Творческая работа рассказывает о народном промысле Подмосковья - Богородской игрушке.
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_esse.docx | 22.24 КБ |
prezentatsiya_k_tvorcheskoy_rabote.pptx | 2.34 МБ |
Городской конкурс научно-исследовательских работ и творческих работ обучающихся образовательных организаций в рамках историко-просветительского проекта «Родному Подмосковью посвящается…»
Творческая работа
«Игрушечный мир Подмосковья»
(эссе)
Автор работы: Горбань Валерия, 6 класс
МОУ СОШ №2, г. Серпухов
Руководитель: Быстрова Зинаида Ивановна,
учитель географии
Серпухов, 2015 г.
Деревянная игрушка существовала почти повсеместно на Руси, центром же ее производства надо считать бывшую Московскую губернию со старинным очагом деревянной кустарной игрушки - Сергиевым посадом.
Троицкий монастырь, вокруг которого расположился посад, еще с 14 века начинает объединение различных ремесленников. Ремесла, процветавшие и в стенах монастыря и его посаде, были разнообразны. В середине XV века в монастыре был инок Амвросий, оставивший дошедшие до нас образцы тончайшей ювелирной работы в сочетании с изумительной резьбой по дереву, хранящиеся в краеведческом музее. Они свидетельствуют о высоком мастерстве тогдашних резчиков. С появлением первых Сергиевских деревянных игрушек связаны местные легенды и предания. Рассказывают, что первые игрушки из дерева стал резать основатель монастыря, Сергий Радонежский, оделявший ими приходивших к нему крестьянских детей.
Снегирев в своем путеводителе, говоря о поездках русских царей в Троице-Сергиеву лавру, сообщает, что „крестьяне и крестьянки лежащих по Троицкой дороге селений подносили царю и царице хлебы, калачи, пироги, блинки, сыр, квас, а для царевичей - игрушки и потехи". Это свидетельствует о том, что резное дело, начатое в стенах Троицкого монастыря уже в 17 веке, было воспринято жителями Сергиева посада и ближайших к нему деревень. В окрестностях монастыря не замедлил возникнуть ряд мест, жители которых занялись игрушечным промыслом. Самым значительным местом производства деревянной игрушки была деревня Богородская.
По легенде одна крестьянка вырезала своим детям из растопочной чурки такую игрушку. Дети назвали ее Аукалкой, мол, ходит в лесу и кричит «Ау!». Глава семьи ехал по делам на ярмарку в Сергиев Посад и захватил игрушку с собой. На ярмарке он отдал ее на комиссию лавочнику. Игрушку тут же купили, и лавочник сделал крестьянину заказ на целую партию таких игрушек. Так и возник промысел. Первое время богородские кустари изготовляли для посадских игрушечников лишь отдельные части, из которых сергиевцы собирали уже целые игрушки. Потом богородцы стали изготовлять игрушки „в белье", т. е. не раскрашивая их, и в таком виде поставляли их игрушечникам Сергиева посада, которые раскрашивали игрушки и пускали их в продажу. С годами окрепший промысел дер. Богородской занял своими резными игрушками исключительное место в русской художественной промышленности.
Неповторимость образов богородских изделий во многом определяется самими техническими приемами резьбы, выверенными многими поколениями резчиков. Каждая фигурка или композиция из нескольких фигур представляет собой по-народному неторопливый, обстоятельный рассказ о русской деревне, о жизни и нелегком труде крестьянина. Среди этих высокохудожественных произведений выделяются скульптурные композиции семьи Чушкиных, работавшей здесь на рубеже XIX—XX век. В 1913 году Андрей Чушкин со своими единомышленниками организовали "Кустарно-игрушечную артель в деревне Богородской". В состав артели вошло 19 "отцов-основателей" - наиболее талантливых резчиков. В 1923 году артель получила название "Богородский резчик". Сейчас фабрика так и называется.
Мужик с медведем — главные персонажи Богородской игрушки. Мужик всегда выступает в роли хозяина, а медведь в роли помощника. Взять, к примеру, этот самолет. Здесь, как и полагается: первый пилот — мужик, второй пилот медведь. Главная особенность богородской игрушки — это движение. В прошлом, главным способом движения был развод, игрушки стоят на дощечках и могут расходиться-сходиться. Сейчас его заменил баланс — шарик, подвязанный на веревочках, как у этих курочек.
