Автомобильные покрышки переработка
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 1.33 МБ |
статья | 423.15 КБ |
Слайд 1
ГПБОУ МАДК имени А.А. Николаева «Переработка отработанных автомобильных покрышек пиролизом». Подготовили : студенты группы 13-AT Волынский А.В. И Снетков В.С. Научный руководитель : преподаватель Сытенкова Т.В.Слайд 2
Цель работы: изучить способ переработки автопокрышек методом пиролиза
Слайд 3
Задачи исследования: - дать характеристику отходов отработанных автомобильных покрышек как источника загрязнения окружающей среды; - дать характеристику метода пиролиза автомобильных покрышек с точки зрения охраны окружающей среды.
Слайд 4
Выделение летучих веществ из покровных резин
Слайд 5
Данные об утилизации шин Страна Объем образования , тыс.т Вывезено на свалку, % Получение энергии, % Восстановление протектора, % Получение, восстановление резиновой крошки, % Экспорт , % Прочее , % Германия 550 2 38 18 15 18 9 Великобритания 450 67 9 18 6 - - Франция 425 52 10 13 6 19 - Италия 330 53 14 27 - 6 - США 2800 59 22 9 9 3 1 Япония 840 8 43 9 12 25 3 Россия 800 96 - 1 3
Слайд 6
Процентное соотношение переработки шин 99% 1% 92% 8% В России использованные автомобильные шины практически не перерабатываются!!!
Слайд 7
Пиролиз - термическое разложение органических и многих неорганических соединений. В узком смысле, разложение органических природных соединений при недостатке воздуха (древесины, нефтепродуктов и прочего). Более в широком смысле — разложение любых соединений на составляющие менее тяжёлые молекулы, или элементы под действием повышения температуры.
Слайд 8
Шины и полимеры представляют собой ценное сырье. В результате переработки отработанных автопокрышек их методом низкотемпературного пиролиза (до 500 °C), получаются жидкие фракции углеводородов (синтетическая нефть), углеродистый остаток (технический углерод), металлокорд и горючий газ. В то же время, если просто сжечь 1 т. шин, то в атмосферу выделится 270 кг сажи и 450 кг токсичных газов.
Слайд 10
При сгорании шин образуются такие химические соединения, которые, попадая в атмосферный воздух, становятся источником повышенной опасности для человека это : - бифенил , - антрацен, - флуорентан , - пирен , - бензапирен .
Слайд 11
Производство покрышек Использование покрышек Сбор использованных покрышек Утилизация методом пиролиза Сырье Топливо «Жизнь» покрышки
Слайд 12
Отработанная покрышка Резина Металл Топливо В промышленных условиях пиролиз углеводородов осуществляют при температурах 800—900 °C и при давлениях, близких к атмосферному (на входе в пирозмеевик ~ 0,3 МПа, на выходе — 0,1 МПа избыточных). Время пребывания сырья в пирозмеевике составляет 0,1 — 0,5 сек.
Слайд 13
Участок переработки шин методом низкотемпературного пиролиза
Слайд 14
Исходное сырье Измельченные шины для легковых и (или) грузовых автомобилей и (или) производственные отходы Энергопотребление, (кВт × ч)/т 50 Характеристика продукции Рыночное качество технического углерода после обработки. Отфильтрованное масло можно использовать в качестве дизельного топлива с высоким содержанием высокоароматических соединений. Сталь Применение Технический углерод используют в шинной и автомобильной промышленности, производстве красок, восстановительном ремонте для замены протектора шин и др. Газ используют для нагревания пиролизного оборудования и в процессах сушки. Тяжелые масла используют в качестве заменителя некоторых сортов дизельного масла. Бензолы и толуолы используют в качестве исходного сырья в нефтехимической промышленности. Сталь используют для прямой переработки
Слайд 15
Складирование покрышек на пунктах переработки
Слайд 16
Выход некоторых продуктов пиролиза различного углеводородного сырья Компоненты Сырье пиролиза — Этан Сырье пиролиза — Бутан Сырье пиролиза — Прямогонный бензин Сырье пиролиза — Атмосферный газойль Водород 3,4 1,3 1,0 0,7 Метан 3,4 21,6 16,6 11,5 Ацетилен 0,2 0,4 0,4 0,3 Этилен 48,7 37,8 29,3 25,0 Этан 39,3 5,1 4,0 3,4 Пропилен 1,1 17,3 16,4 14,5 Дивинил 1,1 3,6 5,6 5,1 Бутены 0,2 1,5 4,4 3,9 Бензол 0,6 2,5 7,1 7,0 Тяжелая смола 0,1 0,6 5,2 9,1
Слайд 17
Сравнительная экологичность процессов переработки автопокрышек Технология Выбросы Механическое измельчение SO x : 0. NO x : 0. Пыль: 0,2 -0,4 Пиролиз SO x : 2. NO x : 2. Пыль: 1 Сжигание в качестве энергетических ресурсов SO x : 10. NO x : 6. Зола: 250. Инертные материалы: 20
Слайд 18
Процесс термического пиролиза углеводородного сырья остаётся основным способом получения низкомолекулярных олефинов — этилена и пропилена. Процесс пиролиза очень выгодный в экономическом плане и является экологически чистым, поэтому находится на вооружении во многих странах. Утилизация автомобильных покрышек с помощью пиролиза имеет альтернативу, так как это позволяет получать энергоносители и не загрязнять так сильно атмосферу, как это происходит при сжигании. Выводы
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ
КОЛЛЕДЖ ИМ. А. А. НИКОЛАЕВА
"Технологии утилизации шин и их востановление"
номинация: Экологическая безопасность
Волынский Артём Валентинович,
Снетков Василий Саидович
специальность:
23.02.03 «Техническое обслуживание
и ремонт автомобильного транспорта
Руководитель проекта:
преподаватель
Сытенкова Татьяна Викторовна,
контактный телефон: 8-916-320-71-89,
электронная почта:
Введение
Динамичный рост парка автомобилей во всех развитых странах приводит к постоянному накоплению изношенных автомобильных шин. По данным Европейской Ассоциации по вторичной переработке шин (ЕТРА) в 2014 оду общий вес изношенных, но непереработанных шин достиг: в Европе-2,5 млн тонн; в США-2,8 млн тонн; в Японии-1,0 млн тонн; в России-1,0 млн тонн.
В Москве ежегодно образуется более 70 тыс. тонн изношенных шин, в Петербурге и Ленинградской области - более 50 тыс. тонн.
Объем их переработки методом измельчения не превышает 10%. Большая часть собираемых шин (20%) используется как топливо. Вышедшие из эксплуатации изношенные шины являются источником длительного загрязнения окружающей среды:
-шины не подвергаются биологическому разложению;
-шины огнеопасны и, в случае возгорания, погасить их достаточно сложно;
-при складировании они являются идеальным местом размножения грызунов, кровососущих насекомых и служат источником инфекционных заболеваний.
Вместе с тем, амортизированные автомобильные шины содержат в себе ценное сырье: каучук, металл, текстильный корд.
Проблема переработки изношенных автомобильных шин и вышедших из эксплуатации резинотехнических изделий имеет большое экологическое и экономическое значение для всех развитых стран мира. Невосполнимость природного нефтяного сырья диктует необходимость использования вторичных ресурсов с максимальной эффективностью, т.е. в место гор мусора мы могли бы получить новую для нашего региона отрасль промышленности - коммерческую переработку отходов.
Не менее перспективным методом борьбы с накоплением изношенных шин является продление срока их службы, путем восстановления.
В настоящее время, все известные методы переработки шин можно разделить на две группы:
1. Физический метод
2. Химический метод
Рассмотрим их более подробно.
Физические методы переработки резиновых отходов
В настоящее время все большее значение приобретает направление использования отходов в виде дисперсных материалов. Наиболее полно первоначальная структура и свойства каучука и других полимеров, содержащихся в отходах, сохраняются при механическом измельчении.
Установление взаимосвязи между размерами частиц материала, их физико-химическими и механическими характеристиками и затратами энергии на измельчение и параметрами измельчающего оборудования необходимо для расчета измельчителей и определения оптимальных условий их эксплуатации.
Процесс измельчения, несмотря на кажущуюся простоту, очень сложный не только по определению характера, величины и направления нагрузок, но и по трудности количественного учета результатов разрушения.
Ниже представлена классификация имеющихся в настоящее время способов измельчения вторичных резин.
Способы измельчения вторичных резин:
1)По температуре измельчения:
-При отрицательных температурах
-При положительных температурах
2)По механическому воздействию:
-Ударом
-Истиранием
-Сжатием
-Сжатием со сдвигом
-Резанием
Согласно данной классификации рассмотрим следующие технологии:
1. НИЗКОТЕМПЕРАТУРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УТИЛИЗАЦИИ
При низкотемпературной обработке изношенных шин дробление производится при температурах -60 град.С ... -90 град. С, когда резина находится в псевдохрупком состоянии. Результаты экспериментов показали, что дробление при низких температурах значительно уменьшает энергозатраты на дробление, улучшает отделение металла и текстиля от резины, повышает выход резины. Во всех известных установках для охлаждения резины используется жидкий азот. Но сложность его доставки, хранения, высокая стоимость и высокие энергозатраты на его производство являются основными причинами, сдерживающими в настоящее время внедрение низкотемпературной технологии. Для получения температур в диапазоне -80 град.С ... -120 град.С более эффективными являются турбохолодильные машины. В этом диапазоне температур применение турбохолодильных машин позволяет снизить себестоимость получения холода в 3-4 раза, а удельные энергозатраты в 2-3 раза по сравнению с применением жидкого азота. Технология не внедрена. Производительность линии 6000 т/год.
