Цель исследовательской работы: изучить экологическую обстановку хутора Севостьянова; выяснить причины экологических проблем и предложить пути их решения, которые посильны мне, моим ровесникам и односельчанам.
Актуальность исследовательской работы.
Важно, чтобы каждый человек понимал проблемы окружающей среды, старался сделать её пригодной для своего проживания, нанести ей как можно меньше вреда.
Объект исследования: хутор Севостьянов и окружающие его объекты.
Предмет исследования: растения, почва, вода, напряжённость транспортного потока дороги.
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 223.99 КБ |
«Мы вовсе не получили Землю в наследство
от наших предков – мы всего лишь взяли ее
в долг у наших детей и внуков»
Антуан Де Сент – Экзюпери.
Мы все обязаны жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле-матери, Родине-матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков. И на нашу долю выпадает нелегкая судьба – принять участие в историческом процессе возрождения своей Родины. Новая Россия должна быть страной не только демократической, но и экологически чистой: без варварской эксплуатации лесов и почв, с озерами и реками, не отравленными неочищенными стоками. Лишь при восстановлении и сохранении природы возможен рост качества жизни[1]. На долю нашего поколения выпадает основная часть решения задачи экологического оздоровления России. Мы должны осознать необходимость чувствовать себя ответственными за отношения Человека и Природы, уметь оценивать причины неблагоприятной экологической обстановки на месте будущей работы в селе или городе, в регионе, в России, в мире. Велика наша Родина. Необъятны ее просторы. Но для каждого из нас она начинается с родного края. Наш край – Ростовская область, Милютинский район, хутор Севостьянов, которые входят в состав России. Экологическим проблемам в настоящее время уделяется особое внимание со стороны общественности, ученых, политиков. И это не случайно, так как глобальные экологические проблемы требуют глубины экологических знаний, ответственного отношения к окружающей среде. От состояния экологической среды, каждого, даже маленького населенного пункта, зависит экологическое состояние нашего Отечества. Любой населенный пункт - это искусственно созданная и поддерживаемая человеком среда, в которой человек может и должен поддерживать чистоту и порядок. Проблема загрязнения улиц мусором существует в каждом хуторе. Мы, молодое поколение, растущее в таких экологических условиях, когда видим, что в хуторе остаётся всё меньше и меньше островков живой природы, воспринимаем это с большой болью и обидой. Поэтому я считаю, что в настоящее время тема: «Экологические проблемы хутора Севостьянова и пути их решения» очень актуальна и важна.
Цель исследовательской работы: изучить экологическую обстановку хутора Севостьянова; выяснить причины экологических проблем и предложить пути их решения, которые посильны мне, моим ровесникам и односельчанам.
Актуальность исследовательской работы.
Важно, чтобы каждый человек понимал проблемы окружающей среды, старался сделать её пригодной для своего проживания, нанести ей как можно меньше вреда.
Объект исследования: хутор Севостьянов и окружающие его объекты.
Предмет исследования: растения, почва, вода, напряжённость транспортного потока дороги.
На страницах своей исследовательской работы я постараюсь рассмотреть с экологической точки зрения, проблемы окружающей среды в нашем хуторе, связанные с экологическим неграмотным поведением людей. Каждый человек должен вести себя по отношению к природе так, чтоб не нарушились природные связи. Сегодня многие сельские жители нарушают законы не специально, а по незнанию. Если объяснить населению, что экологическое грамотное ведение хозяйства выгодно в первую очередь им самим, то ситуацию можно изменить и улучшить экологию хутора, как экосистемы.
Задачи исследовательской работы:
1. Изучить на конкретных примерах особенности участков хутора как экосистемы.
2. Выявить взаимосвязи компонентов участков хутора и на этой основе составить простые, понятные для селян рекомендации по экологически грамотному ведению хозяйства и улучшению экологии хутора.
