Резные работы по дереву - национальный вид искусства у многих народов России. В нашей стране, славящейся лесными богатствами, она получили развитие с незапамятных времен
Вложение | Размер |
---|---|
issled.rabota_domovaya_rezba.rar | 1 МБ |
КОУ ВО «Таловская школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
VII научно-практическая конференция школьников
«Культура – понятие широкое»
Исследовательская работа по технологии
«Домовая резьба»
Выполнил: ученик 10 класса
Стрыжко Юрий
Руководитель:
Учитель технологии
Троценко С.А.
Таловая, 2014
Оглавление.
Цели работы:
Резьба по дереву всегда сопутствовала русской деревянной архитектуре и получила наибольшее распространение там, где были соответствующие условия – наличие леса и древесины. Развитию способствовали простота обработки и доступность материала, наличие умелых мастеров, богатые традиции. Резные работы по дереву - национальный вид искусства у многих народов России. В нашей стране, славящейся лесными богатствами, она получили развитие с незапамятных времен. Жизнь в лесах, использование леса для строительства жилища и изготовления бытовых предметов способствовали развитию художественной обработки дерева. Стремление крестьянина украсить свой дом, сделать красивой посуду и утварь положило начало резьбе и росписи по дереву. Издавна русский крестьянин, справив избу и закончив полевые работы, в бесконечные осенние и зимние вечера принимался за художества - резьбу по дереву.Талант русского народа, присущие ему чувства прекрасного позволили создать глубоко самобытные произведения, способствовали подъему и расцвету высокого искусства народной архитектуры и домовой резьбы. Истоки возникновения резьбы по дереву прослеживаются с древнейших времен, когда изображения небесных светил, зверей и птиц носили культовый характер. В те стародавние времена все имело огромное значение: любая закорючка.любая завитушка и зарубка... По преданиям и верованиям наших предков вырезанные на окнах, дверях и стенах знаки несли огромную смысловую нагрузку: одни отгоняли злых духов, другие способствовали плодородию и процветанию.
По мнению многих ученых, традиция украшать свои жилища возникла еще до крещения Руси во времена язычества. Первые попытки украсить жилище были самыми примитивными: делались простые зарубки, которые иногда складывались в простейшие узоры (кресты, треугольники, звездочки, изображения солнца). Затем люди стали наделять знаки чудодейственными магическими свойствами. Как правило, первые простейшие знаки (зарубки) служили оберегами и были предназначены для охраны домашнего очага от различных бед, невзгод и злых духов. Таким образом, древний человек пытался защитить свое жилище от природных стихий.
Со временем те самые простейшие знаки-обереги в виде зарубок усложнялись, формировали орнаменты, изменялась технология нанесения, а затем постепенно появились и законы расположения отдельных фигур и знаков на наружных частях дома (наличники, фасады, конек) и интерьера. Постепенно, с течением времени, спустя многие века, символический смысл знаков был утрачен и они превратились в различные орнаменты, тем самым формируя традиции, передававшиеся затем из поколения в поколение.
Резьбой украшали все детали дома – причелины и полотенца, слуховые окна и балкончики, карнизы и фризы, наличники окон и дверей, крыльцо с навесом, лестничный вход с перилами. Развитие деревянной резьбы на Руси возникло не ради искусства как такового. Она всегда носила прикладной характер. Любой элемент, на котором выполнена резьба, имеет свое функциональное назначение. Например, наличники закрывали от ветра и осадков зазор между оконным блоком и стеной, причелины – зазор между стеной и крышей и т.д.
Домовая резьба не была однотипной, она выполнялась в разной технике и подразделялась на виды.
Глухая рельефная резьба. Такой резьбой со сплошным "глухим" фоном и высоким рельефом узора украшали фронтоны домов, наличники окон, торцевые доски, закрывающие торцы бревен сруба и предохраняющие их от гниения. В основном, мотивами служили растительные, животные орнаменты. Переплетающаяся виноградная лоза, русалки, множество стилизованных листьев, птиц и зверей можно наблюдать на фасадах домов.Более ранние виды глухой резьбы сводятся преимущественно к геометрическим орнаментам различной сложности от простейших родовых, громовых и солярных знаков (изображение круга с расходящимися от центра лучами, напоминающий диск солнца) до сложных повторяющихся переплетающихся мотивов из множества мелких элементов (треугольничков, пирамидок, ромбов). Круги, розетки, звёзды, кресты, колёса, ромбы, квадраты служили в древности символами огня и солнца, а потому считались сильнейшими оберегами.
Прорезная или пропильная резьба. Такую резьбу еще часто называют ажурной за ее внешнее сходство с кружевами. Ее элементы не имеют фона как такового и часто не имеют внутренних площадей фигур - все это выпиливается (прорезается - отсюда и название) лобзиком или пилой. Множественными зубчатыми и ступенчатыми орнаментами украшали те же самые наличники, фронтоны домов, а также обрамляли входы над дверями, перила лестниц и карнизы крылечек. Русское крестьянское жилище сочетало в себе практичность и необыкновенную красоту. Различные архитектурные детали несли определённое образное значение (древние функции оберега) и в то же время играли декоративную роль. Так, например, необходимость закрыть щели, неизбежно возникающие между бревенчатой стеной дома и рамой окна, вызвало появление наличников, которые украшают дом и являются своеобразной границей его с внешним миром. Ну а границы должны иметь свою защиту - тут и приходят на помощь защитные знаки и орнаменты. Проходя мимо таких окон невозможно "сглазить" их хозяев. Наивысшей степени мастерства в изготовлении деревянных кружев добились мастера сурового русского севера, Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока. Наиболее полное развитие пропильная резьба получила в Ярославской, Владимирской, Костромской и Нижегородской областях.
