В период 1941-1945 годы в ОКБ А. С. Яковлева было разработано большое количество модификаций истребителей Як. За годы Великой Отечественной войны истребители ОКБ А. С. Яковлева сражались на разных фронтах, участвовали во многих битвах за нашу Родину. Истребители Яковлева стали основным оружием советской истребительной авиации в годы Великой Отечественной войны.
Краевой заочный конкурс творческих работ «Технические открытия в годы Великой Отечественной войны в области авиа- и ракетостроения»
Номинация «Технические открытия в годы Великой Отечественной войны в области авиастроения»
Истребители
ОКБ им. Яковлева А.С.
времён Великой Отечественной войны
Автор работы:
Черкасов Роман Юрьевич,
10 лет,
учащийся детского объединения
«Начальное техническое моделирование»
МКОУ ДОД «РСЮТ»
Грачёвского муниципального района
Ставропольского края
Руководитель:
Черкасова Инна Викторовна
педагог дополнительного образования
МКОУ ДОД «РСЮТ»
Грачёвского муниципального района
Ставропольского края
с. Старомарьевка, 2013
«… Я вспоминаю о наивных опасениях своей юности, когда казалось, что старшие уже успели все изобрести, все сделать... Уже давно были созданы паровоз и двигатель внутреннего сгорания, люди научились производить электрическую энергию, изобрели радио. Автомобили сновали по земле, а самолеты бороздили небо. Однако первые же шаги в практической деятельности убедили, что я бесконечно заблуждался. Прогресс техники беспределен. На самом деле оказалось, что одни задачи решаются только для того, чтобы выдвинуть новые, еще более сложные.
Когда я построил планер, мною овладело неодолимое стремление сконструировать самолет. Потом захотелось сделать другой, получше, потом третий... Строишь машину и думаешь: «Только бы она полетела, больше мне в жизни ничего не нужно!». Но вот машина закончена и начинает летать, рождается новое желание - сделать другой самолет, чтобы он летал еще быстрее, еще лучше...
Когда мой первый истребитель был принят на вооружение Советской Армии, решением правительства был назван ЯК, и авиационные заводы стали выпускать тысячи таких машин, казалось, что моя мечта сбылась. Но затем возникла новая мечта. Поставить перед собой цель, разгадывать непонятное, экспериментировать, рассчитывать и, наконец, торжествовать победу - в этом великое удовлетворение. Испытывает его каждый, кто создает новое. И чем труднее дается цель, тем больше удовлетворения, когда она достигнута».
А.С. Яковлев из книги «Цель жизни»
Оглавление.
Введение.
Зовёт нас небо постоянно.
И защитить себя зовёт.
И вот летит – хоть деревянный,
Но всё-таки военный самолёт.
От пуль он защищён не слишком,
Построен не на долгий век.
Его пилот – совсем мальчишка,
Но всё-таки военный человек.
Ю. Визбор
Самолёты, носящие наименование «Як», широко известны в нашей стране. Их все хорошо знают. Як — это первые две буквы фамилии авиаконструктора Яковлева.
Конструкторскую работу Александр Сергеевич Яковлев начал в 1923 году, в кружке авиамоделизма. Он страстно любил это дело. Вслед за моделями ему удалось построить планёр, потом самолёт... Яковлевым создано несколько десятков самолётов — спортивных, учебных, боевых. Як — основной советский истребитель в годы Великой Отечественной войны. Летчики, прежде чем сесть за штурвал боевого самолета, проходили через учебно-тренировочные машины Яковлева.
С интересом читая книги о самолетах, просматривая интернет – источники по этой теме, а также посещая детское объединение технической направленности, я заинтересовался моделями этого авиаконструктора.
Целью моего исследования стало изучение истребителей, созданных в ОКБ им. Яковлева А.С. авиаконструкторами в 1941 – 1945 годы, значение их для победы нашей страны в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
- изучение отличительных особенностей истребителей различных модификаций ОКБ им. Яковлева А.С.;
- изучение их летно-технических характеристик;
- исследование участия этих самолетов в боях во время Великой Отечественной войны;
- значение истребителей ОКБ имени А.С. Яковлева в истории нашей Родины.
