Работа посвящена типологии иинтернет-сми в Нижегородской области.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_na_rnpk_odisseya_razuma_uchastie.doc | 81.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Г.ГОРБАТОВ»
Социально-экономическое отделение
Секция журналистики
ОБЩАЯ ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ИНТЕРНЕТ-СМИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ
Выполнила: Прохорчук Екатерина, 9 класс.
Руководитель: Соколов Д.С.,
учитель МБОУ СОШ № 1 г.Горбатова.
2012 год
г.Горбатов Павловского района
Содержание
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ……………………………………….. с. 3.
Раздел II. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Глава 1. Теория вопроса типологии СМИ………………… с. 5.
Глава 2. Особенности Интернет-СМИ и их типология….... с. 5.
Глава 3. Особенности молодежных СМИ…………………. с. 6.
Глава 5. Методика и объем исследования…………………. с. 7.
Раздел III. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Федеральные интернет-СМИ для молодежи на примере газеты «Пять углов» и журналов «Yes!» и «Хулиган»………….. с. 7.
Глава 2. Региональные молодежные интернет-СМИ. Ресурс «САМИ!»…………………………………………………………… с. 10.
Глава 3. Молодежные ресурсы Павловского района. «Молодежный портал»………………………………………………………………. с. 12.
Глава 4. Сетевые ресурсы…………………………………….. с. 13
Раздел IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………… с. 14
Использованная литература…………………………………... с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ
Современная Россия находится в периоде кардинальной трансформации социального, культурного, информационного устройства общественных отношений. Под влиянием глобализации, системной открытости возникают новые ценности и приоритеты, меняются стандарты поведения, исторически используемые обществом в повседневной деятельности. Наиболее динамичной средой и мобильной частью социума, которая быстро реагирует на все происходящие изменения, является молодежь, и, конкретно, учащаяся.
Важнейшими условиями, основаниями и одновременно механизмами реального роста, развития подростков, юношества и вписывания их в мир взрослых являются процессы индивидуализации, социализации и идентификации. Социальный и духовный мир молодого поколения формируется как продукт противоборства конкурирующих социальных институтов, важнейшими из которых являются семья, школа, государство, средства массовой информации.
Средства массовой информации (массовой коммуникации) — организационно-технические комплексы, обеспечивающие быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной, музыкальной информации.
Сегодня доступ к СМИ - это необходимое условие формирования всесторонне развитой личности. Они влияют на различные этапы и стороны информационного процесса в обществе, но поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не под силу отдельному человеку.
Ведущая роль средств массовой информации (СМИ) в формировании общественного мнения отражается в их определении как «четвертой власти». Примерно четвертую часть времени бодрствования человек испытывает воздействие СМИ. Каждое из СМИ имеет свою знаковую систему. Печать, или пресса — письменное слово и визуальный образ. Радио использует устную речь и музыку. Телевидение синтезирует устное слово, движущееся изображение и музыку.
Интернет — относительно новое информационное средство, постепенно обретающее черты СМИ. Число пользователей этой международной информационной супермагистрали растет в геометрической прогрессии. Коммуникации через Интернет используют письменную речь в интерактивном режиме, гипертекст (поиск связанных текстов по словам исходного текста), звук речи и музыки, а также анимацию — движущиеся цветные образы.
Целью моей исследовательской работы является определение основных типов Интернет-СМИ, существующих в России, а также составление общей характеристики этих средств массовой информации на примере пяти молодежных СМИ разного уровня: федерального, регионального, районного. В связи с этим целесообразно поставить следующие задачи:
- рассмотреть средства массовой информации как часть медиакультуры современного общества, выявить определённые модели медиавоздействия;
- осветить основные аспекты влияния Интернет-СМИ на молодое поколение;
- на основе жанрово-рубричного деления СМИ дать их общую характеристику.
РАЗДЕЛ II. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Глава 1. Теория вопроса типологии СМИ.
Существует два определения типологии СМИ:
1. Научный метод изучения печати, телевидения и радиовещания посредством разделения их на группы с помощью обобщенных моделей или типов.
2. Результат типологического описания и сопоставления средств массовой информации.
В настоящее время все СМИ можно разделить на три группы: печатные, электронные (телевидение, радио) и появившиеся в последнее десятилетие сетевые.
Типология журналистики используется для сравнительного изучения существенных признаков СМИ. Такими признаками могут быть: характер аудитории средства массовой информации; его предметно-тематическая направленность и иные черты, связанные с характером информации; целевое назначение; время выхода (утренняя, вечерняя газета, ночная программа телевидения); периодичность (ежедневная газета, еженедельник, месячный журнал) и др.
Глава 2. Особенности Интернет-СМИ и их типология.
Современная система образования, которая начинает интегрировать в себя новые образовательные технологии, основанные на использовании возможностей компьютера, качественно меняет «упаковку» культурного содержания. Интернет не терпит книжной организации текста, где фрагменты текста следуют один за другим, подобно вагонам, сцепленным в единый состав, в соответствии с единственной волей их автора. Интегрированный во всемирную паутину, текст обрастает гипертекстовыми полями.
Интернет-СМИ отличаются от обычных средств массовой информации тем, что там можно публиковать новости не только дешево и оперативно, но и что самое примечательное - анонимно.
Все издания в Интернете можно совершенно четко разделить на две категории – собственно сетевые издания и онлайновые версии печатных СМИ. Эта классификация, как правило, не вызывает споров и недопонимания, хотя здесь бывают противоречия и недоразумения. Так, отнюдь не всегда сетевое издание с названием, аналогичным названию печатного, представляет в Сети своего собрата.
Глава 3. Особенности молодежных СМИ.
Молодежные СМИ – тема для особого разговора в теории и практики журналистики. Понимая величину влияния средств массовой информации на читателя, а тем более, на неукрепившееся сознание ребенка, подростка и даже молодого человека, во времена СССР идеологическая система предлагала вниманию молодежи на страницах таких изданий, как «Комсомольская правда», «Пионерская правда», «Ровесник», «Смена», «Собеседник», «Студенческий меридиан», «Пионер», «Техника молодежи», «Юность», «Юный натуралист», в телепрограмме «До 16 и старше…» круг вопросов прежде всего воспитательного, просветительского характера.
Но когда на российском рынке появились иностранные издатели, советские журналы, по определению Сергея Верейкина, главного редактора журнала Cool, «сдулись» из-за того, что перестали быть эксклюзивными источниками информации и не смогли вовремя закрепиться в новых рыночных условиях. Не выдерживая конкуренции, с рынка уходят и журналы, которые начали издаваться уже в России (например, «Круто»).
Сейчас картина радикально другая. Рынок СМИ – остроконкурентная среда, где во главу угла поставлена прибыль. Прибыльность же определяется популярностью издания, количеством прочтений и просмотров интернет-страниц. Ниже будут рассмотрены основные разделы сайтов для молодежи, однако даже без глубокого исследования приходится констатировать, что на первом месте находятся темы развлекательного характера, не несущие воспитательной и иногда даже просветительской нагрузки.
Глава 5. Методика и объем исследования.
Для выполнения задачи исследования выбраны три ведущих федеральных интернет-ресурса, ведущие региональный и районный ресурсы, что отражено в Разделе III. Посредством анализа рубрик, жанрового разнообразия будут делаться выводы, способствующие достижению поставленной цели.
РАЗДЕЛ III. Исследовательская часть
Глава I. Федеральные интернет-СМИ для молодежи на примере газеты «Пять углов» и журналов «Yes!» «Хулиган».
Газета «Пять углов»
«Пять углов» (скриншот (копия) главной страницы – см. Приложение) - электронное издание, в котором совмещаются возможности информационного сайта и социальной сети. Здесь можно не только получить самую разнообразную информацию, но и размещать свои материалы - фотографии и тексты: репортажи, заметки, интервью, просто мысли о наболевшем или сообщения о чем-то, что кажется интересным. На «Пяти углах» можно создавать свои собственные страницы и сообщества по "интересам.
