Вопрос исследования был поставлен детьми. "А как измерить длину тела, если нет измерительной линейки, рулетки и т.д.?" И вот в какой проект это вылилось. Нашли метод :использование математического маятника.
Вложение | Размер |
---|---|
npk_opredel_lineyn_razmerov_tel.doc | 105 КБ |
МКОУ «Улановская основная общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
По теме:
Определение линейных размеров тел
Выполнили:
Цыпленкова Ирина (8кл)
Бондарик Максим (8кл)
Руководитель:
учитель физики
Цыганкова Инна Анатольевна
2012г
Область исследования: физика.
Предмет исследования:
Метод вычисления значений линейных размеров тел с помощью оборудования - гайка, часы, нитки.
Проблема:
Предложить способ определения линейных размеров тел и вычислить имеет ли границы применения предложенный способ. Установить предельную точность данного метода и факторы, влияющие не неё.
Гипотезы:
Порядок работы.
Колебания груза на длинной нити при небольших углах отклонения от положения равновесия можно рассматривать как колебания математического маятника.
Идея опыта состоит в следующем: взять нить, отложить на ней отрезок, равный линейному размеру измеряемых тел, а потом длину нити рассчитать на основе формулы периода колебаний математического маятника.
Его период зависит от длины нити и ускорения свободного падения и определяется формулой:
Отсюда
Если отсчитать n колебаний и заметить по часам время t , за которое они совершены, то период T можно определить достаточно точно: Т=t\n
С учетом этого формула для расчета длины l принимает вид:
, g=9,8 м\с2
Естественно, что в данном случае погрешность линейных размеров тел зависит от длины нити и массы груза математического маятника, т.к. сопротивление воздуха приводит к погрешности при вычислении его периода колебаний. Изучить погрешность линейных размеров тел при использовании этого метода от ускорения свободного падения нет возможности из-за сложности в проведении экспериментов при данных условиях, поэтому принимаем g=9,8 м\с2
Проверим это на опыте.
1) Отмеряем длину нити l равную линейному размеру тела.
2) Изготавливаем математический маятник с полученной длинной нити и данным грузом.
3) Измеряем время 20 полных колебаний.
4) Не меняя условий опыта повторяем измерения 3 раза и находим значение времени tср.
5) Используя эти данные, рассчитываем длину нити по формуле
, приняв g=9,8 м\с2.
Значение l –это и есть линейный размер тела.
Для выяснения предельной точности данного метода проделываем этот опыт измеряя линейные размеры различных тел (не изменяя условий опыта), а также повторяя эти опыты изменяя условия опыта (изменяя массу груза математического маятника).
При проведении серии опытов и вычисляя для каждого объекта линейный размер получаем, что погрешность данного метода зависит от их размеров. Так, самая большая погрешность у тел, имеющих реальные размеры менее 5см. Далее, при увеличении реальных размеров объектов, погрешность снижается и достигает нулевого значения при истинном значении размера объекта 120см. После этого значения погрешность вновь начинает увеличиваться. Получается, что самая высокая точность при измерении линейных размеров экспериментальным путём с помощью математического маятника находятся в границах от 0,7м до 1,3м. Погрешность в этом случае составляет от 1,4% до 1%.
Повторяя эти опыты, но изменяя их условия (т.е. изменяя массу груза математического маятника) видим, что с увеличением массы груза погрешность значений линейных размеров тел значительно уменьшается. Так, для тел, имеющих реальные размеры менее 5см. погрешность снизилась с 53% до 33,3%. Далее, при увеличении реальных размеров объектов, погрешность также снижается во всех случаях. В итоге, самая высокая точность при измерении линейных размеров экспериментальным путём с помощью математического маятника находятся в границах от 0,7м до 1,3м., и погрешность в этом случае уменьшилась от 1,4% - 1%. до 0,7%-1%.
Результаты проведенных опытов приведены в приложениях 1 и 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Измеряемый объект | l реальное значение (м) | l1 расчётное значение опыта 1 (м) | l1 расчётное значение опыта 2 (м) | l1 расчётное значение опыта 3 (м) | lср среднее расчётное значение (м) | εl (%) | |
1 | ширина спичечного коробка | 0,03 | 0,040 | 0,047 | 0,053 | 0,046 | 53 |
2 | длина спичечного коробка | 0,05 | 0,061 | 0,053 | 0,066 | 0,060 | 21,2 |
3 | ширина калькулятора | 0,07 | 0,081 | 0,082 | 0,083 | 0,0819 | 17 |
4 | длина калькулятора | 0,12 | 0,139 | 0,129 | 0,140 | 0,136 | 14 |
5 | ширина тетради | 0,17 | 0,185 | 0,190 | 0,195 | 0,190 | 12 |
6 | длина тетради | 0,20 | 0,220 | 0,215 | 0,225 | 0,220 | 10 |
7 | ширина коробки | 0,25 | 0,268 | 0,275 | 0,275 | 0,272 | 9 |
8 | длина коробки | 0,30 | 0,319 | 0,324 | 0,329 | 0,324 | 8,1 |
9 | высота коробки | 0,40 | 0,420 | 0,424 | 0,428 | 0,424 | 6 |
10 | ширина парты | 0,50 | 0,519 | 0,520 | 0,521 | 0,520 | 4 |
11 | высота парты | 0,70 | 0,705 | 0,710 | 0,715 | 0,710 | 1,4 |
12 | длина указки | 1,00 | 1,003 | 1,007 | 1,008 | 1,006 | 0,6 |
13 | длина парты | 1,20 | 1,200 | 1,210 | 1,190 | 1,200 | 0 |
14 | ширина стенда | 1,30 | 1,313 | 1,315 | 1,311 | 1,313 | 1 |
15 | длина стенда | 1,40 | 1,429 | 1,430 | 1,425 | 1,428 | 2 |
16 | рост человека | 1,60 | 1,600 | 1,550 | 1,650 | 1,550 | 3,125 |
17 | ширина подоконника | 1,80 | 1,636 | 1,635 | 1,631 | 1,634 | 14 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Измеряемый объект | l реальное значение (м) | l1 расчётное значение опыта 1 при массе груза m1 (м) | l1 расчётное значение опыта 2 при массе груза m2 (м) | l1 расчётное значение опыта 3 при массе груза m3 (м) | ε(l)1 (%) | ε(l)2 (%) | ε(l)3 (%) | |
1 | ширина спичечного коробка | 0,03 | 0,053 | 0,048 | 0,040 | 76,6 | 60 | 33,3 |
2 | длина спичечного коробка | 0,05 | 0,066 | 0,060 | 0,061 | 32 | 20 | 22 |
3 | ширина калькулятора | 0,07 | 0,0825 | 0,0818 | 0,081 | 17,8 | 16,8 | 15,4 |
4 | длина калькулятора | 0,12 | 0,142 | 0,140 | 0,139 | 18,3 | 16,7 | 15,8 |
5 | ширина тетради | 0,17 | 0,195 | 0,190 | 0,185 | 14,7 | 11,8 | 8,8 |
6 | длина тетради | 0,20 | 0,235 | 0,220 | 0,215 | 17,5 | 10 | 7,5 |
7 | ширина коробки | 0,25 | 0,274 | 0,270 | 0,268 | 9,6 | 8 | 7,2 |
8 | длина коробки | 0,30 | 0,330 | 0,325 | 0,319 | 10 | 8,3 | 6,3 |
9 | высота коробки | 0,40 | 0,430 | 0,424 | 0,420 | 7,5 | 6 | 5 |
10 | ширина парты | 0,50 | 0,525 | 0,521 | 0,519 | 5 | 4,2 | 3,8 |
11 | высота парты | 0,70 | 0,715 | 0,710 | 0,705 | 2,1 | 1,42 | 0,71 |
12 | длина указки | 1,00 | 1,008 | 1,006 | 1,003 | 0,8 | 0,6 | 0,3 |
13 | длина парты | 1,20 | 1,210 | 1,190 | 1,200 | 0,83 | 0,83 | 0 |
14 | ширина стенда | 1,30 | 1,317 | 1,315 | 1,313 | 1,3 | 1,15 | 1 |
15 | длина стенда | 1,40 | 1,450 | 1,435 | 1,429 | 3,6 | 2,5 | 2 |
16 | рост человека | 1,60 | 1,720 | 1,680 | 1,550 | 7,5 | 5,0 | 3,1 |
17 | ширина подоконника | 1,80 | 1,620 | 1,630 | 1,636 | 10 | 9,4 | 9,2 |
m1< m2< m3 |
Анализируя результаты опытов приходим к выводу:
РЕЦЕНЗИЯ.
Поставленная проблема и выдвинутая гипотеза соответствуют выбранной теме. Проведение исследования подтверждают гипотезу полученными результатами. Сделан их анализ. На основе проанализированных результатов сделаны выводы о возможностях данного метода. Работа грамотно и аккуратно оформлена.
Цыганкова И.А.
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Кто самый сильный?
Зимний дуб
Разлука
Есть ли лёд на других планетах?