Работа рассказывает о расцвете Серпуховского женского монастыря, о том времени, когда это был один из лучших монастырей не только Московской губернии, но и всей России, благодаря стараниям настоятельницы Митрофании. В результате исследования, авторы впервые установили, что икона "Филарет Милостивый", которая ранее считалась написанной самой Митрофанией, не имеет авторской подписи, и поэтому, предположительно написана в иконописной мастерской при матушке Митрофании.
Вложение | Размер |
---|---|
matushka_mitrofaniya.docx | 44.82 КБ |
2013_itogovy_variant_matushka_mitrofania_prez.pdf | 1.58 МБ |
Матушка Митрофания
Введение.
В работе описывается жизнь и деятельность настоятельницы Серпуховского Владычнего монастыря, учредительницы Московской Владычне-Покровской общины сестер милосердия.
Актуальность темы: сегодня в России остро стоит вопрос духовно-нравственного развития личности в условиях нашего общества. Обращение к русской православной культуре и ее деятелям, особенно на примерах родного города, помогает решать задачи историко-патриотического воспитания молодежи и преемственности поколений.
Цель исследования: восстановить имя несправедливо забытой настоятельницы Серпуховского женского монастыря и доказать, что матушка Митрофания достойна непритворной памяти среди православных людей.
Задачи исследования:
1. собрать и изучить документы и материалы, относящиеся к истории Владычного монастыря;
2. проследить жизненный путь игумении Митрофании;
3. посетить монастырь и сделать фотоальбом;
4. встретиться с игуменией Алексией;
5. пробудить интерес к истории города и его храма.
Методы исследования:
1. изучение материалов и документов;
2. посещение монастыря;
3. использование интернет – ресурсов.
Объект исследования: Серпуховский Введенский Владычный монастырь.
Предмет исследования: жизнь и деятельность игумении Митрофании.
Гипотеза: достойная ли непритворной памяти среди православных людей игумения Владычнего монастыря Митрофания?
Практическая значимость: работа может быть использована на уроках истории, краеведения, на классных часах, посвященных изучению истории родного края.
Основная часть.
Игумения Митрофания (в миру баронесса Прасковья Григорьевна Розен) – деятель Русской Православный Церкви, устроитель общин сестёр милосердия в Санкт-Петербурге, Пскове и Москве.
1861-1874 г. — десятая настоятельница Серпуховского Владычного монастыря.
В период игуменства Митрофании монастырь расцвёл, а сама Митрофания стала влиятельной и почитаемой фигурой московского духовенства.
Каким человеком была десятая игумения Владычнего монастыря?
Чтобы лучше понять ее внутренний мир, немного проникнуть в ее душу, необходимо совершить историческое путешествие в ее прошлое, вспомнить родителей и ее родовые корни.
Родилась и выросла будущая монахиня и настоятельница в аристократическом семействе. Отец ее - генерал от инфантерии и генерал-адъютант Григорий Владимирович Розен (1782-1841) происходил из очень древнего баронского рода, берущего начало еще в X веке.
Отпрыски его впервые появились на Руси в XV веке, при великом князе Василии Темном, внуке Дмитрия Донского. Фамилия Розен (Rosen) связана с изображением роз в их родовом гербе. Мужская часть рода в основном посвятила свою жизнь военной службе и сражалась под знаменами различных европейских государств, защищая интересы своих монархов и жертвуя порой ради долга собственным достоянием и самой жизнью.
Отличаясь глубокой врожденной религиозностью, Розены были не просто рыцарями-воинами и вассалами Римско-Католической Церкви; к их роду принадлежат несколько католических епископов и архиепископов, причем некоторые из них были причислены к лику святых.
Генерал Розен к генеральским чинам шел не по дворцовым паркетам, а по полям сражений и дорогам походов. Почти десять лет непрерывной службы в действующей армии - от Аустерлицкого сражения в 1805 году (золотая шпага с надписью "За храбрость") до победного вступления русских полков в Париж в 1814-м. На Бородинском поле командовал частью гвардии, а при отходе русской армии к Москве - всем пехотным арьергардом (орден Анны I степени). Портрет его по праву выставлен в знаменитой галерее Зимнего дворца - галерее героев-военачальников 1812 года.