Рассмотрим инструменты резчика. Топор, острый короткий нож, насаженный на деревянную ручку, несколько полукруглых стамесок — вот и все несложные инструменты, которыми орудует мастер. В центре лежит богородский ножик. Он называется «щучка». Делается он из полотна пилы. Для заточки инструмента каждый год в село приезжает кузнец из Белоруссии. Местные говорят, что швейцарские ножи — ерунда, быстро тупятся, поэтому и делают свой собственный инструмент.
Стадии производства. Материалом для создания игрушек служит дерево мягких пород (липа, осина, ольха). Сначала топором вырезают грубую болванку и потом доводят ее до ума ножами. Современные мастера делают игрушку очень детальной, изначально же, ремесленники заканчивали на втором-третьем этапе.
В советское время на фабрике работало 1500 человек, китайских игрушек не было, вот производство и расцвело. Ведущие резчики были членами Академии Художеств. Сейчас на производстве занято 50 человек. Причем из них продолжателями фамильных традиций являются только 12, а остальные — приехали с других уголков России. С одной стороны это способствует популяризации богородской художественной резьбы, а с другой сводит к нулю классическую богородскую традицию. Лучшие мастера уходят из «официального промысла», но дома продолжают создавать вещи высокого класса, хотя это по плечу далеко не всем. На вернисажах и на прилавках магазинов чаще всего встречается худшее из того, что еще делается в Богородском. Интерес к богородской игрушке и скульптуре падает из-за низкого качества исполнения, низкого художественного уровня и достаточно высокой стоимости.
В настоящее время ситуация на промысле сложная, но фабрика продолжает выпускать продукцию. Сегодняшний день промысла, который во многом живет за счет наработанного ранее, представляет уже хорошо известные игрушки «Кузнецы», «Куры на кругу», «Петрушка» и др. Слава Богу, они не исчезают из ассортимента и продолжают формировать отношение к богородской игрушке как национальному и традиционному искусству. Ведь так приятно видеть, когда детвора, покидающая музей после экскурсии, на память покупает в музейном магазине богородские игрушки.… Значит, не все потеряно, значит «душа жива»?..
Список литературы
1. Арбат Ю. Добрым людям на загляденье. М., Детская литература, 1964 г.
2. Клиентов А. В. Народные промыслы России. М, Белый город, 2002
3. Плотникова Мария. Богородская игрушка и скульптура. Альманах, 2008
4. Снегирев И. М. Путеводитель из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру. 1856 у.
Слайд 1
Игрушечный мир Подмосковья Автор работы Горбань Валерия, Средняя общеобразовательная школа №2 Города Серпухова, Московской области Руководитель Быстрова Зинаида ИвановнаСлайд 2
Сергиев Посад
Слайд 3
Икона-складень из орехового дерева в золотой филигранной оправе (15 в.)
Слайд 4
«Преподобный Сергий и медведь» ( богородская скульптура)
Слайд 6
Село Богородское в 1892 г.
Слайд 7
Богородские игрушки («в белье»)
Слайд 8
Главный герой богородских игрушек - мужик
Слайд 9
Работы Андрея Чушкина (начало 20 века)
Слайд 10
Главные герои Богородских игрушек
Слайд 11
Игрушки на «разводе» и на «шарике»
Слайд 12
Инструменты резчика
Слайд 13
Этапы обработки деревянной «болванки»
Слайд 14
Картины Комарова Е.И. « Богородские резчики» (1959 г) Богородский резчик Балаев Ф. С. (1959 г.)
Слайд 15
Сегодняшний день богородского промысла
Слайд 16
Современный ассортимент игрушек
Слайд 17
Дети и игрушки
Слайд 18
Список литературы 1. Арбат Ю. Добрым людям на загляденье. М., Детская литература, 1964 г. 2. Снегирев И. М. Путеводитель из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру. 1856 у. 3. Клиентов А. В. Народные промыслы России. М, Белый город, 2002. 4. Плотникова Мария. Богородская игрушка и скульптура. Альманах, 2008.
Слайд 19
Милости просим в Подмосковье! Спасибо за внимание.
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Мороз и заяц
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны