Работа выполнена в рамках муниципального этапа конкурса " Славен Дон" 2015 г.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_a.n._gordeev.docx | 52.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждении
средняя общеобразовательная школа № 76 п. Гигант
Областной конкурс работ учащихся «Славен Дон-2015».
Номинация «Гуманитарно-экологическое исследование»
Тема работы: «Природа в живописи гигантовского художника А.Н. Гордеева».
Подготовил: Проценко Дмитрий Сергеевич
ученик 10 класса МБОУ СОШ №76
347628 ул. Учебная №31, Сальский р-н, п.Гигант
Домашний адрес: 347628 п. Гигант, ул. Кирова 7/1
тел.: 8-988-545-26-96
Руководитель: Касьянова Татьяна Александровна
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №76, п.Гигант
347628 Учебная №31, Сальский р-н,
тел.: 89508661862
п.Гигант
2014 г.
Содержание
2.1. Путь в искусство……………………………………... стр.5-6 |
2.2. Творчество А.Н. Гордеева ………………………….. стр. 7-8 |
2.3. Взаимодействие человека и природы в пейзажах А.Н.Гордеева……………………………………………… стр.9-12 |
2.4. Отношение земляков к творчеству А.Н. Гордеева.................................................................... стр.13-15 |
Введение.
Донской край - это неторопливое течение светлого, тихого Дона и привольные степи, сады и виноградники, массивы золотой пшеницы и подсолнуха на синем фоне неба. Это индустриальные центры: город Ростов-на-Дону, Таганрог, Новочеркасск, Шахты, Волгодонск. Это крупнейшие на юге России сельскохозяйственные предприятия. Среди них знаменитый «Гигант» - первый в России зерносовхоз, созданный в конце 20-х годов прошлого века, в сальской степи. И все это, и природа, и стройки, и люди, живущие и работающие на донской земле, продолжают быть главными темами старейших художников Дона: М.И. Бабичева, К.Е. Балапова, Т.Ф.Теряева и многих других. Поселок « Гигант » - родина многих талантливых людей, но художник Александр Никодимович Гордеев для нас человек особенный: он стал проводником реальности в мир чувств и фантазий. Пропуская через себя всё важное, волнующее, значимое, показывал людям красоту родных мест, глубину человеческих чувств, призывал к формированию качественного уровня взаимодействия культуры с природой, основанного на гармоничном характере их отношений. Александр Никодимович оставил творческий след в истории гигантовцев – свою живопись.
Цель исследования: выявить формирование основ эстетической культуры на примере деятельности А.Н. Гордеева.
Гипотеза: произведения искусства А.Н. Гордеева воспитывают в человеке гуманные чувства, любовь к своей малой родине, ориентируют его на ценностное восприятие природы и являются эстетической составляющей экологического образования и воспитания.
Задачи:
1) Выяснить, как личность художника, его жизненный опыт влияет на отношение к окружающему миру, проблемам взаимоотношений природы и человека.
2) Проанализировать приемы и методы мастерства художника, передающие настроение и чувства изображаемых сюжетов.
3) На основе анализа картин А.Н. Гордеева показать истинную красоту природы родного края во взаимодействии с преобразованной деятельностью человека.
4) Познакомить с творчеством А.Н. Гордеева моих одноклассников, узнать какое впечатление производят картины Гордеева на зрителей.
Предмет исследования: взаимодействие человека и природы.
Объект исследования: живопись А.Н. Гордеева
Специальной литературы по теме моего исследования нет, поэтому я изучил вступительную статью каталога «Живописи и графика А.Н. Гордеева», автором которой является научный сотрудник картинной галереи имени народного художника В.К. Нечитайло Н. И. Мирошниченко и узнал об основных направлениях живописи гигантовского художника. Статья томского государственного университета культурологии и искусствоведения «Живописи, как предмет междисциплинарного исследования» позволила мне исследовать живопись А.Н. Гордеева в смежных дисциплинах: искусствоведение, культурологии, психологии, социологии, философии. В журнале научных публикация аспирантов и докторских, 2013 г., статья Н.В. Анацкой «Эстетическая составляющая экологического образования и воспитания» раскрывает роль живописи в экологическом образовании подрастающего поколения. Изучив статьи газет «Сальская степь» 1985 г. и «Гигант» 1991 г. я получила целостное представление о творческом пути А.Н. Гордеева, познакомилась с его биографией. Ресурсы сети интернет расширили мои знания по вопросу воздействия человека на природу и природы на человека, позволили постигнуть азы изобразительной грамоты.