Мать — баронесса Елизавета Дмитриевна Розен (1790-1862), урожденная графиня Зубова, была фрейлиной Высочайшего двора и кавалерственной дамой ордена Святой Екатерины.
Со стороны матери, в роду были представители князей Вяземских и Трубецких, со стороны отца — Раевские.
Сама матушка Митрофания после двадцати лет своего монастырского служения отмечала, что и «в монашеской рясе я все-таки принадлежу к числу столбовых дворян, к числу аристократов».
Прасковья стала шестым ребенком в семье. У нее было два брата и три сестры. Крестным отцом старшего брата Александра и старшей сестры Лидии был император Александр I, а крестной матерью Дмитрия была вдовствующая императрица Мария Феодоровна — вдова императора Павла I.
В двадцатые годы семья кочевала вслед за отцом, получавшим разные назначения. В 1831—1837 годах жила в Тифлисе, где он командовал Кавказским корпусом. Ещё маленьким ребёнком Прасковья бывала при дворе Николая I. Она получила хорошее домашнее образование: Закону Божиему её обучал ректор Тифлисской духовной семинарии архимандрит Сергий, рисунку — знаменитый художник-маринист И. К. Айвазовский. В семье почитали православные святыни, водили дружбу с известными лицами. Девочка росла, окруженная заботой и вниманием родителей, ставивших на первое место в воспитании ребенка благочестивое поведение и чистоту помыслов. Поощрялись любознательность, развивающая ум, занятия на вольном воздухе, благотворительны для здоровья, тяга к знаниям.
Когда Прасковье было около двенадцати лет, с ее отцом и его семейством познакомился Михаил Юрьевич Лермонтов. Еще в Петербурге поэт служил в одном полку со старшим сыном генерала - Дмитрием и был дружен с ним.
В 1837 году генерал Розен был уволен со всех постов. Переехав в Москву, семья Розенов поселилась в казенной квартире, отведенной ей в Петровском дворце на Петербургском шоссе. Здесь у своего давнего друга Дмитрия Розена дней пять гостил Лермонтов весной 1841 года - последней весной своей жизни, направляясь на Кавказ. "...Я в Москве пробуду несколько дней, - писал он бабушке, - остановился у Розена..."
Прасковье Розен шел тогда шестнадцатый год. Вероятно, она была хорошо знакома с молодым, но уже знаменитым гостем старшего брата и отца - обаятельным и блистательно-остроумным; слушала его, разговаривала с ним.
Как видите, ничто, казалось бы, поначалу не предвещало в судьбе юной баронессы ни монашества, ни игуменства. Достигнув девических лет, Прасковья стала бывать во дворце почти ежедневно, войдя в свиту фрейлин императрицы. Увлекалась конным спортом, зимой гарцевала в московском Манеже. Несмотря на придворную церемониальную жизнь, занятия баронессы церковной живописью продолжались. В 1849 году баронесса написала свой первый иконостас, а за три последующих года - еще несколько иконостасов, пожертвованных ею в бедные храмы и монашеские обители, получив одобрительные отзывы Московского митрополита Филарета (Дроздова), с которым была знакома с детства и чьими назиданиями успешно пользовалась. В простом платье, ничем не отличаясь от других странниц, баронесса Розен посещала святыни родной земли – монастыри и храмы, с их целебными источниками и чудотворными иконами. Так протекало время научения опыту христианского благочестия, глубоко нравственного отношения к труду и людям.
Искусство, в котором ей помогал совершенствоваться Айвазовский, было посвящено теперь только иконописи. Прасковья Розен написала, по ее словам, "целый обоз" икон, согласуя эскиз каждой из них со своим духовным отцом. Полный иконостас был отослан ею в дар Кирсановскому женскому монастырю на Тамбовщине, в благодарность за это тамошние инокини ежедневно поминали ее в соборном храме.
В судьбе Прасковьи Розен роковую роль сыграл один из самых крупных и влиятельных церковных сановников минувшего века - митрополит Филарет. "Сердце мое, - вспоминала она уже на пороге смерти, - привыкло чтить его как мужа праведного. Когда я увидала его светлое лицо и прозорливый взгляд, я пала ему в ноги..."
