Всё дальше уходят от нас события времён гражданской войны. Ушли из жизни участники тех дней, и лишь в немногих семьях сохранились домашние реликвии, воспоминания. Проблема заключается в исследовании исторических событий времен гражданской войны. Объектом нашего исследования является история гражданской войны на станции Вязовая
Вложение | Размер |
---|---|
khronika_grazhdanskoy_voyny_makusheva.doc | 103 КБ |
«ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА (1918-1919г) НА СТАНЦИ ВЯЗОВАЯ
НА ПРИМЕРЕ СЕМЬИ ГЛАДЫШЕВЫХ»
Автор:
Макушева Мария Викторовна,
г.Трехгорный, МКОУ ДОД «ЦДТ»
Научный руководитель:
Мыльникова Л.В.
Педагог дополнительного образования
МКОУ ДОД «ЦДТ»
Трёхгорный - 2014
«ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА (1918-1919г) НА СТАНЦИ ВЯЗОВАЯ
НА ПРИМЕРЕ СЕМЬИ ГЛАДЫШЕВЫХ»
Оглавление
Глава 1. История возникновения памятника погибшим железнодорожникам.......5
Глава 2. «Хроника гражданской войны станции Вязовая» .....................................6
Глава 3. Семейная хроника семьи Гладышевых ..........................................................8
Глава 4. Сохранение исторического наследия..............................................................9
3. Вывод ..............................................................................................................................10
4. Список литературы .........................................................................................................11
5. Приложение .....................................................................................................................12
«ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА (1918-1919г) НА СТАНЦИ ВЯЗОВАЯ
НА ПРИМЕРЕ СЕМЬИ ГЛАДЫШЕВЫХ»
Макушева Мария Викторовна
г. Трехгорный МКОУ ДОД "ЦДТ"
План исследования
Всё дальше уходят от нас события времён гражданской войны. Ушли из жизни участники тех дней, и лишь в немногих семьях сохранились домашние реликвии, воспоминания. Проблема заключается в исследовании исторических событий времен гражданской войны. Объектом нашего исследования является история гражданской войны на станции Вязовая (Прил.I.1).
Предмет – история семьи участника событий Гладышева Кузьмы Семёновича.
Тема работы: «Хроника гражданской войны станции Вязовая».
Цель работы: изучение истории семьи Гладышевых в событиях гражданской войны на станции Вязовая.
Задачи: изучение советской и современной исторической литературы;
- сбор информации об участии железнодорожников в гражданской войне;
- анализ собранной информации.
- рассмотрение событий с учетом публикации документов и исследований, интервьюирования.
- создание ЦОР-видеофильма на основе исследовательских материалов.
Методы: поисковый, интервьюирование, метод исторической реконструкции.
В исследовании были использованы следующие источники: архивные материалы, воспоминания, фотографии, музейные экспозиции.
Актуальность исследования заключается в заинтересованности молодого поколения историей Отечества.
Гипотеза: мы предполагаем, что изучение событий времён гражданской войны на примере семьи Гладышевых поможет восстановить ранее неизвестные сведения из истории станции Вязовая;
Практическая значимость: в ходе исследовательской работы собраны воспоминания жителей станции Вязовой, которые составили основу при написании работы. Материалы исследования могут найти применение при создании энциклопедических изданий, в музейных экскурсиях, на уроках краеведения в школах.
«ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА (1918-1919г) НА СТАНЦИ ВЯЗОВАЯ
НА ПРИМЕРЕ СЕМЬИ ГЛАДЫШЕВЫХ»
Макушева Мария Викторовна
г. Трехгорный МКОУ ДОД "ЦДТ"
Научная статья
Глава 1. История возникновения памятника погибшим железнодорожникам.
На горе Большой Смольной стоит памятник с надписью:
«Здесь в ночь с 12 на 13 июня 1919 г. карательным отрядом белых были зверски замучены железнодорожники станции Вязовой.