«Пять углов» - старейшее из существующих в России изданий для школьников. Впервые появилось в Ленинграде в 1924 году как газета «Ленинские искры». Под этим названием мы выходили до 1991 года. После непродолжительного периода поисков новых форм, когда каждый номер газеты появлялся под новым названием, с 1992 года газета получила новое имя «Пять углов». В 2005 году вместе с газетой начало выходить приложение для поступающих в вузы «АбитуриENTER», позднее - «Абитуриент»
Несмотря на электронный формат, на появление новых возможностей, «Пять углов» прежде всего остаются средством массовой информацией, газетой, главная задача которой - помещать полезную, важную, интересную информацию. Именно для этого на сайте предусмотрена возможность зарегистрироваться, рассказать о себе, разместить материалы.
В целом развитого рубрикатора нет. Интернет-издание помещает материалы авторов в основном с целью поделиться информацией и попробовать оценить свои силы в журналистике. В комментариях прослеживается тенденция к оценке материалов. Речь не идет о критике, а об исключительно профессиональных достоинствах статей.
Жанровая характеристика газеты «Пять углов» не велика. В основном это либо зарисовки («Прикоснись к буддизму» - о путешествии в Индию) либо обзоры («С пиццей наперевес» - обзор последних киноновинок).
Тематическая характеристика. На первом месте материалы о фильмах, играх. Далее следует массив материалов-размышлений о жизни, об эмоциональной стороне жизни подростков, взаимоотношениях полов. Проблемные материалы занимают последнее место.
Журнал «Yes!»
Журнал начал выходить в России в сентябре 1998 года; это полностью российский продукт, придуманный Игорем Шеиным, который сейчас занимает должность главного редактора журнала Robb Report. В сентябре 2004 года «Yes!» полностью перешел на мини-формат (размер А5). По словам Маргариты Тыриной, издателя журнала, это более удобный формат. Она отмечает, что благодаря смене формата стало возможным увеличить тираж на 40% в течение 2004 года.
Также сменился дизайн и контент журнала, появилось больше специальных проектов, например, в октябре 2004 года вышел сдвоенный номер, одна половина которого называлась «Yes» (для хороших девочек), а вторая – «No» (для плохих). Ноябрьский номер на 100% был посвящен мальчикам. Также регулярно к журналу прилагаются диски, карточки читателей и т.д. Издатели позиционируют «Yes!» как «твой первый глянцевый журнал».
Пожалуй, наиболее ярко преобладание развлекательного контента можно проследить на примере ресурса www.yes.com.ru. В отличие от проекта «Пять углов», yes.com.ru – электронная версия печатного продукта с одноименным названием. Это достаточно типичный молодежный журнал с традиционными рубриками: «Звезда», «Лайф», «Ты пишешь», «Знакомства», «До и после» и т.д.
Ведущими рубриками журнала онлайн являются: «Yes! New» с подразделами «Новости дня», «События», «Календарь», «Новый номер»; «Блоги» (там пользователи сайта могут размещать собственные фотографии, делиться размышлениями и т.п.); «Yes! Звезды»: «Новости», «Фото», «Эксклюзив», «Интервью»; «Модно» - целая гамма разделов о молодежной моде; «Лайф» - обзоры книг, музыки, новинок для дома, техники и т.п., «Ты в Yes!» - форма интерактивной работы с читателем, где публикуются работы внештатных авторов, подводятся итоги конкурсов и прочее.
Жанровые характеристики более яркие, чем у «Пяти углов». Здесь и интервью, и обзорные статьи (аналитическая группа жанров), и очерковые заметки (публицистика). И в целом сайт смотрится более «форматно», использованы яркие цвета, современное оформление привлекает, вероятно, большее количество аудитории.
Проект «Yes!» предлагает и другую форму интерактива: школу YES! Она создана в 2010 году для обучения всех желающих по образовательным программам творческих направлений, таким, как журналистика, дизайн, мода, фото- и видеодело, искусство мейк-апа и т.д. Стоит отметить, что подавляющее большинство молодежных СМИ являются по сути не только средством массовой информации, но и местом обучения, где молодые люди могут попрактиковаться в журналистском творчестве, поучиться у мастеров.
