Актуальность данной работы в том, что в ней необычные свойства зеркал объясняются с научной точки зрения. Также отмечается перспективность для современного интерьерного и ландшафтного искусства возрождение анаморфов. Автор работы пробует создать собственные анаморфы, что является не такой уж простой работой.. Работа проводилась в тесном сотрудничестве с Педагогическим музеем АППО и музеем оптики ИТМО.
Работа является исследовательской, так как в ней содержатся следующие элементы: поставлена цель, сформулированы задачи, проведен обширный аналитический сбор материала по теме и экспериментальная работа. Несомненным положительным моментом данной работы является то, что в заключении автор анализирует знания, умения, приобретенные ею в процессе работы, и практическую значимость своей работы.
Вложение | Размер |
---|---|
zerkala_v_kulture_anamorfy.docx | 36.9 КБ |
prilozhenie_1i_2.docx | 2.39 МБ |
Введение…………………………………………………3
Заключение…………………………………………….10
Использованная литература………………………....11
Приложение……………………………………………12
Введение
Меня заинтересовала тема «Зеркала в культуре» оригинальностью постановки вопроса: «Какую роль сыграли эти физические приборы в становлении культуры разных народов?»
Человек не может воспринимать мир таким, какой он есть: 80% информации об окружающей среде мы получаем с помощью зрения, фокусируя прямой или отраженный свет. Со временем люди научились использовать свет, создавая различные оптические иллюзии, в том числе с помощью зеркал. Их «магические» свойства поражали воображение наших предков. Разные народы по-своему объясняли природу зеркал. Наверное, в любой культуре есть мифы, связанные с ними.
Мы посетили Педагогический музей Академии постдипломного педагогического образования Санкт-Петербурга и познакомились с его заведующей Дербиловой Людмилой Владимировной. Она показала нам старинные учебные приборы, и предложила изучить историю создания одного из них. Наиболее интересным показалось следующее: если в центр непонятного рисунка поставить цилиндрическое зеркало, то в нем отразится правильное изображение, похожее на современные картины в 3D изображении. Такие картины называются анаморфами. Автору этой работы сразу захотелось попробовать самой нарисовать что-то подобное.
Продолжая поиски, мы отправились в музей оптики, находящийся в здании ИТМО по адресу Биржевой пер, дом 14. В нем очень интересно, поэтому рекомендуем его посетить. Там мы познакомились с Пшеничновым Владимиром Евгеньевичем, который показал хранящееся в музее древнее магическое зеркало. Его особенность меня впечатлила. В солнечном зайчике, созданным им, четко прорисовывалось изображение, совпадающее с рельефом, находящемся на обратной стороне.
Таким образом, целью работы стало:
А для этого необходимо было изучить историю создания и использования зеркал.
Мы не можем видеть собственного лица. Сейчас можно только догадываться, какие чувства испытал человек, когда впервые увидел свое отражение в водной глади. Известно, что в мире животных только высшие приматы и слоны узнают себя в зеркале. Возможно, человек, не до конца осознавая свою индивидуальность, стал считать отражение своим двойником.
Понятие «двойника» есть практически у всех народов, находящихся на определенной ступени развития мифологического сознания: и в Древнем Египте, и на современном Алтае у шаманов. Так, среди образцов скифского искусства есть сидящая женщина в длинном одеянии с зеркалом в руках и стоящий перед ней молодой скиф. Исследователи обнаружили, что зеркало не атрибут богини, а является формой раскрытия “двойника” противоположного пола в зеркале. Эту особенность описывает Д.С. Раевский: “… как женщина держит зеркало: оно помещено строго в центре композиции между персонажами как бы для того, чтобы в него могли смотреться оба героя сцены. У индийцев, таджиков, персов и других народов, предки которых были близкими родственниками скифов, так совершался свадебный обряд: жених и невеста должны смотреться в одно зеркало…» [8]
Интересно противоречие в понимании природы зеркала в восточной и западной культуре. На востоке существует связь понятий «зеркала» и «пустоты». Хенко Хоси писал: “Зеркалу не дано ни своего цвета, ни своей формы, и потому оно отражает любую фигуру, что появляется перед ним. Если бы имелись в зеркале цвет и форма, оно, вероятно, ничего не отражало бы. Пустота свободно вмещает разные предметы” (“Записки от скуки”)[8].
Понятие “пустота”, которое является центральным в философии китайского буддизма, сформировалось в школе “хуаянь”. Одним из основных понятий школы были: пустота и формы. “Пустота - это истинное бытие, проявляющееся через форму”. В западноевропейской культуре, в частности, в философии Платона, из образа “зеркала” развилось понятие “эйдоса” – чистой формы. Вещи подражают эйдосам, эйдосы служат моделями вещей, которые являются их копиями. [8].
