Нас часто тпривлекают красочные яркие упаковки газированных напитков. А родители говорят о вреде лимонадов. Проверим это на примере распространённого бренда "кока - кола".
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа в рамках городского конкурса. Не содержит приложений. | 26.91 КБ |
Городской конкурс научно-исследовательских работ
школьников «Молодые исследователи Севера»
Что съедает кока – кола?
Автор:
Кукуев Михаил, ученик 4 класса,
МБОУ СОШ №7
г. Североморска
Мурманской области
Руководитель:
Хомякова Татьяна Игоревна,
учитель начальных классов
2012 г.
Содержание
Введение ……………………………………………………………….3
1. Обзор литературы. Влияние «Кока-колы» на организм человека
1.1. История «Кока-колы» …………………………………………….. .4
1.2. Вещества, входящие в состав газированного напитка ………….. 5
1.3. Причины отказа от употребления………………………………….5-6
2.1.Изучение состава «Кока-колы» по этикетке …………………….. 6
2.2. Социологический опрос ……………… ………………………… .7
2.3. Эксперименты с кока-колой ………………………………………7
3.Выводы и рекомендации ………..……………………………………… 8-9
4.Список литературы………………………………………………………10
5. Приложение………………………………………………………………11
Введение
«Здоровье – это бесценный дар природы,
оно даётся, не навечно, его надо беречь».
И.И.Павлов.
Здоровое питание – это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность ребенка, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний. Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Как питается школьник? Какими напитками утоляет жажду? Сегодня тысячи родителей и работников сферы образования задают эти вопросы. Сладкие газированные напитки исчезли с прилавков школьных столовых. А в жизни популярность газированных напитков резко возрастает. Их пьют с большим удовольствием, как дети, так и взрослые. Люди очень мало знают о составе напитков и о полезности или вредности их употребления.
Актуальность.
Меня, как и многих ребят привлекают напитки в красивой яркой упаковке, с приятным вкусом. Но часто возникает ситуация, когда родители мне отказывают в покупке такого напитка как «Кока-кола», считая, что он вредный для здоровья. Меня очень заинтересовал этот вопрос, и я решил узнать, как обстоит дело с употреблением «Кока-колы» в нашей школе. Считаю эту тему актуальной, так как популярность кока-колы резко возрастает, благодаря рекламным компаниям. Её пьют с большим удовольствием, как дети, так и взрослые. Подчас не задумываясь о том вреде, который она может нанести нашему организму.
Объект исследования: газированный напиток «Кока-кола».
Предмет исследования: возможное влияние «Кока-колы» на здоровье человека.
Гипотеза: предположим, что газированный напиток «Кока-кола оказывает негативное воздействие на здоровье человека.
Цель исследования: изучение состава и влияния кока-колы на организм человека. Гипотеза: предположим, что частое употребление «Кока-колы» наносит вред здоровью че Цель исследования: изучение состава и влияния кока-колы на организм человека.
Для достижения цели определил задачи своего исследования:
1) изучить научную литературу по данному вопросу;
2) изучить осведомленность школьников о воздействии на организм сладкого газированного напитка;
3) провести анализ этикетки напитка;
4) проанализировать состав «Кока-колы»;
5) выяснить опытным путем воздействия компонентов напитка «Кока-колы» на организм;
6) выяснить влияние компонентов кока-колы на здоровье человека;
7) обобщить полученные данные.
Методы: анкетирование, наблюдение, сравнительный анализ, эксперимент.
Новизна: в школьной программе появился новый предмет «Разговор о правильном питании», данная тема описывается в литературных источниках, но дети не задумываются о серьёзности вопроса..
Практическая значимость: полученные данные можно использовать на уроках
окружающего мира в разделе «Наш организм», при изучении программы «Разговор
о правильном питании», на уроках химии, во внеурочных мероприятиях, это
привлечёт внимание к здоровому образу жизни.
1. Влияние «Кока-колы» на организм человека
1.1. История «Кока-колы»
Природная вода с газом известна с древнейших времен и использовалась в лечебных целях. Древнегреческий ученый Гиппократ велел больным не только пить ее, но и купаться в ней. В 18 веке минеральную воду из источников начали разливать в бутылки и развозить по всему миру. Однако она стоила весьма дорого и к тому же быстро выдыхались. Поэтому позже стали искусственно газировать воду. Появились воды, газированные углекислым газом. Причем, газировку продавали в аптеках, а не в обычных магазинах.[1]
Кока-колу придумали в Америке 8 мая 1886 года. Изобретателем “Кока-колы” был фармацевт Джон Стив Пембертон. А название для напитка придумал бухгалтер Пембертона. Считается, что в момент появления кока-колы её основными ингредиентами являлись орех колы, богатый кофеином, и куст коки, содержащий кокаин. Позднее, как только стали известны опасные свойства кокаина, он был убран из рецептуры, оставив память о себе в названии напитка. [2]
С тех пор “Кока-кола” начала быстро приобретать популярность и через 50 лет после ее изобретения стала для американцев самым популярным напитком. С 1988 года с приходом перестройки кока-кола стала покорять жителей России. В настоящее время, благодаря рекламе, кола очень популярна в нашей стране.
