РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВО ГОРОДА МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Гимназия № 1591»
_____________________________________________________________________________
111672 г. Москва, Новокосинская ул., 40-а т-ф. 702-32-39; т-ф.702-40-01
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
По теме: Свободное время школьников разных поколений.
Выполнили учащиеся 5 «В» класса
ФИ: Гаспарян С., Кондрашова Г., Суханова В.
Руководитель: Казанская Н.А.
Москва , 2012.
Содержание.
Введение.
Глава 1. Свободное время как научный термин.
Глава 2. Исследование свободного времени школьников
разных поколений.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Свободное время … как часто мы слышим это словосочетание. Мы мечтаем о том, что бы у нас было его побольше, считаем, что нам всем его катастрофически не хватает для отдыха, для развития. В интернете можно найти множество рекомендаций о том, как провести свое свободное время. Это могут быть и советы психологов и просто реклама. Для современного человека ( и взрослого и ребенка) вопрос как провести свободное время всегда интересен.
Мало кто знает, что есть такая наука, как социология досуга. Именно она изучает наше свободное время, возможные способы его проведения и проблемы, которые могут быть с этим связаны. Эта наука интересуется поведением людей в свободное время. Она рассматривает какие способы отдыха, развлечения, общения, развитии личности выбирает человек. Получается, что такие простые и привычные слова «свободное время» становятся предметом серьезного научного анализа.
Как же пятиклассник проводит свой досуг? Что и почему он выбирает? Эти вопросы и появились в начале работы над проектом.
Цель работы: определить характерные черты такого явления как «свободное время школьника 11-12 лет».
Задачи:
1. Рассмотреть определения терминов « свободное время» и «досуг».
2. Определить факторы, влияющие на то, как человек проводит свободное время.
3. Сравнить как проводили свое свободное время подростки из разных поколений (современные подростки и их родители).
Гипотеза: способы проведения свободного времени современных пятиклассников и подростков 11-12 лет в 70-80-х годов ХХ в. различаются.
В ходе работы над проектом было проведено анкетирование среди учащихся 5 «В» класса и их родителей. В результате которого, были получены интересные данные. Они могут быть использованы на уроках обществознания в 5 –х классах, а разработанная анкета может быть полезна классным руководителям.
Глава 1. Свободное время как научный термин.
Свободное время - это то время, когда человек отдыхает от основного занятия. Взрослый человек отдыхает от работы, а школьники - от учебы. Каждый сам себе организовывает отдых, который ему по вкусу. Кто-то отдыхает лежа перед телевизором, другой занимается самообразованием, третий путешествует. Свободное время для человека - это неотъемлемая часть его жизни. Досуг, свободное время изучается многими общественными науками: социологии, философии, психологии, педагогики и др., которые вносят своеобразие в понимание этого понятия.
В подходах к пониманию сущности досуга до сих пор нет полного единства. Ученые не смогли сойтись во мнениях. Одновременно существует три взгляда на этот вопрос:
1. Ученые делят сутки на рабочее и внерабочее время, где “досуг” и “внерабочее” рассматриваются как одно и то же;
2. отождествление понятий “досуг” и “свободное время”,
3. досуг – часть свободного времени, отдых и развлечения не связанные с развитием личности
Сегодня в энциклопедиях и справочниках “досуг” и “ свободное время”, чаще всего, между собой уравнивают.
Время, которым располагает личность, делится на рабочее и внерабочее. Под рабочим временем понимается время фактической работы на производстве. Внерабочее время – это время суток (месяца, года) за вычетом рабочего времени. Оно подразделяется на следующие части: 1) время, связанное с подготовкой к работе на производстве; 2) затраты времени на удовлетворение физиологических потребностей ( еда, сон); 3) время, затрачиваемое на домашний труд и другие бытовые потребности; 4) собственно свободное время.
Свободное время – это потенциальное пространство, свободное от непреложных дел, в котором личность выбирает занятие с учетом своих склонностей. Кроме того, свободное от работы время включает в себя рабочее время, необходимое для подготовки к работе. Формально в это время человек свободен, но реально он вынужден его тратить, чтобы успешно выполнять работу в рабочее время.
Для определения свободного времени отдельного человека (школьника) из суток следует вычесть время, которое он затрачивает на:
1) учебу, включая дорогу к школе и обратно;
2) подготовку домашних заданий;
3) физиологический отдых (ночной сон);
4) оздоровительные и санитарно-гигиенические нужды (включая утренний туалет);
5) прием пищи;
6) неотложную помощь близким людям и др.
Доля суток, которая остается в распоряжении человека после названных выше вычислений, может быть определена как его досуг, именно этой частью времени человек может распорядиться по своему усмотрению. Конечно, у взрослого человека перечень необходимых дел и обязанностей больше чем у школьника.
Ученые рассматривают досуг как предоставляемую человеку возможность заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему усмотрению, удовлетворяя свои интересы и потребности. В их исследованиях подчеркивается, что досуг является фактором самовыражения, самореализации, самосовершенствования, средством погружения человека в культуру, способом превращения свободного времени в средство активного отдыха и дальнейшего физического, нравственно-духовного развития личности.
В современных условиях свободное время является настоящей ценностью. Каждый хочет распоряжаться своей свободой и своим временем исходя из личных потребностей и интересов. Но всегда ли человек делает свой выбор совершенно независимо от других. Вовсе нет. На выбор человека оказывают влияние такие факторы как
Ø уровень образования человека,
Ø традиции его семьи, нации,
Ø уровень доходов семьи,
Ø способности человека,
Ø возможности которые предоставляет общество.
Виды деятельности человека (и взрослого и подростка) в свободное время можно условно разделить на три группы:
а) просто отдых: игры, развлечения, созерцание природы и т.д.
б) просвещение: изучение чего-то нового, чтение, коллекционирование, посещение музеев и театров;
в) творчество: техническое, научное, художественное;
г) спорт.
Ученые определили довольно большое количество качеств , которые характеризуют досуг детей, подростков. Вот этот перечень.
Досуг основан на добровольности при выборе занятий и степени активности.
Досуг предполагает свободную творческую деятельность.
Досуг формирует и развивает личность.
Досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия.
Досуг формирует потребность детей в свободе и независимости.
Досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков.
Досуг стимулирует творческую инициативу детей.
Досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности.
Досуг способствует формированию ценностных ориентаций.
Досуг способствует объективной самооценке детей.
Досуг способствует самовоспитанию личности.
Досуг способствует общению.
Таким образом, свободное время (досуг) это очень важная часть жизни человека. Это время когда человек не только восстанавливает свои силы, отдыхает, но и развивает свои способности.
Глава 2. Исследование свободного времени школьников разных поколений.
Гипотезой данного исследования является предположение, что способы проведения свободного времени современных пятиклассников и подростков 11-12 лет в 70-80-х годов ХХ в. различаются. Таким образом, мы показываем, что проведение досуг зависит не только от выбора человека или его семьи, но от исторических условий в которых они существуют.
Для проверки гипотезы было проведено анкетирование двух групп. Первая группа : ученики 5 «В» класса, которым сейчас по 11-12 лет. Вторая группа - их родители, которым было по 11-12 лет в 1975-1988 годах.
Для данного исследования бала выбрана анкета в виде теста с открытыми и закрытыми вопросами. По сути, были составлены две анкеты : для детей и родителей. Анкета для учеников стала более подробной, так как планировалось выявить и распределение свободного времени по дням. Анкета для родителей оказалась меньшей по объему, потому что довольно сложно выявить точно что человек делал 10-15 лет назад. ( С анкетами можно ознакомится в приложениях.)
