Исследовательская работа ученика 11Б класса Кротова Виктора, представленная на ученической научно-практической конференции "Шаг в будущее", посвященной 70-летию Победы в ВОВ.
Вложение | Размер |
---|---|
rol_infrakrasnyh_luchey_v_nochnyh_boyah.docx | 240.18 КБ |
prezentatsiya_k_vystupleniyu.ppt | 559.5 КБ |
Введение.
70 лет прошло уже со Дня Победы Советского Союза в одной из самых кровопролитных войн в истории - в войне с фашистской Германией. Много сил, труда и человеческих жизней было вложено. Немалую роль здесь сыграли мужество и бесстрашие советских солдат, их вера в правое дело и любовь к Родине. Но кроме этого, наша армия была оснащена самыми современными на тот момент приборами и техникой, ведь разработки и совершенствование их не прекращались ни на минуту даже в военные годы. И здесь большую роль сыграли знания ученых и конструкторов в области физики электромагнитных волн, ведь в военное время бои ведутся не только в освещенное время суток, но и ночью.
В период Великой Отечественной войны советскими войсками широко использовалась ночная темнота для обеспечения скрытности и внезапности действий подразделений.
Основными техническими средствами, обеспечивающими возможность ведения боевых операций в условиях ограниченной видимости являлись:
— осветительные средства — осветительные артиллерийские снаряды и мины, световые бомбы САБ и ФОТАБ, осветительные и сигнальные ракеты;
— радиолокация;
— звукометрическая аппаратура разведки стреляющих орудий и минометов;
— прожекторные установки;
— теплопеленгаторы для засечки морских и воздушных целей;
— активные инфракрасные прицелы и приборы наблюдения.
Боевые действия Красной Армии в годы Великой Отечественной войны ночью и в непогоду отличались внезапностью и высокой эффективностью. Именно в таких условиях происходили бои, оказавшие исключительно большое влияние на ход войны, — форсирование крупных водных преград (Днепр, Висла, Одер), прорыв подготовленной глубокоэшелонированной обороны противника (Киев и Запорожье) и, наконец, Берлинская операция, где были использованы мощные прожекторные установки, деморализовавшие противника настолько, что он потерял управление обороной и инициатива перешла полностью к нашим войскам.
Рассмотрим подробнее устройство советских инфракрасных приборов ночного видения (ИК ПНВ).
Мы знаем, что длина электромагнитных волн бывает самой различной: от
значений порядка 103 м (радиоволны) до 10-8 см (рентгеновские лучи). Свет
составляет ничтожную часть широкого спектра электромагнитных волн.
Принципиального различия между отдельными излучениями нет. Все они
представляют собой электромагнитные волны, порождаемые ускоренно
движущимися заряженными частицами. Обнаруживаются электромагнитные волны в
конечном счете по их действию на заряженные частицы. В вакууме излучение
любой длины волны распространяются со скоростью 300000 км/с. Границы между
отдельными областями шкалы излучений весьма условны.
Излучения различной длины волны отличаются друг от друга по способу их
получения (излучение антенны, тепловое излучение, излучение при торможении
быстрых электронов и др.) и методам регистрации.
Все перечисленные виды электромагнитного излучения порождаются также
космическими объектами и успешно исследуются с помощью ракет, искусственных
спутников Земли и космических кораблей. В первую очередь это относится к
рентгеновскому и гамма-излучениям, сильно поглощаемым атмосферой.
По мере уменьшения длины волны количественные различия в длинах волн
приводят к существенным качественным различиям.
Излучения различной длины волны очень сильно отличаются друг от друга
по поглощению их веществом. Коротковолновые излучения (рентгеновское и
особенно g-лучи) поглощаются слабо. Непрозрачные для волн оптического
диапазона вещества прозрачны для этих излучений. Коэффициент отражения
электромагнитных волн также зависит от длины волн. Но главное различие
между длинноволновым и коротковолновым излучениями в том, что
коротковолновое излучение обнаруживает свойства частиц.
Рассмотрим подробнее инфракрасное излучение.
| Инфракрасное излучение |
Длина волны(м) | 2 10 -3 - 7,6 10 -7 |
Частота(Гц) | 3 1011 - 3 10 14 |
Энергия(ЭВ) | 1,24 10 -2 – 1,65 |
Источник | Любое нагретое тело: свеча, печь, батарея водяного отопления, электрическая лампа накаливания Человек излучает электромагнитные волны длиной 9 10 -6 м |
Приемник | Термоэлементы, болометры, фотоэлементы, фоторезисторы, фотопленки |
История открытия | Рубенс и Никольс( 1896 г.), |
Применение | В криминалистике, фотографирование земных объектов в тумане и темноте, бинокль и прицелы для стрельбы в темноте, прогревание тканей живого организма ( в медицине), сушка древесины и окрашенных кузовов автомобилей, сигнализация при охране помещений, инфракрасный телескоп, |
Инфракрасное излучение (тепловое)
ν=3*1011—4*1014 Гц,λ=8*10-7—2*10-3 м.
Излучается атомами и молекулами вещества. Инфракрасное излучение дают все
тела при любой температуре.Человек излучает электромагнитные волны l»9*10-6 м.
Свойства:
1. Проходит через некоторые непрозрачные тела, также сквозь дождь,
дымку, снег.
2. Производит химическое действие на фотопластинки.
3. Поглощаясь веществом, нагревает его.
4. Вызывает внутренний фотоэффект у германия.
5. Невидимо.
6. Способно к явлениям интерференции и дифракции.
Регистрируют тепловыми методами, фотоэлектрическими и фотографическими.
Применение: Получают изображения предметов в темноте, приборах ночного
видения (ночные бинокли),тумане. Используют в криминалистике, в
физиотерапии, в промышленности для сушки окрашенных изделий, стен зданий,
древесины, фруктов.
Восстановим справедливость. Эта тема малоизвестна, но советские войска и ВМФ, во время войны применяли, как ИК ПНВ различных типов, так и тепловизоры.
Если сделать запрос в Google о “приборах ночного виденья” периода WW2, то основные ссылки идут о немецких ИК ПНВ Zielgerat 1229 (ZG.1229) «Vampir» для МР-43/1(1944) и ночных прицелах FG 1250 на “Пантерах” (1945г.) и орудиях ПТО (ПНВ AEG для РАК.40). Все это, преподается как “чудо-оружие” и “подчеркиваетcя” как немецкое техническое “превосходство”.
Еще есть упоминания об американских успехах в этой области и как пример, удачное тактическое применение ночных ИК прицелов М1“Снайперскоп”, при захвате и “зачистке” Окинавы в 1945 году. Упоминается, что 30%(!?) от общего числа японских потерь, в течение первой недели Окинавской кампании, от работы снайперов с такими прицелами. Эти цифры очень сомнительны и явно несут “рекламный” характер, свойственный американским производителям. Были и другие разработки.
Надо подчеркнуть, что о массовом применении этих ПНВ в WW2 речь не идет. Как правило, это были войсковые испытания или первые опытные партии. К примеру, у немцев в 1945 году, было 54 оснащенных FG 1250 “Пантер”, а опытная партия MP-43/1 c ПНВ была произведена в количестве 310 шт.
А что в СССР? Как известно до войны в СССР, очень серьезно занимались ИК системами. Информация о наших оригинальных и инновационных практических разработках достаточно известна (материалы есть на нашем сайте). А потом как обрезало. Но советские войска и ВМФ, во время войны применяли, как ИК ПНВ различных типов, так и тепловизоры собственных разработок.
Поэтому, начнем с начала и по порядку.
С 1935 г. в лаборатории В. И. Архангельского началась разработка приборов ночного видения (ПНВ) на основе электронно-оптических преобразователей (ЭОП). Такой преобразователь в ту пору состоял из "фотокатода, испускающего электроны при освещении его инфракрасным светом, и люминесцирующего экрана, светящегося видимым светом при ударе об его поверхность электронов, излучаемых фотокатодом". Объект наблюдения освещался инфракрасным прожектором, свет которого был невидим простым глазом.
Подобные работы велись и за рубежом, но технология производства ЭОП не раскрывалась. Советские ученые самостоятельно весьма успешно решали сложные задачи получения полупрозрачных фотокатодов, экранов, источников питания и т. д.
В середине 30-х годов из открытой печати исчезли публикации по ИК технике — началось предвоенное соревнование ведущих держав в области ночного видения. И вновь, как и в случае с телевидением, талант В. И. Архангельского, П. В. Тимофеева и их соратников вывел их на передовой уровень разработки ПНВ. Уже в 1937 г. они создали макет такого прибора для кораблевождения и наблюдения за судами противника с дальностью действия до 500 м.
