Девиз работы: «Просто, выгодно, доступно»
Актуальность: Кристаллы всегда привлекали внимание людей своей красотой и загадочностью. Эти тела окружают нас всю жизнь - это и лёд, и снежинки, и многие драгоценные и полудрагоценные камни. В настоящее время это актуально, потому что все любят украшения с кристаллами, но не все могут себе этого позволить. Поэтому мы придумали бюджетный вариант: замена покупных кристаллов на кристаллы, выращенные своими руками.
Предмет данного исследования: способы выращивания кристаллов в домашних условиях.
Объект исследования: кристаллы, выращенные на основе раствора поваренной соли и раствора медного купороса.
Гипотеза: кристаллы можно вырастить дома.
Цель проекта: изучить, что такое природный кристалл, его свойства, вырастить кристаллы из поваренной соли и медного купороса.
Для выращивания кристалла мы использовали метод охлаждения насыщенного раствора хлорида натрия без затравки. В результате были получены кристаллы «Слеза дракона» и «Кристаллический взрыв».
Для начала мы вырастили кристаллы из поваренной соли, они получились просто замечательные. Теперь у нас дома растут кристаллы из медного купороса. Они выглядят не менее завораживающе.
Выращивание солевого кристалла
Чтобы вырастить осадочным способом кристаллы из раствора, необходимо сделать его неравновесно концентрированным. Для этого мы нагрели необходимое количество воды до температуры близкой 100 градусам, растворили в ней максимально возможное количество поваренной соли (хлорида натрия NaCl) и оставили раствор остывать. В течение процесса остывания концентрация раствора стала перенасыщенной, и излишки растворенной соли стали осаждаться на введенный в раствор посторонний предмет, подвешенный на нити.
С течением времени концентрация раствора стала снова равновесной, излишки соли осели на растущем кристалле и на дне и стенках ёмкости. Для доведения раствора вновь до неравновесного состояния мы повторили процедуру его наведения. С течением времени кристалл достиг необходимых размеров.
Подобный механизм был использован в случае с кристаллом из медного купороса (пентагидрат сульфата меди (II) CuSO4 ∙ H2O).
Для исследования кристаллов использовали методы:
зрительный – рассматривание,
оптический – исследование поглощения и преломления солнечного и когерентного излучения,
фотографический – исследование цифрового увеличенного изображения, полученного с помощью фотоаппарата.
Выводы по итогам эксперимента:
величина кристалла зависит от длительности эксперимента, значит можно вырастить кристаллы разной величины;
в зависимости от формы, которую мы придали нити, изменяется и форма кристалла;
можно выращивать кристаллы разных цветов.
Чем насыщеннее раствор, тем быстрее вырастет кристалл.
В дальнейшем планируем вырастить монокристаллы с затравкой, используя водные растворы медного купороса и сахара.
Мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Вместе мы хотим вырастить кристаллы разной формы и величины, будем пробовать новые способы их выращивания.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_udivitelnyy_mir_kristallov_zamoyskaya_ilenko.docx | 25.13 КБ |
udivitelnyy_mir_kristallov_zamoyskaya_ilenko.pptx | 1.22 МБ |
МКОУ «БОГУЧАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
по химии
на тему:
«Удивительный мир кристаллов»
Выполнили:
Ученицы 8 «Б» класса
МКОУ «Богучарская СОШ №2»
Ильенко Юлия и Замойская Дарья
Преподаватель: Хаустова Ольга Анатольевна
г. Богучар 2014 год
План
Алхимики думали, что природные кристаллы были сотворены богом раз и навсегда. Лишь в конце 17 века поняли, что минералы растут в виде солей из воды. Нас это очень заинтересовало, и мы решили узнать, как вырастить различные кристаллы, и почему они разные по форме.
Актуальность: Кристаллы всегда привлекали внимание людей своей красотой и загадочностью. Эти тела окружают нас всю жизнь - это и лёд, и снежинки, и многие драгоценные и полудрагоценные камни. Интерес к кристаллам проявлял также такой известный учёный как Ломоносов: «...Одно любопытство довольно побуждает, чтобы знать внутренность российской подземной натуры и оную, для общего приращения наук описав, показать учёному совету».