1.2. Вещества, входящие в состав газированного напитка.
Необходимо учитывать, что в каждом варианте напитка состав разный.
ВОДА. Основу большинства напитков составляет вода. От воды зависит качество любого напитка. Самой лучшей для их приготовления является артезианская вода. Но очень часто встречается очищенная газированная вода, которая не содержит минеральных солей, попросту «мертвая» вода.
САХАР. Что касается сахара, то в «Кока-коле» его содержится очень и очень много, порядка шести ложек на стакан, почти максимальная норма для человеческого организма в день.
Некоторые производители используют искусственные подсластители. Наиболее часто используется аспартам. Аспартам (Е951) известен тем, что истощает в организме запасы «гормона счастья» - серотонина. Отсюда ниоткуда взявшиеся депрессии, раздражительность, злость и паника. Попадая в рот, молекулы аспартама остаются на слизистой, и слюне с трудом удаётся их оттуда удалить, как следствие – чувство жажды и новая порция кока-колы.
Надо отметить, что аспартам официально запрещён в Европейском Союзе для использования в детском питании и не рекомендуется к употреблению подростками. На этикетке продукта чаще всего не указывают наличие опасного для здоровья заменителя сахара – аспартама, который ведет к онкологическим заболеваниям.
Кока-кола содержат кислоты, чаще лимонную или фосфорную. Кислоты играют вкусообразующую роль и служат консервантами.
•Лимонная кислота (Е330) способна воздействовать на эмаль зубов, что вызывает кариес.
•Фосфорная кислота(Е338) –еще более опасна. Она способна вымывать кальций из костей, кости легче ломаются.
• Бензоат натрия (Е211) – это консервант, который играет роль в развитии раковых опухолей.
• Кофеин – вызывает истощение нервной системы, головные боли, усталость, раздражительность.
• Углекислый газ может спровоцировать расстройство пищеварения или болевой приступ.
Краситель (E150d) - жженый сахар, получают в результате сложной химической реакции. В красителе образуются вещества, очень вредные для человека.
1.3. Причины отказа от употребления
Согласно данным статей, на сегодняшний день учеными названы 8 серьезных причин, чтобы раз и навсегда отказаться от употребления газировок.
1. Газировка «растворяет» эмаль зубов.
2. Шипучий напиток затрудняет процесс дыхания.
3. Газировка нарушает работу сердца.
4. Шипучие напитки «сажают» почки.
5. В различных лимонадах содержится огромное количество сахара.
6. От газировки прибавляются лишние килограммы
7. Нарушается процесс естественного взросления детей.
8. Кости делаются хрупкими. [3]
2.Основная часть
2.1. Изучение состава «Кока-колы» по этикетке
С фельдшером нашей школы Мурашовой Натальей Николаевной мы рассмотрели этикетку на бутылке с Кока-колой и прочитали состав. Медицинский работник школы объяснила мне, какое влияние на организм человека оказывают каждое из веществ. [Приложение1] Полученные результаты внёс в таблицу:
№ п/п | Представленные вещества | Влияние на организм |
1. | Очищенная газированная вода | Не содержит минеральных солей, попросту «мертвая» вода. |
2. | Аспартам | Заменитель сахара провоцирует развитие заболеваний печени, препятствует выведению жидкости из организма |
3. | Краситель, колер IV | Вызывает заболевания желудочно-кишечного тракта. |
4. | Регулятор кислотности (ортофосфорная кислота) | Е 338(ортофосфорная кислота) Вымывает кальций из костей: кариес зубов, остеопороз (размягчение костей) |
5. | Ароматизаторы | Вызывает аллергии |
6. | Кофеин | Оказывает возбуждающее действие на центральную, нервную и сердечно-сосудистую системы, вызывает раздражительность. |
На этикетке не указано, что в состав кока-колы входит углекислый газ. Тогда возникает вопрос: откуда в напитке пузырьки? Это еще раз подтверждает, что на этикетке не вся информация о составе.
2.2. Социологический опрос.
Мы встретились с работниками торговли и выяснили, что покупатели не читают этикетку, газированные напитки пользуются бόльшим спросом, чем натуральные соки, а «Кока-колу» предпочитают дети подросткового возраста.
Мы провели анкету среди учеников 2-4 классов. Анкета составлена с участием школьного психолога. В опросе участвовало 90 человек. [Приложение 2]
-Употребляете ли вы газированные напитки?
- Если «да», как часто?
-Какие из газированных напитков вы любите?
-Почему вы их пьете?
-Знаете ли вы, что это вредно? Чем?
Соцопрос показал, что 87% опрошенных учеников употребляют газировку; 25% из них употребляют ее ежедневно; 47% знают о вреде напитков.
Наиболее распространенные причины употребления: реклама напитков; модно; красивая этикетка; просто так; утоляет жажду; приятный вкус; снимает усталость и сонливость, добавляет энергию.
Самые любимые напитки школьников:
1.Кока-кола-80%
2.Фанта-25%;
3.Спрайт-27%;
4.Лимонад12%
5.Другие напитки-2%.