3. Приобщить селян к пониманию экологических проблем малой родины, воспитание ответственности и стремления на пути к решению экологических задач.
Методы проведения исследования.
1. Накопление научного материала (ознакомление с теорией истории вопроса, литературными источниками). Использование сети Интернет.
2. Осмысление собранного материала: сравнение, анализ, эксперимент, наблюдение.
3. Проверка и уточнение фактов: критика, консультации, обобщение, выводы.
Место и сроки проведения: хутор Севостьянов, летнее – осенний период.
1. Основная часть
1.1.Экологическая ситуация в области, районе.
В 21 веке перед всем человечеством остро стал вопрос решения важнейших проблем экологии и сохранения экосистемы земли для будущих поколений. И решение основных экологических проблем нашей планеты зависит не только от целенаправленной политики мировых держав, но и от каждого человека в отдельности. Одним из регионов России, где остро стоит вопрос экологических проблем, является Ростовская область. Экологических проблем в нашей Ростовской области, к сожалению, очень много. Они названы в «Экологическом вестнике Дона»[2], изданным в 2014 году. К ним можно отнести: высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, особенно в крупных городах, нерешенные проблемы утилизации отходов производства и потребления, загрязнение водных объектов, деградацию почвенного покрова, участившиеся в последнее время случаи выжигания сухой растительности, опустынивание земель и другие. Наш Милютинский район находится на востоке области. Для восточных районов Ростовской области характерны те же экологические проблемы, что и для всей области. Изучив сводную таблицу мониторинга экологической оценки каждого района области (по 7 показателям, характеризующим экологическую напряженность)[3], составленную Донским экологическим центром, наш район в числе 10 районов, где ситуация оценивается – удовлетворительно. В других районах она напряженная, критическая или кризисная. К показателям, имеющим наибольшую экологическую напряженность в районе, относятся: загрязнение питьевой воды, загрязнение почв, загрязнение сельскохозяйственной продукции, размещение, переработка и утилизация отходов, самовольная вырубка древесно-кустарниковой растительности.
1.2. Экологические проблемы хутора Севостьянова.
Хутор Севостьянов находится в северо- восточной части Милютинского района. Граничит с севера-запада со станицей Селивановской, с юга с хутором Доброполье, с запада с хутором Кутейниковым. В геоморфологическом отношении хутор Севостьянов входит в 1 –Донской район, который занимает юго-восточную окраину Средне - Русской возвышенности. Река Россошь делит населённый пункт на две неравные части. Почвенный покров представлен главным образом южными чернозёмами (4- 12% гумуса) и тёмно- каштановыми почвами (1,5- 4,5% гумуса), глинистыми и тяжёлосуглинистыми на лессовидных глинах и тяжёлых суглинках, которые оформлены на водоразделах и слабопологих склонах. Численность населения хутора на 1 января 2015 года 530 человек. Площадь хутора - 12380 га. Количество дворов -155. Наша школа находится в центре хутора, поэтому состояние территории школы в поле зрения односельчан. Школа – культурный очаг хутора. Школьная территория занимает площадь -15060 кв.м. На ней расположены здание школы, школьная столовая, спортивная площадка, пришкольный участок (площадью 2304 кв.м.) с садом и цветниками. Наш школьный двор с ранней весны и до поздней осени радует взгляды жителей хутора своей красотой, вызывает положительные эмоции, поднимает настроение. Свою работу я начала с социологического опроса жителей хутора, в котором одним из вопросов был следующий: «Какой бы вы хотели видеть природную среду в родном хуторе?». У большинства опрашиваемых были ответы: чистый воздух, чистая вода, плодородные почвы, отсутствие опасных загрязняющих веществ, обширные природные пространства с богатым растительным и животным миром. Как сделать наш хутор красивее, как решить накопившиеся экологические проблемы, кто должен это решать и делать? Мне хотелось разобраться в этих вопросах, потому что мне не безразлично будущее нашего хутора – нашей малой Родины. Какие же экологические проблемы мною выявлены в хуторе?
C давних времён наш хутор отличался красотой домов, чистотой улиц.
Дома ухожены, заборы покрашены, вдоль улиц посажены цветы и фруктовые деревья. Но «цивилизация» отложила и плохой след. В настоящее время мы часто наблюдаем мусор, к которому люди стали привыкать. Это пластиковые бутылки, плёнка, полиэтиленовые пакеты. Кроме того, на территории хутора и его окрестностей образовалось множество несанкционированных свалок, т.е. не разрешенных официально. В настоящее время все люди обеспокоены проблемой вывоза мусора. Свалки занимают огромные площади. Ядовитые вещества, оказывающиеся на свалках, проникают в подземные воды, которые часто используются в качестве источников питьевой воды, развеиваются ветрами по окрестностям и тем самым наносят ущерб окружающей среде и здоровью жителей хутора. Неряшливый вид придают разбитые дороги. На некоторых улицах есть заброшенные дома, которые являются местом скопления мусора, тайно вывезенного нерадивыми хозяевами. Есть такие места, как памятники антисанитарии, которые вызывают стыд за своих сельчан. Я провела исследование и зафиксировала места с антисанитарным состоянием: территория бывшего автогаража, бывшая котельная, бывший детсад. Обидно видеть неухоженное и заброшенное здание бывшего правления ЗАО «Россошь» (фото 1. Здание правления ЗАО «Россошь»). С целью выяснить, насколько информированы жители об экологическом загрязнении, а также, какова нравственная позиция людей к данной проблеме, мы провели социологический опрос. В опросе участвовали 28 человек, среди них: домохозяйки, учителя, жители окружающих улиц, пенсионеры, И вот, что у нас получилось:
Результаты социологического опроса «Отношение населения к экологии хутора». (Приложение 1)
Цель соцопроса: выяснить общественное мнение об экологии хутора.
В результате соцопроса было выявлено, что состояние окружающей среды беспокоит всех жителей хутора, они не считают хутор экологически чистым. (Фото 2. Социологический опрос населения хутора) Население особенно волнуют такие злободневные экологические проблемы: загрязнение рек, прудов, качество питьевой воды, антисанитарное состояние хутора (мусор, свалки), зарастание территории сорняками. Большинство отвечающих считает, что ответственность за качество окружающей среды должны нести прежде всего сами жители, предлагают проводить больше мероприятий, направленных на охрану окружающей среды в хуторе.
1. 3 .Состояние воздушной среды хутора Севостьянова
По территории хутора проходит автомобильная дорога с твёрдым покрытием, протяженностью 10 км. С целью выявления влияния автотранспорта на экологию нашего хутора, мы провели следующие исследования.
Исследование 1. Определение количества единиц автотранспорта, проходящего по контрольному участку исследования. (Приложение2)
Результаты исследования: Соотнесем полученные в ходе исследования результаты с санитарными требованиями: по уровню загрязнения и шума допускается поток транспорта в жилой зоне не более 200 машин /час. При интенсивности движения 1500-2000 машин/час создаются опасные условия для загрязнения воздуха.
Вывод: Дорога нашего хутора соответствует санитарным нормам.
Исследование 2. Определение ионов свинца в почве. (Приложение3)
Результаты исследования: В пробе №1 было обнаружено незначительное содержание ионов свинца, судя по характеру выпавшего осадка в виде слабой мути. Присутствие ионов свинца является, скорее всего, результатом повышенного транспортного потока вдоль дороги.
Исследование 3. Определение наличия свинца в растительности, произрастающей на разном расстоянии от дороги. (Приложение 4)
Результаты исследования: Присутствие ионов свинца в растениях, взятых вдоль дороги, является скорее всего, результатом более повышенного транспортного потока.
Ионы свинца не обнаружены в других пробах. Транспортный поток в этих местах незначительный, поэтому в этих пробах наличие ионов свинца отрицательное.
1.4. Проблема водоснабжения
В нашем хуторе население получает воду из водопровода четырех водонапорных башен (башня № 1 - находится на улице Девятинская, установлена в 2004 году, башня № 2 - находится на улице Заречная, установлена в 1993 г.; башня № 3 находится на улице Солнечной, установлена в 1976 году; башня № 4 находится на улице Школьной, установлена в 1971 году). За время их существования водопровод не менялся. Не исключено, в трубах за это время образовалось довольно много налета и ржавчины. Вода стала обладать странным привкусом. В ней появился осадок. Иногда вода, идущая из крана, довольно долго остается оранжевой, а иногда имеет коричневый цвет (ржавчина). Какая вода течет из наших кранов?
Отвечая на этот вопрос мы провели исследование (Фото 5. Исследование воды)
В воде содержится железо. (Приложение 5) Железо попадает в питьевую воду не только в природных условиях, но и в результате коррозии аппаратов и трубопроводов. Наличие железа в питьевой воде, не прошедшей фильтры воды для обезжелезивания, ухудшает ее вкус и запах, окрашивает воду в коричневатый цвет. При регулярном употреблении такой воды возрастает опасность различных заболеваний внутренних органов – в первую очередь печени и почек. Кроме того, избыточное количество железа неблагоприятно воздействует на кожу человека, влияет на морфологический состав крови, может быть причиной возникновения аллергических реакций, а также способствует накоплению осадка в системе водоотведения.
Помимо вреда здоровью, железо, находящееся в воде, способствует появлению желтых подтеков на сантехнике, зарастанию и коррозии трубопроводов, выходу из строя дорогостоящего оборудования. В таких случаях не обойтись без фильтров воды для обезжелезивания.
Выводы:
Хутор Севостьянов расположен на достаточном удалении от промышленных предприятий, заводов. Но, экологическую обстановку хутора нельзя назвать благополучной, и она может сказаться на здоровье подрастающего поколения. Воздух, которым мы дышим, воду, которую мы пьём, почва с каждым днем все больше и больше загрязняются, количество мусора увеличивается. В хуторе не организованы места сбора бытовых отходов, что приводит к загрязнению окружающей среды и распространению инфекционных заболеваний, приводит к накоплению вредных веществ в почве, ее изменению и влиянию на живые организмы почвы. Заросли амброзии не только захламляют окружающее пространство, но и отрицательно влияют на здоровье людей. Невозможно достичь охраны природы только одними силами учащихся школы. Нужно, чтобы каждый человек нашего хутора принимал в этом активное участие. Все вместе мы должны уберечь наш хутор от экологических проблем.
Пути решения проблем:
1.Свалки вынести за черту хутора на 3 – 5 км и оборудовать подъездными путями и необходимым оборудованием для утилизации мусора.
2. Вести большую образовательную экологическую работу нашего села, средствами пропаганды через школьников, средствами массовой информации, выступлениями на сходках жителей хутора.
3. Предложить администрации Селивановского сельского поселения по улучшению санитарного состояния хутора провести конкурсы «Двор образцового содержания», «Самая образцовая улица», «Самый цветочный двор».
4. На субботниках по благоустройству хутора должны участвовать не только школьники, но и все жители хутора.
5. Составить, обсудить и принять коллективное обращение к населению с призывом об охране природы.
Заключение
Экологические проблемы хутора заставляют нас задуматься о своем будущем и будущем своих детей. Очень важно принимать во внимание значение экологических проблем, которые наносят вред здоровью людей. Меня очень заботят эти проблемы, мне было интересно прочитать много книг и журналов об экологических проблемах, узнать, как к ним относятся в разных уголках Земли. У каждого человека есть свой дом, и конечно, он его бережёт. А Земля - огромный дом для всех людей, так надо беречь этот дом: если его не будет, не будет и людей. Поэтому уже сейчас надо предпринимать шаги, чтобы бороться с угрожающими тенденциями и проблемами. Своей работой я хотела привлечь внимание к проблемам экологии хутора. Результаты работы могут быть использованы для решения задач экологического воспитания не только детей, но и взрослых. Собранный материал может представлять интерес для широкого круга людей, интересующихся экологическим состоянием родного края. Названные экологические проблемы хутора должны вызвать у них тревогу и желание сохранить красоту природы, сберечь ее богатство для будущих поколений, для наших детей и перерасти в конкретные дела. Ведь рука человека, хоть однажды услышавшего «в своем сердце голос плачущей Земли», уже никогда не поднимется на нее. Так почему же мы не можем объединить все наши усилия, чтобы помочь маленькой частичке большой планеты радовать нас родниковой водой, чистым воздухом и разноцветной радугой после теплого дождика?! А. П. Чехов сказал: «Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы Земля наша!» Хочется верить, что мои односельчане не потеряли чувства патриотизма и любви к Родине, и каждый может внести свой вклад в защиту окружающей среды родного хутора.
Литература:
1. Ю.П. Хрусталев, Т. А. Смагина, Ю. Н. Меринов и др. Природа, хозяйство, экология Ростовской области, Ростов-на-Дону, 2002. С. 5-7
2.Экологический мониторинг в школе./Под ред. Коробейниковой Л.А.-Вологда: Русь,2010.-212 с.
3. Природа Донского края, ред. Шнейдерман Н.А., Научно-популярные статьи и очерки. Ростов-на-Дону.2012.208с.
4. Научно-популярные статьи и очерки. Ростов-на-Дону.2012.208с.
5. Воронцов А.Н. Николаевская Н.Г.Вопросы экологии и охраны окружающей среды. М., 1998 г.- с.218
6. Под редакцией В.Ф. Вальков «Памятники донской природы». Сборник статей ученых и специалистов Ростовского областного совета Всероссийского общества охраны природы. Ростов, 2002. 125с.
7. «Экологический вестник Дона», ред. Гребенщиков А.А., Куренков А.Г Ростов-на-Дону, 2014г., 374с.
Приложение 1.
Социологический опрос населения «Отношение населения к экологии хутора»
Отвечая на вопрос: 1.«Беспокоит ли вас состояние окружающей среды в нашем хуторе?» ответили да-28чел.(100%) Нет-0(0%)
да – 0(0%) нет- 21чел.(75%) относительно-7чел.(25%)
3. Какие экологические проблемы хутора волнуют вас больше всего?
качество питьевой воды -28чел.(100%)
загрязнение воздуха-18чел.(65%)
мусор, свалки -28чел.(100%)
зарастание хутора сорняками -17 чел.(61%)
использование химикатов на полях - 12чел. (43%)
загрязнение рек, прудов - 24чел.(86%)
4. В чем, по-вашему, главная причина замусоривания нашего хутора?
отсутствие специальных контейнеров для сбора мусора - 26 чел.(93%)
не организован вывоз мусора - 28 чел.(100%)
экологическая безграмотность населения - 6 чел(21%)
5. Какой бы вы хотели видеть природу в родном хуторе?
чистый воздух - 26чел.
чистая вода - 28чел. (100% )
плодородные почвы - 9чел.(32%)
отсутствие опасных загрязняющих веществ -7 чел.(29%)
обширные природные пространства с богатым растительным и животным миром -14чел.(50%)
6. Кто, в первую очередь, должен нести ответственность за чистоту окружающей среды?
жители хутора -25чел.( 89% )
местные власти -23чел.( 75% )
специально созданные бригады-12чел.( 43% )
7. Достаточно ли проводится мероприятий, направленных на охрану окружающей среды в нашем хуторе?