Душа Прасковьи нетерпеливо рвалась уйти в монастырь. Но вот однажды – это случилось 4 июня 1852 года, в день памяти Святителя Митрофана, Патриарха Константинопольского, - Прасковью понесли лошади. Видя неизбежность смерти, она дала обед Богу, что если будет спасена, то немедленно поступит в Алексеевский монастырь. Лошади, наскочив вдруг на телегу, остановились, и Прасковья осталась невредимой.
В 1852 году она оставила двор и по благословению митрополита Филарета и с разрешения Николая I поступила послушницей в московский Алексеевский монастырь, а в монастырь Владычний в число сестер переведена по ее прошению в 1857 году. По поступлении Прасковьи в Московский Алексеевский монастырь, она свой бриллиантовый фрейлинский вензель, переделав на звезду, возложила на плечо чудотворного Тихвинского образа Пресвятой Богородицы, находившегося в Тихвинском приделе храма Воздвижения Животворящего Креста Господня Алексеевской обители. В богоборческие годы XX столетия Крестовоздвиженский монастырский храм в Красном селе был перестроен под государственное учреждение.
В том же 1857 году матушке досталась часть семейного наследственного капитала – богатейшая мачтовая лесная дача, ценное имущество, драгоценности. Все это ею было превращено в наличные деньги, которые она стала тратить лишь на дела благотворения, не отказывая и в помощи просящим. В ее келье ничто не напоминало об аристократическом происхождении – во всем виделась суровая простота и молитвенный покой. В таком состоянии признается и особенно сближает с другими лишь духовное родство. Во Владычнем монастыре в послушание Матушке вменялся уход за больными сестрами, лечение их с помощью приглашенного доктора, а также иконописание. Внутри монастыря монахиня Митрофания выстроила на свои средства двухэтажный каменный дом – в нем разместилась больница, аптека, а также иконописная мастерская. По ходатайству Матушки Владычный монастырь перестал быть местом для исправления ссыльных, направляемых сюда по решению церковного и гражданского начальства.
12 июня 1861 года матушка Митрофания была пострижена в мантию, а в августе 1861 года была назначена настоятельницей Введенского Владычнего монастыря в Серпухове. Новая игумения приняла дела от игумении Флоры, переведенной настоятельницей в Никитский монастырь в Москве. В то время в Серпуховском Владычнем монастыре было 210 сестер, денег же в монастырской кассе почти не было...
Матушка Митрофания выкупила у крестьян Владычней слободы дома, располагавшиеся близ монастырских стен, чтобы очистить периметр обители от бытового мусора и грязи и придать внешнему виду монастыря достойный вид.
И первым делом она решила отменить унизительные книжные сборы, чтобы инокини не посылались просить жалкую лепту в мещанские и купеческие дома, а что и совсем ужасно, – в питейные заведения, где монастырок легко могут унизить и оскорбить.
Она прекратила также сборы за перевоз через реку Оку и попросила уступить немного городской земли на выезде из Серпухова, где выстроила каменную часовню и оградила ее каменной оградой. Здесь же была устроена церковная книжная лавка, где дешево продавались книги духовного содержания. При часовне выкопали колодец для монашествующих и жителей города Серпухова.
Мать Митрофания все запасы для обители сделала на свои собственные средства. Чтобы улучшить питание сестер, она наладила рыбные ловли на монастырском озере: половина улова поступала в пользу обители, а половина – нанятым рыбакам.
На бросовых участках земли при обследовании обнаружилась глина, годная для выработки кирпича и черепицы. Здесь вскоре возникли заводы по формовке и обжигу кирпича, так необходимого для строительных нужд монастыря и его подворий. Был построен еще и собственный известковый завод при камнеломнях. Ветхие деревянные лачуги Владычной слободы игуменья распорядилась заменить добротными каменными домами. Из монастырских материалов в Москве было выстроено трехэтажное каменное здание для подворья, а перед самим Владычным монастырем возникла также сложенная из прочного своего кирпича гостиница для прибывающих богомольцев. Матушка распорядилась выстроить конный двор, торговые лавки, сдаваемые в наем, здание народного училища, в котором учились девочки-слобожанки, содержавшиеся на полном монастырском обеспечении. Заботились о странниках: и кормили бесплатно, и устраивали на ночлег безропотно! Собирались же здесь тысячи странников, точнее 30 тыс. в год! И монастырь, и хозяйство его расширялось и крепло; во всем виделся порядок и благочиние.
Монастырская пасека из 100 ульев поставляла душистый воск свечному заводу, устроенному в обители. На скотном дворе появились элитные холмогорские и швейцарские коровы, в овчарнях – романовские овцы, их шерсть шла на изготовление теплых тканей. Своими силами сестры и сено заготавливали, и на обширном огороде (20 десятин земли) управлялись. Все умели сестры делать сами: прясть, ткать, шить одежду и башмаки; монастырские изделия неизменно вызывали восхищение на больших выставках. Особенным вниманием зрителей пользовалась золотошвейная мастерская, освоившая литургическое шитье. Сама Матушка поспевала за сестрами всюду: ходила на сенокос сгребать сено и ставить стога, возила на угодья чай и молоко, чтобы подкрепить трудниц, жила с ними в палатках. Поставило дело так, чтобы монастырские пашни и сенные угодья не перемежались слободскими, а выделялись бы отдельно: так монастыркам работалось спокойнее. В храме игумения Митрофания запретила сестрам поклоняться ей – здесь надлежит поклоняться одному Господу.
В монастыре постепенно удвоилось число штатных монахинь и послушниц, тех и других стало по 30 душ. Но сверхштатных сестер насчитывалось 400, и все они в монастыре обрели свой дом. И она заботилась добрым делом ответить им на их любовь. Холодный храм она постаралась превратить в теплый: по ее настоянию провели в него духовое отопление, чугунный пол заменили утепленными плитами. И сразу зимнее неудобство позабылось, службу здесь по полному чину правили ежедневно.
В иконописной мастерской с воодушевлением творили богомысленные образы. Так, сестры монастыря помимо отдельных икон расписали еще и придел храма во имя святителей Петра, Алексия, Иоанна и Филиппа. Ризница монастыря обогатилась вкладами самой матушки и приношениями доброхотов. Многие святые иконы украсились золотыми подвесками и бриллиантами. Матушка Митрофания пожертвовала Серпуховскому Владычнему монастырю серебряный ковчежец с частицей святых мощей основателя монастыря - Святителя Алексия. На ковчежце была выгравирована надпись: "Сей ковчег, с частию мощей Святителя Алексия, Митрополита Московского, принесен в дар обители Владычней монахинею Митрофаниею, - в память сестры ея монахини Алексии, в мире Баронессы А.Гр. Розен, скончавшейся 1860 г. Окт. 7 дня, с благословения Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Московского и Коломенского." Где теперь находится сей бесценный ковчежец и сохранился ли он вообще - неизвестно. Особо чтимые иконы облачались в серебряные ризы. Некоторые богомысленные образа принадлежали кисти самой игумении Митрофании. Она своеручно вышила пелену под образ Введения Богородицы. Обветшалые древности святых храмов внимательно реставрировались и тщательно сберегались. Во всем чувствовался просвещенный вкус заботливой настоятельности. В матушкино игуменство Серпуховской Владычный монастырь получил законченное историческое описание.
К 1870 году в монастыре выстроили два огромных сестринских корпуса, оба двухэтажные. Для овощных припасов соорудили вместительный погреб. Возникали новые рукодельни и светлицы. Монастырь хорошел, укреплялся хозяйственно и духовно. По общему мнению, игуменство Митрофании – годы счастливого процветания славной духовной обители.
Большую заботу взяла на себя игумения Митрофания по прославлению строителя Владычнего монастыря преподобного Варлаама Серпуховского: собирание сведений, описание чудес, направление материалов епархиальному начальству. Благодаря этим трудам имя преподобного Варлаама было восстановлено в народной памяти. По сообщению игумений Митрофании, к примеру, в мае 1869 года в монастырской гостинице останавливалось более четырех тысяч паломников.
Стараниями игумении Митрофании Серпуховской Введенский Владычный женский монастырь, в котором она несла послушание настоятельницы в 1861-1873 гг., - стал одним из лучших не только в Московской губернии, но и во всей России.