2. БАРОДЕСТРУКЦИОННАЯ ТЕХНОЛЛОГИЯ
Технология основана на явлении "псевдосжижения" резины при высоких давлениях и истечении её через отверстия специальной камеры. Резина и текстильный корд при этом отделяются от металлического корда и бортовых колец, измельчаются и выходят из отверстий в виде первичной резино-тканевой крошки, которая подвергается дальнейшей переработке: доизмельчению и сепарации. Металлокорд извлекается из камеры в виде спрессованного брикета. Производительность линии 6000 т/год. В настоящее время реализованы и успешно работают 2 перерабатывабщих завода: "Астор"(Пермь), ЛПЗ(Лениногорск,Татарстан)
3. ПОЛНОСТЬЮ МЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА
В основу технологии переработки заложено механическое измельчение шин до небольших кусков с последующим механическим отделением металлического и текстильного корда, основанном на принципе "повышения хрупкости" резины при высоких скоростях соударений, и получение тонкодисперсных резиновых порошков размером до 0,2 мм путем экструзионного измельчения полученной резиновой крошки. Производительность линии 5100 т/год. Оборудование успешно эксплуатируется в ЗАО "Экошина"(Москва).
4. НОВЕЙШАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Золотая медаль 26-го Международного салона изобретений, прошедшего весной 2000 года в Женеве, присуждена способу озонной переработки изношенных шин, предложенному группой российских ученых и инженеров. Суть технологии - в "продувании" озоном автомобильных покрышек, что приводит в полному их рассыпанию в мелкую крошку с отделением от металлического и текстильного корда.
При этом новая технология значительно экономнее всех существующих и, кроме того, абсолютно экологически безвредна - озон окисляет все вредные газообразные выбросы. В России созданы две опытные озонные установки, их суммарная производительность - около 4 тыс. тонн резиновой крошки в год.
Возможные направления использования резиновой крошки
· порошковая резина с размерами частиц от 0,2 до 0,45 мм используется в качестве добавки (5…20%) в резиновые смеси для изготовления новых автомобильных покрышек, массивных шин и других резинотехнических изделий. Применение резинового порошка с высокоразвитой удельной поверхностью частиц (2500-3500 см. кв/г), получаемой при его механическом измельчении, повышает стойкость шин к изгибающим воздействиям и удару, увеличивая срок их эксплуатации;
· порошковая резина с размерами частиц до 0,6 мм используется в качестве добавки (до 50…70%) при изготовлении резиновой обуви и других резинотехнических изделий. При этом свойства таких резин (прочность, деформируемость) практически не отличаются от свойств обычной резины, изготовленной из сырых каучуков;
порошковую резину с размерами частиц до 1,0 мм можно применять для изготовления композиционных кровельных материалов (рулонной кровли и резинового шифера), подкладок под рельсы, резинобитумных мастик, вулканизованных и не вулканизованных рулонных гидроизоляционных материалов; порошковая резина с размерами частиц от 0,5 до 1,0 мм применяется в качестве добавки для модификации нефтяного битума в асфальтобетонных смесях. Следует привести некоторые результаты исследования ее влияния на эксплуатационные свойства асфальтобетона. При исследовании изучалось влияние количество вводимой в асфальтобетонную смесь резиновой крошки по количеству и размера частиц на трещиностойкость асфальтобетона и коэффициент сцепления колеса автомобиля с поверхностью проезжей части дороги.
1. Установлено, что применение резиновой крошки в асфальтобетоне в два раза повышает коэффициент сцепления на мокром покрытии. На сухом покрытии существенных изменений нет.
2. При использовании резиновой крошки от 0 до 1.0 мм трещиностойкость возрастает на 30 процентов. С уменьшением размера частиц трещиностойкость увеличивается. Особенно эффективно применение частиц крошки от 0.14 мм и меньше. Частицы меньше 0.08 за время перемешивания распадаются, составляющие модифицируют битум, улучшая его свойства.
3. При небольших размерах частиц крошка распределяется по массе асфальтобетонной смеси более равномерно повышая упругую деформацию при отрицательных температурах.
4. Объем дробленой резины в составе таких усовершенствованных покрытий должен составлять около 2% от массы минерального материала, т.е. 60…70 тонн на 1 км дорожного полотна. При этом срок эксплуатации дорожного полотна увеличивается в 1,5 - 2 раза.Такие порошки (размерами частиц от 0,5 до 1,0 мм) используются также в качестве сорбента для сбора сырой нефти и жидких нефтепродуктов с поверхности воды и почвы, для тампонирования нефтяных скважин, гидроизоляции зеленых пластов и т.д. резиновая крошка с размерами частиц от 2 до 10 мм используется при изготовлении массивных резиновых плит для комплектования трамвайных и железнодорожных переездов, отличающихся длительностью эксплуатации, хорошей атмосферостойкостью, пониженным уровнем шума и современным дизайном; спортивных площадок с удобным и безопасным покрытием; животноводческих помещений т.д.
