презентация по теме "Старинные меры длины"
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_matematika_2_a.ppt | 2.05 МБ |
proekt_matematika_2_a.ppt | 2.05 МБ |
Слайд 1
Проектная работа Авторы: учащиеся 2 "А" класса "Семь раз отмерь..." (старинные меры длины)Слайд 2
Паспорт проектной работы 1. Название проекта : «Семь раз отмерь…» (старинные меры длины) 2. Руководитель проекта : Наширбанова Т.А. учитель начальных классов МКОУ СОШ №6; 3. Проект реализуется на уроках: Математика 4. Возраст учащихся , на который рассчитан проект: 7-8 лет. 5. Авторы проекта : учащиеся 2 «А» класса МКОУ СОШ № 6. 6. Тип проекта : информационно-исследовательский. 7. Продукт проекта : Электронная презентация, папка «Семь раз отмерь…»(старинные меры длины).
Слайд 4
В повседневной жизни мы сталкиваемся с математическими величинами ежедневно. Мы, не задумываясь, производим различные вычисления. С современными единицами измерения длины мы знакомы. Они удобны и понятны. Интересно, а как измеряли длину на Руси в старые времена? Почему мы не используем старинные единицы измерения длины в наше время?
Слайд 5
. - З адачи: - Познакомиться с измерительной системой, которая существовала ранее. - Установить взаимосвязь между старой измерительной системой и новой. - Проследить отражение старых мер в русском фольклоре. -Провести исследования, с целью расширения наших знаний по математике и кругозора в целом. Цель исследования: выяснить, какие меры длины существовали на Руси в старинные времена и почему они не используются в настоящее время
Слайд 6
Задачи уточняют цель исследования: • выяснить, какие меры длины существовали в старинные времена на Руси; • выяснить какими измерительными приборами измеряют длину в настоящее время и пользовались в старинные времена; • выяснить, в каких литературных источниках встречаются названия старинных мер длины; • выяснить, что означают пословицы, поговорки, шутки, фразеологизмы, в которых встречаются названия старинных мер длины; • провести эксперимент с измерением длины в старинных единицах; • сделать выводы; • предположить возможные пути дальнейшего исследования; • защита исследовательской работы. Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения принятые во всём мире. Методы исследования: подумать самостоятельно, что мы знаем о современных и старинных мерах длины; изучить специальную литературу; найти ответы на вопросы с помощью сети Internet;
Слайд 7
План работы Подготовить инсценировку «Ярмарка». Постановка проблемы. Актуальность. Совместное определение целей. Разбить класс на 4 группы. Дать задание каждой группе поработать с определёнными литературными источниками. Каждой группе: 1) обнаружить в литературном источнике старинные меры длины; 2) зафиксировать обнаруженный фрагмент; 3) проиллюстрировать (на завершающем этапе). Каждая группа защищает свою работу. Индивидуальное задание (по жребию): проанализировать энциклопедическую литературу, подготовить сообщение об определённой мере длины. Индивидуальное задание (практико-исследовательское): произвести измерения членов своей семьи в старинных мерах, заполнить сводную таблицу. Результаты систематизируются в единую папку «Семь раз отмерь…» (старинные меры длины)
Слайд 8
С древности, мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д. Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.
Слайд 9
Задание: проанализировать энциклопедическую литературу, подготовить сообщение об определённой мере длины.
Слайд 10
Члены семьи Аршин см Локоть см Пядь малая см Пядь великая см Шаг см Маховая сажень см Косая Сажень см я мама папа бабушка дедушка сестра брат
Слайд 12
Старинные меры длины в литературе
Слайд 13
Автор Произведение Упоминание меры длины Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» «Свободного места, где можно было плавать, оставалось не больше пятнадцати сажен » Г.Х.Андерсен «Дюймовочка» «…в чашечке цветка сидела хорошенькая крошечная девочка ростом не больше дюйма ». П.П.Ершов «Конёк Горбунок» «Да игрушечку-конька Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами Да с аршинными ушами» Н.Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» «С каждой минутой вода подбиралась К бедным зверькам; уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину» А.Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители» «…отворилась боковая дверь… и вошло множество маленьких людей, ростом не более как с пол-аршина» А.С.Пушкин «Сказка о Царе Салтане» «…Сына Бог ей дал в аршин» В.М.Гаршин «Лягушка –путешествен-ница» «..тащить хотя и лёгкую лягушку три тысячи верст , не бог знает какое удовольствие…» Сборник сказок Д.К.Зеленина Сказка «Кожа медвежья – лицо человечье» «Прибегает, сам с ноготок – борода с локоток …» Устное народное творчество Дразнилка Молодиченька – невеличенька, сама с вершок , голова с горшок
Слайд 14
Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» «Свободного места, где можно было плавать, оставалось не больше пятнадцати сажен »
Слайд 15
Сажень 1 сажень = 213 см
Слайд 16
В.М.Гаршин «Лягушка –путешественница» «..тащить хотя и лёгкую лягушку три тысячи верст , не бог знает какое удовольствие…»
Слайд 17
На Руси было два вида сажени : маховая сажень и косая сажень.
Слайд 18
Русские пословицы и поговорки Ты от правды на пядень, а она от тебя на сажень. Уступишь на пядь, потеряешь сажень. Косая сажень в плечах.
Слайд 19
А.С.Пушкин «Сказка о Царе Салтане» «…Сына Бог ей дал в аршин»
Слайд 20
Н.Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» «С каждой минутой вода подбиралась К бедным зверькам; уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину»
Слайд 21
А.Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители» «…отворилась боковая дверь… и вошло множество маленьких людей, ростом не более как с пол-аршина»
Слайд 22
Аршин 1 аршин = 71 см
Слайд 23
Русские пословицы и поговорки Аршин на кафтан, да два на заплатки. На три аршина в землю видит. Каждый купец на свой аршин меряет. На аршин борода, да ума на пядь . Писать о чужих грехах аршинами, а о своих — строчными буквами.
Слайд 24
П.П.Ершов «КОНЕК - ГОРБУНОК» «Да игрушечку-конька Ростом только в три вершка , На спине с двумя горбами Да с аршинными ушами»
Слайд 25
Для измерений часто использовали верхнюю часть пальца - вершок 1 Вершок = 4 см 4 мм Вершок
Слайд 26
Русские пословицы и поговорки У нее суббота через пятницу на два вершка вылезла. Два вершка (или полвершка) от горшка, а уже указчик. Борода с вершок, а слов с мешок.
Слайд 27
Г.Х.Андерсен «Дюймовочка» «…в чашечке цветка сидела хорошенькая крошечная девочка ростом не больше дюйма ».
Слайд 28
Самая маленькая древняя мера в странах Европы Дюйм – мера, равная длине верхней фаланги большого пальца. 1 дюйм = 2,54 см
Слайд 29
Перст - старинное название указательного пальца руки , ширина которого равна приблизительно 2 см.
Слайд 30
1 малая пядь = 18 см 1 великая пядь = 22—23 см ПЯДЬ
Слайд 31
Русские пословицы и поговорки Ты от правды на пядень, а она от тебя на сажень. Уступишь на пядь, потеряешь сажень Семь пядей во лбу. На аршин борода, да ума на пядь .
Слайд 32
ладонь
Слайд 33
Слайд 34
Русские пословицы и поговорки Сам с ноготок, а борода с локоток
Слайд 35
фут
Слайд 36
шаг
Слайд 37
Русские пословицы и поговорки Шагнул и царство покорил. Ни шагу назад!
Слайд 38
ВЕРСТА 1 верста = 1067 м
Слайд 39
Слайд 40
Русские пословицы и поговорки Москва верстой далека, а сердцу рядом. Любовь не верстами меряется. От слова до дела — целая верста. Верстой ближе, пятаком дешевле. Семь верст молодцу не крюк. Его за версту видно. От мысли до мысли пять тысяч верст. Тянись верстой, да не будь простой. Врёт семь верст до небес, и все лесом. За семь верст комара искали, а комар — на носу.
Слайд 41
Метрическая система мер была введена в нашей стране в 1918 году. Эталон метра
Слайд 42
В наше время так же используются: 1 миллиметр 1 сантиметр 1 дециметр 1 километр
Слайд 43
ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Слайд 44
Использованные источники информации: 1. Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2007 2. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. – М.: Норинт, 2000 3. Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. Санкт-Петербург: Авалон, Азбука-классика, 2005 4. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи.- М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1988 5. Русская система мер. Википедия — свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%F3%F1%F1%EA%E0%FF_%F1% E8%F1%F2%E5%EC%E0_%EC%E5%F0 6. Русские пословицы и поговорки/Под ред. В. П. Аникина. – М.: Художественная литература, 1988 7. Савенков А. И. Я – исследователь. Учебник-тетрадь для младших школьников. – Самара: Учебная литература, 2004
Слайд 45
Использованные источники информации: 8. Старинные русские МЕРЫ длины, веса, объёма и площади. http://mer.kakras.ru/ 9. Усачёв А. А. Считарь. Числа, счёт, сложение. – М.: РООССА, 2011 10. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта-Принт, 2007 11. Энциклопедический словарь юного математика/ А. П. Савин.— М.: Педагогика-Пресс, 1999 12. Я познаю мир: Математика: Детская энциклопедия/Авт.-сост. А. П. Савин и др. – М.: Издательство АСТ: ООО «Издательство Астрель», 2004
Снежный всадник
Белый лист
Лиса-охотница
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Есть в осени первоначальной...