районный конкурс творческих проектов по математике
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_teorema_pifagora.doc | 296 КБ |
zashchita_teorema_pifagora.ppt | 1.67 МБ |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Лебедёвская средняя общеобразовательная школа
Проектно-исследовательская работа
«Теорема Пифагора»
конкурс «Математика в нашей жизни»
Работу выполнила:
Козачко Екатерина
ученица 8 класса
Руководитель:
Буленкова Светлана Борисовна
с.Лебедёвка, 2015 г
Содержание
страница | ||
I. 1 | Обоснование выбора | 3 |
I. 2 | Цель работы | 3 |
I. 3 | Задачи работы | 3 |
I. 4 | Этапы работы | 4 |
I. 5 | Необходимые ресурсы | 4 |
II | Основная часть | 5 |
II.1 | Обзор литературы | 5 |
II.2 | Краткое описание работы | 10 |
III | Заключение | 10 |
IV | Используемая литература | 10 |
I. 1. Обоснование выбора
Идея этой работы возникла в рамках проекта "История развития геометрии треугольников", которой я начала заниматься с 7-го класса под руководством моего учителя математики. В 8-м классе, когда мы столкнулись с теоремой Пифагора, я решила собрать довольно обширный и интересный материал по истории развития прямоугольных треугольников и теореме Пифагора, в частности. Я считаю, что этот материал будет интересен и моим одноклассникам. Помимо исторических сведений в проект вошли доказательство теоремы Пифагора из учебника "Геометрия. 7-9 классы" Л.С. Атанасяна, а также подготовленные мной тестовые задания.
I.2. Цель работы
Предполагаемый продукт: Учебная презентация.
I.3. Задачи работы
I.4. Этапы работы
№ п/п | Этапы | Сроки | Примечание |
Подготовка | 20-30.12.14 | ||
а) консультация с учителем математики | 20-30.12.14 | ||
б) консультация с библиотекарем | 20-30.12.14 | ||
Сбор материала по теме проекта | 01.01.15 - 31.01.15 | ||
Анализ и обработка материала по теме проекта | 01.02.15 - 28.02.15 | ||
Консультация с учителем математики | 20-28.02.15 | ||
Оформление работы | 01.03.15 - 31.03.15 | ||
Создание презентации для защиты проекта в среде Microsoft Power Point | 01.03.15 - 31.03.15 | ||
Показ презентации учителям и учащимся | 11-20.04.15 | ||
Защита проекта на "Неделе математики" в школе | 27-28.04.15 |
I.5. Необходимые ресурсы:
II. Основная часть
II.1. Обзор литературы
Я ознакомилась с книгами по истории развития геометрии, из которых узнала основные этапы развития истории геометрии треугольников.
Несмотря на ее предельную простоту, теорема Пифагора, по мнению многих математиков, относится к разряду наиболее выдающихся математических теорем за всю историю математики. Гениальный астроном Иоганн Кеплер выразил свое восхищение теоремой Пифагора в следующих словах: "В геометрии существует два сокровища – теорема Пифагора и деление отрезка в крайнем и среднем отношении. Первое можно сравнить с ценностью золота, второе можно назвать драгоценным камнем". То есть, из всего необозримого множества геометрических результатов и теорем Кеплер выделил только два результата, которые он причислил к разряду "сокровищ геометрии": теорему Пифагора и "задачу о делении отрезка в крайнем и среднем отношении" (так в старину называлась знаменитая "задача о золотом сечении").
Одни из первых упоминаний теоремы Пифагора относится еще к древнему Китаю. Здесь особое внимание привлекает математическая книга Чу-пей. В этом сочинении так говорится о пифагоровом треугольнике со сторонами 3, 4 и 5: "Если прямой угол разложить на составные части, то линия, соединяющая концы его сторон, будет 5, когда основание есть 3, а высота 4". В этой же книге предложен рисунок, который совпадает с одним из чертежей индусской геометрии Бхаскары.
Кантор (крупнейший немецкий историк математики) считает, что равенство
32 + 42 = 52
было известно уже египтянам еще около 2300г. до н. э. во времена царя Аменемхета I (согласно папирусу 6619 Берлинского музея). По мнению Кантора гарпедонапты, или "натягиватели веревок", строили прямые углы при помощи прямоугольных треугольников со сторонами 3, 4 и 5.