Восстановление шин
Вдумайтесь, само по себе, шинное производство — одно из самых энергоемких — постоянно наращивает мощности. Уничтожение отработавших шин, пиролизом, описанным выше, еще более энергоемко, а для сжигание 3-4 тыс. покрышек требуется такое же количество кислорода, какое поглощает небольшой европейский городок за месяц.
И тут наступает очередь цифр.
1:2 - таково соотношение продаж новых и восстановленных покрышек в странах Западной и Центральной Европы и Скандинавии.
Как это не покажется странным, но среди фирм, занимающихся восстановлением покрышек, лидируют шинные заводы.
Так компания Toyo tires(Осака,Япония) кроме производства покрышек для грузовых и легковых автомобилей и автобусов выпускает оборудование и материалы не только для восстановления покрышек, но и для их безотходной утилизации.
Существует несколько технологий восстановления изношенного протектора. Наиболее распространены нарезка и горячая вулканизация специальной гладкой ленты с одновременным формированием рисунка (этот процесс был хорошо известен у нас в стране как «наварка»).
Однако, самые большие надежды и перспективы связаны на сегодняшний день именно с «холодной» (при температурах до 100С) вулканизацией с применением лент с заранее нанесенным рисунком. В большинстве случаев для этого используется лента, равная размерам основных типов покрышек. Однако та же Toyo tires успешно реализует технологию восстановления покрышек с помощью готовых протекторов кольцеобразной формы. Специальный станок растягивает резиновое кольцо и надевает его на подготовленный бреккер. В конце прошлого года под Минском был запущен минизавод СП "Белретред", занимающийся восстановлением шин грузовых автомобилей по технологии фирмы "Эллерброк" (Германия). Сущность данной технологии заключается в том, что новый протектор предварительно вулканизируется на предприятии фирмы "Эллерброк", а затем "приклеивается" к предварительно подготовленному каркасу при температуре около +100С. При этом исключается возможность вторичной вулканизации и повреждения каркаса шины за счет ослабления связи между резиной и кордом. Под "приклеиванием" в данном случае подразумевается "автоматическая вулканизация", которая осуществляется при помощи специальных химических веществ, ускоряющих данный процесс. Предприятие дает на свою продукцию гарантию 1 год.
Процесс восстановления
Процесс начинается с визуального контроля, в результате которого отсеиваются покрышки с видимыми дефектами. Затем следует проверка шины под давлением, после которой колесо поступает на участок, где с него снимаются остатки старого протектора.
После устранения мелких дефектов, вскрытых после снятия старого протектора, осуществляется процесс подготовки каркаса к обработке клеем. Затем наносится клей, в состав которого входят вещества, активизирующие процесс вулканизации, и прокладочная лента, по составу напоминающая сырую резину. После всех этих операций на шину накладывается протектор фирмы "Эллерброк".
Следующий этап - закладка колеса в оболочки, называемые энвелопами. Полученный "бутерброд" подается в автоклав, где при температуре чуть ниже +100С происходит "холодная вулканизация". На финишных же операциях осуществляется проверка покрышки под давлением и придание колесу товарного вида.
В России по технологии холодной вулканизации работают: ООО “Скай”, дилер германской компании Vergolst в Северо-Западном регионе, Чеховский шиновосстановительный завод (ЧШЗ); «Совтрансавто-Брянск», работающий по технологии американской компании Bandag; завод РТИ (г. Копейск).
Заключение Для примера, цена одного нового колеса карьерного самосвала (в зависимости от грузоподъемности) составляет 8000$ - 20000$, а восстановление методом холодной вулканизации обходится в 2 - 5 раз дешевле. Шины легковых автомобилей, в виду их большего распространения и при том значительно меньшей стоимости, восстанавливать не всегда выгодно, поэтому целесообразно их утилизовывать для получения гранулята или использывать их как вторичный энергоресурс.
Список используемой литературы:
«Автомобильные шины» Бидерман В.Л. 2012 г.
«Мужчинам до 16 - об автомобиле» Колодочкин М. 2012
«Влияние жесткостных характеристик резин на работоспособность грузовых шин диагональной конструкции. — Производство шин» Алексеева И. К., Аннушкина Н. Г., Пуканов И. Г. и др, РТИ и АТИ,2013 , № 5, с. 11—15.
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Нарисуем попугая цветными карандашами
Есть в осени первоначальной...
Есть ли лёд на других планетах?
Весенняя гроза