Позвоночник - это основа скелета, выполняющая в организме человека две важнейшие функции: опорно-двигательную и защитную. Если функции позвоночника нарушены, затрудняется проведение нервного импульса к тканям и клеткам в разных участках тела. Со временем именно в этих участках тела будут развиваться различные заболевания. Чтобы предотвратить это и сохранить позвоночник здоровым до преклонного возраста, нужно следить за своей осанкой и двигаться как можно больше, а также делать работу равномерно.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_biofizike.doc | 791 КБ |
Муниципальная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Береги здоровье смолоду
Межпредметный исследовательский проект
по биофизике
Работу выполнили:
ученица 9 «А» класса МОУ-сош №3
Поминова София
Руководители:
учитель биологии Ягина Л.Г.
учитель физики Литвинова Н.В.
г. Красный Кут
2015
Содержание
Введение ...............................................................................................................
Основная часть....................................................................................................
Часть 1. Скелет человека.........................................................................................................
Часть 2 Прочнее гранита.........................................................................................................
Часть 3. Причины искривления позвоночника....................................................................
Часть 5. Искривление позвоночника. Методика проведения исследований. Измерение прочности кости.....................................................................................................................
Часть 6. Профилактика и лечение заболеваний позвоночника........................................
Заключение.........................................................................................................
Список литературы...........................................................................................
I Введение
Изучая в школе разные естественные науки, я задумалась о взаимосвязи этих наук с главным творением природы – человеком. Мне захотелось рассмотреть этот целостный организм с позиции биофизики. Я хочу рассмотреть главный механический процесс, происходящий в нашем организме, и доказать, как важна связь двух наук для нашего здоровья. А самый главный механический процесс в нашем организме — это позвоночник. Позвоночник - это основа скелета, выполняющая в организме человека две важнейшие функции: опорно-двигательную и защитную. Если функции позвоночника нарушены, затрудняется проведение нервного импульса к тканям и клеткам в разных участках тела. Со временем именно в этих участках тела будут развиваться различные заболевания. Чтобы предотвратить это и сохранить позвоночник здоровым до преклонного возраста, нужно следить за своей осанкой и двигаться как можно больше, а также делать работу равномерно.
Хорошая осанка придает уверенности в себе, в своих силах, позволяет вам нравиться окружающим вне зависимости от вашего веса, особенностей фигуры. Как сказал известный учёные И.П. Павлов: «Правильная осанка – залог твоего здоровья».
Целью исследовательской работы я ставила: показать значение правильной осанки человека, как необходимое условие для нормального развития организма и полноценного функционирования всех его внутренних органов.
В работе поставлены следующие задачи: рассмотреть механический процесс, протекающий в человеческом организме и установить межпредметную связь между физикой и биологией; выяснить причины возникновения искривлений позвоночника; охарактеризовать виды заболеваний, связанные с возникновением нарушений осанки тела; провести опыты на основании деформации кости; обосновать основные методы сохранения здоровья; дать практические рекомендации по сохранению здоровья.
При подготовке исследования мы пользовались материалами:
- данных, публикованных в сети Интернет;
- периодических изданий;
- научных и публицистических изданий.
II Основная часть
Часть 1. Скелет человека
Скелет человека включает более 200 костей. Вместе с мышечной системой и суставами скелет образует опорно-двигательный аппарат человека. Он выполняет опорную функцию, заключает в себе костный мозг, служит хранилищем важнейших минералов, защищает внутренние органы от механических повреждений. При движении скелет выполняет лишь пассивную роль, тогда как активная роль осуществляется мышцами, прикрепленными двумя концами к разным костям. Выделяют осевой скелет, в который входит череп, позвоночный столб, кости грудной клетки и добавочный скелет, объединяющий кости верхних и нижних конечностей.