В настоящее время это актуально, потому что все любят украшения с кристаллами, но не все могут себе этого позволить. Поэтому мы придумали бюджетный вариант: замена покупных кристаллов на кристаллы, выращенные своими руками.
Предмет данного исследования: способы выращивания кристаллов в домашних условиях.
Объект исследования: кристаллы, выращенные на основе раствора поваренной соли и раствора медного купороса.
Гипотеза: кристаллы можно вырастить дома.
Цель проекта: изучить, что такое природный кристалл, его свойства, вырастить кристаллы из поваренной соли и медного купороса.
Для выращивания кристалла мы использовали метод охлаждения насыщенного раствора хлорида натрия без затравки. В результате были получены кристаллы «Слеза дракона» и «Кристаллический взрыв».
Зрительный – рассматривание.
Оптический – исследование поглощения и преломления солнечного и когерентного излучения.
Фотографический – исследование цифрового увеличенного изображения, полученного с помощью фотоаппарата.
В зависимости от строения кристаллы делятся на ионные, ковалентные, молекулярные и металлические.
Ионные кристаллы построены из чередующихся катионов и анионов, которые удерживаются в определенном порядке силами электростатического притяжения и отталкивания. Ионные кристаллы образуют большинство солей неорганических и органических кислот, оксиды, гидроксиды, соли. В ковалентных кристаллах в узлах кристаллической решетки находятся атомы, одинаковые или разные, которые связаны ковалентными связями. Эти связи прочные и направлены под определенными углами. Типичным примером является алмаз; в его кристалле каждый атом углерода связан с четырьмя другими атомами, находящимися в вершинах тетраэдра.
Молекулярные кристаллы построены из изолированных молекул, между которыми действуют сравнительно слабые силы притяжения. В результате такие кристаллы имеют намного меньшие температуры плавления и кипения, твердость их низка. Из неорганических соединений молекулярные кристаллы образуют многие неметаллы, соединения, молекулы которых образованы только ковалентными связями. Этот тип кристаллов характерен также почти для всех органических соединений.
Металлические кристаллы образуют чистые металлы и их сплавы. Такие кристаллы можно увидеть на изломе металлов, а также на поверхности оцинкованной жести. Кристаллическая решетка металлов образована катионами, которые связаны подвижными электронами. Такое строение обусловливает электропроводность, ковкость, высокую отражательную способность (блеск) кристаллов.
Кристаллы — твёрдые тела, в которых атомы расположены периодично, образуя трёхмерно-периодическую пространственную укладку — кристаллическую решётку. По размерам кристаллы бывают различными. Многие из них можно увидеть только в микроскоп. Но встречаются гигантские кристаллы массой в несколько тонн.
Этот метод основан на физическом законе, который гласит, что растворимость веществ становится меньше при понижении температуры. Из осадка, образующегося при растворении вещества, сначала появляются крошечные кристаллики, превращающиеся постепенно в кристаллы правильной формы.
Емкость с насыщенным раствором оставляется открытой на довольно длительное время. Следует прикрыть её бумагой, чтобы испарение воды происходило медленно, и раствор был защищен от комнатной пыли. Лучше кристаллик подвесить на нить. Если же он лежит на дне, то растущий кристалл надо время от времени переворачивать. Так как вода постепенно испаряется, то по мере необходимости подливается насыщенный раствор.
Осуществить выращивание кристаллов возможно из различных веществ: сахара, пищевой соды, поваренной соды. Прекрасно подойдет и другая соль (в смысле химическое соединение), а также некоторые виды органических кислот.
В прошлом году мы выращивали кристаллы из поваренной соли и назвали их «Кристаллический взрыв» и «Слеза дракона» (см. приложение 1). В этом году мы решили вырастить кристалл из медного купороса (см. приложение 2).
Для начала мы вырастили кристаллы из поваренной соли, они получились просто замечательные. Теперь у нас дома растут кристаллы из медного купороса. Они выглядят не менее завораживающе.
