В своей работе ученица рассказала о своих прапрадедушке, прапрабабушке и прабабушке, которые жили в годы Великой Отечественной войны. Прапрадедушка защищал нашу Родину от немецко-фашистских захватчиков, в 1943 году пропал без вести . Прапрабабушка была труженицей тыла. Ученица показала, что умеет работать с воспоминаниями очевидцев и различными источниками (книги, статьи, Интернет), попыталась восстановить хронологию тех событий. Из работы видно, как ученица гордится своими предками и память о них всегда будет жить у неё в сердце.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.doc | 65.5 КБ |
moya_semya_v_gody_vov_prilozhenie_k_rabote.rar | 2.97 МБ |
МОУ СОШ п. Тарбагатай Петровск – Забайкальского района
Забайкальского края
Научно - практическая конференция «Шаг в науку»
Секция начальных классов
История моей семьи в годы Великой Отечественной войны
Выполнила: Домашевская Анастасия
Ученица 3 класса
МОУ СОШ п. Тарбагатай
Петровск – Забайкальского района
Забайкальского края.
Руководитель: Домашевская Л.А.
Учитель начальных классов
МОУ СОШ п. Тарбагатай
п. Тарбагатай, 2015 г.
Оглавление
Содержание Стр.
2. 2. Детство прабабушки в годы Великой Отечественной войны. 7
2.3. Судьба моего прапрадедушки Горюнова Якова Петровича. 9
Актуальность.
Не смею говорить я о войне,
Но я скажу – есть родственная память,
Не дай нам Бог увидеть и во сне
Того, что было пережито Вами!
Дмитрий Румата.
Война - это беда не одного человека, не одной семьи и даже не одного города. Это беда целой страны. И именно такое несчастье произошло с нашей страной в 1941-1945 годах.
В преддверии 70-летия Победы в нашем классе готовится классный час. Учительница дала нам задание рассказать о родственниках, которые жили в то время, как сложилась их судьба. И я поняла, что ничего рассказать не могу.
В связи с этим возникла проблема, что я не знаю как моя семья жила в годы Великой Отечественной войны, какова их судьба?
Так я определила тему моего исследования «История моей семьи в годы Великой Отечественной войны».
Мы выдвинули следующую гипотезу: если я узнаю историю моей семьи в годы войны, то смогу рассказать об этом на классном часе, а в дальнейшем представить своим детям историю военного прошлого нашей семьи.
Объектом исследования является: моя семья.
Предмет исследования: моя семья в годы Великой Отечественной войны.
Цель моего исследования: изучить историю семьи в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Систематизировать семейный фотоархив.
2. Побеседовать с прабабушкой.
3. Составить историческую справку из воспоминаний военных лет прабабушки.
4. Изучить и проанализировать документы из Интернет - архива.
Методы:
Практическое значение работы велико: её можно использовать на уроках истории, литературы, окружающего мира, во внеклассной работе. Работа может помочь другим учащимся заняться изучением истории своей семьи.
22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. Тысячи танков и самолётов ринулись на наши мирные города и сёла. Началась Великая Отечественная война. Нападение началось неожиданно в 4 утра. Что пришлось пережить людям, когда они услышал по радио, что началась война. Тысячи людей шли добровольцами в армию. Весь народ сплотился перед лицом страшной опасности. В первый год войны враг был слишком силён.
Вся стран узнала о подвиге Брестской крепости во главе с майором Гавриловым. Они сражались с фашистами целых 4 недели до последнего патрона. Враги окружили их со всех сторон и много раз предлагали им сдаться. Но отважные герои решили, что лучше погибнуть в бою, чем жить в плену. Когда патроны закончились, они пошли на врага в рукопашный бой. Своей кровью на стене внутри крепости один из защитников написал: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!»
Враги неудержимо прорывались к Москве. Фашистские генералы уже готовились к победному параду на Красной площади…«Великая Россия, а отступать некуда — позади Москва» — слова Василия Клочкова, одного из защитников Родины. Его отряду в 28 бойцов пришлось сражаться с несколькими десятками вражеских танков. Когда закончились боеприпасы, солдаты с последними гранатами в руках бросились под гусеницы фашистских машин. Этот подвиг стал примером для других. В декабре наши армии под командованием Георгия Константиновича Жукова перешли в наступление. Фашисты были отброшены от Москвы на сотни километров. Северную столицу России Гитлер решил взять измором. Ленинград был окружен фашистскими войсками. Блокада длилась 872 дня. Остановить врага удалось только на берегах Волги. Когда Гитлеру не удалось взять Москву, он решил наступать на юг России. Здесь в Сталинградской битве 1942-1943 годов решалась судьба нашей России. Город Сталинград стал настоящей крепостью. В ходе сражения обе стороны потеряли 2 миллиона солдат. Зимой 1942-1943 годов наши армии под командованием полководца Г.К. Жукова окружили врагов и взяли их в плен. Это стало тяжёлым поражением фашистов в войне. Не пустив фашистов за Волгу, наши армии перешли в наступление и разгромили врага. После войны здесь, на Мамаевом кургане, был открыт мемориал в память о битве.
