С помощью теоретического материала проверить практически реальность теоремы Пмфагора.
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy.docx | 15.76 КБ |
О ПРАКТИЧЕСКОМ ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕ ТЕОРЕМЫ ПИФАГОРА
Шевцова Марья Николаевна
Научный руководитель Ведерникова Ирина Александровна
МБОУ « СОШ №25», Республика Адыгея, п. Энем
В нашей школе действует НОУ « Малая академия-ПОИСК». Я являюсь членом математического отделения. Меня всегда влекли исторические события в математической области. Одной из заинтересовавших меня тем явилась теорема Пифагора. И у меня возникла идея проверить практически теоретическую формулировку теоремы.
Актуальность: проект предлагается учащимся 8 класса при изучении темы "Теорема Пифагора. В ходе реализации проекта обучающиеся знакомятся не только с основным материалом учебной темы, но и получают дополнительные знания по истории, математике, архитектуре, а также практически сами доказывают утверждение теоремы.
Цель: практическое исследование доказательства данной теоремы, расширение и углубление знаний, развитие интереса обучающихся к предмету.
В проекте поставлена гипотеза « На самом ли деле в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов? Как практически это проверить?». Конечно же, это известный факт и в проекте приводятся интересные доказательства этой теоремы, но это все теоретически, а как будет выглядеть доказательство практически?
На двухчасовом занятии кружка мы с ребятами 8 класса решили проверить этот факт. Для этого каждый из них нарисовал в тетради прямоугольный треугольник. Под линейку измерил стороны, и я на доске для наглядности в специальной таблице внесла все измерения. Далее, каждый высчитал значение выражения с2 и выражения а2+b2. Затем, мы проанализировали закономерность, и выяснилось, что значения этих выражений отличаются на малые доли или вообще не отличаются. И ребята ещё раз подтвердили формулировку теоремы Пифагора.
Мы провели ещё один эксперимент: каждый получил цветной лист бумаги, ученики нарисовали различные прямоугольные треугольники и на каждой из трёх сторон построили квадраты.
Площадь каждого квадрата равна квадрату его стороны. Если вырезать все три квадрата, и наложить два маленьких на большой, то окажется, что они его полностью закроют. Следовательно, сумма площадей маленьких квадратов равна площади большого квадрата.
Каждый ребёнок вырезал по три квадрата. Большой оставил у себя, а два маленьких отдал соседу. И они попытались разрезать их так, чтобы полностью накрыть большой квадрат. У каждого ученика получилось, хотя, разрезали квадратики по-разному.
Ребята еще раз убедились, что формулировка теоремы действительна. Все были довольны, делились впечатлениями и показывали друг другу эти незатейливые квадратики. Мне кажется, что эту теорему ребята запомнят навсегда, особенно когда они узнали необычное ее звучание « Пифагоровы штаны во все стороны равны».
Занятие продолжилось устным практическим применением ее в задачах на готовых чертежах, разгадыванием кроссвордов, ребусов. Ребята решали с большим энтузиазмом. Успели сделать около 10 задач. Почти каждый высказал свое решение.
Цель проекта была достигнута. Практическое доказательство подтвердило теоретические формулировки. Ребята заинтересовались и увлеклись.
Зимняя сказка
Нора Аргунова. Щенята
Тигрёнок на подсолнухе
Воздух - музыкант
Хитрый коврик