П. В. Тимофеевым и В. И. Архангельским была предложена простая оригинальная и технологичная конструкция ЭОП типов Ц-1 и Ц-2, массовое производство которых началось уже в годы Великой Отечественной войны. В организации производства принимали участие В. В. Сорокина, Е. Г. Кормакова, М. М. Бутслов и ряд других сотрудников ВЭИ.
2.1 Довоенные ИК- системы управления и наблюдения.
В начале 30-х годов советский инженер-конструктор комиссии минных опытов Морского научно-технического комитета (НТКМ) Соломон Федорович Валк положил в основу своего проекта планирующей торпеды (ПТ), идею пуска с самолетов планирующих бомб или торпед, оснащенных небольшими крыльями и предложил наводить планирующую торпеду на цель с помощью инфракрасных лучей. После отделения от машины такой снаряд самостоятельно планировал к цели. Для этого на ТБ-3 несущем две (ПТ), была оборудована специальная поворотная рама, на которой устанавливались три ИК-прожектора для подсветки цели, а на (ПТ) устанавливался ИК-приёмник для наводки "по лучу". Эта система получила обозначение "Квант". Проектирование системы наведения было передано в специальную лабораторию, занимавшуюся ИК-техникой. ИК систему наведения и комплекс вооружений испытали на ТБ-3 в 1937-1938 гг, результаты признаны удовлетворительными.
2.2 Довоенные приборы ночного видения для вождения танков.
Ещё в предвоенные годы в нашей стране велись работы по созданию различных приборов, повышавших огневую мощь танка и расширявших возможности его боевого использования в любое время суток и в различных климатических условиях. Так, на НИБТ полигоне в 1937 г. на танке БТ-7 были испытаны и рекомендованы к серийному производству прожекторы для ведения стрельбы ночью.
В 1939–1940 гг. прошли испытания на танке БТ-7 отечественных инфракрасных приборов ночного видения, получивших наименования «Шип» и «Дудка». В комплект «Шип», разработанный Государственным оптическим институтом и Московским институтом стекла, входили инфракрасные перископические очки и комплект дополнительного оборудования для вождения машин в ночных условиях.
Испытания усовершенствованного комплекта «Дудка» прошли на НИБТ полигоне в июне 1940 г., а затем и в январе — феврале 1941 г. В комплект входили перископические инфракрасные очки для механика-водителя и командира танка, два инфракрасных прожектора мощностью по 1 кВт диаметром 140 мм, блок-пульт, отдельный инфракрасный сигнальный фонарь и комплект электрокабелей к прожекторам и очкам. Масса очков без нашлемного крепления (налобный щиток, боковые растяжки и ремни) составляла 750 г, угол зрения — 24°, дальность видения — до 50 м. Приборы ночного видения были изготовлены заводом № 211 НКЭП. Эти приборы в основном, удовлетворяли ТТТ ГАБТУ РККА и обеспечивали возможность вождения машин в ночных условиях, однако громоздкость и несовершенство конструкции инфракрасных очков, а также трудность их использования, особенно в зимнее время, потребовали их дальнейшей конструктивной доработки, которая не была окончательно сделана из-за начавшейся Великой Отечественной войны.
2.3 Довоенные проекты и испытания в ВМФ СССР
Работы по использованию теплопеленгации для ВМФ начались 1927 г. Проведенные исследования подтвердили возможность обнаружения кораблей в темное время суток благодаря излучаемой ими теплового излучения.
Теплопеленгаторы применялись в 30-х годах для охраны территории базы радиоуправляемых торпедных катеров. Катера базировались в бухте Пейпия, самолеты управления (МБР-2) - на Копенском озере, сама база не перешейке между озером и бухтой. Написано об этом в книге Никитина "Катера пересекают океан", она есть в сети, на "13-й базе". Технических подробностей там нет.
В 1932–1934 гг. были созданы экспериментальные теплообнаружители, которые неоднократно испытывались в разных условиях и по различным типам самолетов. Испытания позволили установить не перспективность теплового метода обнаружения самолетов. Однако было бы неразумно, ограничившись этими испытаниями, не попытаться опробовать метод теплообнаружения на других видах военной техники для содействия решению иных тактических задач. Военные инженеры Главного артиллерийского управления (ГАУ) предложили провести дополнительную проверку аппаратуры теплообнаружения по обнаружению танков для артиллерийской разведки и по военным кораблям в интересах Военно-Морского Флота.
