В работе раскрыты культура и быт народов живущих на севере нашего края. Можно использовать при краеведении.
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_i_byt_malochislennykh_narodov_poluostrova_taymyr.doc | 945.5 КБ |
Фестиваль исследовательских работ и творческих работ учащихся «Портфолио» 2015
ТЕМА:
КУЛЬТУРА И БЫТ
МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ПОЛУОСТРОВА ТАЙМЫР.
Выполнил: ученик «2-Б» класса
Гимназии №7
Сухомлинов Владик
Норильск 2008г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
КУЛЬТУРА И БЫТ
МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ПОЛУОСТРОВА ТАЙМЫР.
Таймыр… Древняя земля, овеянная легендами и преданиями. С незапамятных времен живущие на этой земле народы из поколения в поколения передают миф о ее рождении:
«Когда земли не было, был только лед без растительности. В ледяном чуме жил мужчина – Белый бог, бог льда и снега, вместе с Матерью-богиней. Создали они первые растения, травы и цветы, а для защиты растений от пожирающих их червей и вредителей создали оленя. Сначала олень был без рогов, и ничего не мог он поделать с одолевающими растения вредителями. Пришёл олень к своему отцу и попросил дать ему крепкие рога, чтобы защищать растения. Приставил ему бог с одной стороны головы мамонтовый бивень, а с другой – каменную скалу, и этими рогами олень быстро перебил всех червей, уничтожавших растения. Устал олень, тряхнул головой – и с его рогов свалились отягчавшая их кожура. Упавшая с одного рога кожура превратилась в южный хребет (хребет Миддендорфа), а с другого – в северный хребет (хребет Барранга). А олень все продолжал расти, как росли и его рога. Увидевший это Белый бог сказал: «Пусть разветвления северного рога станут северным сиянием и северным красным облаком, а разветвления южного рога – грозовым и снеговым облаками». Так и получилось. С тех пор спина этого огромного северного оленя стала землей, окруженной горами, и на ней стали жить люди. Так родился этот мир, и в нем появился народ».
Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ был образован 10 декабря 1930г. Располагается он полностью за Полярным кругом. Общая площадь его составляет около 900 тысяч км2. Это самое крупное территориальное объединение окружного типа в России. Таймырская земля занимает сегодня 40% территории Красноярского края.
С северо-запада и северо-востока Таймыр омывается морями Северного Ледовитого Океана. На Юге граничит с Эвенкией и Игаркой, на востоке округ ограничивает Якутия, на западе Ямал. Таймыр — северный форпост нашего евразийского материка с его крайней точкой — мысом Челюскин Население Таймыра около 300 тысяч человек.
Суровый климат, разряженный воздух, высокое атмосферное давление, свирепые ветра, почти 10-месячная зима, полярная ночь — в этих условиях проживает около 9 тысяч человек коренного населения:
Культура коренных народов Севера представляет ценность для всего человечества, ведь это культура людей, научившихся жить в крайне суровых природных условиях.
Долганы – так называют людей, которые составляют основную часть коренного населения Таймыра. Это сравнительно молодой народ, который сформировался в XVIII веке в результате смешивания якутов, эвенков и русских, так называемых затундренных крестьян. По легенде, имя одного из родов – Долган – дало название всему народу. Их язык принадлежит к тюркской группе алтайской семьи языков и близок к языку народности саха (якутов). Долганский язык, как и многие языки мира, неоднороден.
В нем, например, выделяются норильский, пясинский, авамский, хатангский и попигайский говоры.
Формирование долган происходило на севере Енисейской губернии в ХVII - ХIХ вв. Озерно-речной край юга Таймыра богатый промысловыми ресурсами (дикий олень, водоплавающая птица, рыба, пушной зверь) был притягателен для разных групп населения, способствовал территориальным контактам и хозяйственно-культурному взаимодействию.
Традиционные занятия Долганов - оленеводство, охота на дикого северного оленя, пушного зверя, птицу и рыболовство. Маршруты сезонных кочевий долганских оленеводческих хозяйств были значительно короче, чем у ненцев, энцев и других народов Таймыра. Летом их стада выходили в тундру, зиму проводили в лесотундре. Для пастьбы Долганы используют пастушескую собаку. В современных условиях домашнее оленеводство развивается как отрасль коллективного производства. Из новых отраслей Долганы в небольших размерах развивают домашнее животноводство.
Долган можно легко узнать по особенности их национальной одежды – специально удлиненному сзади подолу, который они используют, садясь на холодную землю.
Мужская и женская верхняя одежда - кафтан из сукна, расшитый бисером, по покрою и внешнему виду сходна с эвенкийской. Мужские рубахи и штаны и женские платья не отличались от одежды русских старожилов Центрального Таймыра. Зимой Долганы носили парки из оленьего меха, по покрою напоминавшие нганасанские, только более длинные, или сокуи из того же материала ненецкого образца. Летом - те же сокуи, но сшитые из сукна. Головные уборы мужчин и женщин в форме капора из сукна, расшитого бисером (летние), или лисьих камусов (зимние). Обувь из оленьих камусов (зимняя) или ровдуги (летняя) по подобию эвенкийских унтов.
В посёлках по Хатангскому тракту Долганы жили в избах русского образца, в тундре и лесотундре использовали переносные и стационарные каркасные постройки: шестовой чум эвенкийского типа, крытый ровдугой летом и оленьими шкурами зимой, или голомо - сооружение из деревянных плах, крытых корой и обложенных дёрном или землёй. Специфическим жилищем Долганов являлся балок или нартенный чум. Балки сохраняются в основном у оленеводов. Современные Долганы живут преимущественно в деревянных двухквартирных или четырёхквартирных домах в посёлках. Долганы - один из наиболее урбанизированных народов Таймыра.
Развит фольклор, в котором прослеживаются якутские (сказания-былины) и русские (сказки) влияния. Загадки обычно служили в качестве развлечения. В долгую полярную ночь их загадывали дети и молодежь. Загадки передаются из поколения в поколение.
Долганские рассказы — преобладающий вид устного народного творчества. Рассказы бывают двух видов: короткие, разнообразные по содержанию, легенды и предания исторического характера.
Сказки - длинные повествования с фантастическими сюжетами.
Былины - олонхо, длинные, местами рифмованные повествования, где песня чередуется с рассказом. Их пересказывали особые люди - сказители. Доманское олонхо очень напоминает русскую былину.
Нужно отметить и особое исполнение олонхо. Обычно сказитель поет те места олонхо, где вводится речь героя. Долганы были уверены, что сказителей олонхо создает шаман, чтобы эти люди не скучали.
Рассказывание олонхо требует особой обстановки. Знаменитые сказатели начинают их рассказывать только с наступлением темноты, при этом заставляли накрывать голову большим платком. Часто рассказывали олонхо в течение нескольких ночей. Но каких бы размеров она не была, она обязательно должна была быть прослушана до конца.
Так же было и закреплено время для рассказывания олонхо. Запрещалось рассказывать олонхо во время прилета птиц: уток, гусей, лебедей. Долганы считали, что если в это время рассказывать былины, то пернатые пролетят мимо.
Категорически запрещалось слушать олонхо и на кануне охоты на дикого оленя. Долганы были уверены, что сказителю былин во время рассказывания угрожает опасность для жизни.
Танцевальное искусство носит черты эвенкийского воздействия (хороводный танец - хейро). Прикладное искусство: украшения из бисера, орнаментация одежды и обуви оленьим мехом и бисером. Распространена резьба по оленьей и мамонтовой кости: украшение пластин оленьей упряжи, рукояток ножей и т.п. Сохраняются многие традиционные верования (анимизм, обожествление сил природы, шаманство). В религии долган и других народностей имело место почитания сайтанов. Сайтанами могли быть самые разные предметы: камень необычной формы, рог оленя и т.д., в которые мог вселиться иччи. Сайтаны очень почитались как охотничьи и семейные покровители.
