Данную тему можно использовать для научной работы учащихся в 5 классе. Тема достаточно простая, но интересная.
Вложение | Размер |
---|---|
счеты | 380.34 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя школа № 119 с углубленным изучением отдельных предметов
Автозаводского района г. Нижнего Новгорода
Научное общество учащихся
История возникновения счет и их применение в XXI веке
Выполнила: Давыдова Ксения,
ученица 5 г класса
Научный руководитель:
Рассудина Е.В.,
учитель математики
Нижний Новгород
2013 год
Содержание:
Введение 2
Введение
В наше время для счета есть калькулятор. Он присутствует и в телефоне, и в компьютере, да и просто отдельно сам по себе. Но ведь еще совсем недавно наши бабушки использовали счеты, да и мы, когда были в первом классе учились считать на абаке – аналоге счет. Я задумалась, неужели использование абака в начальной школе – это все наследие, которое оставили счеты. Да и легко ли было вычислять, и как вообще это делать при помощи счет. Есть ли сейчас те, кто еще продолжает ими пользоваться, а может счеты рано списывать «со счетов» и мы еще оценим их по достоинству?!
Цель работы: выяснение принципов работы со счетами роли в современной жизни.
Метод исследования: анализ литературы на данную тему.
Задачи:
Актуальность работы:
Помогает лучше освоить устный счет, а значит развивать …
Историю цифровых устройств начать следует со счетов.
Счеты были придуманы людьми, чтобы обозначать количество предметов: стрел в колчане, мешков зерна в амбаре, овец в стаде. Но эти величины не постоянны – количество предметов то увеличивалось, то уменьшалось, поэтому важно было уметь складывать и вычитать. Когда числа были небольшими, это делалось просто: рисовали черточки на дереве, вязали узелки на веревке, но вместо веревки часто использовали «живой вычислительный» прибор – пальцы. Обычно именно так считают малыши.
С развитием цивилизации появились различные приемы счета. Однако искусством счета владели немногие. Для расчетов привлекали специально обученных людей – счетчиков.
Представьте, что вы оказались в Древнем Риме и вам нужно сложить числа 139 и 344 (CXXXIX и CCCLIV). Как бы это сделал римский счетчик? С помощью своего счетного инструмента – АБАКА.
АБАК – это доска с прорезанными в ней желобами. Каждый желоб предназначен для откладывания отдельных разрядов чисел. Желобки соединены дужками по три в классы: единиц, тысяч, миллионов. | |
Римляне усовершенствовали абак, перейдя от деревянных досок, песка и камешков к мраморным доскам с выточенными желобками и мраморными шариками. Чтобы сложить 139 и 344 счетчик сначала обозначает на абаке число 139. Для этого он укладывает на нижнем желобе 9 камешков, на следующем – 3 камешка и один камешек кладет в третий желоб. («Камешек» по – латыни calculus: отсюда и произошло название современного электронного счетчика – «калькулятор»). Если какого-то разряда в числе нет, то пустует и соответствующий желобок. Не правда ли, это полностью совпадает с современным принципом записи чисел? Дальше счетчик кладет в последний желобок к имеющимся там 9 камешкам еще 4, затем снимает оттуда 10 камешков, оставляя лишь 3, и 1 камешек кладет во второй желоб. Потом добавляет еще 4 камешка (в результате там оказывается 8 камешков) и заканчивает вычисления, добавляя в третий желоб 3 камешка. Теперь камешки на доске показывают число 483. |
Впервые абак появился, вероятно, в Древнем Вавилоне 3 тыс. до н. э. Первоначально представлял собой доску, разграфлённую на полосы или со сделанными углублениями. Счётные метки (камешки, косточки) передвигались по линиям или углублениям. В 5 в. до н. э. в Египте вместо линий и углублений стали использовать палочки и проволоку с нанизанными камешками.
Древнегреческий абак (доска или "саламинская доска" по имени острова Саламин в Эгейском море) представлял собой посыпанную морским песком дощечку. На песке проходили бороздки, на которых камешками обозначались числа. Одна бороздка соответствовала единицам, другая - десяткам и т.д. Если в какой-то бороздке при счете набиралось более 10 камешков, их снимали и добавляли один камешек в следующем разряде.
Счеты использовались и на Востоке – в Китае и Японии.
Китай
Китайские счеты суан-пан (иногда неточно суан-пан; кит. трад. 算盤, упр. 算盘, пиньинь: suànpán) состояли из деревянной рамки, разделенной на верхние и нижние секции. Палочки соотносятся с колонками, а бусинки - с числами. У китайцев в основе счета лежала не десятка, а пятерка. Суан-пан разделены на две части: в нижней части на каждом ряду располагаются по 5 косточек, в верхней части - по 2. Таким образом, для того, чтобы выставить на этих счетах число 6, ставили сначала косточку, соответствующую пятерке, а затем добавляли одну косточку в разряд единиц.
Суаньпань изготовлялись всевозможных размеров, вплоть до самых миниатюрных (экземпляр в 17 мм длины и 8 мм ширины).
Китайцы разработали изощрённую технику работы на счётной доске. Их методы позволяли быстро производить над числами все 4 арифметические операции, а также извлекать квадратные и кубические корни.
Япония
У японцев это же устройство для счета носило название серобян.
Серобян (яп. 算盤 / そろばん?, «счётная доска») — - японский абак, происходит от китайского суан-пана, который был завезен в Японию в XV - XVI веках. Серобян проще своего предшественника, у него на "небе" на один шарик меньше, чем у суан-пана. В Японии проведены сравнительные исследования (в т.ч. в школах, где учатся дети находящихся в стране дипломатических работников), которые показали, что те учащиеся, где счёту учили с помощью Серобяна, более успешно впоследствии овладевали математикой, чем те, где счёту обучались по ныне принятому в Европе подходу (на бумаге, а то и на калькуляторах).
Абаком пользовались и народы Индии. Арабы знакомились с абаком у подчинённых ими народов. В заглавиях многих арабских руководств по арифметике фигурируют слова от корня «пыль».
Ацтекские счёты возникли приблизительно в X веке и изготавливались из зёрен кукурузы, нанизанных на струны, установленные в деревянной раме.
В Империи инков применялось счётное устройство юпана (в паре с кипу), имевшая разновидности: арифметическая юпана, геоюпана и др. В юпане, по-видимому, использовалась фибоначчиева система счисления.
Европа
В Европе абак применялся до XVIII века. Даже развитие самой математики на определенных этапах ее становления было связано с абаком, когда истинность некоторых вычислительных алгоритмов подтверждалась возможность их реализации на абаке. В Средние века сторонники производства арифметических вычислений исключительно при помощи абака - абацисты - в течение нескольких столетий вели ожесточённую борьбу с алгоритмиками - приверженцами возникших тогда методов алгоритмизации арифметических действий.
Россия
На Руси долгое время считали по косточкам, раскладываемым в кучки. Примерно с XV века получил распространение "дощатый счет", завезенный, видимо, западными купцами с ворванью и текстилем. "Дощатый счет" почти не отличался от обычных счетов и представлял собой рамку с укрепленными горизонтальными веревочками, на которые были нанизаны просверленные сливовые или вишневые косточки.
Русские счёты появились на рубеже XV-XVI веков и вплоть до XX века массово использовались в торговле и бухгалтерском деле для арифметических расчётов. В конце XX века их заменили электронные калькуляторы. Для наглядности вычислений костяшки русских счетов имели двухцветную окраску. Пятая и шестая костяшки на каждой оси окрашивались в более темный (черный) цвет, остальные — в светлый (коричневый или желтый). Двухцветная окраска костяшек позволяла очень быстро определить, какое число набрано на счетах, поскольку четыре светлых костяшки и две темных на левой стороне быстрей определяются, как цифра 6, чем шесть одноцветных костяшек.
В русских счётах применяется десятичная система счисления с унарным кодированием.
Каждый ряд костяшек представляет собой числовой разряд, причём вверх от прута с четырьмя костяшками разряд возрастает от единиц до сотен тысяч, а вниз — уменьшается от десятых до тысячных. Максимальное значение для каждого ряда — десять, умноженное на вес разряда (для разряда единиц максимальное значение — 10, если все костяшки отложены влево, для десятков — 100 и так далее). «Набор» числа осуществляется сдвиганием костяшек из правого края прута в левый.
Прут, на котором находятся всего 4 костяшки, использовался для расчётов в полушках. 1 полушка была равна половине деньги, то есть четверти копейки, соответственно, четыре костяшки составляли одну копейку[2]. Также этот прут использовался для перевода фунтов в пуды (1 пуд = 40 фунтов). Также этот прут может служить разделителем целой и дробной частей набранного на счётах числа, и в вычислениях не использоваться.
Таким образом, максимальное число, которое можно набрать на счётах с семью рядами целых чисел, составляет 11`111`111,110.
После добавления к девяти костяшкам одного разряда десятой костяшки производится операция записи единицы переноса в следующий разряд, состоящая из трёх действий:
Выполнением этого правила исключается любое неоднозначное представление чисел. С точки зрения теории систем счисления для действий в показательной единично кодированной десятичной позиционной системе счисления достаточно девяти костяшек, о чём пишет и Я. И. Перельман[3], при этом операция записи единицы переноса производилась бы за два действия вместо трёх действий:
но для удобства счета (в частности, чтобы удобно получать дополнение до 10, необходимое для переноса разряда при вычитании) в русских счётах было выбрано число костяшек равное десяти, что формально соответствует единичнокодированной одиннадцатиричной системе счисления.
Теоретически, с помощью счёт можно выполнять все четыре базовые арифметических операции в пределах разрядности счёт. Однако на практике удобно и быстро на счётах можно только складывать и вычитать; операция умножения на произвольное число достаточно сложна, а деление в общем виде, скорее всего, займёт больше времени, чем выполнение той же операции на бумаге (с помощью известного алгоритма «деления столбиком»). Впрочем, есть достаточно большое количество специальных случаев, когда счёты вполне применимы для умножения и деления.
Кроме того, нужно учитывать следующие моменты:
Представление чисел на счётах и порядок набора описан выше. Здесь необходимо лишь отметить, что правило расположения разрядов числа на проволоках (то есть помещение единичного разряда непременно перед проволокой с четырьмя косточками) в практических расчётах часто бывает необязательно соблюдать. Более того, в процессе расчётов бывает удобно иногда вместо перенабора числа просто мысленно перенести разделитель целой и дробной части на другое место.
В некоторых руководствах по вычислениям на счётах рекомендуется следующее «усовершенствование»: просверлить в раме счётов слева ряд небольших отверстий, расположенных напротив промежутков между проволоками. При расчётах какой-либо предмет (гвоздик, разогнутая скрепка и т. п.) помещается в отверстие, находящееся напротив промежутка, в данный момент разделяющего единицы и десятые доли. Таким образом в любой момент положение десятичного разделителя явно отмечено и может быть легко изменено.
Сложение на счётах выполняется «снизу вверх» (от младших разрядов к старшим). На счётах «набирается» первое слагаемое, после чего поразрядно, от младшего разряда к старшему, производятся следующие действия:
После того, как будут выполнены действия со всеми разрядами, «набранное» на счётах число и будет результатом сложения
ПРИМЕР:
Вычитание на счётах выполняется «сверху вниз», то есть от старших разрядов к младшим. В силу неприспособленности счётов для работы с отрицательными числами всегда нужно из большего положительного числа вычитать меньшее положительное число. Если требуется вычесть из меньшего большее, числа следует поменять местами и оставить знак «в уме».
На счётах «набирается» уменьшаемое, после чего поразрядно, от старшего разряда к младшему, производятся следующие действия:
ПРИМЕР:
Вычитание на счетах производится точно таким же образом как сложение, сверху вниз. Только если костяшек в ряду не хватает, в этом ряду нужно оставить (10-x) костяшек, где x-число не хвативших костяшек, а в ряду выше нужно убрать одну костяшку (сдвинуть ее вправо). Ниже смотрите пример, как правильно считать разность на русских счетах (121 – 98 = 23):
Умножение на однозначное число в общем случае может быть заменено на сложение множимого с самим собой соответствующее количество раз. Целые многозначные числа перемножаются поразрядно, аналогично «умножению в столбик»:
Если перемножаются нецелые числа, то операция выполняется точно так же (вычисления ведутся с целыми числами, десятичные разделители просто игнорируются). Десятичный разделитель ставится в нужную позицию вручную при записи результата.
Несмотря на громоздкость алгоритма, при выработанном навыке выигрыш времени по сравнению с расчётом на бумаге может быть значительным.
Вот несколько приемов, пользуясь которыми, всякий, умеющий быстро складывать на счетах, сможет проворно выполнять встречающиеся на практике примеры умножения.
Умножение на 2 и на 3 заменяется простым сложением.
При умножении на 4 умножают сначала на 2 и складывают этот результат с самим собою.
Умножение числа на 5 выполняется на счетах так: переносят все число одной проволокой выше, – т. е. умножают его на 10, а затем делят это 10-кратное число пополам (как делить на 2 с помощью счетов – мы уже объяснили выше, на стр. 37).
Вместо умножения на 6 умножают на 5 и прибавляют умножаемое.
Вместо умножения на 7 множат на 10 и отнимают умножаемое три раза.
Умножение на 8 заменяют умножением на 10 без двух.
Точно так же множат на 9: заменяют умножением на 10 без 1.
При умножении на 10 – переносят, как мы уже сказали, все число одной проволокой выше.
Читатель теперь, вероятно, уже и сам сообразит, как надо поступать при умножении на числа больше 10 и какого рода замены тут окажутся наиболее удобными. Множитель 11 надо, конечно, заменить 10+1; множитель 12 заменяют 10 + 2, или практически 2 + 10, т. е. сначала откладывают удвоенное число, а затем прибавляют удесятеренное. Множитель 13 заменяется 10 + 3 и т. д.
Вот несколько особых случаев для множителей первой сотни:
20 = 10 x 2
22 = 11 x 2
25 = (100: 2): 2
26 = 25 + 1
27 = 30 – 3
32 = 22 + 10
42 = 22 + 20
43 = 33 + 10
45 = 50 – 5
63 = 33 + 30 и т. д.
Легко видеть, между прочим, что с помощью счетов очень удобно умножать на такие числа, как на 22, 33, 44, 55 и т. п., а потому следует стремиться при разбивке множителей пользоваться подобными числами с одинаковыми цифрами.
К сходным приемам прибегают и при умножении на числа, большие 100. Если искусственные приемы утомительны, мы всегда можем умножить с помощью счетов по общему правилу, умножая каждую цифру множителя и записывая частные произведения – это все же дает некоторое сокращение времени.
Деление в общем виде заменяется вычитанием. Общий алгоритм деления целых чисел выглядит следующим образом:
Если делимое кратно делителю, то операция завершится по достижении младшего десятичного разряда делимого и все косточки, кроме тех, на которых накоплен результат, будут справа. Если же нет, то на счётах останется число, соответствующее остатку от деления. Если необходимо, далее можно получать десятичные знаки дробного результата до тех пор, пока хватает проволок на счётах (когда сдвигать десятичный разделитель вниз станет некуда, можно искусственно перенести накопившийся остаток выше, чтобы продолжить деление; так можно получить до 7-8 цифр результата).
Например, вычисляем 715/31:
Как и в случае с умножением, при делении десятичных дробей аргументы заменяются на целые числа и вычисления выполняются в точно таком же порядке, а десятичный разделитель в результате переносится на нужное место вручную.
Выполнять деление с помощью конторских счетов гораздо труднее, чем умножать; для этого нужно запомнить целый ряд особых приемов, подчас довольно сложных. Интересующимся ими придется обратиться к специальным руководствам. Здесь же укажу лишь, для примера, удобные приемы деления с помощью счетов на числа первого десятка (кроме числа 7, способ деления на которое чересчур сложен).
Как делить на 2, мы уже знаем – способ этот очень прост.
Гораздо сложнее прием деления на 3: он состоит в замене деления умножением на бесконечную периодическую дробь 3,3333… (известно, что 0,333… = 1/3). Умножать с помощью счетов на 3 мы умеем; уменьшать в 10 раз – тоже несложно: надо лишь переносить делимое одной проволокой ниже. После не долгого упражнения этот прием деления на 3, на первый взгляд такой сложный, оказывается на практике довольно удобным.
Деление на 4, конечно, заменяется двукратным делением на 2.
Еще проще деление на 5: его заменяют делением на 10 и удвоением результата.
На 6 делят с помощью счетов в два приема: сначала делят на 2, потом полученное делят на 3.
Деление на 7, как мы уже сказали, выполняется помощью счетов чересчур сложно, и потому мы излагать его не будем.
На 8 делят в три приема: сначала делят на 2, потом полученное вновь на 2, и затем еще раз на 2.
Очень интересен прием деления на 9. Он основан на том, что 1/9 = 0,1111… Отсюда ясно, что, вместо деления на 9, можно последовательно складывать 0,1 делимого + 0,1 его + 0,001 его и т. д.[10].
Всего проще, как видно, делить на 2,10 и 5 – и, конечно, на такие кратные им числа, как 4, 8, 16, 20, 25, 40, 50, 75, 80,100. Эти случаи деления не представляют трудности и для малоопытного счетчика.
Произвольное умножение и, особенно, деление на счётах не слишком удобно. Однако существует целый ряд частных случаев, когда умножение и деление выполняются намного проще:
Часто можно с помощью несложных манипуляций привести вычисляемую операцию к комбинации частных случаев умножения и деления.
Например, умножение на 25 можно заменить умножением на 100 и двукратным делением на 2. Когда один или оба операнда близки к «удобным» для расчётов числам, можно комбинировать специальные случаи умножения и деления со сложением и вычитанием. Но возможность подобных трюков сильно зависит от уровня подготовки вычислителя. Собственно, искусство вычисления на счётах и заключается в умении свести любое требуемое вычисление к комбинации легко поддающихся счёту элементов.
Известный пример использования счётов для решения задач приводится в рассказе Антона Павловича Чехова «Репетитор».[4]
Гимназист-репетитор Егор Алексеич Зиберов задал малолетнему Пете Удодову задачу:
«Купец купил 138 аршин чёрного и синего сукна за 540 рублей. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 рублей за аршин, а чёрное — 3 рубля.»
Петя не смог решить её. Впрочем, и сам репетитор не справился, хотя знал, что «задача, собственно говоря, алгебраическая» и «ее с иксом и игреком решить можно». Действительно, если предположить, что х — это количество синего сукна, а у — чёрного, можно составить следующую систему уравнений:
х + у = 138
5х + 3у = 540
решив которую, получим, что y = 75, х = 63.
Однако алгебраическое — с помощью системы уравнений — решение этой задачи ведет к потере её внутренней логики. Петин отец, отставной губернский секретарь Удодов, продемонстрировал другое решение:
— И без алгебры решить можно,— говорит Удодов, протягивая руку к счётам и вздыхая. — Вот, извольте видеть…
Он щёлкает на счётах, и у него получается 75 и 63, что и нужно было.
— Вот-с… по-нашему, по-неучёному.
Само «неучёное» решение Чеховым в рассказе не приводится, но оно легко может быть реконструировано, поскольку задача имеет стандартное арифметическое решение, опирающееся на логику и состоящее в выполнении шести арифметических действий:
«Предположим, что всё купленное сукно было синее. Тогда партия в 138 аршин стоила бы 5 * 138 = 690 рублей. Но это на 690—540 = 150 рублей больше того, что было заплачено в действительности. «Перерасход» в 150 рублей указывает на то, что в партии имелось более дешевое, чёрное, сукно — по 3 рубля за аршин. Этого сукна столько, что из двухрублёвой разницы (5 — 3 = 2 рубля) получается 150 «лишних» рублей. То есть, 150 / 2 = 75 аршин чёрного сукна. Отсюда 138 — 75 = 63 аршин сукна синего.»
«Щёлканье на счётах», выполненное Удодовым, выглядело следующим образом:
Заключение
Счеты благополучно дожили до нашего времени и сошли со сцены только в последние десятилетия, уступив место электронным калькуляторам. Счеты, абак — все осталось в прошлом. Интересно, а что станет в будущем с персональным компьютером? Не покажется ли он нашим потомкам таким же примитивом, каким выглядит сегодня древний пятиразрядный абак? Однако русский абак был и остается самым эффективным инструментом для обучения счету. Человек, умеющий быстро считать на счетах, быстрей считает и в уме... Калькуляторы, мгновенно выдающие готовый результат, совсем не способствуют повышению уровня математических навыков у детей. Поэтому в Японии в последнее время во многих школах снова введено обучение на счетах-абаках: практичные и дальновидные японцы заинтересованы в том, чтобы математические навыки у детей развивались как можно раньше и лучше.
Список литературы:
http://www.kakprosto.ru/kak-82530-chto-takoe-abak#ixzz2s00b3eo0
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Ель
Голубая лягушка
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны