Постановка проблемы
Как убедиться, что литература существует не только для литераторов, а математика – не только для математиков?
Актуальность моей работы
Разрушить стереотип несовместимости таких наук, как математика
и литература и доказать наличие между ними тесного взаимодействия.
Цель работы
Доказать существование связи между литературой и математикой
Задачи
Подобрать математические задачи в литературных произведениях.
Разобрать решение отобранных задач.
Провести анализ полученных в ходе решения результатов.
«В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии».
Н. Е. Жуковский
« Математик, который не есть поэт, не будет никогда подлинным математиком»
Немецкий математик Карл Вейерштрасс
2
Математика известна с древних времен. Если вспомнить такие великие государства прошлого, как Древний Рим, Древняя Греция, Османская империя в Турции, то можно заметить, что все архитектурные и художественные шедевры создавались с использованием математики.
Знания математики требовались не только при строительстве, но и при создании литературно-художественных произведений.
Недаром А. С. Пушкин говорил: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии».
В наши дни литературные журналы не помещают научных, а тем более математических, статей на своих страницах, но во времена Пушкина это было обычным явлением. Как это ни странно, в то время среди писателей существовала своего рода мода на математику.
Гоголь в 1827 г. не только выписывал “Ручную математическую энциклопедию” Перевозчикова, но даже изучал ее.
А. С. Грибоедов в 1826 г. просил прислать ему учебник по дифференциальному исчислению
А. С. Пушкин всегда стремился «стать с веком наравне» даже по отношению к математике:
- Он помещал математические статьи П.Б. Козловского в своем «Современнике»
- Его библиотека, содержащая более 4000 томов, включала в себя немало книг по естественно –научной тематике: философские труды Платона, Канта, Фихте, сочинения Лейбница по математическому анализу, исследования по физике и механике Араго и Даламбера, имелись 2 сочинения по теории вероятностей.
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_v_liter.zip | 2.78 МБ |
МОУ «ООШ № 78» г. Саратова
Исследовательская работа:
«Математика в литературе»
Выполнил Русских Никита
ученик 6 класса.
Руководитель - Бессонова Ж.П.
учитель математики – информатики.
2015 год.
Содержание
1.Введение …………………………………………………………………… 2
2.Математика в произведениях литературных классиков.
• Л.Н. Толстой « Человек – есть дробь….»……………………………. 5
• Сказка или быль………………………………………………………… 6
• Размер острова в современных единицах измерения…………………7
• Рост Конька-горбунка…………………………………………………..8
3.Математика в стихах.
• В. Михановский………………………………………………………... 9
• Математическая ветвь научной поэзии В. Брюсова………………… 10
• Равиль Бухарев «Геометрия трав»…………………………………… 11
4. Заключение………………………………………………………………. 12
5. Список литературы……………………………………………………… 13
1
Введение.
Постановка проблемы
Как убедиться, что литература существует не только для литераторов, а математика – не только для математиков?
Актуальность моей работы
Разрушить стереотип несовместимости таких наук, как математика
и литература и доказать наличие между ними тесного взаимодействия.
Цель работы
Доказать существование связи между литературой и математикой
Задачи
Подобрать математические задачи в литературных произведениях.
Разобрать решение отобранных задач.
Провести анализ полученных в ходе решения результатов.
«В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии».
Н. Е. Жуковский
« Математик, который не есть поэт, не будет никогда подлинным математиком»
Немецкий математик Карл Вейерштрасс
2
Математика известна с древних времен. Если вспомнить такие великие государства прошлого, как Древний Рим, Древняя Греция, Османская империя в Турции, то можно заметить, что все архитектурные и художественные шедевры создавались с использованием математики.
Знания математики требовались не только при строительстве, но и при создании литературно-художественных произведений.
Недаром А. С. Пушкин говорил: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии».
В наши дни литературные журналы не помещают научных, а тем более математических, статей на своих страницах, но во времена Пушкина это было обычным явлением. Как это ни странно, в то время среди писателей существовала своего рода мода на математику.
Гоголь в 1827 г. не только выписывал “Ручную математическую энциклопедию” Перевозчикова, но даже изучал ее.
А. С. Грибоедов в 1826 г. просил прислать ему учебник по дифференциальному исчислению
А. С. Пушкин всегда стремился «стать с веком наравне» даже по отношению к математике:
- Он помещал математические статьи П.Б. Козловского в своем «Современнике»
- Его библиотека, содержащая более 4000 томов, включала в себя немало книг по естественно –научной тематике: философские труды Платона, Канта, Фихте, сочинения Лейбница по математическому анализу, исследования по физике и механике Араго и Даламбера, имелись 2 сочинения по теории вероятностей.
3
Проблема заключается в том, что не все читатели при прочтении обращают внимание на затейливые авторские головоломки, да и сам автор не всегда осознанно, зачастую между делом, ставит их в своих романах, повестях, рассказах. Грамотное использование математических фактов делает художественное произведение достоверным и реальным.
Попробую это доказать.