Методы исследования: анализ архивных документов, интервьюирование и запись воспоминаний об авторе и его творчестве, консультирование со специалистами, анализ художественных произведений, изучение литературы, презентация творчества автора и опрос.
Новизна исследования заключается в изучении новой грани живописи А.Н. Гордеева, отображающей взаимосвязь человека и природы; в привитии гигантовцам любви к своему краю; в ориентации их на ценностное восприятие природы.
Продолжительность исследования: май - октябрь 2014 год.
Место исследования: п. Гигант.
2.1. Путь в искусство.
Путь А.Н. Гордеева в искусство был нелегок, как и у многих его сверстников. Он родился в 1922 году в станице Бессергеневской, недалеко от Новочеркасска. Родители - простые крестьяне. В семье было 5 детей, поэтому их было трудно растить. После образования совхозов семья переехала в Шахты, и отец пошел работать шахтером[1].
Донская степь, многоплановые голубые дали волновали мальчика. Близкими и родными они станут ему на всю жизнь, с ними свяжет он свое творчество.
Уже с 7-го класса Сашу увлёк мир живописи. Вначале в школьном кружке, а затем во Дворце культуры, посещая художественную студию, он получил первоначальные навыки работать кистью.
В семье никто не верил в серьёзность его увлечения. Когда же Саша подал документы в Ростовское художественное училище имени Грекова, то и вновь никто в семье серьёзно к этому не отнёсся. Но он поступил. Отучился первые 2 курса, а во время летней практики его застала война. Была, впрочем, и отсрочка. Но в то время мало кто обращал на это внимание.
Позже годы войны вспоминались Александру Никодимовичу кошмарным сном: «Сполна хлебнул военного лиха. Несколько раз был ранен. С трудом удавалось выжить. И снова в бой»[2].
Солдатский путь Александра Никодимовича пролег от г. Ростова-на-Дону до Европы. Победа застала Александра Никодимовича в Австрии. Через время его перевили в Румынию, а затем в штаб Южной группы войск. Стремление писать не оставляло А. Гордеева и в годы войны. Вспоминая о своем отце дочь Касьянова Т.А. рассказывала, как Александр Никодимович на солдатские деньги покупал кисти, холсты, краски вместо продуктов питания, на, что тратили средства его сослуживцы[3].
Художественные способности А.Н. Гордеева послужили во благо Отечества, внесли свою лепту в Победу над Фашистской Германией. Он чертил схемы, наносил планы сражений, за что был награжден медалями. В минуты затишья между боями художник брал в руки карандаш и наносил на бумагу эскизы домов, улиц из окна разбитого здания.
В конце 1946 года Александр вернулся домой. Но к началу занятий не успел и пошёл работать в Ростовский художественный фонд. А в Гигант попал случайно. В 1948 году совхоз праздновал своё 20-летие. Его друга пригласили оформлять клуб, но работы было очень много, и Александр Никодимович приехал помогать, да так и остался.
Предложили работать сначала художником. Затем, он, преподавая в школе изобразительное искусство, заочно оканчивал Краснодарский педагогический институт и учил уже детей своему искусству[4]. Скольким людям за эти годы он привил любовь к живописи. Решающее значение в становлении творческой личности А.Н.Гордеева сыграли талантливые донские педагоги и художники Семенов Т.П. и Лень В.Г., сумевшие его увлеченность рисованием превратить в горячую и прочную любовь к искусству.
Весь путь художника, и в мирное время, и в тревожные годы войны, с самого детства пронизан творческим восприятием окружающей среды.
2.2. Творчество А.Н. Гордеева.
Из каталога ‘‘Живопись и графика’’, я узнал, что Александр Никодимович Гордеев за свою жизнь написал масляными и акварельными красками 62 картины[5]. Свои работы он не прятал от людей. Его работы экспонировались в залах картинной галереи имени народного художника РСФСР В.К. Нечитайло г. Сальска в 1985 году[6].
Его творчество отличается широким диапазоном жанров. Это тематические картины, портреты, пейзажи и натюрморты. Все, что делал А.Гордеев, было бы невозможным без живых наблюдений природы, к какому бы жанру он не обращался. Но все - таки наибольших успехов художник достиг в жанрах – портрет, пейзаж. Небольшие сочные этюды не только служат подготовительным материалом, но, что, наверное, важнее всего, они помогают автору выразить свое восприятие мира, а зрителю - понять его. Именно поэтому на персональной выставке в 1985 году тематическая картина, портрет, натюрморт и этюды пейзажи ограниченно сочетались между собой. Возможно, кто-то побывал на выставке художника и смог сам убедиться в правильности моих слов. Я же хочу привести еще несколько строк в подтверждении своей мысли – «Персональная выставка - это кусочек жизни, чарующей красотой и гармонией жизни, которую любит художник, которую славит и, глядя на его пейзажи, знакомясь с галереей портретов нашего современника, думаешь об огромном трудолюбии художника, его влюбленности в жизнь и в человека » - так писал научный сотрудник картиной галерее Н. Мирошниченко[7].
Пейзажи А.Н. Гордеев посвящает именно Сальской степи с ее солнечным раздольем, щедростью ее земли, которую он любит беспредельно. От этюда к этюду, от холста к холсту чувствуешь, как обогащалась душа художника новыми познаниями прекрасного. Художник пишет времена года: в золотом наряде осень - «Гигантовская осень» 1962 г., этюд «Осень» 1975 г., и ласковое солнечное лето, и весну, и зиму - «Зимний пейзаж» 1961 г. И так из года в год.
Ощущение наступающей весны живет в пейзаже «Перед первомаем» 1956 г., «Ранняя весна» 1970 г. Едва уловимое состояние природы художник передает в пейзажах «Перед дождем» 1955 г., «Пары» 1968 г. И как результат накоплений и обобщений опыта – большое полотно «Донской пейзаж» с бесконечными далями и золотистыми кручами.
Много интересных людей встретил художник на своем пути, людей разных по профессии, по характеру, многих изобразил: «Портрет фронтового друга» 1945 г., «Портрет друга» 1956 г., «Саша» 1961 г.
Чисто внешняя привлекательность портретов («Мария» 1963 г.) сменяется стремлением передать мир чувств и переживаний («Портрет дочери» 1957 г. «Портрет жены» 1975 г., «Автопортрет» 1959 г.[8])
Создаются полотна в жанре тематической картины «Между боями» 1984 г., «0:1. Озорники» 1956 г., в которых прослеживается тронутые душу годы войны, и дорогие, как педагогу, детские сюжеты.
Умение наблюдать, обобщать увиденное, стремление передать мир чувств и переживаний посредством художественного мастерства, присущи творчеству А.Н. Гордеева, лучшие из его работ обращены к человеку, к природе, исполнены большой любовью к ним.
2.3. Взаимодействие человека и природы в пейзажах А.Н.Гордеева.
Окружающий мир человека, мир природный и рукотворный, созданный людьми, их гармоничное слияние - суть пейзажного произведения А.Н. Гордеева. Пейзаж – это изображение той среды, которая близка художнику, с которой он находится в контакте. Но, пейзаж – это и образ, созданный его восприятием реальности, его впечатлениями, воображением. В таком случае произведение предстает перед зрителем не просто как документальное, подобное фотографическому, отображение реального вида, а еще и как частичка внутреннего мира.
Как и многие работы Александра Никодимовича пейзаж «Утро на Дону» 1959 г.[9] передаёт удивительную спокойную и мирную атмосферу. В центре внимания художника тихое утро на берегу реки Дон. Пологий берег на первом плане, водная гладь реки, в которой лишь едва угадывается движение. Три стихий – небо, земля, вода , гармонично дополняют друг друга. Бледно - голубое небо, насыщаясь цветом, переходит в зелень деревьев. Вода, подчёркивает и освежает утро. Присутствие человека едва угадывается в картине. Природа определяет род занятий людей и это отражает написанная художником лодка на берегу реки. Но, всматриваясь в картину, понимаешь, что А.Н. Гордеев подчёркивает мысль о том, что природа и человек не соперничают друг с другом, а, напротив, сливаются в одно целое.
Рассматривая полотно «Гигантовская осень» 1962 г.[10], можно увидеть характерный русский пейзаж, композиция построена таким образом, будто зритель не смотрит на природу со стороны, а как бы может стать её гостем, достаточно сделать шаг по расположенной на первом плане тропинке.
Картина природы настолько узнаваема, что кажется, стоишь на пороге того мира, который окружает тебя и в котором все тебе доступно и близко. Можно сказать, Александр Никодимович воспел красоту природы родного края. Спокойный день в начале осени. Осень уже окрасила природу в свои цвета. Они такие яркие, что сначала, кажется, вся картина написана разными тонами желтого цвета. Но это лишь на первый взгляд. Присмотревшись, мы видим, что и трава на первом плане ещё зеленая. Перед глазами русский простор, гигантовская роща. Но наше внимание приковано к узкой дорожке, на заднем плане, протоптанной человеком и пересекающей картину по диагонали. А говорит она о том, что в этом девственно нетронутом уголке природы отводится автором место и человеку.
Еще один этюд « Лето» 1956 г.[11], в котором изображена роща в летний период, предстает перед нами как неизведанный человеком мир природы. Живописные заросли кустарников, травы - вот нехитрое содержание картины. Почему же трудно оторвать взгляд от нее? Ответ ожидаем – этот небольшой уголок прекрасен своей простотой и естественностью. Там, за рамками летней рощи, иной мир, измененный человеком в угоду своим потребностям. А здесь художник подарил право отдыхающей женщине, расположенной на первом плане картины, быть самой собой. В этом магия работы.
Я думаю, не случайно А.Н. Гордеев написал эти этюды. Роща, для гигантовцев, место куда приходили и приходят местные жители любоваться этим уголком нашего края. Природа здесь живописна, является источником вдохновения, фактором удовлетворения нравственных и эстетических потребностей. Рассматривая данный этюд, возникают такого рода эмоциональное состояние в виде богатой гаммы переживаний, формируется доверительные отношения к природе.
Обратной стороной взаимосвязи природы и культуры является воздействие культуры на природу, следствием которой стал культурный ландшафт, включающий в себя агросферу и техносферу. Так картины А.Н. Гордеева «Фрукты»[12] и «Овощи»[13], созданные в 1972 г., показывают результаты воздействия человеком на почву, растительность. В натюрмортах выявлена не только красота «неживой» природы, но и через мир привлекающих вещей Александр Никодимович передал свое отношение к ним. Мир предметов натюрмортов неширок. Художник любил изображать дары земли сальской: яблоки, виноград, груши, сирень и т.д. Глядя на картины, понимаешь, то, что именно природа служит стимулом человеческой деятельности, требует от человека активности, а, взамен вознаграждает его своими дарами. Натюрморты Гордеева - это не только любование красотой , сотворимой природой, но и настроение, размышление о сути мира вещей, к которым обращается художник.
Можно утверждать, что подавляющая часть “естественной природы” окружающей нас – это культивированная природа. Её плоды органично вписываются в среду обитания, придавая ей более совершенные черты красоты. В картине «Старый элеватор в Гиганте»[14] 1963 года, можно увидеть, как удачно вписаны Александром Никодимовичем объекты агросферы в виде разлива золотых колосьев, и техносферы – первого элеватора зерносовхоза. Они гармонично существует в природном ландшафте. Художник показывает, как при этом остаются удобными и полезными для жизни людей оба объекта. В картине доминирует мягкая сине-голубая гамма цветов неба, в которую внесена нежно-розовая пастель и золотистые оттенки колосьев. Автор подчёркивает результат человеческой деятельности – хлебное поле. Оно изображено на фоне неба, которое символизирует чувственную строну жизни всего сущего, оно несёт величие природы не тронутой человеческой рукой.
Живопись А.Н.Гордеева – это часть жизни, чарующая красотой и гармонией, которую любит художник, которую славит. Природа родного края не только подсказывает Александру Никодимовичу образы художественного творчества, но и представляет сырье. Живописные картины создаются под воздействием впечатлений, полученных их создателем от общения с ней. Вместе с тем автор в работах показывает о зависимости человека от природы, которая определяет его потребности, влияет на тип хозяйства, образ жизни, быт и духовный мир. Еще одна грань пейзажа Гордеева – соотношение человека и окружающего мира. В картинах прослеживается стремление человека достичь гармонии с природой. Понимание их различных видов взаимодействий, от гармоничного сосуществования до противопоставления, навивает на мысль о необходимости отказаться от потребительского отношения к природе, ведь «В красоте родной земли большая патриотическая сила»[15].
2.4. Отношение земляков к творчеству А.Н. Гордеева.
Меняется время, меняются взгляды, но истинные ценности остаются неизменными. К их числу относится и творчество Гордеева.
У Александра Никодимовича в жизни было много учеников, последователей, поклонников его искусства. О том, что значила для Гордеева его увлечение, мы узнаём из интервью дочери Т.А. Касьяновой: «Папа вспоминал, как во время передышки, между боями, он ходил к морю, писал вдохновенно этюды… Страсть он питал к пленеру. Днями пропадал на природе, создавал этюды. Любил колосящиеся хлеба, просторы сальских степей, колыхающий ковыль, полевые цветы»[16].
С восторженностью вспоминает своего учителя Бочкарев Е.Н.: «Александр Никодимович был увлечён своей работой. Я часто был у него в рабочем кабинете, который напоминал «другой мир» - мир красоты. Расположенные на стенах картины отображали уголки родных мест. Словно живые смотрелись на холсте цветы, кустарники….»[17]. Размышляя о работах художника, его ученик отмечает, что: « Именно любовь к жизни, стремление сохранить природу, чтобы передать ее в первозданном виде будущему поколению, помогали Александру Никодимовичу увидеть красоту родных мест… Он и нас учил замечать вокруг себя дары природы. Для себя я взял за правило поучение талантливого художника. «Оглянитесь вокруг себя, посмотрите на мир глазами художника, и вы поймёте, как много в нём удивительного, сохраните это в своём сердце, постарайтесь беречь ее и она вам отплатит любовью и красотой»[18].
Несколько лет А.Н. Гордеев преподавал в школе №2 п. Гигант изобразительное искусство и черчение. Одна из его учениц, Асауленко Л.И. рассказывает какими художественно - выразительным средствам живописи при написании картин Гордеев уделял особую значимость, чтоб картины были более реалистичные. «Он обращал внимание на оттенки цветов на блики и тени…Красота, которой мы восхищаемся и которую любим – красочное богатство действительности, или иначе цвета»[19] - так говорил Александр Никодимович своим ученикам.
Вдохновившись от знакомства с творчеством А.Н. Гордеева, я решил поделиться впечатлениями со своими одноклассниками, друзьями и провел презентацию творчества гигантовского художника в школе, на которой присутствовало 57 человек. Воспитанные на образах массовой культуры подростки, в большинстве своем, приняли творчество А.Н. Гордеева, с его душевной теплотой и естественностью. Отзывы детей о творчестве художника позволили мне сделать вывод о том, что красота, переданная Александром Никодимовичем, формирует у обучающихся утонченные чувства, помогает им увидеть прекрасное в окружающей среде. Пейзажи Гордеева учат любить свою родину, беречь её первозданную природу и красоту, формирует основу для эмоционального и эстетического развития человека, делает людей добрыми, искренними.
Творчество художника не стало не замеченным, его оценили не только те, кто учился у него, был рядом с ним, но и спустя много лет, смогли принять и проникнуться той красотой природы, теми чувствами, которые хотел донести до зрителя художник. Истинную, неизменную во все времена ценность несут картины гигантовского художника, а проявляется она в том, что становятся источником вдохновения, а также сокровищницей гуманистического искусства и сохранятся в памяти всех тех, кто прикоснулся к его творчеству.
3. Заключение.
Исследовательская работа по теме «Природа в живописи гигантовского художника А.Н. Гордеева» позволила мне выявить основы формирования эстетической культуры на примере деятельности художника А.Н. Гордеева. Безоглядно отдававший себя искусству, работавший всегда в темпе – он из года в год создавал картины на эмоциональном накале. Вынашивал замыслы, пока они не обретали убеждающую ясность, силу, простоту и красоту выражения. В своей живописи он оставался верным родному сальскому краю. Он любил степь и небо, яростное солнце и ласковые синие сумерки, могучие деревья, ковыль и цветы. Он восхищался красотой своей малой родины зимой и летом. Секрет художника – в абсолютном отсутствии всяких секретов, неких навсегда отработанных приёмов. Его даром было чарующее, но вместе с тем реалистичное отображение окружающего мира в ликующей, свободной стихии цвета. И эта светоностность картин художника передаёт не только полыхание солнца, под которым простираются сальские широты, но и несёт в себе выражение ясности и чистоты авторского отношения к миру.
Считаю, что гипотеза, выдвинутая мной ранее, подтвердилась т. к. красота природы, передаваемая в картинах Александра Никодимовича, имеет эстетическое влияние на человека, его чувственное восприятие окружающего мира. Пейзажи Гордеева учат любить и видеть красоту родного края, беречь её первозданность, наслаждаться и восхищаться её неповторимостью.
Проблемы взаимодействия человека и природы, поднятые в картинах художника, ведут к воспитанию у подрастающего поколения, мудрого, этико – эстетического и гуманистического сочетания с природой, формируют экологическую культуру.
В результате работы над исследованием мной был восстановлен и систематизирован ценный семейный видеоархив А.Н. Гордеева, он перенесен на современные электронные носители и изучен. В ходе исследования я познакомился с дочерью художника Т.А. Касьяновой. Пользуясь методом интервьюирования, я записал её воспоминания на компакт-диск. Все это позволило получить целостное, глубокое представление о жизни и творчестве гигантовского художника. Собранный мной материал уже был использован для презентации творчества А.Н. Гордеева в школе. Я думаю, что школьный музей дополнится экспозицией, посвященной творческим жителям Гиганта, которая может помочь в реализации регионального компонента на уроках истории, МХК, ИЗО.
Анализ творчества А.Н. Гордеева изменили моё мировоззрение, позволил расширить мои представления об эстетической культуре. Я думаю продолжить работу по этой теме, определив место и роль А.Н Гордеева в художественном образовании и просвещении жителей п. Гигант. Планирую организовать в честь 70 - ой годовщины Великой Победы в Отечественной войне в ДК имени Горького выставку - экспозицию работ участника войны - художника Гордеева А.Н..
В ходе работы над исследованием я узнал о том, что живопись может выступать, как предмет междисциплинарного исследования. Изучение живописи А.Н. Гордеева в искусствоведческом, философском, социологическом, психологическом контекстах позволили мне переосмыслить творческую деятельность художника, получить многогранное представление о ней и определить ее место в культуре родного края.
Наибольшую трудность при работе над исследованием у меня вызвало понимание философии живописи, вложенной автором произведений в свои работы. Однако, при теоретическом анализе и практическом восприятии я сумел проникнуть в сущность вещей, постигнуть смысл бытия, познать мир передаваемый художником.
Главное, что я взял для себя в процессе работы - умение ценить изобразительное искусство, видеть в нем гармонию человеческой души и природы. В целом, я понял, что мудрость и смысл жизни состоит в том, чтобы любить природу повседневно окружающую нас, любить людей и отдавать им себя, свое творчество, так искренне, как это делал А.Н. Гордеев.
4. Список использованной литературы.
1. Каталог живописи и графики А.Н. Гордеева г.Сальск 1985.
2.Е.М. Торонова «Живописи, как предмет междисциплинарного исследования». Вестник Томского государственного университета культурологии и искусствоведения , 2013 №2.
3. Н.В. Анацкая «Эстетическая составляющая экологическое образования и воспитания». Журнал научных публикация аспирантов и докторских 2013 г.
4. Н. Мирошниченко «Высота художника». Газета «Сальская степь», 1985 г. от 23 августа.
5. С. Викторова «Сорок лет в творчестве». Газета «Гигант» , 1991 г. ,№61.
Ресурсы сети интернет:
1. Сайт www.grandars.ru. Статья «Воздействие природы на культуру».
2. Сайт www.art20.inf. Статья «Художественные выразительные средства в живописи».
Список приложений.
I часть - восстановленный видеоархив семьи Гордеева А.Н.
II часть – интервью с дочерью Касьяновой Т.А.
Воспоминания Бочкарева Е.Н. об учителе, художнике А.Н. Гордееве.
В.К. Нечитайло г. Сальск.
15. Газета « Сальская степь».
16. Газета « Гигант».
[1] Приложение № 10- 1 часть
[2] С. Викторова «40 лет в творчестве». Газета «Гигант», 1991 г., № 61
[3] Приложение № 10
[4] Н. Мирошниченко «Высота художника». Газета «Сальская степь» 1985 г. от 23 августа.
[5] Приложение № 1
[6] Приложение №14
[7] Каталог живописи и графики А.Н. Гордеева г.Сальск 1985 г.
[8] Приложение № 9
[9] Приложение № 8
[10] Приложение № 7
[11] Приложение № 3
[12] Приложение № 5
[13] Приложение № 4
[14] Приложение № 2
[15] Н.В. Анацкая «Эстетическая составляющая экологического образования и воспитания». Журнал научных публикация аспирантов и докторских 2013 г.
[16] Приложение № 12
[17] Приложение № 11
[18] Приложение № 11
[19] Приложение № 13
Прекрасная арфа
Астрономический календарь. Март, 2019
На горке
Рисуем осенние листья
Самый богатый воробей на свете