Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_sayt.pdf | 1.6 МБ |
proekt_1.odt | 942.4 КБ |
Темперамент и его роль в выборе профессии
Цель проекта: Изучить типы темперамента и выяснить роль темперамента в выборе профессии.
I. Введение
Мы с подругой долго обсуждали профессии, наши хобби, наше будущее и задумались над тем, куда лучше поступить после окончания школы, но так и не нашли точного ответа. В первую очередь поинтересовались у друзей, какие у них представления о будущей профессии, но многие затруднялись с выбором. Затем мы обратились к родителям и услышали разные мнения о том, кем бы они хотели нас видеть в будущем. Их представления не совпали с нашими интересами и были субъективны. И после этого мы решили обратиться к школьному психологу с просьбой разобраться в этом вопросе с точки зрения психологии.
Результаты диагностики и консультация помогли нам решить данный вопрос и вдохновили нас на создание этого проекта.
Новизна нашего проекта заключается в том, что проведение теста у восьмых классов по определению типов темперамента служит объективным основанием для выбора будущей профессии. Ведь в нашем Лицее существует необходимость ранней профилизации, которая осуществляется разнообразными диагностическими тестами и методиками, направленными на выяснение какая учебная мотивация у подростка, какие интеллектуальные возможности, насколько развито мышление и внимание и многие другие параметры.
В связи с этим мы предположили, что данный проект существенно поможет в выборе профиля обучения, а значит и повлияет на выбор будущей профессии. Для данной работы нам потребуется: обзор литературы по данной теме, диагностика восьмиклассников и предоставление им результатов обследования в виде психологической выставки.
II. История вопроса
На латыни temperare означает «смешивать». Учение о «правильном смешении» телесных соков и связанных с этим душевных свойствах пришло к нам через Гиппократа из древнегреческой медицины. В античной науке получила распространение мысль о том, что психические особенности людей зависят от темперамента, то есть от пропорции, в которой смешаны в организме человека основные «соки». Каждый из них характеризовался преобладанием какой-либо жидкости. Смешение жидкостей в организме, характеризующееся преобладанием крови, было названо сангвиническим темпераментом (от лат. «сангвис» - кровь); смешение, при котором преобладает лимфа, - флегматическим темпераментом (от греч. «флегма» - слизь); смешение с преобладанием желтой желчи — холерическим темпераментом (от греч. «холэ» - желчь) и смешение с преобладанием черной желчи — меланхолическим темпераментом (от греч. «мелайна холэ» - черная желчь).
В новое время оно несколько утратило свое диагностическое и терапевтическое значение, но Р. Штайнер вновь обратил на него внимание педагогики, указав на значимость этого учения для более глубокого понимания взаимосвязи телесного и душевного. Он считал, что в человеческом организме взаимодействуют твердое, жидкое и газообразное, а также тепло как четвертый элемент. Характер взаимодействия этих «четырех стихий» оказывает существенное влияние на душевную жизнь. Она медлительна и печальна по настрою, если органически перевешивают особенности твердого, а предрасположена к веселью и радости, если преобладает воздухообразный функциональный порядок. Если же проявляются свойства жидкого, то мы чувствуем себя скорее спокойными и уравновешенными, а при преобладании тепла мы становимся деятельными и инициативными. (13)
Темперамент – это определенное, устойчивое сочетание психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности и поведении. (1) Он является биологическим фундаментом нашей личности, то есть основан на свойствах нервной системы, связан со строением тела человека (его конституцией), а также с обменом веществ в организме. Темперамент характеризуется также быстротой переключаемости эмоций. (4) И. П. Павлов раскрыл закономерности высшей нервной деятельности и установил, что в основе темперамента лежат те же причины, что и в основе свойств нервной системы, которые являются наследственными и чрезвычайно плохо поддаются изменениям. (6)
Также эту проблему подробно анализировал К.Г. Юнг в своем труде «Психологические типы», где выделил два интегральных типа: экстравертов и интровертов. (14) Последующие психогенетические исследования, в частности труды Г. Айзенка, подтвердили наследственную обусловленность этих характеристик. (5) Американский психолог Д. Кейрси, начиная с 50-х годов, развил и дополнил концепцию Юнга с учетом текущих достижений психологии, в результате чего обосновал представление о четырех интегральных психологических типах, различающихся по наиболее существенным психологическим характеристикам — от ценностно-мотивационной структуры до наблюдаемого стиля поведения. (16)
Большинство психологов придерживаются того мнения, что темперамент относительно устойчив у взрослого человека и мало изменяется под влиянием среды и воспитания. Однако он изменяется в течение всего детства, когда формируются основные структуры психики человека.