Позвоночный столб выполняет одновременно несколько функций: он защищает спинной мозг, является опорой для мышц, органов и тканей туловища, поддерживает голову, участвует в образовании стенок грудной и брюшной области таза. Позвоночный столб состоит из 33-34 позвонков. Позвоночный столб у новорожденного почти прямой. В процессе роста и развития в первый год жизни позвоночник приобретает физиологические изгибы. Выпуклость называется лордозом, а вогнутость кифозом. Появление изгибов связано с прямохождением. Изгибы позвоночника вместе с межпозвоночными дисками придают ему пружинистость и эластичность. Соединение позвонков представлено межпозвоночными суставами, дисками, связками. Суставы образованы суставными отростками, диски залегают между телами позвонков и состоят из пружинящего студенистого ядра и замыкающего фиброзного кольца. Такая конструкция придает позвоночнику прочность и одновременно гибкость, а также подвижность при малой амплитуде движения каждой пары позвонков.
Вывод: На этом этапе сбора информации мы познакомились со строением скелета человека, типом соединения костей и формирование изгибов позвоночника в первые периоды жизни человека.
Часть 2 Прочнее гранита.
В этой главе я рассматриваю механические процессы, связанные с прочностью скелета человека. Как и любые строительные элементы, кости нашего скелета работают в основном на сжатие и растяжение или на изгиб. Эти два режима работы предъявляют к костям как элементам скелета далеко не одинаковые требования. В скелетах животных, желательно сочетание прочности с легкостью. Природа в процессе эволюции использовала способ уменьшения массы человека и животных при сохранении прочности их скелета. Посчитаем, достаточно ли прочны наши кости. В табл. 2 приведены значения критических напряжений, при которых нарушается целостность различных материалов, испытанных на сжатие и растяжение.[1] Кость по своей прочности уступает только твердым сортам стали и оказывается гораздо прочнее образцов прочности гранита и бетона. Чем же объясняется такая высокая прочность костного материала?
Таблица 2
Механические характеристики различных материалов
Материал | Прочность нa сжатие, Н/мм2 | Прочность на растяжение, Н/мм2 |
Сталь Кость Гранит Фарфор Дуб Бетон | 552 170 145 552 59 21 | 827 120 4,8 55 117 2,1 |
Кость - композиционный материал и состоит из двух различных компонентов - коллагена и минерального вещества. Большая часть второго, минерального компонента кости - соли кальция. Можно легко удалить любой из главных компонентов кости, практически не изменяя ее формы. Причиной высокой прочности кости является ее композиционная природа. В то же время твердость кости обеспечивается кристаллами минерального вещества, отложившимися на поверхности коллагеновых нитей. Кость устойчива к внешним воздействиям. Известно, что кость растет там, где на нее действует нагрузка, и рассасывается там, где ее нет. Наблюдения показали, что пациенты, находящиеся все время в постели без движения, теряют около 0,5 г кальция в день, что говорит об уменьшении массы их костей. В первых космических полетах в условиях невесомости космонавты теряли до 3 г кальция в день, и поэтому многие специалисты сомневались в возможности длительных космических полетов. Вспомните историю космонавтов А.Г.Николаева и И.В. Севастьянова. После приземления, им было трудно ходить и сохранять вертикальное положение тела. Это было связано с изменением кальция в костях. Однако в дальнейшем были разработаны специальные программы физических тренировок, создающие необходимую нагрузку на костную ткань, которые привели к значительному уменьшению потерь кальция в условиях невесомости. Каким образом кость может изменять свою форму и массу в зависимости от величины действующей нагрузки? Важную роль в этой цепи саморегуляции играют изменения электрического поля в костной ткани. Известно, что кость обладает пьезоэлектрическими свойствами, и поэтому ее деформация сопровождается возникновением электрического поля. Если кость работает на изгиб, как это изображено на рис.1,[2] то вогнутая ее поверхность заряжается отрицательно, а выпуклая - положительно. При длительных деформациях, аналогичных той, которая изображена на рис.1, кость способна изменять свою форму, «достраивая» костную ткань в вогнутых участках и разрушая в выпуклых. В результате кость выпрямляется.
