Что из старинных обычаев сохранилось поныне.
Вложение | Размер |
---|---|
chuvashskie_svadby._3.doc | 64 КБ |
Чувашская свадьба.
Что из старинных обычаев сохранилось поныне.
МБОУ «СОШ №64» г. Чебоксары
Алякина Милена Сергеевна
1. Введение
Выбор темы исследования
Перелистывая семейный альбом я увидела свадебные фотографии своих родных. В то время я была еще довольно маленькой, поэтому особо не обращала внимания на обряды и традиции, присущие чувашским свадьбам. Однако сейчас, глядя на красочные костюмы, мне стало интересно: что же из старинных свадебных обычаев и традиций сохранилось поныне? Это и стало темой для моей исследовательской работы.
Я поставила перед собой цель: изучить и сравнить проведение чувашских свадеб и соблюдение национальных свадебных обычаев в наши дни.
Задачи исследования:
- выяснить, что такое чувашская свадьба с соблюдением древних традиций;
- изучить фото и видео архивы нашей семьи для получения материала необходимого для работы;
- опросить родственников о том, какие из обычаев соблюдались на их свадьбах.
Методы исследования:
- поиск информации в научной литературе;
- поиск информации в сети интернет;
- опрос взрослых;
Гипотеза
Является ли соблюдение старинных обычаев предметом сближения разных поколений чувашей?
Актуальность темы
При общении со старшим поколением своей семьи, мы теснее сближаемся в плане духовности и перенимаем информацию, касающуюся наших предков, тем самым сохраняется преемственность поколений.
3
2. Из истории чувашских свадеб.
Наши предки самыми важными событиями человеческой жизни считали рождение, свадьбу ( туй-чув.) и смерть. Обряды, сопровождающие эти события, ученые называют «обрядами перехода». Во время рождения и смерти человек «переходит» в другой мир. Во время свадьбы резко меняется его положение в обществе, он «переходит» в другую социальную группу. К тому же чуваши считали огромным грехом и несчастьем умереть будучи незамужем или неженатым. Ведь отсюда следует, что он не выполнил главной цели — создав семью оставить после себя продолжение рода. (Приложение 1) Вся забота чуваша — в упрочении, возвышении своего рода: тетем ан сивентер (чув.)- чтобы изба не остыла.
По весьма на сегодняшний день актуальной для нашей республики проблеме остеопетроза ( тяжелой генетической болезни) хочется отметить одну весьма полезную и важную традицию выбора супруга. У чувашей категорически запрещалось выбирать себе жену или мужа из родственников, либо из жителей своего села, дабы исключить рождение больных генетическими заболеваниями детей.(Приложение 2) Потому как даже среди жителей одного населенного пункта могли попасться родственники. Поэтому, когда парень объявлял о своем намерении жениться, родители в первую очередь выясняли, из какого рода невеста, здорова ли, достаточно ли трудолюбива, умна ли, какой у нее характер, какая внешность и т. д.
3. Из чего состоит чувашская свадьба .
Свадьбу образно я поделила на: сватовство ( килешни - чув. ), подготовка к самой свадьбе, само торжество и последующие гуляния.
Килешни (чув.) - сватание невесты. Для знакомства с семьей невесты и предварительного сговора, сватания ( килешни- чув.), родители юноши посылали сватов (евче - чув.). Эти сваты были родственниками или близкими знакомыми. Как показал мой опрос родственников, в нынешнее время сваты необязательно посещают дом невесты. Хотя в селах эта традиция еще жива. Сватами приходят близкие жениха обязательно в нечетном (это важная особенность!) количестве, с гостинцами для семьи невесты. Если сватовство состоялось, то вместе с невестой их количество становится четным- молодые будут составлять пару. (Приложение 3)
Во время сватовства родители молодых договаривались о свадьбе и дате ее проведения. Сейчас, насколько мне известно, этот обычай не актуален, так как дата торжества определяется органами ЗАГСа нашей республики.
До свадьбы каждая девушка готовила себе сундук (арча- чув. ) с приданным. В него входила разная одежда, платки, полотенца и всякая домашняя утварь .Такая девушка считалась хорошей кандидатурой в невесты.
В понятие - подготовка к свадьбе — я вкладываю тот смысл, что свадебные мероприятия были весьма хлопотными и отнюдь не дешевыми. Поэтому семьи бедняков могли просто выкрасть понравившуюся девушку во время вечерних гуляний. Так же невесту крали, если какая либо из семей была против брака.
Свадьба (туй-чув.) - была и есть большим праздником для обеих семей. Обычно она начиналась почти одновременно и в доме жениха и в доме невесты, а затем соединялась в доме невесты — жених приезжал и забирал ее к себе, а завершалась в доме жениха.
В наши дни молодые, после того как жених забирает невесту из родительского дома, чаще всего едут праздновать свадьбу в какое-нибудь кафе либо ресторан.
4
Но в целом и раньше и сейчас свадебные гуляния занимают несколько дней.
Среди родственников жениха и близких друзей выбирают специальных людей, которые организовывают свадебное торжество, выполняя особые поручения (туй пущ— чуваш.) Они выезжают к невесте вперед свадебного поезда.
Молодые обязательно приглашают на торжество посаженных родителей ( хайматлахсене - чув.) .
Что касается нарядов, то хочу отметить, что современные жених и невеста уже не наряжаются в богато вышитую национальную одежду, предпочитая современные свадебные наряды.( Приложение 4 и 5 ) Но вот традиция своеобразно одеваться дружкам жениха (кещен керу — чув.) осталась. Они сразу выделяются в толпе гостей: парни одевают нарядные веночки с ленточками (либо к головным уборам пришиваются цветочки и ленты) и в расшитые и украшенные женские фартуки. ( Приложение 6)
Эта традиция сохранилась и в наше время - на чувашской свадьбе обязательно присутствуют дружки жениха (кещен керюсем - чув.).Они обычно выбираются из самых говорливых, веселых парней, способных вести переговоры со свитой невесты. В их же обязанности входит и угощение гостей.
Обычно за невестой выезжали вечером, с благословения родителей.
жениха. Он едет в свадебном поезде в сопровождении одетых в чувашские наряды женщин -туй арамсем (чув.).Они поют чувашские обрядовые песни, для оберега жениха и его будущей семейной жизни. По приезде к невесте могут и частушки про невесту пропеть. Как правило, на них никто не обижается. Позже туй арамсем поют и танцуют, веселя гостей. Я считаю, что в наше время это очень красивый момент на свадьбах видеть женщин в национальных костюмах. Причем эти костюмы разнообразны. Ткани, вышивки и украшения зависят от района, в котором проживает женщина. (Приложение 7)
Невесту, как правило, жениху приходится искать. Тут на помощь ему приходят его дружки, потому что подружки невесты поспешно запирают ворота и двери, чтобы жених не прошел без выкупа. В старину калым за невесту выплачивали заранее, сегодня же обходятся символическим выкупом на самом торжестве.
Жениху и всем гостям мужчинам со стороны жениха, родня со стороны невесты дарит керу-тутри (чув.) - платок зятя или херсур парни (чув.)-подарок невесты. Этим родня невесты дает понять, что они принимают в семью жениха и его близких. Сестры невесты одевают на жениха рубашку. Этот обычай сохранился и поныне. Девушки этим обозначают, что они тоже в скором времени надеются удачно выйти замуж.
Еще один обычай — это одаривание родственников мужа подарками. Невеста как бы задабривает свою новую родню, чтобы они были к ней помягче. Чаще всего эту традицию чувашские семьи стараются соблюдать. ( Приложение 8)
Но на мой взгляд, самый красивый и необычный обряд на чувашских свадьбах сурпан сырни (чув.)- повязывание вышитого платка, к сожалению, встречается очень редко. Мне повезло, я, хоть и маленькой, могла видеть его лично на свадьбе у родственников. После вхождения молодой в дом жениха, ее переодевают в чувашскую национальную одежду и повязывают вышитый платок на голову. Этот обряд означает, что теперь невеста становится замужней женщиной. А вышивки на ее одежде являются своеобразным оберегом от злых духов. (Приложение 9)
На второй день после свадьбы молодой муж со своими родными и друзьями приезжает в родительский дом своей супруги, чтобы символично «выкорчевать дерево», «посаженное» во дворе у невесты накануне. Этот обычай символизирует о том, что как и это дерево было «вырублено» со двора, так и невеста отныне здесь только гостья.
5
4.Обычаи и традиции, которые были соблюдены на свадьбах моих родных.
Сватовство - было соблюдено у всех моих родных. Отличалось оно одно от другого только требованиями, присущими каждому району нашей республики.
Наличие посаженных родителей ( хайматлахсам — чув.) и специально выбранных людей, выполняющих особые свадебные поручения - туй пущ ( чув.) - было тоже соблюдено у всех.
Присутствие туй арам - (чув.)- женщин,принимающих участие в свадьбе , было, к сожалению, уже у немногих. В основном традиция жива в сельской местности.
То же можно сказать и о дружках жениха ( кещен керюсем — чув ). Сейчас их можно встретить далеко не на каждой свадьбе.
У моих бабушек был соблюден обычай выкупа женихом приданного невесты.
Обычай повязывания платка молодой и дарение платка зятю тоже встречается крайне редко, в основном на селе.
Коленопреклонение жениха (получение благословения своих родителей перед выездом за невестой) и похожий обряд коленопреклонение у невесты (получение благословения уже совместно с невестой) - был соблюден у моей бабушки .
Также был соблюден обычай испрашивания Божьего благословения. После приезда жениха в избу, где бабушка выросла, в знак благодарности она вешала вышитые полотенца на божницу .После этого ее родители зажигали свечу и благословляли: «Живите долго, в согласии, старших уважайте, сор из избы не выносите, за чужими словами не идите. любите друг друга, уважайте, пусть бог вас не оставит милостью — и будут у вас дети». А уже после вхождения в дом жениха, невеста и в его доме вешала красивые вышитые полотенца и зажигала свечу. Только попросив милости у бога, молодые садились за стол.
5. Заключение.
Входе исследования своей работы я узнала много новой интересной информации, относительно красоты культуры нашего народа. Научилась сравнивать и выделять изменения, касающиеся неизбежного влияния цивилизации. Выходит, что развитие цивилизации на планете постепенно стирает нити, связующие поколения людей. И в этом есть своя доля отрицательного. Именно поэтому было необходимо и к тому же - полезно окунуться в истории наших семей, пообщаться со старшим поколением. Тем самым укрепить наше духовное наследие.
Следовательно, выдвинутая мной ранее гипотеза о том, что соблюдение старинных обычаев является предметом сближения разных поколений чувашей — верна.
6
6. Библиографический список:
- Википедия;
-http://forum.inmarket/biz/index:php?/blog/168/entry-1188-vozrozhdaem-tradicii-dosvadebnie-obrjadi-chuvash/
7
Содержание
1. Введение........................................................................ ...........................3
2. Из истории чувашских свадеб .................................................................4
3. Из чего состоит чувашская свадьба....................................................... 5
4. Обычаи и традиции, соблюденные на свадьбах моих родных.............6
5. Заключение …............................................................................................6
6. Библиографический список …................................................................. 7
7.Приложения ………………………………………………………………8
2
О чем поет Шотландская волынка?
Лавовая лампа
Мать-и-мачеха
Рисуют дети водопад
Извержение вулкана