Тригонометрические функции (от греческих слов trigonon – «треугольник» и metreo – «измеряю») – один из важнейших классов функций. Обратным тригонометрическим функциям в школе обычно уделяется слишком мало времени, и в результате многие учащиеся имеют о них очень смутное представление. Связано это, прежде всего, с тем, что в действующих учебниках и учебных пособиях подобным задачам уделяется не слишком большое внимание, и если с задачами на вычисление значений обратных тригонометрических функций учащиеся еще как-то справляются, то уравнения и неравенства, содержащие эти функции, нередко ставят их в тупик. Последнее не удивительно, поскольку практически ни в одном учебнике (включая учебники для классов с углубленным изучением математики) не излагается методика решения даже простейших уравнений и неравенств такого рода. Вся теория этих функций кажется туманной и сложной, заполненной к тому же большим количеством головоломных формул, которые невозможно ни вывести, ни запомнить . Предлагаемая вашему вниманию работа посвящена методам решения уравнений и неравенств, содержащих обратные тригонометрические функции. Надеюсь, что она окажется полезной для учеников, которые будут поступать в вузы, и учителей, работающих в старших классах – как общеобразовательных, так и математических.
Цель исследования: Составить классификацию методов решений уравнений и неравенств, содержащих аркфункции.
Актуальность: Задачи с аркфункциями в логическом смысле столь же естественны, как и логарифмические функции по отношению к показательным. Однако в школьной программе недостаточно времени уделяется изучению аркфункций. Следует подчеркнуть, что уравнения и графики с аркфункциями столь же разнообразны, как и соответствующие задачи с прямыми тригонометрическими функциями. Они могут быть дополнением к тригонометрии, а также помогут в развитии гибкости математического мышления. Задачи с аркфункциями, т.е. с «непривычными функциями» позволили нам заглянуть «за страницы» учебника, попробовать начать творческую исследовательскую работу, расширить свой кругозор.
Задачи исследования: 1)Изучить литературу по теме «Тригонометрические функции и тригонометрические уравнения» 2)Составить классификацию методов решения уравнений 3)Применять классификацию методов решения при изучении математики и подготовки к ЕГЭ.
Методы: 1)Поисковый 2)От частного к общему 3)Сравнительный |
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_po_matematike_10_klass.doc | 369 КБ |
Школьная научно- практическая конференция
«Юность - науке и технике»
Секция: математика
Исследовательская работа
Тема: «Методы решения уравнений и неравенств, содержащие обратные тригонометрические функции»
Ф.И.О. автора: Ф.И.О. научного
Порозков Александр Иванович, руководителя:
школа 34, 10а класс; Сюткина Надежда
Ежов Николай Николаевич, Михайловна
школа 34, 10а класс. учитель математики
МБОУ СОШ №34
Ижевск 2013
Оглавление
Введение……………………………………………………………………...……3
Глава 1.
1.1. Основные свойства обратных тригонометрических функций…………….6
1.2. Графики обратных тригонометрических функций………………………...7
Глава 2.
Методы решения уравнений и неравенств, содержащих обратные
тригонометрические функции:
2.1. Решение уравнений и неравенств, левая и правая части которых являются одноименными обратными тригонометрическими функциями...….8
2.2. Решение уравнений и неравенств, левая и правая части которых являются разноименными обратными тригонометрическими функциями…………......13
2.3. Решение методом замены переменной…………………………………….18
2.4. Использование при решении свойств монотонности и ограниченности обратных функций…………………………………………………………….....19
2.5. Решение уравнений и неравенств, используя « прямые» тригонометрические функции от обеих частей…………………………….….23
Заключение…………………………………….…………………………………24
Список литературы………………………………………………………………25
Введение
Тригонометрические функции возникли в Древней Греции в связи с исследованиями в астрономии и геометрии. Отношения сторон в прямоугольном треугольнике, которые по существу и есть тригонометрические функции, встречаются уже в III в. до н.э. в работах Евклида, Архимеда, Аполлония, Пергского и других. Современную форму теории тригонометрических функций и вообще тригонометрии придал Л. Эйлер. Ему принадлежат определения тригонометрических функции принятая в наши символика.