Рис. 1. Электрические заряды, возникающие на поверхности кости при ее деформации
Прекрасной иллюстрацией прочности костей человека может служить популярный сейчас вид спортивных упражнений - карате. Кто видит это впервые, думает, что это мистификация. Однако даже новичок в карате сможет легко разбить голой рукой брусок дерева. Каратеист концентрирует свой удар на очень малом участке тела и старается завершить его на глубине не более 1 см, не делая при этом длинных махов руками. Поэтому удар каратеиста легко может разрушать ткани и кости противника, на которые он направлен. Чем больше и эластичнее брусок, тем труднее его разорвать. Для таких брусков энергия, необходимая для разрыва бруска≈0,55 Дж. Скорость движущейся руки каратеиста составляет приблизительно 12м/с, а ее масса-0,7 кг.
Многие из тех движений, которые мы совершаем, бывают периодическими. К ним относятся ходьба, бег, катание на лыжах, коньках, приседания и т. д. Во время этих движений различные части тела движутся неравномерно.
Например, при беге или ходьбе каждая из ног попеременно уменьшает свою скорость до нуля, соприкасаясь с землей и тормозя при этом перемещение тела (рис. 2, а). [3]
Рис. 2. Направление силы (обозначено стрелкой), действующей со стороны бегуна на землю, в различные фазы бега: а- фаза торможения, б- равномерное движение; в- фаза ускорения
В последующем та же нога, отталкиваясь от земли, ускоряет это перемещение (рис. 2, в).
В скелете человека все кости, имеющие некоторую свободу движения, являются рычагами. Например, кости конечностей, нижняя челюсть, череп (точка опоры – первый позвонок), фаланги пальцев.
Рычажные механизмы скелета обычно рассчитаны на выигрыш в скорости при потере в силе. Другим примером работы рычага является действие свода стопы на полупальцы (рис.3б).[4] Опорой О рычага, через которую проходит ось вращении, служат головки плюсневых костей.
Вывод: наши кости обладают фантастической прочностью, способной вынести различные физические нагрузки.
Часть 3. Причины искривления позвоночника.
В первую очередь нужно выяснить причины нарушения правильной осанки тела. Врачи-ортопеды обычно делят их на три группы:
Современные дети всё меньше и меньше играют в подвижные игры, гуляют. Они заменили это на компьютерные игры и просмотр телевидения. Ученые называют их дети-овощи. У них нет потребности в движении. Среди школьников лишь 3-5% являются здоровыми. Мы наблюдаем как за 11-летие школьники «теряют здоровьё». Почему? Движение - универсальный закон мироздания. Оно идёт в растительных и животных мирах. Всё вокруг нас движется: от атомов клетки до космических миров. Десятки лет человек развивался с помощью мышцы. Она везде играла ключевую роль. Она постоянно работала. Но в 20 веке машины практически вытеснили мышцу из процесса производства продукта - перемещения человека в пространстве. Человечество прочно село на стул, диван, кресло и т.п. Стул стал символом современной цивилизации. Человек прямоходящий стал человеком сидящим. У человека три положения в пространстве: лежа, сидя и стоя. Горизонтальное положение тела для отдыха. Сидячее положение для кратковременного отдыха. Человек, по своей биологической роли, не может долго сидеть. Телесная вертикаль-это телесное положение тела, то есть прямостояние и прямохождение. Это положение обеспечивает активную часть жизнедеятельности человека. Оно было преобладающим на протяжении десятков тысяч лет. Именно телесная вертикаль является видовой, то есть присущей именно человеку, как биологическому виду. Вернёмся в жизнь школьника. Неправильная поза во время учебных занятий ведет к неравномерной нагрузке на позвоночник и мышцы спины, утомляя и расслабляя их, возникают изменения связок позвоночника и формы самих позвонков, образуется стойкое боковое искривление. Искривление позвоночника приводит к деформации хрящевых дисков, расположенных между позвонками, а в некоторых местах они вовсе стираются. В результате позвонки трутся один о другой и сдавливают нервы, отходящие от спинного мозга, что нарушает нормальную работу организма и может привести к развитию заболеваний. Во время занятий у учеников постоянно согнута спина в грудном и шейном отделе позвоночника, что способствует нарушению осанки и искривлению позвоночника. Нарушение осанки может сопровождаться расстройствами деятельности внутренних органов: сердечнососудистой и дыхательной систем, затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, понижается обмен веществ, появляются головные боли, утомление, снижается аппетит и т.д. Слабость мышц живота и спины, согнутое положение вызывают нарушение перистальтики кишечника и желчевыводящих путей. Кроме того, уменьшается устойчивость позвоночного столба к различным деформирующим воздействиям, что может способствовать возникновению искривления позвоночника. Прогрессирующие дефекты осанки вызывают нарушения иннервации ряда внутренних органов, вследствие чего организм становится подверженным различным заболеваниям.