Ее Высочество великая княгиня Александра Петровна (1838-1900), внучка императора Павла I, пригласила игумению в Петербург в учрежденную ею Покровскую общину сестер милосердия, а указом Московской Духовной консистории от 30 июня 1866 года игумения Митрофания была назначена постоянной руководительницей этой общины, состоявшей под покровительством Ее Высочества. Рескриптом великой княгини от 26 октября 1866 года Митрофания назначена начальницей общины. Она обустраивала Петербургскую общину сестер милосердия с храмом святителя Митрофана, для которого писала иконы.
По Высочайшему повелению, она была послана святителем Филаретом 29 октября 1866 года в село Буричи Псковской губернии Порховского уезда, в сельскую Общину сестер милосердия святой Марии Магдалины, устроенную трудами еще одной великой подвижницы милосердия княжны Марии Михайловны Дондуковой-Корсаковой (1827-1909) и состоявшую под Высочайшим покровительством императрицы, желавшей, чтобы игумения Митрофания приняла участие в благоустроении этой общины.
22 февраля 1867 года ей было выражено благоволение Ее Императорского Величества и пожалован литографированный портрет императрицы Марии Александровны в золоченой рамке, а от лица общины святой Марии Магдалины матушка Митрофания получила благодарность за содействие в преуспеянии и развитии общины.
19 ноября 1867 года матушку постигло горе — умер горячо любимый ею духовный наставник, митрополит Филарет (Дроздов), поддерживавший ее на протяжении 30 лет. Для нее это была невосполнимая потеря.
29 января 1868 года императрица возложила на нее необходимые распоряжения по устройству в городе Пскове первой Губернской общины сестер милосердия, которая должна была послужить образцом для учреждаемых в России других общин. 30 ноября 1868 года игумений Митрофании была объявлена признательность Ее Величества за устройство в Пскове первой в России образцовой епархиальной общины сестер милосердия и было велено управлять ею до 1870 года.
5 декабря 1869 года Ее Императорским Величеством матушке был пожалован золотой наперсный крест, украшенный жемчугом и драгоценными камнями, — за христианское усердие и неутомимые труды, в особенности при устройстве Псковской общины сестер милосердия. В дополнение ко всем многотрудным послушаниям игумения Митрофания
была избрана председательницей Московского Дамского комитета общественного попечения о больных и раненых воинах и утверждена в этом звании 7 марта 1872 года, ей было поручено устроить лазарет для хирургических больных на десять коек.
С 29 апреля 1872 года она состояла в Совете членов Комитета шелководства в Москве, состоящего при Императорском Обществе сельского хозяйства и утверждена его Почетным членом.
16 октября 1872 года игумению Митрофанию наградили золотой медалью за заботы о развитии шелководства в России и значительные по сему предмету пожертвования на основании доклада экспертных комиссий и заключения Совета Императорского Общества любителей естествознания при Московском университете.
С 1869 года по поручению императрицы Марии Александровны игумения Митрофания начала свою грандиозную работу по созданию Московской епархиальной Владычно-Покровской общины сестер милосердия. В 1870 году община была официально учреждена.
Таким образом, игумения Митрофания учредила две епархиальные общины сестер милосердия, входившие в состав Российской Православной Церкви - в Пскове и Москве. С 1865 г. она оказывала помощь Петербургской Покровской общине сестер милосердия, созданной Великой Княгиней Александрой Петровной, а в 1866-1871 гг. была начальницей этой общины. Однако Петербургская община не была епархиальной, то есть не принадлежала Церкви, и содержалась на средства Великой Княгини Александры Петровны, ее супруга Великого Князя Николая Николаевича, а также взносов и пожертвований в пользу общины частных лиц и государства.
К Серпуховскому Владычнему монастырю была приписана со дня ее основания только одна община сестер милосердия - Московская Владычне-Покровская. С 21.07.1878 г. она получила самостоятельность и лишилась приставки «Владычне-», став с этого времени именоваться Московской Покровской общиной сестер милосердия. Думается, что отделение благотворительной общины от монастыря было ошибочным шагом, так как община лишилась мощного донора материальных средств. Что касается инокинь Владычнего монастыря, то они продолжали служить в этой общине и после 1878 года.
