Научная мысль постоянно расширяет границы наших знаний и находит ответы на множество вопросов, которые ставит перед нами живая природа. Учёные используют новейшие теории и технологии, чтобы проникнуть в тайны и растений и животных, Земли и Космоса. Люди изучают колонии муравьёв, взбираются на склоны вулканов, бурят вечную мерзлоту в полярных областях, ведут наблюдение за бескрайними просторами Вселенной. Но даже последние достижения науки не делают природу менее загадочной.
Нас повсюду окружают голоса природы. Эти звуки – странные, забавные или пугающие – чаще всего сигналы, используемые для передачи информации. Но существует ли в дикой природе язык? Попытаемся ответить на этот вопрос.
Вложение | Размер |
---|---|
obshchenie_zhivotnyh.doc | 42.5 КБ |
Тема работы: используют ли животные язык?
Задачи исследования:
Актуальность проблемы. Научная мысль постоянно расширяет границы наших знаний и находит ответы на множество вопросов, которые ставит перед нами живая природа. Учёные используют новейшие теории и технологии, чтобы проникнуть в тайны и растений и животных, Земли и Космоса. Люди изучают колонии муравьёв, взбираются на склоны вулканов, бурят вечную мерзлоту в полярных областях, ведут наблюдение за бескрайними просторами Вселенной. Но даже последние достижения науки не делают природу менее загадочной.
Нас повсюду окружают голоса природы. Эти звуки – странные, забавные или пугающие – чаще всего сигналы, используемые для передачи информации. Но существует ли в дикой природе язык? Попытаемся ответить на этот вопрос. Учёные определяют язык как одну из форм символического и творческого общения. Это не просто последовательность сигналов, признанная дать немедленный эффект.
Однако в отличии от людей животные «разговаривают», как правило, только в трёх специфических ситуациях:
Рассмотрим один из способов общения. Пример – общение петуха с курами. Как показывают многочисленные наблюдения, звуковые сигналы, подаваемые петухом, не просто объявляют курам, что он обнаружил корм, но и сообщают о качестве находки. Проведём эксперимент. Предложим птицам червей, горох и арахис.
Найдя червей или горох, петух призывал кур быстрыми короткими сигналами, на которые они немедленно сбегались. А при виде арахиса петух издавал протяжный звук, выражавший разочарование, на который реагировала лишь часть кур.
У некоторых видов общение происходит в таких сложных формах, что исследователи готовы сравнить его с языком. Понаблюдаем за пчёлами. Когда одна из сборщиц находит источник пищи, она, вернувшись в улей, передаёт сведения о нём другим пчёлам, исполняя особые танцы. Если расстояние от гнезда до корма менее ста метров, пчела просто бегает кругами по соту, чтобы привлечь внимание. Информация о более удалённом источнике пищи передаётся с помощью виляющего танца: пчела движется, описывая восьмёрки. Наконец, пчёлы получают информацию и о качестве пищи – им достаточно понюхать танцовщицу, и сразу станет ясно, на каких цветах она побывала.
Также у насекомых существуют и химические запахи. Например, муравьям они помогают обмениваться информацией об источнике пищи. Найдя её, насекомые выделяют из брюшка феромон и метят им весь обратный путь к гнезду. Наткнувшись на такую пахучую тропинку, любой муравей направляется к её началу. Вскоре тропинка превращается в оживлённую трассу. Феромоны позволяют также отличать своих от чужих.
Человека всегда забавляла способность животных имитировать его речь. Главные мастера в этом – попугаи. Они с лёгкостью и, пожалуй, с удовольствием подражают почти любым услышанным звукам. Недаром возникло выражение «повторять, как попугай». Однако можно ли считать удивительную способность попугаев настоящим общением?
Чтобы ответить на этот вопрос, американский психолог Айрин Пепперберг сначала научила попугая жако таким простым словам, как «пробка» и «морковка». Затем она предъявляла птице предмет и, если та произносила нужное слово, поощряла это угощеньем. Таким способом попугай быстро научился правильно называть примерно десяток предметов и даже просить , когда не мог видеть их.