Посредником между людьми и духами выступал шаман - избранник духов. Шаманом мог стать лишь тот человек, в роду которого кто-то из предков был шаманом. Шаманы имели большое влияние на своих сородичей. Без них не происходило ни одно важное событие в жизни рода, семьи и просто человека.
Шаман - это не только для северян отец духовный, он помощник по жизни, советник, судья. Он помогал в охоте, рыбной ловле, во время болезни, при рождении и смерти соплеменников. Шаманские костюмы и атрибуты - бубен и колотушка, символика украшений (от птичьих перьев до космических объектов, пение, заклинание, речь - плавная, душевная - это настоящее театральное действо). Сочетая в себе поэтический дар со знанием мифов и преданий, шаманы были и народными сказителями и хранителями мудрости предков, традиций, памяти народа.
Пытаясь понять окружающий мир, древние жители Таймыра пришли к вере духов, к гармонии сосуществования человека и природой. Эта вера позволила далеким предкам в труднейшей борьбе за свое существование сберечь душевное равновесие и сохранить самобытную духовную и материальную культуру древнего Таймыра.
Нганасаны – самый северный и самый древний народ Таймыра. Их предки жили здесь еще пять тысячелетий тому назад. Сейчас их осталось около 900 человек! Существуют два диалекта нганасанского языка - авамский (западный) и вадеевский (восточный). Сами себя называют «ня» - человек. По языку и этнографическим признакам относятся к северо-восточной группе. Современные нганасаны отчасти являются потомками самого северного тундрового населения Евразии - неолитических охотников на дикого оленя. Более высокий уровень хозяйства и его организации, возможности быстрого свободного передвижения оленьих санных групп и другие причины привели к консолидации местного населения по языку и в значительной степени по культуре. Тем не менее черты древних пеших тундровых охотников на оленя у нганасанов и близких им энцев проступают наиболее ярко по сравнению с другими полярными народами Евразии. К этим древним чертам, в частности, относится организация оленьей облавной сухопутной охоты и охоты с лодок на речных переправах. В период консолидации нганасаны постепенно восприняли самодийский способ тундрового санного крупностадного миграционного оленеводства с постоянным кочеванием весной (на север) и осенью (к югу). К середине XIX века нганасаны уже считались традиционными оленеводами. Рыбоводство было второстепенным занятием. Наличие стад домашних и охота на диких оленей, расположения кочевий в наиболее северных пределах полуострова, пользование самодельными орудиями труда и охоты позволяли им быть совершенно независимыми почти до конца XIX века. В XVIII - XIX веках нганасаны регулярно платили государственный ясак. В русских зимовьях происходил обмен оленьих шкур и пушнины на металлические предметы, ружья, порох, свинец. Широко известны были металлические изделия нганасанов, инкрустированные медью железные скребки для выделки шкур, наконечники копий, ножны и др. Традиционно промысел и оленеводство - дело мужчин, вся работа по дому - дело женщины, в том числе пошив и починка одежды, заготовка топлива, воды, забота о детях.
“На вас наша одежда!” - этими словами приветствуют энцы при встрече нганасан. Пришедшие на Таймыр из других земель предки современных нганасан полностью переняли одежду энцев - аборигенов этого края, и она помогла им обжить суровую землю.
Век этой удивительной одежды исчисляется тысячелетиями. Она лаконична и сложна. За ее простотой - уникальный крой и веками отшлифованная технология шитья и обработки материала. В процессе выделки оленьи шкуры становятся эластичными, мягкими, тонкими и пушистыми.
Девушка не могла стать женой, не научившись шить. От одежды зависела удача в охоте, здоровье семьи, ее будущее - дети, а значит и вся жизнь.
Костюм - самое яркое из открытий Севера, который создал свою систему костюма. Костюм максимально выполняет функцию надежной оболочки.
Одежда свидетельствует о красоте и соразмерности мира, она несет информацию об оккультных представлениях ее носителя, закодированную в крое и орнаменте.
