Научная работа по математике ученицы 8 класса Молсановой Анжелы
Вложение | Размер |
---|---|
tsifrovaya_simvolika_v_literature.doc | 75 КБ |
Введение
Часто можно услышать такую фразу: «Ой, да что эта математика! Сухая наука. Выучил формулу - и решай задачи! Не то, что литература. Вот где красота и гармония». Да, так говорят многие. Но они забывают о том, что именно математика подарила нам такие слова как гармония, симметрия, пропорция. Как можно говорить о сухости математики, если многие известные поэты и писатели увлекались ею и сами составляли математические задачи в стихах и не только? Данная работа посвящена двум самым известным, и, казалось бы, ничем не связанным между собой наукам: математике и литературе.
Актуальность выбранной темы продиктована желанием разрушить стереотип несовместимости этих наук и доказать наличие между ними тесного взаимодействия.
Целью работы является доказательство существования связи между литературой и математикой.
Объект исследования: произведения русской классической художественной литературы.
Задачи:
В работе использованы следующие методы:
Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы.
1.Взаимосвязь математики и литературы
1.1. Математика в стихах
Сильное впечатление производит использование оригинальных формулировок задач, теорем, доказательств, известных из истории. Античные ученые часто составляли задачи в стихотворной форме. Вот пример – древнеиндийская задача[3]:
«Есть кадамба-цветок.
На один лепесток
Пчелок пятая часть опустилась.
Рядом тут же росла
Вся в цвету сименгда,
И на ней третья часть поместилась.
Разность их ты найди,
Ее трижды сложи,
На кутай этих пчел посади.
Лишь одна не нашла
Себе места нигде,
Все летала то взад, то вперед и везде
Ароматом цветом наслаждалась.
Назови теперь мне, подсчитавши в уме,
Сколько пчелок всего здесь собралось?»
Решение
Пусть всего собралось Х пчелок, тогда имеем уравнение:
+()3+1 = Х
Решив это уравнение, получим ответ: 15 пчел.
Известный ученый Диофант жил в III веке, остальные известные факты его биографии исчерпываются таким стихотворением – загадкой, по преданию выгравированным на его надгробии[3]:
«Путник! Здесь прах погребен Диофанта,
И числа поведать могут, о чудо, сколь долг был век его жизни.
Часть шестую его представляло счастливое детство.
Двенадцатая часть протекла еще жизни –
Пухом покрылся тогда подбородок.
Седьмую в бездетном браке провел Диофант.
Прошло пятилетье.
Он был осчастливлен рожденьем прекрасного первенца сына,
Коему рок половину лишь жизни счастливой и светлой
Дал на земле по сравненью с отцом.
И в печали глубокой старец земного удела конец воспринял,
Переживши года четыре с тех пор, как сына лишился.
Скажи, скольких лет жизни достигнув,
Смерть воспринял Диофант?»
Решение
Обозначим число лет жизни Диофанта за Х. Составим и решим уравнение:
5+4 = Х
Оказывается, в 84 года.
1.2. Математические утверждения в поэзии
Многих поэтов и писателей издавна притягивала к себе математика. Именно поэтам принадлежат многие образные и вместе с тем исключительно точные высказывания о математике и о числах:
- «Говорят, что цифры правят миром; я знаю одно – цифры показывают, хорошо или плохо он управляется» - Гете.
- «…Потому что все оттенки смысла умное число передает» - Н.Гумилев.
- «Пред волей чисел мы все рабы»; «Вам поклоняюсь, вас желаю, числа!» - В.Брюсов.
Однако для многих из них математика была сложной, непонятной наукой. Например, Е.Евтушенко в одном из стихотворений использует понятие логарифм как эквивалент сложности: «…Но это посложнее логарифма».
Также, часто поэты применяют поэтическое обыгрывание математических понятий:
1) Пустое множество – очень важное математическое понятие; при любом описании пустое множество оказывается одним и тем же – число элементов в нем равно нулю.
Спросил меня голос в пустыне дикой:
- Много ли в море растет земляники?
- Столько же, сколько селедок соленых
Растет на березах и елках зеленых.
С.Я.Маршак
2) Прямая и обратная пропорциональность используется в произведениях таких известных авторов, как А.С.Пушкин:
Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей.
и П.Вяземский: Чтоб более меня читали,
Я стану менее писать.
3) Предел функции. М.Ю.Лермонтову был хорошо известен тот факт, что не любая функция имеет предел:
Как я хотел себя уверить,
Что не люблю ее, хотел
Неизмеримое измерить,
Любви безбрежной дать предел.
В.Брюсов писал: Люблю в мечтах предел,
Меня страшит безмерность…
1.3.Математики - поэты
Омар Хайям (1048 – 1131). Персидский математик, геометр, физик, астроном, философ, историк, правовед, врачеватель и лингвист Гийас ад-Дун Абу-Фатх ибн Ибрахим Омар Хайям известен как автор поэтических четверостиший (рубайат). Вот самое знаменитое:
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Софья Васильевна Ковалевская (1850 – 1891). Известный математик обладала незаурядным литературным талантом. Софья Васильевна писала прозаические произведения:
- роман «Сестры Раевские»;
-драма «Борьба за счастье» (написана в соавторстве со шведской писательницей А.Ш. Леффлер);
- «Воспоминания детства»;
В стихотворении С.В. Ковалевской «Если ты в жизни...» с необыкновенной силой выражено стремление к познанию:
Если ты в жизни, хотя на мгновение
Истину в сердце своем ощутил,
Если луч света сквозь мрак и сомненье
Ярким сиянием твой путь озарил:
Память об этом мгновенье священном
Вечно храни, как святыню, в груди.
