Соленые озера имеют различный химический состав. Соль озера Баскунчак можно использовать в пищу. А соль озера Эльтон имеет много химических элементов, опасных для применения в пищу (требуется продержать ее полгода , чтобы можно было использовать в пищу) Именно поэтому, мы полагаем, что кристаллы, которые мы вырастим опытным путем будут различаться по форме. А может и не будут? Это нам предстоит узнать.
Вложение | Размер |
---|---|
vyrashchivanie_kristallov_v_domashnih_usloviyah.docx | 28.5 КБ |
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Александровская средняя общеобразовательная школа» Быковского муниципального района Волгоградской области
Научно-практическая конференция «Старт в науку»
Исследовательская работа
« Выращивание кристаллов соли в домашних условиях»
Скажи мне — и я забуду,
покажи мне — и я запомню,
дай мне сделать — и я пойму.
Конфуций
Работу выполнили :
учащиеся 7 класса
МКОУ «Александровская СОШ»
Джумагалиева Алсу ,
Султанова Арина
Курмашова Камила
Караканжинова Карина
Крахмалева Елена
ИсингалиеваДинара
Осадчий Данила
Руководитель: Бондаренко Зинаида Федоровна
Мы, учащиеся 7 класса МКОУ «Александровская СОШ»
Джумагалиева Алсу и Султанова Арина
представляем вашему вниманию исследовательскую работу «Выращивание кристаллов соли в домашних условиях»
Цель исследования : Вырастить кристаллы в домашних условиях
Задачи исследования:
1. изучить условия образования кристаллов, их формы
2. подобрать дома и в школьной лаборатории доступное оборудование и сырье для производства кристаллов;
3. изучить состав и значение соли .
4. вырастить кристаллы соли озера Эльтон и озера Баскунчак
5. проанализировать полученные результаты.
Оборудование и материалы:
Для проведения исследования нам понадобились:
Соль с озера Эльтон и соль с озера Баскунчак
Нитка
Прозрачная посуда
Палочка для подвешивания нити (например, карандаш или палочка от мороженого)
Кастрюля
Веточки дерева тополя и сосны
Фотоаппарат и камера мобильного устройства
Красота кристаллов всегда восхищала человека. Раньше считалось, что горный хрусталь (вид кварца )-это окаменевший лед, который никогда не растает. Что же такое кристаллы?
На самом деле кристаллы (от греческого «Криос»-ледяной холод) это твердые тела со строгим внутренним расположением атомов, которому соответствует симметрия их внешних гладких поверхностей- граней. Грани в кристаллах одного минерала могут быть разного размера и формы Большинство природных минералов имеет кристаллическую структуру - атомы в них расположены не как попало, а в строгом порядке, образуя пространственную трехмерную кристаллическую решетку.
Многие кристаллы имеют техническую ценность, их широко применяются в науке, промышленности, оптике, электронике. Драгоценные камни используют для изготовления дорогих ювелирных украшений.
Какими бывают кристаллы?
Кристаллы бывают разной формы. Иногда образуются дендриты - это кристаллы, похожие на веточки дерева; очень хрупкие, но очень красивые
Многие кристаллы имеют очень интересную структуру. Существует даже специальный Минералогический музей, посвящённый дендритам и драгоценным камням.
Кристаллы бывают различными по размерам. Многие из них можно увидеть только в микроскоп. Но встречаются гигантские кристаллы массой в несколько тонн. Разнообразие кристаллов по форме очень велико. Кристаллы могут иметь от четырех до нескольких сотен граней.
Симметрия кристаллов: Классификация кристаллов основана на симметрии кристаллов и размерах углов между гранями. Все строгие правильные формы кристаллов подразделены на семь систем - сингоний : Триклинная сингония (кристаллы полевых шпатов), кубическая (гранат), тригональная (кварц, корунд, турмалин, кальцид) , тетрагональная (кристаллы циркона и вульферина), ромбическая (Барит, оливин , топаз), моноклинная (кристаллы гипса),гексагональная сингония (изумруд, апатит и лед)
Рост кристаллов: Кристаллы растут , присоединяя частицы вещества из жидкости или пара.
В природе не бывает двух одинаковых кристаллов, ведь они образуются в разных условиях. Кристаллы растут там, где достаточно пространства. В ограниченном пространстве кристаллы могут приобрести искаженные или необычные черты. В мире существуют целые пещеры кристаллов.
Так же из книг мы узнали, что кристаллы получают в лаборатории, но бывают они и в природе. Например, снежинки, морозные узоры на стеклах окон и иней, украшающий зимой голые ветки деревьев. Многие кристаллы – продукты жизнедеятельности организмов. Способностью наращивать на инородных телах, попавших в раковину, перламутр, обладают некоторые виды моллюсков. Через 5-10 лет на песчинке, попавшей в раковину жемчужницы, образовывается жемчуг. Люди научились выращивать искусственные кристаллы –рубины. Используют их для изготовления ювелирных изделий и в часовых механизмах. Выращивают и самые твердые на свете кристаллы –алмазы.
Нас очень заинтересовала эта тема, и мы решили вырастить кристаллы в домашних условиях. Ведь некоторые виды кристаллических тел мы видим в повседневной жизни – это лёд, соль, сахар, пищевая сода.
Возьмем соль. В природе соль встречается в виде минерала галлита, известного также под названием «каменная соль». Особенно много соли в морской воде и в водах соленых озер и источников, в виде твердой каменной соли.
Соль можно обнаружить в толще земли и в облаках, в капле росы и морской воде, в горах и на берегах рек.
Мы взяли для выращивания кристаллов поваренную соль , которая есть на каждом столе, в каждом доме, известная и знакомая, непознанная и таинственная, которую добывают на озере Баскунчак, и соль с озера Эльтон, которая славится своими целебными свойствами , зависящими от химического состава минеральных веществ. По количеству соли и минеральных веществ на литр воды Эльтон превосходит знаменитое Мертвое море в 1,5 раза.
Практическая часть :
В своем первом исследовании мы решили сначала просто попробовать вырастить кристаллы из различной соли (соль с озера Эльтон и соль с озера Баскунчак) , разной концентрации, в различных условиях, и на различных природных материалах .
Чтобы вырастить кристаллы соли, нам необходимо было:
1.Получить раствор соли очень высокой концентрации. Для этого мы растворяли соль в теплой воде перемешивая, до тех пор, пока она не перестала растворяться
2.Нам было очень интересно, увидеть, будут ли различаться кристаллы, если мы создадим различные условия и применим различные предметы и природные материалы для выращивания кристаллов: веточка тополя, сухая ветка полыни, веточка сосны, нить обыкновенная.
3.Поставили растворы на солнечную теплую сторону (подоконник) и в темное прохладное место .
Первые кристаллы выросли уже через неделю. Больше всего нас потрясли своей необычной формой и красотой кристаллы с озера Эльтон, в растворе которых находилась веточка сосны и стояла емкость в темном прохладном месте. Они были очень правильной формы, гладкие. Рост кристаллов происходил практически на наших глазах: часть маленьких квадратиков растущих кристаллов плавала на поверхности, часть таких же кристаллов росла на дне .Они были настолько ровные и гладкие, как будто их обработали на станке. На десятый день форма кристаллов стала меняться – это уже была форма усеченной пирамиды и внутри пустота, как стеклянный стаканчик. веточка сосны и нить оказались усеяны кристаллами как бисером.
По итогам выполнения исследовательской работы с солью, взятой из различных соленых озер (Эльтон и Баскунчак),выращивая кристаллы в различных условиях (в теплом месте и под воздействием прямых солнечных лучей и в затененном месте с наличием веточки сосны) , мы пришли к следующим выводам:
1.кристаллы соли растут за счет нарастания из водного раствора соли ;
2.Самые крупные и красивые кристаллы выросли из раствора соли Эльтон, находящегося в затененном месте с сосновой веточкой. Кристаллы имели форму усеченной пирамиды
3. Кристаллы выращенные из раствора соли Эльтон на солнечной стороне, в теплом месте были более мелкие, но имели правильную форму.
4. Кристаллы , выращенные из раствора соли Баскунчака особой красивой формы не имели, они были похожи на мохнатые комочки(как в естественных условиях) возможно причина в том, что мы не профильтровали раствор и посторонние вещества мешали кристаллизации
Результатом исследовательской работы считаем и то, что:
* можем дать советы другим школьникам, заинтересовавшимся нашим исследованием;
* сейчас , имея опыт и ошибки выращивания кристаллов, мы придумали новые идеи выращивания кристаллов
Практическое значение исследования в том, что оно может быть использовано на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях, на занятиях кружка.
А сейчас реклама:: Провести первую в своей жизни такую исследовательскую работу нам помог «Международный образовательный сетевой проект ГЛОБАЛЛАБ, на котором размещено огромное количество проектов, исследований, идей. Каждый может стать участником проекта, исследования, предложить свою идею и проект. Мы рекомендуем вам посетить сайт ГЛОБАЛЛАБ. Этот сайт позволяет развивать научный тип мышления учащихся, любознательность, познавательную активность, желание узнавать, исследовать, делать открытия!
Заключение. В ходе работы мы с удивлением узнали, что если уж все выполнено верно, терпеливо и бережно, выращенный кристалл порадует своей красотой , необычной формой , размером! Попробуйте сами понаблюдать, за тем , как растут кристаллы. Это очень интересно
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Саймз Р.Ф. Камни и минералы. ЗАО Издательский дом Ридерз дайджест
1. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. М.: АСТ-ПРЕСС. 1999.
2. Большая детская энциклопедия: Химия / сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2000.
3. Боровицкий П.И. Краткий справочник преподавателя естествознания. М.: Учпедгиз. 1951.
4. Девяткин В.В. Химия для любознательных или о чём не узнаешь на уроке. Ярославль: Академия Холдинг. 2000.
.Интернет-ресурсы: http://www.zircon81.narod.ru/Metodica.html
http://www.waynesthisandthat.com/crystals.htm#fast - fast
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Разноцветное дерево
Браво, Феликс!
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Самый главный и трудный вопрос