Женская одежда нганасан состоит из комбине, сшитого из ровдуги или замши. Спереди от груди книзу прикреплено шесть медных полумесяцев с узорами. На каждой штанине внизу по семь трубочек с медными кольцами. На правом боку на цепочке из больших медных колец висит железное дугообразное огниво, рядом прикреплен крюк для очистки трубки и кисет из замша, вышитый бисером. С левой стороны пришивается ремень с медными трубочками и бляхами на конце. В трубочках - палки.
Сверху комбине надевается длинная малица из оленьих шкур с застежкой, меховая изнутри и снаружи. Малицы расшиваются цветной кожей, черной и красной, полосками сукна, вышиваются белым оленьим волосом и снабжаются пушистыми воротниками. На голове шапка - капор, обшитый собачьим мехом.
Мужская одежда называется Лу. Женская и мужская одежда отличается головным убором. У женщин шапка - капор, у мужчин - плотно облегающий головной убор. Одежда шьется по конструктивному канону. Орнаменты располагаются параллельно конструктивным линиям, прекрасно подчеркивая крой и общий силуэт костюма, орнаментные ленты соединяются кантами из цветного сукна и обшиваются белым подшейным волосом.
Образ жизни, мировоззрение, занятия нганасан отражались в устном народном творчестве. Свой фольклор нганасаны делят на две большие части:
Ситаби - героические поэмы о богатырях и дюрумэ - остальные прозаические жанры.
Произведения устного народного творчества знали почти все нганасаны: и мужчины, и женщины, поэтому у них нет специальных исполнителей и профессиональных певцов. Знатоками были оленеводы и охотники.
Ситаби - очень длинные произведения героического характера. Их поют иногда в течение суток. Язык необычен, сложен и вычурен. Это затрудняет перевод на русский. В этих произведениях воспеваются бесчисленные стада оленей, герои сказаний одеты в ненецкую одежду или в одежду сказочных богатырей из меди и железа. И чумы у них железные.
Дюрумэ - дословно означает вести, известия, различные сказки.
Нганасанские пословицы и поговорки относятся к малым жанрам фольклора. Они содержат мораль, выработанную многими поколениями. Песни - импровизации (басы) и иносказательные частушки (кайнганарю). В основном они относятся к дюрумэ. Их могли исполнять все нганасанские мужчины.
У нганасан отсутствовали какие-либо всенародные состязания, но были состязания двух молодых людей, которые заключались в том, что, сидя по обеим сторонам своей избранницы, они сочиняли свои иносказательные песни - импровизации, соперничая в остроумии. Тот из них, кто, не поняв иносказательного текста своего противника, не смог ответить на него, считался побежденным и дарил победителю какое-либо металлическое украшение.
К нганасанским песням можно отнести шаманские песни. Они также носят иносказательный характер, и каждая из них - посвящение определенной дямады.
Песни шаманских дамяды петь не в соответствующей обстановке, как бы между прочим - значит навлекать на себя недовольство, гнев как реакцию на ненужное дерганье, поднимание без надобности. Они могут затоптать надоедливого человека, то есть он может умереть”.
Эти песни-заклинания шаманы поют в течение своих сеансов камлания. Своей песней-заклинанием он призывает определенного дамяды для решения задачи.
В начале и в конце шаман исполняет одну и ту же песню, посвященную одному и тому же зверю.
Охраняя благополучие своих сородичей, шаманы очень часто в своих песнях-заклинаниях просили духов счастья для людей, процветания, здоровья. Уже в наше время великий Демниме в одном из своих сеансов просил у дямады благополучия для своих сородичей, чтобы духи отвратили молодежь от пьянства, чтобы молодые нганасаны не заглядывали в горло бутылки.
главными сверхъестественными существами является нгуо, баруси, коча, дямады. Нганасаны олицетворяют нгуо с богом, баруси - с дьяволом. Нгуо в понимании нганасан — это матери различных стихий: воды, огня, земли, солнца, луны. Наряду с женским началом в окружающем мире есть у нганасан и мужские начала. Например: кое-нгуо (грома-бог). Но нгуо является и олицетворением болезни. Болезни называются коча.
Баруси связывают с сверхъестественными существами. Иногда их представляют страшными, иногда наивными. Но чаще всего его изображали как однорогое, одноглазое, однорукое существо. Нганасаны связывают нгуо с шаманами, баруси - никогда.
Дамяды в переводе на русский язык означает вороны, демоны, помощники шаманов.
Ненцы – еще один коренной народ Таймыра. Их язык относится к самодийской группе уральско-юкагирской семьи. На ненецком языке выходят газеты и передаются программы по радио. На нем издано несколько книг. Традиционное занятие ненцев - оленеводство. Национальные особенности этой отрасли: круглогодовой выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак, санный способ езды на оленях. Применяют легковые и грузовые нарты. Мужские легковые нарты имеют только заднюю спинку у сиденья, женские - еще переднюю и боковую, чтобы было удобно ездить с детьми. В легковые - запрягают "веером" от трех до семи оленей. Садятся на них с левой стороны, управляют с помощью вожжи, прикрепленной к недоуздку (уздечке без удил, с поводом) левого оленя, и шеста-хорея с костяной пуговкой на конце. Упряжь изготовляют из кожи оленя или морского зайца.
В грузовые нарты запрягают по два оленя, а из пяти-шести грузовых нарт составляют караван (аргиш), привязывая оленей цепочками или ремнями к передней нарте. Каждый аргиш ведет седок на легковой нарте, часто это бывают девочки-подростки, а рядом - мужчины на легковых упряжках гонят стадо. Чтобы выловить с помощью аркана нужных животных, делают специальный загон (кораль), используя для этого нарты. Олень питается мхом - ягелем. По мере истощения кормовых запасов приходится менять пастбища. С оленьим стадом кочуют и пастухи с семьями.
К условиям кочевого образа жизни приспособлено разборное жилище - чум (мя) - конусообразное сооружение. Зимой чум укрывают в два слоя покрышками-нюками из шкур оленя, летом - из специально выделанной бересты. В центре чума раньше разжигали костер, сейчас растапливают железную печь. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны от него - спальные места, а против входа - предметы языческого культа, позднее - иконы, а также чистая посуда. При каждой перекочевке чум разбирают, покрышки, постели, шесты, посуду складывают на специальные сани.
Помимо выпаса оленей зимой охотились на песца, лисицу, росомаху, горностая, дикого северного оленя. Пушного зверя промышляли с помощью деревянных ловушек-пастей и железных капканов. Из птиц добывали белых куропаток и гусей в период линьки, глухарей. Рыбу ловили, в основном, летом.
Выделкой шкур оленей и пушных зверей, пошивом одежды, сумок, покрышек чума занимаются женщины. Одежды и утварь богато украшали меховой мозаикой (из камусов белого и темного цвета), плели украшения из бисера, вышивали подшейным волосом оленя, резали по дереву.
Основная пища - мясо оленей (в сыром и вареном виде), рыба, хлеб. Излюбленный напиток - чай. Его, как и металлическую утварь, выменивали у русских торговцев. Деревянную посуду - миски, чашки, ложки - изготовляли сами.
Для ненцев раньше был характерен отцовский (патриархальный) род (еркар). Мужчины составляли военную единицу. При коллективных способах охоты и скотоводства большую роль играло стойбище (нэсы) - объединение семей, в котором мужчины принадлежали к одному роду, а женщины - к разным. В условиях родовой экзогамии молодой человек должен был искать будущую жену в другом роде. Обычно вопрос о женитьбе сына решал отец. Наметив невесту, засылали сватов, договаривались о размерах выкупа и приданого. Свадебный обряд включал имитацию похищения (умыкания) невесты.
В основе религии — вера в духов, которые принимали непосредственное участие в жизни людей, доставляя им радость или огорчения. Приносили духам жертвоприношения. Хоронили в тесном гробу, знали о загробном мире, кладбища располагались на возвышенных местах.
Религиозные верования основывались на анимистических представлениях, согласно которым верховное небесное божество - демиург Нум - управлял миром при помощи других божеств и духов, а его жена Я -небя - "Мать земля" – старуха-покровительница, рождающая и хранящая все живое, оберегала дом, семью и очаг. Антагонистом Нума выступает Нга - воплощенное мировое зло, дух подземного мира, божество, посылающее болезни и смерть. Каждое озеро, промысловое урочище имело своих духов-хозяев. Им приносили в жертву оленей, делали подношения (кусочки сукна, монеты, табак и т.п.), чтобы духи даровали здоровье, удачу в оленеводстве и промысле. На священных местах, которыми могли быть камни, утесы, рощи, ставили идолов в виде антропоморфных фигур. Священным деревом считали лиственницу.
По народным представлениям жизненная сущность человека (душа) проявлялась в виде крови, дыхания, тени, образа. Смерть - потеря одной из этих субстанций или же следствие вселения в тело человека вредоносных духов (нгылека).
Шаманство тесно связано с древними религиозными представлениями ненцев. Обычно звание шамана передавалось мужчине или женщине по наследству.
Для ненецкого фольклора характерна персонификация (олицетворение), когда наряду с героями действующим лицом является и сам сказ (мынеко). Этот прием широко распространен в сказках, где одушевленное существо именуется лаханако - словечко.
Среди ненецких сказок (лаханако, вадако) есть сказки о животных, волшебные, легендарные и бытовые. Часто их персонажами выступают божества, духи - хозяева местностей. Они же являются главными действующими лицами и в других жанрах фольклора - преданиях, молитвах-заговорах, шаманских песнях.
Энцы – одна из самых малочисленных народностей Таймыра, но сейчас их осталось совсем мало – 100человек. На энецком языке говорят всего несколько десятков человек, преимущественно старшего возраста. И, к сожалению, лишь старики знают сказки, легенды и песни на этом языке.
Энцы — небольшой народ живущий в настоящее время в Усть-енисейском и Дудинском районе Таймыра. Название энцы — искусственно созданное по аналогии с названием «ненцы» — из энецкого слова «эннэче», т.е. «человек», «мужчина». До сих пор они состоят из двух территориально разобщенных групп. Одни называют себя сомату — это тундровые энцы (или в прошлом хантайские самоеды). Материальная культура тундровых энцев почти не отличается от их восточных соседей — нганасан.
Вторая группа сама себя называет пэ-бай (т.е. лесные баи) — это лесные энцы. Материальная культура лесных энцев близка к культуре их западных соседей — ненцев.
У народностей Севера до сих пор сохранилось культовое верованиея, поддерживающееся шаманами - нойдами, хотя обращение их в христианство началось еще в 1526 году, когда были крещены кандалакшские лопари. Это первобытная религия, которая делит мир на три уровня: Верхний мир, Средний и Нижний. Обычные люди пребывают в Среднем мире, поэтому им просто невозможно обойтись без помощи посредника, имеющего доступ в другие миры, где обитают древние боги и духи умерших. Люди верят, что от этих духов и их поддержки зависит жизнь, здоровье и благосостояние всего племени. Таким посредником и является шаман, который путешествует по всем мирам Вселенной и вступает в контакт с разными духами. Обряд, который совершает шаман, чтобы вызвать духов и заручиться их поддержкой, называется камлание. Считается, что не каждый человек может стать шаманом, а только тот, у кого в семье уже были предки-шаманы.
Народы Крайнего Севера называются малыми и малочисленными потому, что численность их невелика, от нескольких тысяч до нескольких сотен и даже десятков. Но историческое культурное значение каждого, даже самого маленького народа не зависит от его численности.
Список используемой литературы
И тут появился изобретатель
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Барсучья кладовая. Александр Барков
Пчёлы и муха
Несчастный Андрей