Проект на научно-практическую конференцию "Шаг в науку"
Вложение | Размер |
---|---|
raketa_-_doroga_v_kosmos.docx | 596.87 КБ |
Содержание
Введение………………………………………………………………..
Основная часть…………………………………………………………………..
Связь человека с космосом…………………………………………………
Сборка и запуск модели ракеты «Малыш»……………………………
Заключение …………………………………………………………………………
Библиография……………………………………………………………………….
Приложение …………………………………………………………………………
Введение
В настоящее время мы всё чаще сталкиваемся с вопросами о космическом пространстве. Современная жизнь невозможна без открытий в космосе. Таким образом, связь человека с космосом поддерживается постоянно. Эта тема в настоящее время актуальна. Каждый из нас – частичка космоса. И мне захотелось узнать, как человек освоил космос и как устроена ракета, проложившая дорогу в космос.
Проблема исследования в том, что дети мало интересуются связующим звеном человека с космосом – ракетой.
Таким образом, если заинтересовать детей материалом о космосе, то можно создать кружок «Техническое моделирование», где ученики могли бы узнать больше о космосе, ракетах и самим изобретать и моделировать их.
Цель исследования: выявить – когда и с помощью чего человек освоил космос.
Задачи исследования:
Изучая данный вопрос, я познакомился с заметками Анны Тимофеевны Гагариной « О моём сыне», Свирина А.Д. « До Земли ещё далеко» и др. Познакомившись с устройством и принципом работы ракеты, я решил изобрести модель ракеты, которую назвал «Малыш».
Методы исследования:
«Ракета – слово немецкого происхождения. Это летательный аппарат, движущийся под действием реактивной силы, возникающей при отбросе массы сгорающего ракетного топлива. Бывают управляемые и неуправляемые ракеты, изменяющую траекторию в полёте; одно- и многоступенчатые. Стартовая масса от нескольких килограммов до нескольких тысяч тонн. Применяются в военном деле и в космонавтике». [1,7]
Простейшая ракета была изобретена в глубокой древности и представляла собой открытую с одного конца трубку, наполненную горючим веществом. При воспламенении горючие газы с силой вырывались из открытого конца трубки и толкали её в противоположную сторону.
У нас в России проект ракеты первым предложил Николай Иванович Кибальчич. Осуждённый на смерть за участие в покушении на царя, всего за несколько недель до казни, в 1881 году он разработал проект ракетного летательного аппарата, который так и не построил.
В 1903 году школьный учитель, учёный и русский изобретатель из Калуги Константин Эдуардович Циолковский дал основное решение вопроса «летания за пределы атмосферы» - в космос, предсказав будущее. Он разработал теорию движения ракет, определил её скорость и первым предложил использовать многоступенчатые ракеты.
В мае 1934 года взлетела в воздух крылатая ракета, построенная под руководством Сергея Павловича Королёва. С его именем связаны первый искусственный спутник Земли, полёт Лайки, старты к Луне, планетам, полёты советских космонавтов.[5]
Загадочный мир звёзд и планет с давних времён притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство.
С тех пор прошло полвека и многое сделано в области освоения космоса.
Для космических полётов могут быть использованы только реактивные летательные аппараты, т.е. ракеты. Рассмотрим устройство и запуск ракет, предназначенных для вывода в космос искусственных спутников Земли, космических кораблей, автоматических межпланетных станций и других полезных грузов.
В любой ракете имеется оболочка и топливо с окислителем. На рисунке 1 (приложение 1) изображена ракета в разрезе. Мы видим, что оболочка ракеты включает в себя полезный груз (космический корабль), приборный отсек и двигатель (камера сгорания, насосы и др.). Основную массу ракеты составляет топливо с окислителем (окислитель нужен для поддержания горения топлива, поскольку в космосе нет кислорода). Газы из камеры сгорания мощной струёй устремляются наружу через трубку специальной формы, называемую соплом. Назначение сопла состоит в том, чтобы повысить скорость струи.
В практике космических полётов обычно используют многоступенчатые ракеты, развивающие гораздо большие скорости и предназначенные для более дальних полётов, чем одноступенчатые.
На рисунке 2 (приложение 2) показана схема трёхступенчатой ракеты. После того, как топливо и окислитель первой ступени будут полностью израсходованы, эта ступень автоматически отбрасывается и в действие вступает двигатель второй ступени. Уменьшение общей массы ракеты путём отбрасывания ненужной ступени позволяет сэкономить топливо и окислитель и увеличить скорость ракеты. Затем таким же образом отбрасывается и вторая ступень. Если возвращение космического корабля на Землю или его посадку на какую-нибудь другую планету не планируется, то третья ступень как и две первых используются для торможения корабля перед посадкой.
Скорость таких ракет в среднем составляет около 33 м/с.
Среди учащихся 4 В класса мы провели опрос, в котором приняло участие 23 ученика. Нами была выбрана форма письменного опроса – предлагалось ответить на три вопроса:
1) Знаете ли вы что такое ракета?
2) Знаете ли вы устройство ракеты?
3) Хотели бы вы своими руками изготовить ракету?
После обработки результатов опроса, были сделаны следующие выводы:
1) 23 ученика знают, что такое ракета
2) 2 учащихся- знают устройство ракеты,3 – затруднились ответить, 18 не знают
3) 20 учащихся хотели бы сами построить ракету, 3 воздержались.
После опроса, многих детей заинтересовала данная тема, поэтому, можно
сделать вывод, что данная работа актуальна и необходимо разработать алгоритм
изготовления ракеты своими руками.
Данные опроса отражены в диаграмме №1
Для изготовления ракеты «Малыш» (Приложение 3 рис.3) потребовалась чертёжная бумага, воздушный шарик и небольшой отрезок толстой нити. Из листа чертёжной бумаги изготавливаю трубку, сворачивая лист вокруг карандаша и намазывая бумагу клеем. Просушиваю трубку на карандаше, она служит двигателем.
Стабилизатор – «хвостовое оперение», выполняется тоже из чертёжной бумаги. В стабилизаторе делаю два прореза, вставляю трубку-двигатель. Укрепляю трубку так, чтобы основание трубки было ниже основания стабилизатора на 10 – 15 мм.
Трубку-двигатель вместе с карандашом вставляю в горловину ещё не надутого шарика и укрепляю толстой ниткой.
Карандаш вынимаю, он был нужен для того, чтобы не смялась трубка, когда крепко завязывали нитку. Ракета готова.
Через основание трубки-двигателя ракету «заправляют горючим», т.е. надувают шарик – «бак с горючим» воздухом.
Если отпустить ракету, то резиновый шарик начнёт сжиматься. Струя воздуха будет с силой выходить из трубки-двигателя, толкая ракету в противоположную сторону, т.е. вверх.
Модель ракеты «Малыш» имеет все основные части настоящей ракеты и показывает принцип её работы.
Заключение
Ракета – поистине связывает человека с космосом.
Изучив литературу об истории изобретения ракеты, я пришел к выводу, что советские учёные под руководством Сергея Павловича Королёва, спустя полвека развили и осуществили идею Циолковского об использовании ракет для космических полётов.
Проследив хронику освоения космоса, начиная с 1957 года, заметил, что за 4 года в истории космонавтики сделан большой успех.
Рассмотрев устройство и запуск ракеты, выяснил, что скорость движения ракеты зависит от ступеней.
На основе изученного материала я сконструировал и запустил модель ракеты «Малыш».
Моя работа имеет теоретическую и практическую значимость. Эту работу можно применять в проведении классных часов, на уроках окружающего мира и технологии, а также для кружка «Техническое моделирование» и самообразования.
Я планирую расширить изучение темы о космосе и познакомиться с астрологией.
Библиография
Приложение 1 (Рис. 1)
Приложение 2 (Рис. 2)
Приложение 3 (Рис. 3)
Приложение 2 (Рис. 2)
Приложение 3 (Рис. 3)
Есть ли лёд на других планетах?
Мороз Иванович
Любимое яичко
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Астрономический календарь. Октябрь, 2018