Данный доклад был представлен на научно-практической конференции по краеведению - Малые Сытинские чтения . Названные чтения проходят в городе Ульяновске и посвящены памяти выдающегося историка -краеведа Сытина С.Л. , Доклад представляет собой обобщение опыта работы детского объединения "Следопыт" на базе МОУ Новоуренской СОШ. Председателем объединения является ученик нашей школы- Юсупов Ильдар.
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnyy_muzey-_element_sotsiokulturnogo_tsentra_sela.docx | 41.53 КБ |
МОУ Новоуренская средняя
общеобразовательная школа.
Научно-практическая конференция по краеведению –
I Малые Сытинские чтения.
Номинация «Историческое краеведение: новые реалии».
«Школьный музей-элемент социокультурного образовательного центра села»
Автор: Юсупов Ильдар Фенисович,
ученик 9 класса.
Научный руководитель:
Федотова Ольга Николаевна,
учитель истории.
2012 г
Оглавление.
социокультурного и образовательного центра села -стр.4-13
1
Введение.
«Краеведение воспитывает любовь к родному краю и дает те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры на местах. И здесь роль школы, новой школы, должна быть значительно расширена. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры».
Этими словами академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва, мне бы хотелось начать свой разговор о новых реалиях исторического краеведения и о той роли, которую обязаны взять на себе школьные сельские музеи. Помимо традиционной задачи – воспитывать и образовывать подрастающее поколение, современная школа берёт курс на также и социализацию взрослого населения, формирование образовательной и культурной среды, без которой невозможно развитие общества. Эти изменения, связаны прежде всего с тем, что , порой , в сельской местности , кроме школы не осталось иных очагов культуры. Поэтому школы взяли на себя многие функции, ранее им не принадлежащие, а именно стали социокультурными образовательными центрами села. Можно, даже сказать, сегодня школа - селообразующий фактор, благодаря которому сохраняется жизнь того или иного населённого пункта.
Не стала исключением и наша школа, с некоторого времени, она является центральным учреждением в селе Новый Урень. Все мероприятия села (выборы, концерты, праздники, встречи, семинары, сходы граждан, общественные мероприятия) проходят в помещениях школы. Изменился статус школы, произошли изменения в работы всех школьных структур, в том числе и в работе школьного музея. Если, ранее, упор делался: на воспитание подрастающего поколения в духе уважение к прошлому своей Родины, своего района, села; на сохранение исторического и культурного наследия; на формирование в юных гражданах чувства сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире, на стремление принять посильное участие в важных событиях, происходящих в России, то, теперь, наряду с вышеизложенными направлениями, в работе школьных музеев прибавляются другие, а в частности, направление- работа с социумом.
2
А это означает, что - просвещение, воспитание, взрослого населения также входит в первостепенные задачи школьных сельских музеев. Музей оказывается включенным в происходящие в обществе процессы выработки новых ценностей, накопления смыслового потенциала.
Таким образом, сельский музей расширил свой формат. Рассмотрим новые формы работы сельского школьного музея на примере нашего музея в Новоуренской средней общеобразовательной школе.
История Новоуренского музея.
В 80-х прошлого века в колхозе имени Свердлова, был создан музей, собранный коллективными усилиями парторганизации, администрации колхоза, педагогами и учениками новоуренской школы. В то время не разрабатывалась концепция музея, не составлялась опись фондов, не велась картотека; просто собирались экспонаты, оформлялись стенды, проводились экскурсии. Главная задача музея была сформулирована следующим образом: найти и сохранить культурное наследие жителей села. Действительно, был накоплен значительный фонд памятников материальной культуры, были созданы отделы Боевой и Трудовой славы, этнографическая комната. Музей был широко известен жителям Ульяновского района и Ульяновской области; его гостями были представители не только наших союзных республик, но и зарубежных стран. К нам приезжали делегации из Болгарии, Вьетнама, Бурятии, Украины. После распада колхоза музей оказался никому не нужным. Бывший директор школы Шульпин Иван Федорович позаботился о его переносе в школьное здание, где ему были отведены небольшие по сравнению с прежними размерами, комнаты. Но, тем не менее, работа не прекратилась, а приобрела иной характер. Можно сказать, начался новый этап в развитии нашего музея. Он в первую очередь связан, как уже было сказано ранее, с изменениями статуса сельской школы.
3
Направления работы школьного музея в рамках социокультурного и образовательного центра села.
1.Организационное направление. Задачи и формы работы данного направления.