Выращивание солевого кристалла
Как известно, чтобы вырастить осадочным способом кристаллы из раствора, необходимо сделать его неравновесно концентрированным. Для этого мы нагрели необходимое количество воды до температуры близкой 100 градусам, растворили в ней максимально возможное количество поваренной соли (хлорида натрия NaCl) и оставили раствор остывать. В течение процесса остывания концентрация раствора стала перенасыщенной, и излишки растворенной соли стали осаждаться на введенный в раствор посторонний предмет, подвешенный на нити.
С течением времени концентрация раствора стала снова равновесной, излишки соли осели на растущем кристалле и на дне и стенках ёмкости (см. приложение 3). Для доведения раствора вновь до неравновесного состояния мы повторили процедуру его наведения. С течением времени кристалл достиг необходимых размеров (см. приложение 4).
Подобный механизм был использован в случае с кристаллом из медного купороса (пентагидрат сульфата меди (II) CuSO4 ∙ H2O) (см. приложение 5).
В дальнейшем планируем вырастить монокристаллы с затравкой, используя водные растворы медного купороса и сахара.
Мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Вместе мы хотим вырастить кристаллы разной формы и величины, будем пробовать новые способы их выращивания.
Используемые источники
Слайд 1
Удивительный мир кристаллов Работу выполнили ученицы 8 «Б» класса Ильенко Юлия и Замойская ДарьяСлайд 2
Цель работы: Изучение кристаллов и их свойств Выращивание кристаллов из поваренной соли и медного купороса
Слайд 3
Актуальность Еще ученый М. В. Ломоносов говорил: «Одно любопытство довольно пробуждает, чтобы знать внутренность российской подземной натуры и оную, для общего приращения наук описав, показать ученому совету».
Слайд 4
Гипотеза: Кристаллы можно вырастить дома
Слайд 5
Кристаллы – это вещества, в которых мельчайшие частицы «упакованы» в определенном порядке.
Слайд 6
Классификация кристаллов
Слайд 7
Идеальный кристалл – это кристалл, имеющий полную симметрию и идеально ровные гладкие грани.
Слайд 8
Реальный кристалл – это кристалл, содержащий различные дефекты внутренней структуры решетки, искажения и неровности на гранях и имеет пониженную симметрию многогранника вследствие особых условий роста, неоднородности питающей среды, повреждений и деформаций.
Слайд 11
Науки, изучающие кристаллы: Кристаллофизика (изучает физические свойства кристаллов) Кристаллография (изучает идеальные кристаллы c позиций законов симметрии и сопоставляет их с реальными) Структурная кристаллография (занимается определением внутренней структуры кристаллов и классификацией кристаллических решеток) Кристаллооптика (изучает оптические свойства кристаллов) Кристаллохимия ( изучает кристаллические структуры и их связи с природой вещества)
Слайд 12
Опыт №1 Заложили опыт по выращиванию кристалла из поваренной соли Заменяли раствор каждые 2 недели Через 4 месяцев выращивания получили 2 кристалла, которые впоследствии покрыли бесцветным лаком
Слайд 13
Опыт №2 Заложили опыт по выращиванию кристалла из медного купороса Подливали фильтрованный раствор с медным купоросом каждые 2 недели Через 1 месяц получили готовый кристалл, который покрыли бесцветным лаком
Слайд 14
Выводы, сделанные при выращивании кристаллов: Чем дольше мы будем выполнять данную работу, тем кристалл будет больше В зависимости от формы, которую мы придадим нити, изменится форма кристалла Кристаллы можно делать разных цветов Чем насыщеннее раствор, тем быстрее вырастет кристалл
Слайд 15
Перспективы У нас в планах создание кристалла из марганцовки
Слайд 16
М. В. Ломоносов: «Одно любопытство довольно пробуждает, чтобы знать внутренность российской подземной натуры и оную, для общего приращения наук описав, показать ученому совету».
Под парусами
Именинный пирог
Тигрёнок на подсолнухе
Невидимое письмо
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой