Математика и лирика…. Слова, которые редко стоят рядом. Когда речь заходит о лирике – чаще подразумевают уроки литературы, музыки, изобразительного искусства. О математике же говорят как о науке абстрактной и сухой. Разумеется, у этой науки свой особый язык: язык рассуждений и
доказательств. Но это не означает,, что на уроке математики не найдётся места для лирики.
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_v_stikhakh.docx | 122.68 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №12
Московская область г. Коломна, ул. Зелёная, д.3
E-mail: Kolomna –school@yandex.ru
Краткосрочный
практико –ориентированный проект
«Математика в стихах»
Руководитель: учитель математики Быкова Е.А.
Выполнили: учащиеся 7Б класса
2014 г.
Цели учебного проекта:
1.Познакомиться с научно – популярной литературой и периодическими изданиями по математике.
2.Заинтересовать своих одноклассников данной проблемой.
4.Формировать навыки поисковой работы различными источниками, включая Интернет, и творческой работы (оформление проекта, его представление, подготовка компьютерной презентации).
5.Формировать навыки публичных выступлений.
Задачи учебного проекта:
1.Сбор материала по теме и систематизация его с целью практического использования в качестве иллюстрации на уроках математики в начальной школе и в 5 – 6 классах, а также при проведении внеклассных мероприятий по предмету.
2.Развитие навыков самостоятельной деятельности.
3.Развитие логического мышления, пространственного воображения, навыков решения занимательных задач.
4.Расширение кругозора учащихся.
5.Приобщение учащихся к поисковой деятельности.
Этапы учебного проекта:
I этап. Погружение:
II этап. Организация деятельности:
III этап. Осуществление деятельности (разработка проекта):
IV этап. Защита проект
I группа (стихотворные тексты о математике)
Математика и лирика…. Слова, которые редко стоят рядом. Когда речь заходит о лирике – чаще подразумевают уроки литературы, музыки, изобразительного искусства. О математике же говорят как о науке абстрактной и сухой. Разумеется, у этой науки свой особый язык: язык рассуждений и
доказательств. Но означает ли это, что на уроке математики не найдётся места для лирики?
Это ложь, что в науке поэзии нет.
В отраженьях великого мира
Сотни красок со звуков уловит поэт
И повторит волшебная лира.
За чертогами формул, забыв о весне,
В мире чисел бродя, как лунатик,
Вдруг гармонию выводов дарит струне,
К звучной скрипке, прильнув, математик.
Настоящий учёный, он тоже поэт,
Вечно жаждущий знать и предвидеть.
Кто сказал, что в науке поэзии нет?
Нужно только понять и увидеть.
Кар Вейерштрасс утверждал, что «Нельзя быть математиком, не будучи одновременно поэтом в душе»
Думы нездешней полна,
Чуть загрустив отчего – то,
Молча стоит у окна,
В мыслях – расчёты, расчёты…
Да, математике надо
Мир постигать наш – и вот
Страсть отстранённого взгляда
В прорву пространства войдёт.
Пусть её взгрустнётся немножко,
Жалобы не услыхать…
Строгая, смотрит в окошко,
Сущее хочет познать.
«Человек не может понимать окружающий его мир только логикой мозга, он должен ощутить его
логикой сердца, то есть эмоцией»,- уверял С.В. Образцов.
Как воздух, математика нужна,
Самой отваги офицеру мало.
Расчеты! Залп! И цель поражена
Могучими ударами металла.
И воину припомнилось на миг,
Как школьником мечтал в часы ученья:
О подвиге, о шквалах огневых,
О яростном порыве наступленья. .
Но строг учитель был,
И каждый раз он обрывал мальчишку грубовато:
— Мечтать довольно, повтори рассказ
О свойствах круга и углах квадрата.
И воином любовь сохранена
К учителю далекому, седому.
Как воздух, математика нужна
Сегодня офицеру молодому.
Нам без всяческих сомнений
Математика нужна.
И для правильных решений
В жизни каждого важна.
Хоть бухгалтер ты, хоть клоун,
Космонавт ты или врач
Пропадёшь, не зная формул,
И тогда хоть плачь не плачь.
Метры, градусы, рубли -
Выражаем в числах всё мы.
Даже в море корабли
Математикой ведомы.
II группа (геометрия в стихах)
Наши лирические отступления не займут много времени, однако художественный текст создаст картинно – образный облик мира, а поэтическая речь воздействует на ваше воображение.
О, Петр, ведь ты построил город
Не для умерших — для живых?
Тяжелый дождь бежит за ворот
Окаменевших часовых.
Недвижимы аллеи парков,
Прямы проспекты, как стрела,
Сильней божественных монархов
Здесь геометрия была.
Был нежен в башнях цитадели
И кроток лепет голубиц,
И страшные на мир глядели
В окно глаза цареубийц!
Гуляют каменные финны,
Курятся трубки из бород,
Вот и построили Афины
Средь топей северных болот!
Налево львы и львы направо,
А у заставы инвалид
Штык держит вертикально прямо,
Как геометрия велит!
И так, поговорим о геометрии!
Медиана
МЕДИАНА – обезьяна,
У которой зоркий глаз,
Прыгнет точно в середину
Стороны против вершины,
Где находится сейчас.
