Научно-исследовательский проект по исследованию качества питьевой воды с.Дьяконово Октябрьского района Курской области; результаты анализа, выводы, рекомендации.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_voda2014-teoriya.doc | 223 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗАЛИНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Номинация: Химия (рациональное использование водных ресурсов региона)
ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ
С. ДЬЯКОНОВО ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Работу выполнил: Обучающаяся 10 класса
МКОУ «Залининская СОШ»
Дмитриева Н.В.
Руководитель проекта: Учитель химии МКОУ «Залининская СОШ»
Журавлёва Л.Ю.
С. Дьяконово 2014г.
Содержание
Аннотация 3
I. Теоретическая часть 4
II. Практическая часть 8
III. Результаты исследований и сравнительная характеристика 15
Выводы и рекомендации 17
Список литературы 20
Приложения
Эпиграф
«Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь! Ты исполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами, с тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете».
Антуан де Сент-Экзюпери.
Аннотация.
В нашем проекте я попыталась на примере небольшого населенного пункта с.Дьяконово показать, что «Чистая вода России»- важнейшая задача страны, вопрос первостепенной важности Курской области.
Цель проекта - расширение, углубление и обобщение знаний о воде, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
Задачи проекта:
-применить химические знания на практике;
-провести исследования качества питьевой воды из различных источников на территории с.Дьяконово в 2008-2014 годах;
-обобщить результаты, сделать сравнительный анализ, выводы, практические рекомендации.
В условиях школьной лаборатории, и даже районной, невозможно провести полный химический анализ воды, а люди должны знать, что они пьют?!?
Мы хотели привлечь внимание к проблеме рационального использования запасов подземных вод, на которых базируется хозяйственно-питьевое водоснабжение населения Курской области, убедить индивидуальных водопользователей на проверку качества воды из своих скважин. Смеем надеяться – нам это удалось…
Теоретическая часть.
Вода бывает разная: морская, речная, дождевая, талая, родниковая, пресная, соленая, минеральная, жесткая, мягкая, тяжелая, святая, дистиллированная… Гидрологи в шутку называют Землю мокрым шаром во влажной оболочке. Вода - самое обыкновенное и самое удивительное вещество в мире. Вода приводит в движение неживую природу, осуществляет развитие живой природы.
Да, воды на Земле много - 1454 км2, но у этого океана на долю пресной воды, не считая пока недоступных для водопровода полярных льдов, приходится всего 0,3%. Эти крохи люди уже давно бы израсходовали, если бы на планете не шел вечный круговорот воды. Например, вода в речных руслах мира сменяется 32 раза в год. Через 10 лет обновляется вода в пресных озерах. Еще медленнее сменяются подземные воды. Для этого требуется пять тысячелетий.
Воды на Земле очень много и в то же время ее очень мало. Почему много понятно: океаны, ледники, реки, дожди… А вот почему мало?
Потому что в процессе производства и жизнедеятельности человечество загрязняет больше воды, чем очищает; потому что большая часть земной воды - и не вода вовсе, а растворы, содержащие подчас очень вредные вещества.
Забота о получении достаточного количества воды, пригодной для питья и удовлетворения культурно-бытовых потребностей людей, не оставляет человечество на протяжении всего его существования. Достаточно вспомнить, что первый римский водопровод протяженностью 16,5 км был построен еще в 312 году до н.э. Характер и формы водоснабжения обусловливались изменением социально-экономических условий и общим подъемом культуры.
Потребности человека в воде уже стали сравнимы с возобновляемыми ресурсами пресной воды на планете. Человеку нужна хорошая, чистая пресная вода. Без нее он жить не может…
Уже во второй половине 20 века перед человечеством встала проблема нехватки чистой питьевой воды.
«Чистая вода России» - важнейшая задача страны, вопрос первостепенной важности для Курской области. В последние годы нас постоянно подводят к тому, что запасы артезианской воды не безграничны. Увеличение платы за пользование водой- лишь первый звонок из множества, которые в один не прекрасный день сольются в сигнал тревоги.
Хозяйственно-питьевое водоснабжение Курской области основано исключительно на использовании подземных вод, что выдвигает аспекты их охраны от истощения и загрязнения на первое место. Прогнозные эксплуатационные запасы подземных вод Курской области составляют около 2200 тыс. м3/сут. Объем разведанных эксплуатационных запасов подземных вод составляет 1257 тыс. м3/сут. Потенциальные ресурсы пресных подземных вод Курской области составляют 2, 18 млн м³/сут или 0,8км³ / год.
На территории Курской области за период до 2012 года было разведано 100 месторождений пресных подземных вод с общими запасами 1262, 56 тысяч м³/сут.
Перспективная потребность в воде на последующие годы по оценке ТЦ «Курскгеомониторинг» составляет 100 тыс. м3/сут.
Общее количество извлекаемых подземных вод по Курской области за последние 8 лет составляет порядка 350 тыс. м3/сут.
В рамках ежегодной «Программы мероприятий по регулированию, использованию и охране водных ресурсов Курской области» на территории региона выполняются мероприятия по строительству скважин питьевого водоснабжения, выявлению и обследованию неработающих водозаборных скважин с целью их ликвидации и ведения мониторинга геологической среды и водных объектов как по всей наблюдательной сети области, так и в пределах водозаборов отдельных недропользователей.
По состоянию на 20.02.2014г. в Октябрьском районе не была разработана Программа по защите водоносных горизонтов от загрязнения, поэтому приходится констатировать формальное отношение к данной проблеме как недропользователей так и органов исполнительной власти.
В подземных водах первых от поверхности незащищенных от поверхностного загрязнения водоносных горизонтов Октябрьского района отмечаются превышения по железу, общей жесткости. Данные отклонения обусловлены естественными (природными) факторами, характерными для нашей области.
Однако на ряде водозаборов области ухудшение качества воды является следствием загрязнения.
Водоснабжение сельских населенных пунктов (в том числе села Дьяконово) осуществляется небольшими грунтовыми водозаборами, одиночными скважинами, а также децентрализованными источниками – колодцами и родниками, в связи с чем в Октябрьском районе остро стоит проблема очистки питьевой воды.
При выборе участка для размещения скважины общего пользования в с. Дьяконово были использованы и учтены «Требования к выбору места расположения водозаборных сооружений» нецентрализованного водоснабжения СанПин 2.1.4.1175-02 глава II.
При обследовании установлено, что в месте расположения проектируемого водозаборного сооружения и на прилегающей территории потенциальные источники микробного и химического загрязнения отсутствуют в радиусе более 50 метров вокруг скважины (требование 2.5)
Участок паводковыми водами не затапливается и находится на удалении более 30 метров от магистрали с интенсивным движением транспорта (требование 2.6)
В с. Дьяконово мониторинг качества подземных вод первых от поверхности незащищенных водоносных горизонтов проводит ТЦ «Курскгеомониторинг» (приложение I), контрольные скважины находятся в пойме реки Сейм. Мы отбирали пробы воды из скважины с. Дьяконово в школе из крана (предварительно спустив воду из водопровода), глубина скважины 45 метров.
В администрации с. Дьяконово нет лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод, качество воды проверяется областной организацией Санэпиднадзора (отделение Октябрьского района закрыто, поэтому организовать проверку качества воды индивидуальных водопользователей сложнее). Сточные воды, образующиеся от школьной столовой и кабинетов химии и физики поступают в канализационную сеть неработающих очистных сооружений.
При строительстве водозаборного сооружения индивидуальному владельцу необходимо четко следовать требованиям СанПин 2.1.4.1175 – 02 глава III «Требования к устройству и оборудованию водозаборных сооружений нецентрализованного водоснабжения», пункт 3.4 «Требования к устройству трубчатых колодцев» (скважин).
Согласно данным требованиям водозаборное сооружение должно быть выполнено из материалов, разрешенных для применения в практике хозяйственно – питьевого водоснабжения. Оголовок трубчатого колодца (скважины) должен быть выше поверхности земли и герметично закрыт.
Подъем воды из скважины должен осуществляться бытовым насосом, типа « Малыш» или другим малодебитным насосом.
Согласно действующему федеральному закону «О недрах» (статья 19) при эксплуатации бытовых скважин на первый от поверхности водоносный горизонт с объемом добычи не более 3м3 в сутки допускается безлицензионная деятельность (добыча воды), но качество воды для индивидуальных пользователей должно проверяться соответствующими службами по заявке самого пользователя.
Как мы выяснили, практически все население с. Дьяконово довольно беспечно относится к этому вопросу и качество воды не проверяется. Силами кружка «Занимательная химия» анализировалось качество воды из личных скважин водопользователей в течение 2004 – 2012 годов, я продолжила эту работу в 2013-2014 годах. Пробы отбирались ежегодно весной, усредненные результаты анализов сведены в таблицу (приложение II).
Практическая часть:
Помимо изучения литературных источников об удивительных свойствах воды и проблемах ее охраны, нас интересовали практические исследования. Например: как определить рН воды, ее жесткость и другие физико-химические показатели, проанализировать пробы из разных источников и посмотреть в длительном временном интервале. 1 .Изучив специальную литературу [1-16] мы выбрали:
а) технические термины и понятия, необходимые для работы:
Гидрохимия - наука, изучающая химический состав природных вод и его изменения во времени и пространстве в причинной взаимосвязи с химическими, физическими и биологическими процессами, протекающими как в воде, так и в окружающей среде.
Химический состав воды - совокупность растворимых в природных водах минеральных и органических веществ в ионном, молекулярном, комплексном и коллоидном состояниях.
Химический анализ воды - качественное и количественное определение химического состава.
Минерализация воды - сумма всех найденных при химическом анализе воды минеральных веществ (мг/дм3).
Ионный состав воды — совокупность ионов растворённых в воде веществ.
Главные ионы — количественно преобладающие в природных водах ионы (обычно это хлорид-, сульфат-, гидрокарбонат-, карбонат-ионы и ионы кальция, магния, натрия и калия).
Водородный показатель (рН) - величина, характеризующая активность или концентрацию ионов водорода в растворах, численно равная концентрации ионов водорода.
Сухой остаток - общая масса веществ, полученная после выпаривания профильтрованной воды и последующего высушивания осадка (мг/дм3).
Окисляемость воды - величина, характеризующая содержание в воде органических и
неорганических веществ, окисляемых одним из сильных химических окислителей при определённых условиях.
Загрязнение природных вод - процесс изменения состава и свойств природных вод в результате деятельности человека, приводящий к ухудшению качества воды для водоиспользования.
Предельная допустимая концентрация (ПДК) - концентрация вещества в воде, выше которой вода не пригодна для одного или нескольких видов водоиспользования.
Проба воды - количество воды, предназначенное для исследования.
б) Выписали на карточки методы анализа воды (допустимые в школьных условиях).
в) Изучили результаты исследований воды по отчёту Территориального центра «Курскгеомониторинг».
растворы.
школьной лаборатории, при выезде на полевые работы (отбор проб), отработали технику проведения отдельных операций (калориметрирование, титрование).
Отбор проб и первичный анализ по А. А. Резникову [6]
1. Правильную характеристику воды можно получить, если проба отобрана с большой тщательностью.
Способы отбора пробы на анализ должны обеспечивать максимальное сохранение солевого и газового состава исследуемой воды и гарантировать исключение элементов случайности в отобранной пробе (загрязнение, застойность и др.).
Количество воды, потребное для анализа, зависит от требуемой точности анализа, от степени минерализации воды и от назначения анализа. Чем больше предъявляется требований к детальности и точности анализа, тем больше должен быть объём пробы.
Пробы воды отбирали в полиэтиленовые бутылки. Одним из основных условий при взятии пробы воды является чистота бутылки и пробки. Лучше всего применять полиэтиленовые и пришлифованные стеклянные пробки, но можно пользоваться корковыми и резиновыми пробками. Корковые пробки кипятят в дистиллированной воде, резиновые пробки - в 1 %-ом растворе соды, затем промывают водой, 1%-ым раствором НС1 и ополаскивают несколько раз дистиллированной водой. Бутылки перед заполнением и пробки перед закупориванием ополаскивают отбираемой водой не менее трёх раз. Перед окончательным заполнением бутылки желательно пропустить через неё несколько объёмов отбираемой воды при помощи трубки, опущенной до дна бутыли, пробы должны быть герметично закрыты.
2. Порядок выполнения анализа. Очень важно соблюдать последовательность выполнения определений. Нельзя воду долго хранить и после вскрытия бутылки нужно сразу проводить анализ. Учитывая санитарно-технические нормы и ограниченные возможности школьной лаборатории, химический анализ воды проводили на базе школы и частично в лаборатории «Курскгеомониторинг». Мы определяли физические свойства:
Запах.
Для определения наполняли водой 3/4 пробирки, нагревали до 50°-60°С, закрывали корковой пробкой. После короткого взбалтывания открывали пробку и определяли запах по шкале.
Цветность.
Цветность определяли количественно путём сравнивания при просмотре со стандартным раствором на белом фоне (градусы цветности в таблице[ 6 ]
Прозрачность.
Исследуемую воду хорошо взбалтывали и наливали в градуированный цилиндр. Затем ставили цилиндр для определения прозрачности так, чтобы шрифт находился в 4 см. от дна. Добавляя или отливая воду из цилиндра, находили предельную высоту столба воды, чтобы возможно было читать контрольный текст.
Осадок.
При состоянии пробы может образоваться осадок по количеству - незначительный, заметный, большой, по качеству - кристаллический, песчаный, илистый, хлопьевидный и т.д., по цвету – бурый, желтый и т.д.
Вкус.
Его определяют при отсутствии подозрений на загрязненность токсичными веществами. Мы определяли в пробах №1, №2, №3.Подогревали воду до 30 0С ,набирали в рот 1 5 мл. и держали во рту несколько секунд.
рН (концентрация водородных ионов).
Эта величина позволяет судить о формах нахождения в природных водах слабых кислот: угольной, кремниевой, сероводородной, борной, а также судить о насыщенности воды слабыми основаниями. Определение рН проводили с помощью стандартной шкалы, буферных растворов путем колориметрирования (сравнения).
Диоксид углерода (CO2)
Бутылка открывается только перед отбором пробы! Проводили объемное определение-метод основан на титровании растворенного диоксида углерода раствором щелочи в присутствии фенолфталеина. Отмеряли 100 мл. воды ,вливали в колбу. Прибавляли на кончике пера сегнетовой соли и 2 капли раствора фенолфталеина . Бесцветный раствор титровали 0,1N гидроксидом натрия(все растворы и реактивы готовились преподавателем) по каплям при постоянном помешивании до появления бледно-розовой окраски, не исчезающей в течение 5 мин. Расчеты производились по готовым формулам.
Ион аммония (NH4+)
Колориметрическим методом при помощи реактива Несслера. Воду наливали в пробирку до метки 5 мл., всыпали 1 /4 стеклянной лопаточкой сегнетовой соли, взбалтывали содержимое пробирки до растворения кристаллов и прибавляли 3 капли реактива Несслера. Снова взбалтывали и через 3 мин. колориметрировали (сравнивали со шкалой светофильтров), рассматривая содержимое пробирки сверху. Если окраска интенсивнее самого яркого эталона раствор колориметрировали, рассматривая содержимое пробирки сбоку (результат утраивали).
Гидрокарбонат (HCO3-) -и карбонат (CO32- )- ионы
Определяются объемным методом.
Отобрали 100 мл. воды в стакан, прибавили 5 капель 10 /0 раствора фенолфталеина, по каплям титровали 0,05 N раствором соляной кислоты (при розовом окрашивании) до обесцвечивания. Отмечали объем израсходованной кислоты. Далее к тому же раствору прибавляли 3 капли раствора метилоранжа и титровали тем же раствором соляной кислоты до перехода желтой окраски в слабо- розовую. Так как ионы HCO3- и CO32- присутствуют совместно ,то из общего спуска вычитали удвоенный спуск на CO32- .
Сульфат- ионы ( SO42-)
Определялись весовым методом (преподаватель на базе лаборатории ТЦ «Курскгеомониторинг»). После того, как определили HCO3- и CO32- стаканы ставят на слабую плитку, добавляют по 10 мл. HCL (1:1), нагревают до кипения и добавляют 10 мл. горячего раствора 10% хлорида бария. Закрывают часовым стеклом и оставляют на ночь. Когда сульфат бария осядет, отфильтровывают через плотный фильтр «синяя лента», промывают горячей водой, подкисленной соляной кислотой. Прокаливают 30 минут и взвешивают.
Карбонатная жесткость
Она выражается в мг-экв. гидрокарбонат- и карбонат-ионов (HCO3- + CO32-)в 1л.воды.Если количество мг-экв. HCO3- + CO32- в воде больше суммы мг-экв. кальция и магния, то карбонатную жесткость принимают равной общей жесткости.
Общая жесткость = карбонатная жесткость + некарбонатная жесткость.
Магний - ион (Mg2+)
Использовали расчетный метод. Зная общую жесткость воды С мг-экв./л и содержание кальция С1 (мг-экв/л) рассчитали содержание магния Х (мг/л) по формуле Х=(С-С1) 12,16.
Нитрат - ион (NO3- )
Часто является показателем санитарного состояния воды. Определение основано на восстановлении в щелочном растворе иона( NO3- ) с помощью сплава Деварда до иона ( NH4+ ) и на колориметрическом определении последнего с реактивом Несслера. В -пробирку на 25 мл отмерили 20 мл воды, прибавили 1 мл 25% раствора NaOH, сплав Деварда - 0,1. Пробирку закрывали фильтровальной бумагой, оставляли на ночь. Затем брали по 5 мл восстановленных растворов, добавляли 3 капли реактива Несслера, взбалтывали и через 3 мин колориметрировали (смотрели сверху).
Окисляемость
Окисляемость характеризует общее содержание органических веществ в природных водах. Наиболее распространённым методом определения является перманганатный метод, основанный на окислении органических веществ перманганатом калия при нагревании. В коническую колбу отмерили 50 мл воды (бутылка открывается перед анализом), прибавили 10 мл. серной кислоты (1:3), из бюретки 10 мл 0,01 N раствора перманганата калия, закрыли часовым стеклом и кипятили раствор ровно 10 мин, считая с момента начала кипения. Затем сразу же добавили 10 мл 0,01 N щавелевой кислоты до обесцвечивания и сразу же титровали горячий раствор 0,01 N перманганатом калия, по каплям до слабо - розовой окраски.
Кальций - ион (Са2+)
Для определения использовали трилонометрический метод с индикатором мурексидом. В коническую колбу на 250 мл. отобрали 50 мл. воды и добавили 50 мл. дистилированной воды. Затем в колбу опустили бумажку Конго и при постоянном помешивании добавляли по каплям 0,1 N раствор соляной кислоты до изменения окраски бумажки Конго из красной в сиреневую. Бумажку извлекли, раствор кипятили 5 мин, охладили. К холодному раствору прибавили 2,5 мл 2N раствора гидроксида натрия и 30-50 мг сухой смеси мурексида с хлоридом натрия и оттитровали 0,05N раствором трилона Б до перехода окраски в фиолетовый цвет, устойчивый в течение 3 мин.
Общая жесткость - обусловлена наличием всех солей кальция и магния и вычисляется путём суммирования мг-экв этих двух ионов. Если в воде содержится мало солей магния и кальция она считается мягкой, более 6 мг-экв ./л -жёсткой.
Трилонометрический способ. В коническую колбу отмерили 50 мл. воды, добавили 50 мл дважды перегнанной воды и 5 мл буферного раствора и 0,1г. индикатора (эриохром чёрный с хлоридом натрия) и сразу титровали 0,05N раствором трилона Б до изменения окраски до сине - зеленоватой.
III. Результаты исследований и сравнительная характеристика.
Для определения качественного состава воды отбирались пробы:
№1085 – (четвертичный водоносный комплекс),
№1083 – (альб-сеноманский горизонт),
№1084 – (верхнемеловой водоносный горизонт) – отбор и исследования проб проводил ТЦ «Курскгеомониторинг» (приложение 1, пробы сравнения).
«Школа 2008», «Школа 2012» «Школа 2012» - отбор проб из школьного водопровода (скважина села Дьяконово, 45 м, приложение 1),
№1 (ул.Садовая, 47, глубина 29,5 м, 20 м от федеральной трассы),
№2 (ул. Комсомольская, 40 , глубина 38 м),
№3 (ул. Советская ,7 , глубина 8,5 м),
№4 ( ул. Победы, 16, глубина 24 м) – скважины индивидуальных водопользователей (приложение II)
По результатам химических анализов проб воды (приложения I, II) установлено, что вода относится к гидрокарбонатным кальциево-магниевым, характерным по своему химическому типу для Курской области. Воды слабо минерализованные, с минерализацией (сухой остаток) 364 – 568 мг/л при ПДК – 1000 мг/л.
Общая жесткость воды колеблется в пределах 6,6 – 8,5 мг-экв/л при ПДК – 10 мг-экв/л. В исследуемых водах отмечается присутствие катионов натрия и калия до 31,97 мг/л и анионов хлора до 44,31 мг/л, сульфатов до 107,12 мг/л.
Согласно рекомендации Всемирной организации здравоохранения по контролю за загрязнением питьевой воды [11] концентрация нитратов не должна превышать 10 мг/л.
В пробе № 3 содержание нитратов в 2008 году 21,79 мг/л, в 2012 году 10,53 мг/л. Данный факт свидетельствует о поступлении загрязнения в подземные воды вместе с инфильтрационными водами при снеготаянии. Содержание солей аммиака в пределах нормы. Железо присутствует в воде в количестве 0,07 – 0,2 мг/л и не превышает требований ПДК (1,0 мг/л), кроме пробы «Школа 2012», где содержание 1,05 мг/л – немного превышает ПДК, «Школа 2008» - 0,61 мг/л – норма, в пробах появляется мутность и желто-коричневый налет, что связано, скорее всего, с износом водопроводных труб, наличием ржавчины.
По физическим свойствам исследуемые воды характеризуются как прозрачные, пробы №3 (2008, 2012) – мутноватые, с посторонним запахом, через неделю образуется желто-коричневый налет.
По водородному показателю воды относятся к слабощелочным с pH 6,9 – 7,6. По своим физико-химическим требованиям вода проб «Школа 2008», «Школа 2012» «Школа 2014», №1,2,4 – соответствует требованиям СанПиН «Вода питьевая 2.1.4.1074-01». Вода пробы №3 мутная, имеющая запах, осадок и превышение ПДК по нитрат-ионам более чем в два раза – не соответствует требованиям и для питья не пригодна.
Выводы и рекомендации.
Обучающиеся Залининской школы знают, что воду из крана в образовательном учреждении пить нельзя. Решили выяснить - почему? Невкусная, желтоватая, слегка пахнущая затхлостью жидкость… А что мы пьем дома? Так и возникла идея проверить на практике. Первые химические анализы провели в 2005 году, потом в 2008 и 2012 году; я обобщила результаты и провела исследования в 2014 году- изменений больших ни в лучшую, ни в худшую сторону не обнаружила, но выяснила интересные факты:
1-В районе и области нет программы по защите водоносных горизонтов от загрязнения (работы по изучению состояния подземных вод на территории Курской области за счет средств областного бюджета не финансируются)
2-Потенциальные источники загрязнения - АЭС, полигон токсичных веществ, животноводческие комплексы, районы распространения эрозии почв, зоны влияния автомобильных и железных дорог;
3-Проверку воды из скважины с.Дьяконово (питающей школу) регулярно проводит областная Санэпидемстанция, но лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод нет;
4-Проверку воды водопользователей, имеющих личные скважины, не проводит практически никто (хлопотно и дорого);
5-Очистных сооружений в районе нет;
6-Вода в с.Дьяконово не хлорируется и не подвергается очистке, правда в последнее время многие ставят фильтры для очистки воды (в основном, на новостройках);
7-Воду пробы №3 (глубина 8,5м) пить нельзя, использовать только для сельскохозяйственных целей [приложение II] ;
8-Воду из школьного водопровода нужно, как минимум- отстаивать и кипятить, а лучше фильтровать;
9-Сточные воды от школьной столовой и кабинетов химии и физики поступают в канализационную сеть неработающих очистных сооружений.
В районе остро стоит вопрос обеспечения населения питьевой водой хорошего качества. Факты, изложенные выше, говорят о недолжном отношении к подземным водам - ценнейшему богатству природы.
Из вышеприведенной информации мы предлагаем проект перспективного развития водоснабжения Октябрьского района:
1. Это разведка и освоение удаленных месторождений, сооружение локальных одиночных водозаборов, предварительная водоподготовка и очистка вод эксплуатирующихся месторождений.
2. Предотвращение загрязнения подземных вод, их рациональное использование, ликвидация существующих очагов загрязнения и регулирование хозяйственной деятельности в пределах зон санитарной охраны водозаборов и месторождений подземных вод.
3. С целью реализации плана обеспечения чистой водой населения Курской области в целом, необходимо разработать программу изучения состояния подземных вод, их качества, запасов и конечно же промышленного освоения.
4. Всем местным муниципальным образованиям при отводе земель под использование необходимо тщательно изучать все материалы и проводить согласование с природоохранными органами.
5.Силами объединения «Занимательная химия» обеспечить охранную зону для скважины в районе школы, завести журнал качества воды (заносить результаты исследований областной СЭС).
6.. Постоянно расширять зону зеленых насаждений в микрорайоне школы.
7.Продолжить исследования качества питьевой воды в масштабах всего Октябрьского района.
В ходе длительной, кропотливой и трудоемкой работы по нашей теме десятки учащихся и я в том числе, расширили и закрепили знания и практические навыки по химии, освоили сложную методику проведения разных видов химического анализа. Мы спорили, били химическую посуду (нечаянно), искали ответы на постоянно возникающие вопросы, учились анализировать, обобщать, сопоставлять и… приходить к единому мнению. Мы сплотились в единый творческий коллектив и почувствовали гражданскую ответственность за происходящее с нами и вокруг нас. Нам понравилась наша работа и то, что мы тоже можем внести малую толику в улучшение экологической обстановки.
За 10 лет существования объединения «Занимательная химия» не только постоянно проводились исследования качества питьевой воды, но и пытались предпринимать практические шаги:
а) публиковали отчет о своей работе в районной газете
б) очистили территорию вокруг скважин с. Дьяконово (в микрорайоне школы)
в) в 2012-2013 годах усилиями администрации школы и обучающихся облагородили территорию школы – разбили клумбы, высадили деревья, вывезли мусор.
г) для обеспечения обучающихся чистой питьевой водой в классы приобретены кулеры
д) на творческих отчетах объединения «Занимательная химия» о своей работе обязательно проводим агитацию среди населения о необходимости устанавливать бытовые фильтры для очистки воды из скважин.
По обобщенным результатам исследовательской деятельности проведена пресс-конференция, где я получила массу вопросов по теме, удовлетворение от того, что могу на них ответить и гордость за полученный результат.
P.S. Выражаю сердечную признательность за шефскую и консультативную помощь директору ТЦ «Курскгеомониторинг» Переверзеву В.Л., начальнику отдела лабораторно-аналитических исследований Т.Н.Бабыниной.
Список литературы:
1.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Сан ПиН 2.1.1074-01
2.Астифуров В. И. Основы химического анализа. Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 9- 10 кл. т М, Просвещение, 1974
3.Барсукова З.А. Аналитическая химия: Учебник для техникумов. М., Высшая школа, 1990
4.Энциклопедический словарь юного химика М., Педагогика , 1990
5.Глинка Н. Л. Общая химия. Ленинград « Химия» 1985
6.Резников А. А. Методы анализа природных вод М., « Недра» 1970
7.Я познаю мир. Химия- М., ACT 1999
8.Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Экология. М., «Дрофа» 1999
9.Коростелёв П. П. Приготовление растворов для химико - аналитических работ. М., «Наука» 1964
10.Воскресенский П. Н. Техника лабораторных работ Л., «Химия», 1970
11.Экология и безопасность. Справочник Т 2. М., Вниипи.,1993
12.Доклады о состоянии окружающей среды Курской области в 2001., 2012г.
13.Отчёт о ведении мониторинга геологической среды в районе полигона промотходов в с. Старково ( 2001- 2002) г. Курск
14.Израэль Ю. А. Проблемы всестороннего анализа окружающей среды и принципы комплексного мониторинга! Л., 1988
15.Плотников В. В. Введение в экологическую химию, 1989г .
16.Информационный бюллетень о состоянии недр на территории Курской области в 2011 году. Курск. Филиал ОАО «Геоцентр – Москва» ТЦ «Курскгеомониторинг», 2012.
Приложение 1
Таблица 1 - сравнения физико –химических показателей проб воды, отобранных из контрольных скважин ТЦ «Курск – Геомониторинг» на территории села Дьяконово и скважины общего пользования в школе
Номер скважины | 1085 | 1083 | 1084 | Школа 2008 | Школа 2012 | Школа 2014 | |
Дата отбора | 19.07.08 | 19.07.08 | 19.07.08 | 22.04.08 | 21.04.12 | 22.03.14 | |
Содержание катионов, мг ⁄ л | Fe2+ + Fe | 0,64 | 0,89 | 0,72 | 0,61 | 1,05 | 1.9 |
Ca2+ | 56,11 | 16,03 | 20,04 | 100,20 | 96,19 | 92.2 | |
Mg2+ | 6,08 | 4,86 | 4,86 | 24,32 | 21,89 | 12.1 | |
NH4+ | 1,91 | 0,22 | 0,27 | 0,43 | 0,59 | 0 | |
Na ++ K+ | 77,073 | 37,973 | 40,48 | 7,37 | 31,97 | 0 | |
Итого | 141,813 | 59,973 | 66,37 | 132,93 | 151,69 | 106.2 | |
Содержание анионов, мг ⁄ л | HCO3- | 341,6 | 146,4 | 134,2 | 378,2 | 439,2 | 439.2 |
CO32- | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
NO2- | 0,03 | 0,03 | 0 | 0,02 | 0 | 0 | |
NO3- | 1,83 | 2,19 | 1,74 | 2,36 | 1,23 | 0.11 | |
Cl- | 15,07 | 7,98 | 8,86 | 21,27 | 10,11 | 6.6 | |
SO42- | 34,32 | 11,44 | 35,20 | 24,84 | 27,30 | 11.8 | |
Итого | 734,48 | 168,04 | 180,00 | 426,69 | 477,84 | 457.71 | |
Сухой остаток, мг ⁄ л | 365,0 | 153,0 | 180,0 | 456,0 | 568,0 | 365.0 | |
СО2 свободный, мг ⁄ л | 0,88 | 0,88 | 0,88 | 1,76 | 2,64 | 0.88 | |
Окисляемость, О2, мг ⁄ л | 2,58 | 1,04 | 1,15 | 0,16 | 2,18 | 1.15 | |
рН | 7,70 | 8,80 | 8,15 | 7,2 | 7,5 | 7.3 | |
Жесткость карбонатная | 3,3 | 1,20 | 1,40 | 6,2 | 6,6 | 6.6 | |
Жесткость общая | 3,3 | 1,20 | 1,40 | 7,0 | 6,6 | 6.6 | |
Физические свойства | Мутность | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0 | 2.0 | 0.5 |
Вкус | - | - | - | Пресная, металлическая | - | Пресная, металлическая | |
Цветность | 120 | 140 | 130 | 100 | 200 | 10 | |
Запах | 0 б. | 0 б. | 0 б. | 0 б. | 0 б. | 0 б | |
Осадок | - | - | - | Через неделю желто - коричневый налет | Через неделю коричневый налет | Через неделю коричневый налет |
Приложение II
Таблица 2 - результаты физико-химических показателей проб воды, отобранных из скважин индивидуальных пользователей на территории села Дьяконово.
Номер скважины 2008/2014 | Номер 1 | Номер 2 | Номер 3 | Номер 4 | |||||||||
2008 | 2012 | 2014 | 2008 | 2012 | 2014 | 2008 | 2012 | 2014 | 2008 | 2012 | 2014 | ||
Дата отбора | 21.04 | 22.04 | 22.03 | 21.04 | 22.04 | 22.03 | 21.04 | 22.04 | 22.03 | 21.04 | 22.04 | 22.04 | |
Содержание катионов, мг ⁄ л | Fe2++Fe3+ | 0,34 | 0,21 | 0.21 | 0,21 | 0,07 | 0.21 | 0,16 | 0,20 | 0.34 | 0,16 | 0,27 | 0.21 |
Ca2+ | 110,22 | 94,19 | 100.20 | 100,20 | 80,16 | 130.26 | 110,22 | 124,25 | 96.19 | 100,2 | 130,26 | 100.2 | |
Mg2+ | 24,32 | 27,97 | 24.32 | 24,32 | 36,48 | 24.32 | 36,48 | 27,97 | 24.32 | 17,02 | 24,32 | 21.89 | |
NH4+ | 6,43 | 0,03 | 5.77 | 0 | 0 | 1.79 | 0,46 | 0 | 0.43 | 0 | 0 | 0 | |
Na+ + K+ | 6,44 | 1,10 | 7.36 | 7,36 | 10,258 | 9.2 | 7,36 | 17,4915 | 11.52 | 16,1069 | 18,179 | 19.555 | |
Итого | 147,75 | 123,50 | 137.86 | 232,29 | 126,968 | 165.78 | 154,18 | 169,9115 | 132.80 | 133,487 | 173,029 | 141.855 | |
Содержание анионов, мг ⁄ л | HCO3- | 341,6 | 341,60 | 402.6 | 31,60 | 366,0 | 390.4 | 305,0 | 427,0 | 366 | 366,0 | 427,0 | 390.4 |
CO32- | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
NO2- | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0,04 | 0,021 | 0.02 | 0,016 | 0,019 | 0.01 | |
NO3- | 2,17 | 4,77 | 1.46 | 2,05 | 2,42 | 0.7 | 21,79 | 10,53 | 2.05 | 1,04 | 0,62 | 0 | |
Cl- | 44,31 | 28,40 | 15.95 | 44,31 | 27,19 | 48.92 | 38,7 | 34,74 | 7.8 | 21,27 | 37,22 | 10.68 | |
SO42- | 48,4 | 28,0 | 27.6 | 21,62 | 30,68 | 58.42 | 107,12 | 53,82 | 51.98 | 23,46 | 59,8 | 46.0 | |
Итого | 436,48 | 402,77 | 447.161 | 409,58 | 426,29 | 498.44 | 475,65 | 516,111 | 427.85 | 411,786 | 524,659 | 477.05 | |
Сухой остаток, мг ⁄ л | 420,0 | 364,0 | 390 | 456,0 | 371,0 | 470 | 482 | 470,0 | 392 | 365,0 | 488,0 | 498 | |
СО2 свободный, мг ⁄ л | 1,76 | 0,88 | 1.76 | 1,76 | 4,4 | 1.76 | 3,52 | 1,76 | 1.76 | 1,76 | 1,76 | 1.76 | |
Окисляемость, О2, мг ⁄ л | 0,16 | 1,12 | 0.18 | 0,32 | 0,68 | 0.4 | 0,32 | 1,29 | 1.84 | 2,21 | 0,55 | 0.48 | |
рН | 7,15 | 7,80 | 7.3 | 7,35 | 7,26 | 6.8 | 7,6 | 7,20 | 7.28 | 7,3 | 6,9 | 7.25 | |
Жесткость карбонатная | 5,6 | 5,6 | 6.6 | 5,60 | 6,0 | 6.4 | 5,0 | 7,0 | 6.0 | 6,0 | 7,0 | 6.4 | |
Жесткость общая | 7,5 | 7,0 | 7.0 | 7,0 | 7,0 | 8.5 | 8,5 | 8,5 | 6.8 | 6,4 | 8,5 | 6.8 | |
Мутность Каол.шкала | 1,0 | 0,5 | 0.5 | 0 | 0 | 0.5 | 2,0 | 2,0 | 0.5 | 1,5 | 1,0 | 0.5 | |
Вкус | Пресная | Пресная | Пресная | Обычная | Обычная | Неприятный | Неприятная | Пресная | Пресная | Обычная | Обычная | Обычная | |
Цветность Град. | 80 | 80 | 16 | 60 | 80 | 8 | 120 | 180 | 18 | 180 | 180 | 18 | |
Запах | 0 б. | 0 б. | 0 б | 0 б. | 0 б. | 0 б | 10 б. | 6 б. | 6 б | 0 б. | 0 б. | 0 б | |
Осадок | Через неделю желтоватый налет | _ | _ | _ | _ | _ | Через неделю желто – коричневый налет | Через неделю желто – коричневый налет | Через неделю желтый коричневый налет | - | - | _ |
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Свинья под дубом
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Глупый мальчишка
Волшебные звуки ноктюрна