Краткая аннотация
В проекте рассматриваются различные способы умножения натуральных чисел, для которых необходимо только наличие карандаша и бумаги, и их применение при вычислениях. Работа над проектом способствует осуществлению межпредметных связей математики с: информатикой и ИТ, логикой, историей. Выполнение исследований предполагает работу с бумажными и электронными документами. Проект предназначен для развития познавательного интереса к изучаемому предмету, для углубления знаний учащихся в области математики.
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnaya_chast.docx | 159.48 КБ |
umnozhenie_s_uvelicheniem.ppt | 1.19 МБ |
Департамент по социальным вопросам администрации г. Ишима
Муниципальное казенное учреждение
«Ишимский городской методический центр»
XVI городская научно-практическая конференция молодых исследователей
«Шаг в будущее»
Направление – Математика. Информатика
Умножение с увлечением
Исследовательская работа
Автор:
ученица 6 класса,
МАОУ СОШ №7 г. Ишима
Степанова Екатерина Сергеевна
Научный руководитель:
Протопопова Мария Олеговна
учитель математики
МАОУ СОШ №7 г. Ишима
Ишим
2014
Содержание
Краткая аннотация……………………………………………………………. | 3 |
Аннотация……………………………………………………………………... | 4-5 |
Научная статья ………………………………………………………………... | 6 |
Введение……………………………………………………………………….. | 6-7 |
1 Способы умножения многозначных чисел | 8 |
1.1 Прием перекрестного умножения при действии с двузначными числами ………………………………………………………………………... | 8 |
1.2 «Ревность, или решётчатое умножение» ……………………………... | 8-9 |
1.3 «Маленький замок» ………………………………………………………. | 9-10 |
| 10-11 |
2 Исследовательская часть. ………………………………………………….. | 12 |
2.1 Умножение при помощи кругов ………………………………………… | 12 |
2.2 Умножение двузначных чисел …………………………………………... | 12-13 |
2.3 Умножение трехзначного числа на двузначное ………………………... | 14-15 |
2.4 Умножение трехзначного числа с нулем на двузначное ………………. | 15-16 |
Заключение……………………………………………………………………. | 17 |
Литература……………………………………………………………. | 18 |
Умножение с увлечением
Степанова Екатерина Сергеевна
РФ, Тюменская обл., г. Ишим
МАОУ СОШ №7, 6 класс
Краткая аннотация
В проекте рассматриваются различные способы умножения натуральных чисел, для которых необходимо только наличие карандаша и бумаги, и их применение при вычислениях. Работа над проектом способствует осуществлению межпредметных связей математики с: информатикой и ИТ, логикой, историей. Выполнение исследований предполагает работу с бумажными и электронными документами. Проект предназначен для развития познавательного интереса к изучаемому предмету, для углубления знаний учащихся в области математики.
Умножение с увлечением
Степанова Екатерина Сергеевна
РФ, Тюменская обл., г. Ишим
МАОУ СОШ №7, 6 класс
Аннотация
«Предмет математики настолько серьезен,
что полезно не упускать случаев делать
его немного занимательным». Б. Паскаль
Актуальность темы
Устный счет – гимнастика для ума. Счет в уме является самым древним способом вычисления. Освоение вычислительных навыков развивает память и помогает усваивать предметы математического цикла.
Существует много приемов упрощения арифметических действий. Знание упрощенных приемов вычисления особенно важно в тех случаях, когда вычисляющий не имеет в своем распоряжении таблиц и калькулятора.
Цель исследования:
Изучить способы умножения, для производства которых достаточно устного счета или применения карандаша, ручки и бумаги.
Гипотеза исследования:
Существуют способы умножения чисел, для которых достаточно наличие карандаша и бумаги.
Задачи исследования:
1. Познакомиться со старинными способами умножения, такими как: «Ревность, или решётчатое умножение», «Маленький замок», «Русский крестьянский способ»;
2. Рассмотреть метод умножения «круги», предложенный в Интернете. Расширить круг примеров, решенных указанным способом.
Объект исследования: Натуральные числа
Предмет исследования: Способы умножения натуральных чисел
Методы:
- поисковый метод с использованием научной и учебной литературы, интернета;
- исследовательский метод при определении способов умножения;
- практический метод при решении примеров.
Структура данной работы следующая:
- в первом разделе представлены старинные способы умножения;
- во втором разделе приведено исследование метода умножения «круги»;
- в заключение работы изложены основные выводы и результаты выполненного исследования;
- список литературы содержит 5 наименований.
Умножение с увлечением
Степанова Екатерина Сергеевна
РФ, Тюменская обл., г. Ишим
МАОУ СОШ №7, 6 класс
Научная статья
Умножение с увлечением
«Предмет математики настолько серьезен,
что полезно не упускать случаев делать
его немного занимательным». Б. Паскаль
Актуальность темы
Устный счет – гимнастика для ума. Счет в уме является самым древним способом вычисления. Освоение вычислительных навыков развивает память и помогает усваивать предметы математического цикла.
Существует много приемов упрощения арифметических действий. Знание упрощенных приемов вычисления особенно важно в тех случаях, когда вычисляющий не имеет в своем распоряжении таблиц и калькулятора.
Цель исследования:
Изучить способы умножения, для производства которых достаточно устного счета или применения карандаша, ручки и бумаги.
Гипотеза исследования:
Существуют способы умножения чисел, для которых достаточно наличие карандаша и бумаги.
Задачи исследования:
1. Познакомиться со старинными способами умножения, такими как: «Ревность, или решётчатое умножение», «Маленький замок», «Русский крестьянский способ»;
2. Рассмотреть метод умножения «круги», предложенный в Интернете. Расширить круг примеров, решенных указанным способом.
Объект исследования: Натуральные числа
Предмет исследования: Способы умножения натуральных чисел
Методы:
- поисковый метод с использованием научной и учебной литературы, интернета;
- исследовательский метод при определении способов умножения;
- практический метод при решении примеров.
Взгляд в прошлое.
Древние греки и индусы в старину называли прием перекрестного умножения «способом молнии» или «умножение крестиком».
Пример: 51 х 23 = 1173 5 1
X
2 3
Последовательно производим следующие действия:
1. 1 х 3 = 3 – это последняя цифра результата.
2. 5 х 3 = 15; 1х 2 = 2; 15 + 2 = 17.
7 – предпоследняя цифра в ответе, единицу запоминаем.
3. 5 х 2 = 10, 10 + 1 = 11 – это первые цифры в ответе.
Ответ – 1173.
1.2. «Ревность, или решётчатое умножение»
За тысячелетия развития математики было придумано много способов умножения. Кроме таблицы умножения, все они громоздкие, сложные и трудно запоминаются. Считалось, что для овладения искусством быстрого умножения нужно особое природное дарование. Простым людям, не обладающим особым математическим даром, это искусство недоступно.
Итальянский математик 15 века Лука Пачоли приводит 8 способов умножения. На мой взгляд, самые интересные из них – «ревность или решетчатое умножение» и «маленький замок».
Рассмотрим эти способы при решении одинаковых чисел 987 и 1998 и сравним полученные результаты.
Умножение чисел 987 и 1998 методом «Ревность, или решётчатое умножение».
Последовательность действий.
Рисуем прямоугольник, делим его на квадраты, квадраты делим по диагонали. Получается картинка, похожая на решетчатые ставни венецианских домов. От этого и произошло название метода.
Вверху таблицы запишем число 987, а слева снизу вверх – 1998 (рис. 1).
В каждый квадрат впишем произведение цифр, расположенных в одной строке и одном столбце с этим квадратом. Десятки располагаются в нижнем треугольнике, а единицы – в верхнем. Цифры складываются вдоль каждой диагонали. Результаты записываются справа и слева от таблицы[1].
Рис. 1 «Ревность, или решётчатое умножение».
Ответ – 1972026.
1.3 «Маленький замок»
Последовательность действий.
Одно число записывается под другим как при умножении столбиком (рис. 2). Затем цифры верхнего числа поочередно умножаются на нижнее число, причем начинают с цифры старшего разряда и каждый раз добавляют нужное число нулей.
Полученные числа складывают между собой. Ответ – 1972026.
Сравним результаты, полученные при умножении чисел 987 и 1998 этими двумя способами. Ответы равны 1972026.
Мы видим, что данные старинные способы умножения действительно очень сложны и требуют обязательного знания таблицы умножения.
Рис. 2 «Маленький замок»
Ответ – 1972026.
1.4 «Русский крестьянский способ»
В России среди крестьян был распространен способ, который не требовал знания всей таблицы умножения. Здесь необходимо лишь умение умножать и делить числа на 2.
Напишем одно число слева, а другое справа на одной строке (рис. 3). Левое число будем делить на 2, а правое – умножать на 2 и результаты записывать в столбик.
Если при делении возник остаток, то его отбрасывают. Умножение и деление на 2 продолжают до тех пор, пока слева не останется 1.
Затем вычеркиваем те строчки из столбика, в которых слева стоят четные числа. Теперь сложим оставшиеся числа в правом столбце.
Рис. 3 «Русский крестьянским способом»
Ответ – 1972026.
Этот способ умножения гораздо проще рассмотренных ранее способов умножения Луки Пачоли. Но он также очень громоздкий[2].
Этот метод умножения мы обнаружили в Интернете. Нас заинтересовал этот способ умножения.
Именно благодаря этому способу темой нашей исследовательской работы стали методы умножения с увлечением.
В Интернете был указан только один пример умножения двузначного числа на двузначное.
Мы провели самостоятельное исследование и определили способ решения еще двух примеров:
2.2 Умножение двузначных чисел.
13 х 24 = 312
Последовательность работы.
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6 Рис. 7
Ответ записывается следующим образом (рис. 7), смотрим снизу вверх количество точек 12, 2 – последняя цифра результата, один в уме, количество точек во второй области 10 и +1, итого 11, 1 пишем и один в уме, количество точек в третьей области 2 и +1, итого 3. Ответ – 312.
2.3 Умножение трехзначного числа на двузначное.
123 · 21 = 2583
Алгоритм.
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10
Ответ записывается следующим образом (рис. 10), смотрим снизу вверх количество точек 3-последняя цифра результата, количество точек во второй области 8, в третьей области 5, в четвертой области 2. Ответ – 2583.
2.4 Умножение трехзначного числа с нулем на двузначное
103 х 12 = 1236
Последовательность работы.
Алгоритм такой же, как при умножении трехзначного числа на двузначное, но круг, обозначающий ноль, чертим пунктирной линией - это воображаемая линия, точек на ней не существует.
Рис. 11 Рис. 12 Рис. 13
Ответ – 1236.
Умножение с увлечением
Степанова Екатерина Сергеевна
РФ, Тюменская обл., г. Ишим
МАОУ СОШ №7, 6 класс
Заключение
При выполнении исследовательской работы нам понадобились не только те знания, которые имеются у меня, но и необходимая работа с дополнительной литературой.
2. Исследовав метод умножения «круги», предложенный в Интернете, расширили круг примеров, решенных указанным способом. Доказали, что существуют способы умножения чисел, для которых достаточно наличие карандаша и бумаги.
Литература
1. Глейзер, Г. И. История математики в школе ⁄ Г. И. Глейзер ⁄⁄ История математики в школе: пособие для учителей ⁄ под редакцией В. Н. Молодшего. – М.: Просвещение, 1964. – 376 с.
2. Перельман Я. И. Занимательная арифметика: Загадки и диковинки в мире чисел. – М.: Издательство Русанова, 1994. – С. 142-144.
3. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика /Глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2003. – С. 130-131.
4. http://marketerka.livejournal.com/9154.html
5. http://math-school.narod.ru/history_of_mathematics
[1] Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика /Глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2003. – С. 130.
[2] Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика /Глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2003. – С. 131.
Слайд 1
Умножение с увлечениемСлайд 2
Цель исследования Изучить способы умножения, для производства которых достаточно устного счета или применения карандаша, ручки и бумаги. Гипотеза исследования Существуют способы умножения чисел, для которых достаточно наличие карандаша и бумаги. Задачи исследования: 1. Познакомиться со старинными способами умножения, такими как: «Ревность, или решётчатое умножение», «Маленький замок», «Русский крестьянский способ»; 2. Рассмотреть метод умножения «круги», предложенный в Интернете. Расширить круг примеров, решенных указанным способом. Методы: - поисковый метод с использованием научной и учебной литературы, интернета; - исследовательский метод при определении способов умножения; - практический метод при решении примеров.
Слайд 3
«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным». Б. Паскаль
Слайд 4
Прием перекрестного умножения при действии с двузначными числами Древние греки и индусы в старину называли прием перекрестного умножения «способом молнии» или «умножение крестиком». Пример: 51 х 23 = 1173 5 1 X 2 3 Последовательно производим следующие действия: 1. 1 х 3 = 3 – это последняя цифра результата. 2. 5 х 3 = 15; 1х 2 = 2; 15 + 2 = 17. 7 – предпоследняя цифра в ответе, единицу запоминаем. 3. 5 х 2 = 10, 10 + 1 = 11 – это первые цифры в ответе. Ответ: 1173.
Слайд 5
«РЕВНОСТЬ, ИЛИ РЕШЁТЧАТОЕ УМНОЖЕНИЕ» Ответ – 1972026.
Слайд 6
«МАЛЕНЬКИЙ ЗАМОК» Ответ – 1972026 .
Слайд 7
«РУССКИЙ КРЕСТЬЯНСКИМ СПОСОБОМ» Ответ – 1972026.
Слайд 8
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
Слайд 9
УМНОЖЕНИЕ ПРИ ПОМОЩИ КРУГОВ Умножение трехзначного числа на двузначное. Умножение трехзначного числа с нулем на двузначное.
Слайд 10
УМНОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ 13 х 24=?
Слайд 11
УМНОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ 13 х 24 = ?
Слайд 12
УМНОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ 13 х 24 = ? 12 1 0 2
Слайд 13
УМНОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ 13 х 24 = 12 1 0 2 + 1 + 1 312
Слайд 14
УМНОЖЕНИЕ ТРЕХЗНАЧНОГО ЧИСЛА НА ДВУЗНАЧНОЕ 123 · 21 = ?
Слайд 15
УМНОЖЕНИЕ ТРЕХЗНАЧНОГО ЧИСЛА НА ДВУЗНАЧНОЕ 123 · 21 = ?
Слайд 16
УМНОЖЕНИЕ ТРЕХЗНАЧНОГО ЧИСЛА НА ДВУЗНАЧНОЕ 123 · 21 = 8 3 5 2 2583
Слайд 17
УМНОЖЕНИЕ ТРЕХЗНАЧНОГО ЧИСЛА С НУЛЕМ НА ДВУЗНАЧНОЕ 103 Х 12 = ?
Слайд 18
УМНОЖЕНИЕ ТРЕХЗНАЧНОГО ЧИСЛА С НУЛЕМ НА ДВУЗНАЧНОЕ 103 Х 12 = ?
Слайд 19
УМНОЖЕНИЕ ТРЕХЗНАЧНОГО ЧИСЛА С НУЛЕМ НА ДВУЗНАЧНОЕ 103 Х 12 = 1236 3 6 2 1
Сказка "12 месяцев". История и современность
Пока бьют часы
Снегири и коты
Просто так
Астрономический календарь. Декабрь, 2018