Введение
Когда на уроках математики мы изучали тему «Длина окружности и площадь круга», мне стало интересно, когда возникла наука геометрия, что значит это слово . Я стала замечать, что все окружающие меня предметы имеют геометрическую форму. И тогда я поняла что геометрические фигуры весьма разнообразны.
Учитель посоветовал мне изучить литературу о возникновении геометрии и связать её со своей культурой.
Всё что я узнала нового о геометрии и её применении изложила в своей работе.
Актуальность данного исследования заключается в том , что многие окружающие нас предметы имеют геометрическую форму. Проблема исследования состоит в том чтобы узнать как возникла геометрия и где на практике встречаются геометрические фигуры у коренных народов крайнего севера.
Исходя из этого, мною была поставлена цель исследования: выяснить сущность, роль и место геометрии в повседневной жизни коренных народов.
Для достижения поставленной цели мне необходимо было решить следующие
задачи:
Объект исследования: геометрические фигуры в быту и орнаментах коренных народов.
Гипотеза: я считаю ,что геометрические образы вошли в жизнь каждого человека, они нас окружают постоянно, где бы мы не находились .
Методы исследования: анализ литературы, определение способа представления результатов, самостоятельная исследовательская работа, анализ данных, формулирование выводов, оформление работы, сравнение и обобщение полученных результатов.
Практическая ценность работы: Данную работу можно применять в методической работе учителей математики при изучении темы : «Начальные сведения из курса геометрии».
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 76.08 КБ |
Муниципальное казенное учреждение общеобразовательная школа-интернат
«Панаевская школа-интернат основного общего образования»
«Геометрия в жизни коренных народов
Крайнего Севера»
Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ,
Ямальский район, село Панаевск
Яптик Кристина Алексеевна
Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат
«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
5б класс
Научный руководитель: Азнабаева Гузель Галеевна
учитель математики
Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат
«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ.
ГЛАВА 2. ГДЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ В ЖИЗНИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА.
2.1 Жилище
2.2 Орнаменты
2.3 Природа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Введение
Когда на уроках математики мы изучали тему «Длина окружности и площадь круга», мне стало интересно, когда возникла наука геометрия, что значит это слово . Я стала замечать, что все окружающие меня предметы имеют геометрическую форму. И тогда я поняла что геометрические фигуры весьма разнообразны.
Учитель посоветовал мне изучить литературу о возникновении геометрии и связать её со своей культурой.
Всё что я узнала нового о геометрии и её применении изложила в своей работе.
Актуальность данного исследования заключается в том , что многие окружающие нас предметы имеют геометрическую форму. Проблема исследования состоит в том чтобы узнать как возникла геометрия и где на практике встречаются геометрические фигуры у коренных народов крайнего севера.
Исходя из этого, мною была поставлена цель исследования: выяснить сущность, роль и место геометрии в повседневной жизни коренных народов.
Для достижения поставленной цели мне необходимо было решить следующие
задачи:
Объект исследования: геометрические фигуры в быту и орнаментах коренных народов.
Гипотеза: я считаю ,что геометрические образы вошли в жизнь каждого человека, они нас окружают постоянно, где бы мы не находились .
Методы исследования: анализ литературы, определение способа представления результатов, самостоятельная исследовательская работа, анализ данных, формулирование выводов, оформление работы, сравнение и обобщение полученных результатов.
Практическая ценность работы: Данную работу можно применять в методической работе учителей математики при изучении темы : «Начальные сведения из курса геометрии».
1. История возникновения геометрии.
Великий немецкий математик Вильгельм Лейбниц сказал:
«Кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого, тот никогда его не поймет».
Заглянем в прошлое, как зародилась наука геометрия....
Для первобытных людей важную роль играла форма окружавших их предметов. По форме и цвету они отличали съедобные грибы от несъедобных, пригодные для построек породы деревьев от тех, которые годятся лишь на дрова, вкусные орехи от горьких и т.д. Особенно вкусными казались им орехи кокосовой пальмы, которые имеют форму шара. А добывая каменную соль, люди наталкивались на кристаллы, имевшие форму куба. Так, овладевая окружающим их миром, люди знакомились с простейшими геометрическими формами.
Уже 200 тысяч лет тому назад были изготовлены орудия сравнительно правильной геометрической формы, а потом люди научились шлифовать их. Специальных названий для геометрических фигур, конечно, не было. Говорили: «такой же, как кокосовый орех» или «такой же, как соль» и т.д.
А когда люди стали строить дома из дерева, пришлось глубже разобраться в том, какую форму следует придавать стенам и крыше, какой формы должны быть бревна. Сами того не зная, люди все время занимались геометрией: женщины, изготавливая одежду, охотники, изготавливая наконечники для копий или бумеранги сложной формы, рыболовы, делая такие крючки из кости, чтобы рыба с них не срывалась.
Когда стали строить здания из камня, пришлось перетаскивать тяжелые каменные глыбы. Для этого применялись катки. И заметили, что перекатка проще, если взять кусок дерева с почти одинаковой толщиной в начале и в конце. Так люди познакомились с одним из важнейших тел – цилиндром. Скалками цилиндрической формы пользовались и женщины, раскатывая белье после стирки.
Перевозить грузы на катках было довольно тяжело, потому что сами древесные стволы весили много. Чтобы облегчить работу, стали вырезать из стволов тонкие круглые пластинки и с их помощью перетаскивать грузы. Так появилось первое колесо. Но не только в процессе работы знакомились люди с геометрическим фигурами.
Издавна они любили украшать себя, свою одежду, свое жилище (бусинки, браслеты, кольца, украшения из драгоценных камней и металлов, роспись дворцов).
Несмотря на то, что содержание геометрии расширилось, она по-прежнему продолжает называться «Геометрией».
2. Где встречаются геометрические фигуры в жизни коренных народов Крайнего Севера.
Некоторые люди, возможно, считают, что различные линии, фигуры, можно встретить только в книгах учёных математиков. Однако, стоит посмотреть вокруг, и мы увидим, что многие предметы имеют форму, похожую на уже знакомые нам геометрические фигуры. Оказывается их очень много. Просто мы их не всегда замечаем. Я решила рассказать, какие геометрические фигуры встречаются вокруг коренных народов крайнего севера.
Жилище.
Снаружи чум имеет коническую форму. Основание чума имеет форму круга диаметром от 3 до 8 м². Он хорошо приспособлен к открытым пространствам тундры. С крутой поверхности чума легко скатывается снег. В чуме всегда чистый и прозрачный воздух.
После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам поднимается вверх. Также поднимается и тепло. Оно не дает попасть в чум холодному воздуху с улицы. А летом в чум не могут залететь комары и гнус.
Орнаменты.
«Искусство орнамента содержит в неявном виде наиболее древнюю часть известной нам высшей математики» (Герман Вейль)
Орнамент – это узор, в котором ритмически повторяются какие–то элементы
(в нашем случае геометрические фигуры).
По своим конфигурационным характеристикам мозаичные узоры ханты и мансы подпадают под определение меандра- геометрического орнамента в виде линии, ломанной под прямым углом.
Человек, живший в гармонии с природой, ощущал ее ритмы и изображал их, находя конкретные аналоги в окружающем мире. К линии, начертанной, высеченной или вышитой люди относились как к магической «волшебной палочке», заставляющей силы природы оберегать, лечить, защищать, покровительствовать человеку.
Геометрический орнамент состоит из линий и геометрических фигур. К мотивам геометрических орнаментов относятся зигзаги, треугольники, квадраты, ромбы, многоугольники, звезды, окружности, спирали и другие фигуры геометрического характера.
Узор ненецкого орнамента строго геометричен и состоит из прямоугольников, зигзагов, углов, ромбов. Ненцы трактуют эти рисунки как живое воспроизведение близкой им северной природы.
Флаг Ямало-Ненецкого автономного округа представляет собой прямоугольное полотнище яркого сине-голубого цвета.
От нижнего края на расстоянии одной седьмой части флага проходит бело-сине-красный горизонтальный рисунок., изображенный в виде орнамента геометрически правильных фигур "Оленьи рога".
Площадь единицы элемента, образующего орнамент, имеет ромбовидную форму .
Каждый однообразный участок орнамента состоит из девяти равных ромбов.
Одежда.
В украшении национальной одежды, обуви часто используется орнамент «уши зайца».
Женскую одежду мало украшают орнаментом, чаще встречается орнамент лишь одного вида – узкие, сильно вытянутые треугольники белого и тёмного меха сочетающиеся друг с другом.
Голенища обуви с прямым срезом верха шили из цветного сукна. «Носок» меховой головки делали в виде треугольного клина из цветного сукна; сзади от верха голенища вниз вшивали остроугольные клинья.
Аксессуары.
К новационным образованиям последних лет можно отнести сумочки, сшитые из ткани с контрастными аппликативными орнаментами, такие предметы, как накидка на кресла и телевизоры, настенные коврики с применением национального орнамента, кошельки, косметички, выполненные путём нанизывания бисера. Узоры на них прямолинейные, имеют ритм и представлены сложными ленточными орнаментами или составлены из фигурок: кресты с перекрестьями , декоративно оформленные ромбы. На рубеже 19-20 веков особое распространение получили меховые сумки, которые изготавливались из оленьего камуса, чередующегося на поверхности изделия в шахматном порядке., и из налобных шкурок оленя. Последний вариант предполагал наличие двух семмитрично расположенных треугольников или наклонных полос на широкой стенке сумки.
Округлая замкнутая поверхность широкой стенки тучана представляет собой идеальное пространство для статичных крупномасштабных фигур. Неотъемлимой составной декоративного убранства тучана служит спускающаясясверху круговая завеса из цепочек, ремешков, нитей.
Природа.
Некоторые растения похожи по форме на геометрические фигуры, например морошка.
Морошка похожа на точку
Животные, конечно, же геометрию не изучали, но природа наделила их талантом строить себе дома в форме геометрических тел. Многие птицы , например жёлтая трясогузка, строят свои гнёзда в форме полушара.
Сохраняя тепло, на холоде животные спят свернувшись в клубочек, поверхность тела уменьшается, и тепло лучше сохраняется. По этим же причинам северные народы строили круглые дома .
Заключение
В своей работе мы исследовали, какие геометрические фигуры и тела окружают коренные народы Крайнего Севера, и убедилась, сколько самых разнообразных геометрических линий и поверхностей использует человек в своей деятельности – при строительстве жилища, в орнаментах. Пользуются им не из простой любви к интересным геометрическим фигурам, а потому, что свойства этих геометрических линий и поверхностей позволяют с наибольшей простотой решать разнообразные технические задачи.
Северные народы и их предки «очеловечили» Заполярье – суровый край со сдержанной красотой. И подобно северному сиянию, разливающему по полярному небосводу своё пышное разноцветное пламя, озарили белое безмолвие яркими всполохами своих культур, таких же разных, но одновременно и гармонично сочетающихся друг с другом , как тона в цветовом спектре. А природные творения не просто красивы, их форма целесообразна, то есть наиболее удобна и человеку остается только учиться у природы – самого гениального изобретателя.
Следует отметить до начала работы над темой я не замечала или мало задумывалась о геометрии окружающего нас мира, теперь же не только смотрю, но и восхищаюсь творениями природы и человека. Из всего сказанного делаю вывод, что геометрия в нашей жизни на каждом шагу и играет очень большую роль.
Список литературы
1. Узоры северного сияния(финно-угорские народы), 1 том, Сязи А.М.
2. Узоры северного сияния (самодийские народы), 2 том, Сязи А.М.
3. Васильев В.И. Проблемы формирования северосамодийских народов. – М.: Наука, 1979. С. 243
4. Рындина О.М. Художественное оформление меховых изделий у ненцев//История и современность народов Ямала. – Салехард,1995.
Невидимое письмо
Глупый мальчишка
Ледяная внучка
Лупленый бочок
Рисуем акварельное мороженое