"Священный" или "египетский" треугольник
Существует легенда, что именно соотношение 32+42=52 использовалось египетскими землемерами и строителями для определения прямого угла на плоскости. Для этого использовалась веревка длиной, например, 12 метров, которая специальными петлями или узлами была разделена на три части в 3, 4 и 5 метров. Для определения прямого угла египетский землемер натягивал одну из частей веревки, например, длиной 3 метра, и фиксировал ее на земле с помощью специальных "колышек", забиваемых в две петли. Затем веревка натягивалась с помощью третьей петли и эта петля фиксировалась с помощью "колышка".
Ясно, что угол, образуемый между двумя меньшими сторонами образованного таким образом треугольника, в точности равнялся 90°. Считалось, что при закладке пирамид такую ритуальную процедуру по определению прямых углов основания пирамиды на земле выполнял сам фараон. Гарпедонаптам можно было бы возразить, что их способ построения становиться излишним, если воспользоваться, например, деревянным угольником, применяемым всеми плотниками. И действительно, известны египетские рисунки, на которых встречается такой инструмент, например рисунки, изображающие столярную мастерскую.
Из истории древнего Египта практически не сохранилось каких-либо записанных сведений о геометрии треугольников, то есть не существует книг или текстов, в которых записаны геометрические знания, но остались архитектурные сооружения пирамид и храмов, а также остались изображения, в которых отображены знания о геометрии древнего Египта. Внимательное исследование изображений позволяет понимать геометрию, и в том числе позволяет понимать геометрические пропорции человеческого лица и тела с помощью, в том числе и "пифагоровых треугольников".
Скульптурное изображение фараона Хефрена
Несколько больше известно о теореме Пифагора у вавилонян. В одном тексте, относимом ко времени Хаммурапи, т. е. к 2000 г. до н. э., приводится приближенное вычисление гипотенузы прямоугольного треугольника. Отсюда можно сделать вывод, что в Двуречье умели производить вычисления с прямоугольными треугольниками, по крайней мере, в некоторых случаях.
Основываясь, с одной стороны, на сегодняшнем уровне знаний о египетской и вавилонской математике, а с другой - на критическом изучении греческих источников, голландский математик Ван-дер-Варден сделал следующий вывод: "Заслугой первых греческих математиков, таких как Фалес, Пифагор и пифагорейцев, является не открытие математики, но ее систематизация и обоснование. В их руках вычислительные рецепты, основанные на смутных представлениях, превратились в точную науку".
Геометрия у индусов была тесно связана с религиозными обрядами и культом жертвоприношения (построение алтарей-жертвенников). Весьма вероятно, что теорема о квадрате гипотенузы была известна в Индии уже около 18 века до н. э. В древнеиндийской "Сульва-Сутре" («Правило веревки") есть следующие положения:
1) квадрат диагонали прямоугольника равен сумме квадратов его меньшей и большей стороны;
2) квадрат на диагонали квадрата в два раза больше самого квадрата.
В настоящее время известно, что эта теорема не была открыта Пифагором. Однако одни полагают, что Пифагор первым дал ее полноценное доказательство, а другие отказывают ему и в этой заслуге. Некоторые приписывают Пифагору доказательство, которое Евклид приводит в первой книге своих "Начал". С другой стороны, Прокл утверждает, что доказательство в "Началах" принадлежит самому Евклиду. Как мы видим, история математики почти не сохранила достоверных данных о жизни Пифагора и его математической деятельности. Зато легенда сообщает даже ближайшие обстоятельства, сопровождавшие открытие теоремы. Рассказывают, что в честь этого открытия Пифагор принес в жертву 100 быков.
Доказательство теоремы Пифагора учащиеся средних веков считали очень трудным и называли его "Dons asinorum" - "ослиный мост", или "elefuga" - "бегство убогих", так как некоторые "убогие" ученики, не имевшие серьезной математической подготовки, бежали от геометрии. Слабые ученики, заучившие теоремы наизусть, без понимания, и прозванные поэтому "ослами", были не в состоянии преодолеть теорему Пифагора, служившую для них вроде непреодолимого моста. Из-за чертежей, сопровождающих теорему Пифагора, учащиеся называли ее также "ветряной мельницей", составляли стихи вроде "Пифагоровы штаны на все стороны равны", рисовали карикатуры.
Карикатуры на теорему Пифагора
Теорема Пифагора - одна из главных и, можно сказать, самая главная теорема геометрии. Значение ее состоит в том, что из нее или с ее помощью можно вывести большинство теорем геометрии. Теорема Пифагора замечательна и тем, что сама по себе она вовсе не очевидна. Например, свойства равнобедренного треугольника можно видеть непосредственно на чертеже. Но сколько ни смотри на прямоугольный треугольник, никак не увидишь, что между его сторонами есть простое соотношение: c2=a2+b2.
Сейчас известно более трехсот доказательств теоремы Пифагора. Самое наглядное из них выглядит следующим образом. Стоит только внимательно посмотреть на эти два квадрата, и все сразу становится ясно. Индусы к этому чертежу добавляли лишь одно слово: «Смотри!»
Индусы к этому чертежу добавляли лишь одно слово: «Смотри!»
II.2. Краткое описание работы
Моя работа состоит из пяти частей:
1) вступление (слайды № 1-5);
2) история появления и развития теоремы Пифагора (слайды №№ 6-12);
3) различные виды доказательств теоремы Пифагора от древних веков до современности (слайды №№ 13-16);
4) тестовые задания на уровень усвоения изученного материала (слайды №№ 19-30);
5) ссылка на используемые материалы (слайд № 31).
III. Вывод
Данная работа может быть использована на уроках геометрии в 8-11 классах, с целью расширения исторических знаний (слайды №1-12), подачи учебного материала (слайды 13-16) и проверки знаний учащихся (слайды 19-30) по данной теме.
IV. Используемая литература
1. Балк М.Б, Балк Г.Д. Математика после уроков: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1971.
2. Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов и др. Геометрия, 7-9кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений - 19-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
3. Г.И. Глейзер. История математики в школе. 7-8кл.: Пособие для учителей, - М.: Просвещение, 1982.
4. Гусев В. А. и др. Математ. словарь для школьников: Сдай экзамены на пять! - Ростов н/Д: Феникс, 2004
5. Ресурсы удаленного доступа [электронный ресурс; рисунки] - Режим доступа: http://festival.1september.ru
Слайд 1
Подготовила ученица 8 класса МКОУ СОШ с.Лебедёвка Еткульского района ТЕОРЕМА ПИФАГОРА «Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них -это теорема Пифагора...» Иоганн Кеплер c 2 = a 2 + b 2Слайд 2
"В геометрии существует два сокровища - теорема Пифагора и деление отрезка в крайнем и среднем отношении. Первое можно сравнить с ценностью золота, второе можно назвать драгоценным камнем". Иоганн Кеплер
Слайд 3
Одно из первых упоминаний теоремы Пифагора относится еще к древнему Китаю: математическая книга Чу-пей (около 2400 г. до н. э.). В этом сочинении так говорится о " пифагоровом треугольнике " со сторонами 3, 4 и 5: "Если прямой угол разложить на составные части, то линия, соединяющая концы его сторон, будет 5, когда основание есть 3, а высота 4" . В этой же книге предложен рисунок, который совпадает с одним из чертежей индусской геометрии " Лилавати " Бхаскары. Фрагменты " Лилавати " Бхаскары и древнекитайского трактата Чжоу-би
Слайд 4
Крупнейший немецкий историк-математик Кантор считает, что теорема Пифагора была известна египтянам около 2300г. до н.э., во времена фараона Аменемхета I ( согласно папирусу 6619 Берлинского музея ). По мнению Кантора гарпедонапты, или "натягиватели веревок", строили прямые углы при помощи прямоугольных треугольников со сторонами 3, 4 и 5, которые назывались также "священными" или "египетскими", так как они широко использовались в египетской культуре. " Священный " или " египетский " треугольник
Слайд 5
Из истории древнего Египта сохранилось очень мало сведений о геометрии треугольников, но остались архитектурные сооружения пирамид и храмов, а также остались изображения, в которых отображены знания о геометрии древнего Египта. Внимательное исследование изображений позволяет понимать геометрию, и в том числе позволяет понимать геометрические пропорции человеческого лица и тела с помощью, в том числе и "пифагоровых" треугольников. Скульптурное изображение фараона Хефрена
Слайд 6
Несколько больше известно о теореме Пифагора у вавилонян. В одном тексте, относимом ко времени Хаммурапи, т. е. к 2000 г. до н. э., приводится приближенное вычисление гипотенузы прямоугольного треугольника. Отсюда можно сделать вывод, что в Двуречье умели производить вычисления с прямоугольными треугольниками, по крайней мере, в некоторых случаях. Всё это было им необходимо при астрономических наблюдениях, которые, по-видимому, главным образом и привели их к геометрическим знаниям.
Слайд 7
Геометрия у индусов была тесно связана с религиозными обрядами и культом жертвоприношения (построение алтарей-жертвенников). Весьма вероятно, что теорема о квадрате гипотенузы была известна в Индии уже около 18 века до н. э. В древнеиндийской " Сульва-Сутре " ( « Правило веревки " ) есть следующие положения: 1) квадрат диагонали прямоугольника равен сумме квадратов его меньшей и большей стороны; 2) квадрат на диагонали квадрата в два раза больше самого квадрата. А B C D А B C D E F
Слайд 8
Основываясь на сегодняшнем уровне знаний о древней математике, голландский математик Ван-дер-Варден сделал следующий вывод: "Заслугой первых греческих математиков, таких как Фалес, Пифагор и пифагорейцев, является не открытие математики, но ее систематизация и обоснование. В их руках вычислительные рецепты, основанные на смутных представлениях, превратились в точную науку" . И уже пора прекратить споры, правильно ли поступил Пифагор и его ученики, присвоив теореме имя Пифагора.
Слайд 9
Причина популярности данной теоремы - её простота и значимость. Она применяется в геометрии буквально на каждом шагу. В настоящее время известно около трехсот различных доказательств теоремы.
Слайд 10
Теорема Пифагора - одна из главных и, можно сказать, самая главная теорема геометрии. Значение ее состоит в том, что из нее или с ее помощью можно вывести большинство теорем геометрии. Теорема Пифагора замечательна и тем, что сама по себе она вовсе не очевидна. Сколько ни смотри на прямоугольный треугольник, никак не увидишь, что между его сторонами есть простое соотношение: " Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов " . Посмотрите на эти два квадрата, и все сразу становится ясно. Индусы к этому чертежу добавляли лишь одно слово: " Смотри! " .
Слайд 11
Рассмотрим алгебраический метод доказательства теоремы Пифагора из учебника " Геометрия " (7-9классы) Теорема Пифагора. В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Доказательство. Рассмотрим прямоугольный треугольник с катетами a , b и гипотенузой с ( рис.1). Докажем, что с ² = a ² + b ² . Достроим треугольник до квадрата со стороной a + b так, как показано на рис. 2. Рис.1 b c a Рис.2 b a a a a b b b c c c c Площадь S этого квадрата равна ( a + b ) ² . С другой стороны, этот квадрат составлен из четырех равных прямоугольных треугольников, площадь каждого из которых равна ½ ab , и квадрата со стороной с , поэтому S = 4 · ½ ab + с ² = 2 ab + с ² . Таким образом, ( a + b ) ² = 2 ab + с ² , откуда с ² = a ² + b ² , и теорема доказана.
Слайд 12
ЗАДАНИЕ №2 Если в прямоугольном треугольнике угол α равен 60 ° , то угол β , противолежащий катету b , равен А) 60 ° , Б) 30 ° , В) 45 ° , Г) 90 ° . a b c α β
Слайд 13
Ответ на задание №2 Если выбрали ответ Б) , то заслужили эти аплодисменты . Сумма углов треугольника равна 180 ° : β = 180 ° - 90 ° - 60 ° = 30 ° . Ну, а если нет, то есть повод повторить материал.
Слайд 14
Если вы дали правильные ответы на все шесть заданий, можете смело требовать пятерку по геометрии !!! Если же ответили правильно на 3 задания или меньше, то попросите не ставить двойку в журнал и " учиться, учиться и еще раз учиться " .
В Китае испытали "автобус будущего"
Ласточка
Новогодние гирлянды
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка