Компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь,на его физическое и психическое здоровье. И поэтому мы решили исследовать с помощью статистики зависимость учащихся от компьютера, влияние компьютера на здоровье школьника, и к каким изменениям в организме может привести это влияние.
Вложение | Размер |
---|---|
statistika_i_zdorove_shkolnikov.docx | 507.73 КБ |
МБОУ «Верхнесуньская средняя общеобразовательная школа»
Мамадышского муниципального района
Республики Татарстан.
К районному конкурсу научно-исследовательских работ и проектов
среди учащихся образовательных учреждений
Мамадышского муниципального района
«Мой след в науке VII»
Тема: Статистика и здоровье школьников.
Секция: математика
Работу выполнили:
Миннегалиева Лилия, ученица 6 класса,
Газизов Рамазан, ученик 7 класса
Руководитель:
Мугтасимов Амир Муслимович-учитель
математики первой квалификационной категории
2013 год
Оглавление:
1. Введение ……………………………………………………….3стр
2. Что такое статистика…………………………...……………4-7 стр
3. Практическая часть
Компьютер и мы…………………………………..8-12 стр
Наше здоровье…………………………………...12-13 стр
4.Заключение…………………………………………………….14 стр
5. Список использованной литературы…………………….....15 стр
Введение
В 6-ом классе мы познакомились с круговой , столбчатой диаграммами и и графиками. Мы не очень хорошо представляли себе, для чего они нужны, где применяются. Тогда мы впервые услышали о науке статистике. Из ироничных слов знаменитого романа мы поняли, что статистика знает все. Но зачем нужна и кому полезна такая информация? Поэтому решили провести исследовательскую работу, объектом которой стала статистика. Предметом для исследования мы решили взять здоровье и образ жизни учащихся школы. Мы поставили перед собой следующую цель исследования: с помощью статистических методов исследовать состояние здоровья школьников, выявлять и частично решать актуальные проблемы, связанные с рисками при работе в сети Интернет. Для достижения цели работы, нам необходимо было решить следующие задачи:
Этапы работы:
1. Подготовительный этап- (декабрь 2012 года) Анализ литературы по данной теме. Определение методов исследования. Составление вопросов для анкеты.
2. Практический этап – (январь 2013года) проведение анкетирования, опросов учащихся.
3. Заключительный этап – (февраль 2013г.) Обработка полученных в ходе исследований данных, анализ этих результатов, оформление работы.
Методика исследования:
1. Анализ литературы по теме исследования.
2.Анкетирование, математическая обработка данных, построение диаграмм.
Почему мы выбрали эту тему?
Компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому мы решили исследовать с помощью статистики зависимость учащихся школы от компьютера, влияние компьютера на здоровье школьника и к каким изменениям в организме может привести это влияние.
Что такое статистика?
Стати́стика — отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических данных; изучение количественной стороны массовых общественных явлений в конкретной числовой форме. Статистика - самостоятельная общественная наука, имеющая свой предмет и метод исследования. Предметом статистической науки являются:
1) массовые социально-экономические явления жизни;
2) количественная сторона этих явлений в конкретных условиях места и времени.
Посредством статистических показателей статистика изучает все явления и процессы, протекающие в жизни общества.
Основной задачей статистики является сбор, учет, обработка и хранение сведений (информации), отображающих ход общественного развития.
К статистическим сведениям, пригодным для обобщений, предъявляется ряд требований:
Во 2-й половине XIX — начале XX веков сформировалась научная дисциплина - математическая статистика , являющаяся частью математики. В толковом словаре русского языка Ожегова С.И. дается следующее определение: « математическая статистика – это наука о математических методах систематизации и использования статистических данных»
Статистическая информация может быть представлена в самых разных формах, в виде таблиц, диаграмм, графиков. Это позволяет:
История возникновения статистики как науки.
Слово «статистика» происходит от латинского status — состояние дел.
В науку термин «статистика» ввел немецкий ученый Готфрид Ахенвалль в 1746 году, предложив заменить название курса «Государствоведение», преподававшегося в университетах Германии, на «Статистику», положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины.
Возникла статистика из практических потребностей общественной жизни. Уже в древнем мире появилась потребность подсчитывать численность жителей государства, учитывать людей, пригодных к военному делу, определять количество скота, размеры земельных угодий и другого имущества. Информация такого рода была необходима для сбора налогов, ведения боевых действий и т.п. В дальнейшем, по мере развития общественной жизни, круг учитываемых явлений постепенно расширяется. Например, к 1792 году относится определение: «статистика описывает состояние государства в настоящее время или в некоторый известный момент в прошлом». Однако постепенно термин «статистика» стал использоваться более широко.
Ученые, внесшие вклад в развитие статистики:
Уильям Петти (1623-1687) – основатель статистики. Его заслуга в том, что он впервые применил числовой метод для анализа закономерностей общественной жизни. Работа – "Политическая арифметика".
Адольф Кетле – бельгийский статистик. Считается, что он положил начало третьему направлению статистической науки - статистико-математическому. Ему принадлежит термин «социальная физика», так он называл науку, изучающую закономерности массовых общественных явлений, к анализу которых могут быть применены математические методы. Тем самым он доказал, что даже кажущиеся случайности общественной жизни обладают внутренней закономерностью и необходимостью.
Д.П. Журавский – русский статистик-демократ. Работа «Об источниках и употреблении статистических сведений. Определив статистику как «счет по категориям», Журавский отмечал, что она необходима для «изучения всего, относящегося к человеку».
Журавский определил важнейшие разделы социальной статистики:
К.Ф. Герман – русский статистик ("Всеобщая теория статистики").
В.И.Ленин занимался развитием земской статистики (статистические работы, предпринятые по собственной инициативе земских учреждений).
Кто впервые применил графики, диаграммы и таблицы?
Слово «диаграмма» имеет греческое происхождение и в переводе означает изображение, рисунок, чертёж. Это графическое представление соотношения каких-нибудь величин. Основные виды диаграмм: столбчатая, линейная, графическая, круговая, точечная и др.
«Статистический график – чертеж, на котором при помощи условных геометрических фигур (линий, точек или других символических знаков) изображаются статистические данные. Статистический график – это наглядная характеристика изучаемой статистической совокупности.
Правильно построенный график делает статистическую информацию более выразительной.
Графический метод находит широкое применение в коммерческой деятельности. Он служит иллюстрацией сложившегося положения дел на рынке товаров и услуг, конъюнктуры спроса и предложения, рекламы товаров. Статистические графики имеют важное аналитическое значение.
Графический метод – это продолжение и дополнение табличного метода. Если при чтении таблицы что-то остается незамеченным, обнаруживается на графике. Статистические графики показывают общую картину изучаемого явления, дают его обобщенное представление. При графическом изображении статистических данных становится более выразительной сравнительная характеристика изучаемых показателей, отчетливее проявляется тенденция развития изучаемого явления, лучше видны основные взаимосвязи».
Создателем графических методов в статистике является шотландский инженер и политический экономист 18-го – начала 19 века Уильям Плейфер, который изобрел четыре типа диаграмм:
в 1786 году – линейную и столбчатую, в 1801 году - круговую и точечную.
В 1858 году сестра милосердия Флоренс Найтингел в круговой диаграмме о смертности британских солдат в Крымской войне впервые применила параметр площади.
Новатором в графическом представлении информации стал Чарльз Джозеф Минард, который в 1869 году впервые опубликовал географическую диаграмму о поражении армии Наполеона во время русской кампании 1812 года.
В 1727 г. на материалах I петровской ревизии Иван Кириллович Кирилов закончил работу под названием «Цветущее состояние Всероссийского государства». Это было первое систематизированное статистическое и экономико-географическое описание России. Работа выдержана в классическом стиле описательного направления статистики (государствоведения). Предметом описания служили города России. Работа содержала сведения не только о расположении городов, но и о их населении, строениях, доходах и расходах, монастырях, церквях и пр. Отдельные данные приводились в виде «генеральных ведомостей и табелей» как сводные по губерниям и стране. Такого детального и систематизированного описания государства не было прежде в Европе. Особо оригинальным и ценным было использование в этой работе таблиц.
«Статистическая таблица – это особый способ краткой и наглядной записи сведений об изучаемых общественных явлениях. Статистическая таблица позволяет охватить материалы статистической сводки в целом. По внешнему виду статистическая таблица представляет собой ряд пересекающихся горизонтальных и вертикальных линий, образующих по горизонтали строки, а по вертикали – графы (столбцы, колонки), которые в совокупности составляют как бы скелет таблицы. В образовавшиеся внутри таблицы клетки записывается информация».
И. К. Кириллова по праву считают первооткрывателем табличного метода в статистике.
II. Практическая часть
Компьютер и мы
Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем современности. Эту проблему мы поднимаем в своей работе.
Разговаривая с одноклассниками и учениками нашей школы, мы заметили, что многие из них очень много времени проводят за компьютером и решили провести исследование. Выяснить какое место в их жизни занимает компьютер, а в частности интернет. Было спланировано исследование среди учащихся 3 – 11 классов по вопросу компьютерной зависимости.
Исследование началось с этапа статистического наблюдения. Для этого была составлена анкета из вопросов, требующих простого ответа. Проводилось анонимное анкетирование, поэтому ответы в большинстве случаев соответствуют действительности. В течение недели было опрошено 58 учащихся 3 - 11 классов. Анкеты были обработаны и произведен подсчет ответов. Данные были внесены в таблицы и по наиболее интересным данным были составлены столбчатые и круговые диаграммы. По результатам анализа собранного материала были сделаны выводы и составлены рекомендации. Так как источником статистической информации является реальный опыт или эксперимент, то мы решили провести такой эксперимент в виде опроса.
Мы провели опрос по следующим вопросам:
Результаты опроса представлены следующими диаграммами:
1.Есть ли у вас дома Интернет?
Вывод: большинство учащихся (96,5% ) имеют домашний Интернет, 1,7% используют возможность выхода в Интернет у своих друзей или одноклассников. У 1,7% учащихся нет возможности посещать сеть Интернет.
2.Перечислите все наиболее посещаемые сайты?
Самый посещаемый сайт «vkontakte.ru». Этот сайт посещает более 90% опрошенных. 86% учащихся использует переводчик. Сайтом «wikipedia.org» пользуются 40% учащихся. 38% учащихся играют в компьютерные игры. Сайт «gdzbaza.ru» готовых домашних заданий посещают 35% учащихся. 22% учащихся проверяют свои знания с помощью онлайн-тестов. 16% учащихся скачивают через сайт «zombie.com/» музыку и фильмы. 5% - 7% учащихся интересуются современной модой, жизнью звезд кино и музыки, посещая сайты «glamur.ru», «cosmopolitan.ru».
Вывод: учащиеся очень активно посещают через Интернет интересующие их сайты.
3.Сколько времени вы проводите в сети Интернет? (менее 1 часа, 1 – 2 часа, 3 – 4 часа, более 4 часов)?
Вывод: большинство учащихся (70%) проводят в Интернете не более 2 часов, а 30% опрошенных более 3 часов, что очень вредно для здоровья.
Основные вредные факторы, влияющие на состояние здоровья людей, долго сидящих за компьютером:
Сидячее положение.
Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда излишняя нагрузка на позвоночник, остеохондроз, а у детей - сколиоз. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к гипертонии и ожирению.
Электромагнитное излучение.
Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. А вот, если у вас совсем старенький монитор, лучше держитесь от него подальше.
Воздействие на зрение.
Глаза регистрируют даже на самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, неправильное расположение экрана.
Перегрузка суставов кистей рук.
Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.
Стресс при потере информации.
Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса случались и инфаркты.
Пыль и грязь: аллергия и кишечные инфекции.
Пыли и грязи в компьютере и вокруг него со временем скапливается немало, причем убрать их зачастую бывает весьма сложно. А где грязь, там и всяческие микробы, бактерии и грибки, где пыль, там и пылевые клещи. Все это может спровоцировать самые разные заболевания - от аллергии до "болезней грязных рук".
Влияние компьютера на психику. Игромания, интернет-зависимость – это очень серьезные проблемы. Действительно, компьютер сильно влияет на психическое здоровье людей, вызывая нервные расстройства, головные боли.
4.С какой целью вы используете сеть Интернет?( для развлечения, для поиска полезной информации, для подготовки к экзаменам, для общения с друзьями, другое…).
Вывод: самые популярные ответы на вопрос: «С какой целью вы используете Интернет?» оказались ответы : «для развлечения» - 40 учащихся, «для общения с друзьями» - 33 учащихся, «для общения с родственниками» - 35учащихся. Чуть менее популярными целями использования Интернета оказались ответы: «для поиска полезной информации» (16 учащихся ), «для скачивания музыки, фильмов» (6 учащихся ), «для выполнения домашней работы» (22 учащихся ), «для подготовки к урокам» (34 учащихся). Такие цели использования Интернета радуют. Ведь замечательно, что многие учащиеся использует Интернет для своего развития и учебы, для поиска полезной информации, для подготовки к урокам и выполнения домашней работы. Ответы «для подготовки к экзаменам» (14 учащихся) и «для онлайн – тестирования» (15 ) выбрали учащиеся, которые решили основательно подготовиться к сдачи выпускных экзаменов. Самым редким из представленных ответов оказался ответ «для просмотра фильмов».
5.Контролируют ли ваше пребывание в Интернете взрослые?
(Выберите один из вариантов ответа: «Да», «Нет», «Иногда»).
Вывод: диаграмма наглядно показывает, что 35% учащихся посещают Интернет под контролем взрослых, а это значит, что они более защищены от противоправных посягательств в социальных сетях и в целом Интернете. Пятую часть (20%) учащихся родители контролируют лишь иногда.
45% учащихся родители вообще не контролируют. Такие учащиеся и их родители даже и не подозревают, что в Интернете они могут встретиться с целым рядом угроз:
Наше здоровье
Большинство школьников не знают норм работы за компьютером, недостаточно заботятся о своем здоровье, проводя за компьютером слишком много времени, что может привести к возникновению различных заболеваний.
Мы решили провести исследование и выяснить, какими заболеваниями страдают учащиеся нашей школы. Для этого по данным, представленным фельдшером составили таблицу «здоровья».
Заболевание | Абсолютная частота, чел. | Относительная частота |
Нарушение осанки | 7 | 0,12 |
Шумы в сердце | 3 | 0,05 |
Нарушение зрения | 9 | 0,15 |
Бронхиальная астма | 2 | 0,03 |
Ожирение | 5 | 0,08 |
Артериальное давление (ВСД) | 4 | 0,07 |
Хронический тонзилит | 7 | 0,12 |
Здоровы | 21 | 0,36 |
Построим круговую диаграмму.
Наши исследования говорят о том, что большинство учащихся моей школы страдают нарушением осанки и зрения, хроническим тонзилитом, ожирением.
Заключение
Проведённое нами исследование убедило нас в том, что статистика — чрезвычайно нужная наука.
Наша научно-исследовательская работа, благодаря возможностям математической статистики помогла нам исследовать актуальные проблемы, связанные с всёвозрастающей социальной активностью в Интернете. Мы увидели, что математическая статистика действительно неразрывно связана с нашей повседневной жизнью и помогает выявлять и частично решать серьезные проблемы, связанные с рисками при работе в сети Интернет. Для подтверждения нашей гипотезы мы провели опросы общественного мнения, обработали полученные данные, построили диаграммы.
Интернет это прекрасное место для общения, обучения. Но мы ещё поняли и другое, что Интернет, он также как и наш реальный мир, может быть весьма и весьма опасен.
Приведем в заключение несколько рекомендаций, с помощью которых посещение Интернета может стать менее опасным для нас, для нашего здоровья:
Список литературы и Интернет-источники
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Твёрдое - мягкое
Сказка "12 месяцев". История и современность
Огонь фламенко
Фокус-покус! Раз, два,три!