Как и этот учёный попугай, многие животные вкладывают в свои крики, рыканье, ржанье, чириканье определённый смысл. Их звуковые сигналы, вероятно, несут какую-то информацию, понятную представителям того же вида. Одни из самых удивительных в мире мелодий – так называемые песни китов. Они могут петь пол часа без перерыва, но, главное, используют богатейший репертуар звуков, сочетая разными способами лай, писк, свист, рыдание и жужжание. Веками моряки верили, что эти таинственные звуки издают русалки или сирены.
Наблюдая в зоопарке за поведением шимпанзе, выяснила, что для общения они используют широкий набор мимики, жестов, поз и звуковых сигналов. Они часто приветствуют друг друга поцелуями и объятиями.
Животные, как и люди, любят играть. Для них игра не просто забава, а важная часть подготовки к борьбе за выживание, это лучший способ обучиться общественному поведению. Она развивает умение прятаться, выслеживать, подкрадываться, бросаться из засады и убивать. Игры наблюдаются только у млекопитающих и птиц.
Понаблюдаем за семейством кошачьих. У кошки Мурки три котёнка. Двое из них чаще занимаются уходом за шерстью, любят поиграть с собственным хвостом, а у третьего котёнка на уме только салочки. При более пристальном наблюдении выявляем различия в игровом поведении детёнышей разного пола. Самки играют меньше, интенсивность и продолжительность игр зависят обилия и доступности пищи.
Выводы.
У каждого вида животных существуют свои способы общения, однако можно выделить пять основных:
Таким образом, чтобы выжить в природе, надо прежде всего уметь находить пищу и спасаться от врагов, а значит необходимо общаться. Способы передачи информации у животных разнообразны и оригинальны.
Новоалександровская районная открытая научная конференция школьников «Шаг в будущее»
Секция: биология
Название работы «Используют ли животные язык?»
Автор работы: Михеева Анастасия
Место выполнения работы: г. Новоалександровск
МОУ лицей «Экос», 4 класс.
Научный рук.: Снурникова Елена Александровна,
учитель начальных классов, МОУ лицей «Экос»
г. Новоалександровск, 2009.
Используют ли животные язык?
Михеева Анастасия, г. Новоалександровск, МОУ лицей «Экос», 4 класс.
Научный рук.: Снурникова Елена Александровна,
учитель начальных классов, МОУ лицей «Экос»
Задачи исследования:
1) доказать предположение, что в разных ситуациях животные могут «разговаривать» между собой,
2) выявить различные способы общения животных.
Актуальность проблемы. Научная мысль постоянно расширяет границы наших знаний и находит ответы на множество вопросов, которые ставит перед нами живая природа. Учёные используют новейшие теории и технологии, чтобы проникнуть в тайны и растений и животных, Земли и Космоса. Люди изучают колонии муравьёв, взбираются на склоны вулканов, бурят вечную мерзлоту в полярных областях, ведут наблюдение за бескрайними просторами Вселенной. Но даже последние достижения науки не делают природу менее загадочной.
Учёные определяют язык как одну из форм символического и творческого общения. Это не просто последовательность сигналов, признанная дать немедленный эффект.
Однако в отличии от людей животные «разговаривают», как правило, только в трёх специфических ситуациях:
1) при совместном добывании пищи;
2) период размножения;
3)призывая своих сородичей на помощь в случае опасности.
В результате проведённого эксперимента и различных наблюдений пришли к выводу:
У каждого вида животных существуют свои способы общения, однако можно выделить пять основных:
1) акустический: песни, крики;
2) оптический: жесты, позы, характер оперения или шерсти;
3) химический: выделение пахучих веществ;
4) тактильный: путём прикосновений (во время игры, при выпрашивании корма у родителей);
5) электрический: испускание электрических импульсов многими рыбами.
Таким образом, чтобы выжить в природе, надо прежде всего уметь находить пищу и спасаться от врагов, а значит необходимо общаться. Способы передачи информации у животных разнообразны и оригинальны.
За еду птицы готовы собирать мусор
В Китае испытали "автобус будущего"
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Фотографии кратера Королёва на Марсе