Тригонометрические функции (от греческих слов trigonon – «треугольник» и metreo – «измеряю») – один из важнейших классов функций.
Обратным тригонометрическим функциям в школе обычно уделяется слишком мало времени, и в результате многие учащиеся имеют о них очень смутное представление. Связано это, прежде всего, с тем, что в действующих учебниках и учебных пособиях подобным задачам уделяется не слишком большое внимание, и если с задачами на вычисление значений обратных тригонометрических функций учащиеся еще как-то справляются, то уравнения и неравенства, содержащие эти функции, нередко ставят их в тупик. Последнее не удивительно, поскольку практически ни в одном учебнике (включая учебники для классов с углубленным изучением математики) не излагается методика решения даже простейших уравнений и неравенств такого рода. Вся теория этих функций кажется туманной и сложной, заполненной к тому же большим количеством головоломных формул, которые невозможно ни вывести, ни запомнить . Предлагаемая вашему вниманию работа посвящена методам решения уравнений и неравенств, содержащих обратные тригонометрические функции. Надеюсь, что она окажется полезной для учеников, которые будут поступать в вузы, и учителей, работающих в старших классах – как общеобразовательных, так и математических.
Цель исследования:
Составить классификацию методов решений уравнений и неравенств, содержащих аркфункции.
Актуальность:
Задачи с аркфункциями в логическом смысле столь же естественны, как и логарифмические функции по отношению к показательным. Однако в школьной программе недостаточно времени уделяется изучению аркфункций. Следует подчеркнуть, что уравнения и графики с аркфункциями столь же разнообразны, как и соответствующие задачи с прямыми тригонометрическими функциями. Они могут быть дополнением к тригонометрии, а также помогут в развитии гибкости математического мышления. Задачи с аркфункциями, т.е. с «непривычными функциями» позволили нам заглянуть «за страницы» учебника, попробовать начать творческую исследовательскую работу, расширить свой кругозор.
Задачи исследования:
1)Изучить литературу по теме «Тригонометрические функции и тригонометрические уравнения»
2)Составить классификацию методов решения уравнений
3)Применять классификацию методов решения при изучении математики и подготовки к ЕГЭ.
Методы:
1)Поисковый
2)От частного к общему
3)Сравнительный
Объект исследования:
Раздел «Тригонометрия», где на основе изучено теоретического материала создавалась классификация методов решения уравнений и неравенств, содержащих аркфункции.
Предмет исследования:
Процесс применения теоретических знаний в практической деятельности на уроках математики и подготовки к ЕГЭ.
В завершении исследовании получены следующие результаты:
1) Приобретение навыков исследовательских работ;
2) Повышение уровня предметной и психологической готовности к ЕГЭ по математике;
3) Побуждение к самостоятельной работе по получению информации и формирование методов и умений самообразования.
Глава 1
1.1. Основные свойства обратных тригонометрических функций.
1 Функция y = arcsin x определена и монотонно возрастает на отрезке [– 1; 1];
arcsin (– x) = – arcsin x (x [– 1; 1]);
2 Функция y = arccos x определена и монотонно убывает на отрезке [– 1; 1];
arccos (– x) = – arccos x (x [– 1; 1]);
E(arccos) = [0; ].
3 Функция y = arctg x определена и монотонно возрастает на R;
arctg (– x) = – arctg x (x R);
4 Функция y = arcctg x определена и монотонно убывает на R;
arcctg (– x) = – arcctg x (x R);
E(arcctg) = (0; ).
5
1.2. Графики обратных тригонометрических функций
y = arcsin x y = arccos x
y = arctg x
y = arcctg x
Глава 2
Методы решения уравнений и неравенств, содержащих обратные тригонометрические функции.
Свойства монотонности и ограниченности являются ключевыми при решении многих уравнений и неравенств, содержащих обратные тригонометрические функции. Перейдем к рассмотрению методов решения этих уравнений и неравенств.
2.1. Решение уравнений и неравенств, левая и правая части которых являются одноименными обратными тригонометрическими функциями.
Решение уравнений и неравенств, левая и правая части которых представляют собой одноименные обратные тригонометрические функции различных аргументов, основывается, прежде всего, на таком свойстве этих функций, как монотонность. Напомним, что функции y = arcsin t и y = arctg t монотонно возрастают, а функции y = arccos t и y = arcctg t монотонно убывают на своих областях определения. Поэтому справедливы следующие равносильные переходы.
1.
2.
3.
а) arctg f(x) = arctg g(x) f(x) = g(x);
б) acrtg f(x) ≤ arctg g(x) f(x) ≤ g(x).
4.
а) arcctg f(x) = arcctg g(x) f(x) = g(x);
б) arcctg f(x) ≤ arcctg g(x) f(x) ≥ g(x).
Замечание 1. Какой из двух равносильных систем пользоваться при решении уравнений 1а) и 2а), зависит от того, какое неравенство проще: | f(x) | ≤ 1 (тогда используем первую систему), или | g(x) | ≤ 1 (в этом случае используем вторую систему).
Пример 1. Решить уравнение arcsin (3x2 – 4x – 1) = arcsin (x + 1).
Решение. Уравнение равносильно системе
Замечание 2. Решать неравенство, входящее в систему, вообще говоря, не обязательно. Достаточно проверить, удовлетворяют ли неравенству найденные корни уравнения, как это и было сделано при решении примера 1.
Пример 2. Решить неравенство arcctg (8x2 – 6x – 1) ≤ arcctg (4x2 – x + 8).
Решение. Неравенство равносильно следующему:
Пример 3. Решить неравенство 3arcsin 2x < 1.
Решение.
Пример 4. Решить неравенство arccos (x2 – 3) ≤ arccos (x + 3).
Решение.
arccos (x2 – 3) ≤ arccos (x + 3)
Ответ: {– 2}.
Пример 5. Решить уравнение arccos (4x2 – 3x – 2) + arccos (3x2 – 8x – 4) = .
Решение. Так как – arccos t = arccos (– t), то имеет место следующая цепочка
равносильных преобразований:
arccos (4x2 – 3x – 2) = – arccos (3x2 – 8x – 4)
arccos (4x2 – 3x – 2) = arccos (– 3x2 + 8x + 4)
Аналогичные равносильные преобразования используются и при решении задач с параметрами.
Пример 7. Решить уравнение с параметром a:
arcsin (ax2 – ax + 1) + arcsin x = 0.
Решение. Уравнение равносильно уравнению
arcsin ( ax2 – ax +1) = – arcsin x
arcsin (ax2 – ax + 1) = arcsin (– x)
Рассмотрим два случая:
1) a = 0. В этом случае система примет вид:
2) a ≠ 0. В этом случае уравнение системы является квадратным. Его корни:
Так как | x | ≤ 1, то . Если a = – 1, то x2 = x1 = 1. Если a (– ∞; – 1) [1; ∞), то уравнение имеет два корня.
Ответ: при при a = – 1 и a = 0,x = 1; при прочих a решений нет.
Пример 8. Решить неравенство с параметром a: arccos (3ax + 1) ≤ arccos (2x + 3a – 1).
Решение. Неравенство равносильно системе
Решать последнюю систему можно графо-аналитическим методом, учитывая то, что при a > первое неравенство системы равносильно неравенству x ≥ 1, при a < – неравенству x ≤ 1, при a = решением первого неравенства является любое действительное число. Множество всех точек (x; a) плоскости Oxa, удовлетворяющих системе, показано на рис. 1 штриховкой.
Ответ: при | a | > решений нет; при a = – x = 1;
2.2. Решение уравнений и неравенств, левая и правая части которых являются разноименными обратными тригонометрическими функциями
При решении уравнений и неравенств, левая и правая части которых являются разноименными обратными тригонометрическими функциями, пользуются известными тригонометрическими тождествами. Эта группа задач является чуть более сложной по сравнению с предыдущей. При решении многих уравнений такого рода бывает целесообразно не обсуждать вопрос о равносильности преобразований, а сразу переходить к уравнению-следствию и после его решения делать необходимую проверку. Рассуждения здесь могут быть примерно следующими. Пусть требуется решить уравнение arcsin f(x) = arccos g(x). Предположим, что x0 – решение этого уравнения.