Авиаконструктор Яковлев Александр Сергеевич
Первым этапом моего исследования стала биография А. С. Яковлева.
А. С. Яковлев – это советский авиаконструктор, академик АН СССР (1976; член-корреспондент 1943), генерал-полковник авиации (1946), дважды Герой Социалистического Труда (1940, 1957). Родился Александр Сергеевич Яковлев в Москве 1 апреля 1906 г. В 20-е гг. Александр Яковлев – один из зачинателей советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации; в 1924 построил планёр АВФ-10, отмеченный на всесоюзных соревнованиях, в 1927-лёгкий самолёт АИР-1. В 1931 г. окончил Военно-воздушную академию РККА им. проф. Н.Е. Жуковского, начал работать инженером на авиационном заводе, где в 1932 сформировал КБ лёгкой авиации.
С января 1934 года А.С. Яковлев стал начальником производственно-конструкторского бюро Спецавиатреста Авиапрома, с 1935 по 1956 – главным конструктором. В 1940-1946 гг. – одновременно заместитель наркома авиационной промышленности. Под руководством Яковлева созданы многие широко известные самолёты, в том числе массовые учебные самолёты УТ-2 и УТ-1, бомбардировщик Як-4, истребители Як-1, Як-7, Як-9, Як-3, которые составили около 60% (свыше 36 тысяч экземпляров) построенных в годы Великой Отечественной войны истребителей и были в числе лучших самолётов своего класса. Они отличались оптимальным сочетанием скорости, вооружения и манёвренности и сыграли большую роль в разгроме немецко-фашистской авиации.
Работа ОКБ А. С. Яковлева по истребителям началась в 1939 г. Надо было дать истребители, скорости которых, по крайней мере, на 100 км/ч превышали бы скорость И-16 и достигали бы 600 км/ч на боевой высоте, превосходя тем самым достижения любых зарубежных истребителей. Объективные возможности для этого были. Уже имелись мощные двигатели, например М-105. И-26 – первый опытный истребитель А. С. Яковлева, прототип всех его последующих многочисленных поршневых истребителей, размеры, формы и конструкция которых повторяли в основном исходный тип. Схема – одноместный низкоплан с двигателем М-105П в 1050 л. с. (первоначально предполагался М-106 в 1350 л. с.) и винтом ВИШ-61П. Конструкция смешанная.
Истребитель Як-1
Следующим этапом моего исследования стали модификации истребителей ОКБ им. А. С. Яковлева. И началось мое знакомство с истребителя Як-1.
Истребитель И-26 (Як-1) создавался под руководством А.С. Яковлева и был выпущен на испытания в 1940 году. Самолет представлял собой свободнонесущий моноплан смешанной конструкции, хорошо приспособленной к условиям массового производства. Это один из самых легких истребителей тех лет. Его взлетный вес – 2847 кг при весе пустого 2347 кг. Крыло площадью 17,15 квадратных метров деревянное, без разъемов, оклеенное полотном. Каркас оперения – дюралевый, обшивка – полотно. С двигателем ВК-105П истребитель развивал скорость до 580 км/час. Высоту в 5 тыс. м набирал за 5,4 мин. По своим пилотажным и боевым качествам Як-1 был в числе лучших фронтовых истребителей.
Особенностью этого самолета, кроме малого веса, является хорошая устойчивость и простота пилотирования. После испытаний и необходимых доработок И-26 запустили в серию и вскоре присвоили ему марку Як-1. В первой половине Великой Отечественной войны этот самолет стал одним из основных новых советских истребителей. В этом истребителе гармонично сочетались высокие летные характеристики и вооружение. По сравнению с основными истребителем Германии Bf-109E, Як-1 имел превосходство в скорости и во всех видах маневра.
Однако с появлением более совершенного Bf-109F летные данные Як-1 стали уже недостаточны. Тогда по инициативе КБ А.С. Яковлева и НИИ ВВС была проведена модификация мотора, благодаря чему на небольших высотах мощность мотора существенно возросла. Истребитель Як-1 с новым форсированным мотором, имевшим обозначение М-105ПФ, строился серийно с лета 1942 года. По скорости на малых и средних высотах этот самолет не уступал основным немецким истребителям Bf-109F и G, по маневренности превосходил их, но немного уступал по скороподъемности. В ходе серийного производства Як-1 неоднократно модифицировался. Одновременно со сменой мотора изменили и вооружение: вместо двух ШКАС поставили гораздо более эффективный пулемет УБ (12,7 мм). Затем усовершенствовали аэродинамику, установили радио и улучшили обзор верхней полусферы из кабины летчика. Все проводимые мероприятия позволяли непрерывно поддерживать высокие боевые качества Як-1, и этот истребитель состоял на вооружении советских ВВС до конца войны. По отзывам летчиков, Як-1 оказался гораздо проще в управлении, что позволяло без проблем справиться с ним летчикам даже с невысоким уровнем подготовки. Он был устойчив в полете, легко выходил из штопора и был послушен при взлете и посадке. Совершенствование самолета продолжалось параллельно с его выпуском — только в течение 1941 г. в его конструкцию было внесено свыше 7000 изменений.
Значительная часть «яков» была уничтожена в первый же день войны на земле, часть самолетов пришлось вывести из строя самим летчикам при отступлении из-за невозможности ремонта поврежденных машин и нехватки личного состава для передислокации. Однако уже первые встречи с немецкими самолетами показали, что этот истребитель — вполне достойный противник Bf-109. В марте 1942 г. газета «Красная звезда» сообщила о воздушном бое, проведенном в небе над Харьковом эскадрильей под командованием капитана Б. Еремина. 8 марта семерка Як-1 встретилась в воздухе с семеркой бомбардировщиков Ju-87 и Ju-88 под прикрытием 18 Bf-109. Советским истребителям удалось сбить 5 «мессершмиттов» и 2 «юнкерса», не понеся потерь.
7 августа 1942 г. восьмерка Як-1 из состава 32-го ИАП атаковала группу из 36 бомбардировщиков Ju-88 под прикрытием 10 истребителей Bf-109. Советские истребители сбили 11 немецких самолетов, потеряв два своих (оба летчика приземлились с парашютом).
Самолет пользовался любовью летчиков, невзирая на все недоработки, которые постепенно устранялись как производством, так и в полевых условиях механиками авиаполков, что позволяла неприхотливость его конструкции. На Як-1 воевал и стоявший в штате ПВО единственный женский 586-й ИАП, летчицы которого уничтожили 38 самолетов люфтваффе. Некоторые из них продолжили службу и в «мужских» авиационных частях. На счету одной из самых известных советских летчиц, гвардии младшего лейтенанта Лидии Литвяк, погибшей в 1943 г., было 11 сбитых немецких самолетов, в том числе и истребители Fw-190A и Bf-109 (по другим данным — 12 лично и 4 в группе).
Несмотря на то, что вскоре был начат выпуск других типов истребителей конструкции Яковлева, Як-1 выпускался до лета 1944 г., оставаясь с осени 1942 г. и почти до конца войны самым распространенным истребителем советских ВВС.
Истребитель Як-9
А чем же отличался истребитель Як-9 от других истребителей А.С. Яковлева?