III. Теоретическая часть
1. Типы темперамента
Данную главу, на наш взгляд, лучше начать с примера, в котором психологические различия в типах темперамента ярко проявляются в поведении людей в необычных и нестандартных ситуациях. Четыре друга – холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик опоздали в театр. Как они поведут себя в этой ситуации? Холерик вступит в спор с билетером, пытаясь проникнуть на свое место. Он будет уверять, что часы в театре спешат, что свет еще не потушен, что он никому не отдавит ноги, и, может быть, даже попытается оттеснить билетера и прорваться в зрительный зал. Сангвиник сразу оценит ситуацию, поймет, что в партер его не пустят и побежит вверх по лестнице на ближайший ярус. Флегматик подумает примерно так: «Ну, во-первых, большой трагедии не произошло... И потом, первый акт, как правило, вообще не интересен – актеры еще не разыгрались. Пойду-ка я спокойно в буфет, съем мороженое, а потом досмотрю спектакль в своем удобном бархатном кресле... Бежать за сангвиником на какие-то пыльные, жесткие скамейки? Нет, это уж совсем не по мне!» Меланхолик скажет про себя следующее: «Ну что же, мне, конечно, опять не повезло». И, заплакав, вернется домой. (2)
Из чего же сложились такие разные типы реагирования?
И.П. Павлов, раскрыв закономерности высшей нервной деятельности, установил, что в основе темперамента лежат свойства нервной системы — сила нервной системы, подвижность нервных процессов и уравновешенность нервной системы. Своеобразие этих свойств образуют специфические типы высшей нервной деятельности: сильный уравновешенный подвижный (сангвинический), сильный уравновешенный инертный (флегматический), сильный неуравновешенный (холерический) и слабый (меланхолический).
Схема И.П. Павлова
Знаменитый английский психолог Ганс Айзенк предложил определять тип темперамента в зависимости от соотношения таких свойств личности, как интроверсия — экстраверсия и эмоциональная стабильность — нестабильность (нейротизм). Показатель «интроверсия — экстраверсия» характеризует индивидуально-психологическую ориентацию человека либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на внутренний субъективный мир (интроверсия). (7) Интровертом и экстравертом человек становится в раннем детстве.
Схема Г. Айзенка
Характеризуя типичного экстраверта, Айзенк отмечает его общительность, широкий круг знакомств, необходимость в контактах, гибкость поведения, большую инициативность и высокую социальная адаптированность. Экстраверт действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен и весел. Его чувства и эмоции не имеют строгого контроля, он склонен к рискованным поступкам.
Типичный интроверт — это спокойный, застенчивый человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Он делает впрок необходимые запасы, не допускает лишних расходов и бережет силы. (9) Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Он хорошо контролирует свои чувства, поэтому его нелегко вывести из себя, обладает пессимистичностью и высоко ценит нравственные нормы.
Показатель нейротизма характеризует человека со стороны эмоциональной устойчивости (стабильности). Эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения и ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности и беспокойства, а также склонностью к лидерству и общительности. Эмоциональная неустойчивость выражается в чрезвычайной нервности, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений, чувстве виновности и беспокойства, рассеянности внимания, депрессивных реакциях, а также неустойчивости в стрессовых ситуациях. Такая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам.
Определение типологии по шкале «экстраверсия-интроверсия», а также эмоциональной стабильности — нестабильности (нейротизма) важно, так как это дает возможность педагогу учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся в процессе педагогического общения, при выборе методов обучения, в проектировании учебной деятельности, в анализе и прогнозировании поведения и межличностного общения учеников. (10) Более всего адаптированы и легко достигают своих целей те, у кого низкие показатели по шкале эмоциональной стабильности. Это, конечно, не значит, что люди с высокими показателями по этой шкале хуже или менее развиты, чем первые, просто им трудно идти по жизни. И конечно же невозможно определить заранее, кто из них принесет больше пользы обществу.
Характеристика типов
Дети-холерики довольно утомительны. Они выделяются энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом. Холерики вспыльчивы, нетерпеливы, подвержены эмоциональным срывам, иногда бывают агрессивными и могут быстро впасть в гнев или устроить бурные эмоциональные сцены. Но могут и самозабвенно выполнять специальные задачи, стараться ради других детей или ради исправления ошибок. Они работоспособны и готовы к быстрой реакции.
В школе они постоянно чем-нибудь увлечены и увлекают за собой других. Большей частью они «вывозят на себе» школьные дискуссии, не любят опаздывать, радуются, если учитель их «вызывает» и они могут что-то показать классу. Однако они взыскательны и не станут безропотно терпеть любое обращение.
Сангвиник чувствует себя по-настоящему хорошо только в обществе людей. Он натура открытая и с интересом и пониманием относится ко всему, что происходит вокруг. Его нельзя назвать усидчивым, у него непостоянный характер, он легко забывает о том, что ранее очень интересовало. Его суждения редко бывают принципиальными, он не злопамятен и исключительно контактен. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни и системы в работе. Поэтому не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания и терпения. Сангвиники постоянно в движении и легко растрачивают силы, поэтому зачастую они нуждаются в более продолжительном отдыхе. Они характеризуются высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой движений и психических процессов (внимания, памяти, мышления), разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи, стремлением к частой смене впечатлений и преимущественно положительными эмоциями. В школе сангвиник пользуется всеобщей любовью, поскольку постоянно придумывает что-нибудь веселое.
Человек, у которого доминируют флегматические душевные свойства, способен в трудных ситуациях сохранять спокойствие и сглаживать напряжение там, где, к примеру, холерик давно бы хлопнул дверью. Без терпеливости таких людей, их верности, уравновешенности и любви к привычке, без их точности в выполнении работы человеческое общество не могло бы существовать. Они олицетворение спокойствия, по натуре не агрессивны, постоянно выступают в роли миротворцев и чрезвычайно надежны. Среди суматохи они спокойны, не позволяют вывести себя из равновесия и не реагируют на окрики, которыми их пытаются расшевелить. Приказной тон и крик только еще больше его затормаживают.
Это настойчивый и упорный «труженик жизни», который редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен и не любит попусту болтать.
На меланхоликов впечатления и переживания действуют подолгу, зачастую вечером они способны плакать о чем-то случившемся утром. В школе они часто чувствуют себя непонятыми и непризнанными. Меланхолики принимают активное участие во всех трагических происшествиях и особенно страдают в обстановке, где царит поверхностность и развязность. Им трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у них продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). При длительном и сильном напряжении деятельность меланхолика замедляется или вовсе прекращается.
Опасность меланхолического темперамента проявляется, когда на передний план выступают сосредоточенность на себе, самокопание, ворчливое критиканство по отношению к себе и к другим, или когда чувство справедливости переходит в завистливое сопоставление.
2. «Сильные» и «слабые» стороны всех типов
Мы выяснили, что нет деления типов темперамента на «хорошие» и «плохие», так как каждый из них обладает определенным достоинством, а некоторые из негативных свойств того или иного типа темперамента при соответствующих условиях и психическом состоянии человека могут сыграть положительную роль.
Позитивными чертами холерика являются оптимизм, решительность, общительность, энергичность, высокая активность и убедительность речи, а негативными — вспыльчивость, агрессивность, конфликтность, раздражительность, нетерпеливость и резкость в отношениях. К примеру, холерику очень трудно, особенно в начале, совершать деятельность, требующую плавных движений, замедленного и спокойного темпа, так как его природные особенности противоположны требуемым качествам.
Походка холерика решительна и динамична. Ему присущи инициатива, идеалистическая одержимость, незаурядная стойкость, вплоть до истощения, интенсивность в любом отношении, способность воодушевляться и любовь к истине также, как пунктуальность и легкая раздражительность, если что-то идет вразрез с планом. Но, все эти свойства могут превратиться в негативные, если такой человек ставит перед собой не идеалистические, а эгоистические цели. Тогда на первый план выступают беспощадность, упрямство и честолюбие.
Сильной стороной сангвиника являются такие позитивные черты, как общительность, инициативность, отзывчивость, относительно легкое переживание неудач, жизнерадостность, легкая приспособляемость, выразительность мимики и пантомимики. Слабой стороной являются — несобранность, поверхностность, беспечность, легкомыслие, отсутствие усидчивости и беззаботность. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.
К позитивным чертам флегматика можно отнести терпеливость, обязательность, хладнокровие, глубокомыслие, спокойствие, настойчивость, необидчивость, высокую работоспособность, выдержанность, основательность, постоянство, ровность в отношениях и способность к большому напряжению в работе. К негативным чертам относятся — медлительность, вялость, лень и безволие, бедность и слабость эмоций, безучастность к окружающему миру, малоподвижность, упрямство, пассивность и безынициативность, склонность к выполнению одних лишь привычных действий. У флегматика все психические процессы протекают замедленно, но зато прочно формируются навыки. (15)
У меланхолика выделяют следующие позитивные черты — высокую чувствительность, сердечность, мягкость, серьезность, исполнительность, тонкую восприимчивость и способность к состраданию. Слабой же стороной являются такие негативные черты как застенчивость, неуверенность в себе, мнительность, пессимистичность, нерешительность, замкнутость, ранимость и низкая работоспособность. Однако в нормальных условиях меланхолик — человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляющимся с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям.
3. Темперамент как основание выбора профессии
Темперамент является важным, а иногда и решающим фактором в профессиональном самоопределении человека, поскольку сила чувств, эмоциональная возбудимость и впечатлительность, скорость принятия решений, смены решений влияют на процессы и результаты труда. (12)
Холерики добиваются больших успехов в тех профессиях, где значим человеческий фактор, где важно уметь устанавливать контакты и располагать к себе людей. Это целеустремленные люди, которые в профессиональной жизни занимают руководящие посты. Для них больше всего подходит работа, требующая немедленного исполнения. Подойдут холерику профессии репортера, ведущего радио и телевидения, режиссера, менеджера по продажам, специалиста по PR-технологиям, гида-переводчика, дизайнера, рекламного и страхового агента. В целом у холерика больше шансов быть успешным в профессиях, связанных, скорее, с общением, нежели с документами и техникой. А также — в профессиях, требующих, скорее, гибкости, чем точности.
Сангвиники с охотой берутся за любое дело, быстро увлекаются. Любят новизну, разнообразие ситуаций и перемену мест. Избегают однообразия и шаблонов в работе. В работу включаются быстро, однако, если дело требует терпения, могут и отступить. У них хорошая работоспособность, им больше всего подходит работа, требующая быстроты реакции и уравновешенности.
Сангвинику подойдут профессии педагога, администратора, журналиста, продавца, официанта, экономиста, технолога, адвоката, менеджера по персоналу. Сангвиники обычно становятся хорошими руководителями в самых разных сферах. В целом этот тип темперамента наиболее универсален с точки зрения выбора профессии — сангвиник может найти себя практически в любой деятельности, в соответствии со своими интересами, способностями и полученными навыками.
Чтобы флегматик хорошо работал, его необходимо время от времени «встряхивать»: устроить разбор выполненной им работы, поругать или, наоборот, похвалить его. Он рекордсмен по работоспособности и как никто другой может долго и качественно выполнять любую монотонную работу, а также работу, требующую тщательности. Невозмутимость флегматика полезна во всех сферах деятельности, где требуется хладнокровно проанализировать ситуацию и принять решение. Флегматик незаменим в производстве, администрировании и везде, где требуется поддерживать процессы в стабильном состоянии. Ему подойдут профессии диспетчера, лаборанта, агронома, инженера, ветеринара, системного администратора, ювелира, корректора, оператора баз данных. Из них выходят руководители высокого ранга, принимающие стратегические решения, директора заводов и полководцы.
Меланхолики успешны в деятельности, требующей внимания к деталям и наблюдательности, но не связанной с большим количеством общения. Для меланхолика больше всего подходит ровная, требующая усидчивости и терпения работа, его не тяготит даже монотонная работа. В привычной обстановке, в дружном коллективе он успешно и качественно выполняет однообразную работу, требующую постоянного контроля за качественными характеристиками технологических процессов.
Предметом труда меланхолика может стать техника, информация, художественные образы. Он может состояться как писатель, художник, кинокритик, программист, бухгалтер или архитектор. Много меланхоликов среди талантливых ученых. Меланхолику подойдут профессии аудитора, аналитика, программиста, литературного редактора. Ему стоит выбирать профессии, эффективность деятельности которых оценивается не по количественным, а прежде всего по качественным показателям.
IV. Практическая часть
1. Диагностика темперамента
Мы решили определить тип темперамента с помощью двухфакторной модели экстравертированности и нейротизма Г. Айзенка. В исследовании приняли участие учащиеся 8-х классов (всего 101 чел.) Заинтересовали мы ребят тем, что пройдя данный тест у них будет возможность сравнить результаты данного теста с выбранным профилем обучения и воспользоваться результатами для выбора будущей профессии. Были получены такие результаты.