По результатам опроса 47 % учащихся знают о вреде газированных напитков, но реклама, мода, красивые этикетки перевешивают в пользу выбора этих напитков. Самым любимым из них стала «Кока-кола».
Чтобы наглядно убедиться в опасности газированных напитков мы провели ряд экспериментов.
1) Воздействие «Кока-колы» на клетки куриной печени.
Взяли куриную печень, залили напитком.
Наблюдали за изменениями через 2 часа, через 4 часа, через 6 часов
Цвет печени заметно бледнел по краям, постепенно менялся цвет в центре, в конце эксперимента изменилась форма, образец стал рыхлым, но не расползался, напиток стал полупрозрачным, появились хлопья, тёмный осадок. Проведя анализ изменений клеток животной ткани (куриная печень) мы выявили, что «Кока-кола» отрицательно влияет на печень, изменяя и разрушая её структуру. [Приложение 3]
2).Влияние компонентов кока-колы на зубы
Берем детские (молочные) зубы и помещаем их в «Кока-колу» на 12 часов.
Результат воздействия кока-колы на зубы: произошло глубокое окрашивание эмали, а это в дальнейшем будет способствовать его разрушению. [Приложение 4]
3) Воздействие компонентов кока-колы на ржавчину (гвоздь, шуруп, гайки).
Ржавый гвоздь, шуруп, гайки заливаем кока-колой.
Проводим наблюдения через два, четыре часа.
Результаты воздействия «Кока-колы» на ржавчину занесены в таблицу.
№ | Этапы эксперимента | Результаты |
1. | Начало эксперимента | предметы ровно покрыты ржавчиной |
2. | Наблюдение через два часа | в местах, где ржавчина была небольшой, произошло ее отслоение. |
3. | Наблюдение через четыре часа | ржавчина отслоилась, осталась только в тех местах, где повреждение было наиболее сильным. |
Химическая реакция произошла, значит, подобные реакции происходят и в желудке человека, что может нанести вред здоровью. Аналогичные опыты с чистой водой вместо кока – колы никаких разрушительных реакций на живые клетки и другие (описанные выше) предметы не выявили.
3. Выводы и рекомендации
На основе проделанной работы, мы выявили, что частое употребление «Кока-колы» оказывает разрушительное воздействие на живые клетки (куриная печень, зубы), вызывает химические реакции (отслоение ржавчины), а значит, может оказать негативное влияние на здоровье человека, что подтверждает нашу гипотезу.
Рекомендации:
- необходимо проводить среди учеников школы мероприятия по пропаганде и формированию здорового образа жизни;
- давать знания о вреде «Кока-колы» с научной точки зрения;
- со школьного возраста приучать читать «этикетку» на продуктах питания;
- родители должны взять под контроль употребление «Кока-колы» и других газированных напитков детьми.
За период исследования по данной теме:
- ученики класса были привлечены к проведению экспериментов, результаты наблюдали 2-4 классы;
- провели урок здоровья «Влияние «Кока-колы» на организм человека, с представлением презентации.
- выпустили и распространили буклеты «Восемь причин не пить газированные напитки» среди учащихся начальной школы.
4. Список литературы
1. Александрова Е. Статья «Состав кока-колы». Спр. «Древо познания» №15, 2002 г.
2. Григорьев А.А. Путешествие по чужим столам. Москва. Эскмо.2008г. 56 стр.
3. Маркушевич А.И. Что такое? Кто такой? Москва. Просвещение" 1968г. 482+453
4. Москаленко Ю. Статья «О вреде лимонадов и Кока-колы». Ж. «А почему?» №4, 2003г.
5. Трифонов Д.Н. Энциклопедический словарь юного химика. Москва. Педагогика.
2009г.365 стр.
6. Яковенко Г.П Энциклопедия - школьнику. Сканнер.2008г. 376 стр.
7 .Статья «История кока-колы» Википедия (свободная энциклопедия)
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EA%E0-%EA%EE%EB%E0
Приложения
Анкета
Если «да», как часто?
2. Какие из газированных напитков вы любите?
3. Почему вы их пьете?
4. Знаете ли вы, что это вредно? Чем?
Соцопрос показал:
-87% опрошенных учеников
употребляют газировку;
-25% из них употребляют ее ежедневно;
-47% знают о вреде напитков.
Наиболее распространенные причины употребления:
*реклама напитков;
*модно;
*красивая этикетка;
*просто так;
*утоляет жажду;
*приятный вкус;
*снимает усталость и сонливость, добавляет энергию.
Самые любимые напитки школьников:
1.Кока-кола-80%
2.Фанта-25%;
3.Спрайт-27%;
4.Лимонад-12%
5.Другие напитки-2%.
[1] Григорьев А.А. Путешествие по чужим столам. Москва. Эскмо.2008г. с.32
[2] Яковенко Г.П Энциклопедия - школьнику. Сканнер.2008г. с. 312
[3] Москаленко Ю. Статья «О вреде лимонадов и Кока-колы»
Загадочная система из шести экзопланет
Сила слова
И тут появился изобретатель
О путнике
Военная хитрость