Самолет истребитель Як-9 был создан в КБ А.С. Яковлева в конце 1942 года, он стал самым массовым истребителем советских ВВС в период Великой Отечественной войны. Опыт первого года воздушной войны на советско-германском фронте показал, что отечественные истребители в той или иной мере обладают одной слабой чертой – недостаточной энерговооруженностью (отношение мощности двигателя к весу самолета). Именно поэтому они уступали новым немецким истребителям Мессершмитт Bf-109F и Bf-109G в скороподъемности и вертикальном маневре. Повысить энерговооруженность можно было либо, заменив мотор более мощным, либо уменьшив полезную нагрузку (за счет снижения запаса топлива, ослабления вооружения и т.п.), либо облегчив конструкцию путем замены деревянных силовых элементов металлическими. Использовать последнее мероприятие конструкторы в первый год войны не могли, поскольку ощущался жесточайший дефицит цветных металлов. Но к концу 1942 г. ситуация стала меняться и появилась реальная возможность использовать легкие алюминиевые сплавы в конструкции хотя бы некоторых самолетов. Одним из них стал истребитель Як-9.
При его создании за основу был взят истребитель Як-7Б с мотором М-105ПФ. В КБ провели тщательную ревизию всей конструкции самолета с целью ее облегчения и заменили деревянные лонжероны крыла металлическими. Только одно это мероприятие позволило снизить вес примерно на 150 кг. Вооружение состояло из пушки и одного крупнокалиберного синхронного пулемета. Запас топлива был немного увеличен и улучшен обзор из кабины летчика. Производство Як-9 началось в конце 1942 года. Этот самолет обладал отличными пилотажными качествами и превосходной маневренностью, был устойчив на всех режимах полета. Як-9 имел лучшую скороподъемность и вертикальный маневр, чем Як-1 и Як-7Б, больше была и скорость. В целом Як-9 обладал существенно лучшей боеспособностью и мог с успехом бороться с лучшими истребителями противника.
На этом самолете производилась наиболее широкая специализация для различных видов боевой деятельности. В 1943 году был создан и выпускался крупной серией Як-9Т, вооруженный пушкой калибра 37 мм, а в 1944 году вышел Як-9К с пушкой калибра 45 мм. Эти истребители предназначались главным образом для атак наземных целей и борьбы с бомбардировщиками противника. В 1943 году на фронт пошли истребители Як-9Д, имевшие увеличенный запас топлива, а в 1944 году был создан и сверхдальний вариант – Як-9ДД, выпускавшийся небольшой серией. Если максимальная дальность полета Як-9 составляла 910 км, то у Як-9Д она была 1400 км, а Як-9ДД 1800 км. Небольшой серией выпускался и истребитель-бомбардировщик Як-9Б, в фюзеляже которого размещалось до 400 кг бомб. После создания и доведения до серии нового мощного мотора В.Я. Климова ВК-107А появилась редкая возможность резко повысить летные качества истребителя Як-9. В самом конце 1943 года появилась новая его модификация Як-9У. Этот самолет имел не только самую лучшую силовую установку, но и существенно улучшенную аэродинамику.
На испытаниях Як-9У показал прекрасные летные данные. По сравнению с другими советскими серийными истребителями Як-9У имел самую большую скорость и великолепную скороподъемность. Эти его показатели оказались рекордными для начала 1944 года. Як-9У отличался превосходной маневренностью, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. В 1944 году Як-9У запустили в серийное производство, и самолеты пошли на фронт. К сожалению, из-за недоведённости мотора ВК-107А летчики-фронтовики не могли использовать боевой режим работы мотора, дающий повышенную мощность. Но, несмотря на это, по сочетанию своих данных самолет Як-9У оставался одним из сильнейших самолетов Советского Союза периода Великой Отечественной войны и имел превосходство над самолетами противника. Производство этого самолета продолжалось в течение нескольких лет и после войны. Як-9У стал одним из последних советских поршневых истребителей с поршневым мотором.
Впервые новые Яки приняли участие в боевых действиях во время советского контрнаступления под Сталинградом во второй половине декабря 1942 года. Самолет понравился пилотам своей великолепной маневренностью, машина была легкой и приятной в управлении. В реальных условиях "Мессершмитты" подходили к линии фронта на большей высоте, чем Яки, а затем атаковали советские машины с пологого или крутого пикирования, используя энергию разгона. Если же бой неожиданно складывался не в их пользу, "мессеры" могли, перейдя в крутой набор высоты, уйти вверх и выйти из боя или повторить атаку с другого положения. А вот обзор назад из кабины Яка был лучше, чем у немецкого истребителя. Для того чтобы избежать внезапного удара сверху или сзади, немецкие пилоты применяли строй в виде клина пар. Всего было построено 16769 самолетов Як-9 в различных модификациях.
Выпуск Як-9 был начат в октябре 1942 г., причем серийно производилось 15 модификаций. В марте 1943 г. на фронте появился Як-9Т, оснащенный 37-мм пушкой НС-37. Размеры пушки вынудили несколько сместить назад кабину летчика, что стало основным внешним отличием самолета — помимо выступающего из кока на 160 мм орудийного ствола. Одного-двух попаданий из этого орудия было достаточно для уничтожения любого самолета противника, а бронебойные снаряды легко пробивали броню толщиной до 30 мм, позволяя «якам» поражать такие наземные цели, как средний танк Pz.HI. Гораздо увереннее стали чувствовать себя советские летчики и при встречах с ранее превосходившими советские самолеты по мощи залпа «фокке-вульфами», которые отныне избегали атаковать советские самолеты в лоб. А в апреле 1944 г. была выпущена серия из 53 машин Як-9К, имевших еще более мощное оружие — 45-мм пушку НС-45.
Одной из самых многочисленных модификаций стал выпускавшийся с мая 1944 г. Як-9М, конструкция которого была максимально унифицированной — его конструкция была близка к Як-9Д, но со сдвинутой назад кабиной аналогично Як-9Т. Важным усовершенствованием конструкции стало усиление крыла — случаи срыва обшивки на плоскостях «яков» были в 1943 г. настолько частыми, что стали причиной крайне тяжелого разговора в Кремле заместителя наркома П. В. Дементьева и самого Яковлева с И. Сталиным. (Причиной дефекта, как выяснилось, стало низкое качество компонентов нитрокраски советского производства, примененных взамен отсутствующих импортных.). На Як-9М были максимально учтены и другие недостатки, замеченные ранее при эксплуатации самолетов КБ Яковлева, — увеличена прочность фюзеляжа, предусмотрен аварийный сброс фонаря, установлен автомат регулирования температуры воды, изменены органы управления радиостанцией, укорочена ее антенна. С октября 1944 г. вместо двигателя ВК-105ПФ (с 1943 г. мотор М-105 получил название ВК по имени конструктора В. Климова) мощностью 1180 л. с. устанавливался ВК-105ПФ-2 (1240 л. с.). В феврале—марте 1944 г. было выпущено также чуть более 100 истребителей-бомбардировщиков Як-9Б, имевших за кабиной летчика четыре бомбоотсека, в которых могли размещаться 4 бомбы ФАБ-100 или 4 кассеты с противотанковыми авиабомбами ПТАБ массой 1,5 кг (32 бомбы в каждой кассете).
Последняя из «девяток» — Як-9У — получила новый высотный 1500-сильный двигатель ВК-107А и новый винт; вооружение состояло из 20-мм пушки ШВАК и двух 12,7-мм пулеметов УБС. Водяные и масляные радиаторы из носовой части фюзеляжа были перемещены в крыло. Максимальная скорость самолета увеличилась до 670 км/ч на высоте 5000 м, скороподъемность равнялась 1000 м/мин. За время войсковых испытаний, проведенных летчиками 163-го Седлецкого Краснознаменного истребительного авиационного полка в октябре—декабре 1944 г. тридцать два Як-9У приняли участие в 26 воздушных боях, сбив 28 немецких истребителей и потеряв лишь 2 (причем пилот одного из подбитых «яков» сумел дотянуть на поврежденном самолете до территории, занятой советскими войсками, и только тогда покинул его с парашютом).
Истребитель Як-3
А чем же знаменит истребитель Як-3?