В рамках данного направления прошли значимые для села мероприятия. Так в прошлом году, 2011 году, в селе чествовали последнего сельского фронтовика, узника фашистского плена, человека, который дожил до 100 лет. Праздник организовала школа, были задействованы представители Совета музея. Литературно-музыкальная композиция, построенная на биографических данных нашего юбиляра- Кузина Петра Игнатьевича, не оставила равнодушными ни гостей, ни многочисленных родственников. День рождения нашего земляка оказался прекрасным праздником для всех жителей села.
Ещё один юбилей был подготовлен силами школьного музея осенью 2011 года. Это празднования 210- летия села Новый Урень. Презентация « Мое село, село родное» на юбилейном концерте вызвала у наших земляков искренние слезы радости. Приятно было увидеть пожилым людям фотографии их молодости, где они полные сил и задора добросовестно работали на полях и фермах колхоза имени Свердлова, получая заслуженные награды Родины. Многие школьники впервые увидели такими своих бабушек и дедушек, для многих это было настоящим открытием. Оказывается, в селе было процветающее хозяйство, жизнь людей была наполнена плодотворной работой.
4
Сохранить лицо села, неповторимые черты быта ушедших поколений, самобытность его традиций, обрядов, всего того, что отличало наше село от других населённых пунктов района, - вот одна из задач школьного музея. В давние времена в селе была своя церковь Покрова Пресвятой Богородицы, престольный праздник села отмечался 14 октября. В середине прошлого века церковь была разрушена. Восстановить её, силами школы не представляется возможным. В память о нашем храме мы решили организовать ярмарку на Покров, 14 октября. Так, по инициативе школьного музея, в селе второй год подряд отмечается фольклорный праздник «Покровская ярмарка». Учащиеся совместно с учителями, родителями, готовят номера художественной самодеятельности, выпекают сладости, продают на ярмарке для всех жителей села. Эта добрая традиция, надеемся, будет долго жить в нашем селе.
В стародавние времена пекли на свадьбу в нашем селе маленькие - премаленькие пирожки, с наперсток,- пироженечки, нигде больше в окрестных селах не было такого обычая. Как не поддержать такую традицию. Вот и пришлось, сначала расспросить старожил про рецептуру приготовления данного лакомства. А потом и самим печь и угощать наших гостей, учеников уренскими пироженечками, чтобы помнили и знали секреты старинных блюд. Возродить забытые традиции – также задача нового музея.
Интересными проходят фольклорные музейные уроки «Энциклопедия крестьянской жизни» для учащихся нашей школы. Они построены по книге писателя –земляка Ерёмина Николая Ильича «Свершение заветного», в которой он подробно описывает жизнь крестьян в конце 19- начале 20 веков. Ребята, представители Совета музея показывают сценки из жизни уренских крестьян, знакомят с домашней утварью, деревенскими ремёслами, одним словом проводят интерактивное музейное занятие, во время которого можно поучиться мастерству прядения на старинной прялке. Совет музея восстановил местную сказку «Почему в Урене говорят: «У бабы волос долог, да ум короток». Театрализованная сказка, демонстрировалась на методическом объединении заместителей директоров по воспитательной работе, на торжественном концерте, посвящённому юбилею нашему СДК., и всегда вызывала восторг и аплодисменты зрителей.
5
Новым видом работы становятся социальные проекты. Так музей разработал проект « Улицы села». Школьники исследовали проблемы наших улиц, изучали историю их появления в нашем селе, предлагали свои варианты оформления информационных стендов на каждой улице.
Школьный музей участвует в традиционных акциях « Обелиск», «Ветеран живёт рядом», « Цветы Победы», « Митинг-реквием», «Поминальная свеча». Чтобы помнили жители села героев Великой войны, отдавшие свои жизни за нас, каждый год демонстрируется музейная презентация по земляков - уренцев «Они сражались за Родину».
Экскурсионное направление.
Задачи и формы работы.
Вторым важным направлением работы школьного историко-краеведческого музея является экскурсионная работа. На базе нашего музея проводятся экскурсии для учащихся нашей школы, для жителей села, для гостей – ребят из соседних школ. Посещают музей и «высокие гости»: представители администрации района, кандидаты в депутаты Законодательного собрания Ульяновской области, представители политических партий. Музей, имея накопленные материалы, становится своего рода архивом для жителей села. Именно здесь можно получить сведения об истории нашего клуба, школы, храма, колхоза, отдельных людей. И действительно, к нам стали обращаться с такими просьбами, помочь составить презентацию по истории села, написать реферат и т. д. На протяжении нескольких лет музей проводит акцию « Моё родословное древо», в которой принимают участия наши ученики. Ребята составляют родословные таблицы. Собранные материалы хранятся в музейных фондах, и накопленные сведения помогут воссоздать генеалогию семьи уже другим заинтересованным лицам, так как в селе многие являются родственниками в нескольких поколениях.
6
Поисковое и научно- исследовательское направление.
Задачи и формы работы.
Все направления работы современного школьного музея важны. Но, пожалуй значимым, выступает поисковое направление. В результате работы по данному направлению идёт пополнение музейного фонда, собирается и обрабатывается материал, который используется в дальнейшем на конференциях, викторинах, тематических классных часах, экскурсиях и т. п. На основе собранных данных создаётся « Летопись села Новый Урень». Данный проект включает в себя множество разделов.
Проект « Летопись села Новый Урень».
7
Одним из ключевых направлений исследований и учебных занятий становится изучение конкретных человеческих судеб, в первую очередь "близких" людей - земляков и членов семей, изучение повседневной обыденной жизни с ее живыми подробностями. Сколько можно найти замечательных, уникальных фактов нашей собственной истории, истории наших близких людей.
Люди, живущие рядом с нами, заслуживают самого пристального внимания. Приглядитесь к ним, многие очень простые, скромные люди, но их жизнь, судьба – бесценные сокровища нашей общей судьбы, нашей истории, которую мы обязаны найти и сохранить.
Из разных источников нам становиться известно о том, что тот и ли иной житель нашего села был свидетелем, а может быть и участником важных исторических событий. Спешим к нему для разговора, и поисковая группа подробно расспрашивает участника событий, записывает показания, фотографирует, ведёт видеозапись. Далее предстоит кропотливая работа с историческими документами в архивах, с современными источниками информации, создаются презентации, видеофильмы, и уже готовые рефераты, приобретая исследовательский характер, демонстрируются на конференциях. Видеофильмы обязательно вручаются герою нашего исследования. Порой, только представители школьного музея сохраняют бесценные фрагменты жизни родного человека, передавая семье полученные материалы.
8
« Узник фашистских лагерей»
Музей гордится исследовательской работой « Узник фашистских лагерей» посвящённый ветерану Великой Отечественной Войны, командиру зенитного расчёта 154 стрелковой дивизии, бывшему военнопленному - Белянину Ивану Фомичу. Наш ветеран поведал ребятам из поисковой группы о боевых сражениях в начале войны, о трагической судьбе 154 стрелковой дивизии, сформированной в Ульяновске, о том, как освобождал в августе 1941 года белорусский город Жлобин, как под его командованием зенитный расчёт сбил фашистский бомбардировщик, как попал в плен. История судьбы нашего земляка настолько поразила ребят из Совета музея, что они решили начать поисковую работу, чтобы оставить на века память о боевом прошлом Ивана Фомича. На основе его воспоминаний быль создан фильм «Узник фашистских лагерей», автором которого является наш выпускник Селезнёв Игорь. Этот фильм занял первое место в конкурсе документальных фильмом про войну «Военный корреспондент» в 2010 году. Именно этот накануне Дня Победы транслировался перед всеми премьерами в кинотеатрах г. Ульяновска.
« Человек - по имени художник».
В этой работе говорится о художнике нашего села Ерёмине Александре Николаевиче, которого односельчане за его талант называют просто Художник. В своё время он получал консультации у знаменитого на весь мир ульяновского художника - Пластова Аркадия Александровича. Много картин написал наш художник и все они о родном селе, о людях прославляющих родной край своим трудом.
« Культурное наследие».
Выполнена данная работа в форме компьютерной презентации и рассказывает о Рождественской Алевтине Федоровне. Немного истории об этом замечательном человеке. Живёт наша героиня в городе Ульяновске, но родом она из нашего села. Её дедушка Рождественский Константин Александрович был последним священников нашего сельского храма Покрова Пресвятой Богородицы. В 30- е годы он был репрессирован, неизвестно даже место его казни. В те времена священников уничтожали как заклятых врагов советского государства. Без суда и следствия вершили свой произвол. Семья Рождественских вынуждена была уехать из села, храм опустел, а потом и вовсе был разрушен.
9
Алевтина Федоровна сберегла старинные иконы, которые были в нашем храме, хотя она работала в больнице, была медицинским работником, но, тем не менее, хранила семейные святыни. Находясь в других городах, бывала в монастырях, изучала православную веру. Многие иконы попадали к ней самым необычайным способом, кто хотел просто убрать из дома, как ненужную вещь, а это оказывалась старинной иконой. Наша презентация показывает, какие иконы находятся в домашнем иконостасе Алевтины Фёдоровны. Бывая у неё в гостях, мы видим чудесную картину, горит свеча, светятся лики святых угодников, Богородицы, Господа нашего Иисуса Христа, мир и покой, душевное созерцание. Алевтина Фёдоровна рассказывает нам, о том, что Господь сподобил её вышивать бисером иконы, мы видели, как замечательно красиво она создаёт неповторимые лики.
«Испытание бомбой»
Совет Музея занимался в прошлом учебном году исследовательской работой, посвящённой жителю нашего села – Дигулёву Николаю Михайловичу. Этот человек прославился тем, что был на общевойсковых учениях в Тоцких лагерях, во время которых была взорвана атомная бомба. Произошло это в 1954 году, в степях Оренбурга. Операция называлась «Снежок». Как рассказал нам Николай Михайлович, в это время он проходил службу в Орехово- Зуеве под Москвой в войсках связи, досконально изучил армейскую радиостанцию. Размещались радиостанции на больших военных машинах. В конце лета 1954 года ночью по тревоге они были подняты и отправлены на железнодорожный вокзал, где их разместили по вагонам. Куда они едут и зачем, никто не знал. Секретность была во всём. Со всех солдат взяли подписку о неразглашении военной государственной тайны. Свою клятву он выполнил до конца. Его родные узнали об этом спустя много-много лет, когда в 90- е годы в стране подняли на общественное обсуждение данную тему. На полигоне расчёт, которым командовал Николай Михайлович, вырыл для своей боевой машины огромный котлован, машину опустили на дно, и в день взрыва все находились внутри неё, обеспечивая связь. Командовал этими общевойсковыми учениями и реальным взрывом атомной бомбы сам т. Жуков, его на учениях и видел наш герой. Теперь представьте себе, что о последствиях этих испытаний, которые были проведены на советских солдатах никто и не задумывался, вернее, никто не мог сказать, а что будет потом с людьми, животными, которые специально находились в эпицентре взрыва. На земле для лётчиков, которые будут сбрасывать бомбу, белым мелом посыпали крест, это и был центр сбрасывания.
10
Солдаты находились в 7 км от места ядерного взрыва, располагаясь в укреплениях. Когда сбросили, бомбу земля так содрогалась, что машины трясло в глубоких траншеях. Потом дали команду выйти из укреплений. Что увидели солдаты и офицеры - очень красивый атомный гриб, переливающийся разными цветами. О том, что гриб смертельно ядовит, мало кто задумывался, потом в эпицентр поехала военная техника: машины пехоты, танки, полетели самолёты. Как защищались от радиации, которую получили все; просто всех помыли в бане, смыли пыль с машин, дали другую одежду, возвратились назад в часть и всё. Болезни начались потом, сильные головные боли, усталость, инвалидность, детях передалась миопия высокой степени, при этом сам Николай Михайлович обходится без очков. Сейчас он ветеран подразделения особого риска, приравненный к ликвидаторам последствий аварий на Чернобыльской АЭС, получает компенсацию от государства, которое пытается каким-то образом сгладить свою вину перед теми людьми, ставшими заложниками времён холодной войны. Про нашего героя мы создали фильм« Испытание бомбой», которую используется на уроках истории.
«Герой земли Уренской».
Исследовательская работа «Герой земли Уренской», посвящена Герою Социалистического труда и работнику нашего колхоза имени Я.М. Свердлова Захарычеву М.В. В работе описан весь жизненный путь этого замечательного человека. Вот она вкратце: Рано лишившись отца, М.В. стал кормильцем семьи, окончил Скугареевское училище трактористов, устроился на работу в местный колхоз трактористом. Вскоре его бригада стала самой передовой во всём колхозе. Добавлю, в районе было всего 2 человека, удостоенных такой награды, как Герой Социалистического Труда, и один из них проживал в нашем селе.
«Я, Никита Гусь».
Это исследование посвящено одному уникальному явлению, а именно существованию на протяжении нескольких поколений семейных прозвищ, передающихся, как бы по наследству. Нас заинтересовал этот культурный феномен, эта народная выдумка, которая поражает своей логичностью и уникальностью.
Задумываясь над тем, а почему появлялись, как бы, вторые фамилии у людей или как говорят в селе по-уличному прозвания, мы пришли к определённым выводам.
11
Село наше старинное, основанное в 1810 году; на новое место помещик граф Миних поместил своих крепостных из Усть-Урень Карсунского уезда. Жителей села было немного, несколько семей, которые потом и породнились друг с другом. Перечислим старинные родовые фамилии нашего села, коренными жителями которого, являются представители фамилий: Агеевы, Анисимовы, Архиповы, Беловы, Вагины, Ерёмины, Едалины, Захарычевы, Каравашкины, Кузины, Кузьмины, Кирюхины, Мязины, Рожновы, Терёхины, Салины, Липатовы, Селивёрстовы, Смирновы, Царапкины, Храмовы.
Очень часто у людей совпадали и фамилии, и имена, и отчества. Так на одной улице могли проживать два Николая Липатова. Как их различать, по отчеству слишком длинно, проще сказать Коля Ржавый или Коля Чайник. А в одном классе могли учиться два Каравашкиных Александра Владимировича, их так и звали Александр 1 и Александр 2, а ещё проще Урюк и Лопух. И всем ясно о ком идёт речь. Иногда возникают очень смешные курьёзы. Такие анекдотичные истории происходят и по настоящее время в школе. Одно время нас всех пугали птичьим гриппом. В 10 классе как-то раз на занятия не пришли сразу несколько ребят. На вопрос кого в классе нет, ученики ответили Каравашкина Л. (прозвище- Страус), Ястребова А.(прозвище Ястреб), Агеев С (прозвище Гусь), учительница, смеясь, спросила, у вас видимо уже птичий грипп начался.
«Один день из истории Холодной войны».
В нашем селе мы нашли человека, который не просто был свидетелем полёта самолёта-шпиона Пауэрса в 1960 года над территорией СССР, но и непосредственно принимавшего участия в уничтожении шпионского самолёта-разведчика. Это Идрисов Гумер Мударисович. В 1957 году 25 ноября его призвали на службу. Служил он три года. В Свердловске прошел школу младших специалистов, затем его распределили в ракетную часть 83554А. 1 мая их подняли по тревоге, сказав, что противник нарушил воздушное пространство СССР. Увезли на полигон. Там находились ракеты. Выпустили 8 ракет. Одна из них и достигла самолёт шпиона. Попали в хвост самолёта. Летчика они видели, так как их потом привезли на место падения самолёта и приземления Пауэрса. Сбитый летчик лежал без сознания на земле, в руках был пистолет. Рядом стояли колхозники и держали летчика под «прицелом» вил и лопат. И никакого гуляния не было, как отмечено в воспоминаниях Пауэрса-младшего. Через несколько минут подъехали на машине представители особого отдела и забрали летчика. Командир батальонабыл награждён орденом Ленина, старшина – орденом Красного Знамени.
12
Рядовые получили благодарность и дали подписку о неразглашении тайны в течение 10 лет. В сентябре 1960 года Гумер был демобилизован.
Все исследовательские работы защищаются на школьном конкурсе научно-исследовательских работ «Шаг в науку- путь к успеху», на основе их строятся классные часы. Материалы в качестве регионального компонента широко используются на уроках истории. Многие темы занятий проходят теперь в музее, так как есть фактические данные, детально описывающие, как проходили, те или иные исторические события в нашем селе, иными слова музей помогает соприкоснуться учащимся к бесценным страницам жизни своих родных, земляков, жителей нашего села. Через их жизненный опыт, дети усваивают незыблемые ценности, помогающие сохранятся всем нам, как единому народу.
Школьный музей в ходе работы дает возможность ребятам попробовать свои силы в разных видах научной и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они в процессе научно - исследовательской деятельности. Это умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты, делать выводы.
13
Заключение.
Музей в современном обществе является не только хранителем памятников истории и культуры. Сегодня – это культурный центр, который ставит перед собой научные, просветительские, эстетически-воспитательные и другие задачи, он причастен ко всем сферам духовной жизни человека. Время требует новых качественных решений от музея, новых форм работы с посетителям. Все вышесказанное подчеркивает значимость одного очень важного тезиса - чтобы быть востребованным новыми поколениями учеников, музей в школе должен быть живым. Живым в смысле постоянного поиска не только экспонатов, но и поиска новых форм и методов музейно - педагогической работы, которая позволяла бы непрерывно «держать» детскую аудиторию, пробуждать и поддерживать в ней интерес к творчеству и обучению.
Сочные помидорки
Почему Уран и Нептун разного цвета
Зимовье зверей
Нора Аргунова. Щенята
Интересные факты о мультфильме "Моана"