Исследование посвящено традиционным народным куклам, бытовавшим когда-то в Сегозерье (исторический район Карелии).
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_kukly_segozerya.doc | 184 КБ |
Открытый региональный конкурс исследовательских работ
«Край родной – родное слово»
Народные куклы Сегозерья
(исследовательская работа)
Авторы:
Гаврилова Евгения Юрьевна, 7 класс
Осипова Елизавета Николаевна, 9 класс
МОУ «Поросозерская СОШ» п.Гумарино Суоярвского р-на
Руководитель:
Осипова Наталья Анатольевна, учитель географии
МОУ «Поросозерская СОШ» п.Гумарино Суоярвского р-на
п.Гумарино 2014 год
Содержание.
Введение………………………………………………………………..3
Обзор источников информации………………………………. ……..3
Теоретическая часть. Народные куклы Сегозерья…………………..3
Практическая часть. Традиционные народные куклы Сегозерья….5
Заключение…………………………………………………………….10
Источники……………………………………………………..............11
Список информаторов………………………………………………..11
Приложение……………………………………………………………12
Народные куклы Сегозерья.
Введение.
Любимой игрушкой любой девочки является кукла. На полках современных магазинов можно увидеть самых разнообразных кукол-красавиц. Маленькие и большие, тряпичные и пластиковые, блондинки и брюнетки – выбирай на свой вкус! А вот у наших прабабушек – сегозерских карелок - такого выбора не было. На занятиях школьного кружка мы узнали, что еще семьдесят лет назад кукол не покупали, а делали своими руками из льняных и шерстяных тканей, причем, не новых, а взятых со старой одежды или покрывала. Нас очень заинтересовала эта тема, поэтому мы решили посвятить ей свое исследование.
Цель: знакомство с традиционными народными куклами, бытовавшими на территории Сегозерья.
Задачи:
Обзор источников информации.
По истории и материальной культуре Сегозерья выпущено всего две книги, авторами которых являются карельские ученые-историки [1,4]*. В них я нашла информацию о некоторых обрядовых и обереговых куклах моего края.
Также источниками информации для меня стали сегозерские карелы, выходцы из с.Сельги, с.Паданы, с.Ахвенламби (см. Информаторы). От них я получила уникальные сведения, которые не описаны в книгах. Это рассказы об истории кукол, информация об использовании кукол в некоторых старинных обрядах и в качестве оберегов, информация о некоторых особенностях изготовления сегозерских кукол.
При изготовлении кукол я использовала рассказы информаторов, материалы книг известной карельской мастерицы Татьяны Борисовны Яшковой [2,3], а также материалы специализированных сайтов Интернета.
Теоретическая часть. Народные куклы Сегозерья.
История народной куклы уходит своими корнями в глубину веков. В Сегозерье еще в начале прошлого века кукол умели делали своими руками из ткани _____*[1]- ссылка на источник, (1)- ссылка на информатора______
женщины-крестьянки, а мужчины вырезали фигурки людей и животных из дерева. К сожалению, информации о традициях изготовления деревянных кукол
Сегозерье очень мало. Но нам удалось найти в с.Сельги старую деревянную
игрушку – медведя. По словам хозяев, ей не менее шестидесяти лет (5).
И напротив, ни одной тряпичной куклы не осталось в сегозерских семьях, зато информации о них мы собрали много.
Создавая куклу, человек вкладывал в нее частичку себя, своей души. Главная особенность тряпичных народных кукол – простота в изготовлении. Для их создания использовались традиционные виды тканей, которые набивались шерстью, льном, травой, зерном или ветошью. Бабушки и мамы передавали свои умения дочкам. В возрасте 6-8 лет девочки делали тряпичных младенцев, пеленали их, баюкали, тем самым они обучались ухаживать за ребеночком. Девушки в свободное время делали довольно сложных кукол, которых одевали в традиционные одежды. Благодаря этому девочки знакомились с обычаями и традициями родного края.