Гладышев Кузьма Семёнович
Дорофеев Василий Федорович
Козырев Степан Дмитриевич
Котельников Андриан Алексеевич
Лазаренков Семен Никитьевич
Ликинский Дмитрий Михайлович
Марков Павел Терентьвич
Николаев Степан Петрович
Савельев Ефим Петрович
Антонов Иван Моисеевич
Здесь же были казнены юрюзанцы:
Игнатов Иван Иванович
Кузнецов Федор Дмитриевич
Полушкин Петр Михайлович
Сырцев Николай Наумович
Нас заинтересовал памятник погибшим железнодорожникам (Прил.I.2), для выяснения истории возникновения этого памятника мы провели исследовательскую работу. Наша работа началась с поиска информации, которую нам предоставила сотрудник библиотеки станции Вязовая Коробейникова Елена Юрьевна (Прил.I.3). Так же вели поисковую работу в краеведческих музеях города Челябинска и Катав-Ивановска (Прил.I.4). Изучение материалов П.С. Лучевникова «Гражданская война на Южном Урале», материалов по гражданской войне краеведа г. Юрюзани Сурина Леонида Николаевича, и работа с архивами газеты «Авангард» помогли нам проанализировать события, происходившие на Урале в годы гражданской войны. Большую помощь нам оказала Гладышева Евгения Александровна, правнучка Гладышева Кузьмы Семёновича, одного из погибших железнодорожников (Прил.I.5). Она рассказала историю своей семьи. Также мы вели поиск исторической кинохроники времён гражданской войны, фотографировали в экспедиционных выездах по местам событий, собирали фотоматериалы.
В нашей работе «Хроника гражданской войны станции Вязовая» раскрываются подробности событий, происходившие на станции Вязовая, в годы гражданской войны.
Глава 2. Хроника гражданской войны станции Вязовая
Из Хроники гражданской войны станции Вязовая.
Целый год (1918-1919) на территории Катав – Ивановского района хозяйничали колчаковцы. Этот кровавый год стоил жизни многим. Об этом напоминают скромные обелиски, установленные на местах расстрелов и на братских могилах в Катав-Ивановске, Юрюзани, Усть-Катаве, Минке и Вязовой.
В первые дни Октябрьской революции Советская власть была установлена во многих городах Южного Урала (Прил.I.6). В Миньяре, Аше, Катав Ивановске, Нязепетровске и других городах партия большевиков ВКП(б) пользовалась большим влиянием. В газете «Вперед» от 26 октября 1917 года сообщалось «В Юрюзани 19 октября общее собрание горожан постановило считать своим политическим руководителем партию большевиков и требовать немедленного перехода власти в руки Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов»[2].
Но не дремали и контрреволюционные силы. В ноябре 1917 года атаман Дутов издал приказ по Оренбургскому казачьему войску, призывающий казаков к вооруженному выступлению против Советской власти. Для борьбы с Дутовым были созданы на всех крупных заводах Южного Урала красногвардейские отряды. На Дутовский фронт Катав-Ивановский округ отправил своих добровольцев. Со станции Вязовая ушли 200 человек. Среди них был и двадцатипятилетний Николай Гладышев. К весне 1918 года сопротивление дутовских отрядов было сломлено. Бойцы вернулись домой.
Но уже в мае 1918 года, в Челябинске вспыхнул мятеж чехословацкого корпуса. Из Челябинска белочехи развернули наступление на восток (Курганское направление), на запад (Златоустовское направление) и на северо-запад в направлении Екатеринбурга.
Летом и в первой половине осени 1918 года главным фронтом Советской республики был Восточный фронт. Военные силы интервентов, значительно превосходили по своей численности вооруженные отряды Советской республики. Белочехи отрезали от центра страны важные продовольственные районы — Поволжье, Сибирь.[10] Чехи захватили Челябинск и крупные населённые пункты. Станцию Вязовую заняли чехословацкий бронепоезд и эшелон солдат (Прил.I.7). Одновременно были заняты Новониколаевск, Пенза, Томск, в них установилась белогвардейская власть. Началась расправа над людьми. Многие партийные и советские работники были расстреляны или брошены в тюрьму. Разрозненными группами уходили защитники из родных посёлков в окрестные леса. В то время Урало-Сибирское Бюро ЦК направляло большевиков для подпольной работы в тылу врага. Были организованы партизанские отряды в Юрюзань – Ивановском и Катав-Ивановском заводах. Из Златоуста на станцию Вязовая по заданию подпольного комитета был прислан уроженец Юрюзанского завода Александр Афанасьевич Жилов (Прил.I.8). Работая слесарем в депо, он создал группу подпольщиков из местных жителей. В состав подпольного комитета станции Вязовая входили паровозный машинист Николай Романович Хардин (Волгин), его жена Васса Максимовна, телеграфист Василий Федорович Дорофеев, кондуктор Степан Дмитриевич Козырев, сторож вокзальной водогрейки Андриан Алексеевич Котельников и другие железнодорожники.