Вопросы составлялись с учетом тех видов деятельности человека ( и взрослого и подростка) в свободное время которые были выделены выше. Это три группы:
а) отдых: игры, развлечения, созерцание природы и т.д.
б) просвещение: изучение чего-то нового, чтение, коллекционирование, посещение музеев и театров;
в) творчество: техническое, научное, художественное.
Исходя из этого, были заданы вопросы :
Ø Какие секции или клубы ты посещаешь?
Ø Какие поделки делаешь?
Ø В какие игры играешь с друзьями?
Отдельно предлагалось выбрать варианты проведения досуга привычные для опрашиваемого.
Родителям предлагалось вспомнить, как они проводили свободное время , когда им было 11-12 лет и ответить на те же вопросы.
Для учеников предлагались вопросы о том как часто они гуляют, читают, играют в компьютерные игры и т.д.
В анкетировании приняли участие 22 ученика и 18 родителей. Результаты исследования оказались очень интересными.
Анализируя ответы детей и родителей кружках, клубах и секциях мы получили следующую картину. Родители назвали 17 видов секций и клубов, которые они посещали, дети – 10. Среди родителей все указали какие-либо кружки или клубы. Среди детей 7 человек не посещают секций. 7 позиций совпали. Вот этот список и количество выбравших данные позиции.
Название | Дети | Родители |
1. Музыкальная школа | 4 | 4 |
2. Танцевальные студи, клубы | 4 | 2 |
3. Командные игры (футбол, хоккей, баскетбол) | 4 | 3 |
4. Восточные единоборства. | 2 | 1 |
5. Бассейн | 2 | 1 |
6. Гимнастика | 1 | 1 |
7. Настольный теннис. | 1 | 1 |
Есть позиции, которые присутствуют только в анкетах одной из групп. Вот список различий.
Дети | Родители |
Конный спорт. (1) | Студия рисования. (1) |
| Кружок шитья, вязания.(2) |
| Кружок авиамоделирования. (1) |
| Лыжи. (1) |
| Шахматы. (1) |
Получилось, что родители, когда им было по 11-12 лет, более активно посещали секции и выбирали большее количество направлений деятельности, чем современные подростки.
Похожие результаты получились и с вопросом о поделках. Родители указали в своих анкетах больше наименований поделок, которые они когда-то делали – 16 позиций, дети - 9. В этом пункте совпало всего 4 варианта ответов. При этом один из совпавших ответов звучал «Разные» ( т.е. делаю разные поделки»). Похожие позиции – игрушки, вышивка, открытки.
Названия | Дети | Родители |
1. Разные | 8 | 4 |
2.Игрушки | 2 | 5 |
3. Вышивка | 1 | 3 |
4.Открытки | 2 | 2 |
А вот позиции различные для обеих групп. Дети назвали в своих анкетах 4 оригинальных варианта поделок, родители – 8. При этом некоторые из них сложно сейчас представить . Например: «чеканка из тюбиков зубной пасты». Можно сделать вывод, что раньше подростки для своего творчества использовали подручные материалы, сейчас готовые творческие наборы.
Дети | Родители |
Оригами (4) | Выжигание (5) |
Фенечки (2) | Поделки из соленого теста (3) |
Поделки из бисера (2) | Аппликация (3) |
Рисунки (2) | Елочные игрушки (2) |
| Папье-маше (2) |
| Чеканка (2) |
| Самолеты (1) |
| Вязаные вещи (1) |
Не меньше различий оказалось в вопросе о играх. И здесь, список игр, которые вспомнили родители оказался больше. Родители назвали 10 игр, в которые они играли с друзьями в детстве, дети – 6. Общих позиций оказалось 4.
Название | Дети | Родители |
1. Командные игры (футбол, хоккей, пионербол, баскетбол) | 5 | 10 |
2. Вышибалы | 1 | 5 |
3. Салки | 5 | 3 |
4. Прятки | 1 | 5 |
И список различных позиций. Список оказался довольно большой. Можно сделать вывод, что раньше дети больше времени проводили во дворе, играли в различные игры с другими ребятами. В конечном счете больше общались со своими сверстниками.
Дети | Родители |
«Стоп земля» (1) | Казаки-разбойники (6) |
«Пихалки» (1) | Резиночка (5) |
Поделки из бисера (2) | Классики (3) |
Рисунки (2) | Бадминтон (2) |
| «Съедобное –несъедобное» (1) |
| Жмурки (1) |
| Лапта (1) |
И еще один вопрос по которому проводилось сравнение. В нем предлагалось выбрать из предложенных вариантов времяпровождения, те которые наиболее привычны отвечающему ( или были привычны в детстве – в анкете для родителей). Конечно, были выделены общие варианты ответов.
Название | Дети | Родители |
1. Чтение | 10 | 9 |
2. Просмотр телепередач, видео | 16 | 5 |
3. Играть в настольные игры | 6 | 7 |
4. Рукоделие. | 5 | 7 |
5.Общение с родителями | 11 | 4 |
6.Лежать на диване | 2 | 1 |
Эти совпадения показывают, что в семьях существуют определенные традиции, которые передаются от родителей к детям, общие семейные дела.
Вот список занятий, которые различаются.
Дети | Родители |
Общаться в социальных сетях (15) | Ходить в гости (8) |
Играть в компьютерные игры (12) | Переписка (1) |
Разговаривать по телефону (10) | Кулинария (1) |
Слушать музыку (1) |
|
Играть с сестрой (1) |
|
Играть на пианино (1) |
|
Список отличий показывает изменения, которые произошли в обществе за последние 25-30 лет. В нашу жизнь прочно вошли компьютеры, интернет, сотовые телефоны. Эти новшества изменили и упростили не только рабочее и учебное время человека, они изменили и наш досуг. Не удивительно, что современные подростки не представляют свою жизнь без компьютера.
Заключение.
Заканчивая свою работу над проектом, мы можем сделать следующие выводы:
1. Гипотеза исследования подтвердилась. Современные подростки и школьники 70-80-х годов по разному проводят (проводили) свое свободное время.
2. Изменения которые происходят в обществе оказывают влияние на всю жизнь человека, в том числе и на то, как он проводит свое свободное время.
3. Не смотря на значительные различия между поколениями , существует и сходство в способах проведения свободного времени. Это означает, что происходит передача традиций от родителей к детям.
Конечно, это исследование не затрагивает всех аспектов темы. В дальнейшем исследование может быть продолжено. Например можно провести анкетирование среди всех 5-х классов, посмотреть как изменятся данные.
Список литературы.
1. Википедия. http://ru.wikipedia.org/
2. Исаева. И. Ю. Досуговая педагогика.- М., 1998. http://www.modernlib.ru/books/irina_yurevna_isaeva...
3. Обществознание.5 класс.\ Под ред. Боголюбова Л.Н.-М.,2012.
4. http://socio.isu.ru/ru/chairs/ksf/courses/SSV/kurs_lekzij/l_7.html
Вложение | Размер |
---|---|
prekt_5v.pptx | 544.88 КБ |
Слайд 1
Пятая научно-практическая конференция «Путь к себе». «Свободное время школьников разных поколений .»Слайд 2
Авторы проекта: Гаспарян Сильва Кондрашова Галина Куличенко Дарья Малышко Алина Савина Мария Суханова Виктория Научный руководитель: Казанская Наталия Алексеевна
Слайд 3
Социология досуга.
Слайд 4
Цель работы : определить характерные черты такого явления как «свободное время школьника » . Задачи : 1. Рассмотреть определение терминов «свободное время и «досуг». 2. Определить факторы , влияющие на то , как человек проводит свободное время . 3. Сравнить как проводили свое свободное время для современных подростков(современные подростки и их родители). Цель и задачи проекта.
Слайд 5
Способы проведения свободного времени современных пятиклассников и подростков 11-12 лет в 70-80-х годов ХХ века р азличаются. Гипотеза ?
Слайд 6
Свободное время
Слайд 7
Почему необходимо свободное время? 1. Формирует и развивает личность. Способствует самовыражению и саморазвитию личности, раскрытию природных талантов 2. Позволяет нам совершить свободный выбор, проявить инициативу. 3. Помогает приобрести полезные для жизни умения и навыки. 4. Способствует объективной самооценке . 5. Дает возможность общения.
Слайд 8
Семейные традиции или привычки. Друзья, наше ближайшее окружение. Религия. Национальная культура. Историческая эпоха . Всегда ли мы сами определяем как проводить свободное время?
Слайд 9
Анкетирование. Приняли участие ученики 5 «в» – 22 Родители - 18
Слайд 10
Название Дети Родители Музыкальная школа 4 4 Танцевальные студи, клубы 4 2 Командные игры ( футбол, хоккей , баскетбол) 4 3 Восточные единоборства. 2 1 Бассейн 2 1 Гимнастика 1 1 Настольный теннис. 1 1 Какие секции и кружки ты посещаешь? Общие позиции. 7
Слайд 11
Дети Родители Конный спорт. (1) Студия рисования. (1) Кружок шитья, вязания.(2) Кружок авиамоделирования . (1) Лыжи. (1) Шахматы. (1) Какие секции и кружки ты посещаешь? Различные позиции. 1-5
Слайд 12
Названия Дети Родители Разные 8 4 Игрушки 2 5 Вышивка 1 3 Открытки 2 2 Какие ты делаешь поделки? Общие позиции. 4
Слайд 13
Дети Родители Оригами (4) Выжигание (5) Фенечки (2) Поделки из соленого теста ( 3) Поделки из бисера (2) Аппликация (3) Рисунки (2) Елочные игрушки (2) Папье-маше (2) Чеканка (2) Самолеты (1) Вязаные вещи (1) Какие ты делаешь поделки? Различные позиции. 4-8
Слайд 14
Название Дети Родители Командные игры ( футбол, хоккей, пионербол, баскетбол ) 5 10 Вышибалы 1 5 Салки 5 3 Прятки 1 5 В какие игры ты играешь с друзьями? Общие позиции. 4
Слайд 15
Дети Родители «Стоп земля» (1) Казаки-разбойники (6) «Пихалки» (1) Резиночка (5) Классики (3) Бадминтон (2) « Съедобное–несъедобное » (1) Жмурки (1) Лапта (1) В какие игры ты играешь с друзьями? Различные позиции. 2-7
Слайд 16
Название Дети Родители Чтение 10 9 Просмотр телепередач, видео 16 5 Настольные игры 6 7 Рукоделие. 5 7 Общение с родителями 11 4 Лежание на диване 2 1 Как ты проводишь свое свободное время? Общие позиции.
Слайд 17
Дети Родители Общаться в социальных сетях (15) Ходить в гости (8) Играть в компьютерные игры (12) Переписка (1) Разговаривать по телефону (10) Кулинария (1) Слушать музыку (1) Играть с сестрой (1) Играть на пианино (1) Как ты проводишь свое свободное время? Различные позиции.
Слайд 18
Гипотеза исследования подтвердилась. Современные подростки и школьники 70-80-х годов по разному проводят (проводили) свое свободное время. Изменения которые происходят в обществе оказывают влияние на всю жизнь человека, в том числе и на то, как он проводит свое свободное время. Не смотря на значительные различия между поколениями , существует и сходство в способах проведения свободного времени. Это означает, что происходит передача традиций от родителей к детям. Выводы.
Слайд 19
Спасибо за внимание.
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Мороз Иванович
Загадка Бабы-Яги
Красочные картины Джастина Геффри