Учитывая сегментированность рынка молодежных СМИ, необходимо отметить, что разбираемый в данной главе журнал и его онлайн-версия ориентированы скорее на девичью аудиторию. Для молодых людей также существуют подобные издания, но уже с другим рубрикатором, например, журнал «Хулиган» (см. Приложение).
Типологически «Пять углов» характеризуется как онлайн-издание, «Yes!» и «Хулиган» - онлайн-версии печатных журналов.
Глава 2. Региональные молодежные интернет-СМИ. Ресурс «САМИ!»
Нижегородская область идет по примеру других ведущих регионов России, однако объединяющего молодежного портала, какие, например, есть в Татарстане, у нас нет. Тем не менее, областные сетевые ресурсы, являющиеся и газетой, и местом общения, и центром обучения в Нижегородской области все же имеется. Таковым является интернет-ресурс www.sami-nn.ru (скриншот см. Приложение).
Ресурс «САМИ» (Сетевое агентство молодежной информации) появился в 2008 году как Интернет-версия проекта регионального отделения газеты «Аргументы и факты» - спецвкладки «АиФ - молодой» (молодежная редакция «Смайл»). Просуществовав около полутора лет, вкладка прекратила выход, на некоторое время замерла жизни и на интернет-страничке. С 2011 года «САМИ» позиционирует себя как межшкольное городское информационное агентство, в котором «рулить будут те, кому хочется жить интересно и весело, при этом вспоминая иногда, что школьные годы кончатся» (http://www.sami-nn.ru).
Как и общероссийский ресурс (и здесь уже пора сделать оговорку, что любой интернет-ресурс не может быть ограничен по территории распространения, поскольку вне зависимости от региона, любого места в мире мы можем заходить по любому интернет-адресу, не встречая каких-либо препятствий, все ограничения ресурсы сами накладывают на себя, именуясь «областными», «городскими» и т.п) «САМИ» здесь стопроцентно интерактивная онлайн-газета, где читатели могут выступать в роли авторов, рецензентов, участвовать в конкурсах, поддерживать работу ресурса как модераторы и администраторы.
Рубрикатор ресурса достаточно хорошо разработан, навигация понятна и дружелюбна пользователю. Основные разделы: «Наши новости», «Наш бизнес-клуб», «Поговорим о», «Досуг, увлечения, спорт», «Музыка, кино, искусство», «Спроси специалиста», «У нас в гостях». Соответственно рубрикатору подобрано и жанровое соответствие. Если это «Наши новости», то мы говорим об информации, расширенной информации, если это «Наш бизнес-клуб», то это интервью, статьи, аналитика.
Отдельного внимания заслуживает рубрика «Спроси специалиста». В данном разделе помещаются интервью со специалистами по проблемам молодежи: учебе, здоровью, досугу. «Может ли школьник управлять скутером?», «Спроси про осенний призыв», несколько материалов о ЕГЭ. Одним словом, можно констатировать, что данный проект старается не только развлекать, но и учить, просвещать, информировать, то есть быть полезным, практичным.
При этом рубрика «У нас в гостях», в которой собраны материалы со «звездами» разной величины, такими как группы «Плюм-Бум», «Би-2», Юрий Шевчук, несомненно, способствует росту популярности ресурса среди потенциальной аудитории.
Типологически ресурс www.sami-nn.ru характеризуется как отдельное онлайн-издание.
Глава 3. Молодежные ресурсы Павловского района. «Молодежный портал».
За всю история Павловского муниципального района здесь существовало только одно полноценное издание для молодежи. Это приложение к районной газете «Павловский металлист» «Молодежный портал» (с 2006 года), которое в 2011 году выходило отдельной газетой тиражом 10000 экземпляров. С 2007 года работает Интернет-версия «Молодежного портала» по адресу http://www.pm-molod.ru. С сентября 2011 года это отдельное онлайн-издание, поскольку газетной версии «Молодежного портала» на данный момент нет.
Как и большинство других ресурсов для молодежи, это средство массовой информации обладает достаточно широким функциональным спектром. Главная его функция, конечно, определяется в соответствии с целью издания – публиковать материалы о молодежи и для молодежи. Рубрикатор не очень широкий: «Музыка со мной» и «Миксер», однако включает все темы, поднимаемые коллективом редакции.
«Музыка со мной» является во многом опорной рубрикой для «МП», поскольку на протяжении пяти лет издания газеты была своего рода «удочкой» для части аудитории, которая читала «Портал» во многом благодаря тому, что там публиковались и публикуются интервью, зарисовки и репортажи на музыкальные темы, где рассказывается и о местных группах и исполнителях, и о гастролерах.
Все остальные рубрики: «Собственное расследование», «Один день из жизни», «Поговорим о» включает в себя раздел «Миксер». Новостная лента на главной странице – это не только главные материалы газеты и очерковые заметки о молодых людях и девушках, но и новости города Павлово и Павловского района, новости образования, информация для родителей.
Как и большинство прочих ресурсов, www.pm-molod.ru дает комментировать размещаемые статьи, позволяет читателям и посетителям сайта общаться – у портала свой раздел на Городском портале общения www.pavlovoportal.ru.
Жанровое и рубричное разнообразие позволяет отнести «Молодежный портал» к полноценному средству массовой информации. Типологически его можно характеризовать двояко: до сентября 2011 года это была онлайн-версия печатной газеты, после сентября 2011 года www.pm-molod.ru – отдельное онлайн-издание.
Глава 4. Сетевые ресурсы.
Полноценными средствами массовой информации (коммуникации) являются и социальные сети, которые уже переросли из просто места общения в центр получения и обмена информацией. Это, прежде всего, такие ресурсы, как Вконтакте (vk.com), Фэйсбук (facebook.com), «Одноклассники» (odnoklassniki.ru), Дневник.Ру(dnevnik.ru).
Однако даже в социальных сетях (платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений - http://ru.wikipedia.org/wiki/), главная задача которых – общение посредством размещения информации о себе на собственной страничке и прочтения сообщений друг от друга, появляются свои средства массовой информации.
Первый пример – журнал «ВКурсе», который запустила сеть «В контакте». Но следует отметить, что основной контент журнала – отражение содержания сети развлекательного характера. При этом это полноценное исключительно сетевое СМИ, представляющее полный набор рубрик стандартного «глянца»: мода, стиль жизни, «звезды» и т.п.
РАЗДЕЛ IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследовал несколько ресурсов, приходим к заключению, что основными особенностями молодежных средств массовой информации (предназначенных для прочтения представителями молодежи) являются следующие:
1. Стандартные тематические блоки молодежных ресурсов:
- новости, слухи, сплетни и скандалы шоу-бизнеса;
- интервью с "молодежными" звездами;
- новые имена в музыке, новые стили и направления;
- молодежная мода: макияж, одежда;
- психология, любовные истории, взаимоотношение полов;
- профессиональная ориентация;
- проблема заработка и накопления денег;
- экстремальный спорт, путешествия;
- тесты, гороскопы, анекдоты, кроссворды.
Что касается оформления молодежных сайтов, то их отличает обилие постеров, больших фотографий, красочных выносов, баннеров и других ярких, бросающихся в глаза элементов.
Данное исследование преследовало цель дать типологическую характеристику молодежным интернет-СМИ. Поскольку специализированной литературы по выбранной спецификации (Интернет) чрезвычайно мало, мы констатируем следующее: типологически в Интернете пока нет гигантского преобладания исключительно сетевых СМИ, однако тенденция по отделению печатной версии, а иногда и вовсе ее исключению наблюдается. При этом Интернет предлагает полный спектр всех жанров, представленных в печатных версиях и, что важно, возможность практиковаться практически всем желающим, что особенно важно для отдаленных городов, таких, как Горбатов.
Использованная литература:
Аэродинамика и воздушный шарик
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Мать-и-мачеха
Осенняя паутина
Попробуем на вкус солёность моря?