Объемная или скульптурная резьба. Этой резьбой украшали носовую часть корабля, а позже, если верить некоторым источникам, привычка ставить скульптуру божества или тотемного животного перешла на гребни ("коньки") крыш жилых домов. Примером объемной резьбы является изображение головы и верхней части туловища коня, оленя или большой птицы. В Ярославской, Костромской и Нижегородской губернии не менее распространены изображения птицы - гуся, лебедя, утки. Они символизировали доброе начало. Также нередки их изображения в наличниках окон. Образы утки, петуха-павлина, курочки - оберег от "дурного глаза" всех живущих в доме.
Подразделение на подвиды домовой резьбы хоть и существует, но Вы нигде не встретите использование только одного отдельного подвида. Все это весьма условно, т.к. при украшении дома используются все доступные приемы и технологии. Орнаменты переходят с "глухих" досок в геометрические построения, а затем плавно переливаются в богатое убранство кружев... Одна техника сменяет другую и переплетается с новыми сюжетами, но все они определенно выдержаны в едином стиле и несут вероятно какую-то смысловую нагрузку - вот что такое настоящая домовая резьба!
На территории нашего края, бедного природной древесиной, домовая резьба получила распространение в конце19 начале 20 веков, когда произошел настоящий всплеск увлечения домовой резьбой. Это можно объяснить двумя причинами. Первая. В середине 19 века в России началось развитие промышленности. Строились новые фабрики и заводы. Начался массовый выпуск серийной продукции. Стала пропадать необходимость мелкого кустарного производства. Даже в деревне самодельная деревянная утварь заменялась готовыми фабричными изделиями. Достаточно быстро рынок наполнился массовой продукцией и вновь появился спрос на художественные, эксклюзивные изделия. Стали строиться загородные виллы, коттеджи, дачи, охотничьи домики и даже хозяйственные постройки по максимуму украшенные затейливой резьбой. Домовая резьба вновь вошла в моду. Этому способствовала и вторая причина – повсеместное использование прорезной резьбы. Наличники, ставни, фризы, подзоры, карнизы пропиливались насквозь. Прорезная резьба, в отличие от глухой, создает неповторимую игру света и тени. Отделка фронтонов многослойными прорезными элементами стала напоминать деревянное кружево обрамляющее дом. Ажурное сплетение диковинных орнаментов, само по себе привлекало взгляд, а в солнечную погоду отбрасываемые ими тени взаимно накладываясь друг на друга причудливым образом создавали ощущение необыкновенной воздушности постройки, придавали ей легкость. Кажется, что здание парит в воздухе вперемежку с облаками.
Людей увлекающихся изучением и собиранием образцов деревянной резьбы становится все больше. Во многих городах сейчас стремятся сохранить старинное искусство деревянной резьбы. Проводятся различные конкурсы на лучшую резьбу, наличники. Некоторым домам придают статус памятников архитектуры и берут под охрану государства. Некоторые включают в экскурсионные маршруты и возят к ним иностранных туристов. Вновь, как и в начале 20 века, увлечение безликими современными отделочными материалами проходит. Этому свидетельствуют результаты небольшого опроса, проведенного мной среди работников нашей школы-интерната 95% опрошенных нравятся дома, украшенные резьбой и 80% хотели-бы добавить резные элементы к своим домам или уже имеют резные изделия. Людям хочется придать своей постройке неповторимый, исключительный вид. Множество загородных строений сейчас оформляется резными элементами. Весьма эффектно смотрится резьба в окружении растительности. Деревянные беседки, перголы, скамейки, резные колодцы, мостики и палисады являются как бы естественным продолжением растительного орнамента сада. Органично поддерживают игру теней, бликов и солнечных зайчиков пробивающихся сквозь кроны деревьев или отражающихся от глади водоема. Только дерево способно придать дополнительную теплоту саду, сделать его островком тишины и спокойствия.В таком саду легко отдыхается от задавленности каменными исполинами современной урбании. Все чаще в современных журналах, посвященных современным интерьерам, дизайнеры и архитекторы обращаются к теме резьбы по дереву. Резные деревянные элементы (балясины, элементы отделки лестниц, карнизы, ставни, наличники, перила, стеновые и потолочные панели, заборы, калитки и т.д.) широко используются как во внутренней, так и в наружной отделке дома. Эти и множество других примеров свидетельствуют о возрождении интереса к оформлению интерьера дома и малых садовых архитектурных форм деревянной резьбой. И мы в меру сил и своих возможностей готовы этот интерес удовлетворять.
Сегодня традиции школы художественной резьбы по дереву воссоздаются современными мастерами заново по крупицам отдельных фактов и служат созданию новых шедевров, которые радуют глаз и возрождают эстетическую культуру современного поколения людей. Сейчас то и дело, в различных уголках Русской земли отчётливо видно новое пристрастие русского народа к украшению своего дома деревянным кружевом. Это дает возможность строить дома не только практичными, но и эстетически совершенными и возможно когда-нибудь, через пару веков они станут памятниками архитектуры и наши потомки будут восхищаться как же умело в таких домах сочетаются простота форм, естественность с разнообразием приёмов выполнения различных видов домовой резьбы.
То, что создано своими руками, непременно должно служить народу на века.
Источники информации.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Вопросы анкеты.
______________________________
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Л. Нечаев. Яма
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Сочини стихи, Машина
Шум и человек