Истребитель Як-3, создававшийся на базе Як-1, соединил в себе все преимущества своих предшественников и стал одним из лучших маловысотных легких истребителей. По воспоминаниям его главного конструктора, машина проектировалась «по принципу максимальной весовой отдачи при минимальных геометрических размерах». Все элементы конструкции были тщательно проанализированы в поисках возможности уменьшить вес самолета. Была проведена не менее тщательная работа по совершенствованию аэродинамических качеств. Получившийся самолет стал одним из самых легких — его взлетный вес равнялся всего 2690 кг. Оснащенный 1280-сильным двигателем ВК-105ПФ-2 истребитель развивал скорость до 646 км/ч и нес вооружение, состоящее из 20-мм пушки ШВАК и двух 12,7-мм пулеметов УБС. Появившийся на фронте в июне 1944 г., самолет сразу завоевал признание летчиков, отмечавших, что в маневренном скоростном бою равных ему практически не было. С августа 1944-го на этой машине воевали истребители 18-го ГвИАП, уничтожившие 427 немецких самолетов при потере 49 своих. А 18 апреля 1945 г. пилоты 3-го истребительного авиакорпуса, проведя 84 воздушных боя, сбили 76 немецких самолетов. Всего на счету этого авиакорпуса за 2 года его существования числилось 1953 сбитых немецких самолета, а его командир — дважды Герой Советского Союза генерал-майор Е. Я. Савицкий — одержал 22 победы.
На Як-3 заканчивали войну и многие лучшие советские асы — дважды Герой Советского Союза П. Покрышев, одержавший 31 победу в воздухе, Герои Советского Союза С. Амет-Хан, В. Макаров, В. Денисенко, имевшие по 30 сбитых. Список этот можно было бы продолжить.
На истребителях Яковлева сражались не только советские летчики. В июле 1943 г. на территории СССР в составе 303-й ИАД был сформирован полк «Нормандия», в рядах которого воевали французские добровольцы. Своим оружием французы избрали именно истребители Яковлева, на которых 1-й ИАП «Нормандия—Неман» воевал до окончания войны, сбив 273 немецких самолета.
Самолет истребитель Як-3 был спроектирован в КБ А.С. Яковлева в 1943 году. Проектирование Як-3 было ориентировано в первую очередь на резкое повышение летных данных, чтобы обеспечить ему решающее превосходство в воздушных боях с истребителями противника. Поскольку в начале 1943 года новых мощных моторов, подходящих для истребителя и выпускавшихся серийно, еще не было, то главное внимание конструкторов сосредоточилось на повышении аэродинамического и весового совершенства проектируемого самолета. За основу взяли истребитель Як-1. Ощутимое снижение аэродинамического сопротивления было достигнуто уменьшением размеров крыла и улучшением отдельных элементов компоновки. Не меньшее внимание уделялось и весовому анализу конструкции.
В итоге вес Як-3 по сравнению с Як-1 уменьшился почти на 200 кг. Помогли и моторостроители. Они провели второе форсирование мотора М-105ПФ, увеличив мощность на 80 л.с. Новый мотор М-105ПФ-2 (с 1944 ВК-105ПФ-2) пошел в серию. Комплекс проведенных мероприятий дал отличные результаты. В 1943 году на испытаниях Як-3 (под маркой Як-1М) продемонстрировал превосходную горизонтальную и особенно вертикальную маневренность, высокую скорость. Он был устойчивым и легко управляемым самолетом. С 1944 года самолет стали выпускать серийно. Воздушные бои показали полное превосходство Як-3 над истребителями противника. Действия авиационных частей, имевших на вооружении этот самолет, отличались большой эффективностью. Но, в плане тактического использования Як-3 не заменял другие истребители с большей дальностью и с мощным вооружением, но прекрасно дополнял их, воплощая в себе идею легкой, скоростной и маневренной боевой машины. Всего было построено 4848 самолетов Як-3.
Первые серийные самолеты направили в 91-й истребительный авиационный полк 2-й воздушной армии, который в июне 1944 г. принимал участие в наступательной Львовской операции. Более 40% летного состава полка составляли молодые пилоты, никогда не принимавшие участия в боях. Тем не менее, за полтора месяца они успешно выполнили 430 боевых вылетов, провели пять воздушных групповых боев, уничтожив 23 самолета противника. Свои потери составили два Як-3. Вывод пилотов был однозначен: "На высотах до 5000 м (выше боев не проводилось) Як-3 превосходит и Me-109 и ФВ-190. Як-3 легко догоняет истребители противника на вертикальном восходящем и нисходящем маневре".
С целью предельного облегчения на Як-3 был установлен минимально необходимый комплект бортового оборудования, позволивший вести бой днем в простых метеусловиях. Обязательным элементом оборудования была радиостанция, обеспечивающая двухстороннюю радиосвязь. Выпуск и уборка шасси, посадочных щитков, управление тормозами на всех истребителях Яковлева осуществлялись пневмосистемой.
Первые две сотни серийных Як-3 вооружались пушкой ШВАК и одним синхронным пулеметом УБ, а затем был установлен второй синхронный УБ. Из недостатков самолета летчики отмечали малый запас топлива, что делало неэффективной свободную охоту ввиду малой продолжительности боевого вылета. Поэтому Як-3 использовались в основном по вызову наземных постов. Другой недостаток – слабое крепление верхней обшивки крыла. Были даже зафиксированы случаи ее отрыва на выходе самолета из пикирования с максимальной скоростью. Однако бывали случаи, что, несмотря на такие повреждения, истребители совершали нормальную посадку. Зная опасную особенность машины, летчики старались не выходить на недопустимые режимы, потому неприятности скоро прекратились, и легкий маневренный Як-3 быстро завоевал популярность. Бесспорно, Як-3 – один из самых совершенных наших истребителей времен Великой Отечественной войны.
Истребитель Як-7
А какие летно-технические характеристики отличали Як-7 от других истребителей ОКБ имени Яковлева А.С.?
Ёще в марте 1940 г. встал вопрос о создании учебного самолета для подготовки летчиков к полетам на машинах нового поколения — ЛаГГ-3, МиГ-1 и Як-1. Задание на его разработку получило КБ Яковлева, уже имевшее опыт конструирования учебно-тренировочных машин УТ-1 и УТ-2. Выпуск созданного на базе Як-1 двухместного самолета УТИ-26 начался в апреле 1941 г. Однако данные нового самолета оказались столь многообещающими, что по инициативе инженера К. В. Синельщикова одну из машин попробовали переоборудовать в одноместный истребитель. С самолета сняли второй комплект оборудования и средств управления, установили бронеспинку, проектирование бензобаков, мотор-пушку ШВАК и два синхронных пулемета ШКАС; кроме того, предусмотрели пусковую установку 6 реактивных снарядов РС-82. Результат дал основания рекомендовать машину к серийному выпуску. По сравнению с Як-1 новый самолет, получивший название Як-7, имел лучшую продольную устойчивость и управляемость. Вторая кабина могла быть использована для перевозки грузов или технического состава при перебазировании, для эвакуации летчиков, совершивших вынужденную посадку или выбросившихся с парашютом, для размещения дополнительного топливного бака, бомб или оборудования.
Выпуск Як-7 в варианте одноместного боевого самолета был начат в сентябре 1941 г. Всего эта машина производилась в 10 модификациях. Наиболее многочисленная из них — Як-7Б — была оснащена 12,7-мм пулеметами УБС вместо 7,62-мм ШКАС и получила форсированный двигатель М-105ПФ. Для улучшения аэродинамики хвостовое колесо было сделано убирающимся. Весной 1942 г. в войска поступило также 22 самолета, оснащенных 37-мм пушкой МПШ-37. Только в 12 боях, проведенных летчиками на Як-7-37 в период войсковых испытаний, было сбито 10 немецких самолетов (советские истребители потеряли 4 машины).
Наиболее ожесточенные сражения советские летчики на Як-7 вели в период битвы за Сталинград. Немцами на этом участке фронта были брошены в бой такие асы, как эскадра JG53 «Пик ас» («Пиковый туз»). В ответ советское командование сформировало в составе 16-й воздушной армии несколько полков из наиболее опытных советских истребителей. Летчики только одного из них — 434-го ИАП под командованием майора И. И. Клещева — за 18 дней сбили 36 немецких самолетов.
С 20 августа 1942 г. в небе над Сталинградом сражалась и оснащенная Як-7Б 288-я истребительная авиационная дивизия (ИАД). Истребителями входящего в ее состав 4-го ИАП за период с 7 по 12 сентября было уничтожено 29
вражеских самолетов ценой потери 9 своих машин. Крупное воздушное сражение произошло 30 мая 1943 г. В этот день сорок пять Як-7Б вступили в бой с направлявшейся в сторону Ленинграда группой из сорока семи бомбардировщиков Не-111 и Ju-88 под прикрытием двадцати Fw-190 и Bf-109. Советскими летчиками было сбито 7 немецких бомбардировщиков и 11 истребителей; сами они потеряли 3 самолета.
Выпуск Як-7 был прекращен в июле 1944-го (всего выпустили 6400 машин всех модификаций, из них около 5400 боевых).
Заключение.
Великая Отечественная война явилась тяжелым испытанием для всего нашего народа, для нашей армии. В особенно трудном положении оказались Военно-Воздушные Силы Советского Союза. Производство боевых самолетов новых конструкций к началу Великой Отечественной войны еще не было развернуто в необходимом количестве. Но преодолев трудности, вызванные нападением гитлеровской Германии, авиационная промышленность нашей страны с каждым днем наращивала темпы производства боевой техники. И к 1943 году наша авиация завоевала преимущество в воздухе, превзойдя авиацию противника, как по количеству самолетов, так и по их качеству.
В результате исследования нами были охарактеризованы отличительные особенности изученных модификаций истребителей ОКБ А. С. Яковлева, их летно-технические характеристики.
В период 1941-1945 годы в ОКБ А. С. Яковлева было разработано большое количество модификаций истребителей: Як-9 в 15 модификациях, Як-7 в 10 модификациях. За годы Великой Отечественной войны истребители ОКБ А. С. Яковлева сражались на разных фронтах, участвовали во многих битвах за нашу Родину. Истребители Яковлева стали основным оружием советской истребительной авиации в годы Великой Отечественной войны.
В годы Великой Отечественной войны коллектив ОКБ А.С. Яковлева трудился с колоссальным напряжением и исключительно плодотворно. Была создана целая гамма выдающихся самолетов, прежде всего – истребителей. "Яки" выпускались на 15 заводах. Слова «Як» и «истребитель» стали синонимами. Суммарный суточный выпуск истребителей доходил до 38 машин. «Яки» составляли две трети советской истребительной авиации. За 1941-1945 годы было построено более 40 000 самолетов "Як": 35 086 истребителей Як-1, Як-7, Як-9, Як-3 и десятки их вариантов и модификаций; 4955 учебных самолетов УТ-2, применявшихся и как боевые; 380 связных и транспортных самолетов Як-6.
ОКБ А.С. Яковлева добилось наибольших успехов именно тогда, когда это больше всего требовалось Родине. В числе немногих предприятий оно было награждено в годы войны двумя орденами: орденом Ленина 18 сентября 1942 г. и орденом Красного Знамени 12 ноября 1944 г. Многие сотрудники ОКБ удостоились правительственных наград.
Летая на "Яке", свою первую Золотую Звезду получил трижды Герой Советского Союза А. Покрышкин, из 25 летчиков-истребителей – дважды Героев Советского Союза большинство всю войну или часть ее сражались на "Яках".
Литература.
Интернет - источники:
Сказочные цветы за 15 минут
Нора Аргунова. Щенята
Самый главный и трудный вопрос
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Мост из бумаги для Киры и Вики