Испытания по танкам показали малоудовлетворительные результаты. После этого было предложено провести испытания на море. Начальник Морских Сил РККФ В. М. Орлов весьма одобрительно отнесся к предложению ГАУ и рекомендовал провести опыты на Балтике у командующего флотом Л. М. Галлера, большого поклонника новой техники.
В июне – июле 1934 г. под руководством автора данной книги на одном из фортов Кронштадта, а затем на борту линейного корабля «Марат» были проведены разносторонние испытания по обнаружению торговых судов и кораблей Балтийского флота.
В результате испытаний теплоулавливателя диаметром 150 см дальность обнаружения составила: торгового судна 8–9 км; сторожевого корабля 12–16 км; эскадренного миноносца 16–22 км; подводной лодки в надводном положении 3–4 км; парового катера 4–5 км; точность пеленга 1–1,5°.
В 1935 г. было дано задание на разработку опытных образцов теплопеленгаторной аппаратуры для ВМФ. Наблюдение и руководство работой было возложено на Научно-исследовательский морской институт связи и телемеханики (НИМИСТ) ВМФ. В течение года проводились научно-исследовательские работы. В 1936 г. были испытаны три теплопеленгаторные станции БТП-36, изготовленные Всесоюзным электротехническим институтом (ВЭИ), и приняты на вооружение ВМФ по представлению НИМИСТа .
Во время проведения осенних учений КБФ в 1936 г. в качестве объекта обнаружения был использован сторожевой корабль «Тайфун». Испытания прошли успешно. На Северном флоте с 1938 г. при сдаче в эксплуатацию БТП-36, установленных при входе в Кольский пролив (Цып-Наволок, Сеть-Наволок), были проведены специальные учения с использованием теплопеленгаторной аппаратуры в условиях северных широт. Учение проводились в ночное время, при плохой видимости (февраль), с использованием в качестве объекта обнаружения эсминца. Корабль выходил в море без отличительных огней, на разных курсовых углах и скоростях хода. Командование Северного флота дало положительную оценку проведенных испытаний БТП-36. Максимальная ошибка при определении курсового угла составляла при автоматической работе 0,2—0,3° и при ручном управлении — 0,25 тысячной дистанции.
Корабельный вариант получил название «Уран». Первый действующий прибор установили на крейсере «Ворошилов» в 1940 году. В 1941 году планировалось проведение экспериментальных ночных стрельб по высокоскоростной маневрирующей цели (торпедный катер волнового управления) с использованием как теплопеленгатора, так и осветительных снарядов. Должен был проходить заводские и государственные испытания новый образец «Уран – М», предназначенный для установки на эсминцах.
В 1939 году на флотах было установлено 9 береговых теплопеленгаторных станций (БТП-36). В эксплуатации они показали хорошие результаты, обнаруживая корабли на расстоянии от 4 до 14 миль при отсутствии видимости.
В октябре 1939 года успешно прошёл испытания на Чёрном море лабораторный макет уже автоматического теплопеленгатора (АТП-40), созданный в НИИ-10, и на 1940 год заводу № 205 был выдан заказ на его корабельный образец.
Полученным результатам Л. М. Галлер и В. М. Орлов дали очень высокую оценку и просили как можно быстрее передать отчеты по испытаниям и техническую документацию теплоулавливателя. заказывающим органам ВМС.
За исследования по теплообнаружению и полученные результаты коллектив проф. В. А. Грановского (руководителя работы) в 1941 г. был удостоен Государственной премии СССР.
В мае 1942 г. при ВЭИ создается Особое конструкторское бюро во главе с В. Г. Бирюковым по разработке приборов ночного видения для флота, авиации, танковых и инженерных войск. Главным инженером ОКБ стал П. В. Тимофеев, а В. И. Архангельский — ведущим конструктором и начальником лаборатории № 1 этого Бюро.
На протяжении всей войны для облегчения движения танков в условиях плохой видимости, заводом №237, совместно с Государственным оптическим институтом (ГОИ) и Всероссийским электротехническим институтом велись работы по созданию ночных активных инфракрасных приборов - подсветочных светосигнальных приборов для вождения танков в колоннах. С конца 1942 г. и до осени 1944 г. конструкторами завода №237 Коневым и Гладилиным, совместно с ГОИ велись работы по созданию "приборов ночного вождения к танкам Т-34".
Есть подтвержденные данные о факте фронтовых испытаний танковых ПНВ в 1943 году. В книге генерала Бирюкова Николая Ивановича ”Танки — фронту!” Записки советского генерала.(Смоленск: Русич, 2005. — 480 с. — (Мир в войнах). isbn 5–8138–0661-Х.).воспроизведены записи, сделанные в служебных тетрадях заместителя командующего бронетанковыми войсками Красной Армии в годы Великой Отечественной войны, по всем вопросам деятельности командования БТВ. Среди них — более 90 телефонных разговоров Н. И. Бирюкова с И. В. Сталиным, прокомментированных кандидатом исторических наук Е. Н. Цветаевым.
Информация следующая:
Приборы ночного вождения испытывались на двух танках Т-34 на Западном фронте в мае 1943 года. В ходе боевых действий один из них, по воспоминаниям Н. И. Бирюкова, был захвачен немцами. Вызванные, по этому поводу к Сталину Н. И. Бирюков и Б. М. Коробков подверглись унизительному шельмованию: «Вам обоим по «Железному кресту» от Гитлера», — кричал Нарком.
Ночные указания тов. Сталина от 17 мая 1943 г. как раз и были следствием этого эпизода.
17 мая 1943 г. (18.05.43 г. 0 ч. 10 мин.)
Указания тов. Сталина
7. Проверить результаты расследования по приборам ночного вождения. Их нельзя было посылать без разрешения тов. Сталина.
То же самое нельзя было делать и с минными тралами. Нужно было получить разрешение тов. Сталина. Расследовать, кто послал минные тралы фронтам, где они находятся. Минные тралы и приборы ночного вождения являются секретными, и без разрешения тов. Сталина никому не посылать. Учесть все тралы на фронтах и запретить их применение без разрешения тов. Сталина. Проверить по всем фронтам наличие тралов, где они и сколько их находится. Все учесть и запретить применение без разрешения тов. Сталина. Результаты по обоим вопросам доложить тов. Сталину. Всякое нововведение в танках и танковом вооружении, могущее быть использованным противником, можно посылать в действующую армию по разрешению тов. Сталину.
8. Проверить, где находится полк с экранированными танками и доложить тов. Сталину на предмет получения разрешения на его применение.
Информация об данных испытаниях отсутствует. Но возможно, ПНВ в танковых войсках применялись на фронте и в дальнейшем. Сомнительно, что бы их было много. Но они были.
Разработка улучшенных ПНВ продолжалась. Осенью 1944 г. инфракрасный прибор ночного видения механика-водителя ИКН-8, установленный в танке Т-34-85 прошёл испытания на НИБТ полигоне.
Полученные при проектировании, изготовлении и испытаниях результаты.были использованы при создании приборов ночного видения в первом послевоенном периоде советского танкостроения.
3.2 Ночные прицелы и системы наблюдения ИК в войсках.
В инженерных войсках к концу войны с помощью ИК техники решались задачи инженерной разведки, наблюдения за передним краем обороны, обеспечения переправ, наблюдения из дотов и дзотов. (Фото данных приборов не обнаружил).
Применялись ночные прицелы и для оснащения стрелкового оружия. В частности, в 1943(!) принят на вооружение ИК прицел Ц-3, ими оснащались автоматы ППШ длявооружение бойцов ШИСБр (Штурмовые инженерно-саперные бригады) и вероятно, ОСНАЗ НКВД. Точных данных в открытых источниках, я не нашел, но есть это фото, правда без ИК- прожектора и батарей.
ИК техника была секретной, ее было не много, но все выше перечисленное, не позволяет усомниться в том, что это было на самом деле.
3.3 Системы ночного наведения в ВВС
В авиации для ночного наведения самолетов нашли применение приборы "Гамма - ВЭИ". В декабре 1943 г. на фронте, западнее Смоленска, они прошли войсковые испытания, при этом ИК маяк с самолета был виден на расстоянии до 40 км, знаки сигнального полотнища - до 3...4 км, кодовые мигающие огни - до 8 км.
3.4 Применение теплопеленгаторов в ВМФ СССР
В июне 1941 г. на Черноморском флоте уже имелось 15 ИК пеленгаторов, к ноябрю были получены еще 18. Командование флота перевело на "ИК огни" вход в главную морскую базу — Севастополь. Было замечено, что противник, не видя ИК лучей, не обстреливает фарватер. В 1943 г. "ИК огни" признаются основным средством ограждения фарватеров, а весь штурманский состав Черноморского флота обучается обращению с ИК приборами. Было признано, что приборы наблюдения — пеленгатор "Омега — ВЭИ" и бинокль "Гамма — ВЭИ" — надежны и удовлетворяют предъявленным к ним требованиям. К 1943 г. все корабли Черноморского флота были оборудованы ИК приборами для совместного плавания в строю.
Заслуживает внимания полезная инициатива командования Ленинградской военно-морской базы КБФ, которое для обеспечения защиты блокированного Ленинграда со стороны залива использовало передвижную теплопеленгаторную станцию АТП-39. Она находилась в ведении ОВРа. Ввесной 1942 г. по заданию штаба ОВРа, спецстанция была установлена в районе Лисьего Носа и вела наблюдение за кораблями противника в секторе Петергоф — Кронштадт и, кроме того, контролировала проход по Северному фарватеру. Свою задачу подразделение теплопеленгаторной станции успешно выполнило.
В середине 1942 г. спецстанция с личным составом была перебазирована на ораниенбаумский участок с подчинением Кронштадтскому укрепленному району (КУРу). Ее задачей было блокирование прохода южного фарватера в секторе Кронштадт — Б. Ижора — Шепелев маяк.
Дополнительной задачей являлась охрана прилегающего побережья. Особенно важно это было в зимний период при замерзании залива и возможности выхода противника на лед. Подразделение спецстанции в тот период было единственной морской воинской частью в этом прибрежном районе. Наиболее эффективная боевая работа спецстанции АТП-39 была после перебазирования ее в конце 1943 г. на о. Лавенсаари (о. Мощный). За период боевой службы на о. Лавенсарис июля 1943 г. по 20 сентября 1944 г. спецстанция АТП-39 проработала свыше двух тысяч часов в ночное время, дав 1879 обнаружений объектов — надводных кораблей и подводных лодок в надводном положении
С момента освобождения г. Таллинна (22 сентября 1944 г.) спецстанция АТП-39 вместе с личным составом из ОВМБ КБФ была перебазирована в Таллиннский морской оборонительный район.
НИМИСТа ВМФ . Значительная часть научных тем была связана с разработкой для ВМФ средств связи, радиоэлектроники, телемеханики и автоматики, гидроакустики, наблюдения и разведки, в том числе и использования инфракрасного излучения. Помимо теплопеленгаторных станций, были разработаны блок-станции, специальные бинокли ночного действия, оптические телефоны и прочая специальная техника для ВМФ. Они также нашли применение. Блок-станции на инфракрасных лучах работали в период войны и блокады Ленинграда на входе в Морской канал (Ленинград) и для блокировки южного фарватера на траверзе Б. Ижора — Толбухин маяк. Бинокли ночного действия применялись на кораблях ОВРа в 1944 г. при прорыве минных позиций в Нарвском заливе.
Источник: БОЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ. Инженер-майор в отставке М. М. Попов
Работы ОКБ ВЭИ совместно с Государственным оптическим институтом (ГОИ) высоко оценили академики С. И. Вавилов и А. А. Лебедев, заместитель главкома ВМФ адмирал Л. М. Галлер, генерал-полковник инженерных войск М. П. Воробьев, генерал-полковник С. М. Штеменко и ряд других крупных военачальников.
В Германии были свои довоенные разработки. И кто у кого и что копировал, неизвестно. Но факт того, что Т-34 с ПНВ в 1943г. попал в руки врагу, существует. Не исключено, что и другие образцы трофейных советских ИК ПНВ изучались противником и это могло дать толчок в развитию немецких ПНВ и практическому применению их в войсках.
Сразу после войны проводилась сравнительная оценка советских (ВЭИ) и трофейных немецких ИК ПНВ. Советская техника ночного видения по основным тактико-техническим показателям нисколько не уступала немецкой.
Заключение.
Итак, наше исследование показало, что немалую роль в исходе боевых действий во времена ВОВ играла разработка и применение инфракрасных приборов ночного видения. Появление приборов ночного видения, дальнейшее усовершенствование средств искусственного освещения приблизили боевые действия ночью к боевым действиям в дневных условиях. При применении средств искусственного освещения местности, приборов ночного видения и других средств боевые действия войск ночью становятся обычными, как и днем.
В наш век нестабильности международных отношений оснащение армии наиболее современными средствами обороны и ведения боя имеет большое значение для страны.
Боевые действия в Афганистане и Чеченской Республике явились своеобразной крупномасштабной проверкой эффективности отечественной техники ночного видения, причем не только состоящей на вооружении, но и опытных образцов. Со всей ясностью проявилась эффективность ведения боевых действий в ночное время, возможность которых была обеспечена только за счет интенсивного использования приборов ночного видения.
В настоящее время существуют следующие виды приборов ночного видения:
— приборы ночного видения, использующие принцип преобразования невидимого для невооруженного глаза изображения местности и целей ночью в видимое изображение;
— приборы ночного видения, основанные на использовании телевизионных передающих трубок, работающих при низких уровнях естественной ночной освещенности;
— тепловизионные приборы, использующие принцип преобразования собственного теплового излучения местности и целей (тепловой картины) в изображение, наблюдаемое человеческим глазом, в том числе в условиях тумана, дождя, снегопада и искусственных помех — задымления и применения маскирующих аэрозольных образований днем и ночью;
— приборы ночного видения, использующие лазерную подсветку целей для наблюдения в ограниченных условиях видимости днем и ночью, вызванных метеорологическими факторами или применением противником средств искусственной маскировки и противодействия.
Эти и многие другие разработки наших ученых – физиков и конструкторов военной техники обеспечивают военную мощь нашей Родины и гарантируют нам мирную жизнь.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Довоенные разработки инфракрасных приборов ночного видения.
Слайд 7
Снайперские прицелы.
Слайд 8
Довоенные ИК- системы управления и наблюдения.
Слайд 9
Довоенные приборы ночного видения для вождения танков.
Слайд 10
Довоенные проекты и испытания в ВМФ СССР
Слайд 11
Советские ИК- технологии во время Второй мировой войны
Слайд 12
Факты испытаний ИК ПНВ во время войны. Информация следующая: Приборы ночного вождения испытывались на двух танках Т-34 на Западном фронте в мае 1943 года. В ходе боевых действий один из них, по воспоминаниям Н. И. Бирюкова, был захвачен немцами. Вызванные, по этому поводу к Сталину Н. И. Бирюков и Б. М. Коробков подверглись унизительному шельмованию: «Вам обоим по «Железному кресту» от Гитлера», — кричал Нарком. Ночные указания тов. Сталина от 17 мая 1943 г. как раз и были следствием этого эпизода. 17 мая 1943 г. (18.05.43 г. 0 ч. 10 мин.)
Слайд 13
Ночные прицелы и системы наблюдения ИК в войсках.
Слайд 14
Применение теплопеленгаторов в ВМФ СССР
Слайд 15
В Германии были свои довоенные разработки. И кто у кого и что копировал, неизвестно. Но факт того, что Т-34 с ПНВ в 1943г. попал в руки врагу, существует. Не исключено, что и другие образцы трофейных советских ИК ПНВ изучались противником и это могло дать толчок в развитию немецких ПНВ и практическому применению их в войсках. Сразу после войны проводилась сравнительная оценка советских (ВЭИ) и трофейных немецких ИК ПНВ. Советская техника ночного видения по основным тактико-техническим показателям нисколько не уступала немецкой.
Слайд 16
Заключение. Итак, наше исследование показало, что немалую роль в исходе боевых действий во времена ВОВ играла разработка и применение инфракрасных приборов ночного видения .В наш век нестабильности международных отношений оснащение армии наиболее современными средствами обороны и ведения боя имеет большое значение для страны. В настоящее время существуют следующие виды приборов ночного видения: — приборы ночного видения, использующие лазерную подсветку. — тепловизионные приборы. — приборы ночного видения работающие при низких уровнях ночной освещенности. — приборы ночного видения для преобразования невидимого ночью изображения в видимое. Эти и многие другие разработки наших ученых – физиков и конструкторов военной техники обеспечивают военную мощь нашей Родины и гарантируют нам мирную жизнь.
Весенняя сказка
Сила слова
Есть в осени первоначальной...
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Агния Барто. Сережа учит уроки