В связи с актуальностью проблемы была выбрана тема исследования: «Компьютер: друг или враг?»
Объект исследования – влияние компьютера на здоровье учеников.
Предмет исследования – негативное воздействие компьютера на человека.
Цель исследования – привлечь внимание учеников к необходимости соблюдения правил работы за компьютером.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Познакомиться с историей возникновения компьютера.
2. Информировать одноклассников о пользе и вреде компьютера
3. Разработать рекомендации для сохранения здоровья при работе за компьютером
Вложение | Размер |
---|---|
smirnova_kompyuter_drug_ili_vrag.docx | 33.82 КБ |
МАОУ «СОШ № 112 с углубленным изучением информатики»
Научное общество учащихся «Logos»
I школьная научно-практическая
конференция учащихся «Взгляд в будущее»
Секция: информатика
Компьютер: друг или враг?
Работу выполнил: Ученик 4Б класса Шапатин Артём Руководитель: Смирнова Елена Михайловна
2012 г.
Содержание
Введение | |
1. Человек и компьютер. | |
1.1. Компьютер – персональный помощник человека. | |
1.2. Негативное влияние новейших информационных средств и технологий на здоровье людей | |
2. Профилактика заболеваний и комплекс упражнений при работе за компьютером | |
2.1. Профилактика заболеваний при работе за компьютером | |
2.2. Комплекс упражнений при работе за компьютером | |
2.2.1. Комплекс упражнений для глаз | |
2.2.2. Комплекс упражнений для головы и шеи | |
2.2.3. Комплекс упражнений для туловища | |
Заключение | |
Список используемых источников по теме исследования | |
Приложения |
Введение
Издавна человек старается облегчить свою жизнь, в том числе и в плане умственной деятельности. В процессе поиска появляются на свет замечательные изобретения. Одно из них – персональный компьютер. Без него невозможно представить себе современный мир. Поэтому, кроме умения читать и писать, школьники должны осваивать еще одну разновидность грамотности – компьютерную. За последние несколько лет компьютер превратился из устройства для профессионалов в самый обыденный предмет работы и быта. Огромное число людей постоянно общается с ним. Однако те, кто проводят у экрана монитора по шесть-восемь часов в день, часто имеют весьма слабое представление о том, как это влияет на их здоровье. А ведь компьютер — вещь далеко не безопасная, особенно для детей. Платой за неправильное обращение с ним могут стать пониженная работоспособность, ухудшение здоровья, депрессия, проблемы нервной системы. Есть еще целый ряд негативных последствий, которые человек часто никак не связывает с работой на компьютере. Но в тоже время сегодня для большинства людей вопрос — пользоваться компьютером или нет уже не стоит. Было бы нелепым призывать вернуться к свечам, гусиным перьям и счётам. Главный вопрос — если пользоваться, то как?
Так или иначе, для многих людей компьютер стал важной и необходимой частью образа жизни. Как это может отразиться на здоровье ребёнка? И что же все-таки представляет собой компьютер? «Друг» он человеку или «враг»?
В связи с актуальностью проблемы и была выбрана тема исследования: «Компьютер: друг или враг?»
Объект исследования – влияние компьютера на здоровье учеников.
Предмет исследования – негативное воздействие компьютера на человека.
Цель исследования – привлечь внимание учеников к необходимости соблюдения правил работы за компьютером.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
I. Человек и компьютер.
1.1. Компьютер – персональный помощник человека.
Что такое компьютер? Слово «компьютер» произошло от латинского «компуто» - «вычисляю». Сначала эта умная машина только считала. Но теперь компьютер рисует, показывает, дозванивается. На компьютере удобно писать: нажал клавишу – буква появляется на экране. Никакой бумаги и авторучки не надо. Компьютер может одновременно отображать на экране набираемый текст, проверять правописание слов. Он запоминает всю информацию, которую в него вкладывает человек. В памяти компьютера может храниться целая библиотека.
Очень сложно сказать, кто и когда изобрел компьютер, так как сначала надо определиться, что считать этим самым устройством вычислений и обработки данных. В первой половине 19-го века Чарльз Бэббидж, английский математик, сделал попытку создать универсальную вычислительную машину. Эта аналитическая машина должна была сама выполнять вычисления без помощи человека. Но математик не смог завершить свою работу, для техники того времени это оказалось слишком сложно. Но благодаря ему последователи получили все основные идеи. В 1941 году немецкий инженер Конард Цузе и в 1943 году американец Говард Эйкен воспользовались идеями Бэббиджа и все-таки построили такую аналитическую машину! Чарльза Бэббиджа можно назвать тем, кто первым изобрел компьютер, или создателем первого прообраза компьютера.
А вот развитие электронной вычислительной техники в СССР тесно связано с именем академика С.А. Лебедева, под руководством которого были созданы первые отечественные ЭВМ: в 1951 г. в Киеве – МЭСМ (Малая Электронная Счетная Машина) и в 1952 г. в Москве – БЭСМ (Большая Электронная Счетная Машина). Первые ЭВМ были слишком дорогими, громоздкими и потому не имели массового применения: они использовались только в крупных научных центрах, в космических исследованиях, обороне, в метеорологии.
Давайте посмотрим, что же является главным в компьютере. Компьютер – электронная машина для обработки информации. Основные устройства персонального компьютера – системный блок, монитор, клавиатура, мышь. На первый взгляд кажется, что главным компьютерным или "мозговым центром" является процессор, но функция отслеживания его работы, также как и отслеживая всех остальных устройств компьютера ложится на плечи системной плате. Чаще всего ее называют материнской платой. Это довольно сложный "организм", от которого в большей степени зависит как само быстродействие, так и стабильность работы устройств компьютера.
Примеры использования компьютеров в окружающем мире, мы можем обнаружить повсюду. Больницы используют компьютеры, чтобы лучше и качественней обеспечить медицинское обслуживание. Служащие транспортных агентств, при помощи компьютера получают информацию о рейсах самолетов в разные точки земного шара; в универсаме устройство, считывающее с товара штриховой код, посылает информацию в кассовый аппарат, который мгновенно узнает, что за продукцию вот купили и по какой цене; специальные телевизионные эффекты создаются с помощью компьютерной графики, справочные автоматы с компьютерными программами, работающими в режиме диалога, помогают ориентироваться в музеях, парках развлечений и универмагах. Школы используют компьютеры для обучения учащихся различным программам и устройству компьютера.
Персональный компьютер стал нашим спутником и дома. Без компьютера не обходятся и дети. Компьютерные игры облегчают процесс обучения детей счету или чтению «про себя». Не только психологи, но и родители, и воспитатели заметили, что в процессе компьютерных занятий улучшаются память и внимание детей, развивается интеллект и моторика.
1.2. Негативное влияние компьютера на здоровье учеников.
Так что же компьютер друг или враг? В связи с этим все чаще стали возникать вопросы о том, как влияет компьютер на здоровье. По сей день, именно по этой теме идут многочисленные дискуссии. С одной стороны, компьютер развивает множество полезных интеллектуальных навыков, но чрезмерное общение с компьютером может отрицательно сказаться на физическом и психическом здоровье.
Вред компьютер приносит в том случае, если не соблюдать простые правила, предназначенные для того, чтобы не испортить зрение, не искривить позвоночник, не впасть в психологическую зависимость от электронной игрушки. Сегодня отказаться от компьютера стало уже невозможно, да и не нужно. Лучше позаботиться о том, чтобы он стал другом и помощником, а не причиной проблем со здоровьем. При работе на компьютере обязательно должны соблюдаться санитарные нормы. Согласно рекомендациям младшие школьники не должны проводить за компьютером более 45 мин. в день.
II. Профилактика заболеваний и комплекс упражнений при работе за компьютером.
2.1. Профилактика заболеваний при работе за компьютером.
Огромную роль в профилактике заболеваний играет создание рабочего места. Самым важным моментом в правильном построении рабочего места является наличие монитора с антистатическим, антибликовым покрытием. Будут ли при этом уставать глаза? Здесь играет очень большую роль расположение монитора, относительно глаз, высота стула, а также где находится другие источники освещения. Освещение при работе с компьютером должно быть не слишком ярким, но и не должно отсутствовать совсем, идеальный вариант — приглушенный рассеянный свет. Обязательно нужно поставить стол так, чтобы окно не оказалось перед лицом. Если же этой беды никак не избежать, совершенно необходимо сразу же, немедленно, а не через месяц и не через год, купить достаточно плотные шторы или жалюзи, которые полностью отсекут свет, падающий спереди. Если окно оказалось сбоку, то решение будет тем же– плотные шторы или жалюзи существует и другое решение, а именно – купить фирменный пластмассовый козырек, который одевается сверху на монитор (такие козырьки — обязательная принадлежность некоторых дорогих профессиональных мониторов, но купить их отдельно не так просто). Другой вариант — изготовить такой козырек самому, для этого достаточно взять большую картонную коробку и просто вырезать из нее угол, а потом одеть его на монитор, этот своеобразный козырек будет экранировать свет из окна, от люстры или другого источника света находящегося в комнате. Контрастность картинки повысится, цветопередача станет более естественной и глаза буду уставать гораздо меньше.
Два других фактора существенно влияющих на утомляемость глаз:
Экран монитора должен быть абсолютно чистым, и, если вы работаете в очках, они тоже должны быть абсолютно чистыми. Протирайте экран монитора специальным составам для чистки стекол (желательно с антистатическими добавками) минимум раз в неделю, следите за кристальной прозрачностью очков каждый день. У большинства людей мониторы стоят слишком низко. Человек этого почти не замечает, но для того чтобы смотреть на монитор было достаточно удобно, ему приходится немножко нагибать голову, либо самому чуть-чуть сползать на стуле. При этом, во-первых, напрягается шея. Напряжение шеи приводит к тому, что мозг хуже снабжается кровью и возникают головные боли и многие другие неприятные последствия. Монитор должен быть примерно на уровне глаз – так чтобы человек спокойно, удобно и комфортно сидел на стуле, не нагибая при этом голову, не скрючивая позвоночник Для того чтобы добиться этого существуют специальные металлические насадки, которые крепятся либо к столу, либо к стене. Другой вариант – это изготовить самому, либо попросить кого-то изготовить такую же подставочку из дерева. И, наконец, на самый крайний случай просто подложите под монитор какую-нибудь коробку.
Компьютер и человек по своей сути – вещи очень разные, вещи несовместимые, но, однако, развитие компьютерных технологий достигает такого уровня, что отказаться от компьютера практически на сегодняшний день невозможно. Все вышеперечисленные правила – это лишь небольшая возможность уберечь себя от негативного влияния компьютера. Что касается людей, которые целые дни проводят за компьютером, и которые не в полной мере могут себе обеспечить правильное его использование, исследователем был разработан комплекс упражнений для профилактики заболеваний осанки и глаз.
2.2. Комплекс упражнений при работе за компьютером.
2.2.1. Комплекс упражнений для глаз.
Упражнение №1.
Цель упражнения: расслабление глазных мышц, улучшение кровообращения в зрительном аппарате, избавление от ощущения усталости глаз.
Выполнение упражнения:
Упражнение №2.
Цель упражнения: расслабление и укрепление глазных мышц, избавление от боли в глазах.
Выполнение упражнения:
Закрыть глаза, расслабить мышцы лба. Медленно с напряжением сместить глазные яблоки в крайне левое положение, через 1-2 с так же перевести взгляд вправо. Проделать 10 раз. Следить за тем, чтобы веки не подрагивали. Не щуриться.
2.2.2. Комплекс упражнений для головы и шеи.
Упражнение №1.
Цель упражнения: расслабление мышц шеи и лица.
Выполнение упражнения:
Упражнение №2.
Цель упражнения: расслабление мышц головы, шеи и плечевого пояса.
Выполнение упражнения:
Закрыть глаза и сделать глубокий вдох. На выдохе медленно опустить подбородок, расслабить шею и плечи. Снова глубокий вдох, медленное круговое движение головой влево и выдох. Проделать 3 раза влево, затем 3 раза вправо.
2.2.3. Комплекс упражнений для туловища.
Упражнение №1.
Цель упражнения: расслабление мышц, распрямление позвоночника, улучшение кровообращения.
Выполнение упражнения:
Заключение
За последние несколько лет компьютер превратился из устройства для профессионалов в самый обыденный предмет работы и быта. А ведь компьютер — вещь далеко не безопасная. Платой за неправильное обращение с ним становится пониженная работоспособность, депрессия, проблемы нервной системы, заболевания глаз, искривление позвоночника.
По данной проблеме было изучено 10 литературных источников.
В ходе изучения было выявлено, что компьютер оказывает огромное негативное влияние на здоровье человека. Однако, соблюдение несложных правил может существенно уменьшить отрицательное воздействие, а выполнение разработанных в ходе исследования упражнений может полностью сократить вред от работы за компьютером.
Список используемых источников по теме исследования
Как нарисовать зайчика
По морям вокруг Земли
Хрюк на ёлке
Волшебная фортепианная музыка
Рисуем "Осенний дождь"