Николай Иванович Лобачевский (1792 – 1856). Известный ученый, создатель неевклидовой геометрии Н.И. Лобачевский в молодости написал стихотворение «Разлив Волги при Казани»:
Царица рек, в торжественном теченье
К далеким Каспия обширного водам
Ты уклоняешься к Казани на свиданье
С ней – древней матерью татарским городам!..
1.4.Задачи в художественных произведениях
Математики в литературных произведениях предостаточно. Если внимательно подумать, можно найти доказательство и этому, казалось бы, абсурдному, утверждению. Итак, где же искать эту математику?
1) В названии произведения: «Три мушкетера» - А.Дюма, «Два капитана» - А.Грин, «Десять негритят» - А.Кристи, «Тысяча и одна ночь» - сборник арабских сказок, «Двенадцать стульев» - И. Ильф и Е. Петров.
2) В тексте произведения. В некоторых художественных произведениях встречаются математические задачи.
Эти задачи ставят перед читателями авторы некоторых романов, повестей, рассказов, как правило, между - делом зачастую сами не обращая на это внимания. А сами авторы часто рассматривают математическую задачу как деталь, фон, эпизод своего повествования. Но были писатели, которые серьезно интересовались математикой и придумали немало интересных задач. Перейдем к конкретным примерам:
Герои измеряли высоту скалы. Расстояние от колышка до шеста так относится к расстоянию от колышка до основания стены, как высота шеста к высоте стены.
«Если мы измерим два первых расстояния, то, зная высоту шеста, сможем вычислить четвертый, неизвестный член пропорции, т. е. высоту стены.
«0ба горизонтальных расстояния были измерены: меньшее равнялось 15 футам, большее - 500 футам. По окончании измерений инженер составил следующую запись:
15:500 = 10:х, 500×10 = 5000,
5000:15 = 333,3.
Ответ: высота гранитной стены равнялась
333 футам».
Когда в товарищах согласья нет
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав – судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Решение:
Сложение векторов движения лебедя и щуки выполним по правилу параллелограмма. Диагональ параллелограмма будет суммой двух векторов. Вектор движения рака будет направлен в противоположную сторону, значит, сумма этих векторов будет равна 0.
«Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения”.
Решение:
Зная соотношения между старорусскими мерами длины и современными вычислим рост Герасима: 12* 4,5 см = 54 см. Рост младенца в среднем составляет 51-53 см. Какой же Герасим тогда богатырь? Но раньше указывали лишь число вершков, на которое он превышал два аршина. Проведем повторное вычисление:
1) 2*72см = 144см (2 аршина)
2)144 +54= 198см (2 аршина и 12 вершков).
Ответ: рост Герасима был 1м 98см – высокий человек.
2. Результаты практических исследований по выявлению взаимосвязи литературы и математики
Для того, чтобы выяснить отношение учащихся к математике и литературе в ходе исследовательской работы было проведено анкетирование. (Приложение 1). Участие в анкетировании принимали 35 учащихся нашей школы с 7 по 10 класс. Результаты исследований представлены в диаграммах (Приложение 2).
Из сводных таблиц видно, что из 35 опрошенных, только 10 учащихся любят как математику, так и литературу; 20 человек считают что математика и литература взаимосвязаны; на вопрос «Встречали ли Вы в литературных произведениях математические задачи?» только 7 учащихся смогли ответить утвердительно и, к сожалению, никто не пытался решать математические задачи в литературных произведениях.
Пятый вопрос анкеты выявил самые популярные художественные произведения, в названиях которых есть числа: Три мушкетера» - А.Дюма, «Вокруг света за 80 дней» - Ж. Верн, «Два капитана» - А.Грин, «Тысяча и одна ночь» - сборник арабских сказок, «Три товарища» - Ремарк, «Двенадцать стульев» - И. Ильф и Е. Петров, «Как один мужик трёх генералов прокормил» - М. Салтыков-Щедрин.
Проведенное исследование показало, что учащиеся в основном видят связь математики и литературы в названиях произведений и лишь малая часть опрошенных обращают внимание на математические задачи в текстах.
Заключение
В ходе работы нами были сделаны следующие выводы:
Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни. Служение науке многие математики представляют себе неотрывным от служения литературе. Поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. А это должен и математик.
Литература
1. Научно-теоретический методический журнал «Математика в школе», №3-2001. – 80с.
2. Научно-теоретический методический журнал «Математика в школе», №2-2005. – 80с.
3. Л.Ф. Пичурин «За страницами учебника алгебры», С.- 35
4. Универсальная школьная энциклопедия. Т.З.Биографии/Глав. Ред. Е.Хлебалина; вед. ред. Д.Володихин. – М.: Аванта+, 2003. – 592 с.: ил.
5. Журнал «Математика» №17 – 1998.- 18с.
6. Журнал «Математика» №9 – 1998.- 18с.
Интернет – ресурсы:
1. http://dom.levent.ru/77.htm
2. http://chernov-trezin.narod.ru/Index.htm
3. http:/kurkino.net.ru/forumz/newreply.php?do=newreply&p=19249
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Как нарисовать зайчика
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Рыжие листья
Серебряное копытце