Обозначим arcsin f(x0) = arccos g(x0) через a. Тогда sin a = f(x0), cos a = g(x0), откуда f2(x0) + g2(x0) = 1. Итак, arcsin f(x) = arccos g(x) f2(x) + g2(x) = 1. (1)
Рассуждая аналогично, можно получить следующие переходы:
Замечание 3. Корнем каждого из уравнений (1)–(4) может быть только такое число x0, для которого f(x0) ≥ 0 и g(x0) ≥ 0. В противном случае множество значений левой и правой частей уравнения не пересекаются.
Пример 9. Решить уравнение
Решение.
Корень является посторонним.
Ответ: {1}.
Пример 10. Решить уравнение
Решение.
Корень x = – 2 является посторонним.
Ответ: .
Пример 11. Решить уравнение arctg (2sin x) = arcctg (cos x).
Решение.
Корни вида являются посторонними.
Ответ:
При решении неравенств, левая и правая части которых представляют собой разноименные обратные тригонометрические функции, целесообразно использовать метод интервалов, а в некоторых случаях учитывать свойства монотонных функций.
Пример 12. Решить неравенство
Решение. Рассмотрим функцию
и решим неравенство f(x) ≤ 0 методом интервалов.
1) Найдем D(f). Для этого решим систему
2) Найдем нули f(x). Для этого решим уравнение
Корень x = – 2 является посторонним.
3) Решим неравенство f(x) ≤ 0 методом интервалов.
Замечание 4. Заметим, что найдя корень уравнения можно было не обращаться к методу интервалов, а воспользоваться тем, что функция является монотонно возрастающей, а функция монотонно убывающей на отрезке . Поэтому решением исходного неравенства является промежуток [– 2; 1]. Следует, однако, понимать, что метод интервалов является более универсальным, – ведь его можно применять и в тех случаях, когда использование свойств монотонных функций не приводит к искомому результату.
При решении уравнений и неравенств данного типа, содержащих параметры, становится актуальным вопрос о равносильности преобразований. Чтобы преобразования (1)–(4) сделать равносильными, следует учесть естественные ограничения, связанные с областями определения обратных тригонометрических функций и множествами их значений (см. замечание 3). Так, например,
Пример 13. Решить уравнение с параметром a: arcctg (x – 2a) = arctg (2x – a).
Решение. Данное уравнение равносильно системе
Графиком квадратного трехчлена f(x) = 2x2 – 5ax + 2a2 – 1 является парабола, ветви которой направлены вверх. Поскольку f(2a) = – 1 < 0, то при любом a уравнение f(x) = 0 имеет ровно 2 корня, между которыми и заключено число 2a. Поэтому только больший корень f(x) удовлетворяет условию x > 2a. Это корень
Ответ: при любом a
2.3. Решение методом замены переменной.
Некоторые уравнения и неравенства, содержащие обратные тригонометрические функции, можно свести к алгебраическим, сделав соответствующую замену переменной. При этом следует помнить о естественных ограничениях на вводимую переменную, связанных с ограниченностью обратных тригонометрических функций.
Пример 14. Решить уравнение
Решение. Обозначим После преобразований получим уравнение
Поскольку
откуда
Ответ:
Пример 15. Решить неравенство arccos2 x – 3arccos x + 2 ≥ 2.
Решение. Пусть arccos x = t, 0 ≤ t ≤ . Тогда
Посколькуоткуда
Ответ: [– 1; cos 2] [cos 1; 1].
Иногда свести уравнение или неравенство к алгебраическому можно с помощью тождества
Пример 16. Решить уравнение
Решение. Данное уравнение равносильно следующему:
Пусть arcsin x = t, где
Тогда
2.4. Использование свойств монотонности и ограниченности обратных тригонометрических функций
Решение некоторых уравнений и неравенств, содержащих обратные тригонометрические функции, основывается исключительно на таких свойствах этих функций, как монотонность и ограниченность. При этом используются следующие теоремы.
Теорема 1. Если функция y = f(x) монотонна, то уравнение f(x) = c (c = const) имеет не более одного решения.
Теорема 2. Если функция y = f(x) монотонно возрастает, а функция y = g(x) монотонно убывает, то уравнение f(x) = g(x) имеет не более одного решения.
Теорема 3. Если то на множестве X уравнение f(x) = g(x) равносильно
системе
Пример 17. Решить уравнение 2arcsin 2x = 3arccos x.
Решение. Функция y = 2arcsin 2x является монотонно возрастающей, а функция y = 3arccos x – монотонно убывающей. Число x = 0,5 является, очевидно, корнем данного уравнения. В силу теоремы 2 этот корень – единственный.
Ответ: {0,5}.
Пример 18. Решить уравнение
Решение. Пусть x2 + x = t. Тогда уравнение примет вид
Функции являются монотонно возрастающими. Поэтому функция также является монотонно возрастающей. В силу теоремы 1 уравнение имеет не более одного корня. Очевидно, что t = 0 является корнем этого уравнения. Поэтому x2 + x = 0
Ответ: {– 1; 0}.
Пример 19. Решить неравенство
Решение. Левая часть неравенства представляет собой монотонно убывающую на отрезке функцию Уравнение в силу теоремы 1 имеет не более одного корня. Очевидно, что – корень этого уравнения. Поэтому решением неравенства является отрезок
Ответ:
Пример 20. Решить уравнение arcsin (x(x + y)) + arcsin (y(x + y)) = .
Решение. Поскольку arcsin то левая часть уравнения не превосходит Знак равенства возможен, лишь если каждое слагаемое левой части равно . Таким образом, уравнение равносильно системе:
Решение последней системы не представляет труда.
2.5. Решение уравнений и неравенств, используя « прямые» тригонометрические функции от обеих частей.
Пример 21. Решить уравнение arccos
Решение. Перепишем это уравнение в виде arccos и возьмем
косинусы от обеих частей , т.е. x.
Возведем обе части этого уравнения в квадрат ( от этого могут появиться
посторонние корни, но нам все равно нужно делать проверку – ведь мы брали косинусы от обеих частей! ) : 3х²= 1-х². Отсюда 4х²= 1, т.е. х=±
Сделаем проверку. Для х=имеем , и
следовательно, х=- корень данного уравнения.
Для х= -имеем , т. е. х= является лишним корнем.
Заключение
Проведенная нами исследование позволило приобрести навыки исследовательской работы; повысить уровень предметной и психологическое готовности к ЕГЭ по математике; побудило к самостоятельной работе по получению информации; формированию мотивов и умений самообразования.
В заключении мы хотели бы сказать, что для досконального изучения материала исследовательская работа подходит лучше всего. Нам представилась возможность больше поработать с интересной, для нас, темой и выйти за рамки того материла, который предоставляет нам учебник 10-го класса. Прочитав и изучив другую литературу, мы узнали много нового и, как мы считаем, важного для нас.
Список литературы
1) Виленкин Н.Я. «Алгебра и математический анализ для 11 класса». Москва, 1995 г. 250с.
2) Глейзер Г.И. «История математики в школе». Москва, «Просвещение», 1964 г. 375с.
3) Дорофеев В.Г., Потапов М.К., Розов Н.Х. «Пособие по математике для поступающих в ВУЗы». Москва, 1990г. 200с.
4) Литинский Г.И. «Функции и графики». Москва. «Аслан». 1995 г. 192 с.
5) Мордкович А.Г. «Алгебра и начала анализа 10-11 класс» учебник и задачник 2007 г.
6) Потапов М.К. «Алгебра и анализ элементарных функций». Санкт - Петербург, 200г. 50с.
7) Черкасов О.Ю., Якушев А.Г. «Математика». Москва, «Аст - Пресс» 2001 г. 520 с.
8) Шестаков С., Галицкий М. газета «Математика», статья «уравнения и неравенства, содержащие обратные тригонометрические функции» 2000 г. №14.
Глупый мальчишка
Карандаши в пакете
Распускающиеся бумажные цветы на воде
О путнике
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши