Еще сравнительно недавно человек обходился без компьютера. В настоящее же время компьютер делает наш труд легче, раскрывает новые возможности, становится средством познания, общения и развлечения. Мои одноклассники, я и мои родители много проводят времени за компьютером. Я задумалась, влияет ли компьютер на наше здоровье. Это и послужило выбором темы моего исследования. Тема моей работы «Осторожно: компьютер!»
Вложение | Размер |
---|---|
ostorozhno_kompyuter.docx | 57.71 КБ |
Презентация к проекту "Осторожно: компьютер!" | 845.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 им. В.Н. Щеголева
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАКРЬІТОГО АДМИНИСТРАТИВНО – ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕТЛЫЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Муниципальный этап конкурса проектов «Первые шаги в науку»
Секция «Математика и информатика»
Тема: «Осторожно: компьютер!»
Выполнила:
ученица 6 «А» класса Жесткова Полина
Руководитель:
учитель информатики Жесткова А.В.
2013-2014 учебный год
Содержание:
Введение
Еще сравнительно недавно человек обходился без компьютера. В настоящее же время компьютер делает наш труд легче, раскрывает новые возможности, становится средством познания, общения и развлечения. Мои одноклассники, я и мои родители много проводят времени за компьютером. Я задумалась, влияет ли компьютер на наше здоровье. Это и послужило выбором темы моего исследования. Тема моей работы «Осторожно: компьютер!»
Цель:
Задачи:
Актуальность темы:
Обратить внимание обучающихся на сохранение здоровья при работе с компьютером.
Проблема:
Выявление отрицательного влияния компьютера на здоровье человека и меры профилактики при работе за компьютером.
Гипотеза:
Предположим, что компьютер оказывает вредное влияние на здоровье человека, но при соблюдении правил и норм работы отрицательные факторы снижаются.
Методы исследования:
Теоретический – анализ информации по теме исследования.
Практический - анкетирование, наблюдение, математическая обработка данных, построение диаграмм
Ход работы:
Факторы, действующие на человека при работе за компьютером
Влияние компьютера на здоровье человека характеризуется: постоянным сидячим положением, большим зрительным напряжением, однообразными повторяющимися нагрузками на руки, а также нервно-эмоциональным напряжением, связанным с влиянием компьютера на психику человека.
Опасность компьютера для здоровья проявляется в том, что воздействие перечисленных проблем на здоровье человека проявляется далеко не сразу, а лишь спустя какое-то время. Основные факторы, оказывающие влияние на здоровье человека при работе за компьютером: мерцание монитора (влияет на глаза),
Я в своей работе рассмотрю лишь некоторые факторы.
Санитарные правила и нормы (СанПиН) "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" предназначены для предотвращения неблагоприятного воздействия на человека вредных факторов, сопровождающих работы с видеодисплейными терминалами (далее - ВДТ) и персональными электронно-вычислительными машинами и определяют санитарно-гигиенические требования к:
В нашей школе все эти требования в кабинете информатикии, в основном, соблюдаются (не вся мебель соответствует нормам), но основной объем времени работы на компьютере у учеников в домашних условиях.
Для учащихся X - XI классов по основам информатики и вычислительной техники должно быть не более 2 уроков в неделю, а для остальных классов - 1 урока в неделю с использованием компьютеров.
Непрерывная длительность занятий непосредственно с компьютером не должна превышать:
- для учащихся I классов (6 лет) - 10 минут;
- для учащихся II - V классов - 15 минут;
- для учащихся VI - VII классов - 20 минут;
- для учащихся VIII - IX классов -25 минут;
- для учащихся X - XI классов - на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором - 20 минут.
На наших уроках информатики эти нормы выполняются, но основной объем времени работы на компьютере в домашних условиях.
Наилучший способ посадки за компьютером
- экран монитора находится на расстоянии 50-70 см от глаз;
- обе ступни стоят на полу;
- Плечи расслаблены. Локти слегка касаются туловища. Предплечья находятся на той же высоте, что и клавиатура.
- спина расположена вертикально.
Результаты анкетирования
Так как, основной объем работы на компьютере приходится на внеурочное время, я составила и провела в 5-6 классах анкетирование (Приложение 1). В опросе участвовали 57 учащихся. Получила следующие результаты (Приложение 2):
Наличие компьютеров (на семью). У половины учащихся на семью приходится 2 компьютера, значит изучение его влияния на здоровье человека актуально
Как часто Вы используете компьютер. 72 % опрошенных используют компьютер каждый день, значит компьютер один из факторов влияющий на здоровье.
Сколько времени Вы проводите за компьютером? Половина ответивших затрачивает в среднем 1-2 часа, что допустимо при соблюдении гигиенических норм (для студентов старших курсов).
Использование специальной мебели. Преобладающая часть, участвующих в опросе ответили, что при работе за компьютером использует специальную мебель, это снижает нагрузку на опорно-двигательный аппарат.
Возникновение болезненных ощущений. Почти у половины учащихся возникают болезненные ощущения во время длительной работы за компьютером, что говорит о негативном влиянии компьютера на здоровье человека.
Какие болезненные ощущения. У опрошенных, у которых возникают болезненные ощущения, преобладает болезненное ощущение в глазах, головная боль, и боль в шейном отделе
Знаете ли вы упражнения, помогающие снять напряжения с мышц при работе за компьютером. Половина опрошенных не знает упражнений, помогающих снять напряжение с мышц, при работе за компьютером. Поэтому необходимо познакомить учащихся с комплексом этих упражнений.
Применяете ли Вы эти упражнения. 58 % знают, но не применяют эти упражнения. Необходимо рассказать о последствиях влияния компьютера на здоровье и убедить применять упражнения.
Влияние компьютера на органы зрения
В связи с тем, что монитор находиться на близком расстоянии, мышцы глаз, управляющие, хрусталиком находятся в постоянном напряжении. Помимо этого, дополнительное напряжение глаз создаётся принципом работы монитора, т.е., обычно глаз воспринимает отражение света от предметов, монитор же, сам является источником света. К этому прибавим мерцание, очень редкое моргание глаза, блики на экране и получим все предпосылки к развитию близорукости, ухудшению зрения, быстрой усталости глаз и другим расстройствам.
Самая, пожалуй, "компьютерная" из глазных болезней - синдром сухого глаза. Увлажнение роговицы происходит при моргании. Обычно мы моргаем около двадцати раз в минуту. Когда же мы неподвижно смотрим на экран (или в книгу), то моргаем в 3 раза реже. Результат - глаз становится "сухим".
Неизбежное при работе за монитором длительное напряжение зрения сказывается на течении различных заболеваний глаз, а также может оказаться одним из факторов, способствующих их появлению.
Чтобы снизить напряжения на глаза можно выполнять несложные упражнения (Приложение 3)
Влияние на опорно-двигательный аппарат
Работая за компьютером вы в основном сидите в удобном для вас положении, в течении длительного времени, но не факт что удобная или вынужденная поза, которую вы приняли, является оптимальной. Длительное нахождение в одной и той же позе, приводит к постоянной нагрузке на одни группы мышц и к постоянному отсутствию нагрузки на других группах мышц, что пагубно влияет на ваш организм.
В положении сидя нагрузка на межпозвоночные диски намного больше чем в положении стоя или лёжа.
Таким образом все эти негативные факторы могут вызвать появление грыжи межпозвонкового диска, а она может вызывать боли в голове, конечностях и внутренних органах, в зависимости от её локализации.
В детском или юношеском возрасте, когда позвоночник ещё не окреп, постоянное нахождение за компьютером может привести к искривлениям позвоночника, но в том случае, если ребёнок не держит правильную осанку (как в школе за партой).
Для работы с компьютером, в основном используется мышь и клавиатура, однако эти устройства вынуждают человека совершать тысячи однообразных движений, именно это, в совокупности с постоянным напряжением мышц руки, приводит к защемлению нерва в запястном канале и в последствии к боли в запястье.
Для снятия напряжения с опорно-двигательного аппарата можно выполнять упражнения для головы и шеи (Приложение 4), для рук (Приложение 5), для туловища (Приложение 6).
Вывод
В ходе проведенного исследования я выяснила, что компьютер оказывает вредное влияние на здоровье человека, но если при работе за компьютером соблюдать санитарные и гигиенические нормы, рекомендации, выполнять профилактические упражнения, то отрицательное воздействие на организм человека будет незначительным и компьютер станет безопасным другом и помощником в учебе.
Последствия отрицательного влияния на здоровье человека заметно не сразу, а после долгих лет несоблюдения норм и неправильного режима работы. Исходя из результатов своей работы, я очередной раз сделала вывод, что мера нужна во всем, в том числе и во времени использования компьютера. Я сама буду стараться выполнять рекомендации и своим одноклассникам и знакомым расскажу о правилах безопасной работы на компьютере.
Мои дальнейшие планы:
1.Провести беседу с учащимися 5-6 классов по теме «Осторожно: компьютер!»
2.Познакомить учащихся 5-6 классов с комплексом упражнений, помогающих снять напряжение при длительной работе за компьютером.
3.Селать памятки с комплексом упражнений для классных уголков.
4. Продолжить изучать факторы, влияющие на здоровье человека и меры по их профилактике.
Список использованных источников и литературы:
Приложение 1
Вопросы для проведения анкетирования
1.У вас есть компьютер? Если несколько, укажите сколько.
2.Как часто Вы используете компьютер?
3.Скотлько времени вы проводите за компьютером?
4.При работе за компьютером Вы сидите за специальным компьютерным столом?
5.При работе за компьютером Вы используете компьютерный стул?
6.При долгой работе за компьютером у Вас возникают болезненные ощущения? Если да, то какие:
- боль в глазах;
- головная боль;
- боль в шейном отделе;
- боль в пояснице;
- боль в кистях рук;
- другое, укажите, что
7.Знете ли Вы упражнения, помогающие снять напряжения мышц при работе за компьютером?
8.Применяете ли вы эти упражнения?
Результаты анкетирования учащихся 5-6 классов:
Наличие компьютеров (на семью)
Как часто Вы используете компьютер
Сколько времени Вы проводите за компьютером?
Использование специальной мебели
Возникновение болезненных ощущений
Какие болезненные ощущения
Знаете ли вы упражнения, помогающие снять напряжения с мышц при работе за компьютером
Применяете ли Вы эти упражнения
Приложение 3
Эффект: расслабление и укрепление глазных мышц, избавление от боли в глазах.
Эффект: химическое восстановление рецепторов глаз, расслабление глазных мышц, улучшение кровообращения в зрительно аппарате, избавление от ощущения усталости глаз.
Приложение 4
Упражнения для головы и шеи
Эффект: расслабление мышц шее и лица.
Эффект: расслабление мышц головы, шеи и плечевого пояса.
Приложение 5
Упражнения для рук
Эффект: снятие напряжения в кистях и запястьях.
Эффект: избавление от усталости рук.
Эффект: избавление от усталости рук.
Приложение 6
Эффект: расслабление мышц, распрямление позвоночника, улучшение кровообращения.
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Как зима кончилась
Карты планет и спутников Солнечной системы
Пустой колос голову кверху носит
Городецкая роспись