Исследование посвящено изучению видов традиционных поясов, бытовавших в Сегозерье (Сегозерье - исторический район Карелии).
Вложение | Размер |
---|---|
chudo-poyas.doc | 782 КБ |
Открытый региональный конкурс исследовательских работ
«Край родной – родное слово»
Чудо-пояс
(исследовательская работа)
Автор:
Осипов Владислав Николаевич, учащийся 4 класса
МОУ «Поросозерская СОШ» п.Гумарино Суоярвского р-на
Руководитель:
Осипова Наталья Анатольевна, учитель географии, биологии
МОУ «Поросозерская СОШ» п.Гумарино Суоярвского р-на
п.Гумарино 2013 год
Содержание.
Введение………………………………………………………..стр.3
Краткий обзор источников информации…………………….стр.3
Теоретическая часть. Традиционные сегозерские пояса……стр.3
Практическая часть. Плетеный пояс…………………………стр.6
Заключение…………………………………………………….стр.9
Источники……………………………………………………...стр.10
Список информаторов…………………………………………стр.10
Чудо-пояс.
Введение.
На школьной конференции в национальном парке Паанаярви я побывал на мастер-классе по плетению пояса. Учительница из города Кемь рассказала нам о том, как и из чего карелы плели пояса. Я попробовал сплести маленький пояс старинным способом, который использовали жители всех уголков Карелии, мне понравилась такая необычная работа, я даже научил этому свою сестру.
Мне захотелось узнать, какие пояса делали мои предки – сегозерские карелы, поэтому я решил провести небольшое исследование.
Цель: знакомство с традиционными поясами, бытовавшими на территории Сегозерья.
Задачи:
Краткий обзор источников информации.
В своей работе я использовал книги по истории и культуре Сегозерья, а также материалы музея-заповедника «Кижи». Жители села Сельги и поселка Гумарино рассказали мне семейные истории, связанные с поясами. А плести пояс из семи нитей меня научила Нина Павловна Куприянова, учительница и настоящая мастерица из Кеми.
Теоретическая часть. Традиционные сегозерские пояса.
История пояса и особенности его изготовления.
Со времен глубокой древности обязательной частью любой одежды считался пояс. Ученые говорят, что изначально пояс носился на голом теле, он для древних людей был таким же священным, как для христиан крестик. А потом пояс стал частью одежды. Карельские археологи на раскопках часто находили сохранившиеся до наших дней кожаные, берестяные и тканые пояса наших предков [4]*.
Изготовлением поясов в XV-XIX веках занимались преимущественно сами крестьяне. А в XIX веке зажиточные крестьяне имели покупные пояса городских промыслов или фабричного производства. По праздникам они щеголяли в поясах из шелка, с бисером и блестками. В крестьянских семьях нарядные пояса переходили по наследству и бережно хранились [1].
*[1]- ссылка на источник, (1)- ссылка на информатора
В Сегозерье пояса изготовляли из кожи (ремни) и ниток (1,2). Кожаные ремни носили только мужчины, они одевали их на охоту и рыбалку (см.фото 6). Нитки крестьяне пряли сами из льна, конопли и овечьей шерсти, а пояса из них делали тремя способами: вязали, плели и ткали. Вязаные пояса выполнялись на спицах. Тканые пояса изготавливали с использованием бердечка или особых дощечек (см.фото 2, 3). Во время экскурсии на остров Кижи я видел, как работают с бердечком. Плетеные пояса делали на пальцах без всяких инструментов.
Вязаные и тканые пояса обязательно имели геометрические узоры – ромбы, кресты, ломаные линии и другие (см.фото 4, 5). Каждый узор имел свое значение: например, круг – символ солнца, ромб – символ земли, крест – символ защиты и плодородия (3). Нитки использовали ярких цветов – красные, синие, зеленые и другие. Окрашивали соком трав, ягод и покупными красителями (6). Концы пояса часто украшали кистями.
На Руси разные видов поясов имели свои названия: кушак (пояс для верхней одежды), поясок (тесьма к рубахе и сарафану), подживотник (пояс для нательной рубахи) и другие. В Заонежье пояс называли мотогузом [4]. А в Сегозерье использовали слово «кушакка» (4).
Совсем недавно моим родителям в Сельгах подарили старинную прялку, а к ней был привязан плетеный пояс. Так у нас дома появился Фото 1. Часть сегозерского пояса.
настоящий музейный экспонат.
Сегозерские карелы использовали пояса в качестве оберега, предмета для обрядов, а также в качестве аксессуара одежды (1-7).
Фото 2. Ткачество на дощечках. | Фото 3. Ткачество на бердечке. | Фото 4. Плетеный пояс мотогуз. | Фото 5. Традиционные узоры на поясе. |
Пояс-оберег.
Многие народы мира считали, что завязанный пояс – это круг, а всем известно, что через круг не может проникнуть злая сила, поэтому любой пояс был оберегом. Если человек выходил из дома без пояса, значит, он открывал себя нечистой силе. Поэтому с тех пор пошло выражение «распоясался» - это о людях, которые вели себя неправильно, не по-человечески [3].
Еще древние карелы считали, что пояс обладает магической силой. К нему привязывали различные обереги и талисманы удачи (медвежий клык или коготь, камешки, кусочки железа и другое). Иван Гаврилович Гошкоев так сказал: «Человек поясом себя защищает от плохого глаза, от лешего в лесу».
В Сегозерье самый первый пояс одевают новорожденному. Это тонкая льняная или шерстяная неокрашенная нитка, которую привязывают прямо на голое тело ребенка. Этот пояс будет защищать младенца от злой силы, пока его не покрестили, а после крещения нитку снимают и сжигают в печке.
Если человеку дарили обереговый пояс, то он старался его никогда не снимать, даже в бане.
Жены иногда делали своим мужьям специальные пояса, которые охраняли их не только от сглаза, но и от приворотов других женщин. В таком поясе обязательно присутствует красный цвет. Иван Гаврилович Гошкоев рассказывал, что во времена его детства женщины из его семьи делали такие пояса.
Обрядовый пояс.
Сегозерские карелы использовали самодельные пояса в некоторых обрядах. Нина Николаевна Дембицкая рассказала о том, что когда человек тяжело болел, то приглашали к нему «знающую» женщину, которая шептала над его поясом какие-то целительные заговоры. Говорят, это помогало.
Еще один интересный обряд существовал в Сегозерье: хозяйка плела тоненький пояс из волос коровьих хвостов и носила под фартуком, чтобы коровы всегда возвращались домой. То есть она поясом как бы «привязывала» животных к себе. При изготовлении пояса она шептала особые слова (2,5).
Пояс-аксессуар.
Пояс выполнял не только магические функции, он был еще необходимой деталью одежды. Карелы – северный народ, поэтому в холодное время года они носили теплую одежду и обязательно подпоясывались, ведь пояс помогал сохранять телу тепло. Мужчины к своим поясам привязывали ножны с ножами, мешочки с порохом, ключи, кошелек с деньгами и другие вещи, чтобы те всегда были под рукой (см.фото 6). А женщины подпоясывали поясом фартуки, крепили к поясу мешочки, где хранились разные мелочи. Например, Нина Николаевна Осипова рассказывала, как ее мама прятала от своего сына в такой мешочек папиросы. Фото 6. Сегозерский охотник
Тканые и плетеные пояса украшали повседневные и праздничные одежды сегозерских девушек и женщин. Их цветные узоры соответствовали орнаменту сарафанов и рубах. Чем аккуратнее и сложнее узором был пояс, тем более искусной считалась мастерица (3).
Практическая часть.
Плетеный пояс.
Я освоил один из самых простых способов изготовления пояса – плетение.
На первый взгляд кажется, что это поясок сплетен также, как и обычная коса, но на самом деле я его сплел из семи петель. Семь ниток собираются в петли и завязываются общим узлом. Каждая петля одевается на палец: на одной руке - на три пальца, на другой – на четыре. Затем эти петли поочередно перекидываются с пальца на палец, так получается сложная косичка.
Вот такой первый в своей жизни пояс я сделал своими руками.
По просьбе моего учителя Татьяны Владимировны я провел занятие для ребят из 2 и 3 классов. Я рассказал им все интересное о поясах, а потом научил делать плетеный пояс.
Сейчас такие пояса никто не носит, а жаль.
Я придумал, как современная молодежь может их использовать. Вот мои идеи:
1.Украшение и тесьма для мобильного телефона.
2.Украшение для длинных волос.
3.Закладка для книги.
4.Украшения для джинсов и брюк, пояс для кофты.
5.Браслеты для девочек.
Заключение.
Выполняя исследовательскую работу, я познакомился с традициями изготовления поясов в Карелии и в моем родном крае Сегозерье. До начала прошлого века крестьяне делали вязаные, плетеные и тканые пояса. Они использовались людьми по разному назначению: существовали обереговые, обрядовые пояса и пояса-аксессуары. Я научился плести пояс по старинной технологии с использованием семи нитей и научил этому ребят из начальной школы. Такой пояс несложно делать; его можно использовать в качестве украшений, тесьмы и даже книжной закладки.
Я продолжу свою работу по изучению традиций изготовления поясов и хочу попробовать научиться ткачеству пояса на дощечках.
Источники.
Список информаторов.
№ п/п | Фамилия, имя, отчество информатора | Год рождения | Место рождения | Где сейчас проживает |
1. | Гошкоев Иван Гаврилович | 1933 | с.Паданы | п.Гумарино |
2. | Дембицкая Нина Николаевна | 1958 | с.Сельги | с.Сельги |
3. | Куприянова Нина Павловна | 1954 | г.Кемь | г.Кемь |
4. | Осипова Нина Николаевна | 1974 | с.Сельги | п.Гумарино |
5. | Осипова Татьяна Дмитриевна | 1954 | с.Ахвенламби | п.Гумарино |
6. | Франтина Евдокия Константиновна | 1935 | с.Сельги | с.Сельги |
Ёжикина Радость
Если хочется пить...
Калитка в сад
Разноцветное дерево
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)