Все эти благотворительные учреждения успешно действовали вплоть до октябрьского переворота 1917 года: оказывали медицинскую помощь, давали приют и воспитание сиротам, обучали детей грамоте и ремеслу, выхаживали раненых во время русско-турецкой (1877-1878 гг.), русско-японской (1904-1905 гг.) и 1-й мировой войнах.
Масштаб деятельности игумении Митрофании поражал воображение: создание общин, огромные строительные и реставрационные работы, чудесные написанные ею иконы, организация больниц, приютов, школ, мастерских, промышленных подразделений. Известный юрист и общественный деятель, член Государственного совета А. Ф. Кони (1844—1927) восхищался ею: «Личность игумении Митрофании была совсем незаурядная. Это была женщина обширного ума, чисто мужского и делового склада, во многих отношениях шедшего вразрез с традиционными и рутинными взглядами, господствовавшими в той среде, в узких рамках которой ей приходилось вращаться. Эта широта воззрений на свои задачи в связи со смелым полетом мысли, удивительной энергией и настойчивостью...»
В 1873 году Митрофания была обвинена в попытках мошеннически завладеть чужим имуществом. Прямого личного интереса Митрофании следствие не нашло: похищенное предназначались на поддержку монастыря и общины.
В 1874 году суд присяжных признал Митрофанию виновной по основным эпизодам дела и приговорил её к ссылке в Енисейскую губернию сроком на три с половиной года, с запрещением в дальнейшем покидать Сибирь еще на протяжении 11 лет. Ее лишили сана и всех наград, после чего, Сибирь заменили на Ставрополь с поселением в Покровском монастыре. Здесь матушка создала превосходные работы – несколько икон для храмов и архиерейской церкви. Продолжила она заниматься иконописанием и в монастырях других епархий – Полтавской, Нижегородской и Саратовской.
В 1896 году, с Высочайшего соизволения, мать Митрофания удалилась в Иерусалим, где и пребывала два года. Там она трудилась над сооружением точной копии Распятия Господня с предстоящими, положив в основание полтораста камней с Голгофы, с места обретения Святого Креста, из Гефсиманского сада, от Гроба Божией Матери и от гробницы Лазаря. Эту святыню она пожертвовала Балашовскому Покровскому монастырю Саратовской епархии, где жила в последние годы. Этой обители матушка завещала и другие иерусалимские святыни, в числе их замечательную икону Воскресения Христова. В Палестине игумения Митрофания вела подробный дневник и писала письма.
Дело Митрофании стало «одним из самых выдающихся процессов первой эпохи нового суда» и широко обсуждалось в печати всех направлений. Под впечатлением и по мотивам процесса А. Н. Островский написал пьесу «Волки и овцы». Дело и личность Митрофании упоминаются в работах Н. А. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Матушка Митрофания скончалась в Москве 12 августа 1899 года, на 75- году жизни. Похоронена за алтарем Покровского храма общины сестер милосердия.
Практическая часть.
В ходе исследования нами выяснено:
Все клейма имеют авторские подписи:
1. «Преп. Кассиан поучается у иноков Вифлеемского монастыря»;
2. «Преп. Кассиан с другом Германом беседуют со старцем Херемоном»;
3. «Св. Иоанн Златоуст посвятил преп. Кассиана (ок. 400 г.) в диаконы»;
4. «Преп. Кассиан в Риме у Патриарха (папы Римского Иннокентия I. - Ред.) с миссией о защите св. Иоанна Златоустаго»;
5. «Преп. Кассиан устроил два общежительных монастыря - мужской и женский по правилам (уставам. - Ред.) палестинских и египетских монастырей»;
6. «Преп. Кассиан поучает свою паству деятельной и созерцательной жизни».
Икона преподобного Кассиана Римлянина - святыня Данилова монастыря, и вместе с тем - церковно-исторический памятник, представляющий собой редкий, точно датированный образец монашеской живописи.
Заключение.
Игумения Владычного монастыря Митрофания достойна непритворной памяти среди православных людей.
Литература
Император Акбар и Бирбал
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Ласточка. Корейская народная сказка