4
Основная часть
Удивительное сравнение можно сделать, основываясь на математических понятиях. Например, Л.Н. Толстой сделал такое сравнение:
“Человек - есть дробь.
Числитель - это, сравнительно с другими, достоинства человека, знаменатель - это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя - свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя - свое мнение о самом себе, а этим уменьшением приблизить к совершенству».
5
Вы когда-нибудь задумывались, почему авторы называли свои произведения именно сказкой, а не былью, к примеру?
Рассмотрим, как корабельщики рассказывают царю Салтану про чудо - явления тридцати трех богатырей:
Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить.
Итак, на берег из моря выходят 33 молодых богатыря и старый дядька Черномор, который выводит их парами, то есть по двое. Но 33 на 2 не делится, следовательно, поэтическое описание оказывается невозможным с точки зрения арифметики. Отсюда следует, что произведение Александра Сергеевича Пушкина действительно является сказкой, что и требовалось доказать.
6
У Некрасова есть произведение «Дедушка Мазай и зайцы», вот отрывок из него:
«Вижу один островок небольшой –
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину”.
Решение:Каковы же размеры островка в современных единицах длины и площади?
S= а*в, а = 1аршин=72см, в=1 сажень =216см. S= 0,72 *2,16 =1,5552 м2.
Ответ: островок небольшой.
7
Говоря о каком – то персонаже, писатели нередко указывали его рост. Например, П.П. Ершов в сказке «Конек-горбунок»
«Двух рожу тебе коней-
Да таких каких поныне
Не бывало и в помине;
Да еще рожу конька
Ростом только 3 вершка,
На спине с двумя горбами
Да аршинными ушами».
Если перевести все единицы, то получится, что
1 вершок=4,445см,тогда умножаем на 3 вершка и получаем :
4.445см*3=13.335см.
А теперь насчет ушей 1 аршин= 71.12см.
Вы можете представить себе этого конька-горбунка,
если его рост 13 см, а уши 71см?
8
К теме математики в поэзии обращались очень многие поэты в разное время.
Владимир Наумович Михановский окончил физмат Харьковского университета. Преподавал математику и физику там же. Член союза писателей.
Думы нездешней полна,
Чуть загрустив отчего-то,
Молча стоит у окна,
В мыслях- расчеты, расчеты..…
Да, математике надо
Мир постигать наш – и вот
Страсть отстраненного взгляда
В прорву пространства ведёт.
Пусть ей взгрустнется немножко,
Жалобы не услыхать
Строгая, смотрит в окошко,
Сущее хочет познать.
9
Математическая ветвь научной поэзии В. Брюсова включает в себя несколько стихотворений: «Числа»,«К портрету Лейбница», «Мир N измерений»
Числа
Мечтатели, сибиллы и пророки
Дорогами, запретными для мысли,
Проникли – внесознанью –далеко,
Туда, где светят царственныечисла
Предчувствие разоблачает тайны,
Проводником нелицемерным светит:
Едва откроется намек случайный,
Объемлет нас непересказныйтрепет.
Вам поклоняюсь, вас желаю, числа!
Свободные, бесплотные, как тени,
Вы радугой связующей повисли
Краздумиям с вершины
вдохновенья!
10
Библус-РавильРаисович Бухаревпоэт, закончил механико-математический факультет Казанского университета и аспирантуру МГУ по кибернетике.
«Геометрия трав »
Математик, несбывшийся
странник,
Оглянись, удивляясь стократ:
В травах – срез чабреца –
пятигранник,
А в сеченье душицы – квадрат.
Всё на свете покажется внове
Под гольцом, чья вершина в снегу:
Водосбор – треуголен в основе
На цветущем альпийском лугу!
Где же круг? Возле иглистой розы.
Там, где луг поднебесный скалист,
Вижу, с ветром играет берёзы
Треугольно-ромбический лист.
11
Заключение
Приступая к исследованию, я ставил перед собой задачу вызвать интерес к изучению предмета «математика». Я попытался раскрыть факты соединения художественного и математического таланта, наблюдаемого у некоторых людей. Проведя анализ некоторых произведений, могу сделать вывод, что авторы, употребляя в своих произведениях числительные и математические данные, не просто так дают готовые знания и выдают все математические секреты, а предлагают нам подумать и дают пищу для размышления.
Любая книга откроет свои тайны только тому человеку, кто умеет смотреть и видеть, тому, кто умеет удивляться и воспринимать новое, тому, кто умеет сам добывать знания и отвечать на интересующие его вопросы. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости и наблюдения различных явлений жизни.
Литература учит нас понимать окружающий мир, а математика – точно мыслить, соизмерять, оценивать этот мир.
12
Список литературы
Интернет ресурсы
http://img810.imageshack.us/img810/250/paperscrolls4.jpg
http://i005.radikal.ru/1109/fb/755ad610193c.png
http://www.surguchev.ru/assets/images/Svitok/DSC07710-conv-ok-sq-s-web.jpg
13
"Морская болезнь" у космонавтов
Император Акбар и Бирбал
Карандаши в пакете
Именинный пирог
Петушок из русских сказок