Высота
ВЫСОТА похожа на кота,
Который, выгнув спину,
И под прямым углом
Соединит вершину
И сторону хвостом.
Угол
У человека два плеча,
А в сутках день да ночка.
УГЛОМ назвали два луча –
С началом в общей точке.
Трапеция
Трапеция больше на крышу похожа.
Юбку рисуют трапецией тоже.
Взять треугольник и верх удалить -
Трапецию можно и так получить.
Окружность
У круга есть одна подруга,
Знакома всем ее наружность!
Она идет по краю круга
И называется - окружность!
Окружность и круг
У окружности длина
Во все стороны равна.
Знает каждый пионер
(Цэ равно два пи на эр).
А я знаю площадь круга
И тому я очень рад!
Научу-ка я и друга:
(Эс равно пи эр квадрат)
Число
Гордый Рим трубил победу
Над твердыней Сиракуз,
Но трудами Архимеда
Много больше я горжусь.
Надо нынче нам заняться,
Оказать старинке честь.
Чтобы нам не ошибаться,
Чтоб окружность верно счесть.
Надо только постараться
И запомнить все, как есть:
Три-14-15-92 и шесть.
(= 3,1415926….)
Теорема Пифагора
Если дан нам треугольник
И притом с прямым углом,
То квадрат гипотенузы
Мы всегда легко найдем:
Катеты в квадрат возводим,
Сумму степеней находим —
И таким простым путем
К результату мы придем.
Слово твое, Пифагор, не иссякнет вовеки!
Тайное Слово Учения мир охранит,
Жемчуг волшебный, для душ человечьих Магнит!
Золото слов твоих - звездные, млечные Реки.
III группа (задачи в стихах)
1. Задача о гусях.
Гуси с юга к нам летели,
На зеленом лугу сели.
Их увидел Елисей:
Добрый день вам, сто гусей.
Нас не сто, - сказал вожак, уважаемый гусак.
Сколько ж вас? - он вопрошает.
Кто сметливый - отгадает.
Если к нам добавить столько ж
И полстолько с четверть столько
Да гуся, что сел на стог,
То нас будет ровно сто.
Вот скажите-ка, друзья,
Какова гусей семья?
Решение:
Пусть х - количество гусей, тогда
Ответ: 36 гусей.
2. Задача о пчёлах.
Есть кадамба – цветок;
На один лепесток
Пчелок пятая часть опустилась.
Рядом тут же росла
Вся в цвету сименгда,
И на ней третья часть поместилась.
Разность их ты найди,
Ее трижды возьми,
На кутай этих пчел посади.
Лишь одна не нашла семе места нигде,
Все летала то взад, то вперед и везде
Ароматом цветов наслаждалась.
Назови теперь мне, подсчитавши в уме,
Сколько пчелок всего здесь собралось?
Решение:
Пусть х - количество гусей, тогда
Ответ: всего 15 пчёл.
3. Задача о жуках и пауках.
У меня в одной коробке есть жуки
И еще в другой коробке пауки.
Мало их, в одну минуту можно счесть:
Пауков с жуками вместе - только шесть.
Стал считать я в двух коробках, сколько ног.
Очень долго сосчитать их я не мог.
Оказалось, ног немало – сорок две,
Ну, скажи теперь мне, сколько тут жуков?
И еще сочти отдельно пауков.
Решение: Пусть х - количество жуков,
у - количество пауков.
Ответ: 3 жука и три паука.
4. Задача «Жизнь Диофанта».
Прах Диофанта гробница покоит
дивись ей - и камень.
Мудрым искусством его
скажет усопшего век.
Волей богов
шестую часть жизни он прожил ребенком,
и половину шестой
встретил с пушком на щеках.
Только минула седьмая,
подружкою он обручился.
С ней пять лет проведя
сына дождался мудрец.
Только полжизни отцовской
возлюбленный сын его прожил.
Отнят он был у отца
ранней могилой своей.
Дважды два года
родитель оплакивал тяжкое горе.
Тут и увидел предел жизни печальной своей.
Решение:
Век жизни Диофанта - х лет
Прожил ребёнком -
Протекла юность -
Минула седьмая часть жизни –
Прошло пять лет - 5
Сын прожил -
Четыре года Диофант -4
оплакивал сына
Составим уравнение:
Ответ: Диофант прожил 84г.
5. Задача «Статуя Полифема».
Вот Полифема циклопа из меди статуя отлита.
Руку, уста и единое око ваятель сделал на диво.
Скрывши в них трубы: водой великан истекает как будто.
И в настоящее время влагу уста изливают.
Хитрое в трубах устройство: ведущая в руку способна
Весь водоем до краев через три дня переполнить.
Оку – достаточно дня, а устам и всего лишь две пятых,
Вместе все три водоем скоро ли могут наполнить?
Решение:
Весь объем работы – 1
Труба в руке за 1 час наполнит –
Труба в оке за 1 час наполнит -
Труба в устах за 1 час наполнит –
( от 24ч. т.е. дня, тогда за 1ч. они наполнят 1: ),
Время одновременной работы 3-х труб – х ч.
Составим уравнение:
()х = 1
х = 6(ч.)
Ответ: работая вместе три трубы наполнят водоём за ч.
Вывод.
Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя.
Но если с учёбой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!
Браво, Феликс!
Что общего у травы и собаки?
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Чья проталина?
Самодельный телефон