Не знаю, проводятся ли они - 3чел.(11%)
не достаточно- 22чел. (79%)
в школе достаточно - 14чел.(50%)
Приложение 2
Исследование №1 Определение количества единиц автотранспорта, проходящего по контрольному участку исследования.
1.На выбранном для исследования участке длиной 100 м, неоднократно производился подсчет автомобилей, движущихся в оба направления. Работа проводилась в утренние, дневные и вечерние часы следующим образом : занималось место у исследуемого участка, и в течение 15 минут велся подсчет единиц проезжающего транспорта. (Фото 6. Определение количества единиц автотранспорта, проходящего по контрольному участку исследования) На основе пятикратного проведения эксперимента были получены усредненные данные транспортного потока: за час – 12машин, за сутки -288.
Приложение 3
Исследование №2 Определение ионов свинца в почве.
К образцам почвы прилили азотную кислоту. (Фото 7. Исследование почвы) Полученные вытяжки почв отфильтровали. Для анализа из каждого образца вытяжки взяли 5мл. фильтрата и добавили соляную кислоту. Сравнили содержание ионов свинца в почве на разном расстоянии от дороги.
Результаты исследования:
Проба 1 (у дороги) – цвет светло-желтый, есть небольшой осадок (слабая муть)
Проба 2 (50м от дороги) – цвет светло-желтый, осадка нет.
Проба 3 (100м от дороги) – цвет светло-желтый, осадка нет.
Проба 4 (у школы) – цвет светло-желтый, осадка нет.
Вывод: Образование осадка в пробе №1 показывает, что почва у дороги содержит свинец.
Приложение 4
Исследование №3 Определение наличия свинца в растительности, произрастающей на разном расстоянии от дороги.
К образцам измельченной собранной растительности добавили одинаковое количество спирта и воды, прокипятили на водяной бане. Затем в каждую пробу добавили раствор иодид калия
Результаты исследования:
Проба 1(у дороги)- образовался ярко - желтый осадок.
Проба 2 (50 м от дороги) – осадка нет.
Проба 3 (100 м от дороги) – осадка нет.
Проба 4 ( у школы) - осадка нет.
Вывод: Образование ярко - желтого осадка в пробе №1 свидетельствует о наличии в ней ионов свинца.
Приложение 5
Исследование №4. Обнаружение солей железа.
Берем по 5 мл. исследуемой воды приливаем 5мл. 10% сульфосалициловой кислоты и 5 мл. раствора аммиака. Появление окраски будет свидетельствовать о наличии солей железа.
Результаты исследования:
Башня(ул.Девятинская) Наблюдается появление желтоватого оттенка.
Башня(ул.Заречная) Появляется желтый цвет.
Башня(ул.Солнечная) Появляется желтый цвет.
Башня(ул.Школьная) Цвет ярко- желтый.
Вывод: Появление желтоватого оттенка и желтого цвета в пробах воды свидетельствует о содержании в воде ионов железа от 0,1 до 0,3мг/л ( при норме не более 0,3мг/л ). Ярко- желтый цвет говорит о более высоком содержании солей железа в воде, что характерно для башни улицы Школьной.
Фото 1. Здание правления ЗАО «Россошь»
Фото 2-4. Социологический опрос населения
Опрос прохожих по улице Школьной
Опрос прохожих по улице Центральной
Опрос школьников
Фото 5. Исследование воды.
Фото 6. Определение количества единиц автотранспорта, проходящего по контрольному участку исследования
Фото 7. Исследование почвы
[1] Природа Донского края, ред. Шнейдерман Н.А., Научно-популярные статьи и очерки. Ростов-на-Дону.2012 г., с.17
[2] «Экологический вестник Дона», ред. Гребенщиков А.А., Куренков А.Г Ростов-на-Дону, 2014г., с.128
[3] Научно-популярные статьи и очерки. Ростов-на-Дону.2012 г., с.85
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Три орешка для Золушки
Прекрасная арфа
Как нарисовать ветку ели?
Под парусами