Большинство кукол не имели лица, ведь согласно верованиям древних жителей Карелии, безликие куклы были неодушевленными, значит, в них не могли вселиться злые духи.
В зависимости от своего предназначения, существовали обрядовые, обереговые и игровые куклы.
Наши прабабушки и прадедушки были простыми крестьянами, которые жили тяжелым ежедневным трудом. Затяжные дожди, засуха, заморозки лишали семью хорошего урожая. Поэтому карельские женщины делали особых кукол, с помощью которых совершались обрядовые действия, направленные против неблагоприятных природных явлений. В понимании древних людей кукла являлась своеобразным посредником между человеком и непознанными силами природы. В Сегозерье помнят куклу Вихму, которая помогала избавиться от дождя (3,4).
Сегозерцы очень серьезно подходили к вопросам, связанным с продолжением рода. На свадьбе мать или свекровь украдкой клали невесте куклу-младенца на колени, чтобы она родила ребенка. А когда приходила пора рожать, то женщине помогали куклы Шоога (3,4).
При изготовлении обрядовых кукол важно было соблюдать два условия: кукла должна быть безликой, чтобы в нее не вселилось зло, а также недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться, поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать (2, 4,7).
Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Такие куклы были призваны уберечь от дурного взгляда, слова, болезни. Кукол дарили в знак любви и дружбы, с пожеланиями здоровья и счастья. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.
В Сегозерье куклы-обереги делали в каждой семье (4). Собранные нами материалы свидетельствуют о том, что большая часть обереговых кукол предназначалась для детей – это Равитте, Лапси, Шоога (первоначально была обрядовой). У женщин тоже были свои обереги – это Момо и Эмяндя.
Очень важной для любой сегозерской семьи была кукла Вардейне – хранительница всего дома (3,4,7).
Кукла была для ребенка игрушкой, радовала его и вместе с тем многому учила, постепенно вводила его во взрослую трудовую жизнь. Кукла знакомила детей с историей края, народной одеждой, женскими рукоделиями; она могла много рассказать о своей хозяйке: ее умении шить, вязать, ткать, плести, вышивать. Занятия и игры с куклой формировали в девочке будущую мать, хранительницу очага, мастерицу. Куклу наряжали, но лицо не рисовали – оставляли белый лоскут. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и оберегом [2,3]. Но со временем этот важный запрет перестали строго соблюдать, и дети могли рисовать на белом кукольном личике угольком или вышивать нитками глаза, нос и рот. Евдокия Константиновна Франтина так говорила: «А как же, если было время, то вышивали! И рот, и глазки, да нос. Нитки брали, какие были…».
В трудные, голодные 20-е, военные и послевоенные годы прошлого века положение во многих крестьянских семьях было настолько бедственным, что куколок делать было просто не из чего, каждый кусочек старой одежды был дорог. Евдокия Константиновна Франтина вспоминала, как во время эвакуации из Карелии в Архангельскую область, мама ей делала куклу из платка. Когда мама уходила на работу, платок одевала на голову, а вечером снова делала из него для дочки куклу. Федосья Александровна Артемьева вот что рассказала: «Не могу это вспоминать! (Плачет). Помню, бабушка отрезала от фуфайки рукава, из одного сделала детям куклу, а в другой положила дочку мою новорожденную, пеленок и тряпок ведь не достать было…».
Практическая часть. Традиционные народные куклы Сегозерья.
Одной из задач нашей работы было выполнение традиционных сегозерских кукол. Для этого мы использовали рассказы информаторов и рисунки Татьяны Борисовны Яшковой. В качестве материала для изготовления кукол мы взяли, как и полагается, старую одежду. Правда, кроме льняных и хлопковых тканей мы еще использовали и современный текстиль.
Шоога (Кувадки).
Сегодня мало кому известен обряд «кувады». Магия обряда связывалась с таинством рождения ребенка. Считалось, что когда женщина кричит во время родовых схваток, значит, ее и ребенка мучают злые духи. Женщина обычно рожала в бане, чтобы не пускать этих духов в дом [6].
На Руси мужчине, отцу ребенка, отводилась активная роль. Он присутствовал при рождении ребенка и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия. Эти обряды называются «кувада». В предбанник выставлялось лукошко с куриными яйцами. Мужчина садился на лукошко, делая вид, что высиживает яйца (по поверьям, яйцо являлось первоосновой жизни).
Громкими воплями, подражая крикам роженицы, мужчина выманивал злых духов в предбанник. Чтобы обманутые и разозленные духи не вернулись к роженице, в предбаннике развешивались обрядовые куклы. Верили, что в эти первые попавшиеся на глаза неодушевленные образы людей и вселялись злые духи. Самого младенца прятали в чулане, а мужчине подкладывали спеленутую куклу[6].
В Сегозерье этот обряд осуществлялся более просто: когда женщина рожала в бане, то кто-нибудь из женской половины семьи делал кукол (их старинного название Шоога, или Кувадки (русское название), и заманивал в них биеша (нечистую силу, беса), развешивая куколок в предбаннике [1,4], (3,4,7).
К концу XIX века этот обряд был забыт, а кукол стали использовать как оберег для младенца, а потом и как игрушку. Сегозерцы помнят, как такие куколки висели над колыбельками маленьких детей (1-7).
Для изготовления кукол Шоога используются лоскуты яркой разноцветной ткани (см.схему в Приложении №1 ).
Лапси, или Керия (Пеленашка).
Обрядами сопровождалось не только рождение детей. Магией старались обеспечить и зачатие ребенка. Так, во многих районах Карелии во время свадьбы непременно на колени новобрачной клали спеленутую куклу. Считалось, что после этого к молодой жене приходит материнская сила [2,3,5].
В Сегозерье тоже существовал такой обычай. Чтобы сбить злых духов с толку, спеленутую куклу Керию подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребенка и принимала на себя все напасти, угрожавшие не защищенному Богом ребенку. Только после крещения кукла убиралась из колыбели. Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребенка (1,2,3,4).
Считалось, что ограничение движения сделает ребенка незаметным для злых духов, поэтому почти весь первый год жизни младенец проводил в колыбели плотно спеленутый [5,6].
Со временем в Сегозерье кукла стала игровой, поменялось и ее имя: была Керия (от слова «пеленать»), а стала Лапси (от слова «ребенок»). Играя с ней, девочки учились пеленать младенца, кормить и убаюкивать его.
Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук и пропитавшейся трудовым потом. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы
Ткань плотно скручивали в скатку и с усилием перетягивали посередине специально изготовленным пояском. Завязанный тугой узел символизировал пуп. Оставшиеся концы шнура откусывали так же, как пуповину при рождении ребенка [3,5,6] (см.схему в Приложении №2 ).
Хейня (Стригушка).
Изначально в Сегозерье эта кукла была обереговой. Из пучков ржи, овса, льна, конопли делали кукол и развешивали их в доме, сеновале, амбаре, чтобы урожай этих культур был хороший. Затем куклу стали делать для детской забавы (4,7) (см.схему в Приложении №3 ).
В июле у крестьян начиналась важная пора – сенокос; сена нужно было заготовить столько, чтобы хватило коровам, лошадям, овцам на всю долгую зиму. Траву косили всей семьей. За детьми не кому было присматривать и их брали с собой. Чтобы детишки не капризничали, женщины наскоро мастерили им из травы кукол. Дети играли в них, давая возможность мамам работать (1,2,3,4,7). Дома кукол наряжали в платок и передник, а низ ровно подстригали, поэтому эти куклы назывались стригушками (на карел.языке – хейня).
Эмяндя (Параскева).
Эта кукла названа в честь святой Параскевы – покровительницы женской работы, в Сегозерье ее называли Эмяндя (от слова «хозяйка»). Зимой женщины-крестьянки занимались прядением, ткачеством, шитьем. Прежде чем приступить к рукоделию, они делали обрядовую куклу-помощницу Эмяндя (Параскева), которая должна была им в этой работе помогать. В знак благодарности кукле за помощь хозяйки украшали ее юбку пуговичками и бисером. К рукам-палочкам Эмяндя подвязывались ленты, кружева, бусы; так задабривали куклу (3,4). Обязательным атрибутом куклы была подушечка с иголками и булавками, которые должны были оберегать женщину от сглаза (см.схему в Приложении
№4 ).
Момо (Утешительница).
«Момо» в переводе с карельского означает «мама». Эту куклу дарила мать своей дочери, когда ту выдавали замуж. Молодой невестке часто доставалось от свекрови, а кому пожаловаться? Вот она и плакалась, делилась своими печалями с этой куколкой. Поплачет-поплачет девушка – вроде и легче становится. Куклу Момо нельзя было кому-либо показывать. Интересно то, что в некоторых районах Карелии и Архангельской области Утешительницу делали подруги невесты и дарили ей на девичнике перед свадьбой, а в Сегозерье куклу делала мать невесты (см.схему в Приложении №5 ).
Вардейне (Берегиня).
Эта кукла – хранительница домашнего очага, она приносит владельцам счастье и достаток. В Сегозерье ее называли Вардейне (от слова «оберег»), (5). В руках у куклы узелок с добром, которое она приносит в дом, поэтому Вардейне считалась лучшим подарком для всей семьи (см.схему в Приложении №5 ).
Шурема (Зернушка).
Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном (рожь, овес), чтобы урожай был богатым на эти виды зерновых культур. В Сегозерье их часто наполняли пшеном, так как пшенная каша была праздничным блюдом для крестьян.
Кукла делалась из мешковины. Небольшой мешочек наполнялся зерном, при этом женщины всегда пели песню или читали молитву.
В с.Сельги у Евдокии Дмитриевны Гавриловой еще до недавнего времени такая кукла стояла на шкафу в горнице, но она была выполнена из белой ткани, а не из мешковины, как полагалось. Кукла от времени стала такой ветхой, что просто рассыпалась, и хозяйке от нее пришлось избавиться. По рассказам Е. Д. Гавриловой мы сделали аналогичную куклу (см.схему в Приложении №6 ).
Вихма (Мокредина).
Обрядовую куклу Вихму (ее название от слова «дождь») делали сегозерские крестьяне во время проливных дождей. В Заонежье это была кукла – шестиручница, изображавшая женщину — крестьянку, работающую во время дождя, когда особенно тяжело работать и не хватает рук. Её ещё называли Мокредина-мокроручница, хозяйка-Мокредина. Женщины носили её по деревне, затем шли в лес и хоронили. При этом они причитали и плакали: «Ты молодая умерла, а я старая живу». Могилу украшали цветами и травами, считая, что это избавит от ненастья [2,3,5].
Если дожди не прекращались, то куклу делали ещё до пяти раз, причем каждую последующую куклу крупнее предыдущей (до 1,5м высотой) и хоронили с большими почестями. Чем пышнее похороны, тем быстрее кончатся дожди. Мокредина была тряпичной, делалась по типу куклы — закрутки или внутри основа — кора дерева, голова тряпичная. Острым угольком или карандашом на её лице рисовали кружочки в виде капель дождя; украшали её как женщину в наряды. Со спины и по обе стороны рук к поясу привязывали свежие травы и веточки деревьев [2,3,5].
Сегозерские крестьянки чаще всего делали эту куклу на скорую руку из веток березы или осины, голову условно обозначали платком, а также одевали юбку. Вихму брала в руки старая женщина, шла с ней по улицам села, а к ней присоединялись все остальные женщины. Пять-шесть лет назад такой обряд совершала Мария Михайловна Протас, жительница п.Гумарино, когда в сенокосный период две недели лил дождь (3). Она делала куклу Вихму из клочка сырой травы, как куклу Хейня (см.схему в Приложении № 3).
Равитте (Рванка).
Это карельская национальная кукла-оберег. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань для изготовления куклы разрывается, звук разрывающейся ткани отпугивает злого духа, создавая вокруг чистую среду, отсюда и название [3,5,6].
Сама ткань, из которой кукла изготавливалась, долго служила семье, пропитываясь хозяйским духом. Она придавала уверенность, равновесие, чувство защищенности и должна была принести семье благополучие, здоровье, радость.
В наряде куклы всегда присутствовал красный цвет – защитник от злых сил (см.схему в Приложении №7).
Заключение.
В ходе нашего исследования мы познакомились с традиционными куклами, бытовавшими на территории Сегозерья до середины прошлого века. Их использовали в качестве оберегов, для совершения различных обрядов, а также в качестве детских игрушек. Люди очень часто не могли противостоять неблагоприятным природным и социальным явлениям, боялись их, а обрядовые куклы и куклы-обереги помогали им противостоять всему негативному, давали уверенность и душевное спокойствие. Причем, у некоторых кукол со временем назначение менялось (например, Керия сначала использовалась как обрядовая кукла, а позже стала игровой). Материалом для изготовления кукол служили льняная и шерстяная ткани, причем часто не новые, а оторванные от старой хозяйской одежды. Некоторые куклы делались с использованием травы, соломы, зерна.
Лицо куклам делали из белой ткани, его нельзя было разрисовывать, чтобы в куклу не вселились злые силы. Только детям разрешалось у игровых кукол лицо рисовать или вышивать. Кроме того, при изготовлении обрядовых и некоторых обереговых кукол ткань рвали, а не резали.
Используя статьи книг, материалы Интернета и рассказы информаторов, мы сделали все виды кукол, бытовавших когда-то на территории Сегозерья. К сожалению, нам не удалось найти сохранившихся кукол, люди давно их уже не делают, хотя помнят и рассказывают о них.
Сейчас становится модным использование старинных традиций и технологий в оформлении современных интерьеров. Мы тоже попытались вернуть к жизни сегозерские традиции изготовления кукол. Каждая в отдельности кукла не очень-то бросается в глаза, ее не всегда можно разместить рядом с современными украшениями дома, в окружении которых она просто теряется. Но зато какое красивое, яркое, оригинальное настенное панно мы можем получить, собрав маленьких куколок в одну большую композицию! Оно будет настоящим украшением дома, школьного класса, фойе или офиса. Его прелесть и в том, что сделано оно своими руками, с душой; это красивый, оригинальный подарок. Вот какое панно у нас получилось.
А на 8 марта можно подарить мамам, бабушкам и подружкам красавицу-Параскеву (Эмяндя). Пусть она помогает им создавать домашний уют. Да и другие куклы – чем не подарок?
Мы решили познакомить с народными сегозерскими куклами наших малышей – учеников начальной школы, поэтому провели для них интересное занятие.
Таким образом, выполняя данную исследовательскую работу, мы не только собрали информацию о куклах, бытовавших когда-то на территории Сегозерья, но и сделали этих кукол и доказали, что старинная кукла может занять достойное место в современном интерьере, ею интересуются дети и подростки, а это значит, что она не забыта.
Источники.
Список информаторов.
№ п/п | Фамилия, имя, отчество информатора | Год рождения | Место рождения | Где сейчас проживает |
1. | Артемьева Татьяна Федоровна | 1937 | с.Сельги | с.Сельги |
2. | Артемьева Федосья Александровна | 1929 | Беларусь | с.Сельги |
3. | Гошкоев Иван Гаврилович | 1933 | с.Сельги | п.Гумарино |
4. | Дембицкая Нина Николаевна | 1958 | с.Сельги | с.Сельги |
5. | Осипова Нина Николаевна | 1974 | с.Сельги | п.Гумарино |
6. | Осипова Татьяна Дмитриевна | 1954 | с.Ахвенламби | п.Гумарино |
7. | Франтина Евдокия Константиновна | 1935 | с.Сельги | с.Сельги |
Круговорот воды в пакете
Золотой циркуль
В Китае испытали "автобус будущего"
Всему свой срок
Астрономический календарь. Июнь, 2019