобы разрядить эту негативную обстановку, детям предлагается поучаствовать в поиске нужной информации. При этом дети учатся работать со справочной литературой, отыскивая и подбирая необходимые понятия. А также происходит закрепление навыков, приобретенных в ходе изучения темы. Выполнение данного задания способствует развитию логического мышления и творческой деятельности учащихся.
Предполагается, что отобранный в ходе выполнения проекта материал, будет в дальнейшем использован для проверки знаний учащихся другого класса (или этого же) по данной теме. Тем самым достигается практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемого результата.
Загадочная система из шести экзопланет
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Мастер-класс "Корзиночка"
Белый лист
Смекалка против Змея-Горыныча