Главной задачей подпольщиков была дезорганизация работы транспортной системы. В буксы готовых к отправке поездов засыпали песок, устраивали крушения (сходы вагонов на станционных путях) портили оборудование водонапорной башни. Вели агитационную работу среди солдат Белой гвардии, подбрасывали листовки с призывами переходить на сторону Красной армии.
Из белогвардейской сводки за 17–23 апреля 1919 года: «На фронте в значительном количестве распространяются большевистские прокламации, из коих видно, что печатались они в Челябинске. Кроме фронтовых частей прокламации эти попадают и во вновь формируемые части войск»[5].
В ответ на подпольную работу колчаковское командование объявило территорию железной дороги на осадном положении, в горнозаводский район Южного Урала были направлены карательные отряды атамана Анненкова, отличающиеся особой жестокостью. В июне 1919 года станцию Вязовую окружили каратели под командованием подпоручика Демьяна Михайловича Мельникова. Каратели производили обыски в домах железнодорожников. Были арестованы и доставлены в Юрюзанский арестный дом члены подпольного комитета станции Вязовая: Котельников Андриан Алексеевич – сторож вокзальной водогрейки, Марков Павел Терентьвич, Ликинский Дмитрий Михайлович, Дорофеев Василий Федорович – телеграфист, Козырев Степан Дмитриевич – кондуктор, Лазаренков Семен Никитьевич - рабочий пути, Савельев Ефим Петрович – составитель поездов, Антонов Иван Моисеевич - стрелочник, Николаев Степан Петрович – телеграфист. После страшных пыток все были казнены на горе Большая Смольная. Среди них был и Кузьма Семёнович Гладышев - машинист станционной водокачки. В ходе исследования мы получили следующую информацию.
Глава 3. Семейная хроника семьи Гладышевых ...
Из семейной хроники семьи Гладышевых ...
Гладышев Кузьма Семенович (Прил.I.9) родом из села Толстовка Самарской губернии приехал с семьей на Урал в конце девятнадцатого века на строительство Самаро-Златоустовской железной дороги. На станции Вязовая построил дом, растил детей и внуков. В семье Кузьмы Семеновича было шесть сыновей Николай, Федор, Аким, Порфирий, Алексей, Анфим (слепой от рождения).
Жизнь Кузьмы Семеновича была связана с железной дорогой. И сыновья пошли по его стопам - работали в депо. Телеграфистов Фёдора, Николая и Акима называли «слухачами» - кроме телеграфного аппарата они могли принимать азбуку Морзе на слух.
В 1918 году Кузьме Семеновичу было 60 лет, он работал машинистом на станционной водокачке. Революцию принял спокойно. Сын Николай воевал на Дутовском фронте вместе с другими добровольцами. Фёдор и Аким остались дома. У них были большие семьи.
В июне 1919 года Кузьма Семенович был арестован по доносу. Карательный отряд атамана Анненкова, отличался особой жестокостью в подавлении подпольного движения. Во время прихода карателей сыновья К. Гладышева скрылись в лесах и избежали расправы. Жители Вязовой никогда не переживали такого ужаса. Каратели не щадили ни женщин, ни молодых, ни стариков. Караульный отряд рыскал по лесам, отыскивая новые жертвы.
Из доклада командиру корпуса:
«Родственники скрывающихся большевиков арестованы, но показаний никаких не дали, отвечая на все вопросы – «не знаю». Прошу Вашего разрешения принять по отношению к семьям большевиков репрессивные меры, согласно приказу Верховного Правителя и Главнокомандующего от 14 мая с.г. за номером 131»[8]
Кузьма Семенович погиб на горе Смольной вместе с другими железнодорожниками. Вся «вина» К. Гладышева состояла в том, что его сын Николай воевал на стороне красных, остальные сыновья поддерживали Советскую власть.
16 июля 1919года родные погибших железнодорожников на телегах вывезли их на станцию Вязовую и похоронили в братской могиле на местном кладбище. Был установлен памятник из листового железа.
Глава 4. Сохранение исторического наследия
В 1962 году была проведена реставрация памятника. В том же году на горе Смольной был так же установлен памятник погибшим железнодорожникам в виде усеченной пирамиды, отлитой из бетона и покрашенной серебряной краской. И в наше время памятники являются достоянием района. Школьники городов Трёхгорный,
Юрюзань, посёлка Василовка и станции Вязовая проводят субботники по очистке территории вокруг памятников. Также проводятся реставрационные работы по сохранению памятников. Они внесены в реестр вновь открытых памятников культуры, требующих постановки на учет. Практической значимостью данного исследования являются раскрытие подробностей событий, происходивших на станции Вязовая, в годы гражданской войны, созданный на основе изученных материалов видеофильм. Цифровой образовательный ресурс можно использовать как наглядный материал исторической хроники на уроках исторического краеведения, в музейной экспозиции, что может привлечь учащихся к изучению истории родного края. (Прил.II.)
Вывод
Обращение к личности Гладышева Кузьмы Семёновича, к истории его жизни и его семьи, раскрывают подробности событий, помогают восстановить ранее неизвестные сведения, происходившие на станции Вязовая, в годы гражданской войны. Мы узнаём точную обстановку, Памятник погибшим железнодорожникам на горе Большой Смольной стал частью нашей истории. Нахождение новых фактов времён гражданской войны и сохранение памятников помогают лучше узнать историю нашего края, дают и будущему поколению возможность знать историю своей малой Родины.
Результатом исследовательского проекта стало создание видеофильма для наглядной демонстрации хроники гражданской войны. Видеофильм о событиях, происходивших на станции Вязовой Челябинской области можно показывать на занятиях по краеведению. Наше исследование поможет ученикам лучше знать и понимать историю родного края.
Список литературы
1.Архивы газеты «Авангард»
2.«Гражданская война на Южном Урале». Сборник документов. – М., 1962; 3.Краткий очерк истории Челябинской области, [Челябинск], Южно-Уральское кн. изд. 1965. С.254-279
4.Казаков А.Л. «Уральский исток Транссиба», Издательство «Автограф». Челябинск 2004год.551стр.
5.Лучевников П.С. «Гражданская война на Южном Урале», 1958. Челябинское книжное издательство.193стр.;
6.Лоскутов С.А. «Южно – Уральская магистраль», Уральский государственый университет путей и сообщений, Челябинский институт путей и сообщения, 2001год.216стр.
7.Сурин Л. Н. краеведческие материалы по гражданской войне г. Юрюзань
8.Сурин Л. Н. «Возле гор и рек уральских» книга первая. Южно – Уральское книжное издательство. Челябинск,200год.445стр.
9.Документальный фильм «Поезд – призрак» ГТРК «Бира».
10.В огне гражданской войны Краткий очерк истории Челябинской области, Южно -Уральское кн. изд. 1965. С.254-279
11. Сайт www. u-kmuseum МУК краеведческий музей директор Дудо Д.М
12. Сайт www.kraeved74.ru/pages/article596.html
Приложение I
Описание цифрового образовательного ресурса
Видеофильм «ХРОНИКА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ СТАНЦИИ ВЯЗОВАЯ»
Название ресурса | Хроника гражданской войны станции Вязовая |
Название файла | Видеофайл MPEG |
Описание ресурса | «Хроника гражданской войны на станции Вязовая». Событиях гражданской войны на станции Вязовой в Челябинской области. |
Образовательный тип ресурса | Видеофильм |
Вид ресурса: | Видео |
Для кого предназначен ресурс: | Для обучающихся и педагогов |
Предмет | Краеведение |
Автор ресурса | Макушева Мария Викторовна |
Класс | 11 класс |
Контактная информация | МКОУ ДОД «ЦДТ» фотостудия «Трёхгорье» |
Язык, на котором создан ресурс | Русский |
Формат ресурса | Видеоряд в формате MPEG |
Объем ресурса | 338 МБ |
Используемое оборудование | Компьютерный класс, проекционное оборудование, интерактивная доска, персональный компьютер ученика. |
Рисуем зимние домики
Лавовая лампа
Любили тебя без особых причин...
Глупый мальчишка
Сорняки