Однако во всех древних культурах и даже в современном мире зеркало является метафорой проявления истины. Говорят: «глаза – зеркало души». Слово «отражает» может быть синонимом слов «означает», «показывает». Словосочетание «кривое зеркало» означать ложь, неверное суждение, искаженное восприятие.
В истории оптики немного тайн, сравнимых с загадкой волшебных зеркал Востока. Объяснить их удивительные свойства ученые пытались почти четыре тысячелетия. Примерно за 2000- 1500 лет до н.э. в Китае была изобретена бронза, из которой вскоре начали изготовлять зеркала. На протяжении многих веков китайские умельцы совершенствовали искусство литья, полировки и декорирования своих изделий. Следствием технологических достижений в производстве зеркал явилось создание особых магических зеркал (Приложение, рис.1), оптические свойства которых овеяны легендами. Вот одна из них.
Знатная дама императорскою двора Поднебесной империи однажды в саду любовалась своим отражением в зеркале. Стоял солнечный день. Зеркало было выполнено с изысканной утонченностью. Одна сторона была отполирована, а на другой были изображены стилизованные драконы. Такие зеркала стоили очень дорого и были недоступны простым смертным. Задумавшись, красавица случайно обратила зеркало тыльной стороной к себе. И в этот момент произошло чудо: обращенная к солнцу полированная поверхность отразила на противоположную стену здания солнечный зайчик, в котором отчетливо различались изображения драконов. Но как это могло произойти? Ведь рельефные изображения находились на противоположной стороне непрозрачного зеркала! Этот оптический эффект на протяжении многих веков производил на наблюдателей потрясающее впечатление, отчего такие зеркала получили название «волшебных», «магических» и даже «прозрачных». [2]
В Китае по-разному объясняли удивительный оптический эффект, создаваемый магическими зеркалами. По-видимому, первая дошедшая до нас версия дана в сочинении «Мэн цибитань» («Записи Мэнци», 1086 г.) и принадлежит ученому Шэнь Ко (1031 — 1095 г.г.). Он объяснял магический эффект тем, что при литье более тонкая часть остывает быстрее, чем толстая, что приводит к образованию малых деформаций профиля, не наблюдаемых невооруженным глазом. Различия времени охлаждения поверхностей здесь не причем, но Шэнь Ко сделал правильное предположение о скрытых микроскопических углублениях на поверхности зеркала.
Значительно больше магических зеркал, находящихся сейчас в различных коллекциях, относится к периоду правления династии Мин (1368-1644г.г.), но только некоторые зеркала (примерно одно из сотни) проявляли магическое свойство.
Наиболее убедительное объяснение эффекта волшебных зеркал дано в книге Уильяма Брэгга. Он привел результаты анализа, проведенного за 50 лет до издания этой книги английским профессором У. Айртоном. Профессора Айртон и Перри после многочисленных экспериментов дали объяснение, на которое их натолкнуло случайное наблюдение. Одно из зеркал имело с оборотной стороны глубокую впадину, выбитую каким-то острым предметом. Каково же было удивление исследователей, когда они обнаружили след этой впадины в световом зайчике, отраженном от передней поверхности зеркала. Так был разгадан процесс изготовления зеркал. [ 1 ]
При полировке более тонкие участки продавливались сильнее (Приложение, рис.2). Лучи света, падающие на зеркало, отражаются не от идеальной поверхности одного радиуса кривизны, а от его отдельных частей, и характер отражения оказывается непосредственно связанным с профилем узоров на обратной стороне (Приложение, рис.3).Удивительно, что весьма малые отклонения от идеальной поверхности сказываются столь заметным образом.