Фашистские войска отступали, но яростно сражались за каждый клочок захваченной раннее земли. Весной 1945 года СССР и его союзники вели последние бои. Берлин — столица Германии — был взят советскими войсками. Над главным зданием Рейхстагом солдаты подняли красный флаг. 9 мая 1945 года фашисты признали своё поражение. Этот день стал Днём Победы в Великой Отечественной войне.
Вывод: Война - это горе, слезы. Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли своих сыновей, жены - мужей, дети остались без отцов. Она заставила повзрослеть даже самых маленьких детей, наделив их мужеством и великой силой духа в борьбе за справедливость. Война затронула и мою семью, судьбы моих прабабушек и прадедушек, переживших это тяжелое время. Тысячи людей прошли сквозь войну, испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили. Победили в самой тяжелой из всех войн, перенесенных до сих пор человечеством. И живы еще те люди, которые в тяжелейших боях защищали Родину, стояли у станков, трудились в тылу, воспитывали детей. Война в их памяти всплывает самым страшным горестным воспоминанием. Но она же напоминает им о стойкости, мужестве, дружбе и верности.
Кто же расскажет о моей семье в те страшные годы? Конечно очевидец того времени. Это моя прабабушка Трофимова Людмила Яковлевна. Из её воспоминаний я узнала не очень много, потому что страшные военные годы пришлись на её детство. Родилась прабабушка в 1938 году в селе Гутай Красночикойского района Читинской области. Когда началась Великая Отечественная война, моей прабабушке было всего 3 года. Она не осознавала значение слова война, но по встревоженным лицам своих родителей поняла, что произошло что-то страшное, ужасное.
Прабабушка хорошо помнит прощание с отцом, уходившим на фронт. (Приложение 1). Его провожала вся деревня. Все плакали. Её мать, моя прапрабабушка Фадеева Прасковья Сергеевна осталась с двумя маленькими детьми. (Приложение 2).
Оставшись без мужей, женщины взвали на себя всю мужскую работу. Работала прапрабабушка целыми днями на шахте, добывала молибден. Домой приходила только поесть. Кроме этого была и другая работа. Она впрягалась в плуг, чтобы пахать землю, таскала огромные тяжести, косила и стоговала сено. Трудно перечислить то, чего она не делала.
Дети не были в стороне от труда. Прабабушка со своим братом рано стали взрослыми. Они помогали матери чистить двор, где стояла скотина, сгребали сено, прибирались в доме, носили воду, пасли скот, работали на огороде, подбирали колоски в поле. В летнюю пору собирали ягоды, грибы, щавель. Часть собранного сушили на зиму.
Картошки вдоволь тоже не было. Сколько бы ее не выращивали к весне все съедалось, а у некоторых даже не оставалось на посадку. Осенью замерзшую картошку собирали, мыли, варили в печи вместе с очистками, потом сушили на противнях и мололи на мельнице. Из полученной муки в основном и пекли хлеб.
Они не умерли от голода и потому, что у них была корова, которую они берегли как зеницу ока. С 5 лет прабабушка помогала матери доить корову. Часть молока меняли на продукты, одежду и необходимые в хозяйстве вещи, оставшимся молоком прапрабабушка кормила детей.
Жили бедно. Носили домотканую одежду, сшитую собственными руками. Такая одежда была очень грубая, но дети были рады новым платьям и рубахам. Моя прабабушка еще до школы научилась прясть на прялке шерсть.
Как бы тяжело не было, но дети находили время для игр. Играя, забывали о том, что шла война, а отцы на фронте. О том, что постоянно хотелось есть. Девочки играли в тряпичные куклы, которые шили сами, в прятки, лапту, прыгали через веревочку. Зимой каталась на санках с горки, которая находилась рядом с их домом.
В 1942 году прабабушкиного отца после госпиталя отпустили домой на несколько дней, так как он был ранен и потерял глаз. После восстановления он опять вернулся на фронт. В 1943 году родился еще один брат. Теперь детей стало трое.
Военная беда объединила и сплотила людей. Все стремились помочь друг другу пережить это страшное бедствие. Делились последним, что было дома. Но самым страшным были приходившие в деревню похоронки. Их с великой болью в душе оплакивали не только родственники, но и все односельчане. А приходили похоронки в село очень часто. Люди боялись почтальона.
Не обошла стороной беда и нашу семью. Совсем скоро, после рождения младшего брата, в семью пришла страшная весть. Пришло извещение о том, что отец пропал без вести.
Моя прапрабабушка Прасковья Сергеевна достойна уважения. В такое трудное время она занималась воспитанием детей – все они выросли хорошими и добрыми людьми.
Это тоже своего рода подвиг – во время нечеловеческих испытаний вырастить настоящего человека! Прожила она до 84 лет. (Приложение 3).
Вывод: О войне мы, маленькие дети, знаем очень мало. Я, как и мои сверстники, родилась и живу в мирное время. Мы никогда не слышали взрывов снарядов и свист пуль, не прятались в убежище, не голодали, не видели, как убивают родных, как это было с детьми военных лет. И кажется что это так далеко от нас и представить всё то, что происходило в те страшные годы в тылу и на фронте очень трудно. И только, знакомясь с историей жизни близких тебе людей, эти события становятся ближе, понятнее, их начинаешь принимать сердцем и переживать за то, как они смогли выстоять и пережить этот ужас войны.
Так как моя прабабушка про своего отца больше рассказать ничего не могла, поэтому мы с мамой решили своими силами собрать информацию о нем, воспользовавшись сетью Интернет. Мама узнала, что есть сайт «Мемориал». (Приложение 4). Это своего рода обобщенный банк данных, который содержит информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период.
Из слов прабабушки мы знали только фамилию и имя. Больше она ничего не знала, так как её мама, Прасковья Сергеевна, второй раз вышла замуж и из села Гутай семья переехала в Тарбагатай. При переезде документы были потеряны.
Введя известные данные, мы очень обрадовались, увидев в списке знакомую фамилию. (Приложение 5).
Из найденных документов мы узнали, что мой прапрадедушка Горюнов Яков Петрович 1915 года рождения. (Приложение 6). Место рождения – село Урлук Красночикойского района. Призвался в ряды Советской армии 24 июля 1941 года. Воинское звание рядовой, стрелок. Место службы – полевая почта 07390. Пропал без вести в декабре 1943 году. (Приложение 7)
Так же мы нашли страницу из медицинского документа, где говорилось, что рядовой Горюнов Яков Петрович умер от тяжёлых ран 15 октября 1944 года в госпитале 163 ОМСБ. (Приложение 8). Из сайта «Солдат.ру» узнали, что этот госпиталь находился в Литовской ССР. (Приложение 9). Мы можем предположить, что если это мой прапрадедушка, то может быть он был в плену, а затем попал в госпиталь.
Всё, о чём узнала, я рассказала своей прабабушке. Глядя на эти документы, она долго молчала, а по ее морщинистым щекам текли слёзы.
На этом мы не остановились. Мы решили пролистать страницы «Книги памяти: О тех, кто не вернулся с войны. Читинская область». Во втором томе была фамилия моего прапрадедушки. (Приложение 10).
Найденной информацией мы поделились с жителем нашего посёлка Манжесовым Михаилом Иванович, который собирал материал для «Книги памяти п. Тарбагатай». Сейчас эта книга уже издана. (Приложение 11).
Вывод: Каждый год весна и людская память встречаются 9 Мая возле поселкового памятника, чтобы почтить память всех тех, кто подарил нам мирное небо над головой. На этом монументе увековечено и имя моего прапрадедушки. (Приложение 12). Я очень горжусь своим прапрадедушкой, который отдал жизнь ради Победы.
Анализируя рассказ прабабушки о её жизни в годы Великой Отечественной
войны, напрашивается вывод, что судьбы у всех настолько разные и неповторимые, но схожи одним – все они очень сложные и тяжёлые. Они – дети войны, участники войны, всегда были, есть и будут для нас героями и примером для подражания.
Мы не должны забывать, какой ценой была достигнута наша победа, какой ценой был сохранен мир. Нашему поколению стоит брать пример с еще живых, и почитать уже ушедших от нас героев Великой Отечественной войны. Они подарили всем нам будущее. А без знания своего прошлого, никогда не будет будущего. Мы, молодое поколение, должны знать и помнить о том, какая доля выпала нашему народу, и кто внёс решающий вклад в Победу. Низкий поклон моему прапрадеду и нашим ветеранам! Это меньшее из того, что мы можем сделать для них! Помнить!
«Эта память верьте, люди, всей земле нужна.
Если мы войну забудем, вновь придет война.»
Я считаю, что информация, собранная мною в результате исследования, важна не только мне, но и моей семье, родным, односельчанам. Мы не должны забывать тех, кому обязаны своей жизнью. Поэтому, я не заканчиваю изучение истории семьи в годы Великой Отечественной войны. Эту работу я буду продолжать.
Заповеди детства и юности
Для чего нужна астрономия?
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Сказочные цветы за 15 минут
Мастер-класс "Корзиночка"
Комментарии
История моей семьи в годы Великой Отечественной войны
Анастасия и Людмила Александровна, спасибо за отличную работу! Вы стали участниками проекта "Вахта памяти". Продолжай, Настя, заниматься поисковой деятельностью, собирай материал о истории семьи. Каждое поколение может рассказать много интересного.