ХОЛЕРИКИ
8 А класс — 5 человек
8 Б класс — 15 человек
8 В класс — 10 человек
8 Г класс — 9 человек
САНГВИНИКИ
8 А класс — 10 человек
8 Б класс — 3 человека
8 В класс — 11 человек
8 Г класс — 8 человек
ФЛЕГМАТИКИ
8 А класс — 2 человека
8 Б класс — 1 человек
8 В класс — 3 человека
8 Г класс — 3 человека
МЕЛАНХОЛИКИ
8 А класс — 6 человек
8 Б класс — 8 человек
8 В класс — 3 человека
8 Г класс — 4 человека
Распределение типов темперамента учеников 8-х классов (%)
Нам удалось создать несколько стендов, которые демонстрируют все разнообразие темпераментов. На плакатах с типами темперамента представлена информация, которая включает в себя:
V. Рекомендации и выводы
Рекомендации
В данной работе мы выяснили, что для развития холерика полезно рассказывать ему о деяниях великих людей так, чтобы он проникся уважением к их подвигам и научился их ценить. Полезно также давать ему трудные поручения, которые потребуют от него полной самоотдачи. Основной принцип: направлять развитие существующих возможностей в позитивное русло, не подавлять и не заглушать избыточные силы! Если их не использовать, дети будут расходовать их на «глупости».
Невнимательность сангвиника ни упреками, ни угрозами, ни руганью не одолеешь. Больше всего он нуждается в личном участии, понимании и интересе к своим трудностям, которые главным образом проистекают из его небрежности. Лучшим помощником в учебе сангвинику станет установленная система работы. Не отвлекаясь, он может изучать материал вполне эффективно, именно поэтому ему важно распланировать свой день и четко соблюдать этот план, не разбрасываясь по мелочам. Системность полезна и в непосредственном изучении материала: когда содержимое учебника сангвиника «разложено по полочкам», усвоение его идет значительно проще.
Флегматику нужен друг, который будет его подстегивать. Если педагогу удастся заинтересовать этого друга какой-то затеей, флегматик скорее зашевелится из любви и из внутреннего интереса к другу, чем если прямо обратиться к нему самому. Чтобы флегматик хорошо работал, Этот темперамент становится опасен, когда спокойствие оборачивается леностью, а любовь к привычному перерастает в педантизм и мелочность.
Меланхолику для эффективного обучения очень важен настрой. Чтобы успешно усваивать материал, ему нужно уделять особое внимание организации своего времени и пространства. Важно, чтобы ему ничего не мешало. Если он поработает над своим настроем, то сможет долго и тщательно изучать необходимый материал, выделять в нем главное, фокусировать свое внимание на наиболее важных моментах и разворачивать в уме логические цепочки.
Выводы
Нам удалось выяснить типы темперамента у учеников 8-х классов нашей школы, помочь им найти возможные варианты будущей профессии и посоветовать как развить свои сильные стороны.
Например, холерику надо всегда помнить, что его активность может носить разрушительный характер; сангвинику необходимо, особенно в важных вопросах, быть немного посерьезнее; флегматику — не забывать, что желательно действовать несколько быстрее; меланхолику — уметь отделять неудачи от катастроф, неурядицы от бед, частный промах — от крушения жизненный планов. М.К. Тутушкина отмечает, что тип темперамента - «это не только источник сложности для человека, но и потенциал сильных сторон его личности». То есть, если вы чувствительный меланхолик, значит, вы прекрасный друг и, как показывает статистика, чаще других способны на жертвенный, героический поступок; если вы флегматик, то за вами как за каменной стеной, могут спрятаться ваши близкие, друзья и подчиненные, ведь вы очень надежны; если вы холерик то можно надеяться на успешность вашего жизненного пути, вы хорошо умеете ставить цели и добиваться их достижения; ну а если вы сангвиник, то тогда от вас исходит теплый солнечный свет, что тоже необходимо людям в нашей нелегкой жизни. (8)
Высказывание одного из родоначальников научной психологии Вильгельма Вундта звучит как рекомендация: «В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни — меланхоликом, относительно впечатлений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком и, наконец, в исполнении раз принятых решений — флегматиком». (7)
Литература
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Глупый мальчишка
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Учимся ткать миленький коврик
Никто меня не любит