Магические японские зеркала (Ma-kyoh) относятся к более позднему периоду и имеют ряд особенностей, благодаря которым свойства их изображений отличаются от тех, что создаются китайскими зеркалами времен династии Хань. Эти зеркала даже изготавливали по другой технологии. В качестве примера приведем описание старинного зеркала, обнаруженного в храме Кенчодзу, которое при косом отражении лучей создавало изображение Будды. Это изображение никак не совпадало с рисунком на обороте, на котором была показана луна, сияющая над морем. Можно себе представить, как почиталось такое зеркало в буддистском храме. Известно описание процесса, в результате которого достигался нужный эффект (Приложение, рис.4). [ 2 ]
Один из японских мастеров по изготовлению зеркал из Токио согласился воспроизвести эффект с помощью химического раствора, который он нанес на отражающую сторону зеркала по контурам рисунка. После полировки поверхность не имела видимых изображений, но воспроизводила их в отраженном свете при ярком освещении [ 2 ]
Анаморфоз - это умышленно-уродливое искаженное изображение предмета, которое при известных условиях представляется правильным. Изображения на анаморфных картинах сильно искажены, но если смотреть на них с помощью зеркала, то можно увидеть неискаженное изображение предмета. Анаморфные картины могут быть линейные, конические, цилиндрические и т.д (Приложение, рис.5). [ 5 ]
По одним источникам считается, что анаморфоза или иначе искусство искаженния проекции было когда-то изобретено в Китае, а позднее завезено в Европу. Хотя не исключено, что аналогичные изобретения могут независимо друг от друга возникать в разных уголках мира, но в разные временные отрезки. Основоположником же анаморфизма в европейском искусстве считается Леонардо да Винчи (1452 - 1519). Первым известным примером анаморфного рисунка считается его рисунок, который ученые-исследователи нашли в одном из трактатов художника - Кодексе 'Codex atlanticus'. При рассматривании в плоскости рисунка под углом появляется ясное изображение лица ребенка (Приложение, рис.6).[5]
Тесно связанная с литературными странностями той эпохи, анаморфоза вписывается в культурные рамки эзотеризма и двусмысленности. Вплоть до XIX в, некоторые художники интересовались этой игрой искаженных перспектив и пользовались ею в карикатурах, чтобы скрыть галантные или непристойные сцены или чтобы выразить свою политическую позицию.[6]
Одна из самых известных картин с использованием анаморфоза с искажённым черепом "Послы" Ханса Гольбейна Младшего (1533 г.)При изменении угла зрения череп становится полноразмерным (Приложение, рис.7).
Многие художники создавали анаморфные картины, ставя перед собой при этом познавательные цели, некоторые из них были одновременно и математиками.[5]
Нарисованная на листе прямая линия превращается в цилиндрическом зеркале в кривую, а вертикальные параллельные стрелочки – в расходящиеся лучи.
Для того чтобы увидеть неискаженное изображение анаморфной картинки нужен металлический отполированный цилиндр, для этого можно свернуть лист фольги в виде цилиндра. Затем надо придумать картинку и нарисовать её в исходной прямоугольной координатной сетке. Например, – круг, квадрат или треугольник. После чего необходимо начертить новую, но уже радиусную координатную сетку, и, перенеся на неё координаты точек исходного рисунка, обвести контуры (Приложение, рис.8).
Приходилось ли Вам увеличивать какой-либо рисунок, перерисовывая его по клеточкам? Здесь - то же самое, только клеточки изогнутые. На поверхности зеркала отражения фигур имеют правильные очертания: круг, квадрат и треугольник. На бумаге при анаморфировании из квадрата получается прямоугольник или ромб, а из круга — овал. Чем выше отражение рисунка в цилиндре, тем дальше и шире оно должно быть на бумаге. Обычно художники рисуют такие анаморфозы, постоянно сверяясь с зеркалом. Это очень кропотливый и утомительный труд.[5]
На принципе анаморфоза построена композиция нескольких сцен в фильме «Лабиринт» (Приложение, рис.9) и убийства в фильме «Анаморф» (Приложение, рис.10).[13].
Довольно интересными представляются также карты-анаморфозы. Так называются карты территории, площадь которой не реальна, а пропорциональна какому-то количественному показателю – например, ВВП (Приложение, рис.11в) или плотности населения (Приложение, рис.11б). Выглядят анаморфозы довольно экстравагантно, поскольку рисунок стран и территорий совсем не таков, каким мы привыкли его видеть на «нормальной» карте (Приложение, рис.11а). Первыми такие карты начали создавать в университете английского города Шеффилд. Создаются анаморфозы и у нас в России, например, в аналитической компании «Меркатор» при Институте географии РАН.[4]
Заключение.
Я попробовала нарисовать анаморф без разметки. Сначала это действительно трудно, но потом становится проще. В качестве зеркала подойдет любая отражающая поверхность. Даже металлическая кружка.
Советую начать с чего-нибудь простого. Например, можно нарисовать человечка. Сложность в том чтобы привыкнуть рисовать перевернутую картинку. Главное, смотреть только в отражение, в противном случае успеха не будет.
Потом попробуйте рисовать прямые линии. Это сложнее. Не нужно пытаться с первого раза провести линию через весь лист. Лучше сначала медленно вырисовывать ее штрихами. Затем можно нарисовать косые линии. А после этого - простые рисунки. Когда приобретете уверенность в своих движениях, можно нарисовать что-то посложнее.
Автор работы уверена, что анаморфы в современном искусстве будут занимать все большее место, в частности, в интерьерах, при создании стрит-артов, памятников и в ландшафтном дизайне. (Приложение, рис. 12).
Использованная литература.
Интернет-ресурсы:
Сказка "12 месяцев". История и современность
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Ласточка. Корейская народная сказка
Солнечная система. Взгляд со стороны
Лиса Лариска и белка Ленка