Таким образом, между осанкой и здоровьем существует крепкая связь и прямая зависимость. В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Осанка портится по нескольким причинам:
Также возникновению искривлений позвоночника способствует перегрузка школьного портфеля учебниками и учебными принадлежностями.
В течение исследовательской работы проводилось взвешивание ученических рюкзаков и сумок у подростков. Взвешивание проводилось на трех параллелях: в 7-х , 8-х и 9-х классах. Средний вес одного рюкзака у учащихся 7-го класса от 4,900кг до 7,200кг, к этому весу добавляется вес сменной обуви от 0,6кг до 0, 8 кг. Средний вес рюкзака ученика 8 класса от 4,400 кг до 6,600 кг, а средний вес ученической сумки ученика 9 класса от 4,200кг до 6,000 кг и тоже прибавляется вес сменной обуви. Средний рост подростка 146- 164 см, вес тела колеблется от 44 – 62 кг. Почему такой тяжелый школьный портфель? В нем 5-6 учебников, дневник, рабочие тетради, письменные принадлежности, атлас, альбом. Конечно, такая тяжесть деформирует позвоночник, искривляет его, а если школьная сумка носится только на одном плече, то возникает боковое искривление позвоночника, и как результат: одно плечо становится выше другого, развивается боковой сколиоз.
Искривление позвоночника возникает у девочек в процессе раннего ношения обуви на высоком каблуке. Туфли на высоких каблуках поднимают пятку и наклоняют тело вперед, спина компенсирует этот наклон соответствующим изгибом туловища и в результате таз отводит далеко назад, вызывая напряжение мышц нижней части спины. При ходьбе на высоких каблуках ноги касаются земли с ударом, в момент которого на переднюю часть ступни обрушивается чрезмерная нагрузка, которая эхом отзывается в позвоночнике, сотрясая его на каждом шагу. Все это приводит к изменению прогиба поясничной части позвоночника и, соответственно, к сдавливанию межпозвоночных дисков. Формируется лордоз поясничного отдела позвоночника. Большое значение для формирования правильной осанки имеет постель, на которой спит подросток. Кровать должна быть ровной и твердой. Когда тело лежит на такой постели, вес его равномерно распределяется, мускулы максимально расслабляются, а подвывихи или искривления позвоночника, вызванные вертикальным положением тела в течение дня, легко исправляются. Развитию позвоночных искривлений может способствовать неправильное или не сбалансированное питание. Необходимо употреблять достаточное количество продуктов, содержащих кальций и фосфор. Это, в первую очередь, молочные продукты. Необходимо употреблять рыбопродукты, овощи и фрукты, богатые витаминами. Возникновению заболевания способствует ограничение двигательной активности. В школьном подростковом возрасте, это связано с нерациональным распорядком дня, перегрузкой учебными заданиями, вследствие чего остается мало времени для прогулок, игр и занятий спортом. Посчитаем, сколько часов день сидят школьники. Учащиеся начальной школы на завтрак, обед и ужин тратят один час. Сидение в школе около 3-5 часов. Выполнение домашнего задания 2-3 часа. У телевизора или за компьютером 2 часа. Итого, из 15 часов бодрствования 7-10 часов ребёнок сидит, то есть до 50%-70% времени. Учащиеся средней и старшей школы на завтрак, обед и ужин тратят 2 часа. Занятие в школе 6-8 часов. Выполнение домашнего задания 2-4 часа. За телевизором или компьютером 3-4 часа. Итого, из 16 часов бодрствования 12-15 подросток сидит, то есть от 60%-90% времени. В результате, в конце уроков дети испытывают сильное утомление. Много времени подросток проводит за компьютером или просмотром телепередач. Происходит снижение материальной насыщенности костной ткани, наблюдается отрицательный кальциевый баланс, задерживается развитие и формирование организма. Все это приводит к сутулости и деформации позвоночника.
Вывод: на этом этапе сбора информации мы познакомились с причинами, которые способствуют нарушению изгибов позвоночника, что ведет к формированию неправильной осанки тела и, как следствие, возникновение различных заболеваний.
Часть 4. Виды искривлений позвоночника.
Нормальная осанка человека характеризуется следующими признаками:
При отклонении от этих характеристик, наблюдаются патологические изменения в строении позвоночника, при этом нарушаются его физиологические изгибы. Врачи-ортопеды выделяют три основных изменения физиологических изгибов позвоночника.
Кифоз – значительный задний прогиб грудного отдела позвоночника и усиление компенсаторных лордозов шеи и поясницы. Упругость позвоночника при этом повышена.Болезнь протекает медленно от нескольких месяцев до нескольких лет. Функциональная способность позвоночника ослаблена, спина легко утомляется, боли в спине практически отсутствуют. При грудных кифозах происходит сдавливание органов, расположенных в грудной клетке, при этом особенно страдают легкие. Затрудняется дыхание, возникают хронические бронхиты, плевриты, возникает аритмия сердца.
Лордоз – нарушение искривлений позвоночника пояснично-крестцового отдела, при этом живот становится выпуклым, появляется его округлость. При возникновении заболевания человек жалуется на боли в пояснично-крестцовом отделе позвоночника, возникает функциональная недостаточность почек, наблюдается отечность нижних конечностей, заболевают органы малого таза.
Сколиоз – боковое искривление позвоночника, со смещением тел позвонков. Это заболевание особенно сильно прогрессирует в период роста и развития организма. Деформация позвоночника при сколиозах начинается с того, что при утомлении мускулатуры спины позвоночник слегка отклоняется в бок. Утомление происходит вследствие напряженного долгого вертикального положения туловища на уроках. Ученик теряет способность поддерживать необходимое сокращение мышц спины, горбиться, а затем, когда мышцы позвоночника обременяются, инстинктивно ищет новое положение и находит его в ассиметричном наклоне, в боковой позе, облегченной упором локтей в стол. Условный рефлекс у учеников повторяется, поза становится привычной. При сколиозах возникают утомления спины, головокружения, происходят боковые защемления органов дыхания, затрудняются акты вдоха и выдоха, появляются сердечнососудистые заболевания, бронхиты, плевриты, аритмия сердца.
Нормальная осанка — умение сохранять правильное положение тела. При этом создаются наиболее выгодные, максимально благоприятные условия для деятельности сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем, для внутренних органов, для более высокой работоспособности. Хорошая осанка содействует поддержанию чувства бодрости и уверенности.
Вывод: на этом этапе сбора информации мы познакомились с основными параметрами правильной осанки тела, с видами искривлений позвоночника: лордозами, кифозами и сколиозами, а также с клиникой течения этих заболеваний.
Часть 5. Искривление позвоночника. Методика проведения исследований. Измерение прочности кости.
Я захотела дать конкретное представление о прочности кости на давление и для этого я провела эксперимент, в ходе которого я взвесила кость и записала её вес. (250 г.). Положила кость горизонтально между двумя столами так, чтобы концы её лежали на столах. Посередине на кость повесила деревянную платформу для гирь. На платформу положила гири, начиная с килограмма до тех пор, пока кость не сломалась. Записала вес груза, который потребовался для того, чтобы переломить кость, (7,0 кг) и сравнила его с весом самой кости. В результате этого эксперимента я пришла к следующему выводу: прочность костей, составляющих скелет человека очень велика. Она достигается определенным химическим составом и строением костей.
Следующие эксперименты были проведенены для определения искривлений позвоночника у школьников. [8]
Определение лордозов.
Ученик становится спиной к стене, так чтобы к ней прикасались лопатки, ягодицы и пятки. В этом положении между стенкой и поясницей должно быть расстояние при нормальной осанке 2-2,5см, т.е. должна проходить плоская ладонь, если расстояние больше, то осанка нарушена.
Определение кифозов.
Мерной лентой определяют расстояние от концов ключицы с левой и правой стороны по спине, а затем измеряют это расстояние на груди. Если результаты примерно одинаковы, то осанка правильная и заболевание отсутствует, если одно число больше другого, то произошло искривление позвоночника, возникает сутулость и развивается кифоз.
Определение сколиозов.
Ученик становится спиной, руки опущены вниз. Мерной лентой измеряется расстояние от нижних углов лопаток слева и справа до отростка седьмого позвонка в позвоночнике. Если расстояние от нижнего угла левой лопатки до отростка равно расстоянию от нижнего угла правой лопатки до отростка, то у ученика правильная осанка, если есть разница в результатах, то определяется боковой сколиоз. В норме расстояние от внутреннего края лопаток до позвоночника должно быть одинаково, уровни углов лопаток на одном уровне. Итоги обследований помещаются в таблице.
Итоги обследований учащихся МОУ - СОШ №3 г. Красный Кут
Год рождения | Кол-во |
класс | Заболевания |
% | |||
сколиоз | лордоз | кифоз |
всего | ||||
2000-2001 | 25 | 7 | 4 | - | - | 4 | 6,6 |
1999-2000 | 24 | 8 | 7 | - | - | 7 | 14,7 |
1998-1999 | 20 | 9 | 10 | 2 | - | 12 | 20,2 |
Итоги обследований опорно-двигательного аппарата у школьников показывают, что физическое состояние подростков ухудшается из года в год.
Вывод: на этом этапе сбора информации мы познакомились с методикой определения искривлений позвоночника. Количество детей с нарушением осанки тела с возрастом увеличивается.
Часть 6. Профилактика и лечение заболеваний позвоночника.
Любое заболевание, в том числе и нарушение осанки тела, легче предупредить, чем заниматься его лечением. Заботиться об осанке тела ребенка необходимо с рождения.
Для этого надо правильно научить его ползать, вовремя учить сидеть и ходить. В ранние периоды жизни ребенка необходимо проводить закаливание, массаж мышц и всего туловища, а также конечностей, принимать ванны.
Постепенно с возрастом ученик должен самостоятельно заниматься физкультурой и спортом, развивать свою мускулатуру и скелет. Положительно влияет на развитие позвоночника ходьба на лыжах, баскетбол, волейбол, плавание, гимнастика, прогулка на свежем воздухе. Необходимо сделать доступными для большинства подростков спортивные секции, занятия аэробикой, посещение бассейна. Необходимо следить за рационом питания подростка. Ввести в рацион продукты, богатые кальцием и фосфором. Также должна быть в меру жесткая постель, удобная одежда и обувь. Необходимо правильно организовать рабочий уголок ученика, должно быть хорошее освещение комнаты, ученические парты должны быть удобными и соответствовать росту ребенка. Портфель ученика не должен быть перегружен. Разгрузить портфель можно, для этого нужно поставить парные уроки, тогда приносить учебников в школу нужно будет в два раза меньше. Можно по комплекту учебников иметь в профильных кабинетах, чтобы ученики вообще не носили учебные книги, а в школьном портфеле лежали только тетради и письменные принадлежности. I-ую и II-ую степень заболевания позвоночника можно вылечить, если устранить неблагоприятные факторы в жизни ученика, которые способствуют возникновению неправильной осанки. Для этого необходимо правильно организовать двигательную активность, посещение уроков физического воспитания в школе, дополнительные занятия корригирующей гимнастикой 2-3 раза в неделю в кабинетах лечебной физкультуры под руководством врача, специализированный массаж для позвоночника и мышц тела, разгрузить позвоночник от ношения тяжестей. Для привычной вертикали необходимо изменить органомику места учащегося, заменив смену сидящего режима режимом смены рабочих поз с использованием конторки. При таких режимах усиливается внимание, работоспособность и мотивации к учёбе. В результате жизнестойкость организма увеличивается в 2-3 раза, двигательная активность возрастает в 5-8 раз, а нервно-психические срывы уменьшаются в 5-6 раз. Движение помогает восстановить гармонию между душой и телом.
Вывод: на этом этапе я выявила методы предупреждения заболеваний позвоночника и сохранения правильной осанки тела.
III Заключение.
Во время исследовательской работы над этой проблемой были сделаны следующие выводы: сидячий образ жизни приводит к серьёзным проблемам здоровья; науки биология и физика тесно связанны между собой, они дополняют друг друга.
Для того чтобы иметь крепкое здоровье и правильную осанку, необходимо постоянно следить за формированием и развитием опорно-двигательного аппарата, а для этого необходимо заниматься спортом, правильно питаться, вести здоровый образ жизни.
Красивая фигура создает человеку комфорт в обществе, он уверен в себе, у него уверенная легкая походка и четкие точные движения. Он не испытывает трудностей со своим здоровьем, потому что у него не сдавлены искривлениями позвоночника и внутренние органы.
Здоровье детей дошкольного и школьного возраста требует определенных затрат в семье и в целом государстве, но ведь здоровый подросток, а в дальнейшем и здоровый взрослый человек, принесет большую пользу нашему государству, а еще у здоровых людей рождается здоровое потомство. В этой работе рассматривается не просто вопрос о здоровье подростка, а поднимается проблема состояние здоровья будущего поколения.
IV Список литературы.
1. Борисов Г.Б. «В мире подростка» Москва, издательство «Медицина» 1988г. стр120;132.
2. Васильев З.А. «Резервы здоровья» Санкт-Петербург, изд. «Медицина» 1981г, стр187-190.
3. Гласс Дж. «Жизнь до 180 лет» Москва, издательство «Физкультура и спорт» 1991 г. стр. 35-39
4. Гогулан М.Ф. «Попрощайтесь с болезнями» Москва, издательство «Советский спорт» 1994 г. стр. 69-74
5. Горен М.И. «Путь к здоровью и долголетию» Москва, издательство «Медицина» 1992 г. стр. 192-193
6. Гукасова Н.А. «Лечебная физкультура в системе комплексного лечения сколиоза», Москва, «Медицина» 1987г. стр. 195.
7. Козьмин А.Ш., Кон И.И. «Сколиоз» Москва, изд. «Медицина» 1984г.
8.. Корниенко И.А., Кузнецова Л.В. «Школьники с избыточным весом» Москва, издательство «Педагогика» 1998 г. стр. 26-31, 58-59
9. Моль Х.Н. «Семь программ здоровья» Москва изд. «Физкультура и спорт» 1991г., стр.15; 36; 51.
10. Нордемар Р. «Боль в спине» Москва изд. «Медицина» 1991 г. стр. 31; 58.
11. Обреимова Н.И. «Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков», Москва, изд. «Академия» 2000 г. стр. 331-333.
12. Петровский Б.В. «Большая медицинская энциклопедия» Москва изд. «Советская энциклопедия». 1980 г. том 13. стр.288-290.
18. Г. Р. Иваницкий, «Мир глазами биофизика», 1995г.
19. Ц. Б. Кац, «Биофизика на уроках физики», Москва, «Просвещение»,1988г.
20. Энциклопедия для детей, том 18, «Человек», Москва, Аванта+,2001г.
[1] Васильев З.А. «Резервы здоровья» Санкт-Петербург, изд. «Медицина» 1981, стр. 187-188
[2] Горен М.И. «Путь к здоровью и долголетию» Москва, изд. «Советский спорт» стр. 69
[3] К.Ю. Богданов, «Физик в гостях у биолога». Москва, главная редакция физико-математической литературы, 1956г. стр.75
[4] Г.Р. Иваницкий, «Мир глазами биофизика», 1995г. стр.56
[5] Васильев З.А. «Резервы здоровья» Санкт-Петербург, изд. «Медицина» 1981г, стр. 187-190
[6] Гогулан М.Ф. «Попрощайтесь с болезнями» Москва, изд. «Советский спорт» 1994г. стр.69-77
[7] Петровский Б.В. «Большая медицинская энциклопедия» Москва., изд. «Совесткая энциклопедия» 1980г. стр. 288-289
[8] Нордемар Р. «Боль в спине» Москва изд. «Медицина» 1991 г. стр. 31; 58.
В Китае испытали "автобус будущего"
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Весёлые польки для детей
Два Мороза
Серебряное копытце